Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Всемирная история является одним из ведущих предметов для учащихся общеобразовательной школы. Изучение всемирной истории имеет познавательное значени...полностью>>
'Документ'
Информация, не только является важной составляющей любого вида тайн. П.2 ст.2 Федерального закона от 27 июня 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информацио...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 9 » февраля 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д. 212.243.03. при Саратовском государственном университете по ад...полностью>>
'Документ'
Описание методики и порядок работы: школьникам предлагается внимательно выслушать и запомнить предлагаемый набор цифр, слов или фраз. Содержание запо...полностью>>

Книга "Откровенные рассказы странника ду­ховному своему отцу" с издания Введенской Оптиной Пустыни, 1991. Странности орфографии внезапно исчезающая и появляющаяся "

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

От сканировавшего

Здесь отсканирована книга "Откровенные рассказы странника ду­ховному своему отцу" с издания Введенской Оптиной Пустыни, 1991. Странности орфографии - внезапно исчезающая и появляющаяся "ять", строчная буква после восклицательного и вопросительного знака, внезапные дефисы и пр. максимально воспроизведены с текс­та этого издания. Ссылки на Библию опущены, цитаты вместо раз­рядки идут курсивом. Опущены также три последних, явно поддель­ных рассказа. Самое главное - то, что было вынесено в примечания блюстителями нравственности, вставлено на место, и теперь можно читать сплошной первоначальный текст, не ныряя время от времени в конец книжки.

РАССКАЗ ПЕРВЫЙ

Я по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник, самого низкого сословия, скитающийся с места на место. Имение мое следующее: за плечами сумка сухарей, да под пазухой Священная Библия; вот и все. В двадцать четвертую неделю после Троицына дня пришел я в цер­ковь к обедне помолиться; читали Апостол из послания к Солунянам, зачало 273, в котором сказано непрестанно молитеся. Сие изрече­ние особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддерживания своей жизни? Справился в Библии, и там увидел собственными глазами то же, что слышал - и именно, что надо непрестанно молиться, молиться на всякое время духом, воздевать молитвенные руки на всяком месте. Думал, думал, не знал, как решить.

- Спросил дьячка: что значит непрестанно молиться и как? Он от­ветил: "Как сказано, так и молись"... Я опять спросил: да как же не­престанно-то? Ну! еще стал спрашивать... сказал дьячок и ушел. Я пошел к попу: как непрестанно молиться? - спросил его. Поп ответил: чаще ходить в церковь, править молебны, ставить свечи, класть больше земных поклонов. - Да где же об этом сказано в Библии? - спросил я. - Где дураку читать Библию! Вот и читать-то ее не велено, нам только велено читать сию книгу. Сказавши это, поп прогнал ме­ня.

Что мне делать, - подумал я, - где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление. Пришел в собор в день вос­кресный, в неделю о Мытаре и Фарисее была проповедь из текста: Фарисей же, став, еще в себе моляшеся, вся проповедь состояла из того, что потребно для истинной молитвы, и как недостойна молитва без должного к ней приуготовления. - Например, проповедник гово­рил: "если желаешь, чтобы молитва твоя была истинная, чтобы при­несла плод во спасение, и была бы не отвергнута, и услышана Бо­гом: стяжи во-первых веру твердую, очисти ум от помыслов лукавых, отложи всякое житейское попечение, уготовай сердце свое в храм Духу Святому, изгони из него всякое сластолюбие, укрась и обнови его чистотою и усердием; увяди плоть пощением и воздержанием и умертви уды сущия на земли, со всеми будь мирен, храня мир и свя­тыню, и тако утвердившись сими подвигами приноси дар твой к ал­тарю, возноси чистую молитву на жертвенник Божий, и молитва твоя будет услышана и спасет тебя. - А иначе, если ты без достодолжного приуготовления показанными тебе добродетелями, и не предочис­тившись прежде покаянною и воздержною жизнию рассеянно и хладно приступишь к молитве, то ты лишишь ее крыл, не дашь ей силы действовать, а таковая молитва твоя не только будет безус­пешна, но еще и оскорбительна для Бога, и для тебя пагубна, и об­ратится тебе в грех, как сказано в псалмех: "и молитва его да будет в грех".

- Услышав это, я испугался, и думал: как мне быть, ничего приуго­товительного к молитве во мне нет, да и впредь не вижу в себе на­дежды на многотрудное сне приуготовление. И так с унынием души я вышел из церкви. Пришедши на квартиру, стал справляться с Би­блией и поверять ею слышанное. "Стяжи во-первых веру твердую... Как же я стяжу, когда вера не от нас. Божий бо есть дар? Чтобы по­лучить дар, надобно о нем молиться, просите и дастся вам; а про­поведник сказал: стажи прежде веру, а потом уже и молись! Это сов­сем наоборот! Да еще прибавил и твердую, которой и сами апостолы не имели, и просили: Господи! приложи нам веру... Еще говорил: чтобы истинно молиться, очисти ум от помыслов, отвергни житей­ские попечения, а в Библии сказано: належит человеку помышление на злое от юности его; и даде Господь человеком помышления лу­кавыя, да не в горшая уклонятся. И поэтому следует прежде мо­литься, чтобы очистился неудержимый ум; а если своими силами стараться очистить ум от помыслов, да и дожидаться сего очищения, то и весь век не будешь молиться!.. И это не так им сказано, - Далее говорил: укрась, обнови сердце чистотою и усердием, для Истинной молитвы. - Можно ли самому себе вновь переделать сердце, когда един Бог даст сердце ино и дух новый даст нам? Да и пророк Давид не прежде очистил сердце, а прежде молился об очищении сердца: сердце чисто созижди во мне Боже вопиял... Воздержанием умертви уды сущия на земли. Да и этого без молитвы сделать нельзя: пример сему Апостол Павел, прежде молившийся три краты об отвращении и побеждении искушения, и сказавший: "Сим аз умом работаю зако­ну Божнию; плотию же закону греховному". Может ли быть оскорби­тельною для Бога молитва без достодолжного приуготовления, когда она будет приносима о достодолжном приуготовлении? Из всех мо­литв, изображенных в Библии, видно, что они приносились для очи­щения от грехов; а не предварительное очищение от грехов предше­ствовало молитве. - Манассиина молитва сему свидетель. И так сличивши все это с Библией, я увидел, что проповедь совсем была без правильного основания и без опыта, и все поставлено было в ней вверх ногами или наоборот... Я, успокоившись Библией, пе­рестал о слышанном думать; а сожалел токмо о том, что не слышал: что значит непрестанно молиться и как? Сия мысль заботливо дер­жалась во мне...

Настала крестопоклонная неделя, я пошел к обедне в академию. Там ученый проповедник сказывал поучение о молитве Иисуса Христа на Кресте, служащей примером для наших молитв, и осно­вался на тексте: "молящеся на всякое время духом"... Услышав сие, обрадовался я, думая, что он при сем непременно растолкует и то, что значит непрестанно молиться и как? - Проповедник все доказы­вал потребность молитвы духом: не в наборе слов должна состоять молитва, - говорил он, - не во внешнем лишь предстоянии; не в обычном только хождении на общественные славословия и нередко для тщеславия; не во многом чтении молитв и не в продолжитель­ности песнопений, но в силе, во внимании, в пламенном усердии, в смиренном возношении ума и сердца к Богу. Словом: молитва должна преимущественнее всего приноситься духом; дух человече­ский с ревностным порывом и пламенным желанием должен возно­сить свою молитву. И таковая истинная молитва в одно мгновение пройдет небеса, одним искренним, исполненным теплоты, веры и любви вздохом достигнет до престола Божия, будет услышана и принесет желанный плод. Истинная молитва духом во всем должна быть противоположна наружным тщеславным молитвам, долго про­должаемым без теплоты сердечной, по подобию фарисеев; отчего и Иисус Христос удерживал учеников своих, говоря: "в молитве не лишше глаголите". - Выслушав все это, я не удовлетворил моего желания и опять остался в недоумении: как молиться непрестанно? Пришедши, с горя опять принялся за Библию... Читал, читал, да на­чал размышлять: как же так? Проповедник толковал текст: "Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом" - И при сем толковании не только не открыл, каким образом можно молиться "на всякое время" - т.е. всегда; но еще не одобрил и продолжительные молитвы и советовал молитву хотя краткую, но пламенную. В этом он сам себе противоречил; да и в Библии говорится, что должно всегда, постоянно молиться, а не кратким вздохом проходить небе­са! Пророки учат о сем так: "приближайся к Богу твоему выну, пом­ни Господа твоего выну; во всех путях твоих памятуй Его" а не только при кратком пламенном вздохе. Да и духа и сердца самому собою воспламенить нельзя; и сего прежде испрашивал молитвою св. пророк Давид - говоря: "Разжи утробы моя и сердце мое"... Да еще проповедник к подкреплению мысли своей о преимуществе краткой, усердной молитвы привел слова Иисуса Христа: "в молит­ве не лишше глаголите", тогда как они совсем не для охуждения продолжительной молитвы сказаны, а для того, чтобы не предлагать в молитве многих излишних прошений о жизненных потребностях, подобно язычникам. Молитву не токмо продолжительную, но и всег­дашнюю заповедал Господь и изъяснил в притче, что всегда подо­бает молиться и не унывать. Проверив все это Библией и не по­лучив в слышанных проповедях удовлетворения желанию моему уз­нать, как непрестанно молиться, я пошел в путь мой далее...

Подхожу еще к одному городу. Спрашиваю, есть ли тут духовные поучительные наставники? И слышу, что есть протопоп, почтенный старичок, набожный и строгий, так что когда сказывает поучение, то весь народ со умилением и воздыханиями по окончании обедни вы­ходит из церкви. Услышав сие, я возрадовался и нетерпеливо ожи­дал следующего праздничного дня, чтобы послушать такого мудрого учителя...

Может быть найду у него разрешение недоумения моего и о не­престанной молитве.

В первый воскресный день я пошел к обедне и нарочно стал поближе к алтарю. Вот и вышел протопоп сказывать проповедь, и что же? по счастию моему, он начал свое поучение из следующего текста: "Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам".. Услышав это, я с восхищением перекрестился и приклонил ухо со вниманием. - После многих доказательств о необ­ходимости молитвы, он начал показывать способы и средства, по­средством которых молитва может быть богоугодною и бывает вы­полнимою: "Господь для достодолжной молитвы таковой изрек при­мер: (сказал он) "толцыте и отверзется вам", толкают же не сло­вами, а делами: так и нам должно толкать в дверь милосердия Бо­жия, - толкать не одними только словами, но и делами. Не принесет тебе никакой пользы то, хотя бы ты день и ночь молился, но не де­лал бы дел благочестия: дел веры, дел любви к ближним, дел благо­творения и дел отвержения всего греховного! - Какая польза будет тебе от молитвы, если ты в церковь ходишь реже, нежели в кабак? А церковь есть дом молитвы, дом Божий, где сам Господь обитает, по­думай, если ты намерен лично просить о чем-либо Царя, то не дол­жен ли часто ходить во дворец Его, чтобы получить к нему доступ? Какая тебе польза от молитвы, если ты бессчетно тратишь деньги на твое сластолюбие, на роскошь и домашнее убранство, и, пришедши в церковь на молитву, не поставишь свещи пред иконою; скупишься и жалеешь положить побольше в церковное строение, или подать на пропитание нищих братий? а писание говорит: молитвою и ми­лостынями очищаются грехи... Без сих дел благочестия, без сих христианских добродетелей и любви, ты не можешь стучать в двери милосердия Божия, и молитва твоя будет токмо напрасным и пустым воплем, оскорбляющим слух Божий... По окончании проповеди я за­думался: как же он сказал, - подумал я, - что не будет пользы, если бы кто день и ночь молился, но не делал бы дел благочестия? Разве это не дело благочестия - молиться день и ночь? Если бы день и ночь провождались в молитве, то не оставалось бы времени на дела злочестия. - А также и в Библии сказано: Не услышит ли Господь во­пиющих к Нему день и нощь?... "Молитва не услышится без отвер­жения грехов". Да что же и способствует к побеждению греха, как не частая всегдашная молитва? "Молитва не услышится без дел веры, без дел благотворения". Да как же услышана и принесла плод мо­литва утопавшего маловерного Петра? "Молитва не услышится без частого хождения в церковь"... Видно, подумал я, писавши это, про­поведник забыл, что сказал св. пророк Давид: "На всяком месте вла­дычествия Его благослови, душе моя, Господа" - и что сказал св. ар­хидиакон Стефан: "Господь не в рукотворенных храмах живет". Что­бы увериться, что все сказанное делается не таким порядком, я рас­крыл Библию и прочел у пророка Исаии в 55 главе следующее на­ставление: (прежде всего) "Взыщите Господа и внегда обрести вам того призовити, (потом) егда же приближится к вам, (тогда) да оста­вит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя и да обра­тится ко Господу и помилован будет яко по премногу оставит грехи ваша". Здесь я увидел совсем противоположную постепенность, во­первых, надо взыскать Господа и призывать Его в молитве. Потом, когда Он чрез сие приближится, тогда уже должно стараться остав­лять, при помощи Его, дела греха, и обратиться ко Господу, т.е. к ис­полнению Его заповедей. И так, по выслушании всех сих пропове­дей, не получив понятия, как непрестанно молиться, я уже не стал слушать публичных проповеданий, а решился при помощи Божией искать опытного и сведущего собеседника, который бы растолковал мне о непрестанной молитве по неотступному влечению моему к се­му познанию.

Долго я странствовал по разным местам: все читал Библию, да расспрашивал, нет-ли где какого духовного наставника или благого­вейного опытного водителя? По времени сказали мне, что в оном селе живет уже давно господин и спасается: имеет в доме своем церковь, никуда не выезжает и все Богу молится, да беспрестанно читает душеспасительные книги. Услышавши это, я уже не шел, а бежал в сказанное село, достиг и добрался до помещика.

- Какую имеешь до меня нужду? - спросил он меня.

Я слышал, что вы человек богомольный и разумный; потому и прошу вас, ради Бога, растолковать мне, что значит сказанное у Апостола: непрестанно молитеся, и каким образом можно непре­станно молиться? Желательно мне сие узнать, а понять никак не мо­гу.

Барин помолчал, пристально посмотрел на меня, да и говорит: "Непрестанная внутренняя молитва есть беспрерывное стремление духа человеческого к втеканию в божественный центр. - Чтоб из­учить сие сладостное упражнение, следует наклонить к сему силу воли и чаще просить Господа, чтоб научил Он непрестанно молить­ся". Не разумею я сих слов ваших, - сказал я, - прошу растолковать мне попонятнее! - Это для тебя высоко, - ответил господин, - ты не поймешь; а молись так, как знаешь, молитва сама собою откроет те­бе, каким образом может быть непрестанною; для сего потребно свое время"...

Сказавши это, он велел накормить меня, дал на дорогу и отпус­тил. И не растолковал.

Опять я пошел; думал-думал, читал-читал, размышлял-

размышлял о том, что сказал мне барин и не мог-таки понять, а хо­тел очень уразуметь, так что и ночи не спались. Прошел верст двес­ти и вот вхожу в большой губернский город. Увидел там монастырь. Остановившись на постоялом дворе, услышал, что в этом монасты­ре настоятель добрейший, богомольный и странноприимный. Пошел к нему. Он принял меня радушно, посадил и начал угощать.

Отче святый! - сказал я, - угощение мне не нужно, а я желаю, чтоб вы дали мне духовное наставление, как спастись?

Ну как спастись? Живи по заповедям, да молись Богу, вот и бу­дешь спасен!

Я слышу, что надо непрестанно молиться, но не знаю как непре­станно молиться, и не могу даже понять, что значит непрестанная молитва. Прошу вас, отец мой, растолковать мне это.

Не знаю, любезный брат, как еще растолковать тебе. Э! Постой, есть у меня книжка, там растолковано, и вынес святителя Дмитрия духовное обучение внутреннего человека. Вот, читай на этой стра­нице.

Я начал читать следующее: "Обычно есть в Священном писании дело часто творимое нарицати непрестанным, т.е. выну (всегда) творимым; яко и сне: "в первую скинию выну вхождаху Священни­цы", то есть часто, или по вся дни в установленные на то часы. По­добно и молитва, часто деемая, вменяется яко непрестанно твори­мая". - Вот понимаешь ли, что значит непрестанная молитва? Не знаю, как это согласить, чтобы было все одно и то же, что часто и что непрестанно!.. Да вот, позвольте, несколько строк пониже сей же святитель вот что пишет: "Еще оная апостольская словеса: "непрестанно молитеся" должно разуметь о творимой умом молит­ве: ум бо может всегда вперен быть в Бога и непрестанно ему мо­литься".

Растолкуйте мне это, каким образом ум всегда может быть впе­рен в Бога, не отвлекаться и непрестанно молиться.

Это весьма мудрено, разве кому сам Бог так даст, сказал настоя­тель. И не растолковал.

Переночевавши у него, и на утро поблагодаривши за ласковое станноприятие, я двинулся далее в путь, и сам не зная куда. Горевал о своем непонятии, да для отрады читал св. Библию. Шел так дней пять по большой дороге; наконец, под вечер, нагнал меня какой-то старичок, по виду как будто из духовных.

На вопрос мой он сказал, что он схимонах из пустыни, которая верстах в 10, в сторону от большой дороги, и звал меня зайти с ним в их пустыню. У нас, говорил, странников принимают, успокаивают и кормят вместе с богомольцами на гостинице.

Мне что-то не хотелось заходить, и я отвечал на приглашение его так: покой мой зависит не от квартиры, а от духовного наставления; за пищей же я не гонюсь, у меня много сухарей в сумке.

А какого рода ты ищешь наставления и в чем недоумеваешь?

Зайди, зайди, любезный брат, к нам; у нас есть опытные старцы, мо­гущие дать духовное окормление и наставить на путь истинный, при свете слова Божия и рассуждения св. отцов.

Вот видите, батюшка, около году тому назад, как я, бывши у обедни, услыхал в Апостоле таковую заповедь: непрестанно моли­теся. Не умея этого понять, я начал читать Библию, И там также во многих местах нашел повеление Божие, что надо непрестанно мо­литься, всегда, на всякое время, на всяком месте, не токмо при всех занятиях, не токмо в бодрствовании, но даже и во сне. Аз сплю, а сердце мое бдит. Это очень удивило меня, и я не мог понять, как можно сие исполнить и какие к тому способы; сильное желание и любопытство возбудилось во мне; и день и ночь из ума моего сие не выходило. А посему я стал ходить по церквам, - слушать проповеди о молитве, но сколько их ни выслушал, ни в одной не получил на­ставления, как непрестанно молиться, все только говорено было о приготовлении к молитве или плодах ее и подобное, не научая, как непрестанно молиться и что значит таковая молитва.

Я часто читал Библию и ею поверял слышанное; но и при сем не находил желаемого познания, а только видел, что в проповедях го­ворено было не так, как содержится в Библии, все как-то мне каза­лось навыворот, день и ночь из ума моего это не выходило. И так я до сих пор остался в недоумении и беспокойстве.

Выслушав это от меня, старец перекрестился и начал говорить: благодари Бога, возлюбленный брат, за сие открытие Им в тебе не­преодолимого влечения к познанию непрестанной внутренней мо­литвы. Познай в сем звание Божие и успокойся, уверившись, что до сего времени совершалось над тобою испытание согласия твоей во­ли на глас Божий и даваемо было разуметь, что не мудростию мира сего, и не любознательностию внешнею достигают небесного света, непрестанной внутренней молитвы, но напротив, нищетою духа и деятельным опытом обретается оное в простоте сердца. А посему нисколько не удивительно, что ты не мог слышать о существенном деле молитвы, и познать науку, как достичь непрестанного действия оной. Да и правду сказать, хотя не мало проповедуют о молитве, и много есть о ней поучений различных писателей, но поелику все их рассуждения основаны большею частию на умозрении, на сообра­жениях естественного разума, а не на деятельной опытности, то бо­лее они и поучают о принадлежностях, нежели о сущности самого предмета и не понимают внутренней последовательности духа, иной прекрасно рассуждает о необходимости молитвы, другой о ее силе и благотворности; третий о сопутствующих средствах к совершенству молитвы, то-есть о том, что для молитвы необходимо нужно усер­дие, внимание, теплота сердца, чистота мысли, примирение со вра­гами, смирение, сокрушение и проч. А что такое молитва? и как на­учиться молиться? - на эти, хотя и первейшие и самонужнейшие во­просы, весьма редко у проповедников сего времени можно находить обстоятельные объяснения поелику они труднее для понятия всех вышеисчисленных их рассуждений и требуют таинственного практи­ческого ведения, а не одной токмо школьной научности. Да что еще всего сожалительнее, что суетная стихийная мудрость заставляет измерять Божие мерилом человеческим. Многие о деле молитвы рассуждают совсем превращенно, думая, что приуготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает по­двиги и все добродетели, - как слышал и ты в поучениях, а по сему и воспрещают касаться молитвы, предписывая прежде приуготовить себя подвигами добродетелей и побеждением страстей к досто­должной молитве. В сем случае они плоды или последствия молит­вы неправильно принимают за средства и способы к оной, и сим уничижают силу молитвы. И это совершенно противно священному писанию: ибо Апостол Павел дает наставление о молитве в таковых словах: молю убо прежде всех (прежде всего) творити молитвы. - Здесь первое наставление в изречении Апостола о молитве есть то, что он поставляет дело молитвы прежде всего: молю прежде всех творити молитвы. Много дел благих, которые требуются от хрис­тианина, но дело молитвы должно быть прежде всех дел, потому что без нее не может совершиться никакое другое дело благое. Не мож­но без молитвы найти путь ко Господу, уразуметь истину, распять плоть со страстьми и похотьми, просветиться в сердце светом Хрис­товым и спасительно соединиться без предварительной, частой мо­литвы. Я говорю частой, ибо и совершенство и правильность молит­вы вне нашей возможности, как говорит и св. Апостол Павел о чесом помолимся, яко же подобает, не вемы, следственно токмо частость, всегдашность оставлена на долю нашей возможности, как средство к достижению молитвенной чистоты, которая есть матерь всякого ду­ховного блага. Стяжи матерь, и произведет тебе чад, говорит св. Исаак Сирин, научись приобрести первую молитву и удобно испол­нишь все добродетели, А об этом-то и неясно знают и немного гово­рят мало знакомые с практикою, и с таинственными учениями св. от­цов.

В сем собеседовании мы нечувствительно подошли почти к самой пустыне. Чтобы не упустить мне сего мудрого старца, а скорее по­лучить разрешение моего желания, я поспешил сказать ему: сделай­те милость, честнейший батюшка, объясните мне, что значит непре­станная внутренняя молитва, и как научиться оной: я вижу, что вы подробно и опытно это знаете.

Старец принял сие мое прошение с любовию и позвал меня к се­бе: зайди теперь ко мне, я дам тебе книгу св. отцов, из которой ты ясно и подробно можешь уразуметь и научиться молитве, при помо­щи Божией. Мы вошли в келию, и старец начал говорить следующее: непрестанная внутренняя Иисусова молитва есть беспрерывное, ни­когда непрестающее призыванне Божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем, при воображении всегдашнего Его присутствия, и прошении Его помилования, при всех занятиях, на всяком месте, во всяком времени, даже и во сне. Она выражается в таковых словах: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! И если кто на­выкнет сему призыванию, то будет ощущать великое утешение, и потребность творить всегда сию молитву так, что уже без молитвы и быть не может, и она уже сама собою будет в нем изливаться.

Теперь понятно ли тебе, что есть непрестанная молитва? - Очень понятно, отец мой! Бога ради научите меня, как ее достигнуть! - вос­кликнул я от радости. Как научиться молитве, о сем прочтем вот в этой книге. Сия книга называется Добротолюбие. Она содержит в себе полную и подробную науку о непрестанной внутренней молит­ве, изложенную двадцатью пятью св. отцами, и так высока и полез­на, что почитается главным и первейшим наставником в созерца­тельной духовной жизни, и, как выражается преподобный Никифор, "без труда и потов в спасение вводит". - Неужели она выше и святее Библии? - спросил я.

- Нет, она не выше и не святее Библии, а содержит в себе свет­лые объяснения того, что таинственно содержится в Библии, и не удоборазумно по высоте своей для нашего недальновидного ума. Я представляю тебе сему пример: солнце есть величайшее, блиста­тельнейшее и превосходнейшее светило; но ты не можешь созер­цать и рассматривать его простым, неогражденным глазом. Потреб­но известное искусственное стекло, хотя в миллионы раз меньшее и тусклейшее солнца, чрез которое мог бы ты рассматривать сего ве­ликолепного царя светил, восхищаться и принимать пламенные лучи его. Так и священное писание есть блистательное солнце, а Добро­толюбие - то потребное стекло.

Теперь слушай - я буду читать, каким образом научиться непре­станной внутренней молитве. - Старец раскрыл Добротолюбие, отыскал наставление св. Симеона нового Богослова и начал: "сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т.е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять домыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие".

Потом старец все сие мне растолковал, показал сему пример, и мы еще прочли из Добротолюбия св. Григория Синаита, да и препо­доб. Каллиста и Игнатия.

Все, прочтенное в Добротолюбии для поверки, старец мне указал по разным местам Библии и сказал: вот смотри, откуда все сие по­черпнуто. - Я с восхищением внимательно слушал все, поглощал памятию и старался как можно подробнее все помнить. Так мы про­сидели всю ночь и не спавши пошли к заутрени.

Старец, отпуская меня, благословил и сказал, чтоб я, учась мо­литве, ходил к нему с простосердечным исповеданием и откровени­ем, ибо без поверки наставника самочинно заниматься внутренним деланием неудобно и малоуспешно.

Стоя в церкви, я чувствовал в себе пламенное усердие, чтобы как можно прилежнее изучить внутреннюю непрестанную молитву и про­сил о том Бога, чтобы Он помог мне. Потом думал, как же я буду хо­дить к старцу на совет или на дух с откровением; ведь на гостинице больше трех дней жить не дадут, около пустыни квартир нет?.. Нако­нец, услышал, что версты за 4 есть деревня. Пришел туда искать себе места; и по счастию моему Бог показал мне удобство. Я нанял­ся там на все лето у мужика стеречь огород, с тем, чтобы и жить мне в шалаше на сем огороде одному. Слава Богу! - нашел спокойное место. И так стал жить и учиться, по показанному мне способу, внут­ренней молитве, да похаживать к старцу. С неделю я пристально за­нимался в уединении моем на огороде изучением непрестанной мо­литвы, точно так, как растолковал мне старец. Вначале как будто де­ло и пошло. Потом почувствовал большую тягость, лень, скуку, одо­левающий сон, и разные помыслы тучею надвигались на меня. Со скорбию я пошел к старцу и рассказал ему мое положение. Он, лю­безно встретивши меня, начал говорить: это, возлюбленный брат, война против тебя темного мира, которому ничто в нас так не страш­но, как сердечная молитва, и потому он всячески старается, чтобы помешать тебе, и отвратить от изучения молитвы. Впрочем, и враг действует не иначе, как по воле Божией и попущению, сколько это для нас нужно. Видно еще потребно тебе испытание к смирению, а потому еще и рано с неумеренным рвением касаться высшего сер­дечного входа, дабы не впасть в духовное корыстолюбие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Составление и общая редакция игумена андроника (а с. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С

    Документ
    Два имени — подобно двум кризисам в жизни от­дельного человека — разграничивают возрасты европей­ской мысли. Платон и Кант — вот эти два водо­раздела, отделяющие неведомое, теряющееся в космого-ниях седой древности начало философии

Другие похожие документы..