Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Работа выполнена в Федеральном государственном научном учрежде­нии «Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и к...полностью>>
'Документ'
С целью повышения точности и прозрачности учета электрической энергии, создания условий для получения достоверного баланса электрической энергии и по...полностью>>
'Анализ'
Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Правильное определение целей и задач ...полностью>>
'Документ'
Оргкомитет Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТ...полностью>>

Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 022000 «Экология и природопользование».

  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Лекции

Лаб. зан.

Введение..

2

4

12

Устный отчет

Иерархия структурных уровней

2

2

4

8

Отчеты по лабораторным работам

Стадийность изучения и освоения недр

2

2

4

8

Отчеты по лабораторным работам

Природные условия ведения поисковых работ

2

2

4

8

Промежуточный отчет

Критерии и признаки рудоносности территорий

2

2

4

8

Отчеты по лабораторным работам

Методы поисков минеральных ресурсов

4

4

4

12

Отчеты по лабораторным работам

Документация и опробование при поисках и разведке

4

4

4

12

Отчеты по лабораторным работам

Принципы и методы разведки

2

2

4

8

Отчеты по лабораторным работам

Методы подсчета запасов рудных месторождений и геолого-экономической оценки

4

4

4

12

Отчеты по лабораторным работам

Информационная база экономики природопльзования

2

2

4

8

Отчеты по лабораторным работам

Оценка техногенного воздействия и охрана окружающй среды при освоении минеральных ресурсов

2

4

4

10

Отчеты по лабораторным работам

Природресурсные платежи в недропользовании

2

4

4

10

Отчеты по лабораторным работам

Прогноз и оценка эколого-экономического ущерба

4

4

4

12

Отчеты по лабораторным работам

Оптимизация эколого-экономических показателей освоения минеральных ресурсов

4

4

4

12

Отчеты по лабораторным работам

Критерии социальной и эколого-экономической оценки регионального минерально-сырьевого потенциала

2

4

4

10

Отчеты по лабораторным работам

Промежуточная аттестация

20

20

Экзамен

Итого

40

48

80

168

При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.

    1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Определение дисциплины

Лекция. Определение дисциплины. Предмет курса. Цели и задачи учебной дисциплины. Классификация геологических наук. Содержание курса.Этапы становления и развития. Основоположники геологоразведочной отрасли России.

Лабораторная работа 1.

Определение элементов залегания горных пород и руд.

Раздел 2. Общая методология изучения и освоения недр.

Лекция. Общие положения. Классификация запасов полезных ископаемых. Группы запасов полезных ископаемых по их экономическому значению. Категории запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по степени геологической изученности. Группы месторождений (участков недр) полезных ископаемых по сложности геологического строения. Группы месторождений полезных ископаемых по степени их изученности.

Раздел 3. Стадийность изучения и освоения недр.

Лекция. Общие положения. Иерархия структурных уровней. Региональное геологическое изучение недр. Поисковые работы. Оценка месторождений. Разведка месторождения. Эксплуатационная разведка.

Лабораторная работа 2.

Стадийность изучения и освоения недр.

Раздел 4. Природные условия ведения работ и ритерии и признаки рудоносности территории

Лекция. Природные условия ведения поисковых работ. Критерии рудоносности как совокупность геологических факторов, определяющих условия нахождения полезных ископаемых в земной коре. Основные предпосылки поисков месторождений полезных ископаемых. Признаки рудоносности как факторы, указывающие на присутствие полезного ископаемого в пределах изучаемого объема недр.

Лабораторная работа 3.

Природные условия ведения поисковых работ.

Раздел 6. Методы поисков месторождений полезных ископаемых

Лекция. Геологические наблюдения и их анализ как основа поисковых работ. Геологическое картирование. Методы поисков месторождений полезных ископаемых.

Лабораторная работа 4.

Поиски месторождений полезных ископаемых.

Контрольная работа №1

Раздел 7. Понятие проба, цели и задачи опробования

Лекция. Качество полезного ископаемого. Показатели качества полезного ископаемого. Опробование месторождений и искусственных скоплений (например, отвалов) полезных ископаемых в процессе поисков и разведки. Способы и виды отбора проб в горных выработках. Надежный вес пробы. Способы сокращения проб.

Лабораторная работа 5.

Составление схемы обработки проб.

Раздел 8. Принципы и методы разведки

Лекция. Характеристика принципов разведки. Основные стадии изучения месторождений. Методы разведки. Основные звенья геологоразведочного процесса. Основные морфологические виды тел полезных ископаемых.

Лабораторная работа 6.

Методы разведки полезных ископаемых

Контрольная работа №2

Раздел 9. Технические средства и системы ГРР

Лекция. Основные виды геологоразведочных средств. Факторы, определяющие выбор системы и технических средств разведки.

Лабораторная работа 7.

Разведочные системы

Раздел 10. Методы подсчета запасов

Лекция. Общие сведения. Определение основных подсчетных параметров. Методы подсчета запасов твердых полезных ископаемых.

Лабораторная работа 8.

Составление геологического задания

Распределение компетенций по разделам дисциплины.

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.

Формируемые

компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

З.1.1

х

х

х

х

х

х

х

х

З.1.2.

х

х

х

х

х

х

З.3.1.

х

З.3.3.

х

З.5.1.

х

х

х

У.1.1.

х

х

х

У.1.2.

х

х

х

У.3.1.

х

У.5.1.

х

У.5.2.

х

х

х

х

х

У.5.3.

х

х

В.1.1.

х

х

В.1.2.

х

х

В.1.3.

х

х

х

х

х

х

В.3.2.

х

В.3.3.

Х

х

х

х

х

х

В.5.1.

х

х

В.5.2.

х

х

  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

ЛБ

СРС

Дискуссия

х

IT-методы

х

х

х

Командная работа

х

х

Разбор кейсов

Опережающая СРС

х

х

х

Индивидуальное обучение

х

х

Проблемное обучение

х

х

Обучение на основе опыта

х

х

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе бакалавров с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме бакалаврской диссертации,

  • выполнении домашних заданий,

  • переводе материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • изучении теоретического материала к лабораторным занятиям,

  • подготовке к экзамену.

6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

- стадийность изучения и освоения недр,

- методы поисков месторождений полезных ископаемых,

- методики и оборудование для проведения геологоразведочных работ,

- геолого-промышленная оценка месторождений полезных ископаемых,

- документация геологоразведочных выработок.

6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе статистических и фактических материалов по заданной теме, проведении расчетов, составлении схем и моделей на основе статистических материалов,

  • выполнении расчетно-графических работ,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах,

6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:

  1. Оценка золотоносности золоторудных месторождений черносланцевой формации.

  2. Разработка технологий и оборудования для проведения поисковых работ.

  3. Разработка методик поисковых работ на твердые полезные ископаемые.

  4. Получение дополнительных поисковых критериев и признаков поисков мпи.

  5. Расшифровка аномальной структуры геохимического поля месторождений п.и.

7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости бакалавров осуществляется по результатам:

- самостоятельного (под контролем преподавателя) выполнения лабораторной работы,

- взаимного рецензирования бакалаврами работ друг друга,

- анализа подготовленных бакалаврами рефератов,

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите отчетов по лабораторным работам и во время экзамена в восьмом семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).

7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты включают два задания:

  1. Теоретический вопрос.

  2. Творческое проблемно-ориентированное задание.

7.2. Примеры экзаменационных вопросов

  1. Иерархия структурных уровней оруденения

  2. Испытания проб

8) Рейтингг -план

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература

  1. Альбов М.Н. Опробование месторождений полезных ископаемых.– М.: Недра, 1975.

  2. Аристов В.В. Поиски месторождений твердых полезных ископаемых. – М.: Недра, 1975. – 253 с.

  3. Барсуков В.Л., Григорян С.В., Овчинников Л.Н. Геохимические методы поисков рудных месторождений. – М.: Наука, 1981. – 318 с.

  4. Боярко Г.Ю. Экономика минерального сырья.- Томск, 2000 – 365с. Геофизические методы разведки рудных месторождений / В.В.Бродовой, В.Д.Борцов, Л.Е.Подгорная и др. Под ред. В.В.Бродового. – М.: Недра, 1990. – 296 с.

  5. Григорян С.В. Первичные геохимические ореолы при поисках и разведке месторождений. – М.: Недра, 1987. – 408 с.

  6. Дергачёв А.Л., Дж. Хилл, Казаченко Л.Д. Финансово-экономическая оценка минеральных месторождений.- М.:, 2000. – 176с.

  7. Ермолов В.А. Геология, ч. 2, Разведка и геолого-промышленная оцекна месторождений полезных ископаемых.- М.: Изд-во МГУ, 2005.-392с.

  8. Каждан А.Б. Поиски и разведка МПИ / Производство геологоразведочных работ /. - М.: Недра, 1985. - 288 с.5.

  9. Каждан А. Б., Кобахидзе Л.П. Геолого-экономическая оценка МПИ – М.: Недра, 1985,205 с.

  10. Коробейников А.Ф., Кузебный B.C. Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых: учебник для ВУЗов. – Томск: ИПФ ТПУ, 1998, - 309с.

  11. Методика геолого-экономической переоценки запасов твёрдых полезных ископаемых, М.: 1996, 46с.

  12. Методические рекомендации по экспрессной геолого-экономической оценке месторождений твёрдых полезных ископаемых, Алматы: 1999, 61с.

  13. Методика экспрессной геолого-экономической переоценки запасов месторождений твёрдых полезных ископаемых. МПР РФ. М.: 2002, 34с.

  14. Методическое руководство по оценке прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых на территории Республики Казахстан, Кокшетау, 2002, 179с.

  15. Милютин А.Г. Геология- М.: Высшая школа, 2004 – 413с.

  16. Погребицкий Е.О., Парадеев С.В , Поротов Г.С. и др. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых- М. : Недра, 1977. – 405 с

  17. Соловов А.А., Архипов А.Я., Бугрв В.А. и др. Справочник по геохимическим поискам полезных ископаемых. - М.: Недра, 1990. - 335 с.

  18. Справочник геолога по поискам и разведке месторождений урана /Лавёров Н.П., Шумилин М.В., Мельников И.В., Лучин И.А. - М.: Недра, 1990 - 335с.

  19. Четвериков Л.И. Теоретические основы разведки недр. – М.; Недра. 1984. -260 С.

  20. Шумилин М.В., Викентьев В.А. Подсчёт запасов урановых месторождений - М.: Недра, 1982. -203с.

  21. Шумилин М.В. Основы горного бизнеса. – М.: -2000.

  22. Экономика и управление геологоразведочным производством. Ред. В.П. Орлов.- М.: ЗАО «Геоинформарк». 1999, 248с.

Периодические издания

  1. Геохимия.

  2. Горный журнал

  3. Известия ВУЗов. Геология и разведка.

  4. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.

  5. Отечественная геология

  6. Разведка и охрана недр

  7. Руды и металлы.

Интернет-ресурсы:

http//www.metalltorg.ru – мировые цены на минеральное сырье

http//www.mineral.ru – статистика мирового минерально-сырьевого комплекса (МСК), включая запасы, ресурсы, добычу, производство, потребление, экспорт, импорт минерального сырья и продуктов их переработки по странам и регионам мира. Место России в мировом минерально-сырьевом комплексе.

9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении лабораторных работ магистранты используют оборудование, оснащенное автоматизированными системами с выводом данных на персональные компьютеры (оптическая микроскопия, РФА), применяя навыки компьютерной обработки экспериментальных результатов.

При освоении дисциплины используются технические средства и лабораторное оборудование Института Природных ресурсов.

* приложение – Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению и профилю подготовки «Экология и природопользование».

Автор: Домаренко

Программа одобрена на заседании кафедры ГЭГХ ИПР

(протокол № ____________ от «____» ________ 201___ г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 020700 «геология», профиль «Геология месторождений радиоактивного сырья»

    Основная образовательная программа
    Цель программы: развитие опережающей подготовка элитарных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области урановой геологии, что должно способствовать скорейшей ликвидации образовавшегося в России и в мире дефицита
  2. 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Магистр по направлению подготовки 022 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  3. 022000 Экология и природопользование

    Документ
    Направление: 022 Экология и природопользованиеПрофиль подготовки: «Природопользование» Получаемая квалификация: бакалаврСрок освоения ООП: 4 годаНаименование выпускающей кафедры: Кафедра национальной экономики и природопользования.
  4. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экологическая этика

    Рабочая программа
    Основной целью курса является формирование у студентов представления об этических нормах, моральном поведении в отношении природной среды, экологических систем, популяций живых организмов.
  5. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.

Другие похожие документы..