Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Достоинство Интернета — в том, что он расширяет среду общения до размеров Земного Шара. Написал несколько слов, нажал на кнопку, - и письмо ушло, хот...полностью>>
'Документ'
Читай газети кожного дня. Газети допоможуть тобі дізнатися про найважливіші події, що відбуваються в світі, про життя і справи твоїх ровесників, які ...полностью>>
'Исследовательская работа'
Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина (1799—1837) к брату Льву Сергеевичу. Оно было частично опубликовано в 1855, г., полностью — в 1858 г: « ...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания составлены доцентом кафедры финансов, кредита и экономического анализа Пермской государственной сельскохозяйственной академии и...полностью>>

Творчество м. Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Горланов Геннадий Елизарович

ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ДУХОВНОГО

САМОСОЗНАНИЯ

Специальность: 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук

Москва

2010

Диссертация выполнена на кафедре русской классической литературы

Московского государственного областного университета

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Вера Николаевна Аношкина

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Леонид Макарович Крупчанов

Доктор философских наук, профессор

Олег Сергеевич Пугачёв

доктор филологических наук, профессор

Владислав Юрьевич Троицкий

Ведущая организация: Московский государственный

гуманитарный университет имени

М.А.Шолохова

Защита диссертации состоится 4 марта 2010 года в 15 часов на

заседании диссертационного совета Д 212. 155. 01 по

литературоведению в Московском государственном областном

университете по адресу: 105005, г. Москва, Ф. Энгельса, д.21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГОУ (105005,
г. Москва, ул. Радио, д.10-а).

Автореферат разослан 19 декабря 2009 г.

Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Алпатова Т.А.

OБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Художественное наследие М.Ю. Лермонтова (1814-1841) уникально. В неполные тринадцать лет творческой деятельности (1828-1841) им было сделано так много, что не укладывается в один век. В то же время его творчество – явление типологическое, ставшее образцом национального самосознания российской духовной культуры. Широта охвата в литературоведении исторических и философско-эстетических проблем с неизбежными в этих случаях сменами идейных и художественных ориентиров вполне оправдана, неизбежна при этом и разность восприятия отдельных произведений Лермонтова, переросшего рамки только художника слова. Поражает его исследовательский пафос, стремление проникать в глубину повседневных житейских явлений с перспективой на будущее, способность понимать суть человеческого духа.

Большой интерес представляют религиозно-нравственные устои Лермонтова, так как через них можно понять его творческую самобытность, внутренний мир, выявить нравственные принципы. У него была типичной дорога к Богу, не лишенная ошибок, но твердая. Русское самосознание, впитавшее в себя православную веру, было духовным стержнем и нравственным смыслом его жизни. Новое время требует изучения творчества писателя с учётом развития самосознания русского народа и его национальной культуры. О таких людях, как Лермонтов, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Русский человек всегда отличался особым, как теперь говорят, менталитетом: открытостью ко всему доброму, светлому, живому, сердечной привязанностью к домашнему очагу, к святыне».1 При жизни самого писателя вышли две его книги: роман «Герой нашего времени» и небольшой сборник стихов. В конце ХIХ – начале ХХ столетия интерес к изучению наследия М.Ю. Лермонтова не только не затухал, напротив, постепенно возрастал всё с большей и большей силой: появлялись новые издания его сочинений, литературоведческие работы. Изучение наследия продолжается и в ХХI столетии.

Степень разработанности проблемы

Казалось бы, творчество Лермонтова изучено полно. И всё же можно заметить, что его поэзия, проза и драматургия исследованы не во всех аспектах. В частности, мало обращалось внимания на личность М.Ю. Лермонтова в контексте русского национального самосознания. Недостаточно убедительно изучены проблемы нравственности, традиции и новаторства. Такое положение объяснимо причинами объективного характера. В советский период уделялось чрезмерное внимание утверждению богоборческих и свободолюбивых мотивов в творчестве Лермонтова. Чтобы понять «русский дух», «русскую национальную идею» его наследия, следует глубже осознать характер каждого героя произведений.

Предлагаемая диссертация представляет один из возможных путей исследования духовно-религиозного и философского потенциала русской классической литературы ХIХ века. Феномен духовности есть та оценочная истина, с помощью которой следует изучать русскую литературу на современном этапе познания.

В качестве базовой категории в определении феномена Лермонтова выдвинута русская идея, пока ещё не нашедшая должного истолкования в литературоведении. Сегодня проблема «писатель и нация» приобретает актуальное значение. Входящее в эту категорию понятие ментальности, вобравшее в себя самое существенное в историческом развитии, как отдельного человека, так и всей нации, способствует полнее уяснить то существенное, что определяет талант представителя того или иного народа.

Творчество Лермонтова до сих пор представляет немало загадок для исследователей. Традиционный подход к изучению его текстов даёт положительные результаты только в совокупности с новыми достижениями в литературоведении, философии, истории, политологии и культурологии. Нельзя успешно исследовать наследие Лермонтова без учёта работ о нём В.Г. Белинского, без первой крупной монографии П.А. Висковатова, а также без исследований С.А. Андреева-Кривича, И.Л. Андроникова, В.Н. Аношкиной, В.А. Архипова, Н.Л. Бродского, В.Э. Вацуро, Э.Г. Герштейн, А.М. Докусова, А.И. Журавлёвой, С.И. Кормилова, В.И. Коровина, Д.Е. Максимова, В.А. Мануйлова, В.С. Непомнящего, Е.М. Пульхритудовой, Б.Т. Удодова, И.Е. Усок, А.В. Фёдорова, И.П. Щеблыкина, Б.М. Эйхенбаума.

Сравнительно полно изучено влияние русского устного поэтического творчества на наследие Лермонтова («Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Бородино», «Спор», «Казачья колыбельная песня», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание», «Морская царевна»). Обычно лермонтоведы упоминали о национальных элементах в творчестве писателя, но специального изучения воздействия русской жизни, национальной культуры и искусства на формирование мировоззрения поэта не проводилось. Влияние же западноевропейской литературы (Д.Г. Байрон, Г. Гейне, И. Гёте, Э.Т. Гофман, А. Данте, В. Скотт, У. Шекспир) исследовали сравнительно полно наши литературоведы: М.П. Алексеев, Э. Дюшен, А.Н. Веселовский, Н.Л. Бродский, К.Г. Чёрный, А.В. Фёдоров, Я.И. Гордон, В.М. Жирмунский, М.Я. Немировский, Э.Т. Ботникова, А.А. Илюшин, И.Н. Голенищев-Кутузов, Д.М. Урнов и другие. Прав и современный исследователь В.Ю. Троицкий, считающий, что в наше время, когда лермонтоведение обогатилось многими новыми исследованиями жизни и творчества писателя, «недостаточно наглядно объяснять причины настроений поэта, необходимо подняться до выявления общечеловеческой значимости выраженных им мыслей о смысле бытия, о назначении человека, о счастье, о любви и свободе».2

Недостаточная изученность проблемы русского духовного самосознания определяет актуальность диссертации, которая выявляет границы объекта исследования – анализ наследия Лермонтова в контексте русского духовного самосознания в сравнительных сопоставлениях с литературными школами и направлениями, в том числе и с западноевропейским искусством. Предметом изучения являются непосредственно поэзия, драматургия, проза и эпистолярное наследие Лермонтова.

Лермонтовский текст – это не что иное, как форма бытия, выражающая память о себе, проявляющаяся в буквах и звуках, в действиях и мыслях поэта. Важно здесь каждое авторское начертание строф, многоточий, восклицательных и вопросительных предложений, переносов и пунктуационных знаков. В рожденном «из пламя и света» слове есть своя пока что невыясненная до конца магия. Без лермонтовского стилистического построения потеряется энергетика текста. В данном исследовании даются ссылки на собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в IV-х томах под редакцией И.А. Андроникова и Ю.Г. Оксмана (М., 1964) с указанием тома и страницы в круглых скобках текста диссертации и автореферата. Для более полного освещения проблемы автор, не ограничиваясь лермонтовским наследием, использует типологические сравнения писателей-современников Лермонтова и литераторов ХХ - го столетия.

Цель диссертации заключается в научном выявлении особенностей русского духовного самосознания в творчестве Лермонтова, определяющих гениальность писателя как феномена русской национальной культуры.

Реализация указанной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

– опираясь на труды представителей славянофильского направления, религиозных деятелей, литературоведов, философов ХIХ-ХХ столетий, определить и научно аргументировать понятие русского национального самосознания;

– провести анализ отдельных произведений Лермонтова как историко-литературного феномена, в котором с наибольшей силой выражен менталитет русской духовности;

– анализируя художественные тексты Лермонтова, письма и воспоминания, выяснить своеобразие философских взглядов автора на окружающую действительность, литературу и мировое искусство;

– выявить своеобразие нравственно-философской концепции Лермонтова при рассмотрении проблемы влияния западноевропейской литературы на его поэзию, раскрыть связь и различия творческой эстетики Лермонтова с западноевропейским романтизмом;

– проследить, как трансформируются нравственно-философские принципы творческого мастерства писателя;

– определить степень влияния «декабристских» и «славянофильских» идей на мировоззренческую позицию Лермонтова;

– внести уточнения в полемический аспект: «Лермонтов в литературной критике 40-х годов ХIХ века»;

– осмыслить феномен М.Ю. Лермонтова в истории русской и мировой литературы на основе сопоставления и корректирования важнейших исторических отзывов и исследований в связи с решением проблемы русского национального самосознания;

– утвердиться в сложном вопросе появления и сути феноменального дарования М.Ю. Лермонтова как «поэта-сверхчеловечества» или земного творца, обладающего возможностями творческого озарения;

– уточнить и систематизировать теоретические определения русской идеи, воссоздать её типологию, обоснованную русскими философами применительно к творчеству исследуемого писателя.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении осуществляется системное освещение лермонтовского наследия, имеющего свою внутреннюю логику и законченность в контексте русского духовного самосознания. В таком аспекте эта проблема до сих пор специально не рассматривалась. Были лишь попытки анализа отдельных произведений, носящие локальный характер. В диссертации даётся принципиальный ответ на вопрос: «Что именно делает русскую литературу русской?». Исследование ставит на повестку дня переосмысление ценностных ориентиров наследия Лермонтова. В качестве определяющего принципа анализа произведений избирается положительно зарекомендовавший себя метод изучения персоналий в контексте литературного процесса определённого времени и мировой художественной литературы.

В работе даётся развёрнутый анализ наиболее значимых поэтических произведений («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Смерть поэта», «Бородино», «Казачья колыбельная песня», «Валерик», «Завещание», «Спор», «Родина», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Молитва», «Вадим», «Герой нашего времени»). В исследовании автор опирается на современные научные достижения не только литературоведов, но и философов, культурологов, историков, разрабатывающих типологию русского генотипа. Феномен Лермонтова исследуется с учётом большого разброса мнений и оценок его творческого своеобразия в критике и литературоведении ХIХ-ХХI веков.

Под самосознанием понимается осознание своих собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность индивидуума. У Лермонтова как неординарной личности высокоразвито сознание ответственности – особого состояния духа, когда и творческие деяния, и непосредственное поведение в обществе нередко становились предметом критического самоанализа. Такая тенденция, присущая многим его литературным персонажам и лирическим героям, даёт право литературоведам говорить о близости авторского «я» с художественными образами.

Самопознание, характерное для ищущего индивидуума, не обходится без внутренних диссонансов личности, своеобразного противоречивого миропонимания духовного и телесного (в творчестве такое явление выражается в художественном приёме антитезы). У Лермонтова духовное «я» выявляется многогранно. В романе «Герой нашего времени» Печорин воспринимает себя личностью, существующей в двух ипостасях одновременно. Такое ощущение появляется в результате обдуманного, последовательного самопознания главного героя.

Духовность, суть которой определяется в диссертации с христианской точки зрения, выражается в сознательном, твёрдом, а также интуитивном стремлении человека жить по заповедям Божиим. В русской религиозной философии обычно выделяют жизнь плотскую, душевную и духовную, которая, по учению известного профессора Московской духовной академии М.М. Тареева, « прежде всего и вообще есть царствование Божие внутри нас, – она состоит в том, что воля Божия исполняется людьми, как на небе ангелами…Жить по духу – это значит смотреть не на видимое, а на невидимое, ибо видимое временно а невидимое вечно – Это значит ходить не видением, а верою»3 Духовность по своей сущности значительнее души отдельно взятого разумного существа. Нужен определённый жизненный процесс, чтобы «душа человека, наполненная Божественным светом, стала духовной. Душа человека может опустошаться до бездуховности, но она способна к напряжённой духовной жизни»4. С таким напряжённым духовным сознанием жил и творил М.Ю. Лермонтов.

Православный христианин призван бороться с бездуховностью. По этому поводу протоиерей Василий Зеньковский отмечал: «Нужна постоянная борьба со склонностью к греху, чтобы человек овладел своей свободой и смог бы противиться соблазнам. Часто только лишь после больших падений и тяжких грехов люди «приходят в себя» и начинают борьбу с собой. В человеке действительно всегда идёт борьба добрых и злых движений, и на эту «невиданную брань» указывает сам Господь, говоря, что только «употребляющие усилия» могут «восхитить Царствие Божие» (Матф. 3:12).5 Истинная духовность, осознающаяся самим человеком, может выявляться и чувствами. Чаще всего именно через чувства творческие личности, одарённые Божественным талантом, выражают свою связь с Богом. На эту особенность указывал Ф.М. Достоевский («Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать»)6. Подтверждением слов писателя являются произведения русской классической литературы, авторы которых – истинные знатоки Божественных душ.

Под историко-культурным субстратом (онтологией) понимаются религиозные, политические, культурные (научные, просвещенческие, художественные), общественно-экономические искания народов России в процессе их исторического развития. Следует отметить ещё один термин, характеризующий устоявшиеся веками традиции «коллективного бессознательного» (К. Юнг), вошедший в научную терминологию ХХ века как архетипы.

Теория ментальности отражает исторический опыт, накопленный многими поколениями за прошедшие века. Под ментальностью понимается определённый склад ума, подразумевающий совокупность интеллектуальных, идеологических и т.п. особенностей мышления народа. Лермонтов стал эталоном русского национального писателя, объединяющим символом нации, поэтому целесообразно комплексное выявление художественных традиций русской литературы первой половины ХIХ века, с точки зрения историко-культурного генезиса, в контексте взаимодействия русской идеи с национальной духовной культурой.

Основой анализа лермонтовского текста стала концепция русской идеи И.А. Ильина, а также модели русских национальных типов Г.П. Федотова, труды ведущих современных отечественных философов. Ориентирами в решении проблемы феномена М.Ю. Лермонтова являются отечественные онтологическая, антропологическая, аксиологическая и гносеологическая традиции, разработанные русскими философами, а также концептуальные труды современных литературоведов В.Н. Аношкиной, Т.К. Батуровой, В.А. Воропаева, А.И. Журавлёвой, И.А. Есаулова, Л.М. Крупчанова, Ю.В. Лебедева, А.В. Моторина, Ю.И. Сохрякова, А.Б. Тарасова, Б.Н. Тарасова, В.Ю. Троицкого, И.П. Щеблыкина, в которых ставились и разрабатывались проблемы русского духовного самосознания, учитывавшие христианские истоки творчества русских литераторов.

Теоретико-методологической основой исследования явились научные достижения отечественных и зарубежных учёных в области литературоведения, эстетики, философии и критики: историко-генетических (В.А. Воропаев, В.И. Кулешов, В.И. Коровин, Ю.В. Лебедев, Д.П. Николаев, А.В. Моторин, Н.Н. Скатов, В.М. Жирмунский, В.Б. Катаев, Н.М. Фортунатов, О.М. Буранок); типологических (М.М. Бахтин, О.Е. Воронова, В.В. Кожинов, Л.М. Крупчанов, В.Г. Одиноков, В.М. Маркович,); функционально-аналитических (В.Н. Аношкина, Т.К. Батурова, И.Ф. Волков, А.А. Демченко, Б.Ф. Егоров, Л.П. Егорова, Г.Ю. Карпенко, В.А. Котельников, А.С. Курилов, Л.В. Полякова, Г.Н. Поспелов, Ю.И. Сохряков, В.Ю. Троицкий, В.Е. Хализев, Л.И. Шевцова, И.П. Щеблыкин, М.И. Щербакова); эстетических, культурологических, философских (В.А. Алексеев, В.Ф. Асмус, Н.А. Бердяев, А.А. Гагаев и П.А. Гагаев, И.А. Ильин, А.А. Корольков, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьёв) научных методов и подходов, применяемых в разных областях знаний.

Предложенная концепция работы строится с учётом накопленного научного опыта, выработанного учёными литературоведами и религиозными философами в течение почти двухвековой истории изучения наследия М.Ю. Лермонтова.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что при изучении феномена Лермонтова выявляются исторические предпосылки, формирующие русский менталитет. В процессе анализа текстового материала обращается внимание на теоретическое осмысление философами понятия русской идеи как таковой (В.С. Соловьёв, А.И. Ильин, А.Н. Бердяев, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский), онтологически характеризующей особенности становления и развития национального, в том числе и лермонтовского наследия.

Основные положения, выносимые на защиту

1. В современную эпоху проблема «писатель и нация» приобретает актуальное значение. Недостаточное внимание к ней учёных ХХ – го столетия вело к обеднению литературного процесса и творчества отдельных писателей с национальной ориентацией. У Лермонтова прослеживаются две генетически родословные линии: шотландская (по отцу) и русская, столыпинско-арсеньевская (по матери). В работе доказывается принципиально–важное значение такого генотипа при анализе и оценке как отдельных конкретных произведений, так и всего творчества в целом.

Особенность лермонтовского феномена, с явным тяготением к «русскости», сказывается в органическом усвоении типических моделей культуры западной Европы (Байрон, Гёте, Гейне, Шиллер, Скотт) – «Подражание Байрону», «Пир Асмодея», «Из Андрея Шенье», «Баллада» («Куда так проворно, жидовка младая?»), «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...», «Воздушный корабль», «Из Гёте» и др.); народов Кавказа (тюркский генотип) и преобразовании этих «моделей» в достояние русской духовности («Черкесы», «Измаил-Бей», «Ашик-Кериб», «Беглец», «Азраил»). Без использования опыта культур разных стран во многом обедняются достижения каждой из них, что «ведёт в противоположную сторону от истины, и могучие глубинные течения, действительно определяющие творчество писателей, остаются не раскрытыми, а иногда и вовсе не известными исследователям».7 Лермонтов, в контексте интеркультур, являет тип мышления гениального русского человека, равного по своей значимости западноевропейским гениям.

2. В начале ХХI - го столетия особенно ощущается потребность в научном исследовании духовного миропонимания М.Ю. Лермонтова в свете религиозно-эстетических убеждений. Однако следует признать, что в современном литературоведении методология анализа поэтики выражения религиозного сознания писателя в художественном произведении разработана ещё недостаточно полно. Справедливо мнение В.Н. Аношкиной по затрагиваемой проблеме: «Романтизм – влиятельнейшее направление в русской литературе ХIX века, и его осмысление продолжалось на протяжении всего того столетия и следующего. Не отвергая достижений литературных критиков и учёных в понимании своеобразия романтизма, следует отметить недооценку религиозных, а именно православных его основ… Все же русский романтизм имеет свою национальную и религиозную специфику».8

В диссертации творчество Лермонтова освещается в контексте православной этноэтики – одной из составляющей русской идеи. Речь идёт о православной истории русской национальной культуры, которая только ещё начинает осваиваться гуманитарными дисциплинами. И.А. Есаулов называет это явление «категорией соборности в русской литературе».9 В данном случае обращается внимание не на догматическую сторону христианства, а, в основном, – на эстетическую категорию, ибо Православие (наряду с системой догматов, помогающей обретению истиной веры) являет в себе культурное творчество народа.

3. Pелигиозно-творческое самосознание Лермонтова рассматривается в двух литературоведческих плоскостях: в тематической (содержательная сторона) и в выявлении нравственно-эстетических принципов через художественные образы. Феномен писателя своеобразно проявляется в тех случаях, когда отсутствует и сюжетная канва, и художественные религиозные символы. А утверждение христианско-православной точки зрения объективно ощущается после внимательного прочтения текста. Постулаты христианского верования сказываются не столько в обработке религиозного содержания, сколько в особенностях изображения реальных и ирреальных персонажей, в оценках их мыслей и действий, чувств и переживаний. Даже там, где, вроде бы, нет христианских сюжетов, М.Ю. Лермонтов остаётся православным художником слова. Он создает такие художественные произведения, которые сами по себе по внутреннему духовному настрою утверждают православную точку зрения на природу, на характеры персонажей. Он воспринимает Россию и саму жизнь «как русский, – сильно, пламенно и нежно!».

4. Важное внимание в диссертации уделено тексту как типу мыслеобраза, органически связанному с языком, в котором субъект-нация концептуализирует бытие. Лермонтовский текст, как и художественные тексты других писателей-классиков, – особая форма бытия, сохраняющая не только познавательный атрибут, но и вобравшая в себя духовную энергию своего создателя. В силу нескончаемости этой энергии, литературные тексты продолжают жить и воздействовать на читателей разных эпох, участвуя в литературном процессе в соответствии со своими многомерными интонациями (субстанциональность текста). С течением времени художественный текст выходит за пределы того временного диапазона, в котором был создан, и становится доступен последующим поколениям.

В насыщенном тексте Лермонтова, наряду с христианскими мотивами, встречается и дохристианская, славяно-языческая поэтика. Генотип русского человека, как и других наций, складывался веками и прошёл в своём развитии несколько важных этапов, обусловленных географическим местом расположения, природными и экономическими условиями. Одним из таких эпохальных этапов является язычество. Художественный антропоморфизм образов, мотивы Земли и Неба в разных интерпретациях, сюжеты стихотворений: «Тростник», «Русалка», «Пан», «Морская царевна», «Ангел смерти», «Дары Терека», «Последний сын вольности», – берут свои истоки от языческой поры, с первых стихотворений, написанных в 1828 году («В уме своём я создал мир иной / И образов иных существованье»).

5. Исходя из многоаспектности наследия Лермонтова, в работе отмечаются философских идей декабристов, славянофилов, западноевропейского романтизма. Декабризм – исторический факт в истории России. Он не мог пройти мимо такого чуткого художника слова, каким был Лермонтов, не мог не затронуть его чувств. Конечно же, он повлиял на поэта, как повлияло на него славянофильство и западноевропейское искусство. При осмыслении каждого из них выделяется самобытность писателя как национального русского, выражавшего в художественной форме национальную идею. Лермонтов, подобно губке, впитывал в себя все школы и направления, обогащался их идеями, оставаясь в понимании духовного самосознания всякий раз самим собой, «с русскою душой».

6. По мнению некоторых учёных, Лермонтов ощущал себя «человеком-космосом», соединяющимся с огромным мирозданием многочисленными поэтическими нитями. Недаром Д.С.Мережковский характеризовал гений Лермонтова как «поэта сверхчеловечества», явившегося откуда-то из другой цивилизации. Так ли это? Не оставляя без внимания подобных заявлений символистов конца ХIХ-начала ХХ века, в работе утверждается собственное отношение к выдвинутой проблеме. Действительно, Лермонтов по природе своей – удивительный человек (и это отмечается во второй главе диссертации – «Интуиция как одна из характерных черт русского национального архетипа»), обладающий неимоверной силой интуиции и воли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (208)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 декабря 2011 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д.212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 17 2, г.
  2. Выходили Материалы Всероссийской научно-практической конференции дважды. Преподаватели публикуют статьи, в которых анализируют проблемы жанра, сюжета и композиции. На этой основе выходили учебные пособия

    Учебные пособия
    Работают все члены кафедры. Выходили Материалы Всероссийской научно-практической конференции дважды. Преподаватели публикуют статьи, в которых анализируют проблемы жанра, сюжета и композиции.
  3. Русская рок-поэзия (2)

    Документ
    В очередной выпуск сборника, подготовленный совместно кафедрой теории литературы Тверского государственного университета и кафедрой риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета, вошли
  4. Учебная программа для специальности: 1 21 05 02 «Русская филология» Под общей редакцией доктора филологических наук

    Программа
    Предлагаемые учебные программы отражают содержание спецсеминаров, кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, и предназначены студентам филологического факультета, изучающим историю русской литературы и
  5. Русская рок-поэзия (1)

    Документ
    Двенадцатый выпуск сборника «Русская рок-поэзия: текст и контекст» подготовлен совместно кафедрой теории литературы Тверского государственного университета и кафедрой риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного

Другие похожие документы..