Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувств...полностью>>
'Документ'
Основи дискретного перетворення сигналів. Принципи та способи синтезу дискретних регуляторів. Інженерні методи синтезу і аналізу цифрових систем. Техн...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Актуальність обговорюваної теми підтверджується не тільки чисельною кількістю питань щодо самої процедури визнання об’єкта нерухомого майна безхазяйн...полностью>>
'Конкурс'
Эту книгу я написала специально для тебя. Меня зовут Яна, учусь в средней школе № 50 города Челябинска, в пятом классе. Я ещё не писатель – я только у...полностью>>

Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 32. 001 (075. 8) Ббк ф0р30

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ

Кафедра философии и политологии

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Чебоксары

2007

УДК 32.001 (075.8)

ББК Ф0р30

Составитель Е.М. Михайлова

Рецензенты:

зав кафедрой социально-

экономических дисциплин ЧГПУ,

канд. ист. наук, профессор В.П. Иванов,

зав. кафедрой гуманитарных и

естественнонаучных дисциплин

филиала Волго-Вятской академии

госслужбы в г. Чебоксары ЧР,

канд. социол. наук, доцент

Н.Г. Семедова-Полупан.

Ответственный редактор:

д-р филос. наук, профессор Н.А. Исмуков

Утверждено Редакционно-издательским советом

Чебоксарского кооперативного института

Российского университета кооперации

Политология: Учебное пособие / Сост. Е.М. Михайлова. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. – 112 с.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов. Составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебной и рабочей программами по курсу «Политология».

Учебное пособие содержит задания по темам курса, контрольные тесты, методические рекомендации организации самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Предложен комплексный подход к изучению учебного материала.

Рекомендуется для студентов очной формы обучения всех специальностей.

ББК Ф0р30

ВВЕДЕНИЕ

Получение высшего образования предполагает формирование не только подготовленного специалиста, но и политически грамотного человека, способного критически и рационально оценивать политические феномены, осознанно включаться в политическую жизнь. Знания в сфере политической жизни дают возможность целостно видеть современный политический мир, анализировать сложные проблемы социально–политических отношений в обществе, выработать умение ориентироваться в стремительно меняющихся реалиях и адаптироваться к ним, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Высокие требования к будущим специалистам – участникам политической жизни – предполагают активное использование форм самостоятельной работы студентов. Их реализация предполагает внедрение новых технологий в учебный процесс, обновление организационных и методических форм активизации эвристического потенциала студентов, одним из направлений которых является самостоятельная работа студента.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГСЭ. Ф.05. Политология) и утвержденными на кафедре философии и политологии учебной и рабочей программами по курсу политологии. В результате изучения курса «Политология» студент должен:

 иметь представление о методологии познания политической реальности, парадигмах политического знания, о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

– иметь представление о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

– знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обоснование политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

–знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

– разбираться в проблемах формирования гражданского общества и правового государства, избирательных системах, политических технологиях, цивилизованном и нецивилизованном лоббизме, политическом менеджменте;

– уметь анализировать политические конфликты и применять способы их разрешения, хорошо ориентироваться в расстановке политических сил в стране и мире, понимать значение активного личного участия в политике, знать международные организации и движения, роль и место среди них Международного кооперативного альянса как организации, способной содействовать сотрудничеству.

Учебное пособие поможет Вам в самостоятельной работе над программным материалом, написании рефератов, при подготовке к семинарским занятиям и текущему и итоговому контролю знаний. Работу с заданиями начинайте с уяснения опорных понятий к теме, переходя к выполнению заданий и тестовых вопросов. Степень трудности заданий зависит как от сложности самого задания, так и от последовательного и акцентированного изучения названного курса. Предоставленный объем вопросов и заданий позволяет самостоятельно оценить уровень усвоения отдельных тем и всего курса. Задания отличаются друг от друга не только степенью сложности, но и вариациями ответов. В вопросе может быть один, два и более правильных ответов. При работе над заданиями пользуйтесь предложенным в пособии списком основной и дополнительной литературы, имеющейся в библиотечном фонде Чебоксарского кооперативного института.

Тема 1. Политология как наука

Основные понятия: сравнительная, теоретическая и прикладная политология, политика, политическая сфера, политическая деятельность, политический интерес, политические институты, политические действия (акты), политические взаимодействия (интеракции), политические отношения, политическая жизнь, политическая цель, политическая динамика, политические отношения, политические процессы, политическая власть, парадигмы политологии, функции политологии, методы политологии, предмет политологии, политическая компаративистика.

1. Установите соответствие:

1) политология;

2) политическая социология;

3) политика;

4) исторический подход;

5) политическая антропология;

6) политическая философия;

7) прикладная политология;

8) политическая история.

а) «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

б) наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;

в) наука о политике во всех ее проявлениях;

г) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;

д) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;

е) изучение политических явлений с точки зрения их развития;

ж) наука, разрабатывающая различные политические технологии;

з) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества.

2. Определите содержание политики для каждого уровня:

Уровень политики

Содержание политики

1. Низший

2. Локальный

3. Национальный

4. Международный

3. Заполните таблицу содержания разделов науки о политике:

Разделы

Что изучают

1. Политическая философия

2. Политическая социология

3. Политическая антропология

4. Политическая история

5. Политическая психология

6. История политических учений

7. Политическая география

8. Политический маркетинг

9. Политический менеджмент

4. Заполните таблицу групп методов, используемых для анализа политических явлений и процессов:

Собственно политологические

Методы, заимствованные из других наук

5. Контрольные тесты.

1. Что является предметом политологии?

а) закономерности общественного развития;

б) воля господствующего класса;

в) закономерности участия людей, социальных групп и классов во власти;

г) взаимоотношения лидеров и масс.

2. Прогностическая функция политологии заключается…

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества;

в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;

г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.

3. Процесс политической институционализации означает:

а) интеграцию государственных структур;

б) формирование государственных органов;

в) образование политических группировок;

г) процесс возникновения политических институтов и закрепления их в политической системе общества.

4. Политический плюрализм является чертой

а) теологической парадигмы в политике;

б) натуралистической;

в) социальной;

г) рационально-критической.

5. Какой из перечисленных методов является непосредственным методом политологии?

а) метод восхождения от абстрактного к конкретному;

б) метод сопутствующих изменений;

в) исторический метод;

г) бихевиористский метод.

6. Политика есть…

а) классовая борьба;

б) отношения между гражданами в обществе;

в) сфера отношений по поводу участия в реализации политической власти;

г) волевое отношение между людьми.

7. Субъекты политики – это:

а) только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических идей;

б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности;

г) политические партии (и только они), участвующие в политической жизни общества.

8. В какой стране политология стала преподаваться как учебная дисциплина?

а) Древняя Греция;

б) США;

в) Франция;

г) Россия.

9. В какой стране впервые была образована национальная ассоциация политических наук?

а) США;

б) Италия;

в) Англия;

г) Франция.

10. Влияние гражданского общества на распределение власти изучает такой раздел политологии как…

а) политическая география;

б) политическая социология;

в) политическая история;

г) политическая антропология.

11. Какой из общих методов исследования политических объектов основан на изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп?

а) системный;

б) институциональный;

в) бихевиоризм;

г) исторический.

12. Функция политической социализации заключается:

а) в определении соответствия программ и целей общественного развития возможностям общества;

б) в приобщении индивидов и групп к определенной политической культуре;

в) в разработке альтернативных сценариев будущего политического развития;

г) в выработке единой идеологии у всех граждан.

13. Инструменталистская функция политологии заключается:

а) в разработке эффективных методов политических исследований;

б) в разработке эффективных методов реформирования общества;

в) в разработке альтернативных сценариев будущего политического развития;

г) в выработке единой идеологии у всех граждан.

14. Какие из нижеперечисленных объектов исследования являются для бихевиоризма исходными?

а) политические институты;

б) политическое поведение;

в) политические ценности;

г) процесс принятия решений.

15. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

а) IV до н.э.;

б) XI–XIII вв.;

в) конец XIX в.;

г) середина XX в.

16. Когда решением ЮНЕСКО была образована международная ассоциация политических наук?

а) в 1939 г.;

б) в 1949 г.;

в) в 1950 г.;

г) в 1989 г.

17. Как долго преподается политология в учебных заведениях России?

а) с конца XIX века;

б) сразу после Октябрьской революции;

в) с начала 60-х годов;

г) с конца XX века.

18. Что изучает такой раздел политологии как политическая философия?

а) ценностные аспекты властных отношений;

б) субъективные мотивации политического поведения;

в) влияние климатических и природных факторов на политическую жизнь;

г) влияние гражданского общества на распределение власти.

19. Укажите собственные (специфические) категории политологии.

а) политическая власть;

б) политическая система;

в) свобода;

г) общество.

20. Назовите представителей американской политологической школы (отметьте лишнее).

а) Г. Алмонд;

б) С.Ф. Хантингтон;

в) Д. Истон;

г) П. Бурдье.

21. Категория «политическое» выражает…

а) оценку поведения личности;

б) политические связи, отношения, процессы;

в) все, что связано с деятельностью человека;

г) все общественное.

22. Объектом изучения политологии выступает…

а) специфика развития и функционирования общества;

б) политическая сфера общественной жизни;

в) социальная структура общества;

г) соотношение общественных и личных интересов.

23. Политология познается на уровнях…

а) социологическом и психологическом;

б) федеральном, региональном, местном;

в) организационном и нормативном;

г) теоретическом, нормативном, прогностическом, прикладном.

24. Актуальной задачей российской политологии выступает задача…

а) по решению проблемы социально–экономического подъема страны;

б) борьбы с политической оппозицией, выступающей с критикой власти;

в) политологического сопровождения переходного периода развития общества;

г) ликвидации бедности.

25. Мировоззренческо-методологической базой политических исследований служит…

а) политическая география;

б) политическая социология;

в) политическая философия;

г) теория политических систем.

26. Содержание политологического знания включает…

а) законы, категории, принципы политической реальности;

б) совокупность политических процессов;

в) политические события и явления;

г) совокупность политических институтов.

27. Соотнесите понятия и их определения.

а) метод;

б) система;

в) структура.

1) совокупность элементов системы и упорядоченных связей между ними, обеспечивающих устойчивость системы;

2) определенным образом организованная совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и образующих качественное целое;

3) совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности.

Тема 2. История политической мысли

Основные понятия: полис, полития, тирания, аристократия, олигархия, тимократия, охлократия, демократия, теория «среднего элемента», патристика, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, марксизм, социализм.

1. Установите соответствие:

1) олигархия;

2) охлократия;

3) деспотизм;

4) макиавеллизм;

5) теория «общественного договора»;

6) полития;

7) тимократия;

8) аристократия.

а) власть толпы;

б) власть немногих;

в) образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей;

г) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав;

д) абсолютная и беззаконная власть, произвол;

е) власть честолюбцев, стремящихся к военным успехам;

ж) власть лучших;

з) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом.

2. Заполните таблицу «Основные периоды развития политической мысли»:

Основные периоды

Содержание идей

Основные представители

1. Древний мир

2. Эпоха средневековья

3. Эпоха Возрождения

4. Эпоха Нового времени

5. Новейшее время.

3. Установите соответствие имен политических мыслителей и их трудов:

1) «Законы»;

2) «Афинская полития»;

3) «О граде Божием»;

4) «Государь»;

5) «О духе законов»;

6) «Об общественном договоре»;

7) «Левиафан»;

8) «Размышления о революции во Франции»;

а) А. Августин;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) Ш.Л. Монтескье;

д) Т. Гоббс;

е) Ж.Ж. Руссо;

ж) Э. Берк;

з) Н. Макиавелли.

4. Контрольные тесты.

1. Идейные истоки какого политического режима заложены в произведениях Платона?

а) либеральный;

б) авторитарный;

в) тоталитарный;

г) демократический.

2. Какая из форм государства является правильной по классификации Аристотеля?

а) монархия;

б) олигархия;

в) демократия;

г) тирания.

3. Какая из форм государства, по Платону, является наихудшей?

а) демократия;

б) олигархия;

в) тирания;

г) царская власть.

4. По мнению Аристотеля, государство существует ради…

а) борьбы с другими государствами;

б) процветания правителей;

в) достижения общественного блага;

г) для управления.

5. Какая категория населения не рассматривается Платоном в качестве сословия идеального государства?

а) рабы;

б) воины–стражники;

в) земледельцы;

г) ремесленники.

6. Кому из политических мыслителей принадлежит заслуга разработки концепции разделения властей?

а) Платону;

б) Ш.Л. Монтескье;

в) М. Падуанскому;

г) Аристотелю.

7. Кому из мыслителей Древнего мира принадлежит работа под названием «Политика»?

а) Платону;

б) Аристотелю;

в) Цицерону;

г) Сократу.

8. Кто из политических мыслителей ввел в политическую мысль термин «Stato» для обозначения политической организации общества?

а) Гроций;

б) Спиноза;

в) Монтескье;

г) Макиавелли;

д) Вольтер.

9. В какой из перечисленных работ нашла отражение теория разделения властей?

а) «О духе законов»;

б) «Государь»;

в) «Левиафан»;

г) «Общественный договор».

10. Какой регулятор общественной жизни Конфуций считал основным?

а) экономический;

б) политический;

в) технический;

г) нравственный;

д) силовой.

11. Кто должен был править в идеальном государстве Платона?

а) старейшины;

б) профессионалы;

в) философы;

г) практические люди;

д) политики.

12. Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь» – это…

а) Т. Мюнцер;

б) Г. Гроций;

в) Н. Макиавелли;

г) Т. Мор.

13. Из какого эмпирического факта исходит социально–политическая доктрина К. Маркса?

а) чем больше наемный рабочий работает, тем беднее он становится;

б) власть портит человека;

в) западный мир загнивает;

г) вся предшествующая история была историей борьбы классов;

д) буржуазная революция в европейских странах не освободила человека труда.

14. Кого из мыслителей называют отцами–основателями патристики?

а) А. Августина, Ф. Аквинского;

б) Н. Макиавелли, Ш. Монтескье;

в) Платона и Аристотеля;

г) Ж. Бодена и Т. Гоббса.

15. Для эпохи Возрождения характерно…

а) формирование либеральной политической мысли;

б) смена теоцентризма антропоцентризмом;

в) институционализация христианства;

г) формирование классовой парадигмы.

16. Выберите три правильных ответа соответствия автора и его труда.

а) Платон – «Законы»;

б) Цицерон – «О духе законов»;

в) Ф. Аквинский – «О граде Божием»;

г) Т. Гоббс – «Левиафан».

17. Кому из политических мыслителей принадлежит рассмотрение трех элементов власти: сущность власти (несет доброе начало), формы власти и способы ее использования (могут быть дурными)?

а) Аристотелю;

б) Ф. Аквинскому;

в) Сократу;

г) Ж. Бодену.

18. Кому из политических мыслителей принадлежит концепция государственного суверенитета?

а) Т. Гоббсу;

б) Цицерону;

в) Ж. Бодену;

г) Ш. Монтескье.

19. Какому политическому мыслителю принадлежит следующая фраза: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»?

а) Ж. Бодену;

б) Н. Макиавелли;

в) Ф. Аквинскому;

г) Платону.

20. Кто определял естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»?

а) Т. Гоббс;

б) Дж. Локк;

в) Н. Макиавелли;

г) Ж. Боден.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. А. Петров охрана труда учебное пособие

    Учебное пособие
    О.А. Глухов, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Марийского государственного технического университета, профессор, доктор технических наук;
  2. Чăваш книжная республикин 5 / 2007 летопись

    Документ
    В данном номере зарегистрированы издания, полученные РГУ «Госархив печати Чувашии» Минкультуры Чувашии с 1 по 31 мая 2007 года в качестве обязательного бесплатного экземпляра
  3. Е. Ю. Прокофьева редакционная коллегия (2)

    Документ
    В журнале «Вестник гуманитарного института ТГУ» публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии, философии, психологии, социологии, журналистике.
  4. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб июль август 2010 г

    Библиографический указатель
    В указатель включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, диссертаций, защищенных в Республике Беларусь.

Другие похожие документы..