Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Среди документов, касающихся деятельности кадровых служб, нет упоминания о каких-либо журналах, за исключением Приходно-расходной книги по учету бланк...полностью>>
'Документ'
До начала монтажа системы внутреннего отопления должны быть оштукатурены (или облицованы) поверхности стен в местах установки отопительных приборов, ...полностью>>
'Публичный отчет'
Удовлетворяют ли достигнутые успехи в образовательном процессе учащихся, родителей, педагогический коллектив? Соответствуют ли они поставленным целям...полностью>>
'Сказка'
Цели: знакомство детей с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке; закрепить правила поведения в лесу во время похода; вызвать эмоционально...полностью>>

Образовательный стандарт по специальности высшего медицинского образования первой ступени, утвержденный и введенный в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02 мая 2008 г. №40; 1-79 01 07 Стоматология регистрационный

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составитель:

З.Н.Брагина, доцент кафедры патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра патологической анатомии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Л.А.Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 06.03.2009г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 22.04.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 07 Стоматология Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 29.04.2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патологическая анатомия является составной частью патологии – науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний. Необходимость разработки типовой учебной программы по патологической анатомии для специальностей медицинского образования связана с утверждением нового типового учебного плана для специальности и появлением новых научных данных.

В основу данной программы положены следующие нормативные документы:

Образовательный стандарт по специальности высшего медицинского образования первой ступени, утвержденный и введенный в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02 мая 2008 г. №40;

1-79 01 07 Стоматология (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 04-2008);

Типовой учебный план по специальности, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

1-79 01 07 Стоматология (регистрационный № L 79-009/тип);

Изучение патологической анатомии проводится на различных уровнях, что создает фундамент для изучения последующих специальных дисциплин.

Основная цель дисциплины – изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача стоматолога.

Задачами патологической анатомии являются изучение:

- патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

- этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

- морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;

- изменений болезней, возникающих как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);

- патологоанатомической службы, ее задач в системе здравоохранения и организационно-практических форм решения этих задач.

Сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа, овладеть основами синтетического обобщения диагностических признаков болезней и правильного их толкования в причинно-следственных отношениях.

Преподавание патологической анатомии проводится на основе обобщения научного материала с позиций достижений философии, медицины, биологии, генетики, иммунологии, химии и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (электронная микроскопия, иммуногистохимия, ауторадиография, гистохимия и цитохимия).

Изучение патологической анатомии включает 2 раздела:

- общую патологическую анатомию (общую патологию), в которой излагаются патология клетки и общепатологические процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний;

- частную патологическую анатомию (частную патологию), в которой изучаются этиология, патогенез и морфология отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия), в том числе орофациальная патология.

Занятия по предмету проводятся в форме лекций и лабораторных занятий; часть тем изучается студентами самостоятельно по рекомендуемым учебным пособиям.

Экзамен по патологической анатомии проводится в конце V семестра в объеме настоящей программы. На экзамене оценивается как сумма знаний по дисциплине, так и умение пользоваться этими знаниями (беседа с экзаменатором, решение клинико-морфологических задач).

Перечень вопросов по смежным дисциплинам

Преподавание патологической анатомии базируется на знаниях, полученных в результате изучения предшествующих базовых дисциплин, а именно: «Медицинская биология и общая генетика», «Биологическая химия», «Морфология человека», «Микробиология, вирусология, иммунология».

Медицинская биология и общая генетика.

Гельминтозы, циклы развития паразитов, пути заражения.

Биологическая химия.

Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови. Механизмы гемостаза.

Морфология человека.

Макроскопическое строение внутренних органов и систем. Микроскопическое строения внутренних органов и систем.

Микробиология, вирусология, иммунология.

Понятие об иммунитете и аллергии. Общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:

  • морфологические особенности общих патологических процессов;

  • этиологию, патогенез, морфологию болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурные основы выздоровления (саногенез), осложнения, исходы, отдаленные последствия заболеваний, причины и механизмы умирания (танатогенез);

  • изменения болезней в связи с изменяющимися условиями жизни и лечения (патоморфоз);

Студент должен уметь:

  • применять основные приемы проведения патологоанатомического вскрытия;

  • устанавливать диагноз, суть патологического процесса и заболевания по макропрепаратам, на аутопсии;

  • определять основные общие патологические процессы и заболевания по гистологическим препаратам при люминесцентной биомикроскопии;

  • диагностировать патологические процессы и заболевания по описанию макро- и микроскопических изменений органов, тканей, организма.

Студент должен овладеть навыками:

диагностика патологических процессов и заболеваний по макро- и микропрепаратам.

Таблица 1 - Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

Всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1-79 01 07

Стоматология

4

128

73

18

54

-

-

зачет

5

64

36

10

27

-

-

экзамен

Всего часов

192

109

28

81

-

-

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Общая патологическая анатомия

14

36

1.1. Введение

2

-

1.2. Повреждение (альтерация)

2

10

1.3. Нарушение кровообращения

2

4

1.4. Воспаление

2

8

1.5. Иммунопатологические процессы

2

4

1.6. Приспособление и компенсация (адаптация)

-

2

1.7. Опухоли

4

8

2. Частная патологическая анатомия

14

45

2.1. Болезни системы крови

2

6

2.2. Болезни сердечно-сосудистой системы. Ревматические болезни

2

6

2.3. Болезни органов дыхания

2

4

2.4. Болезни органов пищеварения

2

2.5. Болезни печени

-

3

2.6. Болезни почек

2

3

2.7. Болезни желез внутренней секреции

-

2

2.8. Инфекционные болезни

2

12

2.9. Болезни зубочелюстной системы и органов полости рта

2

3

2.10. Врожденные пороки развития (ВПР)

2

4

Всего часов

28

81

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Общая патологическая анатомия

1.1 Введение

Патологическая анатомия, ее содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследования. Краткие данные истории развития патологической анатомии. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения.

1.2. Повреждение (альтерация)

Сущность, причины, механизмы и виды повреждения.

Патология клетки

Патология клеточного ядра: изменения структуры, размеров, формы и количества ядер, структуры и размеров ядрышек, ядерной оболочки; ядерные включения. Патология митоза, хромосомные абберации и хромосомные болезни.

Патология цитоплазмы: изменения мембран, эндоплазматической сети, пластинчатого комплекса, секреторных гранул, митохондрий, лизосом, микротелец. «Болезни» митохондрий, лизосом, пероксисом. Цитоскелет и патология клетки. Изменения плазматической мембраны. Патология клеточных стыков.

Патология клетки как интегративное понятие.

Дистрофии

Определение дистрофии как выражение нарушений тканевого (клеточного) метаболизма и форма повреждения (альтерации). Дистрофии как первый реактивный процесс в онтогенезе.

Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины развития дистрофий. Морфогенетические механизмы, структурные уровни проявлений и исходы дистрофий. Классификация дистрофий: в зависимости от преобладания морфологических изменений в специализированных элементах паренхимы и строме (паренхиматозные, стромально-сосудистые и смешанные), по преобладанию нарушений того или иного вида обмена (белковые, жировые, углеводные, минеральные), в зависимости от влияния генетических факторов (приобретенные, наследственные) и распространенности процесса (общие, местные).

Наследственные ферментопатии (болезни накопления) как выражение наследственных дистрофий.

Паренхиматозные дистрофии, их деление на белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы), углеводные.

Паренхиматозные белковые дистрофии: зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Морфологическая характеристика, причины, патогенез.

Паренхиматозные жировые дистрофии. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Морфологическая характеристика, причины, патогенез..

Паренхиматозные углеводные дистрофии. Дистрофии, связанные с нарушением обмена гликогена. Морфология, причины, патогенез нарушений обмена гликогена при сахарном диабете.

Дистрофии, связанные с нарушением обмена глюкопротеидов.

Слизистая (коллоидная) дистрофия. Морфологическая характеристика, патогенез.

Муковисцидоз.

Стромально-сосудистые дистрофии, их деление на белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы) и углеводные.

Стромально-сосудистые белковые дистрофии: мукоидное набухание, фибриноидное набухание, гиалиноз, амилоидоз. Морфологическая характеристика, причины, патогенез. Классификация амилоидоза, характеристика его форм.

Стромально-сосудистые жировые дистрофии, связанные с нарушением обмена нейтрального жира или холестерина и его эстеров. Общее ожирение (тучность). Морфологическая характеристика, причины, патогенез, классификация. Истощение (кахексия). Причины, патогенез. Морфологические проявления. Местное ожирение (липоматоз) и регионарные липодистрофии.

Стромально-сосудистая углеводная дистрофия, связанная с нарушением обмена глюкопротеидов и мукополисахаридов — ослизнение тканей. Морфологическая характеристика, причины, патогенез.

Мукополисахаридозы. Изменения в челюстях.

Смешанные дистрофии, возникающие при нарушении обмена сложных белков-хромопротеидов, нуклеопротеидов и минералов.

Нарушения обмена хромопротеидов. Эндогенные пигменты: гемоглобиногенные, протеиногенные и липидогенные. Причины нарушений обмена хромопротеидов. Эндогенные пигменты, виды, механизм развития, морфологическая характеристика. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Гемосидероз, гемохроматоз, гемомеланоз, желтухи (надпеченочная, печеночная, подпеченочная), порфирии. Нарушение обмена протеиногенных пигментов. Меланоз (распространенный и местный, приобретенный и врожденный). Аддисонова болезнь. Ослабление пигментации: распространенное и местное, приобретенное и врожденное. Альбинизм. Пигмент гранул энтерохромафинных клеток. Нарушение обмена липидогенных пигментов.

Нарушения обмена нуклеопротеидов. Подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт.

Нарушения обмена минералов. Минеральные дистрофии, их виды. Нарушения обмена кальция — кальцинозы (известковая дистрофия, обызвествление). Виды кальцинозов (метастатическое, дистрофическое и метаболическое обызвествление), морфологическая характеристика, причины, патогенез. Нарушения обмена фосфора. Рахит, нефрогенная остеопатия, ренальный нанизм. Гипервитаминоз Д. Нарушения обмена меди. Гепато-церебральная дистрофия (болезнь Вильсона-Коновалова).

Нарушения обмена калия и натрия.

Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. Зубной налет и зубной камень. Камни протоков слюнных желез.

Некроз

Определение некроза как местной смерти. Понятие о паранекрозе, некробиозе, аутолизе. Причины, механизм развития и морфологическая характеристика некроза.

Классификация некроза в зависимости от причины, вызвавшей некроз (травматический, токсический, трофонейротический, аллергический, сосудистый), и механизма действия патогенного фактора (прямой и непрямой некроз).

Клинико-морфологические формы некроза, их характеристика. Значение некроза и его исходов.

Понятие об апоптозе. Его значение для организма. Морфогенез.

Смерть, признаки смерти, посмертные изменения

Причины смерти. Смерть естественная, насильственная и смерть от болезней. Смерть клиническая и биологическая. Механизмы умирания и признаки смерти. Посмертные изменения, их морфологическая характеристика. Особенности посмертных изменений при внутриутробной смерти плода и у детей. Этика вскрытия. Понятие о танатогенезе и реанимации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-79 01 01 Лечебное дело (2)

    Программа
    А.А. Бова, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»,
  2. Ловека, как одна из фундаментальных дисциплин в системе высшего медицинского образования, изучает строение органов и систем тела человека в связи с их функциями

    Пояснительная записка
    С.Л. Кабак, профессор кафедры морфологии человека Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  3. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (47)

    Документ
    В.Г.Лещенко, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат физико-математических наук,
  4. И. О. Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

    Документ
    А.В.Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  5. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (7)

    Пояснительная записка
    С.А.Наумович, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,

Другие похожие документы..