Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Актуальність теми. Україна є одним з визнаних світових лідерів у створенні авіаційних газотурбінних двигунів (ГТД). Так одне з провідних у світі підп...полностью>>
'Документ'
применяемая классификация затрат в зависимости от целей Понятие и назначение классификации затрат на прямые и косвенные, основные и накладные....полностью>>
'Документ'
, именуемый в дальнейшем «Займодавец», с одной стороны, и , именуемый в дальнейшем «Заемщик», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижесле...полностью>>
'Публичный отчет'
Данный отчет стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Tetra Tech ES, I...полностью>>

Формирование интегрированной системы планирования в условиях холдинга (на примере кондитерской промышленности)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

НАСИМОВ ЛЕВ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Формирование интегрированной системы планирования в условиях холдинга

(на примере кондитерской промышленности)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами: промышленность)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств»

Научный руководитель: кандидат экономических наук,

профессор Тульская Нина Степановна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Дубровин Игорь Александрович,

Московский государственный университет

прикладной биотехнологии

кандидат экономических наук, доцент

Заздравных Алексей Витальевич

Московский государственный университет

им. Ломоносова М.В.

Ведущая организация: Московский государственный университет

технологий и управления

Защита диссертации состоится «16» июня 2009 г. в 15 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.148.06 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств», 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, аудитория 6-06.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПП.

Автореферат размещен на официальном сайте www.mgupp.ru

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью учреждения, просим направлять по указанному адресу.

Автореферат разослан «15» мая 2009 г.

Учёный секретарь

Совета, к.э.н., доц. Чайкина И.И.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Кондитерская промышленность, динамично развивающаяся в течение последних десяти лет, является высокорентабельной отраслью, к которой проявляют повышенный интерес отечественные и зарубежные инвесторы. Устойчивый рост объемов производства был достигнут благодаря модернизации действующих и строительству новых предприятий, внедрению новейших технологий, повышению качества продукции и соответственно ее конкурентоспособности.

С учетом современного кризисного состояния российской экономики холдинги и предприятия кондитерской промышленности испытывают необходимость в стабилизации функционирования и обосновании концепции развития на перспективу. Кроме того, в условиях корпоративного управления объективно необходимы новые подходы к категории планирования. Требуется создание методологической базы формирования тактических и стратегических планов, учитывающих внешнее влияние и внутренние возможности предприятий, входящих в холдинг.

Для большинства российских холдингов и крупных промышленных предприятий характерна достаточно сложная система распределения полномочий между управляющей компанией и дочерними предприятиями в области планирования показателей хозяйственной деятельности, в том числе разделения показателей на планируемые из центра и определяемые на местах. Это усложняет систему контроля за выполнением планов холдинга.

Недостаточная регламентированность документооборота отрицательно влияет на эффективность систем планирования, учета и контроля деятельности и в результате приводит к снижению уровня информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

В связи с этим разработка интегрированной системы планирования является актуальной научно-методической проблемой, решение которой будет способствовать осуществлению единой хозяйственной политики кондитерских холдингов для достижения высоких финансовых результатов.

Состояние изученности проблемы. Теоретические и методологические основы формирования стратегических и тактических планов представлены в научных трудах зарубежных ученых: И. Ансоффа, П. Друкера, Д. Клиланда, Г. Минцберга, М. Портера, А. Томпсона, Дж. Стрикланда, Д. Хасси и др.

Проблеме внутрипроизводственного планирования уделено внимание отечественными учеными: М.М. Алексеевой, О.С. Виханским, В.Г. Ворониным, В.В. Гусевым, В.Б. Дасковским, В.В. Денискиным, В.С. Ефремовой, А.И. Ильиным, М.Д. Магомедовым, Е.В. Минаевой, В.А. Ноздриной, Т.Ф. Рябовой, Е.В. Стрелковым, Н.С. Тульской, Э.А. Уткиным, Р.А. Фатхутдиновым и др.

Многие научно-методологические разработки нашли применение в практической деятельности предприятий как основного звена промышленности.

Вместе с тем, как показал анализ изученной литературы, особенности планирования в корпоративных структурах недостаточно исследованы; не сформулирована концепция интегрированного планирования, обеспечивающая сочетание стратегических и тактических планов на уровне управляющей компании холдинга и входящих в него предприятий. Указанные обстоятельства предопределили выбор цели, задач исследования и основной направленности диссертационной работы.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования явилась разработка научно-методических положений по формированию интегрированной системы планирования, реализация которой позволит холдингу в зависимости от выбранной им стратегии организовать разработку планов с учетом распределения функций плановой работы между управляющей компанией и входящими в него предприятиями для достижения единой стратегической цели.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучены особенности корпоративного управления и процессы интеграции деятельности предприятий в холдинге кондитерской промышленности как предпосылки для разработки интегрированной системы планирования;

  • проведена диагностика развития кондитерской промышленности, изучены особенности рынка кондитерской продукции и его структуры;

  • изучен мировой и отечественный опыт планирования в корпорациях и на

предприятиях;

  • уточнен понятийный аппарат, принципы и содержание процесса внутрикорпоративного планирования;

  • разработана интегрированная система планирования деятельности холдинга кондитерской промышленности;

  • предложена система сбалансированных плановых показателей финансово-экономической, коммерческой и производственно-технической деятельности;

  • доказана целесообразность использования процессного подхода к планированию деятельности холдинга;

  • дано научно-методическое обоснование оценки достижения стратегических целей в процессе их реализации.

Объектом исследования выбраны холдинги и предприятия кондитерской промышленности АПК Российской Федерации.

Предмет исследования — совокупность теоретических и методологических положений, а также практических аспектов, связанных с разработкой интегрированной системы планирования, применительно к холдингу кондитерской промышленности.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования является современная теория экономики, менеджмента и организации планирования на предприятиях и в корпорациях. Основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам эффективности планирования, типологии планов, систем управления планированием, а также процессному управлению деятельностью предприятий. Для решений поставленных задач привлечены нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Информационной базой исследования послужили данные Федерального агентства государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ, научно-исследовательского института кондитерской промышленности, отдельных компаний кондитерской промышленности, отраслевых журналов «Кондитерское производство», «Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД)», интернет-ресурсы, собственные расчеты автора. В процессе исследования использовались системный, комплексный, сравнительный анализ, экспертный и графический методы.

В процессе выполненного исследования получены результаты, которые содержат научную новизну:

  • расширена типология планов с учетом требований корпоративного менеджмента. Введено понятие «внутрикорпоративное планирование» как функции управления, а также обосновано понятие интегрированной системы планирования, как совокупности параллельно взаимодействующих во времени стратегического и тактического планирования на уровне управляющей компании холдинга и входящих в него предприятий, что обеспечивает эффективное сочетание видов планов и объектов планирования, интегрированных в единую систему с целью достижения оптимального совокупного результата;

  • разработана многоуровневая межфункциональная блок-схема формирования интегрированной системы планирования (см. рис. 2,3,4), отражающая иерархию процессов планирования применительно к кондитерскому холдингу от постановки долговременной корпоративной цели до разработки годовых бюджетов предприятия. Обоснован методический подход к построению структуры центров ответственности с различной степенью их детализации или консолидации, начиная от коллегиального органа управляющей компании, функциональных департаментов кондитерского холдинга до центров затрат на предприятиях;

  • предложена система сбалансированных плановых показателей по финансово-экономическому, коммерческому и производственно-техническому аспектам, отражающая их взаимосвязь и позволяющая перевести стратегию компании в конкретные нормативы (плановые задания);

  • разработаны научно-методические положения по оценке достижения стратегических целей в процессе реализации стратегий на основе контроля за выполнением нормативов (плановых заданий), устанавливаемых на год. Это позволяет своевременно принимать корректирующие меры по определенным аспектам деятельности холдинга;

  • обоснована целесообразность использования процессного подхода к планированию, включающего разработку карт взаимосвязей исполнителей (подразделений холдинга) и классификацию процессов корпоративного планирования на первичные (планирование экономической добавленной стоимости) и вторичные (планирование поддерживающих и развивающих процессов, которые непосредственно не создают добавленную стоимость, но необходимы для ее создания). Эти процессы идентифицированы и документированы с указанием документов на «входе» и «выходе» процесса и ответственных лиц;

  • разработаны научно-методические положения оценки совершенствования планирования в холдинге с помощью показателя «результативность системы планирования».

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения, составляющие его научную новизну, доведены до конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы кондитерскими холдингами:

  • методология формирования интегрированной системы планирования холдинга, отражающая иерархию процессов планирования от постановки долговременной корпоративной цели до разработки годовых бюджетов предприятия;

  • предложения по внедрению процессного подхода к планированию в условиях холдинга, обеспеченному необходимым документированием;

  • графический способ определения последовательности и параллельности осуществления процессов планирования в холдинге, позволяющий за счет назначения ответственного лица, утверждения входящего и выходящего документов, обеспечения согласованности работы подразделений сократить время на разработку планов;

  • идентификация и документирование процесса стратегического и годового планирования в кондитерском холдинге.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на конференции «Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Московский государственный университет пищевых производств, 2006 г.; научно-практической конференции «Проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в АПК», Московский государственный университет пищевых производств, 2007г., международной межвузовской научной конференции, Московский институт предпринимательства и права, 2008г; VI-ой Международной научной конференции студентов и аспирантов, Могилевский государственный университет продовольствия, 2008г; VI научно-технической конференции с международным участием «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства их реализации: эффективное использование ресурсов отрасли», Московский государственный университет пищевых производств, 2008г.

Отдельные результаты исследования, такие как методология формиро-

вания интегрированной системы планирования в холдинге, рекомендации по процессному управлению корпоративным планированием, а также методические подходы к оценке результативности планов используются в ООО «Объединенные кондитеры», а также в учебном процессе МГУПП при изучении студентами специальностей 08.05.02 дисциплин «Планирование на предприятии», «Стратегическое управление», что подтверждается документами о внедрении.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы изложено в семи статьях и брошюре, опубликованных лично автором и в соавторстве, общим объемом 5,5 п.л. (авторский вклад – 5,0 п.л.). Одна работа опубликована в журнале, рекомендованном ВАК. Публикации в полной мере отражают полученные исследователем научные и практические результаты, выводы и предложения.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Диссертация изложена на 168 страницах основного текста, содержит 29 таблиц, 18 рисунков, 4 приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, показана степень разработанности проблемы, сформулированы ее цели и задачи, изложена научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Теоретические предпосылки интеграции тактического и стратегического планирования в условиях холдинга» представлен генезис корпоративных преобразований; описана эволюция научных взглядов на роль планирования в функционировании предприятий, проанализированы разработанные отечественными и зарубежными экономистами системы видов планов; определены логические зависимости дефиниций «план», «планирование», «процесс планирования»; исследована эволюция и экономическая сущность категории «планирование деятельности холдинга». Подвергнута анализу ее роль в системе корпоративного управления. Раскрыта экономическая сущность понятия интегрированной системы планирования холдинга, дано ее определение, рассмотрены принципы формирования. Сформулировано отношение автора к основным понятиям в рассматриваемой области.

Во второй главе «Исследование типологии планирования в кондитерской промышленности» представлены результаты оценки состояния кондитерской промышленности, рынка кондитерской продукции и перспективы его развития. Выявлены тенденции формирования корпоративных структур в условиях рыночной конкуренции. Аналитическое исследование иерархического и композиционного построения систем планирования показало значимость совершенствования его для кондитерской отрасли в условиях корпоративного управления. Рассмотрены виды планов, взаимодействующих во времени, а также типы систем планирования (индикативное, итерационное).

В третьей главе «Концепция реализации интегрированной системы планирования деятельности холдинга кондитерской промышленности» разработана система сбалансированных показателей плана холдинга и предложена классификация процессов планирования. Представлена разработанная автором многоуровневая межфункциональная блок-схема, отражающая иерархию процессов планирования в холдинге. Обоснован методический подход к построению структуры центров ответственности на основе процессного управления планированием. Разработана схема идентификации и документирования процессов стратегического и текущего планирования. Для оптимизации процесса планирования использовано графическое описание его с помощью сетевых графиков, отражающих последовательность и возможность совмещения действий по разработке планов.

Изложены теоретические положения эффективности планирования и предложен показатель «результативность планирования».

В выводах и предложениях обобщены основные результаты проведенных исследований в соответствии с поставленными целями и задачами.

II. Основное содержание работы и защищаемые в ней положения

1. Расширена типология планов с учетом требований корпоративного менеджмента и обосновано понятие интегрированной системы планирования

Коренная трансформация экономики страны, произошедшая за годы ре­форм, оказала влияние на особенности становления кондитерской отрасли, в том числе переход к корпоративному управлению. В отрасли насчитывается более 1500 предприятий и объединений.

Рынок кондитерских изделий привлекателен для иностранных инвесто­ров, которые активно вкладывают средства в развитие производства, увеличи­вают его объемы и расширяют ассортимент продукции.

В период 1996-2007 гг. наблюдается ежегодный рост объемов производ-ства (табл. 1).

Таблица 1

Динамика производства кондитерских изделий по России за 1996-2007гг.

Годы

Объем производства (тыс. тонн)

В %

к предыдущему году

к 1990 г.

1996

1261,7

92,0

44,3

1997

1369,9

108,6

48,1

1998

1403,5

102,4

49,2

1999

1508,5

107,5

52,9

2000

1627,7

108,7

57,5

2001

1792,8

109,3

62,8

2002

1958,5

109,2

68,7

2003

2166,7

106,3

76,0

2004

2233,1

103,4

78,6

2005

2416,4

108,2

84,8

2006

2557,0

104,3

89,7

2007

2666,0

104,3

93,5

За период с 2006 по 2010 гг. мировой кондитерский рынок увеличится в стоимостном выражении более чем на 16%, достигнув ве­личины продаж более чем в 145 млрд. долл.

Одновременно идет процесс объединения предприятий и создания хол-дингов. В России к их числу относятся: «Объединенные кондитеры», «СладКо», «Nestle», «Kraft Foods», «Mars», «Dirol Cadbury» и др.

Развивающиеся отечественные корпорации заинтересованы в освоении европейского кондитерского рынка. Выходу на европейский рынок способствует стратегическое видение развития отрасли, основанное на новейших подходах к разработке планов в условиях корпоративного управления. Следует учитывать, что будут продолжаться процессы слияний и поглощений, расширения бизнеса за рубежом, а это обусловит необходимость разработки консолидиро­ванных планов. Такая концепция требует новых подходов к разра­ботке планов холдинга кондитерской отрасли.

Анализ ныне действующих методик планирования показал, что они нуждаются в совершенствовании с учетом специфики корпоративного управления, требующего применения интегрированных систем планирования, охватывающих комплекс планово-производственных решений.

Как показало исследование, действующая система разработки стратегического, текущего и оперативного планов во взаимосвязи не совершенна. Не всегда методически верно выполняется перевод стратегических целей развития в конкретные показатели текущего и оперативного плана холдинга или предприятия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Трансформация экономических взаимоотношений субъектов корпоративных структур в условиях конкуренции (на примере масложировой промышленности)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится " " ноября 2006г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д 212. 148.06 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет
  2. Оценка экономической эффективности горизонтальной интеграции предприятий (на примере сахарной промышленности республики татарстан)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменовался появлением супергигантов.
  3. Интегрированный подход к формированию инфраструктуры общественного питания современного мегаполиса: теория, методология, стратегия

    Автореферат
    Защита состоится «27» __февраля 2009 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета ДМ 850.006.01 НОУ ВПО Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы по адресу: 125319, ул.
  4. 1 Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности 40 Глава 2

    Реферат
    Актуальность темы исследования. Конкурентоспособность предприятия в значительной мере зависит от правильности выбранной стратегии, ее реализации, следовательно, от эффективной работы менеджеров в области стратегического планирования.
  5. Фёдорович управление бизнес-процессами в агропромышленных структурах (на примере Белгородской области) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами; предпринимательство)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента ГОУ ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им.

Другие похожие документы..