Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПУЛЬС-ТЕРАПИИ МЕТИЛПРЕДНИЗОЛОНОМ И КОМБИНИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ ПРЕДНИЗОЛОНОМ И ЦИКЛОСПОРИНОМ В ЛЕЧЕНИИ ИНФИЛЬТРАТИВНО...полностью>>
'Литература'
20Г68Горелов, А. А. Экология : учебник для вузов по гуманитар. специальностям / А. А. Горелов . - 3-е изд., стер. . - М. : Academia , 2009 . - 398, [...полностью>>
'Документ'
У 1991 році Україна вийшла зі складу радянської імперії й проголосила свою незалежність. Почалася розбудова демо­кратичної суверенної європейської де...полностью>>
'Техническое задание'
На производство работ по установке частотно-регулируемых устройств управления электроприводами с возможной заменой электроприводов (ЧРП), для нужд ОА...полностью>>

Это методическое пособие для вас! Отзывы, предложения и пожелания

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начальные этапы голосо-речевого тренинга

Вибрационные явления, происходящие в гортани ниже голосовых складок, по мнению ряда физиологов, наряду со слуховыми ощущениями, активно участвуют в осуществлении слуховой функции. Благодаря внутренним вибрационным ощущениям, которые, по мнению Р. Юссона, охватывают 9 зон — от передненебной до грудной и далее к зоне брюшного пресса, у актера (вокалиста) вырабатываются ощущения, позволяющие управлять голосо-речевой или вокальной техникой. Развитие внутренних телесных ощущений как вибрационных проявлений на протяжении всего тонового диапазона должно стать первой из технических задач начального этапа воспитания речевого голоса.

Выдвижение интонационного артикуляционного тренинга на первый план работы над голосом (после дыхательного) теоретически и методически может быть объяснено следующими причинами:

1. Активно действующие вибрационные проявления повышают тонус голосовых складок, стимулируя их работу.

2. Вибрационный массаж, построенный на длительном речевом «мычании», снимает мышечные напряжения с артикуляторной системы и повышает тонус мышц глотки и ротовой полости.

3. Укрепляется «середина» тонового звучания голоса, формируется свободный, единый по качественным характеристикам звук.

4. Воспитывается эластичность и подвижность мышц выдыхателей системы озвученного дыхания (парных мышц живота - наружной косой, внутренней косой, прямой поперечной, и мышц, опускающих ребра и поднимающих диафрагму - внутренних межреберных, подреберных, квадратной мышцы поясницы, поперечной мышцы спины и др.).

5. Прививаются навыки правильного телесного ощущения (но не контроля) функционирования голосовых складок с помощью слуховых ощущений.

6. Обогащается состав речевого голоса, усиливаются гармонические тоны.

7. Воспитывается мягкость речевого звука.

8. Создаются реальные предпосылки для опосредованного, косвенного влияния на голосо-речевой аппарат исполнителя.

Прежде чем обучать юных исполнителей оперировать голосовыми связками с помощью телесных ощущений, следует настроить единую систему (индивидуально с каждым учащимся).

Вначале определяется местонахождение вибрационных участков, и выявляются наиболее важные зоны резонирования (9 зон «внутреннего телесного резонирования» по Р. Юссону). Проверка качественности резонанса происходит путем прикладывания кистей рук к основным зонам вибрационных ощущений и при постоянной динамике слуховых ощущений, развивающихся и совершенствующихся одновременно с вибрационными.

Слуховому анализатору с самого начала следует уделять пристальное внимание, так как совершенный слуховой контроль помогает в дальнейшем проводить самостоятельную корректировку голосового звучания, доводя ее до автоматизма.

Многолетняя практика дает основание полагать, что настройка артикуляционной системы без спешки, непринужденно, на наиболее благоприятном участке тонового диапазона речевого голоса, при условии автоматического, органичного дыхания и с обязательной свободой мышц нижней челюсти исключает переутомление, форсирование дыхания, насильственное изменение тембрового качества голоса. Охватить разом всю систему вибрационных проявлений студийцу достаточно трудно - рассеивается внимание слухового анализатора, и ускользают из поля ощущений вибрационные проявления. В связи с этим, начинать настройку резонаторной системы лучше с локализованной зоны трахеи и груди. Эта область так называемого «грудного резонатора» признается рядом специалистов базисной в формировании резонаторной системы сценического голоса.

Предпочтение вибрационным проявлениям в области трахеи и груди вовсе не означает отказа от использования остальных областей. По мере укрепления вибрационных усилий в этой области, необходимо расширять зоны вибрационных ощущений - выше и ниже груди. С учетом сложности выработки (привития) вибрационных ощущений следует опираться в процессе обучения на зоны, наиболее удобные для каждого конкретного учащегося. Комплекс упражнений для артикуляционного тренинга на начальных этапах обучения сценическому искусству, приведенный ниже, разделяется на три стадии:

I. Настройка артикуляционной системы с помощью вибрационных слуховых ощущений.

И. Укрепление артикуляционной системы.

III. Совершенствование системы речевого звучания.

Многолетняя практика показывает, что на начальных этапах голосового тренинга наиболее результативны групповые занятия с обязательным контролем каждого ученика. Поэтому в представленный далее комплекс включены в основном групповые упражнения. Однако большинство из них может быть использовано и в индивидуальном тренинге.

Упражнения начального этапа

Упражнения первого цикла, как правило, построены на продолжительном звучании одного из сонорных звуков - м, р, л, р, м, р, л, р (знак апострофа означает мягкость произношения согласного звука). Сначала, для обретения свободы ротового и глоточного резонаторов применяются твердые сонорные звуки, затем - мягкие, с введением которых активизируется работа языка. Постепенно в тренинг включаются упражнения на тянущиеся согласные з, з, ж, ж, в, в.

Упражнение 1. «Цветок»

Первый этап

Исходное положение. Группа образует круг, лицами к центру; ноги на ширине плеч, носки врозь; руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук свободно опущены; голова наклонена вперед; плечи свободны; спина чуть наклонена вперед.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Руки - лепестки большого цветка, который плавно раскрывается, затем также медленно закрывается.

Исполнение. После плавного вдоха через нос следует выдох, на котором негромко и протяжно произносится звук м-м-м... Кисти рук совершают плавное движение вперед и вверх, но не выше лица, голова приподнимается; кисти раскрываются ладонями вверх, пальцы свободны - звучание прекращается. Ровный вдох через нос; выдох - одновременно со звуком м-м-м.., руки и голова движутся в обратном направлении и возвращаются в исходное положение - звучание прекращается.

Упражнение выполняется на счет «8» (на счет «4» - раскрытие цветка, на «4» - закрытие); уровень громкости звучания м-м-м... одинаков на всем протяжении упражнения - негромко; при раскрытии цветка звук, зародившийся в груди, как бы движется за кистями рук и увеличивается в объеме — цветок раскрывается.

Дополнение. Обязательное условие выполнения упражнения — введение несложных предлагаемых обстоятельств: какой цветок, как пахнет, какого цвета лепестки, отчего происходит «пробуждение» и т. д.

Второй этап

Исходное положение. Ноги на ширине плеч; корпус наклонен вперед, голова опущена; руки и кисти висят свободно.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Руки и корпус – лепестки большого цветка, который медленно раскрывается, потом закрывается.

Исполнение. После плавного вдоха через нос следует выдох, во время которого протяжно звучит м-м-м..; одновременно с «мычанием» руки и корпус совершают медленное движение вверх - руки до положения «чуть выше головы», корпус и голова до положения «прямо»; затем руки, голова и корпус возвращаются в исходное положение.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счет «8» (на «4» - открытие цветка, на «4» - закрытие); уровень громкости меняется: начало тихое, с каждым счетом до четырех чуть громче, с каждым счетом от пяти до восьми чуть тише.

Третий этап

Исходное положение. В приседе, правая нога опирается на колено; корпус собран «в комок», голова прижата к колену; кисти рук лежат свободно на полу ладонями кверху.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Руки, корпус, ноги – весь человек - это лепесток огромного цветка, который плавно раскрывается вверх и тянется к солнцу.

Исполнение. При выдохе, во время размеренного «мычания» руки и корпус совершают движение вверх до полного их распрямления и тянутся к солнцу; корпус чуть прогибается назад.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счет «12»; уровень громкости меняется: начало тихое, с каждым счетом до восьми – чуть громче, затем звучание затихает, сходя на нет.

Дополнение. Обязательно следите за тем, чтобы ученики выдерживали предлагаемые обстоятельства. Упражнение исполняется индивидуально, парно и в группе; следует избегать отведения головы далеко назад, что провоцирует напряжение мышц шеи, закрытие гортани; необходимо следить за свободой плеч - они не должны подниматься; в случае возникновения трудностей при выработке естественного звучания и нахождения звуковысотной середины можно задавать тон, пользуясь музыкальным инструментом: для низких мужских голосов — си большой октавы, для высоких мужских - до малой октавы; для женских низких - си малой октавы, для высоких - до первой октавы. Возможны индивидуальные варианты.

Упражнение 2. «Назойливая муха»

Первый вариант

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч; правая рука вытянута вперед, указательный палец находится на уровне пояса, остальные пальцы собраны в кулак.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Кончик указательного пальца правой руки превращается в большую энергичную назойливую муху, упорно крутящуюся возле лица; «мычанием» имитируется жужжание летящей мухи.

Исполнение.

1. Муха начинает медленное движение издали в направлении лица; вдали возникает ноющий звук м-м-м... (можно использовать звуки м , ж, з, з ).

2. Муха вплотную приближается к лицу; звук постепенно нарастает до громкого, но не форсируется.

3. Муха крутится около лица - то возле губ, то возле носа, то возле лба и т. д.; звук направляется в ту резонаторную зону лица, в области которой вертится муха.

4. Муха улетает наверх, к потолку - звук уходит за ней, затихает.

Дополнение. С увеличением громкости высота звука остается прежней.

Второй вариант

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе; корпус наклонен вперед, голова держится прямо.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Воображаемая муха поднимается с пола в двух-трех метрах от выполняющего упражнения и приближается к нему.

Исполнение. Муха мечется, снует вверх, вниз, вправо, влево, вокруг тела и т. д. (предлагаемые обстоятельства осложняются, импровизируются), голова следящего за ней поворачивается (шея должна быть свободна), - разрешается приседать, поворачивать корпус и т. д., но с учетом того, что ноги с исходного места могут сдвигаться на минимальное расстояние.

Дополнение.

1. «Мычание» звучит по принципу: чем дальше от тела - тем тише, чем ближе — тем громче.

2. Упражнение может использоваться и для снятия зажимов с мышц шеи, лица, плечевого пояса.

3. Упражнение выполняется эмоционально, поэтому необходимо следить за адекватностью эмоций.

Третий вариант

Исходное положение. Группа образует круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, положение — по стойке смирно.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Все участники упражнения - часовые, которым двигаться на посту запрещено; вокруг часовых летает муха, приближаясь то к одному, то к другому, то к третьему.

Исполнение. К одному из часовых приближается муха - он сопровождает ее глазами и «мычанием»; муха кружится вокруг часового, потом перелетает к следующему: первый студент затихает, второй начинает и постепенно усиливает звучание, и т. д.

Дополнение.

1. Муха может двигаться по кругу, либо передвигаться, пересекая круг.

2. Ученики должны быть полностью расслаблены.

Здесь также не должно быть спешки и переутомления. Залог успеха состоит в непринужденности и естественности звучания на наиболее благоприятном участке диапазона речевого голоса ученика и в точном выполнении несложных актерских заданий, которые входят в каждое упражнение и создают предпосылки для опосредованного, косвенного влияния на голосовой инструмент. При легко сомкнутых губах и свободной нижней челюсти (заметим, что нижняя и верхняя челюсти не смыкаются) звук м поочередно направляется в вибрационные зоны лица и головы (зубы, губы, переносицу, лобные пазухи, темя, затылок), груди, живота и т.д. Последовательность посыла звука может меняться в зависимости от индивидуальных вибрационных проявлений.

Дальнейшие тренинговые упражнения разрабатываются подобным же образом. Все упражнения должны включать предлагаемые обстоятельства, начиная с более простых и постепенно переходя к более сложным, «полифоничным».

1.2Жестикуляция рук и пластика тела

Человек, выходя на сцену, в первую очередь должен оставаться человеком, а не деревом или камнем. Чтобы у зрителя сложилось полное впечатление о картинке, которую хотел передать режиссер, необходимо «воспитывать» свое тело, тренировать свою жестикуляцию, чтобы она стала четкой и понятной зрителю. Я предлагаю вам ряд упражнений помогающих отточить свое мастерство.

Упражнение 1.

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, а учитель должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому ученику и поднимает у него руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу.

Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров

Упражнение 2. Невербальные символы

Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме.

Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.

Упражнение 3. Игра в жесты

В эту игру играют 7-15 человек. Каждый ученик выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

Упражнение 4. Игра в крокодила

Для игры требуется как минимум 4 человека. Ученики делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого человека из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда ученик будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Упражнение 5. Красим забор

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

- Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)

- Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)

- Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)

- Гребет на веслах

- Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

Упражнение 6. Собери по частям

Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

- Собираешь велосипед по частям

- Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину

- Собираешь по частям самолет

- Собираешь по частям вертолет

- Делаешь из досок лодку с веслами

- Собираешь по частям другую технику (придумайте сами, на сколько вам хватит фантазии)

Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

Упражнение 7. Гладим животное

Как и в предыдущем упражнении, все ученики театральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:

- Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)

- Кошку

- Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)

- Слона

· Жирафа

Задача всей группы – угадать животное.

Упражнение 8. Попугай в клетке

Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами.

Итак, нужно сделать следующее:

- Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

- Ощупать ее руками

- Взять и переставить на другое место

- Подразнить попугая

- Найти дверцу и открыть ее

- Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

- Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

- Одернуть руку

- Закрыть побыстрее клетку

- Помахать угрожающе пальцем

- Переставить клетку в другое место

1.3Мимика лица

Человеческий голос может передать только половину все чувств и эмоций, а человеческий голос вместе с мышцами лица может передать все сто. Мышцы лица как любые другие мышцы организма необходимо поддерживать в тонусе, чтобы потом можно было легко ими пользоваться и чтобы лицо приобрело здоровый цвет и оттенок. Следующие упражнения разовьют вашу мимику, и будут поддерживать тонус ваших мышц.

Упражнение 1. Разминка лица

Перед игрой на сцене ученику необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

Упражнение 2. Изучите свое лицо

Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену.

Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо.

Итак, пусть каждый ученик принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача учителя – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого ученика может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Предлагаю 10 самых общепринятых масок.

Десять масок:

Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в классическом театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.

Итак, предлагаю следующие маски, из которых вам нужно выбрать 10 самых, на ваш взгляд, общеупотребимых:

  1. Страх

  2. Злость

  3. Любовь (влюбленность)

  4. Радость

  5. Смирение

  6. Раскаяние, угрызение совести

  7. Плач

  8. Стеснение, смущение

  9. Раздумье, размышление

  10. Презрение

  11. Равнодушие

  12. Боль

  13. Сонливость

  14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

Секрет: как лучше изобразить эмоции

Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Открою маленький секрет. Чтобы у вас лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Три уровня подготовки студента-юриста к аттестации. Автор-составитель кандидат юридических наук, доцент А.В. Годованный. Методическое пособие по подготовке, выполнению и защите студентами письменных самостоятельных работ: реферативных,
  2. Методическое пособие для депутатов. Петрозаводск 2005

    Учебно-методическое пособие
    Реформа местного самоуправления из дискуссий о ее необходимости, целесообразности перешла в практическую работу. На основе федерального законодательства идет разработка, принятие законодательной базы в субъектах.
  3. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов иту самара

    Учебно-методическое пособие
    Методическое пособие посвящено описанию содержания, методов работы и условий эффективности технологии формирования социальных навыков у воспитанников детских ИТУ.
  4. Методическое пособие к курсу №1 «Реализация задач образовательной области «Социализация»

    Учебно-методическое пособие
    Цель: Раскрыть динамику нормативно-правовой базы дошкольного образования в области федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
  5. Методическое пособие для специалистов консультантов, работающих по защите прав детей Караганды 2010 год

    Учебно-методическое пособие
    Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация" — услышал он из телефонной

Другие похожие документы..