Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как известно, современная эра информационных технологий связана с изобретением компьютера. Однако информация, накапливаемая на одном компьютере досту...полностью>>
'Техническое задание'
Объектами молниезащиты являются здания и оборудование установленные на территории ЛПДС Платина ( за исключением системы молниезащиты резервуарного па...полностью>>
'Семинар'
Комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Много шуму из ничего», «Как вам это понравится»: сюжеты, герои, источник комического, художественная условност...полностью>>
'Документ'
Бодрых Валерий Вениаминович, дата рождения 20 июня 1970 года, образование высшее профессиональное, индивидуальный предприниматель, депутат Совета деп...полностью>>

Социология Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 удк 005 101 1701841 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Казанский государственный медицинский университет

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Социология

Учебно-методическое пособие для студентов

Казань 2010

УДК 005 101 1701841

ББК 60 5 (Я 7)

Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Составители:

д.полит.н., проф. Мухарямова Л.М., к.и.н., доцент Петрова Р.Г.

Рецензенты:
д.соц. н., проф. Ильдарханова Ф.А., к.соц. н., доц. Тимуца О.В.

Социология. Учебно-методическое пособие для студентов // Мухарямова Л.М., Петрова Р.Г. – Казань, КГМУ, 2010 – 76 с.

Учебно-методическое пособие содержит комплекс методических рекомендаций, способствующих усвоению студентами знаний, умений, навыков и освоению общекультурных компетенций, регламент в области политики качества, план семинарских занятий, список предлагаемой для изучения литературы, методические рекомендации по организации и проведению конкретного социологического исследования. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения, преподавателей и аспирантов.

Казанский государственный медицинский университет, 2010

Содержание
Цели освоения дисциплины …………………………………………………4
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Основные разделы дисциплины
Результаты обучения

Учебный план по факультетам

Тематический план семинарских занятий

Политика посещаемости
E-mail адреса лекторов и преподавателей курса
Политика оценки знаний

Требования к результатам самостоятельной исследовательской работы

Методические рекомендации по проведению конкретного социологического исследования

Планы семинарских занятий с темами рефератов, списком основной и дополнительной литературы

В помощь студенту. Тезисы лекций

1. Цели освоения дисциплины - расширить область распространения гуманитарных, исследовательских, адаптивных, коммуникативных умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, общения в профессиональной среде и эффективной связи с другими, включая пациентов, коллег, службы здравоохранения и межведомственные организации. Акцент будет сделан на развитие способности распознавания конкретного социального контекста, включающего социальное неравенство, межэтнические отношения, семейно-брачные отношения, поведение личности и группы в пределах социальной нормы и за ее пределами. При изучении дисциплины будет придаваться значение обучению студентов применению социологических исследовательских приемов и методов, реализовываться практическая деятельность по организации, проведению, интерпретации результатов прикладных социологических исследований в системе здравоохранения, фармации, потребительского надзора. Эта работа будет организована в малых группах, что позволит достичь целей по приобретению опыта и формирования навыков делового взаимодействия. Студенты будут учиться тому, как использовать различные модели/теории социологии в практике и развивать свои навыки анализа и объяснения.

Изучение дисциплины позволит студенту приобрести необходимые способности применения знаний, умений, навыков и личностных качеств для реализации гражданской позиции, выполнения профессионального долга в соответствии с общественными ожиданиями, успешного взаимодействия в значимых группах. Изучение социологии позволит студенту решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: анализ научной литературы и официальных статистических обзоров; подготовка рефератов по современным научным проблемам; участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения; участие в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический учебный цикл. Изучение социологии логически и содержательно-методически связано с другими дисциплианми цикла – историей, историей медицины, экономикой, правом, биомедицинской этикой и философией. Предполагается, что студент, начиная изучать социологию, знает методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства; обязанности, права, место врача в обществе; основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций; владеет методами анализа гуманитарной информации, принципами ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основными способами разрешения конфликтов.

Основные разделы дисциплины

  • основные этапы развития и современные направления социологической теории;

  • представление о процессе и методах социологического исследования;

  • основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

  • культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

  • особенности социальных взаимодействий в поликультурных обществах, механизмы возникновения и разрешения этнических конфликтов;

  • социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля; формы девиантного поведения и факторы, влияющие на рост отклонений в социуме;

  • семейно-брачные отношения в истории общества и проблемы современной семьи;

  • субъект и предмет общественного мнения, механизмы его формирования;

  • социальные изменения и социальные процессы в современном мире, формирование новой социальной реальности, глобализация и ее факторы;

  • основные направления развития медицинской социологии.

Результаты обучения

В результате изучения социологии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы социальных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых социальных проблем (часть ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (часть ОК-3);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (часть ОК-5);

способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

Учебный план по факультетам

Форма работы

Количество часов на факультете

I

II

III

IV

V

VIII

О

З

В

З

Семестр

5

4

5

9

2

1

5

1

Лекции

18

18

18

18

18

3

18

8

Практика

24

20

20

16

16

6

23

8

Самостоят. работа

12

8

8

4

4

41

4

32

Всего

54

46

46

38

38

9

45

16

экзамен

экзамен

экзамен

атт.

зачет

зачет

зачет

зачет

Тематический план семинарских занятий

п/п

Тема занятия

Количество часов на факультете

I

II

III

IV

V

VIII

О

З

В

З

1

Введение в социологию

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в.

2

2

2

1

2

1

2

1

3

Парадигмы в социологии

4

2

2

1

2

1

4

1

4

Общество как социальная реальность

2

2

2

2

2

-

2

-

5

Основы прикладной социологии

6

4

4

2

2

-

2

2

6

Социальная стратификация в обществе

2

2

2

2

2

-

3

-

7

Этносоциальные процессы в современном мире

2

2

2

2

2

-

2

-

8

Социология личности и девиантное поведение.

2

2

2

-

-

-

2

-

9

Социология общественного мнения

2

2

2

-

-

-

2

-

10

Социология семьи.

2

2

2

2

2

-

2

-

11

Социальные изменения в современном мире.

2

-

-

2

-

-

-

-

12

Социология медицины.

2

2

2

2

2

-

2

-

13

Прикладные исследования

4

2

2

-

-

-

-

-

14

Контрольная работа (зачет)

2

2

2

2

2

2

2

2

Всего часов:

36

28

28

20

20

6

27

8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  3. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  4. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  5. Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1

    Курс лекций
    Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.

Другие похожие документы..