Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По доверенности от 01.01.2012 года № 101-Ю от члена Правления СРО НП «ЮграСтрой», Генерального директора ООО «Строительно-финансовая компания «Сургут...полностью>>
'Документ'
«Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в средней школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы ...полностью>>
'Решение'
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос...полностью>>
'Документ'
Следует заметить, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педаг...полностью>>

Web- сайт как средство обеспечения доступа к информационным ресурсам и развития информационной культуры инвалидов по зрению

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

WEB- сайт как средство обеспечения доступа к информационным ресурсам и развития информационной культуры инвалидов по зрению.

Ветошкина Т.В., зам. директора ГУК «Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих».

Для построения общества, основанного на знаниях, ведущая роль новых информационных технологий и электронных ресурсов очевидна – они обеспечивают широкое распространение и доступность документов, информации и знаний для всех граждан. Особую роль они играют для людей, имеющих проблемы со здоровьем, в частности, для инвалидов по зрению. Наличие документов в цифровом формате и поисковых систем существенно расширяет возможности незрячих людей в получении образования, повышении уровня грамотности, овладении профессией, расширении кругозора, освоении мирового культурного наследия. Новые технологии позволяют снять многие ограничения, в первую очередь, связанные со сложностями перемещения инвалидов, физической недоступностью для них многих учреждений, в том числе и библиотек, удаленностью проживания от региональных центров и др.

В течение длительного времени единственным способом обеспечения инвалидов по зрению информационными материалами была технология репродуцирования документов в альтернативные форматы («говорящие» и рельефно-точечные книги), требующая значительных временных и материальных затрат, и отражающая при этом не более 2 % от общего информационного потока, доступного зрячим. Таким образом, люди, страдающие недостатком или отсутствием зрения, оказывались в стороне от многих достижений науки, культуры, искусства.

Ситуация изменилась благодаря широкому распространению компьютерных технологий и Интернет: инвалиды по зрению получили возможность оперативного доступа к информационным ресурсам и эффективный способ обмена информацией. В настоящее время обеспечение доступности электронных ресурсов людям, не способным читать печатные тексты в силу физических ограничений, становится общемировой тенденцией. Законодательные акты многих стран мира требуют для инвалидов равных прав доступа к Интернет-ресурсам.

В России с 1 января 2009 года, так же, введен государственный стандарт «Интернет - ресурсы: Требования доступности для инвалидов по зрению», который устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации [6].

То есть выставленные в Сети интернет- ресурсы должны быть максимально доступными для всех пользователей. На данном этапе технологического развития решение этой задачи в отношении инвалидов по зрению может быть обеспечено двумя способами: во-первых, посредством использования адаптивной техники (программ чтения с экрана, синтезаторов речи, брайлевских дисплеев и принтеров); во-вторых, путем адаптации дизайна веб-продукции. Оба метода одинаково важны: вспомогательное оборудование обеспечивает незрячих возможностью работать с информацией тем способом, который более удобен в каждом конкретном случае (с помощью речевого выхода или брайлевской строки), а адаптированный дизайн позволяет техническим средствам беспрепятственно считывать информацию.

Реализация этих двух способов обеспечения доступа к информации имеет особое значение при создании веб-сайта специальных библиотек, обслуживающих незрячих и слабовидящих пользователей. Создание веб-сайт специальной библиотеки не только свидетельствует об уровне освоения ею новых информационных технологий, не только является средством формирования положительного современного библиотечного имиджа. Прежде всего, разработка сайта позволяет обеспечивать качественно новый уровень библиотечно-информационного сервиса для незрячих и слабовидящих пользователей информации.

Основные требования, которые должны соблюдаться при создании сайта, ориентированного на незрячих и слабовидящих пользователей:

    1) Внешний вид сайта библиотеки будет зависеть от того, каким его захотят видеть библиотекари и насколько грамотно смогут донести свою идею до дизайнера и программиста.  Именно профессионалы библиотечно-информационного обслуживания, до тонкостей изучившие специфику библиотечной работы и информационные потребности своих пользователей, могут четко сформулировать концепцию библиотечного сайта, на основе которой в дальнейшем дизайнер будет разрабатывать художественное оформление, а программист искать техническое решение задачи.

    2) При разработке библиотечного сайта во главу угла должны ставиться информационные потребности пользователей.

    3) Каким бы ни было информационное наполнение библиотечного сайта, для многих пользователей, испытывающих проблемы при чтении обычного текста, оно окажется бесполезным без правильно подобранного дизайна. Дизайн и техническое исполнение веб-страницы должны отвечать требованиям удобства работы с ней, контекстного поиска и доступности информационной составляющей, как слабовидящим, так и тотально слепым пользователям, работающим с технологиями адаптивного доступа. Другими словами, все элементы сайта должны адекватно восприниматься программами чтения с экрана и, при необходимости, настраиваться  под возможности зрительного восприятия слабовидящих с использованием стандартных настроек браузеров.

В настоящее время появление библиотечных сайтов стало массовым явлением. Но, к сожалению, не все сайты библиотек, даже библиотек для незрячих, рассчитаны на пользователя с ограничением зрения. Поэтому перед нами встала задача- создать сайт, доступный для всех категорий пользователей.

При разработке сайта, предназначенного для незрячих и слабовидящих пользователей нами были использован теоретико-методологический подход к проектированию контента сайтов, разработанный в трудах сотрудников НИИ ИТ СС и преподавателей кафедры ТАОИ КемГУКИ [1,2,3,4,5,9].

Кроме главной задачи- доступности сайта для незрячих и слабовидящих пользователей, необходимо было решить следующие задачи:

  • Создать сайт с такими информационными функциями, которые будут побуждать посетителей возвращаться на эти страницы, пользоваться сайтом регулярно;

  • Предоставить пользователям возможности обмениваться информацией, задавать вопросы библиотекарю, тем самым способствовать развитию взаимодействия читателей с персоналом библиотеки, и друг с другом;

  • На созданном «контенте» установить дружелюбный интерфейс, сориентированный на восприятие незрячего пользователя, а не библиотекаря;

  • Разрешить пользователям производить настройки в соответствии с их потребностями, например, для слабовидящих менять цвет букв и фона, для облегчения чтения, увеличивать или уменьшать текст;

  • Предоставить на сайте информацию по услугам и ресурсам библиотеки для незрячих пользователей;

  • Создать простые инструменты, позволяющие сотрудникам библиотеки своевременно вносить обновления, поддерживая актуальность сайта.

Таким образом, на сайте должны были сочетаться традиционные для сотрудников библиотеки продукты, услуги с требованием доступности информации для инвалида по зрению. С помощью сайта мы должны обеспечить пользователям с ограничением зрения возможность удаленного доступа к информационным ресурсам библиотеки.

Разработанный сайт Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих соответствует 10 принципам качества web-сайтов по культуре[8]:

Доступность. Сайт обеспечивает доступность информации всем категориям пользователей, на которую он рассчитан. Для незрячих пользователей разработан контент исключающий рисунки, графику, фотографии, анимации, так как это затрудняет чтение информации, для данной категории пользователей, специальными программами. ( Согласно ГОСТ Р 52872- 2007 Интернет- ресурсы. Требования доступности для инвалида по зрению). Исходя из специфики библиотеки на web-сайте предусмотрено два входа: вход для зрячих людей и вход для незрячих и слабовидящих. Такое проектное решение обусловлено ограничением возможностей специальных программ для просмотра web-страниц для незрячих пользователей, так как программа не в состоянии распознать рисунки (фотографии, flash-анимации и другие графические объекты) и донести их содержание до незрячего пользователя. Так же на сайте предусмотрено предоставление возможностей пользователям самостоятельного изменения цвета текста и цвета фона страниц сайта. Суть решения заключается в предоставлении возможности слабовидящему пользователю, выбора цвета текста и цвета фона на котором размещен основной контент web-сайта, учитывая его индивидуальную особенность к восприятию цвета.

Прозрачность. Цели и задачи деятельности библиотеки отражены в рубрике «Миссия». На каждой странице web-сайта присутствуют ссылка на электронную почту разработчика, логотип и название организации, указан адрес организации (рубрика «Адрес библиотеки») и контактные телефоны (рубрика «Контактные телефоны»)

Эффективность. На сайте разработана удобная система навигации, позволяющая пользователю с любого уровня вложения попадать в нужный раздел 1-го и 2-го уровня. Кроме того, с любой страницы сайта можно попасть в рубрику «Карта сайта», что обеспечивает самый простой способ просмотра всех рубрик и подрубрик сайта на одной странице и последующего перехода в нужную рубрику.

Поддержка. Для web-сайта разработана оригинальная система поддержки сайта, при помощи которой администратор сайта может беспрепятственно добавлять, редактировать, удалять информацию, не имея знаний по программированию в среде PHP, а имея лишь начальные знания языка гипертекстовой разметки HTML.

Ориентация на пользователя. Так как web-сайт ориентирован в основном на незрячих и слабовидящих пользователей, на нем присутствуют такие рубрики как «Ресурсы Интернет для незрячих», «Новости», «Услуги», «Клубы и центры», «О библиотеке», «Ресурсы».

Реактивность. Наличие рубрик «Форум», «Форум центра», «Форум клуба» позволяет пользователям сайта обмениваться информацией, задавать вопросы, обсуждать, предлагать, прям на сайте. На сайте присутствует рубрика побудительного характера - «Задай вопрос тифлоспециалисту». Так же есть возможность голосования.

Многоязычность. Страница «Приветствие» имеет две версии выбора языка Русский и Английский.

Совместимость. Наличие рубрик: «Ресурсы Интернет для незрячих», «Адресная базы данных», «Услуги» информация о ресурсах центров и клубов («Ресурсы центра» рубрика «Центр правовой информации»); позволяет пользователям легко находить необходимые информационные ресурсы и услуги.

Таким образом, создание сайта Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих делает ее открытой и доступной для каждого потенциального пользователя. Что ведет к обеспечению реализации принципа «Информация для всех».

Особо хочется отметить, что создание сайта специальной библиотеки играет большую роль в повышении информационной культуры незрячего пользователя. Кстати, на сайте незрячий пользователь может посетить «Школу информационной культуры», выбрав необходимую ему образовательную услугу (например, обучение компьютерной грамотности, обучение методики оформления списков литературы, обучение поиску информации и др.).

Задачи, которые нам следует решать в дальнейшем при информационной подготовке инвалидов по зрению:

  1. Создать малокомплектные группы незрячих пользователей, для индивидуального обучения.

  2. Создать группы незрячих пользователей для дистанционного обучения.

  3. Разработать тематический план курса «Информационная культура личности незрячего пользователя».

  4. Разработать методику обучения незрячих пользователей информационной культуры личности.

Мы уверены, что, повышая свою информационную культуру, незрячие пользователи, смогут быть более востребованы в современном обществе.

Высокая информационная культура незрячих и слабовидящих пользователей, обеспечение доступности к информационным ресурсам расширяет возможности незрячих людей в получении образования, повышении уровня грамотности, овладении профессией, расширении кругозора, освоении мирового культурного наследия, что является базовым условием социально- экономической независимости Кузбасских инвалидов по зрению.

Список литературы

  1. Гендина, Н. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для web-сайтов учреждений культуры [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // НТБ. – 2008. – С. 29 - 35.

  2. Гендина, Н.И. Лингвистические средства проектирования контента web-сайтов [Текст] / Н. И. Гендина // НТБ. – 2008. - С. 5 - 14.

  3. Гендина, Н. И. Разработка теории проектирования контента сайтов объектов культуры как основа их создания и модернизации [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // Информационное общество, культура, образование. 10 лет ежегодной конференции «EVA  Москва»: сб. ст. / под ред. Л. А. Куйбышева, Н. В. Бракер.- М. : Центр ПИК, 2007. - С. 176 - 192.

  4. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.

  5. Гендина, Н.И. Сайты библиотек и музеев в едином информационном пространстве: анализ отечественного и зарубежного опыта структурирования контента [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. - Электрон. дан. - М. : ГПНТБ России, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  6. ГОСТ Р 52872- 2007.Интернет - ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. - [Текст]. - Введ. 2009-01-01. - М. : Стандартинформ, 2008. - 3 с.

  7. Захарова, Е. В. Продвижение электронных ресурсов в среду незрячих пользователей: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Е. В. Захарова. - Электронные текстовые данные (23000 bytes) . – Режим доступа:

  8. Принципы качества веб - сайтов по культуре. Руководство [Текст] / Под редакцией Пятой рабочей группы проекта Minerva «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб- сайтов по культуре. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 61 с.

  9. Русскоязычные и англоязычные сайты учреждений культуры и образования: общее и специфическое (результаты пилотажного исследования) [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // Представление языков народов России и стран СНГ в российском сегменте Интернета. Семинар Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества в рамках Международной конференции «EVA 2007 Москва»: сборник докладов. - М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - С. 46 - 61.

  10. Марусич, Ж. В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий [Текст] / Ж. В. Марусич. - 2-е изд. - М. : Либерея, 2004. - 96 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №45 (696), 22 ноября 2010 г

    Информационный бюллетень
    09.30 Церемония открытия курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка и литературы, а также мастер-классов для специалистов в области традиционного русского прикладного искусства из числа российских соотечественников,
  2. 1 Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество

    Документ
    В первом издании «Информационного права», вышедшем и свет к 1997 г., излагались представления о формирующемся информационном праве как новой комплексной отрасли права, юридической науке и учебной дисциплине.
  3. Программа социально-экономического развития липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    5 декабря 2008 года N 195-ОЗ Закон Липецкой области Российской Федерации «О Программе социально-экономического развития в Липецкой области на 2009 - 2012 годы»
  4. Связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (икт)

    Документ
    Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).
  5. Информационная услуга (24)

    Бюллетень
    В.В.Путин провёл на предприятии "ХимРар" совещание по федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу".

Другие похожие документы..