Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
род деятельности предприятия (для учащихся № школы, класс или название института) Адрес работы, учебы, телефон: Занимаемая должность Предыдущее место...полностью>>
'Лекция'
Хордовые относятся к вторичноротым животным, у которых из первичного рта образуется анальное отверстие, а рот образуется на другом конце тела вторичн...полностью>>
'Документ'
Цель контрольной работы по дисциплине «Товароведение, экспертиза и стандартизация» - закрепление знаний по определенной теме, приобретенных в результ...полностью>>
'Программа'
Особенности организации данного курса определяются тем, что слу­шатели уже имеют общие представления об этой области знания, но • педа-гогогическая п...полностью>>

Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

10. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» (квалификация «бакалавр»).

В соответствии с ФГОС ВПО итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Решением ученого совета ТПУ итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в виде итогового междисциплинарного экзамена по направлению и защиты выпускной квалификационной работы.

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению 022000 «Экология и природопользование». Основанием допуска к итоговой государственной аттестации является распоряжение руководства структурного подразделения (заместителя директора института природных ресурсов по учебной работе).

Государственный экзамен

Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующая конкретные компетенции.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 022000 «Экология и природопользование» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей программы, разработанных УМО по экологическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России и государственного образовательного стандарта по направлению.

Государственный экзамен по направлению подготовки «Экология и природопользование» проводится согласно Положению об итоговой аттестации выпускников ТПУ и носит междисциплинарный характер, что позволяет выявить у каждого студента знания, умения и владения, приобретенные в результате обучения по образовательной программе и обеспечивающие формирование компетенций в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

Конкретный состав учебных дисциплин государственного экзамена, определяется выпускающей кафедрой и утверждается Советом института, исходя из требований государственного образовательного стандарта и образовательного стандарта ТПУ к уровню подготовки выпускника.

Сроки проведения государственного экзамена утверждаются приказом ректора после завершения последней экзаменационной сессии.

Государственный экзамен организуется и проводится группой экспертов, входящих в Государственную экзаменационную комиссию. Комиссия составляется из ведущих преподавателей кафедры, обеспечивающих учебные дисциплины, вошедшие в государственный экзамен, и ведущих специалистов в области экологии и природопользования с производственных организаций.

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа бакалавра (ВКР) по направлению «Экология и природопользование» выполняется в соответствии с ООП бакалавриата.

Тематика и руководитель ВКР назначаются приказом руководителя структурного подразделения. Руководители тем ВКР закрепляются за студентами по представлению заведующего кафедрой из числа профессоров, доцентов и наиболее опытных преподавателей и научных сотрудников. К руководству ВКР могут привлекаться также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники других организаций.

Защита ВКР осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Состав ГАК по защите ВКР формируется из профильных специалистов научноисследовательских институтов, промышленных предприятий, других вузов, а также преподавателей выпускающей кафедры. Председателем ГАК, как правило, назначается профессор родственного вуза, либо руководитель предприятия, организации в сфере экологии и природопользования.

Состав и время работы ГАК утверждается приказом ректора в начале семестра.

При условии успешной защиты выпускной квалификационной работы, выпускнику ООП «Экология и природопользование» присваивается степень «Бакалавр» и выдается диплом государственного образца.

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 795.

2. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политического университета (Стандарт ООП ТПУ): сборник инструктивно методических материалов / под ред. А.И.Чучалина, Е.Г. Язикова. – 2-е изд., расширен. и перераб. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010.– 153 с.

3. Аннотация основной образовательной программы высшего профессионального образования для направления подготовки бакалавров 022000 Экология и природопользование. М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина, 2011. – 167 с.

6. Итоговая аттестация выпускников ТПУ: сб. документов. Издание 4-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 84 с.

7. Стандарт организации СТО ТПУ 2.5.01-2006. Система образовательных стандартов. Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Структура и правила оформления. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 62 с.

12. РАЗРАБОТЧИКИ ООП

Рихванов Л.П., д.г.-м.н., профессор, зав. каф. ГЭГХ;

Соболева Н.П., к.г.н., доцент каф. ГЭГХ;

Усманова Т.В., ст. преподаватель каф. ГЭГХ;

Архангельская Т.А., к.г.-м.н., доцент каф. ГЭГХ;

Монголина Т.А., специалист УМР каф.ГЭГХ;

Найбауэр И.Н., зав. лабораторией каф. ГЭГХ;

Домаренко В.А., к.г.-м.н., доцент каф. ГЭГХ;

Соболев И.С., к.г.-м.н., доцент каф. ГЭГХ

Программа утверждена на заседании ученого совета ТПУ «____»__________201__г., протокол №___.

учебный план

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

022000 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ГЕОЭКОЛОГИЯ»







ПРИМЕРЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

022000 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ГЕОЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: ГЕОЭКОЛОГИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ: БАКАЛАВР

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 1; СЕМЕСТР 1

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4

КОРЕКВИЗИТЫ: ГЕОГРАФИЯ, ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 27 час.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 36 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 63 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 54 час.

ИТОГО 117 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ОЧНАЯ

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН В 1 СЕМЕСТРЕ

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА: «ГЕОЭКОЛОГИИ И ГЕОХИМИИ»

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ к.м.н., доцент М.П. Чубик

2011 г.

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Биология»:

- подготовка бакалавров к проектно-производственной и организационно-управленческой деятельности, междисциплинарным научным исследованиям для решения комплексных профессиональных задач;

- развитие способностей к самообучению для решения жизненных проблем и достижения профессиональных целей;

- формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникабельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относиться к математическому и естественнонаучному циклу базовой части (Б2.Б2). Она непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного цикла (общая экология, география, почвоведение и экология почв) и общепрофессионального цикла (экология человека и социальна экология, геоурбанистика, геоэкология). Для освоения дисциплины студент должен знать общие понятия в области экологии и биологии, полученные в рамках школьного образования, что и является пререквизитами дисциплины. Кореквизитами для дисциплины «Биология» являются дисциплины естественно-научного и математического цикла (общая экология, география). Студентам необходимо обладать следующими навыками и компетенциями: работа с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации; использование знаний о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы.

3. Результаты освоения дисциплины

В процессе освоения дисциплины «Биология» у студентов развиваются

следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные)

Способность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

Готовность к кооперации с коллегами для выполнения научно-исследовательских и научно-производственных работ, в том числе интернациональных; способность проявлять инициативу, личную ответственность; быть коммуникабельным.

2. Профессиональные

Способность к овладению базовыми знаниями в области базовых естественных и технических наук, применение их в различных видах профессиональной деятельности;

Быть способным к планированию, проведению теоретических и экспериментальных исследований, обработке полученных результатов и представлению их в форме, адекватной задаче;

Быть способным к организационно-управленческой и инновационной деятельности в экологической области, демонстрировать знания для решения проблем устойчивого развития.

В результате освоения дисциплины «Биология» студент должен

Знать:

  • Уровни организации и свойства живых систем;

  • Закономерности эволюции органического мира;

  • Принципы систематики живых организмов;

  • Строение и функции биомолекул;

  • Механизмы реализации генетической информации;

  • Строение, состав и физиологическую роль клеточной стенки и цитоплазматической мембраны; внутриклеточных органелл;

  • Химическую организацию, строение и функции клеток эукариотов и прокариотов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке;

  • Прикладные инженерные аспекты современной биологии.

Уметь:

  • Правильно применять основные термины и понятия биологии;

  • Использовать для наблюдения различные способы микроскопии;

  • Подготавливать биологические объекты к исследованию;

  • Выделять чистые культуры клеток;

  • Анализировать роль внутриклеточных компонентов, биополимеров и выявлять взаимосвязь биохимических процессов в клетке.

Владеть:

  • Правилами безопасной работы в биологической лаборатории;

  • Различными методами обнаружения макромолекул в биологических системах;

  • Приёмами исследования клеток эу- и прокариотов;

  • Методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции) - 27 часов

1. Введение (2 часа)

Входной контроль. Предмет и задачи курса. Связь с общетехническими и специальными дисциплинами, с выполнением выпускной квалификационной работы и дипломным проектированием. Уровни организации и свойства живых систем. Иерархическая организация биологических систем, соподчинение регулирующих механизмов. Общая характеристика жизненных процессов. Возникновение жизни. Гомеостаз. Классификация живых организмов. Принципы систематики и таксономии. Современное понимание механизмов эволюции органического мира. Жизненные стратегии в эволюции организмов; необратимость эволюции; микро—и макроэволюция. Концепция коэволюции. Положение человека в системе живой природы.

Блок «Химическая организация живых систем»

2. Химическая организация живых систем (2 часа)

Химические компоненты живого: элементы, содержащиеся в живых системах, биологические молекулы, макромолекулы. Биологическая роль воды.

3. Углеводы и липиды (1 час)

Моносахариды, дисахариды, полисахариды – их строение и функции в обмене веществ и построении клетки. Гидролиз полисахаридов. Компоненты липидов, образование липидов, свойства и функции триглицеридов, фосфолипиды, гликолипиды.

4. Белки (1 час)

Аминокислоты: строение и классификация. Связи в белковых молекулах. Размеры белковых молекул, классификация белков, структура, денатурация и ренатурация белков.

5. Ферменты (1 час)

Классы ферментов. Свойства, механизм действия. Скорость ферментативных реакций и факторы, влияющие на неё. Ингибирование ферментов, кофакторы и коферменты.

6. Нуклеиновые кислоты (1 час)

Строение нуклеотидов, образование динуклеотидов и полинуклеотидов. Структура ДНК и РНК.

7. Контрольная работа по блоку «Химическая организация живых систем» (1 час)

Блок «Общая биология»

8. Концепция клеточного строения. Прокариоты и эукариоты (1 час)

Ультраструктура клеток. Клеточная мембрана. Внутриклеточные компоненты клеток эукариот и прокариот – ядро, цитоплазма, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, микротрубочки и микроворсинки, митохондрии, клеточные стенки, вакуоли - их строение и функции. Функции клеток. Ткани: простые и сложные.

9. Обмен веществ и превращение энергии в клетке (1 час)

Классификация организмов в соответствии с источниками энергии и углерода. Автотрофное питание. Фотосинтез, факторы, влияющие на фотосинтез. Гетеротрофное питание. Типы гетеротрофного питания. Механизм питания. Энергетический обмен. АТФ. Клеточное дыхание. Аэробное и анаэробное дыхание, эффективность превращения энергии. Газообмен.

10. Жизненный цикл клетки (1 час)

Воспроизведение и клеточный цикл. Половое и бесполое размножение организмов. Рост и развитие клеток и целых организмов: типы роста, кривые роста, способы измерения роста.

11. Основы генетики и эволюция организмов (1 час)

Хромосомы. Гаплоидные и диплоидные клетки. Митоз и мейоз. Структура хромосом. Репликация ДНК. Синтез белка. Регуляция генной активности.

12. Контрольная работа по блоку «Общая биология» (1 час)

Блок «Разнообразие жизни на Земле»

13. Вирусы (2 часа)

Открытие вирусов. Вирусы как своеобразная форма живой материи. Формы существования вирусов. Типы вирусов. Основы классификации вирусов. Репродукция вирусов - адсорбция, проникновение в клетку, раздевание, транскрипция, трансляция. Стратегия вирусного генома. Сборка и выход вирусных частиц из клетки. Бактериофаги.

14. Прокариоты (2 часа)

Бактерии. Распространенность и роль бактерий в природе. Общие свойства бактерий. Основные морфологические формы бактерий. Размер и объем клеток. Постоянные и непостоянные структурные образования бактериальной клетки. Понятие о штамме и клоне. Классификация бактерий по типам питания в зависимости от источника энергии и углерода. Роль бактерий в разложении биополимеров, углеводородов, формировании почв.

15. Эукариоты (2 часа)

Простейшие. Классификация и морфология простейших. Характеристика основных представителей. Значение простейших для человека. Классификация и морфология грибов. Характеристика основных представителей. Одно- и многоклеточные грибы. Типы мицелия. Значение грибов для человека. Растения. Строение растительной клетки. Низшие и высшие растения. Характеристика основных групп высших растений. Животные. Принципы классификации. Основные уровни организации животных. Общая характеристика основных классов.

16. Контрольная работа по блоку «Разнообразие жизни на Земле» (1 час)

Блок «Перспективы развития биологии»

17. Биотехнология (2 часа)

Генная, клеточная, эмбриональная инженерия. Нанобиотехнология. Проблемы искусственной репродукции растений, животных и человека. Методология рекомбинантных ДНК. Клонирование. Создание трансгенных коммерческих продуктов. Основные направления прикладной биологии: производство пищевых продуктов, лекарств, удобрений, выщелачивание металлов, обогащение руд. Биогеотехнология.

18. Биомиметика (2 часа)

История биомиметики. Биомиметика и создание новых материалов. Биомиметика и природосберегающие технологии.

19. Экологическая биотехнология (2 часа)

Получение биотоплива. Биологическая очистка сточных вод и атмосферных выбросов промышленных предприятий. Био- и фиторемедиация. Биосенсоры. Перспективы и принципы создания технологий, не разрушающих природу.

20. Контрольная работа по блоку ««Перспективы развития биологии» (1 час)

4.2. Содержание практического раздела дисциплины

(лабораторные работы) – 14 часов

    1. Техника безопасности при работе в биологических лабораториях. Микроскопы. Техника микроскопии. Иммерсионная микроскопия (2 часа)

    2. Определение биологических молекул в клетках с помощью светового микроскопа (4 часа)

    3. Простые и сложные методы окраски микроорганизмов (4 часа)

    4. Морфология и структура эукариотических клеток. Методы исследований (4 часа)

    5. Защита рефератов (4 часа)

5. Образовательные технологии

Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии (таблица 5.1):

- интерактивные лекции с элементами проблемного обучения и дискуссиями;

- на лабораторных занятиях выполняются групповые исследования;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы.

Таблица 5.1. Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО

Методы

Лекции

Лабораторная работа

Самостоятельная работа

Подготовка реферата

Иллюстративный метод

+

+

Дискуссии

+

Методы IT

+

+

Работа в команде

+

+

+

Методы (элементы) проблемного обучения

+

+

+

Опережающая самостоятельная работа

+

+

Проектный метод

Лабораторно-практический метод.

+

6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Текущая самостоятельная работа бакалавров направлена на углубление и закрепление знаний, развитие практических умений и заключается в следующем:

- работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации;

- опережающая самостоятельная работа;

- подготовка к лабораторным работам;

- подготовка к текущему контролю и экзамену.

6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов, включая:

- поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 020700 «геология», профиль «Геология месторождений радиоактивного сырья»

    Основная образовательная программа
    Цель программы: развитие опережающей подготовка элитарных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области урановой геологии, что должно способствовать скорейшей ликвидации образовавшегося в России и в мире дефицита
  2. 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Магистр по направлению подготовки 022 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  3. 022000 Экология и природопользование

    Документ
    Направление: 022 Экология и природопользованиеПрофиль подготовки: «Природопользование» Получаемая квалификация: бакалаврСрок освоения ООП: 4 годаНаименование выпускающей кафедры: Кафедра национальной экономики и природопользования.
  4. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экологическая этика

    Рабочая программа
    Основной целью курса является формирование у студентов представления об этических нормах, моральном поведении в отношении природной среды, экологических систем, популяций живых организмов.
  5. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.

Другие похожие документы..