Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Многие типы струнных инструментов объединены в соответствии с осбенной характеристикой. Их звук производится, когда натянутая полоска материала ( обы...полностью>>
'Реферат'
Підприємства роздрібної торгівлі поряд з продажем товарів населенню за готівку здійснюють також операції з дрібнооптової та оптової реалізації товарів...полностью>>
'Рабочая программа'
Тема I. Основные понятия теории коммуникации. Определение понятия «коммуникация». Составляющие коммуникативного процесса. Коммуникативная неудача. По...полностью>>
'Исследование'
Проблема лингвистического статуса формы Present Perfect Continuous в современном английском языке подвергалась исследованию в трудах многих отечестве...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «статистика» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СТАТИСТИКА»

Рекомендуется для направления подготовки

080100 Экономика

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Статистика» заключается в обосновании значимости и функций статистки в анализе экономических процессов и подготовке управленческих решений, прогнозировании и разработке сценариев развития, в овладении студентами вопросами теории и практики статистики и применении статистических методов анализа экономики в целом, и в частности, в области управления,, финансов, бухгалтерского учета и др. В процессе изучения курса студенты должны получить представление об организации государственной статистики, изучить методику расчета показателей, используемых для мониторинга социально-экономического развития страны, получить навыки анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов на макро- и микроуровнях. Задача дисциплины научить студентов применению статистических методов исследования социально-экономических процессов и явлений.

  1. 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Статистика» относится к профессиональному циклу (базовая часть) ООП.

Знания, умения, компетенции студента, необходимые для изучения «Статистики», формируются в ходе изучения следующих дисциплин: «Философия», «Математический анализ», «Иностранный язык», «Социально-экономическая география», «Информатика», «Экономическая история», «Микроэкономика», «Теория вероятности», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент».

Для изучения учебной дисциплины «Статистика» студент должен знать:

  • закономерности и этапы мировой и отечественной истории;

  • основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

  • основные нормативные и правовые документы;

  • основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения математических задач;

  • закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  • основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

  • представлять результаты аналитической и аналитической работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета статьи;

владеть:

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  • навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;

  • навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи.

Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения «Статистики», являются необходимыми для изучения всех последующих дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины «Статистика» направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • способности собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способности на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способности анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способности анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способности, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способности использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способности использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).

В результате изучения дисциплины «Статистика» студент должен:

знать:

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

уметь:

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;

  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

владеть:

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

(4 семестр)

Аудиторные занятия (всего)

90

В том числе:

-

Лекции

42

Практические занятия (ПЗ)

48

Самостоятельная работа (всего)

90

В том числе:

-

Аналитическая расчетная работа №1

12

Аналитическая расчетно-графическая работа

9

Контрольная работа

15

Аналитическая расчетная работа №2

12

Другие виды самостоятельной работы

6

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

180

5

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теория статистики

Предмет, метод, задачи и организация статистики. Статистическое наблюдение. Статистические группировки. Абсолютные и относительные показатели. Представление статистических данных: таблицы и графики. Средние величины. Анализ вариации. Изучение связей. Основы корреляционно-регрессионного анализа. Индексный анализ. Анализ рядов динамики. Методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов.

Раздел 2. Социально-экономическая статистика

Статистика населения. Статистика рынка труда. Статистика национального богатства. Показатели результатов экономической деятельности на микро- и макроуровне. Анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, экономической конъюнктуры. Статистика уровня жизни населения.

Раздел 3. Система национальных счетов и макроэкономических расчетов

Понятие о системе национальных счетов. Категории, элементы, классификации СНС. Система цен и налогов в СНС. Статистическая методология построения национальных счетов. Методы исчисления валового внутреннего продукта.

Построение балансов и системы показателей, характеризующих социально-экономические процессы на уровне регионов и экономики в целом.

Раздел 4. Статистика финансов

Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения. Статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, страхования.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Все разделы дисциплины «Статистика» необходимы для изучения последующих дисциплин.

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Все-го

час.

1.

Теория статистики.

20

26

21

67

2.

Социально-экономическая статистика

10

14

15

39

3.

Система национальных счетов и макроэкономических расчетов.

6

4

9

19

4.

Статистика финансов

6

4

9

19

Итого

42

48

54

144

6. Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом.

7. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Правила построения и оформления статистических таблиц. Типологическая группировка и показатели сводки.

2

2.

1

Средние величины и показатели вариации: методика расчета и аналитическое значение

4

3.

1

Выборочное наблюдение. Расчет необходимого объема выборки и оценка точности результатов.

4

4.

1

Статистические методы изучения стохастических связей, методика расчёта показателей силы и тесноты связей, их аналитическое значение

6

5.

1

Статистический анализ рядов динамики, методика выявления тренда и прогнозирование.

4

6.

1

Построение и интерпретация системы аналитических индексов. Построение агрегатных индексов как средних из индивидуальных. Индексный анализ динамики средней величины вторичного признака.

6

7.

2

Показатели статистики населения: методика расчёта и аналитическое значение. Статистика рынка труда, показатели использования рабочей силы и рабочего времени.

4

8.

2

Система показателей движения, состояния и использования основных фондов, их аналитическое значение. Статистика оборотных средств.

4

9.

2

Показатели результатов экономической деятельности на микро- и макроуровне. Анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, экономической конъюнктуры.

4

10.

2

Обобщающие показатели уровня жизни населения и их значение для системы социальной защиты населения. Статистическая оценка неравенства населения.

2

11.

3

Методы расчета ВВП. Основные направления анализа СНС.

4

12.

3

Система показателей статистики финансов. Система индексов цен и дефляторов. Статистические показатели денежного обращения, банковской и биржевой деятельности, страхования.

4

8. Примерная тематика курсовых работ:

курсовые работы не предусмотрены учебным планом.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Статистика: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2010. – 565 с.

  2. Практикум по общей теории статистики: учеб. пособие / под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 512 с.

б) дополнительная литература

  1. Статистика: учебник (+CD) / под ред. И. И.Елисеевой. – СПб.: Питер, 2010. – 565 с.

  2. Статистика: учебник / под ред. И.И.Елисеевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  3. Статистика: учебник / под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Высшее образование, 2011.

  4. Статистика: учебник для бакалавров / Л.И. Ниворожкина (и др.); под общ. ред. д.э.н., проф. Л. И. Ниворожкиной. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 416 с.

  5. Общая теория статистики: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

  6. Статистика: учебник / под ред. И. И.Елисеевой. – М.: Юрайт, 2011. – 576 с.

в) программное обеспечение: освоение дисциплины «Статистика» базируется на возможности применения различных пакетов прикладных программ для статистического анализа социально-экономических явлений и процессов (Statistica, SPSS и др.). Работы выполняются с использованием текстового редактора МS WORD, программы электронных таблиц MS ECXEL

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Справочная правовая система «Консультант Плюс», Система Гарант,

– Федеральная служба государственной статистики РФ,

– еженедельный журнал Демоскоп,

/window/library - библиотека полнотекстовых учебников и учебных пособий по гуманитарно-экономическим и техническим дисциплинам,

- аналитический портал по экономическим дисциплинам,

http://www.mit.edu/ - Massachusetts Institute of Technology,

@Rus - /rus/,

Altavista - /,

EuroSeek - /page?ifl=uk/,

Excite - ,

Google - /,

Inference Find – /infind/,

Infoseek - /,

Lycos - /,

Meta Find - /,

Metacrawler - /,

MSN – ,

Yahoo! - /,

Апорт - /,

Яndex - /.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: лекции проводятся в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием. Практические занятия по отдельным темам («Анализ вариации», «Изучение стохастических связей», «Анализ динамики») проводятся в компьютерных классах.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс дисциплины «Статистика» построен таким образом, чтобы научить студентов применению статистических методов исследования любых социально-экономических процессов и явлений. Занятия могут быть построены в виде традиционного практического занятия, когда студентам предлагается решение задач из сборника. Возможно и проведение ситуационной деловой игры; такие занятия возможны при изучении изменения структуры совокупности и влияния этого фактора на изменение средней величины вторичного признака, например, среднего уровня производительности труда. В результате таких занятий студенты будут иметь представление о возможности принятия управленческих решений с помощью количественных характеристик. Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение учебной и дополнительной литературы, а также решение типовых задач по отдельным темам, выполнение аналитических расчетных и аналитических расчетно-графических работ.

Итоговая оценка по дисциплине «Статистика» рассчитывается по накопительной балльно-рейтинговой системе с учетом самостоятельной работы в течение всего семестра и баллов, полученных на экзамене.

Максимально за самостоятельную работу можно заработать 100 баллов.

Контрольные мероприятия

Возможное количество баллов

Минимум

Максимум

Аналитическая расчетная работа №1

(4-ая неделя семестра)

11

20

Аналитическая расчетно-графическая работа (7-ая неделя семестра)

11

20

Контрольная работа (12 неделя семестра)

11

20

Аналитическая расчетная работа №2 (17 неделя семестра)

11

20

Другие виды самостоятельной работы (тестирование по отдельным темам, активность на практических занятиях, участие в научной работе и др.)

11

20

Итого

55

100

К экзамену студент допускается, если он набрал 55 баллов и более и выполнил все задания, предусмотренные учебным планом.

Максимальное количество баллов на экзамене – 100 баллов.

Итоговая оценка по дисциплине складывается как средневзвешенная из накопленных в семестре баллов за самостоятельную работу с весом 0,6 и баллов, набранных на экзамене, с весом 0,4.

  • до 55 баллов - неудовлетворительно;

  • 55-70 баллов - удовлетворительно;

  • 71-85 баллов – хорошо;

  • 86-100 баллов – отлично.

Разработчики:

СПбГУЭФ, зав. кафедрой статистики и

эконометрики, член-корр. РАН, д.э.н., проф. И. И. Елисеева

СПбГУЭФ, доц. кафедры статистики и эконометрики, к.э.н. О.В. Долотовская

СПбГУЭФ, доц. кафедры статистики и эконометрики, к.э.н. Н. А. Флуд

СПбГУЭФ,доц. кафедры статистики и эконометрики, к.э.н. Е. Б. Капралова

Эксперт:

ИПРЭ РАН зам. директора, д.э.н. С.А. Иванов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «эконометрика» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины «Эконометрика»- научить студентов использовать эконометрические методы в исследованиях экономических процессов и явлений. Эконометрические модели в современных экономических исследованиях широко используются
  2. Рабочая программа дисциплины «финансы» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Дисциплина «Финансы» имеет целью формирование у студентов базовой системы знаний о финансах и финансовой системе, включая особенности их развития, современные проблемы обеспечения устойчивости финансовых систем в Российской Федерации
  3. Рабочая программа дисциплины «страхование» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика

    Рабочая программа
    Целью данной дисциплины является изучение современного страхового рынка, организационно-правовых форм страховщиков, отраслей, видов страхования, особенностей страхования имущества, гражданской ответственности, личного страхования,
  4. Рабочая программа дисциплины «инвестиции» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  5. Рабочая программа дисциплины «аудит» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика

    Рабочая программа
    1. Цели и задачи дисциплины: Целью учебной дисциплины «Аудит» является обеспечение глубоких знаний в области методологии и методики аудита, воспитание практических навыков по организации и методике проведения аудиторских проверок

Другие похожие документы..