Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Мы с учительницей чувашского языка Лебедевой Еленой Германовной недавно на уроке обсуждали послание Президента Чувашской республики Н.В.Федорова «Чув...полностью>>
'Документ'
КОЛИЧЕСТВА ПРОЦЕДУР ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖЕНСКИХ ТАЗОВЫХ ОРГАНО...полностью>>
'Документ'
1. Традиция Европейского рационализма оставила нам целый ряд  существенных категориальных оппозиций  и  различений,  которые имеют расходящиеся интер...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Закону України "Про загальну середню освіту", постанов Кабінету Міністрів України від 16.11.2 №1717 "Про перехід загальн...полностью>>

Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАРКОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА

формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗА

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Казань – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Официальные оппоненты: Член-корреспондент РАО

доктор педагогических наук, профессор

Бездухов Владимир Петрович

Член-корреспондент РАО

доктор философских наук, профессор

Волович Леонид Аркадьевич

доктор педагогических наук, профессор

Хайруллин Руслан Зинатуллович

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московский социально- психологический институт»

Защита состоится __23 июня__ 2010 г. в 1200 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.078.01. по за щите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии «22» марта 2010 г.: http://vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан «___» ____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Валеева Р. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. События начала XXI века – террористические акты в США, России и других странах, политические, экономические и национально-культурные кризисы – потребовали пересмотра глобальных человеческих ценностей. Ценности культуры – культуры межнациональных отношений, толерантности, межкультурного диалога – приобрели особую значимость в межкультурном общении.

Перед высшим образованием встает комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве. Среди них – развитие аксиологических установок личности посредством обогащения сознания личности национально-специфическими ценностями разных культур, этнопедагогическое просвещение молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных представлений; формирование мировоззрения, толерантности, интеллекта межнациональных взаимоотношений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия студентов. Эти проблемы часто решаются независимо друг от друга, на примере отдельных вузов, курсов или специализаций.

Вузы России отличаются поликультурным образовательным пространством: в них преобладает смешанный национальный состав. Практика показывает, что в таких вузах нужны не отдельные технологии, формы, методы, средства формирования культуры межнациональных отношений, а система, адекватная сущности и содержанию культуры межнациональных отношений студентов. Проведенные нами исследования показывают, что у студентов достаточно низкий уровень сформированности культуры межнациональных отношений, готовность к конструктивному диалогу с представителями иных культур тоже не на очень высоком уровне (данные диагностического эксперимента говорят о том, что около 30% студентов имеют низкий уровень сформированности культуры межнациональных отношений и лишь 2,1 % студентов находятся на высоком уровне).

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что низкая культура межнациональных отношений студентов препятствует конструктивности межкультурного диалога, влияет на проявление толерантности в межнациональных отношениях. Причинами подобной ситуации являются: наличие деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях – нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм.

Эти причины могут быть устранены в педагогическом процессе, где системообразующим фактором является цель формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза, содействие межкультурному взаимопониманию обучающихся. Эффективность педагогического процесса обусловлена готовностью и способностью преподавателей приобщать студентов к культурам, языкам через понимание ценностей и особенностей национальных культур, диалоговое взаимодействие, где учет поликультурности должен стать педагогическим приоритетом. Его соблюдение является залогом выхода из кризиса межнациональных отношений, основой формирования умений жить в мире с другими.

Проблема поликультурного образования рассматривается в работах В.П. Борисенкова, Б.Л. Вульфсона, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Ж. Даутовой, Г.Д. Дмитриева, А.Н Джуринского, Н.Д. Никандрова, Л.Л. Супруновой и др.

Вопросам изучения этнокультуры посвящены работы в области теории культуры. Эти работы освещают некоторые этнические аспекты (А.Н. Арнольдов, М.М. Бахтин, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А. Тойнби и др.). Этносоциологический аспект проблемы развития культуры народов страны раскрывается Ю.В. Арутюняном, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой и др.

В современной педагогической науке особое место занимают фундаментальные исследования по гуманизации образовательного процесса и раскрытию совокупности национальных ценностей образования (Р.М. Асадуллин, К.Ш. Ахияров, Е.В. Бондаревская, В.П. Бездухов, Р.А. Валеева, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.Ф. Кривошеев, З.Г. Нигматов, А.М. Новиков, А.В. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов и др.).

Работы философов, психологов, педагогов Н.А. Асиповой, З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, Л.Н. Коган, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой, Л.З. Немировской, И.И. Серовой и др. посвящены выявлению сущности культуры межнационального общения. С философских позиций проблемы национального самосознания рассматриваются в работах Г.Г. Дилигенского, И.С. Кона, Б.В. Поршнева, К.Н. Хабибуллина и др. Работы этнографов С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, В.В. Пименова, С.А. Токарева и др. посвящены структуре, условиям формирования и функционирования национального самосознания.

Учеными Г.Н. Волковым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, В.С. Мухиной, Э.А. Саракуевым, М.Г. Тайчиновым и др. проблема культуры межнационального общения рассматривается в контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии, интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Проблема формирования культуры межнациональных отношений подрастающих поколений исследовалась в работах таких отечественных ученых как Р.Г. Абдулатипов, В.Х. Абэлян, А.А. Азизов, О.В. Аракелян, М.А. Аскарова, Р.Р. Валитова, Г.Н. Волков, С.Д. Гуриева, С.В. Езан, В.А. Ершов, Р.И. Кадиева, В.П. Комаров, П.Ф. Комогоров, М.Н. Кузьмин, В.С. Кукушкин, Р.И. Кусарбаев, И.Л. Ленский, К.А. Мантаева, С.А. Машкова, Р.Х. Мингазов, О.Д. Митрофанова, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, Б.М. Неменский, Л.В. Николаева, Ю.В. Рождественский, О.Б. Скрябина, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчинов, Г.Н. Филонов, Ф.Ф. Харисов, А.В. Шафикова и др. Анализ исследований этих авторов позволил нам проанализировать сущность и значимость межнациональных отношений, выделить индикаторы формирования культуры межнациональных отношений подрастающих поколений.

Процессу формирования личности с гражданской активностью, межкультурной компетентностью посвящены работы В.М. Беркутова, А.С. Гаязова, Е.П. Жиркова, Г.Ф. Хасановой и др. Исследования, посвященные вопросам межнационального общения и межнациональных отношений (С.К. Бондарева, Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров, В.П. Комаров, В.Г. Крысько, М.И. Богомолова и др.), получают всесторонний анализ и развитие в настоящее время.

Изучение отечественных педагогических исследований, связанных с решением проблем национального образования, позволяет выделить в них два направления: первое ориентировано на решение проблем национального образования средствами педагогических традиций и подготовку специалистов для работы в национальных школах (Л.Г. Ахметов, И.Ф. Гончаров, В.Г. Закирова, Л.В. Кузнецов, В.П. Ковалев, Ф.Ф. Харисов, М.Г. Харитонов и др.), второе ориентировано на решение проблем поликультурного (многокультурного) образования и подготовку специалистов для работы в условиях многонациональной среды (В.Х. Абэлян, О.К. Гукаленко, Т.Г. Грешевицкая, В.Н. Гуров, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, И.В. Жуковский, М.Ю. Мартынова, В.Д. Попков, А.П. Садохин, Л.Б. Шиповская и др.).

Изучение и анализ работ по проблемам межнационального общения в целом (Н.А. Асипова, А.Ф. Дашдамиров, Н.Р. Маликова и др.) и формирования культуры межнационального общения молодежи, в частности (А.В. Авксентьев, М.Ч. Амирзаев, Т.А. Богуш, З.Т. Гасанов, А.Н. Некрасова, Е.Н. Чарикова и др.), показали, что их авторы указывают на междисциплинарный характер проблемы. Выделяется несколько важных аспектов исследования межнациональных отношений: философский; социологический; психологический, этнопсихологический, культурологический, педагогический.

За рубежом инициаторами разработок проблем поликультурного воспитания стали американские, канадские и австралийские ученые. Вопросы поликультурности рассматриваются педагогами Великобритании (Дж. Линч) и Германии (О. Анвайлер, Р. Гольц, С. Люхтенберг и др.). В исследованиях В. Гудикунста, Дж. Мартина установлено, что культуру иных народов успешно осваивают эмоционально развитые, общительные индивиды, обладающие широтой мировоззрения, уверенностью, толерантно относящиеся к межкультурным различиям (Г. Гудикунст). В работах авторов (П. Адлер, Р. Нортон, Д. Луцкер, Р. Бердвистл и др.) уделяется внимание развитию личности, которая свободно ориентируется в различных культурах, т.е. межкультурно ориентированной личности. В США, Канаде, Австралии дидактическая модель ориентирует на получение информации о другой стране. В структуру модели входят: просвещение (знакомство с историей страны, обычаями, традициями); ориентирование (краткое, рецептурное знакомство с нормами, ценностями инокультурной группы); инструктаж (концентрация на аспектах регулирования межличностных контактов в новом окружении). В Австрии, Канаде провозглашена образовательная политика многоязычия и поликультурности, а национальное и культурное разнообразие возводится в ранг государственной политики. В Австралии частью обязательной образовательной программы в вузе является формирование ключевых компетенций в следующих ее видах: работа в команде, принятие решений; формирование интерактивного межкультурного взаимопонимания.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует отметить, что в педагогической теории к настоящему времени все еще отсутствует целостное представление о системе формирования культуры межнациональных отношений студенческой молодежи в поликультурном образовательном пространстве вуза. Формирование этноориентированной личности в поликультурном образовательном пространстве вуза является реальной целью.

Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования вызвана обострением противоречия между объективной потребностью в формировании у студентов готовности к конструктивным межнациональным отношениям, жизни в поликультурном обществе за счет использования возможностей содержания вузовских дисциплин в период их обучения и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ использования потенциала поликультурного образовательного пространства вуза в формировании культуры межнациональных отношений студентов (культуры понимания, менталитета толерантности, культуры восприятия различий). Основное противоречие определяется тем, что изменение этносоциальной, экономической ситуации в стране и мире настоятельно актуализирует потребность в формировании у студенческой молодежи культуры межнациональных отношений.

Это главное противоречие конкретизируется в противоречиях локального характера: между имеющими место негативными явлениями (проявление этноцентризма, эгоизма, враждебности, ксенофобии, нетерпимости и др.) и задачами высшей школы в поликультурном образовательном пространстве вуза; между необходимостью использования межкультурного потенциала в содержании изучаемых дисциплин в вузе и недостаточной разработанностью механизма его применения; объективно существующим поликультурным образовательным пространством жизнедеятельности студенческой молодежи и недостаточной разработанностью системы формирования культуры межнациональных отношений студентов в процессе их обучения в условиях вуза; между потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, отражающего межкультурный диалог, основанного на национальных и общечеловеческих ценностях, принципах глобализма и неготовностью студентов к конструктивному взаимодействию с субъектами других культур.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: какова педагогическая система (принципы, содержание, технологии, индикаторы) формирования культуры межнациональных отношений у студентов в поликультурном образовательном пространстве. В теоретическом плане   это проблема разработки личностно-ориентированной концепции формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве; в практическом плане - проблема определения совокупности педагогических условий и методов, соблюдение которых позволяет формировать культуру межнационального взаимодействия, культуру понимания, культуру восприятия различий, значимые личностные качества в единстве с межкультурным ее содержанием, обеспечивает становление этноориентированной личности.

Актуальность объективно существующей проблемы явилась основанием для выбора темы исследования «Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза».

Цель исследования   теоретико-методологическое обоснование педагогической системы формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза в период их профессиональной подготовки.

Объект исследования   процесс формирования культуры межнациональных отношений студентов высших учебных заведений в поликультурном образовательном пространстве вуза.

Предмет исследования – педагогическая система формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если будут:

– выявлены научно-теоретические предпосылки и закономерности, индикаторы формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном пространстве вуза как необходимого качества личности;

– спроектирована индикативно-прогностическая модель формирования культуры межнациональных отношений студентов, являющейся связующим звеном между межкультурной теорией и практикой, действенным механизмом проверки оптимальности, эффективности и реализации межкультурного аспекта в интеграции с содержанием изучаемых предметов гуманитарного цикла;

– выявлены принципы межкультурного образования студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза;

  выделены критерии сформированности культуры межнациональных отношений студентов;

– разработана технология формирования культуры межнациональных отношений на основе алгоритма, включающего: 1) развитие этноориентированной личности, 2) формирование у нее менталитета толерантности и интеллекта межнациональных отношений, 3) становление культуры межнационального взаимодействия, 4) развитие межкультурной, конфликтологической, коммуникативной компетенций и др.;

– обеспечено оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы студентов, также предоставлены студентам возможности в получении этнокультурных знаний, ориентированных на развитие их готовности и способности к конструктивному межкультурному взаимодействию;

– осуществлена интеграция содержания межкультурного потенциала с опорой на личностно-ориентированный подход и этнокультурную направленность с содержанием дисциплин гуманитарного цикла на основе межпредметных связей,

то будет решена крупная педагогическая проблема, результаты которой обогатят теорию и методологию педагогики; оптимальное их применение в процессе реализации технологии формирования культуры межнациональных отношений студентов на всех уровнях обеспечит эффективность формирующейся отечественной системы межкультурного образования в высшей школе.

Задачи исследования:

1. Выявить научно-теоретические предпосылки формирования культуры межнациональных отношений студентов.

2. На основе теоретического анализа философской, культурологической, психологической, этнологической, социальной, педагогической литературы конкретизировать научное представление о содержании понятий «культура межнациональных отношений», «поликультурное образовательное пространство вуза».

3. Выявить и обосновать закономерности и принципы формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза.

4. Разработать и обосновать индикативно-прогностическую модель формирования культуры межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве вуза.

5. Разработать и реализовать технологию формирования культуры межнациональных отношений студенческой молодежи в поликультурном образовательном пространстве вуза.

6. Определить критерии и индикативные показатели сформированности у студентов культуры межнациональных отношений.

7. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической системы формирования культуры межнациональных отношений студентов.

Методологическую основу исследования составили системный подход, обеспечивающий целостное представление о динамике развития межкультурного образования, принцип диалога культур. Исходные методологические позиции позволили определить замысел работы, концепцию исследования, представить исходные методологические позиции, совокупность ведущих идей, положений, теорий, раскрывающих сущность составляющих процесса формирования культуры межнациональных отношений. Фундаментом исследования стали: официальные документы: Конституция РФ и Конституция РТ, Закон об образовании РФ, Федеральная целевая программа развития образования и др., затрагивающие проблемы межкультурного образования и межнациональных отношений; теория развития этносов и их культур (Ю.В. Бромлей, А. Геллнер, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, В.О. Ключевский, Э. Кассирер, Г. Парсонс, А. Тойнби, К. Ясперс и др.); теория компетентностного образования (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, Е.Я. Коган, А.В. Хуторской, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.); теория гуманизации и гуманитаризации образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Бездухов, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.); психологические теории личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Н Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); философские идеи педагогов и психологов по проблеме толерантности (С.К. Бондырева, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский, В.А. Тишков и др.); концепции диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов и др.); концепции поликультурного образования (В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, Г.Ж. Даутова, А.Н. Джуринский, О.В. Гукаленко, Н.Д. Никандров, Л.Л. Супрунова и др.); концепция адаптации личности к иной культурной среде (Т.Г. Стефаненко, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Г. Крысько и др.); концепции личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); методология, концепции, технологии активных методов обучения (И.В. Вачков, Ю.М. Жуков, Г.И. Ибрагимов, Д. Уотсон и др.), концепции профессионального образования в гуманитарном вузе (Г.Г. Габдуллин, В.И. Загвязинский, В.В. Кондратьев, Е.М. Ибрагимова, А.И. Смирнов, И.Э Ярмакеев и др.); концепция проблемного обучения (И.Я. Лернер, В.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.); теоретические подходы к пониманию феномена культуры и формирования культуры межнациональных отношений (А.И. Арнольдов, С.А. Арутюнов, Г.Т. Галлиев, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, В.П. Комаров, М. Коул, Ф.Ф. Харисов, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, M.S. Archer, A. Furnham, H.C. Triandis и др.); этнопедагогический подход к формированию ценностных ориентаций средствами этнической педагогики и положение о роли национальной культуры (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.Г. Закирова, В.В. Кукушкин, Р.Ш. Маликов, Р.А. Фахрутдинова, Я.И. Ханбиков, А.Н. Хузиахметов и др.) и этнической психологии (В.С. Агаев, А.А. Деркач, В.Г. Крысько, В.С. Мухина, Д.И. Фельдшейн и др.); культуросообразный подход к формированию межкультурной компетенции и осуществлению межкультурных контактов в жизни человечества (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.В. Розов, В.А. Сластенин, Н.З. Чавчавадзе и др.); исследование народных традиций как фактора воспитания личности и культурной идентификации (А.В. Авсентьев, Г.Н. Волков, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); исследования по различным аспектам межкультурной коммуникации (В.М. Верещагин, В.Ф. Габдулхаков, О.Ю. Искандерова, В.Г. Костомаров, Р.Д. Льюис, Е.И. Пассова, С.Г. Тер-Минасова и др.); исследования по проблемам формирования толерантного сознания и толерантных отношений; принципы и методы формирования толерантной личности (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.А. Тишков, М. Уолцер и др.).

Методы исследования. Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались теоретические методы: системный анализ, синтез, сопоставление, обобщение, проектирование, сравнение, ретроспективный анализ, моделирование; историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной этнопедагогической, социологической, психолого-педагогической литературы, научных положений; научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве; частные эмпирические методы: анкетирование, тестирование и обработка исследовательских материалов, наблюдение за развитием культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном процессе, изучение различных подходов к проблеме формирования этноэтических отношений как механизма межкультурного образования студентов, беседы, интервью педагогов и студентов; общие эмпирические методы: изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования, методы статистической обработки данных, педагогический эксперимент.

Концепция исследования. Основная идея концепции заключается в том, что межкультурное образование студентов должно представлять целостную систему, в которой содержание, модель, принципы, технологии формирования культуры межнациональных отношений студентов имеют не только интегративный, но и гуманно-личностно-ориентированный характер: влияют на сознание студентов, формируют у них опыт поведения, характеризуемый высоким уровнем межнациональной культуры, толерантности, межкультурной компетентностью, сформированностью значимых личностных качеств.

Главная концептуальная идея связана с необходимостью формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза. Мы рассматриваем культуру межнациональных отношений студентов как необходимое личностное качество, позволяющее взаимодействовать с представителями другой национальности на основе учета их ценностей, толерантно относиться к межкультурным различиям и строить конструктивный межкультурный диалог.

Единство и целостность педагогической системы формирования культуры межнациональных отношений студентов обеспечиваются многофункциональностью и вариативностью структуры. Она включает в себя взаимосвязанные компоненты – цели, содержание, средства, методы, принципы, позволяющие проектировать и корректировать процесс формирования культуры межнациональных отношений студентов в период их профессиональной подготовки, прогнозирует конечный результат и все этапы, которые ведут к этому результату.

На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых и современного состояния межнациональных отношений в молодежной среде, мы сформулировали следующие концептуальные положения формирования культуры межнациональных отношений у студентов:

– культура межнациональных отношений формируется в рамках педагогической системы развития культуры межнациональных отношений на основе интеграции межкультурного потенциала с содержанием высшего профессионального образования;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Преодоление консервативно-либерального противостояния в отечественном образовании на основе национальной толерантности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 17 ноября 2011 г. в 10 час. на заседании диссертационного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, т.
  2. Теоретико-методологические основы полиязычного образования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова
  3. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина ХIХ начало ХХI вв.) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.
  4. Джашарович педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 23 октября 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.01 в ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355029, Ставрополь, проспект Кулакова, 10.
  5. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики еизированы следующие Саха (Якутия) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится « » 2007 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им.

Другие похожие документы..