Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Барвинок, или винка (Vinca) – стелющееся или вьющееся почвопокровное растение из семейства Кутровые. Барвинки быстро разрастаются вширь, образуя целы...полностью>>
'Документ'
Замечательный немецкий поэт Райнер Мария Рильке как-то сказал о России, что в то время как остальные страны граничат друг с другом, она граничит с Бог...полностью>>
'Документ'
Вопросы музыкального инструментария занимают значительное место в трактатах средневековых ученых. Здесь наблюдаются два направления. К первому относя...полностью>>
'Документ'
Председатель организационного комитета конференции – Сулакшин С.С., д.полит.н, д.физ.-мат.н., генеральный директор Центра проблемного анализа и госуд...полностью>>

Это методическое пособие для вас! Отзывы, предложения и пожелания

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.3 Выявление способности действенными и событийными категориями.

Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конфликта, события - значит нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать

движение роли. Способность «выстроить» борьбу, обнаружить событийный ряд пьесы, вскрыть главный конфликт - признак режиссерской одаренности.

Необходимым качеством режиссера является способность выстроить для исполнителей «уколы» событием (зоны активного восприятия), неповторимые поступки в адрес этих событий, действенную партитуру каждой роли. Подмечать в окружающей жизни оттенки и нюансы человеческого поведения в экстремальных или конфликтных обстоятельствах - свидетельство остроты и зоркости восприятия, природной наблюдательности. Способность мыслить действенными и событийными категориями отчетливо выявляется в анализе пьесы (любого художественного произведения). Эту способность необходимо тренировать.

Упражнения

«Автобиографический»

Сделать этюд на одно из событий собственной биографии, дать ему название.

Высокий балл заслуживает исповедальность изложения, яркое событие, склонность к метафоризации, построение событийно - действенной «цепочки», эмоциональная насыщенность действия.

Варианты: - Сделать этюд на автобиографическую тему

«Мой самый радостный день».

Предлагается вспомнить и рассказать эпизод из собственной жизни на одну из предложенных тем: «Первое свидание», «Первый день на работе», «Как я преодолел себя», «Самое яркое воспоминание детства», «Воспоминания о школе», «Ссора» и др. Сделать этюд.

(Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание, дает возможность узнать о некоторых чертах и свойствах характера человека, его эмоциональной памяти, пластическом видении, ассоциативно-образном мышлении, симультанном (без излишних «фильтров») восприятии и др.).

«Биография»

Пересказать собственную биографию по самым значительным событиям и датам, наиболее ярким эмоциональным воспоминаниям.

Положительно оценивается исповедальность изложения, эмоциональность, яркость и значительность событий.

(Кроме способности мыслить собственными, действенными категориями, задание дает возможность узнать подробнее о свойствах и чертах характера, его эмоциональной возбудимости, памяти, ассоциативно-образном восприятии и др.).

«Пересказ по событиям»

Пересказать по событиям:

  • пьесу;

  • спектакль;

  • литературное произведение;

  • кинофильм.

Оценивается оригинальность суждений, точность определения событий.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет эрудицию и широкую осведомленность в сфере искусства, пластическое видение, эмоциональную память, логику, последовательность мышления, способность к художественному анализу и синтезу и др.).

«Происшествие»

Вспомнить уличное происшествие, пересказать логично и последовательно все подробности. Сделать небольшую этюдную зарисовку, дать ей название.

Этюд оценивается за эмоциональную насыщенность, внимание к деталям, логику действенной линии, образное осмысление факта происшествия, интересное название.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями задание выявляет эмоциональную возбудимость, непосредственное восприятие события, эмоциональную память, наблюдательность, пластическое видение и др.).

«Сочинить биографию»

Сочинить биографию человека по событиям; исходным для сочинения биографии может явиться:

  • портрет, выполненный известным художником;

  • фотография;

  • случайный прохожий;

  • персонаж известной пьесы;

  • карикатура.

Оценивается положительно логика и яркость событий, уникальность биографии, жизненная достоверность.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии, наблюдательность, эмоциональную возбудимость, характер творческого воображения и др.).

«Диалог»

Режиссеру предлагается репродукция картины известного художника или фотография с изображением конфликтной ситуации. Внимательно изучить содержание и «оживить» данный диалог (изображенный конфликт между людьми) в сценическом этюде. Можно использовать исполнителей из числа актеров. Сценический диалог должен отвечать содержанию иллюстративного материала, его теме, предполагаемой речевой стилистике. Не обязательно строго придерживаться той мизансцены, которая изображена на картине, важнее понять смысл и характер диалога, сценически реализовать конфликт. Фотографии и репродукции подбираются с ярко выраженным конфликтом. Например: А. Брауэр «Драка крестьян при игре в карты».

Положительно оценивается этюд, где диалог (конфликт) соответствует стимулу: по характеру, жанровым и языковым особенностям, эмоциональной насыщенности.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает чувство стиля и жанра, пластическое видение и др.).

«Мизансцена-кульминация»

Предлагается построить статичную мизансцену-кульминацию по известной пьесе, указанной педагогами-экзаменаторами.

Задание оценивается за образное и событийное построение мизансцен.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство композиции и зрелищности, соответствие авторской стилистике, ассоциативно-образное восприятие и др.).

«Конфликт»

Показать несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным ситуациям.

Оцениваются положительно интересное пластическое построение, наличие конфликта, эмоциональная насыщенность.

Глава 3. Уроки грима

3.1 Что такое грим?

Сценический грим представляется только вспомогательным искусством, при посредстве которого, однако, артист(ка) может преображать, соответственно типу исполняемой роли, черты своего лица, налагая на него различные специальные краски, надевая парик, изменяя налепками и наклейками отдельные части своего лица и пр.

Если артист способен к творчеству, то он, узнав основы грима, так сказать фундамент, сам пойдет дальше и выработает свои правила применительно только к своему лицу, к своей индивидуальности.

Тайна грима не в том, чтобы превратить молодое лицо в лицо старика, короткий вздернутый нос сделать длинным, маленькие глаза сделать большими и т.д.; тайна его в том, что артист, чувствуя себя изображаемым персонажем, сам преображает свое лицо и делает его, смотря по надобности, то юношески восторженным, то старческим или слабоумным.

В чем же заключается задача грима? – В том, что при помощи целого ряда приемов, грим помогает артисту отразить в мимике лица характерные особенности роли и зафиксировать их гримом.

Гримировка рассчитана на определенное расстояние и определенное освещение, следовательно, задачей артиста должно быть создание такого грима, который удовлетворял бы зрителя на расстоянии – из публики, а вблизи он может быть просто рядом непонятных пятен и штрихов.

Есть лица удобные для грима и неудобные. Это зависит от правильности пропорций, причем детали, например, цвет кожи, красивые зубы, приятный цвет волос, - это все большого значения не имеет; главное заключается в пропорциях, удобных для изменения. Для этого наиболее подходят так называемые правильные крупные черты лица.

Целостность художественного впечатления в гриме достигается умелым совмещением грима с осмысленной мимикой. Умение приспособить свою мимику к задуманному гриму, а грим к мимике – одно из важнейших требований сцены. Поэтому следует избегать наложения чрезмерного количества красок на лице.

Положим, что лицо артистки(та) способно во время сильных сценических переживаний бледнеть и краснеть; нельзя же грубым слоем краски скрывать от зрителя то, что для него всего дороже! Нарушать жизнь своего лица на сцене непростительно, вот почему всегда сначала следует попробовать обойтись, так сказать, своими средствами, изменив прическу, фигуру, усилив характерность костюма, придав лицу доминирующее по роли выражение, а красками только зафиксировать созданное мимикой. Ведь зритель получает сумму впечатлений.

Итак, грим должен быть выполнен с небольшим количеством красок: маска только мешает мимике, а не помогает; чем меньше красок на лице, тем заметнее мимика.

В мимике заключается самая основа грима. Путем мимики создается грим.

Не надо вдаваться в излишние подробности, часто незаметные из публики, иногда достаточно двух-трех характерных штрихов, чтобы достигнуть успешного результата.

С другой стороны, грим не должен быть очень бледным, потому что на известном расстоянии он может стать незаметным и лицо будет казаться мертвым. Грим не должен быть резким, так как резкий грим, несоразмерный силе света и величине театра, портит впечатление игры. В хорошем гриме все линии ясны и определенны, все впадины и выпуклости верны; первого можно достигнуть путем мимики только при известной тщательности и чистоте работы, избегая пачкотни на лице, а второго только знанием анатомии и своего собственного лица. Самая крупная и трудная задача грима заключается в том, чтобы он соответствовал задуманному исполнителем лицу; это возможно только тогда, когда грим поставлен в связь с мимическим изучением роли, тогда он невольно вытекает из текста роли и соответствует воплощаемому артистом лицу. Тут, конечно, все в самом артисте; чутье и наблюдательность помогут ему в разрешении этой трудной задачи.

При создании грима надо искать живых типов и наблюдения для него должны производиться непосредственно над жизнью, а не над гримами других актеров, иначе легко впасть в ошибки, в подражательный, безличный шаблон.

Стоит только развить свою наблюдательность, как образуется избыток материала, нужного для типических изображений, и тогда можно комбинировать этот материал, взяв от одного типа одно, от другого – другое.

Испытанный способ наблюдения и изучения характерных лиц – это альбом, куда постепенно собираются открытки с интересными лицами, копии известных картин и пр.; иллюстрированные журналы, иностранные и русские, всевозможные приложения к газетам могут в этом отношении принести еще большую пользу. Вырезая оттуда все, что может пригодиться в будущем и наклеивая вырезки в известном порядке, по отделам, в альбоме, можно совершенно незаметно обогатить себя целым рядом мотивов для грима. Распределять рисунки лучше всего по национальностям. Бумагу, на которую наклеивается коллекция типов, лучше всего применять тонкую оберточную, наклеивать рисунки следует с одной стороны, чтобы по мере надобности их отлеплять или вырезать.

Грим есть внешнее перевоплощение, основанное на перевоплощении внутреннем, и поэтому ремеслом быть не может; выполненный в том или ином стиле грим может быть создан только художником, но не ремесленником. Если в нем и есть доля ремесла, так и во всяком искусстве она неизбежна.

Ваятель часто технически должен уметь высекать камень, лить бронзу и знать как отливается форма, художник должен знать оптические законы смешения красок, знать как натянуть холст и вымыть кисти, а музыкант – как подобрать струны и настроить инструмент; все это не может низвести ни одного из упомянутых искусств до степени ремесла; грим же есть художественная фиксация мимики, а мимика плод творчества артиста.

Художественный сценический грим есть полное сценическое перевоплощение в том или ином стиле, выполненное в строгом соответствии с задуманным типом и характером произведения, основанное на мимике, нередко связанное с изменением всей фигуры.

Все сказанное относится к гримам так называемым характерным, а не к простой подкраске молодого лица, и касается больше новичков в этой области, а не опытных гримеров, у которых опыт, фантазия, наблюдательность и знание мимики своего лица сразу дают схему всего грима.

Что касается изучения своего лица, то с этим нужно освоиться прежде всего при изучении сценического грима. Несомненно, что индивидуальные особенности лица требуют в каждом случае совершенно особого грима; поэтому гримировка не только должна объективно передавать тип и характер воплощаемого лица, но в то же время быть согласованной с субъективными особенностями склада лица самого артиста.

3.2 Техника грима

Краски, их достоинства и недостатки

Следует предупредить гримирующегося, что нужно, по возможности, избегать красок, предлагаемых в жестяных коробках; они в большинстве случаев вредны, уже потому, что открытая коробка пылится, а также потому, что парикмахеры, или теперь кустари, не имея аппаратов для очищения сала, приготовляют краски на неочищенном и недезинфицированном, обыкновенном говяжьем сале, которое быстро загнивает и может не только испортить кожу, но и произвести заражение крови. Подобные случаи бывали.

Несмотря на то, что всюду принято гримироваться готовыми красками, и краски эти можно достать почти всюду, приводятся способы самостоятельного приготовления и рецепты красок. Предлагается это для тех, кто захочет приготовить их сам, а также для специалистов по гриму которые, наверно, сумеют оценить преимущества красок, приготовляемых по предлагаемым рецептам, как по качеству, так и по дешевизне.

За последнее время благодаря тому, что лейхнеровские краски, которые считались лучшими, очень редки, - распространились краски, пудра, губная помада и т.д., главным образом изготовляемые кустарями.

Такие краски обыкновенно находятся в специальных жестяных коробочках и по цвету близко подходят к карандашам Лейхнера и, во всяком случае, имеют ту же градацию и номера.

Краски Лейнера обыкновенно заключены в небольшую картонную коробку; набор состоит из двух и более толстых и шести тонких карандашей, обтянутых бумагой. На номера этих карандашей мы и будем ссылаться в дальнейшем, тем более что наши кустарные краски, как было сказано выше, приближаются к ним как к образцовым.

Из красок, находящихся в такой коробке, опытный гример может составить все необходимые для грима тона. Коробка содержит в себе, как выше сказано, два общих тона для всего фона лица: №2 – для молодой женщины 20-25 лет и для юноши; №3 – для человека средних лет и для пожилой женщины. Такие же общие тона бывают отдельно в палках, вдвое больших по объему, чем в гаранитурной коробке. №№ 4,5 и 6 – для стариков, причем карандаши занумерованы так, что возрастающий номер тона должен соответствовать возрасту, вплоть до №6. Это назначение перечисленных номеров, конечно, не исключительное: загорелое молодое лицо, например, можно загримировать, воспользовавшись №3 и №4.

Далее в коробке имеются 6 карандашей следующих цветов: черный для подводки глаз и прибавления его в другие тона при смешивании. В чистом виде он употребляется очень редко, вообще его нужно избегать, так же как в живописи избегают черного цвета, которого в природе собственно не существует. Белый идет для высвечивания морщин, подкраски волос – своих и парика (седина), для внешнего уголка глаза при увеличении последнего, для всякого рода бликов, для мешков под глазами, для выпрямления носа (в редких случаях), а в мешанном виде для самых разнообразных целей. Светло-красный вообще довольно редко употребляется в гриме. Им подводят нижнее веко, когда нужно показать старый, воспаленный глаз, а с примесью темно-красного рисуют губы; когда свои темные, яркие брови нужно сделать более мягкого тона при светлой растительности блондина; в редких случаях он идет на окраску носа, сильного (пьяного) румянца в виде пятен.

Темно-красный (малиновый), коричневый и серовато-синий – эти три тона мы назовем теневыми. Как уже показывает само название, они употребляются, помимо специального своего назначения, для теней (впадин) и морщин. Нужно только эти три тона разделить таким образом: 1) коричневый и серо-синий употребляются для всякого рода смешиваний, для впадин и проведения морщин на лице бескровном, худом, болезненном; 2) темно-красный, наоборот, знаменует присутствие крови и служит также для обозначения впадин, теней и морщин на лице здоровом, полном крови – смешивают все три теневых краски и получается удачный для теней тон.

Кроме того, существуют краски, которые следует иметь помимо указанной коробки. Это – губная помада, необходимая для окраски губ на молодом лице, - яркости ее не достичь при помощи имеющихся красных тонов; два тона синих – светло-синий и темно-синий – для подводки молодого глаза. Имеющаяся серо-синяя краска уступает им во многом также, как оба тона красной не дадут приятного тона губной помады (имеющаяся серо-синяя краска уступает им во многом также, как оба тона красной не дадут приятного тона губной помады). Приобрести эти синие тона готовыми, к сожалению, сейчас почти невозможно, их можно или сделать самому или же получить случайно.

Губная помада выпускается двоякого рода: одна употребляется в жизни, она содержит мало краски и много смягчающего вещества – для грима она непригодна, другая специально гримировальная, яркая губная помада, она бывает самых разнообразных сортов и оттенков, - от самого светлого до малинового тона.

Как дальше увидим, лучше гримироваться кистями, а не растушевками, а потому для удобства необходимо купить маленькую фарфоровую палитру-дощечку с углублениями, которая обыкновенно употребляется для акварели. Углублений этих должно быть не менее шести и не более десяти, лучше же всего палитра по числу красок, в восемь отделений (углублений круглых или прямоугольных, - безразлично). Можно иметь отдельные помещения для каждой краски, фарфоровые или стеклянные. В те или другие помещают имеющиеся краски, кроме общих тонов, выдавливая их из бумажной оправы на фарфор. Очень удобно сделать или заказать тоненький деревянный ящичек как раз по калибру палитры и оставить место для кистей, а вместо крышки вправить зеркальное стекло на рамке; этим краски будут предохранены от доступа пыли, а стекло будет служить палитрой для растирания красок.

О пудре

Прежде чем указать все существующие цвета и тона пудры, необходимо выяснить ее назначение. В жизни пудра употребляется (косметическая пудра) для того, чтобы избежать неприятного блеска лица, частью благодаря излишнему выделению жировых веществ, частью благодаря консистенции самой кожи. В гриме роль пудры такова же, как и в жизни. Чрезмерный блеск жирных красок, который создает всевозможные отсвечивания, лишние перемежающиеся блики, а также резкие штрихи и переходы – все это смягчается под умело положенным слоем пудры.

Пудра бывает жирная и сухая; первая употребляется обыкновенно в жизни, вторая на сцене.

Жирная пудра лучше ложится на сухое лицо и не так быстро слетает, а сухая, наоборот, лучше пристает к лицу, влажному от жирных красок. Жирная пудра содержит в себе краску (белила с примесью других красок). Цветная жирная пудра на сцене употребляется лишь в исключительных случаях лишь тогда, когда лицо гримирующегося обладает такой белизной, которая не потеряется даже на сцене и позволяет обойтись без общего тона. (Известно, что лицо незагримированного человека при желтом освещении сцены, из публики кажется зеленовато-коричневого, мертвого неприятного цвета). Таким образом пудра заменяет общий тон. (В этом случае цвет пудры розовый). Итак, роль жирной пудры в гриме незначительна.

Сухая пудра менее безвредная имеет большое применение в гриме.

Цвет сухой пудры бывает также различный.

Белая рисовая пудра самая безвредная, употребляется как в гриме, так и для очистки лица от излишнего жира после грима. Рисовая – исключительно в молодом, преимущественно женском гриме, где требуется большая нежность и мягкость тона; из розовых пудр рекомендуется недорогая и в то же время приятного тона, так называемая «бархатная» «Ралле», в высоких красных картонных коробках. Желтая пудра, как и розовая бывает разных оттенков – от самого бледного до более темного, что объясняется большею или меньшею примесью краски. Желтая пудра употребляется при старом гриме, там, где нужно достигнуть бесцветности лица.

Некоторые смешивают все три сорта пудры (розовый, белый и бледно-желтый) и пудрятся такой пудрой в жизни и на сцене. Против этого оригинального способа, как и за него, сказать нечего.

Существуют еще цветные пудры для волос, посредством которых можно изменить цвет волос, не надевая парика. Об этом будет сказано отдельно. Составы и рецепты всевозможных пудр приводим ниже.

Румяна – жидкие и сухие

Жидкие румяна не что иное, как та же самая жирная краска соответствующего тона; чаще всего употребляют для этих целей губную помаду или светло-красную краску. Румяна жидкие употребляются чаще, особенно людьми близорукими, в силу необходимости; они не могут отодвинуться от зеркала на некоторое расстояние и равномерно распределить румяна. О жидких румянах говорить не будем, так как все относящееся к сухим румянам, касается, разумеется, и румян жидких.

Румяна сухие существуют разных видов: в порошке и особо приготовленные на фарфоровой пластинке. Румяна в порошке на сцене употребляются редко и предлагаются только самыми захолустными парикмахерами. Румяна же на фарфоре очень удобны и практичны (они приготовлены в твердом виде и не высыпаются), к тому же они и не дороги. В продаже они распределены по номерам, чем меньше номер, тем бледнее их тон. Средний №24, бледнее тон №18, а №28 – это уже румяна настолько сильные, что неопытный гример должен остерегаться их. Если не представляется возможным иметь две-три коробки из отмеченных номеров румян, то следует взять более мягкий, нежный тон; для нежного женского грима более пригоден №18, а для мужского № 20-24.

В продаже встречаются как дешевые, так и дорогие румяна. Дорогие более приятного и естественного тона, что объясняется доброкачественностью их состава, так как в них входит настоящий кармин, а не суррогаты. Следовательно пренебрегать дорогими румянами, в особенности женщинам, не следует.

Замазка для бровей. Брови неправильной формы или неправильные по своему положению часто приходится замазывать частью или целиком. Для этого употребляется замазка для бровей – светло-розовая краска, сгущенная особым образом для того, чтобы она ложилась более толстым слоем и толщиной этого слоя скрывала волоски бровей. О составе и способе ее приготовления сказано в отделе рецептов.

Примазка для париков, так же как и замазка для бровей, не что иное, как сгущенный общий тон, назначение которого скрыть рубец, образуемый париком при соединении с кожей лба. Своим толстым слоем примазка сравнивает парик со лбом и делает переход незаметным. Примазка бывает таких же оттенков, как и общие тона.

Свет и тень

Темные и светлые тона относительны, смотря в каком тоне сделан грим. Одна и та же краска в одном случае может быть теневой краской (тенью), в другом – светлой (светом).

Темно-красный, коричневый и сине-серый в большинстве случаев тона теневые (тень). Черный цвет в чистом виде почти не употребляется, а лишь примешивается в темные тона для усиления краски. Красный и синие тона в разделение категорий не входят, как специальные.

Светлые тона (свет) – это все общие тона (№ 1,2 и 3) и белый в чистом виде или примешанный к №№1,2,3. Если твердо помнить главную формулу о гриме – все светлые тона приближают и утолщают (расширяют), а все темные удаляют и суживают, - то пользование первой и второй категорией тонов само собою ясно. Нельзя нарисовать блик на том месте, где он существовать не может, ибо нельзя показывать впадину, противоречивую человеческой природе. Избегнуть этого можно только зная строение своей головы и имея познания по анатомии строения черепа и мышц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Три уровня подготовки студента-юриста к аттестации. Автор-составитель кандидат юридических наук, доцент А.В. Годованный. Методическое пособие по подготовке, выполнению и защите студентами письменных самостоятельных работ: реферативных,
  2. Методическое пособие для депутатов. Петрозаводск 2005

    Учебно-методическое пособие
    Реформа местного самоуправления из дискуссий о ее необходимости, целесообразности перешла в практическую работу. На основе федерального законодательства идет разработка, принятие законодательной базы в субъектах.
  3. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов иту самара

    Учебно-методическое пособие
    Методическое пособие посвящено описанию содержания, методов работы и условий эффективности технологии формирования социальных навыков у воспитанников детских ИТУ.
  4. Методическое пособие к курсу №1 «Реализация задач образовательной области «Социализация»

    Учебно-методическое пособие
    Цель: Раскрыть динамику нормативно-правовой базы дошкольного образования в области федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
  5. Методическое пособие для специалистов консультантов, работающих по защите прав детей Караганды 2010 год

    Учебно-методическое пособие
    Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация" — услышал он из телефонной

Другие похожие документы..