Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели. Познакомить детей с творчеством писателя Н.Н.Носова, с фактами из его биографии; развивать интерес к творчеству писателя, к чтению книг; воспит...полностью>>
'Инструкция'
Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Изучать анатомию человека следует с учетом функц...полностью>>
'Статья'
1. Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать друг другу, в соответствии с положениями настоящей Конвенции, самую широкую правовую помощь на взаимн...полностью>>
'Документ'
Телефонный звонок разбудил меня часов в семь утра…Я знал, снимаю трубку, я чувствовал, что что-то случилось: телефон никогда не звонит к добру в таку...полностью>>

Темы рефератов: Мир на пороге III тысячелетия. Основные проблемы человечества. Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем?

Главная > Темы рефератов
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Мир на пороге III тысячелетия. Основные проблемы человечества.

  2. Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем?

  3. Что ожидает человечество в XXI веке (модели развития мира)?

  4. Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления.

  5. Особенности экологических проблем в высокоразвитых и развивающихся странах.

  6. Можно ли смягчить остроту демографической ситуации в мире?

  7. Урбанизация — узел проблем.

  8. Этнические конфликты в современном мире.

  9. Региональные контрасты в обеспечении населения продо­вольствием. Основные причины.

  10. Устранение голода и недоедания — насущная проблема человечества.

  11. Развивающийся мир — многоликий феномен.

  12. Почему беднейшие страны мира все более отстают в своем социально-экономическом развитии?

2. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ:

Примечание: Занятие по вводной теме (как и по обсуждению отдельных глобальных проблем) можно провести в форме дискуссии за круглым столом, например, специалиста по военным вопросам, политических обозревателей, журналистов, ученых, врачей («специалистами» будут сами учащиеся).

Глава 1. ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ):

1. Мир на пороге III тысячелетия. Основные проблемы человечества.

2. Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем?

3. Что ожидает человечество в XXI веке (модели развития мира)?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каковы, на ваш взгляд, основные причины возникновения и обострения глобальных проблем?

2. Почему от решения проблемы войны и мира, прекращения гонки вооружений зависит решение всех остальных глобальных проблем современно­сти (ГПС)?

3. Каковы могут быть последствия мирового ядерного конфликта для биосферы Земли, для всего человечества?

4. Какую экономическую выгоду человечеству может принести разоружение?

5. Что вы знаете о создании «безъядерных зон»?

в. Как современные политические события (в том числе войны и конфлик­ты в «горячих точках* планеты) влияют на ситуацию в мире и на возможность решения глобальных проблем?

7. Можно ли среди ГПС выделить как наиболее значимые следующие нерешенные проблемы: гонку вооружений, нарастание экологического кризиса и обострение контраста между «богатыми» и «бедными* странами? Ответ аргументируйте.

8. Какие еще проблемы, кроме общепризнанных, вы могли бы отнести к разряду глобальных?

9. Как вы понимаете выражение: «Человечество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени…».

10. Касаются ли глобальные проблемы человечества каждого жителя планеты в отдельности? Можно ли изменить современную ситуацию?

Глава 2. ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ):

1. Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления.

2. Особенности экологических проблем в высокоразвитых и развивающихся странах.

3. Каким образом страны мира могли бы объединить свои усилия для решения глобальной экологической проблемы? (Какие международные проекты, могли бы предложить вы?).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Негативные изменения окружающей среды в разных странах име­ют свою специфику. В чем это выражается?

2. Объясните выражение: «Экологические проблемы не признают государственных границ».

3. Объясните следующие понятия н термины: «парниковый эффект», «глобальное потепление», «озоновая дыра», «опустынивание», «транс­граничный перенос».

4. Отметьте на контурной карте районы обострения экологической ситуа­ции (зоны экологического бедствия) в мире и на территории нашей страны.

5. Почему особую опасность океанским водам несет загрязнение их нефтью и отходами ее переработки?

6. Какие последствия для всей планеты имеет загрязнение Миро­вого океана? Поясните на конкретных примерах.

7. Перечислите основные факторы деградации и разрушения лесов на нашей планете.

8. Какие проблемы в связи с освоением Амазонии возникают в Бразилии, Южной Америке, у всего человечества?

9. Какие проблемы природопользования возникли в развивающих­ся странах в связи в развитием промышленности, сельского хозяйства, ростом городов, переносом «грязных» производств?

10. В чем преимущество альтернативных источников получения энергии?

11. Каковы должны быть основные направления экологической политики?

Глава 3. ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ):

1. Сколько нас сейчас и сколько будет? Можно ли смягчить остроту демографической ситуации в мире?

2. Урбанизация — узел проблем.

3. Этнические конфликты в современном мире.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Имеют ля высокоразвитые страны мира прямое отношение к глобальной демографической проблеме?

2. Что такое «демографический взрыв»? Когда возник, для каких стран характерен?

3. Какие проблемы возникают в мире вследствие ускоренного роста городов?

4. Какие показатели, на ваш взгляд, могут характеризовать «качество жизни* населения?

5. Почему высокая доля городского населения во многих странах «третьего мира* не может служить показателем высокого уровня жизни?

в. Объясните понятия и термины: «демографическое давление», «демогра­фический взрыв», «ложная урбанизация», «субурбанизация», «бидонвили», «старение населения».

7. Перечислите страны мира с численностью населения более 100 милли­онов человек.

8. Каковы темпы прироста населения в различных регионах мхра (в отдельных странах)?

9. Укажите основные очаги эмиграции и главные страны притяжения иммигрантов в наше время (конец XX века).

10. Насколько правомерно, на ваш взгляд, проведение «демографической политики»? Не ущемляет ли она права личности?

Глава 4. ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ):

1. Ресурсы — истощение или изобилие? (Ваша точка зрения.)

2. Оставим ли мы ресурсы нашим потомкам? (Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов.)

3. «Зеленый покров» Земли в опасности!

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему энергетическая и ресурсная проблема имеет глобальный характер, хотя для многих стран мира она не является острой в настоящее время?

2. Назовите страны мира, которые располагают крупнейшими запасами минерального сырья: уголь, нефть, газ, железная руда.

3. Используя статистические данные, подсчитайте, на сколько лет хватит мировых запасов отдельных видов полезных ископаемых при современных темпах добычи.

4. Какова степень самообеспеченности энергетическими ресурсами в следующих странах и регионах (в %): США, Япония, Западная Европа, Россия?

5. Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных (почвенных) ресурсов?

6. В чем состоит уникальная роль лесов для нашей планеты? Какую программу спасения лесов могли бы предложить вы?

7. Какие богатства Мирового океана осваиваются сейчас, а какие будут осваиваться в будущем?

8. Объясните различие терминов: «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья".

9. Как менялся топливно-энергетический баланс мира? Назовите основные этапы.

10. Можно ли преодолеть водный голод на нашей планете?

11. Какие нетрадиционные способы получения энергии вы знаете? Где на Земном шаре имеются наилучшие возможности использования нетрадиционных способов получения энергии?

Глава 5. ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ):

1. Демографический фактор и продовольственная проблема.

2. Региональные контрасты в обеспечении населения продо­вольствием. Основные причины.

3. Устранение голода и недоедания — насущная проблема человечества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Сформулируйте основные причины обострения глобальной продовольст­венной ситуации.

2. «В продовольственной проблеме сочетаются экономические, социальные и политические аспекты. Объясните данное утверждение.

3. Почему многие из развивающихся стран вынуждены импортировать продовольствие, хотя в их экономике сельское хозяйство занимает ведущее место?

4. Считаете ли вы, что увеличение самообеспеченности развивающихся стран продовольствием поможет решить продовольственную проблему в этих странах? Или существуют иные способы решения данной проблемы?

5. Существует ли связь продовольственной проблемы с другими глобаль­ными проблемами?

в. Можно ли утверждать, что одной из причин бедственного положения населения является неравномерность в распределении доходов?

7. Объясните понятие «абсолютная нищета» населения. Какими причина­ми вызывается такое положение дел?

8. Какими возможностями для увеличения производства продуктов пита­ния обладает современная наука? Приведите примеры.

9. Что такое «зеленая революция» и какова ее роль в решении продоволь­ственной проблемы?

10. Почему необходимо объединение усилий всех стран мира в решении глобальной продовольственной проблемы?

Глава 6. ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ):

1. Развивающийся мир — многоликий феномен.

2. Почему беднейшие страны мира все более отстают в своем социально-экономическом развитии?

3. Можно ли установить в мире справедливый экономический порядок? (Пути преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие страны мира относятся к группе развивающихся или странам «третьего мира»? Укажите известные вам общие черты и различия, характеризующие группу развивающихся стран.

2. Перечислите основные показатели, характеризующие социально-экономическую отсталость стран «третьего мира»?

3. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и ее снижением в структуре экономики высокоразвитых государств? О чем это свидетельствует?

4. Как можно оценить природные предпосылки для развития промышленности развивающихся стран?

5. Смогли бы вы назвать основные черты экономического развития, отраслевой и территориальной структуры хозяйства развивающихся стран?

в. Имеют ли страны «третьего мира» шанс выплатить внешний долг в ближайшее время?

7. Каковы основные причины военных конфликтов на Африканском континенте в настоящее время? Приведите конкретные примеры.

8. Объясните значение понятий и терминов: «новые индустриальные страны», «монокультура», «экспортная ориентация хозяйства», «плантационное хозяйство», «многоукладность экономики», «ложная урбанизация».

9. Каков религиозный состав населения развивающихся стран? Какие проблемы возникают в связи с сохранением религиозной розни?

10. Как проявляется в развивающихся странах «городской взрыв»? Какие города (агломерации) развивающихся стран относятся к числу крупнейших в мире?

11. Объясните выражение: «Развивающимся странам принадлежит важное место во всех сферах деятельности мирового сообщества, и это значение будет непрерывно возрастать».

Литература

Обязательная:

  1. Максаковский В.П. Географическая картина мира в 2-х томах (раздел: Глобальные проблемы человечества). – М.: Дрофа, 2004.

  2. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Пособие для учащихся и студентов. - М.:АО "Аспект Пресс", 1995 ( -- библиотека: разделы: экономика, социология, международные отношения)

  3. Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. – М.: Питер, 2005.

  4. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. /Под общ. ред. В.Г. Глушковой. – М.: Московский Лицей, 2004.

Дополнительная:

  1. Вайцзеккер Э., Ловинс Э.Б., Ловинс Л.Х. Фактор четыре: в два раза больше богатства из половины ресурсов. Новый доклад Римскому клубу. /Пер. с англ. Заварницына А.П., Новикова В.Л.; под ред. Месяца Г.А. - М.: Academia, 2000.

  2. Наумов А.С., Холина В.Н. Политическая карта мира. - М.: Просвещение, 2004.

  3. Основы экономики природопользования /Под ред. Холиной В.Н. – М.: Питер, 2005.

  4. - сайт корпорации British Petroleum (статистика по мировой энергетике - Statistical Review of World Energy).

  5. http://www.eia.doe.gov - Управление информации при Министерстве энергетики США.

  6. http:// - Комиссия ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) – Industrial Development Report.

  7. http: // - сайт Всемирного банка (World Development Report).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вайцзеккер Э., Ловинс Э.Б., Ловинс Л.Х. Фактор четыре: в два раза больше богатства из половины ресурсов. Новый доклад Римкому клубу. /Пер. с англ. Заварницына А.П., Новикова В.Л.; под ред. Месяца Г.А. - М.: Academia, 2000.

  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. ср. шк.- М.: Просвещение, 2001.

  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся М.: Просвещение, 1995.

  4. Глобальная экологическая проблема. - М.: Мысль, 1988.

  5. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект-Пресс, 1994.

  6. Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и "третий мир". - М.: Наука, 1991.

  7. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия "Страны и народы". ХХ том. - М.: Мысль, 1985.

  8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под науч. ред. проф. О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  9. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). — М.: БЕК, 2003.

  10. Кочетов Э.Г. Глобалистика. — М.: Прогресс, 2003.

  11. Крупнейшие города капиталистических и развивающихся стран. - М.: Изд. МГУ, 1987.

  12. Кузык Б.Н, Яковец Ю.В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Экономика, 2004.

  13. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Г. Глобальная география. Учеб. для 11 кл.- М.: Дрофа, 2001.

  14. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. Географические аспекты некоторых глобальных проблем. - М.: Мысль,1985.

  15. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 2000.

  16. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 "каналов углубления" к курсу "Экономическая и социальная география мира". Ч.1-3. (Часть 3 - Глобальные проблемы человечества) - Ярославль: Верх.-Волжское кн.изд-во, 1995.

  17. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа, 2004.

  18. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста (пер. с англ. под ред. Г.А. Ягодина). Учебное пособие. - М.: Издательская группа "Прогресс","Пангея",1994.

  19. Мир восьмидесятых годов. Сборник обзорных статей из ежегодников "A World Watch Institute" (под ред. Г.В. Сдасюк). - М.: Прогресс, 1989.

  20. Наумов А.С., Холина В.Н. Политическая карта мира. - М.: Просвещение, 2004.

  21. Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы, Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992.

  22. Олдак П.Г. Колокол тревоги: Пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации. - М., 1989.

  23. Основы экономики природопользования /Под ред. Холиной В.Н. – М.: Питер, 2005.

  24. Охрана окружающей среды в Российской Федерации. - М.: Госкомстат, 2000-2005.

  25. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева, 1983 (на русск. яз.).

  26. Разумихин Н.В. Природные ресурсы мира и их охрана. - Л., 1987.

  27. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) —. М.: «Россия Молодая», 1997.

  28. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Пособие для учащихся и студентов. - М.:АО "Аспект Пресс",1995 ( -- библиотека -- разделы: экономика, социология, международные отношения).

  29. Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. — М.: С.-П.: Питер, 2005.

  30. Родионова И.А. Политическая карта мира. - М.: Изд. Моск. Лицей, 2001.

  31. Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине ХХ в. М.: Изд. Моск. Лицей, 2002.

  32. Родионова И.А. Региональная экономика. Учебное пособие для студ. вузов. — М.: Экзамен, 2003.

  33. Смена курса: Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя / Пер. с англ. - М.: Геликон, 1994.

  34. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для студентов вузов /Под. ред. В.В.Вольского. — М.: Дрофа, 2003.

  35. Хроника ООН. Ежеквартальный обзор деятельности ООН.

  36. Шишков Ю.В. Глобализация — враг или союзник развивающихся стран //Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.

  37. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: ВлаДар, 1995.

РОДИОНОВА И.А. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. - М.: Аспект-Пресс, 1995

( -- библиотека -- разделы: экономика, социология, международные отношения).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ НАЗЫВАЮТ ЭПОХОЙ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ?

В чем сущность глобальных проблем?

Мир, а не война

Новое политическое мышление

Блок практических заданий

Глава П. ЭТО «ХРУПКОЕ ЧУДО» — ЗЕМЛЯ

Человек, планета и экологический кризис

Природа в опасности

«Парниковый» эффект

«Озоновая дыра»

Автомобиль и экология

Влияние атомной энергетики

Экологические проблемы и «третий мир»

Истребление лесов

Неужели вся Земля станет Сахарой?

Экологическая ситуация в нашей стране

Как восстановить экологическое равновесие?

Блок практических заданий

Глава III. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сколько предков имел современный человек?

Сколько нас сейчас и сколько будет?

Старение населения стран Севера

Перенаселенный Юг

Феномен «демографического давления»

Урбанизация — узел проблем

Проблемы городов развивающихся стран

«Демографический взрыв» позади?

Этнические проблемы

Беженцы

Блок практических заданий

Глава IV. РЕСУРСЫ - ИСТОЩЕНИЕ ИЛИ ИЗОБИЛИЕ?

Энергоресурсы. Потребление энергии

Ресурсообеспечение стран мира

Истощение или изобилие?

Земельные ресурсы

«Фабрики кислорода»

Вода дороже золота

Ресурсный потенциал Мирового океана

Блок практических заданий

Глава V. МОЖЕТ ЛИ ЗЕМЛЯ ПРОКОРМИТЬ СВОИХ ОБИТАТЕЛЕЙ?

Факторы, влияющие на продовольственную

ситуацию

Демографический фактор и продовольственная проблема

Регионы и зоны критической продовольственной ситуации

Природно-ресурсные аспекты решения продовольственной

проблемы

Пути решения продовольственной проблемы

Блок практических заданий

Глава VI. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

«Третий мир» — что это?

Полюс слаборазвитости в современном мире

Развивающийся мир — многоликий феномен

Долговая петля

Кризис, угрожающий перерасти в катастрофу

Перемещение «эпицентра» глобальной экологической

проблемы

Милитаризация экономики

Миллиард неграмотных

«Брейн-дрейн» в российском исполнении

Есть ли выход?

БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НАШЕ ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс читается для студентов 2 курса экономического факультета. Содержание курса

    Документ
    Цель курса - формирование целостного представления о современном мире, его сложностях и противоречиях, о проблемах, которые стали глобальными, и возможных путях их решения.
  2. Темы рефератов (по выбору учащихся): Тема 1

    Темы рефератов
    Примечание: Занятие по вводной теме (как и по обсуждению отдельных глобальных проблем) можно провести в форме дискуссии за круглым столом, например, специалиста по военным вопросам, политических обозревателей, журналистов, ученых,
  3. Глобальными и региональными процессами социального и экономического развития прогнозно-аналитический центр глобальная демография

    Закон
    Проблемы народонаселения, демографические характеристики ушедших эпох и их тенденции на будущее — это вопросы, которые не могут не волновать современных людей, не разучившихся размышлять над судьбой мира и региональных цивилизаций,
  4. Образования (2)

    Семинар
    Российская школа сейчас переживает нелегкие времена. Реформа идет в условиях безденежья, резкого сокращения мест за школьной партой, связанное с уменьшением рождаемости.
  5. В. Н. Савченко в. П. Смагин начала современного естествознания концепция и принципы учебное пособие

    Учебное пособие
    С 13 Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 608 с. — (Высшее образование).

Другие похожие документы..