Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
работа с картой 13 Австралия и Океания 1 Реферат, работа с картой 14 Россия и страны СНГ – Реферат, работа с картой 15 Типологии стран мира – Реферат...полностью>>
'Литература'
Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Маранов», «Желтый туман», ...полностью>>
'Документ'
Как известно, выборы в дореволюционную Государственную Думу осуществлялись по куриям. За кандидата А проголосовало 2 помещика; за кандидата Б – 5 пре...полностью>>
'Интервью'
Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на У...полностью>>

Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским занятиям Санкт-Петербург, 2006

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра страноведения и международного туризма

Т. Е. Исаченко, А. Г. Тишкина

КРАЕВЕДЕНИЕ И ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА

ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ

РЕГИОНОВ И СТРАН

Методические рекомендации по подготовке к практикумам

и семинарским занятиям

Санкт-Петербург, 2006

РЕЦЕНЗЕНТЫ: докт. пед. наук, проф. Т. С. Комиссарова (Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина)

докт. геогр. наук, проф. Д. В. Севастьянов (С.-Петерб. гос. ун-т)

Печатается по решению

Ученого совета Учебно-научного центра географии и геоэкологии

Санкт-Петербургского государственного университета

Т. Е. Исаченко, А. Г. Тишкина

Краеведение и экскурсоведение как основа для конструирования образов регионов и стран: Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским занятиям. – СПб., 2006. – 78 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических и исторических факультетов вузов, обучающихся по специальностям «страноведение», «регионоведение», «туризм и экскурсионное дело», впервые знакомящихся с краеведческой исследовательской работой и основами экскурсионной деятельности. Задача данного пособия – рассмотреть место блока знаний и умений по экскурсионному делу и краеведению в страноведческом образовании: логику развития и преемственности курсов. Пособие содержит программы курсов, справочный материал, рекомендации по проведению самостоятельных работ и подготовке к семинарским занятиям и практикумам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…4

ГЛАВА 1. КРАЕВЕДЕНИЕ. География, история и культура Санкт-Петербурга и

Ленинградской области (Т. Е. Исаченко)……..……………………..……….….6

    1. Программа теоретической части курса «Краеведение. География,

история и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области ..……….….7

    1. Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским

занятиям ……………..………………………………………….……………..…19

Практикум 1. Создание образа дворцово-паркового ансамбля…………...…..

Практикум 2. Подготовка и представление в аудитории заочной

экскурсии на тему «Ансамбли Петербурга»………….………...21

Практикум 3. Подготовка и проведение в городе мини-экскурсии:

«Развитие стилей в петербургской архитектуре»……..….….…22

Практикум 4. Разработка проспекта-рекламы тематической

экскурсионной программы………………………...………..…...25

    1. Приложения…………………………………………………………………….....28

Приложение 1. Справочный материал: архитекторы Санкт-Петербурга...…..

Приложение 2. Список архитектурных памятников, включенных в зачет..…34

Приложение 3. Краткий словарь архитектурных терминов…………...……....35

Приложение 4. Пример описания-рекламы экскурсионного объекта……...…38

Приложение 5. Научная, научно-популярная, учебно-методическая

и художественная литература, рекомендуемая для

самостоятельных занятий ……………………….………..…...39

ГЛАВА 2. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ. Теоретические основы и методика экскурсионной

деятельности (А. Г. Тишкина) …………………………..…………………….…41

    1. Программа теоретической части курса «Основы экскурсоведения»...……….41

    2. Методика экскурсионной деятельности……………………………………...…50

ГЛАВА 3. ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРАКТИКУМ (Т.Е. Исаченко)………………..……….56

    1. Методические рекомендации для предварительной подготовки..…………….57

    2. Методические рекомендации для прохождения маршрута…………...……….59

    3. Методические рекомендации для составления путеводителя по маршруту....61

    4. Приложения………………………………………………………………………63

Приложение 1. Архитектура православного храма……….…………………….

Приложение 2. Краткий словарь архитектурных терминов…………………...68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….70

ВВЕДЕНИЕ

Конструирование образов территорий для различных целей – задача непростая, требующая серьезной подготовки, в которую прежде всего входит адекватное восприятие реального географического пространства. Как познать многообразие стран и регионов, каждый из которых неповторим? Как почувствовать особенность данного места? Как подготовить специалистов, умеющих не только выявлять специфику, но и способных донести образ территории до сознания других людей? На такие вопросы мы и попытаемся по возможности ответить в предлагаемом пособии.

Бурное развитие туризма в настоящее время требует подготовки квалифицированных специалистов-страноведов, обладающих комплексными знаниями по целому ряду дисциплин. Формирование умения познать регион, создать его адекватный образ и раскрыть этот образ для других людей – задача, которую пытаются решить кафедры различных специализаций и вузов, взявшиеся за подготовку страноведов и специалистов в области туризма. Базовым для их подготовки часто служит географическое образование, дающее не только знание общих закономерностей, но и позволяющее осмыслить особенности каждого региона. Долгое время в преподавании географии повышенное внимание уделялось глобальным процессам и общим закономерностям, зато игнорировалась специфика частностей. Сейчас повышенный интерес к единичному уравновешивает эти тенденции. Несомненно, наиболее интересным для географа-страноведа является поиск отклонений от общих закономерностей, из которых, собственно, и складывается неповторимость каждого места. Справедливости ради, следует отметить, что для изучения стран и регионов географу приходится овладеть и дополнительными знаниями – от экономики до этнографии, языкознания, искусствознания. Все больше и больше география сближается с гуманитарными дисциплинами, так как объект исследования – культурный ландшафт – требует комплексных знаний. Для постижения одних мест достаточно проникновения в специфику их природы, другие раскрываются через исторические особенности развития, третьи требуют общения с местным сообществом и не познаваемы никаким иным способом, а иные воспринимаются через творчество писателей, художников, музыкантов полнее, чем при визуальном знакомстве.

Учебной моделью для создания географических образов стран и регионов, естественно, становится собственный город. Затем «исследование должно распространяться в обдуманном порядке поочередно на другие крупные монументальные центры родной земли, а потом на великие средоточия человеческой цивилизации в Европе вообще»,1 – писал в начале XX в. И. М. Гревс, учивший своих студентов создавать образ средневекового города на семинарах, экскурсиях и в путешествиях. Краеведение и экскурсоведение – обязательные дисциплины, включаемые в фундаментальное страноведческое образование. В начале прошлого века И. М. Гревс и Н. П. Анциферов сумели создать петербургскую школу краеведения и экскурсионного дела, заложившую основу образного восприятия города и края как целостного организма. «Край – это именно живое целое; это особого рода организм, так же как – в более широком горизонте – область, страна, земля… Краеведение неуклонно стремится к синтезу… Оно должно начертать полный и цельный портрет края»,2 – отмечал И. М. Гревс. Исследователи, подхватившие идеи краеведов начала XX в., были очень разными людьми. Три самые лучшие русские книги XX в., дающие целостные образы регионов: местностей, городов, стран, принадлежат перу географа, искусствоведа и писателя. Genius loci является нам в «Природе моей страны» Ю. К. Ефремова, в «Образах Италии» П. П. Муратова, в «Гении места» П. Л. Вайля. Самобытные люди, непохожие страны, различные способы передачи увиденного, но роднит их чувство места и пространства, умение создать и передать его образ, показать специфику, которая, отличая регион от прочих мест, встраивает его в их общий ряд.

Как же научиться выявлять главное для адекватного восприятия реального географического пространства, создавать образы городов, регионов, стран? По нашему мнению сделать это в рамках одного курса невозможно. Необходимо поэтапное решение данной задачи, которое опирается на четыре курса: краеведение, экскурсоведение, региональная география России и страноведение, а также учебные практики (экскурсионную, ландшафтно-краеведческую, туристическо-региональную). На первом этапе обучения в курсах краеведения и экскурсоведения происходит знакомство со своим регионом через его географию, историю, культуру, изучение этнических особенностей, познание территории при помощи визуального знакомства с ней во время экскурсий, при выполнении практических заданий, подготовке и проведении фрагментов экскурсий.

Задача данного методического пособия – рассмотреть место блока знаний и умений по экскурсионному делу и краеведению в страноведческом образовании: логику развития и преемственности курсов. Пособие адресовано студентам географических и исторических факультетов вузов, оно содержит программы курсов, справочный материал, рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и практикумам.

ГЛАВА 1. КРАЕВЕДЕНИЕ. География, история и культура Санкт-Петербурга

и Ленинградской области

Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, познание его природы, истории, экономики, быта и т. п. Краеведение – это изучение родного края, города, в котором живешь, – такое определение наиболее часто встречается в учебниках краеведения независимо от их направленности: географическое, историческое, этнографическое или какое-либо другое краеведение. Краеведение – курс интегративный, и настоящие краеведы – люди широких интересов и энциклопедического образования, владеющие основами ландшафтоведения, археологии, этнографии, архитектуры и т. д.

Логика построения курса. На первом этапе целесообразно рассмотреть родной город и ближайший регион как можно более полно в различных его аспектах: представить основные черты природы Ленинградской области и Санкт-Петербурга, этнокультурную историю освоения региона, показать его основные достопримечательности, выявить туристический потенциал. Эта задача решается в лекционной части курса. Однако особенно важны для данного предмета практикумы, поскольку именно в процессе выполнения многообразных типов практических заданий приобретаются навыки различными средствами создавать образы объектов, меняющихся во времени и пространстве.

Курс рассматривает освоение приневских земель и формирование облика и образа территории от Санкт-Петербургской губернии до Ленинградской области, становление и изменение архитектурно-художественного облика Санкт-Петербурга, развитие его образа во времени и пространстве с 1703 по 1914 г. 18 августа 1914 г. Санкт-Петербург становится Петроградом, а восточная мудрость гласит: «Меняющий имя – меняет судьбу». Город в XX в., развитие образа Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга – это отдельная тема итогового курса-практикума «Проблемы и перспективы развития Санкт-Петербургского региона в XX – XXI вв.».

В процессе лекционных занятий происходит знакомство с архитектурными объектами, которые в сочетании с ландшафтными особенностями территории во многом определяют облик и образ города. На первом этапе овладения фактическим материалом знание этих достопримечательностей абсолютно необходимо, потому в течение семестра сдается зачет, в ходе которого по изображениям (открыткам, фотографиям) требуется охарактеризовать объект. Необходимо назвать здание, архитектора, построившего его, определить архитектурный стиль, в котором выполнена постройка, обосновать свое предположение, показать местоположение здания на карте города. Поскольку невозможно описать архитектурный объект без свободного владения специальной терминологией, то знание архитектурных терминов также включается в зачет. Студент не обязан давать определение архитектурного термина, но должен при показе объекта его использовать. Справочный материал, включающий список архитектурных объектов и перечень архитектурных терминов, приведен в приложениях 1-3.

Безусловно, предполагается, что фактический материал будет пополняться за счет самостоятельной работы с литературными, справочными и картографическими источниками, список которых дан в приложении 5. В библиографический перечень включены не только работы, связанные с изучаемым регионом, но и теоретические исследования, помогающие разобраться в понятиях «образ региона», «создание образа», а также труды, представляющие примеры образов различных городов, регионов, стран.

1.1. Программа теоретической части курса «Краеведение. География, история и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Программа курса рассчитана на 56 ч., из которых теоретическая лекционная часть занимает 41 ч.

Лекция 1. Введение в курс. (4 ч.)

Роль и значение краеведения. Задачи курса. Географический, исторический, этнографический, литературный, культурологический подходы в краеведении. Интегративный подход. Место краеведения в системе современного географического образования. Краеведение и экскурсионное дело. Связь краеведения с развитием туризма.

Развитие научного краеведения в России. Развитие петербургского краеведения, подходы и концепции. Исследователи-краеведы: А. И. Богданов, И. Г. Георги, П. Н. Столпянский, М. И. Пыляев, Г. К. Лукомский, В. Я. Курбатов и др. Город как объект краеведческого исследования в трудах М. И. Гревса, Н. П. Анциферова. Экскурсионные станции 1920-х годов как форма краеведческой деятельности. Лахтинская экскурсионная станция П. В. Виттенбурга. Разгром петербургского краеведения в 1930-е годы. Современное петербурговедение и краеведение.

Краеведческие источники. Археологические источники. Этнографические материалы. Памятные места, исторические и архитектурные памятники как источник знаний. Памятники изобразительного искусства. Письменные источники. Архивы Санкт-Петербурга и области. Карты и картохранилища Санкт-Петербурга и области. Устные источники. Топонимы, топонимические справочники. Музеи города и области.

Лекция 2. Объект изучения и его физико-географическая характеристика. (4 ч.)

Объект изучения. Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Современное население: численность, динамика, национальный состав.

Природные условия. Геологическое прошлое, коренные породы, слагающие территорию. Четвертичные отложения. Полезные ископаемые и культурно-исторические особенности освоения региона, определяемые их добычей. Специфика формирования рельефа территории. Климатические условия. Гидрографическая сеть: общая характеристика озер и рек, р. Нева, наводнения. Подземные воды, минеральные источники и их использование. Почвы, растительность, животный мир. История формирования ландшафтов. Изменение природы под воздействием человека. Особо охраняемые природные территории, памятники и достопримечательные объекты природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Лекция 3. Историческое прошлое Невских земель. (4 ч.)

История заселения края. Стоянки периодов мезолита, неолита. Прибалтийско-финские племена: корела, емь, ижора, водь, весь; расселение, занятия населения. Торговые пути: путь из варяг в греки. Славянская колонизация края: славянские поселения, обычаи, традиции. Скандинавы на территории края. «Повесть временных лет» как источник краеведческих знаний.

Ладога – первая каменная крепость на Северо-Западе Руси. История возникновения и развития. Георгиевский храм, фрески. Изучение памятников средневековья на территории Ладоги, реставрационные работы. Ландшафтные особенности территории и их роль в формировании ансамбля Ладоги. Старая Ладога – часть «Серебряного кольца России», памятник всемирного культурного наследия.

Оборонительный рубеж Великого Новгорода. Земля Ингрия (Инкеринмаа). Борьба за невские берега: основные вехи противостояния Великого Новгорода и Швеции. Основание шведами Выборга и Ландскроны. Ореховецкий мирный договор. Вторжение прибалтийско-немецких рыцарских орденов. Нарвский замок.

Стражи земли русской. История создания, особенности строительства оборонительных сооружений ХIVXV вв.: Ладога, Корела, Копорье, Орешек, Ямгород, Тиверский городок. Физико-географические особенности местоположений крепостных сооружений. Памятники каменного зодчества.

В составе Московской Руси. Присяга новгородцев Ивану III. Укрепление границ, Ивангород. Нарвский замок – Ивангород – единый ландшафт, различные культуры. Перестройка крепостей. Формирование вокруг крепостей центров хозяйственной жизни.

Новгородские земли. Административное деление: пятины, уезды, погосты. Новгородские писцовые книги как источник краеведческих знаний. Население края, его состав, взаимопроникновение различных этнических культур: обряды, обычаи, верования.

Под властью Швеции. Борьба со Швецией: вторая половина XVIначало XVII вв. Столбовский мир, граница со Швецией, пограничные камни. Политика Швеции на захваченных землях. Исход русского и карельского населения, заселение территории финнами. Земля Ингерманландия. Безуспешные попытки отвоевать невские земли. Ниеншанц – центр развития территории, находящейся под властью Швеции.

Восточная часть края. Тихвин: архитектура, искусство тихвинских мастеров, ярмарки. Святыня Большого Успенского монастыря. Роль монастырей в жизни края: Александро-Свирский (Преображенский и Троицкий ансамбли); Троицкий Зеленецкий; Никольский и Успенский монастыри Старой Ладоги.

Лекция 4. Рождение Северной столицы. Архитектурный облик Петровского Петербурга. (4 ч.)

Северная война. Личность Петра I, реформы. Борьба за выход к Балтийскому морю.

Заселение невской дельты в допетербургский период. Топография Невской дельты. Спасо-Городенский погост Ореховецкого уезда. От Ландскроны до Ниеншанца.

Закладка крепостей. Легенды, связанные с основанием города, имя города. Крепость Санкт-Петербург: план, этапы строительства, строители, приход первого торгового судна. Закладка Кроншлота. Закладка Адмиралтейской крепости-верфи.

Общая характеристика родившегося города. Карты Санкт-Петербурга: территория, районы расселения. Городовой остров: Троицкая площадь – первая площадь города, домик Петра I. Застройка Адмиралтейской стороны: Летний дворец и Летний сад, Зимний дворец. Александро-Невский монастырь. Прокладка Невской першпективы. Слободы: военные, переведенческие, иноверческие. Застройка Васильевского острова: дворец первого генерал-губернатора города светлейшего князя А. Д. Меншикова, здание Двенадцати коллегий. Население и его состав, первые строители, условия строительства. Доменико Трезини – первый архитектор Санкт-Петербурга.

Столица государства Российского. Санкт-Петербург как воплощение идеи абсолютизма. Первые градостроительные организации: Канцелярия городовых дел, Канцелярия от строений. Регулярная планировка и застройка Санкт-Петербурга: первые планы города, каменное строительство, проекты образцовых домов. Благоустройство города: мостовые, освещение, создание полиции. Выбор правительственного центра города: Троицкая площадь  остров Котлин  Васильевский остров  Адмиралтейская сторона.

Петровское барокко. Архитекторы петровского времени: архитекторы иностранцы (Д. Трезини, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, Г. Киавери, Д. М. Фонтана, И. Шедель, А. Шлютер); русские мастера старой формации (И. П. Зарудный); русские архитекторы, получившие профессиональную подготовку (П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, И. К. Коробов). Архитектура петровского времени: введение проектного чертежа. Понятие архитектурного стиля, архитектурный язык. Петровское барокко: особенности стиля на примере произведений Доменико Трезини.

Лекция 5. Жизнь и быт Петровского Петербурга. (2 ч.)

Санкт-Петербург промышленный центр. Судостроительные верфи; арсенал; литейный, пушечный и смоляной дворы; восковой, сахарный, кожевенный и зелейные заводы; инструментальная изба; шпалерная мануфактура.

Санкт-Петербург центр культуры и просвещения. Воспитание нового человека: морская Академия, Инженерная и Артиллерийская школы, школа Феофана Прокоповича, Словенская школа, школы для солдатских детей. Печатное дело: типографии, газета «Ведомости», учебники. Академия наук и университет. Театр Наталии Алексеевны. Музеи: Летний сад – музей под открытым небом, Кунсткамера, модель-камора в Адмиралтействе, первые картинные галереи. Библиотеки. Медицинское дело: Аптекарский огород, первые аптеки, военный госпиталь на Выборгской стороне, Полюстровские воды.

Формы петербургской жизни, созданные Петром I: ассамблеи, маскарады. Правила поведения: «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Обобщение. План Петербурга 1717-1721 гг.: Васильевский остров, Городовой остров (Санкт-Петербургский), Адмиралтейская часть, Московская часть, Выборгская сторона. Город глазами современников. Иконография Петровского Петербурга. Рациональное и иррациональное в рождении города. Герб города.

Лекция 6. Санкт-Петербург в середине XVIII в. Архитектурно-художест-венный образ города. (3 ч.)

Забвение и возрождение столицы. Смерть Петра I, переезд двора в Москву. Столица России  сцена дворцовых переворотов. Санкт-Петербург при Анне Иоанновне: комиссия о Санкт-Петербургском строении, архитекторы П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, И. К. Коробов; дворцы-однодневки.

Блистательная Елизавета Петровна. Жизнь высшего петербургского круга: маскарады, балы. Архитектурный облик столицы: дворцы вельмож (Зимний, Аничков, Шуваловский, Шереметьевский, Строгановский, Воронцовский), Смольный монастырь, романтическая колокольня Никольского собора. Развитие архитектурного стиля: от петровского барокко до пышного барокко и рококо. Архитекторы при дворе Елизаветы Петровны: Ф. Б. Растрелли, С. И. Чевакинский. Планировка и застройка города, его благоустройство: проект создания Дворцовой площади. Границы Санкт-Петербурга в середине XVIII в. Районы города: Адмиралтейская, Московская стороны, Васильевский остров – наиболее динамично развивающиеся районы города; Выборгская сторона  торгово-ремесленный центр; Петербургская сторона  петербургское захолустье. Население Санкт-Петербурга к середине XVIII в.

Санкт-Петербург середины XVIII в. – центр дворянской культуры. Развитие петербургского театра: от театра Кадетского корпуса (А. П. Сумароков. Ф. Г. Волков) до Императорского. Открытие Академии «трех знатнейших художеств». Роль Академии наук в развитии отечественной науки и искусства.

Лекция 7. Ингерманландская (Санкт-Петербургская) губерния в первой половине XVIII в. Загородные императорские резиденции. (1 ч.)

Ингерманландская (Санкт-Петербургская) губерния. Границы, состав населения. Влияние строящегося города на жизнь края, развитие промышленных предприятий: Сестрорецкий оружейный завод, Ижорские лесопильни, Олонецкая верфь, каменоломни, кирпичные заводы, Красносельская бумажная мануфактура. Изменение гидросети территории: создание водохранилищ, строительство водоводов, потешных, обводных каналов – Ладожские каналы, Новая Ладога. Тихвинская водная система.

Первые дворянские владения. Дворянские усадьбы на территории губернии: Гостилицы  усадьба Б. Х. Миниха и А. Г. Разумовского, Усть-Рудица – усадьба М. В. Ломоносова; застройка Петергофской першпективы.

Императорские резиденции. Закладка парков и дворцов в Петергофе (И. Ф. Браунштейн): строительство Монплезира (А. Шлютер), Верхние палаты (Ж. Б. Леблон), дворец Марли  династический музей, Верхний и Нижний сады, проектирование системы фонтанов, Ропшинский фонтанный водовод (В. Г. Туволков). Ораниенбаум – усадьба светлейшего князя А. Д. Меншикова: Большой дворец. Царское Село – Саарская мыза. Стрельна – несостоявшийся Версаль: проекты К. Растрелли и Ж. Б. Леблона; путевой дворец Петра I. Екатерингоф. Ропша.

Лекция 8. Санкт-Петербург  центр русского Просвещения. (4 ч.)

Эпоха Просвещения. Воцарение Екатерины II. Предпосылки развития просветительского движения в России. Памятник Екатерине II – эпоха в лицах.

Наука и образование в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII в. Академия наук (М. В. Ломоносов, Е. Р. Дашкова  президент двух академий), здание Академии наук (мозаика М. В. Ломоносова); просвещение низших слоев общества, создание начальных школ. Смольный институт  «воспитательное общество благородных девиц» (И. И. Бецкой), здание Смольного института (архитектор Д. Кваренги). Учреждение Медицинской коллегии, богаделен, Обуховской больницы.

Художественная культура Санкт-Петербурга второй половины XVIII в. Академия «трех знатнейших художеств», здание Академии (А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. ВалленДеламот), выпускники академии. XVIII в. в портретах: творчество А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. И. Шубина. Музеи: основание Эрмитажа. Театры: Большой каменный, Эрмитажный, Вольный российский на Марсовом поле; театральная монополия, творческая деятельность И. А. Дмитревского.

Архитектура материализованная философия времени: истоки и своеобразие русского классицизма, отражение принципов классицизма в архитектуре. Эволюция стиля: ранний классицизм (А. Ринальди, А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. ВалленДеламот), строгий классицизм (И. Е. Старова, Д. Кваренги). Романтическое направление (Ю. М. Фельтен, Н. А. Львов, В. Бренна). Использование природного камня в облицовке фасадов и интерьеров зданий.

Благоустройство города, быт горожан. Деятельность «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы»: постройка гранитных набережных, освещение на улицах города. Транспорт. Население города и его состав. Моды века Просвещения: отражение в одежде и внешнем виде горожан идей классицизма.

Лекция 9. Санкт-Петербург конца XVIII – начала XIX вв. Михайловский замок – исторический символ времени и архитектурный памятник города. (2 ч.)

Правление Павла I: первые указы нового императора. Романтический император или тиран на троне? Санкт-Петербург во время правления Павла I: Исаакиевский собор, каланча на Думской улице, монументальная скульптура на улицах города, Михайловский замок (В. И. Баженов, В. Бренна). Михайловский замок – исторический символ времени. Двор в Михайловском замке, заговор и убийство императора.

Иконография Петербурга второй половины XVIII в. Петербург глазами современников. Карта города к началу XIX в.

Лекция 10. Облик и образ Санкт-Петербургской губернии в середине – второй половине XVIII в. Загородные императорские резиденции. (2 ч.)

Санкт-Петербургская губерния 1744–1781 гг.: формирование территории, центры освоения, уездные города. («Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Население: численность; этнический состав, немецкие колонии. Хозяйственная жизнь края: неравномерность развития, влияние Санкт-Петербурга. Сухопутные дороги: Московский, Ковенский, Нарвский, Шлиссельбургский тракты, Выборгская и Кексгольмская дороги, ямская гоньба, почтовые станции (архитектор Л. Руска).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (6)

    Учебно-методический комплекс
    Общие сведения о применении компьютерных и информационных технологий в связях с общественностью. Компьютерные технологии в исследованиях, планировании и оценке эффективности деятельности в области связей с общественностью.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (5)

    Учебно-методический комплекс
    Природа социального конфликта. Источники и причины его возникновения. Позитивные и деструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика конфликта.
  3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника овд»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» по специальности 030505 – правоохранительная деятельность (специализация – кадрово-воспитательная
  4. Методические рекомендации по подготовке и оформлению

    Методические рекомендации
    Учебно-методическое пособие разработано с учетом требований к освоению программ учебных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Государственное и муниципальное
  5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (2)

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика

Другие похожие документы..