Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
В целях повышения эффективности и качества управления средствами бюджета Республики Карелия главными распорядителями средств бюджета Республики Карел...полностью>>
'Закон'
Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюдж...полностью>>
'Документ'
Поступления по налогам и сборам в I полугодии 2011 года превысили прогнозы, отметил в начале заседания Президиума Правительства Российской Федерации ...полностью>>

Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

022000 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»,

ТОМСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

РЕКЛАМНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ..............................................................................

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ООП)

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................

1. КОНЦЕПЦИЯ ООП ..................................................................................................................

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ООП ............................................................................................................

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ ООП.................................................................................................................

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ) ..................................

5. СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ...............................................................

6. СТРУКТУРА ООП ПО МОДУЛЯМ ........................................................................................

7. СТРУКТУРА ООП ПО ДИСЦИПЛИНАМ ............................................................................

8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС .......................................

9. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ............................................................

10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................................

11. РАЗРАБОТЧИКИ ООП............................................................................................................

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ........................................................

ПРИМЕРЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

рекламное описание

основной образовательной программы подготовки БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

022000 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

ТОМСК 2011

образовательная программа подготовки БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 022000 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»,

Характеристика программы

Уровень ВПО: первый уровень, бакалаврская подготовка.

Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Степень: бакалавр.

Итоговая государственная аттестация: государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы бакалавра на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Научный руководитель бакалаврской программы: Рихванов Леонид Петрович, д.г.-м.н., профессор.

Цели основной образовательной программы (ООП):

  • подготовка конкурентноспособных на российском и международном рынке труда специалистов в области экологии и природопользования;

  • формирование общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться сочетании учебной и внеучебной работы; социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности;

  • формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.

  • подготовка выпускников для оценки оказываемого антропогенного воздействия на компоненты природных сред в результате любой производственной деятельности, связанной с разведкой недр, добычей и переработкой полезных ископаемых, с развитием новых наукоемких и энергоемких отраслей;

  • подготовка специалистов для принятия решений по минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • подготовка выпускников к деятельности в области экологического аудита и экологической сертификации, владеющих международными экологическими стандартами качества окружающей среды;

Цели ООП «Экология и природопользование» формируются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, стандарта ООП ГОУ ВПО НИ ТПУ, концепцией программы, критериями аккредитации основных образовательных программ и требованиями работодателей в рамках Миссии ТПУ, критериям АИОР, соответствующими международным стандартам EUR-ACE и FEANI.

Компетенции, приобретаемые бакалаврами

Ключевыми компетенциями выпускников по ООП ТПУ 022000 «Экология и природопользование», профиль «Геоэкология» являются:

  • владение культурой мышления, глубокими базовыми и специальными знаниями отечественной истории, философии, экономики, правоведения, уметь использовать их в области экологии и природопользования; иметь ясные представления о здоровом образе жизни;

  • способность демонстрировать глубокие естественнонаучные, математические знания, необходимые для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию, применять профессиональные знания в области экологии и природопользования, практической географии, физики, химии и биологии и способны использовать их в области экологии и природопользования;

  • умение применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач, владеть методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях;

  • владеть иностранным языком на уровне, позволяющем работать в интернациональном коллективе, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инновационной деятельности в сфере охраны окружающей среды;

  • умение использовать теоретические знания, методы обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации на практике; самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности.

Выпускники образовательной программы – это специалисты экологических и природоохранных департаментов предприятий ведущих мировых компаний, связанных с добычей, разработкой и эксплуатацией месторождений.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Профессорско-преподавательский состав, участвующий в реализации ООП «Экология и природопользование» соответствует требованиям ФГОС и АИОР, предъявляемым к кадровому обеспечению ОП. Все преподаватели имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью, активно владеют иностранными языками, постоянно повышают свою профессиональную подготовку в форме стажировок на профильных промышленных предприятиях, в ведущих российских вузах, а также в зарубежных университетах.

К участию в разработке и реализации образовательной программы привлекаются высококвалифицированные сотрудники кафедр Института природных ресурсов Томского политехнического университета. Для разработки курсов ООП подобрана команда специалистов широкого профиля: кандидатов и докторов геолого-минералогических, медицинских, биологических, химических, географических наук, доцентов и профессоров. Большинство профессоров и доцентов имеют научно-педагогический стаж более 20 лет. Каждый преподаватель не менее одного раза в 5 лет повышает свою квалификацию: в вузах России, ближнего и дальнего зарубежья, а также в виде стажировки на ведущих промышленных предприятиях, в научно-исследовательских центрах РАН (РАН, СО РАН), ВИМС МПР, ВСЕГЕИ МПР.

Ресурсное обеспечение программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «Экология и природопользование», профиль «Геоэкология» соответствует требованиям ФГОС и целям образовательной программы. Это достигается наличием необходимых учебно-методических и информационных ресурсов и обеспечением доступа каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин данной ОПП.

Для студентов обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда ТПУ, к электронной базе журналов Российского Фонда Фундаментальных Исследований, отечественным периодическим изданиям, зарубежным профессиональным изданиям, включая электронную базу журналов CNRS. Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам ELIBRARY –электронная библиотека; SCIENCEDIRECT – электронная библиотека; ЦСБДВИНИТИ – централизованная система баз данных по науке и технике; FIPS – база данных патентов РФ. Обеспечивающие программу структуры располагают самым современным компьютерным, мультимедийным и уникальным лабораторным оборудованием, в том числе, сканирующим электронным микроскопом, лабораторными микроскопами, ртутным анализатором, гамма и альфа-спектрометрами.

Используемые образовательные технологии

Для формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускников применяются личностно-ориентированные образовательные технологии с приоритетом самостоятельной работы студентов с учетом различного сочетания форм организации образовательной деятельности и методов ее активизации. Для активизации образовательной деятельности используются следующие методы: case-study (анализ реальных проблемных ситуаций и поиск вариантов лучших решений); IT-методы (использование компьютеров, обучающих программ и т. п. для систематизации и структурирования информации); интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, работа в команде, разбор конкретных ситуаций, семинары-диалоги, семинары-дискуссии, психологические и иные тренинги), которые успешно сочетаются с внеаудиторной работой.

Проведение учебного процесса обеспечено различной современной аппаратурой, в том числе мультимедийными проекторами, аппаратурой для проведения видеоконференций, компьютерами для проведения вычислений или использования информационных систем.

Научно-исследовательская работа студентов является частью научных исследований кафедры Геоэкологии и геохимии ИПР. В процессе обучения студентам предоставляется возможность участвовать в реальных научных разработках и хоздоговорных работах Томского политехнического университета. Использовать при их выполнении современного оборудования на базе кафедры Геоэкологии и геохимии и её Международного инновационного научно-образовательного центра «Урановая геология», созданного в рамках реализации Инновационной образовательной программы Томского политехнического университета.

Направления профессиональной деятельности бакалавров

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Экология и природопользование» являются: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

Бакалавр по направлению подготовки «Экология и природопользование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская,

  • проектно-производственная,

  • контрольно-ревизионная,

  • административная;

  • педагогическая.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

022000 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

ТОМСК 2011

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

______________ П.С. Чубик

«___» ____________201__ г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ООП)

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 022000 Экология и природопользование

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 240

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

7290

часов

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

3330

часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3960

часов

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АТТЕСТАЦИЯ

государственный экзамен,

выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: кафедра геоэкологии и геохимии

РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов

2011г.

1. КОНЦЕПЦИЯ ООП

Основная образовательная программа (ООП) по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование является программой 1 уровня высшего профессионального образования. Нормативные сроки освоения: 4 года. Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: бакалавр. Подготовка бакалавра в составе направления подготовки 022000 Экология и природопользование осуществляется по профилю «Геоэкология».

ООП «Экология и природопользование» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки. Данная ООП регламентирует уникальное современное направление, возникшее в связи с необходимостью преодоления экологического кризиса, изменением норм и правил хозяйствования, революционными изменениями в международном и национальном законодательстве, направленном на обеспечение экологической безопасности, охрану природы, рациональное использование природных ресурсов.

Выпускники по ООП 022000 «Экология и природопользование» обладают уникальными компетенциями:

- решение глобальных и региональных геоэкологических проблем;

- владение методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;

- знание теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды;

- владение методами геохимических и геофизических исследований, методами общего и геоэкологического картографирования;

- знание теоретических основ биологии, географии, почвоведения и экологии почв, биоразнообразия, экологии человека;

- знание теоретических основ ресурсоэффективных технологий природопользования, экологии горнопромышленного производства.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, модулей, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ООП

Основная цель ООП – подготовка кадров в области геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды соответствующей квалификации, удовлетворяющих потребностям региональной системы органов охраны природы и управления природопользованием и востребованных на отечественном и международном рынке труда с учетом требований современного времени.

Цель подготовки по программе определяется реализацией компетентностного подхода:

  • формирование общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться сочетании учебной и внеучебной работы; социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности;

  • формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников; формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.

  • подготовка выпускников для оценки оказываемого антропогенного воздействия на компоненты природных сред в результате любой производственной деятельности, связанной с разведкой недр, добычей и переработкой полезных ископаемых, с развитием новых наукоемких и энергоемких отраслей;

  • подготовка специалистов для принятия решений по минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • подготовка выпускников к деятельности в области экологического аудита и экологической сертификации, владеющих международными экологическими стандартами качества окружающей среды.

Таблица 1

Цели образовательной программы

Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС и (или) заинтересованных работодателей

Ц1

Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям для решения задач, связанных с проведением научных полевых и лабораторных исследований в области геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды

Требования ФГОС, требования АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров РАН, Роснауки, отраслевых НИИ

Ц2

Подготовка выпускников к проектно-производственной деятельности в области оценки воздействия на окружающую среду, проектирования мероприятий по охране природы, экспертизы хозяйственной деятельности

Требования ФГОС, требования АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам федеральных и региональных органов охраны природы и управления природопользованием

Ц3

Подготовка выпускников к контрольно-ревизионной деятельности для решения задач в области подготовки документации для экологической экспертизы и аудита

Требования ФГОС, требования АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам федеральных и региональных органов охраны природы и управления природопользованием

Ц4

Подготовка выпускников к организационно-административной деятельности для участия в работе административных органов управления, обеспечения экологической безопасности

Требования ФГОС, требования АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, требования органов власти и управления субъектов РФ и муниципальных образований, запросы отечественных и зарубежных работодателей

Ц5

Подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию

Требования ФГОС, требования АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей

Задачи реализации программы:

  • организация образовательной среды, создание условий для профессионального роста студента; для получения качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества, работы в коллективе;

  • создание условий для личностного роста студента, для сохранения и поддержания его индивидуальности; для социального и образовательного самоопределения;

  • расширение опыта самостоятельной учебной, исследовательской, практической деятельности студентов, необходимого для успешной работы в области геоэкологии и природопользования, конкурентоспособности на рынке труда, продолжения обучения в магистратуре.

Задачи подготовки по программе решаются посредством освоения основных образовательных программ бакалавриата, предусматривающего изучение следующих учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл;

  • математический и естественнонаучный цикл;

  • профессиональный цикл;

и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики;

  • итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

2.1. Механизм определения целей

Потребителями ООП 022000 «Экология и природопользование» являются все студенты, желающие осуществить свой карьерный рост в области экологии п природопользования, подавшие заявление на обучение по данной программе, и успешно выдержавшие экзаменационные испытания.

Другими заинтересованными сторонами образовательной программы являются потенциальные работодатели выпускников (проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские организации, органы охраны природы и управения природопользованием, а также общеобразовательные и специальные учебные заведения). При этом общество, научно-педагогическое профессиональное сообщество и государство как гарант качества образовательной услуги также являются потребителями данной программы. В связи с этим цели программы, планируемые результаты и содержание программы разработаны с учетом установленных требований всех заинтересованных сторон.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 020700 «геология», профиль «Геология месторождений радиоактивного сырья»

    Основная образовательная программа
    Цель программы: развитие опережающей подготовка элитарных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области урановой геологии, что должно способствовать скорейшей ликвидации образовавшегося в России и в мире дефицита
  2. 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Магистр по направлению подготовки 022 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  3. 022000 Экология и природопользование

    Документ
    Направление: 022 Экология и природопользованиеПрофиль подготовки: «Природопользование» Получаемая квалификация: бакалаврСрок освоения ООП: 4 годаНаименование выпускающей кафедры: Кафедра национальной экономики и природопользования.
  4. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экологическая этика

    Рабочая программа
    Основной целью курса является формирование у студентов представления об этических нормах, моральном поведении в отношении природной среды, экологических систем, популяций живых организмов.
  5. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.

Другие похожие документы..