Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В связи с проведением 22 октября 2008 года с 15 до 16 часов комплексной технической проверки готовности региональной автоматизированной системы центр...полностью>>
'Статья'
Психология – странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным. Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о...полностью>>
'Документ'
Рост числа судебно-психологических экспертиз, связанный с осознанием работниками правоохранительных органов эффективности применения психологических ...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (госуд...полностью>>

Ответы на вопросы к гос экзамену

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ответы на вопросы к гос.экзамену

  1. Обоснуйте методологические основы отечественной психологической науки.

Об­щее по­ня­тие о ме­то­до­ло­гии

Прак­ти­че­ско­му пси­хо­ло­гу или пси­хо­ло­гу-ис­сле­до­ва­те­лю, ме­то­до­ло­гия не­об­хо­ди­ма для то­го, что­бы на ос­но­ве на­уч­но обос­но­ван­ных прин­ци­пах и ме­то­дах осу­ще­ст­в­лять на­уч­но-прак­ти­че­скую (ис­сле­до­ва­тель­скую) и прак­ти­че­скую ра­бо­ту. Ис­сле­до­ва­ния ме­то­до­ло­гии пре­до­пре­де­ля­ют все­сто­рон­ний ана­лиз про­бле­мы, на­уч­но-обос­но­ван­ную ди­аг­но­сти­ку и вы­ра­бот­ку со­от­вет­ст­вую­щих ре­ко­мен­да­ций.

Функ­ции ме­то­до­ло­гии:

  1. Ми­ро­воз­зрен­че­ская (это есть на­уч­ное ми­ро­воз­зре­ние про­фес­сио­наль­но­го пси­хо­ло­га, при ус­ло­вии, ес­ли он ус­во­ил ме­то­до­ло­гию).

  2. Нор­ма­тив­ная (ме­то­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы в то­же вре­мя есть свое­об­раз­ные нор­мы, пра­ви­ла ис­сле­до­ва­тель­ской и прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, ко­то­рым дол­жен сле­до­вать про­фес­сио­наль­ный пси­хо­лог).

Ме­то­до­ло­гия пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки со­сто­ит из 3-ех уров­ней (или 3-ех ком­по­нен­тов):

  1. Об­ще­на­уч­ный, вклю­чаю­щий в се­бя ме­то­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся во всех нау­ках, в том чис­ле и в пси­хо­ло­гии.

  2. Кон­крет­но-на­уч­ный. Это ме­то­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы соб­ст­вен­но пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки (кров­ные прин­ци­пы).

  3. Про­це­дур­ный. Это уро­вень кон­крет­ных ме­то­дов и ме­то­дик ис­сле­до­ва­ния (ди­аг­но­сти­ки), раз­ви­тия (пси­хо­ло­ги­че­ская те­ра­пия, пси­хо­ло­ги­че­ская кор­рек­ция).

  1. Об­ще­на­уч­ный уро­вень ме­то­до­ло­гии

Прин­ци­пы:

  1. Прин­цип ма­те­рии и дви­же­ния

1.1. Он ори­ен­ти­ру­ет пси­хо­ло­га-прак­те­ка на то, что ок­ру­жаю­щий мир ма­те­риа­лен, что че­ло­век пси­хи­че­ски от­ра­жа­ет ве­ще­ст­вен­ные пред­ме­ты и сам как ор­га­низм, как био­ло­ги­че­ское су­ще­ст­во от­но­сит­ся к фи­зи­че­ско­му ми­ру пред­ме­тов и ве­щей.

1.2. Он ори­ен­ти­ру­ет так же на то, что дея­тель­ность че­ло­ве­ка про­те­ка­ет в пред­мет­ном ми­ре и но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер:

  • Дей­ст­вия лич­но­сти на­прав­ле­ны на пред­мет;

  • Про­дукт дей­ст­вия – пред­мет;

  • В ка­че­ст­ве пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий дей­ст­вия вы­сту­па­ют, не ред­ко, пред­ме­ты;

  • Цель дей­ст­вия – пред­став­ле­ния о бу­ду­щем про­дук­те (пред­ме­те);

  • По­бу­ж­да­ет че­ло­ве­ка к дей­ст­ви­ям пред­мет­ное же­ла­ние;

  • Мо­тив дея­тель­но­сти – об­раз же­лае­мо­го пред­ме­та по­треб­но­сти;

  • Че­ло­век ощу­ща­ет раз­но­об­раз­ные свой­ст­ва пред­ме­тов (цвет, фор­ма, тем­пе­ра­ту­ра и т.д.). Про­дук­том на­ших ощу­ще­ний яв­ля­ет­ся пси­хи­че­ский об­раз, свой­ст­ва пред­ме­тов;

  • Че­ло­век за­по­ми­на­ет пред­мет, пред­став­ля­ет, срав­ни­ва­ет, ана­ли­зи­ру­ет пред­мет (мыс­лит), вы­ра­жа­ет свои пред­став­ле­ния о пред­ме­те с по­мо­щью ре­чи и дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий и дей­ст­ву­ет пред­мет­но, в ши­ро­ком смыс­ле;

  • Пси­хи­ка че­ло­ве­ка субъ­ек­тив­на и по­то­му ка­ж­дый че­ло­век ощу­ща­ет, вос­при­ни­ма­ет, пред­став­ля­ет, мыс­лит, вы­ра­жа­ет свои пред­став­ле­ния по-сво­ему;

  • Фор­мой су­ще­ст­во­ва­ния пред­ме­тов, яв­ле­ний ок­ру­жаю­ще­го ми­ра яв­ля­ет­ся дви­же­ние. И по­то­му, че­ло­век пси­хи­че­ски от­ра­жа­ет из­ме­няю­щий­ся мир, си­туа­цию, об­стоя­тель­ст­ва, яв­ле­ния и т.д.;

  • Че­ло­век как су­ще­ст­во, во­вле­че­но во все­об­щую связь пред­ме­тов, яв­ле­ний, лю­дей и, его дея­тель­ность и об­ще­ние, про­те­ка­ет в ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся фор­мах со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия в ор­га­ни­за­ци­ях.

1.3. Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет пси­хо­ло­га:

    • Изу­чать лич­ность все­сто­рон­не, как пред­ста­ви­те­ля раз­но­об­раз­ных ор­га­ни­за­ций;

    • Изу­чать лич­ность в дея­тель­но­сти, про­те­каю­щий во взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми людь­ми.

  1. Прин­цип объ­ек­тив­но­сти (ма­те­рия объ­ек­тив­но су­ще­ст­ву­ет, а мы от­ра­жа­ем её субъ­ек­тив­но, на ос­но­ве сво­его опы­та, сво­их пред­став­ле­ний и т.д.).

  1. Прин­цип все­об­щей свя­зи (глав­ная связь – дея­тель­ная связь, она по­ро­ж­да­ет и дру­гие свя­зи: меж­лич­но­ст­ные свя­зи и т.д.).

Прин­цип все­об­щей свя­зи ори­ен­ти­ру­ет на то, чтоб изу­чать дея­тель­ность лич­но­сти во взаи­мо­свя­зи с дея­тель­но­стью дру­гих лич­но­стей.


Где, Лр – лич­ность ру­ко­во­ди­те­ля,

Лп – лич­ность под­чи­нён­но­го,

Ц – цель,

Стрел­ки – пси­хи­че­ские сред­ст­ва.

За­да­ча – есть цель, дан­ная че­ло­ве­ку в оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях.

За­да­ча вклю­ча­ет в се­бя:

    • Об­раз про­дук­та,

    • Об­раз сы­рья, из ко­то­ро­го дол­жен быть из­го­тов­лен про­дукт,

    • Об­раз пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий, с по­мо­щью ко­то­рых из дан­но­го сы­рья долж­но ыть про­из­ве­дён про­дукт,

    • Об­раз мес­та дей­ст­вия и вре­ме­ни дей­ст­вия,

    • Об­раз лю­дей с кем пред­сто­ит взаи­мо­дей­ст­во­вать че­ло­ве­ку,

    • Об­раз свя­зи ме­ж­ду ус­ло­вия­ми за­да­чи и це­ли.

Сле­ду­ет учи­ты­вать, что че­ло­век от­но­сит­ся к раз­лич­ным сис­те­мам:

    • Как фи­зи­че­ское те­ло – он от­но­сит­ся к ми­ру фи­зи­че­ских тел и, как след­ст­вие, ис­пы­ты­ва­ет на се­бе влия­ние дру­гих фи­зи­че­ских тел.

    • Как ин­ди­вид – он от­но­сит­ся к ви­ду Homo Sapiens и ес­те­ст­вен­но не­сёт не­сёт в се­бе ви­до­вые при­зна­ки ге­но­ти­па,

    • Как ор­га­низм че­ло­век от­но­сит­ся к жи­вот­ным,

    • Как лич­ность – он от­но­сит­ся к раз­лич­ным со­ци­аль­ным груп­пам.

Все это сви­де­тель­ст­ву­ет о про­яв­ле­нии все­об­щей свя­зи (не бы­ва­ет так, что­бы че­ло­век был от­дель­но от всех).

  1. Прин­цип пер­вич­но­сти ма­те­рии по от­но­ше­нию к пси­хи­ке (к соз­на­нию) (пси­хи­ка воз­ник­ла поз­же раз­ви­тия объ­ек­тив­но­го ми­ра).

Он ори­ен­ти­ру­ет на то, что че­ло­ве­че­ские ощу­ще­ния, вос­при­ятие, пред­став­ле­ния и т.д. яв­ля­ют­ся вто­рич­ны­ми – пси­хи­че­ские об­ра­зы ок­ру­жаю­ще­го пред­мет­но­го ми­ра.

В пси­хи­ки нет не­че­го ино­го как об­ра­зы это­го пред­мет­но­го ми­ра и фан­та­зии.

Су­ще­ст­ву­ет на­уч­но обос­но­ван­ная кон­цеп­ция раз­ви­тия пси­хи­ке в фи­ло­ге­не­зе (смот­ри ст. раз­ви­тия Ле­он­ть­е­ва).

Со­глас­но кон­цеп­ции Ле­он­ть­е­ва, пси­хи­че­ское от­ра­же­ние по­яв­ля­ет­ся на бо­лее позд­них эта­пах раз­ви­тия ми­ра. Счи­та­ет­ся что в фи­ло­ге­не­зе жи­вот­ные (кро­ме че­ло­ве­ка) про­шли че­ты­ре ста­дии сво­его раз­ви­тия.

Че­ты­ре ста­дии раз­ви­тия жи­вот­ных в фи­ло­ге­не­зе:

А) Сен­со­мо­тор­ная ста­дия (при­ми­тив­ные на­се­ко­мые, при­ми­тив­ные чер­ви). Жи­вот­ные на этой ста­дии об­ла­да­ют толь­ко ощу­ще­ния­ми. Ори­ен­ти­ру­ет­ся в про­стран­ст­ве с по­мо­щью ощу­ще­ний жи­вот­ные осу­ще­ст­в­ля­ют дея­тель­ность по до­бы­че пи­щи пу­тём пе­ре­дви­же­ния (на­при­мер, чер­ви на­хо­дят пи­щу по за­па­ху). Их дей­ст­вия (дея­тель­ность) но­сит ин­стинк­тив­ный ха­рак­тер.

Б) Ста­дия пер­цеп­тив­ной пси­хи­ки (пер­цеп­ция – по­зна­ние вос­при­ятия).

На­ря­ду с ощу­ще­ни­ем жи­вот­ные об­ла­да­ют вос­при­яти­ем, то есть пси­хи­че­ски от­ра­жа­ет пред­ме­ты в це­лом: за­по­ми­на­ет и пред­став­ля­ет. Дей­ст­вие но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер. На этой ста­дии раз­ви­тия на­хо­дит­ся не­ко­то­рые ви­ды рыб, не­ко­то­рые ви­ды на­се­ко­мых (пчё­лы), не­ко­то­рые ви­ды птиц (но не во­ро­ны), гры­зу­ны и т.д.

В) Ста­дия ин­тел­лек­ту­аль­ной пси­хи­ки.

Жи­вот­ные об­ла­да­ют все­ми пси­хи­че­ски­ми функ­ция­ми, свой­ст­вен­ны­ми 1-ой и 2-ой ста­дии, плюс мыш­ле­ние. Дея­тель­ность но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер: жи­вот­ные ре­ша­ют за­да­чу по до­бы­че пи­щи, во­ды; за­да­чи, свя­зан­ные с ре­про­дук­тив­ной дея­тель­но­стью.

В экс­пе­ри­мен­тах ус­та­нов­ле­но, что жи­вот­ные ре­ша­ют за­да­чи ак­ту­аль­но, пе­ре­но­сят спо­со­бы дей­ст­вия из про­шлых за­дач, ко­то­рые оно ре­ша­ло.

Свой­ст­вен­но со­ба­кам, во­ро­нам, обезь­я­нам (ин­тел­лект во­ро­ны со­от­вет­ст­ву­ет 3-5-лет­не­му ре­бён­ку).

Г) Ста­дия соз­на­тель­ной пси­хи­ки. Она ха­рак­тер­на толь­ко для че­ло­ве­ка.

Её воз­ник­но­ве­ние ста­ло воз­мож­ным в ви­ду со­вме­ст­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти, чле­но­раз­дель­ной ре­чи, на той био­ло­ги­че­ской ос­но­ве, ко­то­рая бы­ла свой­ст­вен­на пер­во­быт­но­му че­ло­ве­ку.

Соз­на­ние

Соз­на­тель­ный че­ло­век – это:

  • Имею­щий пред­став­ле­ние о се­бе са­мом, то есть «Я» и мо­гу­щий вы­ра­зить это пред­став­ле­ние с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных пси­хи­че­ских свойств: ре­чи, ми­ми­ки, жес­тов и дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий.

  • Че­ло­век, об­ла­даю­щей ВПФ: ощу­ще­ние, вос­при­ятие, па­мять, пред­став­ле­ние, тем­пе­ра­мент, ха­рак­тер.

  • Че­ло­век, осу­ще­ст­в­ляю­щий дея­тель­ность и об­ще­ние в ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся фор­мах со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

  • Че­ло­век, об­ла­даю­щий лич­но­ст­ны­ми (не­по­вто­ри­мы­ми) осо­бен­но­стя­ми.

  1. Прин­цип по­зна­ва­ния че­ло­ве­ком ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти (че­ло­век в про­цес­се сво­ей по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти ни­ко­гда не дос­тиг­нет пол­но­го по­зна­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти).

Он ори­ен­ти­ру­ет на то, что че­ло­век спо­со­бен по­зна­вать ок­ру­жаю­щие пред­ме­ты и осу­ще­ст­в­лять, со зна­ни­ем де­ла, дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву про­дук­тов. Кри­те­ри­ем ис­тин­но­сти по­зна­ния яв­ля­ют­ся про­из­ве­дён­ный про­дукт.

В лю­бом слу­чае, по­зна­ние че­ло­ве­ка от­но­си­тель­но, бес­ко­неч­но не­ис­чер­пае­мо (т.е. нет ко­неч­но­го зна­ния). Кро­ме то­го, прак­ти­че­ско­му пси­хо­ло­гу сле­ду­ет иметь в ви­ду, что пси­хи­че­ские от­ра­же­ния – ощу­ще­ние, вос­при­ятие, мыш­ле­ние че­ло­ве­ка и т.д. – мо­гут быть оши­боч­ны­ми; при­чём, по­зна­ние пси­хи­ки дру­го­го че­ло­ве­ка, то­же мо­жет быть оши­боч­ны­ми.

  1. Прин­цип про­стран­ст­ва и вре­ме­ни (че­ло­век жи­вёт в про­стран­ст­ве и в оп­ре­де­лён­ном вре­ме­ни, и от­ра­жа­ет соб­ст­вен­ное те­че­ние вре­ме­ни в про­цес­се дея­тель­но­сти, от­ра­жа­ет во вре­ме­ни пе­ре­ме­ще­ние пред­ме­тов) (че­ло­век вос­при­ни­ма­ет вре­мя на ос­но­ве сво­их пси­хи­че­ских со­стоя­ний).

Он ори­ен­ти­ру­ет пси­хо­ло­га на изу­че­ние дея­тель­но­сти лю­дей, пси­хи­че­ских и со­ци­аль­но-пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний, не­по­сред­ст­вен­но во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­ной ра­бо­ты, ко­то­рая долж­на иметь про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

ДИА­ЛЕК­ТИ­КА [от греч . dialektike (techne) – ис­кус­ст­во вес­ти бе­се­ду, спор], фи­ло­соф­ское уче­ние о ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии бы­тия и по­зна­ния и ос­но­ван­ный на этом уче­нии ме­тод мыш­ле­ния.

Ме­то­до­ло­ги­че­ские зна­че­ние име­ет за­ко­ны диа­лек­ти­ки, та­кие как:

    1. За­кон един­ст­ва и борь­бы про­ти­во­по­лож­но­сти.

    2. За­кон пе­ре­хо­да ко­ли­че­ст­вен­ных из­ме­не­ния в ка­че­ст­вен­ные (Ес­ли пер­вый за­кон вы­ра­жа­ет ис­точ­ник раз­ви­тия (вы­хо­дит из про­ти­во­ре­чий), то вто­рой за­кон да­ёт по­ни­ма­ние нам как идёт раз­ви­тие(пу­тём на­ко­п­ле­ния)).

    3. За­кон от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния. Он сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ка­ж­дый бо­ле вы­со­кий уро­вень ов­ла­де­ния че­ло­ве­ком ка­ким-ли­бо зна­ни­ем, на­вы­ков как бы от­ри­ца­ет пред­ше­ст­вую­щие уров­ни, и в то­же вре­мя со­хра­ня­ет в се­бе эти эле­мен­ты пред­ше­ст­вую­щих уров­ней.

Ме­то­до­ло­ги­че­ское зна­че­ние для пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки име­ют та­кие ка­те­го­рии ма­те­риа­ли­сти­че­ской диа­лек­ти­ки как:

      • При­чи­ны и след­ст­вия,

      • Сущ­ность и яв­ле­ния,

      • Воз­мож­ность и дей­ст­ви­тель­ность,

      • Фор­мы и со­дер­жа­ние.

Эти по­ня­тия ис­поль­зу­ют­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки для ин­тер­пре­та­ции пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний.

  1. Кон­крет­но-на­уч­ный уро­вень ме­то­до­ло­гии

Прин­ци­пы:

    1. Прин­цип де­тер­ми­низ­ма (смот­ри стр. 8). При­чи­ной обу­слов­лен­но­сти пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний че­ло­ве­ка, его пси­хи­ка в це­лом, а т.ж. со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний в груп­пе лиц, осу­ще­ст­в­ляю­щих ка­кую-ли­бо дея­тель­ность.

ДЕ­ТЕР­МИ­НИЗМ (от лат . determino – оп­ре­де­ляю), фи­ло­соф­ское уче­ние за­ко­но­мер­ной взаи­мо­свя­зи и при­чин­ной обу­слов­лен­но­сти всех яв­ле­ний; про­ти­во­сто­ит ин­де­тер­ми­низ­му, от­ри­цаю­ще­му все­об­щий ха­рак­тер при­чин­но­сти.

Дея­тель­ность со­от­но­сит­ся с по­ня­ти­ем мо­ти­ва

Пси­хи­че­ское от­ра­же­ние име­ет слож­ную де­тер­ми­на­цию. Оно де­тер­ми­ни­ро­ва­но:

а) Пред­ме­том, ко­то­рый че­ло­век вос­при­ни­ма­ет, за­по­ми­на­ет…

б) Фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми в ор­га­низ­ме.

в) Имею­щим­ся у че­ло­ве­ка зна­ния­ми, пред­став­ле­ния­ми, его спо­соб­но­стя­ми, то есть внут­рен­ни­ми пси­хи­че­ски­ми ус­ло­вия­ми.

г) На пси­хи­че­ское от­ра­же­ния че­ло­ве­ка, на его оцен­ки, ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние дру­гие лю­ди, взаи­мо­дей­ст­вую­щие и об­щаю­щие­ся с ним (то есть, со­ци­аль­ные ус­ло­вия). Кро­ме то­го, че­ло­век жи­вет в при­род­ном ми­ре, и свое­об­раз­ные из­ме­не­ния в при­ро­де су­ще­ст­вен­но ска­зы­ва­ют­ся на пси­хи­че­ском от­ра­же­нии.

Бли­зость пред­став­ле­ния воз­ни­ка­ет в про­цес­се об­щей дея­тель­но­сти суп­ру­гов, при по­вто­ряе­мо­сти за­дач и воз­ни­ка­ет схо­жесть пред­став­ле­ния в ре­ше­нии за­дач.

Прин­цип де­тер­ми­низ­ма ори­ен­ти­ру­ет:

  • Изу­чать при­чи­ны, по­ро­ж­даю­щие и раз­ви­ваю­щие пси­хи­ку лич­но­сти в це­лом; пси­хи­че­ские яв­ле­ния, свой­ст­ва, про­цес­сы в лич­но­сти, а так же со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские яв­ле­ния в ор­га­ни­зо­ван­ных груп­пах.

  • Мно­гие пси­хи­че­ские про­яв­ле­ния, пси­хи­че­ские или со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы бо­лее де­тер­ми­ни­ро­ва­ны, то есть име­ют ряд при­чин, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ис­сле­до­вать.

При­ме­ча­ние: при­чи­ной мыш­ле­ния, мыс­ли­тель­но­го про­цес­са яв­ля­ет­ся про­бле­ма, за­да­ча, воз­ни­каю­щая в дея­тель­но­сти.

При­чи­ной дея­тель­но­сти яв­ля­ет­ся мо­ти­вы, то ра­ди че­го дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся.

По­треб­ность не по­бу­ж­да­ет дея­тель­ность, она по­бу­ж­да­ет мо­тив.

При­чи­ной вни­ма­ния яв­ля­ет­ся со­от­но­ше­ние свойств пред­ме­та (яр­кость ос­ве­ще­ния, не­обыч­ная фор­ма и т.д.).

Не­ус­пе­вае­мость школь­ни­ка мо­жет де­тер­ми­ни­ро­вать­ся от­сут­ст­ви­ем мо­ти­вов к учёб­ной дея­тель­но­сти:

    • стрес­сом, де­прес­си­ей;

    • не­при­яз­нен­ны­ми меж­лич­но­ст­ны­ми от­но­ше­ния­ми с учи­те­ля­ми, уча­щи­ми­ся;

    • низ­кий со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский ста­тус;

    • низ­кий уро­вень под­го­тов­лен­но­сти к обу­че­нию в шко­ле.

Прин­цип де­тер­ми­низ­ма тре­бу­ет:

А) Вы­яс­нить наи­бо­лее зна­чи­мые де­тер­ми­нан­ты, в ин­те­ре­сах их уст­ра­не­ния или раз­ви­тия при ус­ло­вии их де­ст­рук­тив­но­сти.

Б) Осо­бое вни­ма­ние уде­лять ис­сле­до­ва­нию со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний в груп­пе, ко­то­рые там же де­тер­ми­ни­ро­ва­ны (име­ют при­чи­ны), т.е. при­чи­ны их воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия.

Да­же на уров­не та­ко­го пси­хи­че­ско­го про­цес­са как вос­при­ятие пред­ме­та, че­ло­ве­ком об­на­ру­жи­ва­ет­ся слож­ная мно­го­фак­тор­ная де­тер­ми­на­ция. Про­дук­том вос­при­ятия яв­ля­ет­ся пси­хи­че­ский об­раз пред­ме­та. Этот об­раз де­тер­ми­ни­ро­ван сле­дую­щим:

        • Вос­при­ни­мае­мым пред­ме­том;

        • Фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми, про­те­каю­щи­ми в ана­ли­за­то­рах (в нерв­ной сис­те­мы);

        • Ка­че­ст­вом ана­ли­за­то­ра;

        • Внут­рен­ни­ми ус­ло­вия­ми: про­шлы­ми пред­став­ле­ния­ми, оцен­ка­ми; мыс­ля­ми о дан­ном пред­ме­те, че­ло­ве­ке;

        • Си­туа­ци­ей со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Дан­ный ме­то­до­ло­ги­че­ский прин­цип раз­ра­ба­ты­ва­ли Сер­гей Ле­о­ни­до­вич Ру­бин­штейн, Алек­сей Ни­ко­лае­вич Ле­он­ть­ев, Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Яро­шев­ский, Бо­рис Фе­до­ро­вич Ло­мов и др.

Дан­ный прин­цип в ис­то­рии пси­хо­ло­гии не­од­но­крат­но дис­ку­ти­ро­вал­ся и аб­со­лю­ти­зи­ро­вал­ся в от­но­ше­нии фак­то­ров де­тер­ми­нант раз­ви­тия лич­но­сти. В ча­ст­но­сти анг­лий­ский фи­ло­соф Джон Локк аб­со­лю­ти­зи­ро­вал роль со­ци­аль­но­го фак­то­ра (че­ло­век – чис­тая дос­ка). Дру­гой анг­лий­ский учё­ный-пси­хо­лог Франц Галь­тор аб­со­лю­ти­зи­ро­вал роль ге­неа­ло­ги­че­ско­го на­след­ст­вен­но­го фак­то­ра в раз­ви­тие лич­но­сти.

В на­стоя­щие вре­мя ут­вер­дил­ся сис­тем­ный прин­цип в раз­ви­тие пси­хи­че­ских яв­ле­ний лич­но­сти.

    1. Прин­цип раз­ви­тия

Пси­хи­че­ское раз­ви­тие – это сис­тем­ные, струк­тур­ные, функ­цио­наль­ные, ко­ли­че­ст­вен­ные и ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния пси­хи­ки лич­но­сти (со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний), из­ме­не­ния во вре­ме­ни, в оп­ре­де­лён­ном на­прав­ле­нии.

Этот прин­цип пред­пи­сы­ва­ет и тре­бу­ет: изу­чать лич­ность в дея­тель­но­сти, во взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми людь­ми, в по­сто­ян­ном раз­ви­тии, яв­ляю­щий­ся про­дук­том дея­тель­но­сти.

Этот прин­цип тре­бу­ет:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А) тест по курсу «Введение в языкознание» (30 вопросов); б) развернутый ответ на вопрос из следующего списка

    Программа
    Фонологический компонент языка. Сегментная и супрасегментная фонология. Связи фонологии с другими компонентами и уровнями языковой системы. Фонологическая типология языков.
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  3. Море житейское: Ответы на вопросы читателей

    Документ
    Его перу принадлежит множество книг и статей, посвя­щенных и животрепещуще актуальным, и неизбывно вечным вопросам бытия как рядового мирянина, так и всей нашей Право­славной Церкви.
  4. Ответы на экзаменационные билеты по физической культуре. 9 класс

    Экзаменационные билеты
    Причиной получения травм во время выполнения физических упражнений может стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь, отсутствие
  5. Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г.

Другие похожие документы..