Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Том 1:- Первая высадка ( 764 год) 3- Эльфийское царство и Махакам в 764 году 5- Махакам 5- Эльфы 6- Брокилон, Дол Ангр и Ард Каррайт 7- Дол Ангр(-e) и...полностью>>
'Документ'
Во II квартале 2012 году будет проводиться выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (...полностью>>
'Документ'
курс Почтовый адрес (с указанием индекса)    е-mail    Телефон  (с кодом города)   Фамилия, имя, отчество научного руководителя   Ученая степень, уче...полностью>>
'Закон'
ст. 1. Надання громадянам державної підтримки на будівництво (придбання) доступного житла визначено одним з основних шляхів подолання кризових явищ у...полностью>>

Это методическое пособие для вас! Отзывы, предложения и пожелания

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2. Художественные задания для выявления и тренировки специальных творческих данных режиссеров самодеятельного театра.

2.1 Способность к образному, метафорическому мышлению и пластическому видению.

Образное мышление — вид мышления, сущность которого в оперировании образами бывших ранее восприятий. Оно лежит в основе воображения. Наглядно-образное мышление, проявляющее себя в произведениях художественного творчества, связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все разнообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Наличие элементов образно-ассоциативного, метафорического, парадоксального, нестереотипного мышления, проявляющее себя в практических работах и теоретических ответах на предложенное задание - основной показатель режиссерской одаренности человека. Образное мышление - главная особенность художественного творчества. Однако сценическая образность - образность особого толка, она неразрывно связана с обобщением и отбором сценических событий, их ярким и выразительным выявлением, с поэтизацией действия, главного выразительного средства актерского и режиссерского творчества.

У каждого человека способность к образному восприятию окружающей действительности (в том числе и искусства) формируется постепенно, по различным направлениям и индивидуальным законам, ее развитие и обогащение зависит от многих причин и условий. Ярко выраженная образность мышления - явление уникальное, неповторимое. Индивидуальные особенности образного мышления проявляются в проверочных испытаниях в двух планах: внешних (трансляционных) связях через особое сочетание выразительных средств (каковыми в театральном искусстве является цвет, свет, музыка, атмосфера, темпоритм, предметная композиция, мизансценирование) и во внутренних связях - через всю гамму индивидуальных выразительных средств исполнителя, воплощенных и слитых в сценический образ.

Для выявления образного мышления используются несколько тестовых заданий как теоретического, так и практического свойства. Однако очень важно, чтобы показатели образного мышления были не столько умозрительного и литературного характера, сколько результатом, достигнутым средствами театра, выраженным пластически и наглядно. Поэтому, не умаляя значения различных заданий на умозрительное (словесное) выражение, предпочтение отдается тем заданиям, которые провоцируют на непосредственное, практическое, наглядное осуществление этой первостепенной в режиссуре способности

Склонность к мышлению тропами в сценическом пространстве и времени (т. е. при помощи гипербол, метафор, аллегорий, олицетворений, сравнений и т. д.) - это ведущий компонент, «ядро» в ансамбле режиссерских способностей. Наличие образных, поэтических элементов, тропов в решениях-ответах оценивается самым высоким баллом.

Упражнения

«Сценическая метафора»

(задание А. А. Гончарова)

Задается определенная тема (например: «Разрыв», «Похищение», «Весна», «Жертва», «Кража», «Гроза», «Первый снег», «Агония» и т. д.). При помощи всевозможных средств актерской и режиссерской выразительности раскрыть тему в сценической мизансцене, через ассоциативно-образный ряд.

Удачным выполнением задания можно считать режиссерское решение, где проявляется оригинальность мышления, склонность к сценической метафоре. Испытуемый должен предложить мизансценическому «эскизу» свое конкретное название. Темы могут быть разнообразными с емким обобщенным содержанием, предполагающим поливариантность сценического решения.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет характер пространственно-временного мышления, творческого воображения и фантазии, чувство зрелищности, способность мыслить действенными и событийными категориями и др.).

«Оригинальная подпись»

(задание А. А. Гончарова)

Испытуемому предлагается сюжетная фотография (к примеру, изображение двух птиц). Дать оригинальную подпись под фотографией.

Ответы делятся на обычные и необычные, оригинальные. Например, необычные: «Клювопожатие», «Любимая», «Двуглавый, орел», «Тет-а-тет»; обычные: «Свидание», «Прогулка», «Встреча», «Два пеликана».

(Кроме способности к образному мышлению, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, ощущение стиля, чувство жанра, остроумие и др.).

«Звуки и впечатления»

(модифицированный тест Е. Торренса)

Предлагается прослушать записанную на магнитофоне серию различных по характеру звуков. Рассказать о тех образах и ассоциациях, которые возникли во время прослушивания записи, объединив их в единый сюжет. При необходимости запись звуков можно прослушать дважды. Время на подготовку ответа не лимитируется.

Высоким баллом оценивается логически выстроенный сюжет, редкость и неожиданность ассоциативных связей, эмоциональная насыщенность, соответствие рассказа характеру звуковой партитуры.

Кроме ассоциативно-образного мышления выявляются наблюдательность, способность событийно-действенному и пространственно-временному восприятию и др.

«Символическая продукция»

(модифицированный тест Д. Гилфорда)

Придумать простые символы к данным предметам или действиям. Дана страница, разделенная на 12 клеток. В каждой клетке написано короткое утверждение типа «Человек гуляет», «Аэроплан летает». На более поздних этапах «Гнев», «Гордость» и т. д. (например: табл.1). От испытуемого требуется в коротком рисунке символически изобразить содержание названия. Буквальное представление, например, изображение гуляющего человека, не принимается во внимание.

Положительно оценивается оригинальность символов, адекватность стимулам.

Способность к рисованию не учитывается. Лимит времени — 30 мин.

Кроме способности мыслить образами, символами (семантической адаптивной гибкости, оригинальности мышления), выявляются особенности творческого воображения и фантазии, чувство юмора, способность к пространственно-временному восприятию, самобытность пластического видения и др.).

Табл. 1

Человек гуляет.

Аэроплан летит.

Ребенок плачет.

Артист играет.

Зимняя пурга.

Спасательный круг.

Замочная скважина.

Бездомный пес.

Ярость.

Восторг.

Любовь.

Гордость.

Фамилия, имя, отчество испытуемого

«Сон»

Предлагается вспомнить и рассказать наиболее яркий, запомнившийся сон. Фрагмент сна реализовать на сценической площадке в этюде. Название этюду придумывает испытуемый режиссер.

Показателями успешного решения является: яркость, оригинальность образов, неожиданный поворот в сюжете, подвижность ассоциативного процесса, эмоциональная насыщенность, зрелищность, необычность ритмического рисунка, краткое образное название этюду.

Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание обнаруживает способность к парадоксальности режиссерского мышления, эмоциональной памяти, чувству зрелищности, композиции, ритма.

«Хамелеон»

(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)

Предлагается внимательно рассмотреть сюжетную фотографию и дать ей 3—5 (можно больше) оригинальных названий-подписей. Положительно оцениваются те ответы, в которых количественно преобладают оригинальные и необычные названия-подписи.

Данное задание заставляет воспринимать предмет в разных ракурсах. Отбор фотографий, иллюстраций, рисунков для данного задания должен производиться с учетом интересного содержания, зрелищности, красочности, явно выраженной образности, например.

Необычные ответы: «Разведка ЦРУ», «Вещизм», «Зеркало» А. Тарковского, «Театр абсурда», «Сон в летнюю ночь» и др.

Обычные. «Бибилиотека», «Ремонт квартиры», «Фантазия», «Декорации», «Утро», «Переезд» и т. д.

(Кроме характера ассоциативно-образного восприятия, задание выявляет способность к поливариантности решения художественной задачи, к анализу и синтезу, парадоксальности, семантической адаптивной гибкости мышления и др.).

«Пластический эпиграф»

(задание М. А. Захарова)

Испытуемый выбирает необходимых исполнителей и делает с их помощью «пластический эпиграф» к известной пьесе. Целесообразнее использовать пьесу из классического репертуара русского театра.

Способность почувствовать эмоциональную суть, «зерно» драматургического произведения и выразить сценическими средствами, включить образные, поэтические элементы в «ткань» этюда, ощутить жанр и авторский стиль - показатели успешности в выполнении задания.

(Кроме способности понимать и создавать тропы, пластического видения, задание выявляет способность мыслить пространственно-временными, событийными и действенными категориями, характер творческого воображения и фантазии, чувство зрелищности, жанра, ощущение стиля и др.).

«Шампур»

(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)

Предлагается рассмотреть 2-5 фотографии (иллюстраций). Дать общее название-подпись всей серии фотографий.

При подборе фотографий (иллюстраций) достаточно одного объединяющего эти фотографии признака: темы, сюжета, цветовой гаммы, стиля, детали эмоционального состояния и т. д.

Подбирать нужно фотографии больших размеров, с четким изображением, ярко выраженной поэтичностью, образностью.

Ответ оценивается положительно, когда обобщает содержание всех фотографий; оригинальный, образный.

(Кроме характера ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание выявляет способность к анализу и синтезу, нестереотипность и гибкость мышления, чувство художественного целого, наблюдательность, творческое воображение и др.).

«Образное видение»

(задание А. А. Гончарова)

Дается определенное понятие, например: «Жажда». Необходимо рассказать, какой зрительный образ рождается на данный стимул.

Понятия-стимулы должны быть философски обобщенные, многозначные по смыслу, приводящие к эмоциональной возбудимости и образному видению. (Например: «Любовь», «Крик», «Весна», «Голгофа», «Барьер», «Гроза», «Свидание», «Разрыв», «Начало», «Серенада», «Оборотень» и т. д.). Задание полезно повторить 2-3 раза, меняя стимул-понятие.

Воображаемый образ может быть статичный (как картина) или динамичный (в действии); важно, чтобы он был яркий, зримый, неожиданный. Положительно оценивается ответ за уникальное видение, количество неожиданных и ярких ассоциативных связей, склонность к созданию тропов.

(Кроме способности понимать и создавать тропы задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции и зрелищности, пространственно-временного восприятия, степень свободы от стереотипа мышления и др. ).

«Абстракция»

Предлагается рассмотреть произведение абстрактной живописи, дать ему название. Затем сделать этюд по содержанию данной картины.

Испытуемый волен выбрать исполнителей, использовать необходимую музыку, реквизит.

Для данного задания могут быть использованы любые фотографии, рисунки, репродукции абстрактных картин.

Оцениваются: необычность названия, уникальность сценического решения, эмоциональная насыщенность, множественность и неожиданность ассоциативных связей, использование тропов.

(Кроме характера ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет склонность к парадоксальности мышления, остроумию, творческому мышлению, фантазии и др.).

«Жизнь вещи»

В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жизни» вещи. (Например, для изображения предлагаются следующие объекты стул, чайник, цветок, игрушка, мяч, ручка, стол, костер, башмак, папироса и т. д.).

Этюд выполняется индивидуально «режиссером» или с помощью других исполнителей. Этюдная зарисовка должна быть событийной, а смысл ее — ассоциироваться с логикой поведения людей, жизненными ситуациями.

Задание должно быть интересным и подробным по содержанию, с намеком на событие, конфликт, противоречие.

Например:

  • старый древний колокол, уставший от собственного зона;

  • сочная, молодая репка, выросшая вдали от своей грядки;

  • воздушный голубой шар, бесцельно летающий в небе;

  • молодая ветвистая верблюжья колючка, застрявшая в песке;

  • большой зеленый кактус, растущий среди множества «кактусят»;

  • новая кастрюля-скороварка со Знаком качества, появившаяся на коммунальной кухне среди старых, облупившихся от старости кастрюль;

  • чайник со свистком, в котором давно выкипела вода, и т. д ).

Это задание может быть использовано для проверки характера творческого воображения и фантазии у исполнителей.

Оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок.

(Кроме ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание раскрывает характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора, дает представление о свойствах индивидуальной пластики, выявляет способность мыслить действенными, событийными, пространственно временными категориями).

«Эмоциональное зерно»

(задание А. А. Гончарова)

В известной пьесе определить «эмоциональное зерно», т. е. эмоционально-образную суть авторского произведения.

Варианты:

  • определить «эмоциональное зерно» в отдельной сцене (акте) предлагаемой пьесы;

  • показать режиссерский этюд по любимой пьесе, который бы эмоционально, образно, стилистически формулировал эмоциональное зерно всей пьесы;

  • определить «эмоциональное зерно»:

а) литературного;

б) поэтического;

в) живописного;

г) музыкального произведения;

  • определить «зерно обреза» у одного из указанных персонажей в известной пьесе.

Ответ оценивается за: адекватность эмоционально-образной сути авторского произведения, оригинальность ассоциаций, использование тропа.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, композиции, эмоциональную возбудимость, уровень художественного анализа, синтеза и др.).

«Мой город»

(задание В. П. Марина)

В общих и ярких чертах дать краткую образную характеристику городу, в котором живешь. Чем оригинальнее, ярче, своеобразнее будет «сформулирован» образ города, тем лучше.

Оценивается яркость образа, точность сравнения, использование метафоры (или иного тропа).

(Кроме ассоциативно-образного мышления задание выявляет характер творческого воображения, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, пространственно-временное восприятие, склонность к мышлению тропами).

«Ассоциации»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается для прослушивания музыкальный фрагмент из классического произведения. (Например: «Реквием» А. Моцарта или «Времена года» А. Вивальди и т.д.). Необходимо рассказать, какие ассоциации вызывает данный музыкальный фрагмент:

  • в драматургии;

  • в прозе;

  • в живописи;

  • в поэзии.

То есть с каким из авторов или отдельным произведением ассоциируется данный музыкальный фрагмент? Если испытуемый в затруднении, вопрос можно поставить иначе: при постановке какого автора может быть использована данная музыка?

Вариант: Предлагается короткая фраза или поэтическая строка. (Например: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (А. Блок), или «Несказанное... Синее... Нежное...». (С. Есенин) и т. д.).

Необходимо рассказать, с какими произведениями живописи, музыки, драматургии ассоциируется данная фраза.

Если в ответе ассоциативные связи приведены неубедительные (т. е. случайные), то испытуемому необходимо аргументировать свой ответ.

В ответе учитываются яркость, подвижность ассоциирования, особенности образного мышления, чувство стиля, а также время, затраченное на поиск ответа-решения.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, симультанное восприятие, характер творческого воображения, эрудицию в смежных искусствах, способность к пространственно-временному восприятию).

«Атмосфера»

Предлагается прослушать магнитофонную запись с набором различных звуков и шумов. На основе звуковой партитуры разработать замысел и показать режиссерский этюд, т. е. набор звуков и шумов — должен стать основой драматургии. (Например, предлагается такая серия шумов и звуков: крик глухаря, хруст ветки, шорох травы, крик человека, плеск воды, свист).

При оценивании этюда учитывается: логика и последовательность содержания, оригинальность события, точность и правдивость эмоциональных реакций, последовательность и оправданность в действиях исполнителей звуковой и шумовой партитуры, естественность созданной атмосферы и т. д.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, выявляются способность к пространственно-временному восприятию, характер творческого воображения и фантазии, внимание к деталям, природная наблюдательность и т. д.).

«Прозвища»

Дать прозвище человеку.

Варианты:

  • по словесному описанию характера, привычек, поступков;

  • дать прозвище:

    • себе (товарищу, прохожему);

  • предлагается 5 фотографий и одно прозвище: (например: «Тихоня»). Кому из изображенных на фотографиях может подойти данное прозвище?

  • предлагаются 6 прозвищ (например: «Пиявка», «Крокодил», «Акула», «Кнопка», «Поплавок», «Колобок») и одна фотография. Какое из прозвищ наиболее подходит изображенному на фотографии человеку?

При несоответствии прозвища изображенному на фотографии человеку необходимо, чтобы испытуемый аргументировал свой ответ. Решение задачи оценивается удовлетворительно, если ответ соответствует стимулу, обнаруживается внимание к деталям, если в решении выявилась целостность образного восприятия, выбор позитивного (доброжелательного) прозвища.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления задание выявляет характер творческого воображения, чувство стиля, наблюдательность, знание человеческой, психологии).

«Эмблема-символ»

(модификация теста американского психолога Дж. Гилфорда)

Перечислите:

а) явления окружающей действительности;

б) возможный род занятий, которые могла бы обозначать данная эмблема-символ. (Например: эмблема-символ «Глаз»). Возможный ответ:

  • бдительность, окно в мир, страж, немой укор, свидетель;

  • следователь, милиционер, пограничник, астроном, микробиолог и т. д.).

Эмблемы-символы должны быть многозначны, но конкретны. (Например: «Змея», «Свеча», «Чайка», «Белый цветок», «Черный бархат», «Цыпленок», «Муравей», «Голубь», «Горящая электрическая лампочка», «Книга», «Перо», «Радуга», «Искра», «Пчела» и т. д.).

Оцениваются оригинальность ответа количество нестереотипных решений (если их более 3-х), элементы юмора, парадоксальность мышления, склонность к мышлению тропами.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления, задание обнаруживает способность к творческому воображению, анализу и синтезу: остроумие, гибкость семиотического и пространственно-временного восприятия и т. д.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Три уровня подготовки студента-юриста к аттестации. Автор-составитель кандидат юридических наук, доцент А.В. Годованный. Методическое пособие по подготовке, выполнению и защите студентами письменных самостоятельных работ: реферативных,
  2. Методическое пособие для депутатов. Петрозаводск 2005

    Учебно-методическое пособие
    Реформа местного самоуправления из дискуссий о ее необходимости, целесообразности перешла в практическую работу. На основе федерального законодательства идет разработка, принятие законодательной базы в субъектах.
  3. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов иту самара

    Учебно-методическое пособие
    Методическое пособие посвящено описанию содержания, методов работы и условий эффективности технологии формирования социальных навыков у воспитанников детских ИТУ.
  4. Методическое пособие к курсу №1 «Реализация задач образовательной области «Социализация»

    Учебно-методическое пособие
    Цель: Раскрыть динамику нормативно-правовой базы дошкольного образования в области федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
  5. Методическое пособие для специалистов консультантов, работающих по защите прав детей Караганды 2010 год

    Учебно-методическое пособие
    Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация" — услышал он из телефонной

Другие похожие документы..