Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
на технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность которых состав...полностью>>
'Программа'
Руководство училища и оргкомитет III Международной молодежной научной конференции «Гражданская авиация: XXI век» приглашает вас на конференцию по акт...полностью>>
'Документ'
Резюме. В статье рассматриваются вопросы гимнастическо-спортивной и общественно-патриотической деятельности «Союза Русского Сокольства» на территории...полностью>>
'Исследование'
Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических систем...полностью>>

Ответы на вопросы к гос экзамену

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Функ­ции во­ли:

  1. Соз­на­тель­ная ре­гу­ля­ция ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка.

  2. Ак­ти­ви­зи­рую­щая функ­ция – это воз­бу­ж­де­ние нерв­ной сис­те­мы.

  3. Тор­мо­зя­щая функ­ция – это тор­мо­же­ние нерв­ной сис­те­мы.

Вто­рая и тре­тья функ­ция тес­но свя­за­на с пер­вой функ­ци­ей.

Во­ле­вые дей­ст­вия раз­ви­ва­ют­ся на ос­но­ве не­про­из­воль­ных дви­же­ний (чи­ха­ние, мор­га­ние, от­дёр­ги­ва­ние ру­ки от го­ря­че­го и т.д.).

Ос­но­вой ус­лож­не­ния яв­ля­ет­ся тот факт, что не вся­кая цель, ко­то­рая ста­вит­ся на­ми, мо­жет быть дос­тиг­ну­та сра­зу, со­от­вет­ст­вен­но при­зна­ком во­ле­во­го по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся его связь с пре­одо­ле­ни­ем пре­пят­ст­вий внут­рен­них и внеш­них.

К внут­рен­ним пре­пят­ст­ви­ям от­но­сят­ся:

  • Ус­та­лость,

  • Же­ла­ние раз­влечь­ся,

  • По­иск че­го-то но­во­го и т.д.

К внеш­ним пре­пят­ст­ви­ям от­но­сят­ся:

  • Нет ус­ло­вий ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты,

  • Нет ин­ст­ру­мен­та для ра­бо­ты и т.д.

Осо­бен­но­стью во­ле­вых дей­ст­вий яв­ля­ет­ся сте­пень осоз­нан­но­сти по­став­лен­ной це­ли, соз­на­ния не­об­хо­ди­мо­сти её дос­тичь.

Им­пуль­сив­ны­ми, при­зна­но на­зы­вать, дей­ст­вия, ко­гда че­ло­век осоз­на­ёт то, что он де­ла­ет, но не мо­жет объ­яс­нить ра­ди че­го, он это де­ла­ет. Во­ля как раз в том и за­клю­ча­ет­ся, что че­ло­век в со­стоя­нии удер­жать се­бя от со­вер­ше­ния не об­ду­ман­ных по­ступ­ков при эф­фект­ных вспыш­ках, сле­до­ва­тель­но, во­ля свя­зан­на с мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­стью и чув­ст­ва­ми.

Про­яв­ле­ния мыш­ле­ния вы­ра­жа­ет­ся в соз­на­тель­ном вы­бо­ре це­ли и под­бо­ре средств для её дос­ти­же­ния.

Связь во­ли и чув­ст­ва вы­ра­жа­ет­ся в том, что мы об­ра­ща­ем вни­ма­ние на оп­ре­де­лён­ные пред­ме­ты и яв­ле­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют у нас оп­ре­де­лён­ные чув­ст­ва, од­на­ко оши­боч­но по­ла­гать, что толь­ко чув­ст­ва яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком во­ле­вых дей­ст­вий.

Убе­ди­тель­ным под­твер­жде­ни­ем это­го слу­жат па­то­ло­ги­че­ские слу­чаи по­те­ри спо­соб­но­сти пе­ре­жи­вать чув­ст­ва при со­хра­не­нии спо­соб­но­сти осоз­нан­ных дей­ст­вий.

Струк­ту­ра во­ле­во­го дей­ст­вия

При яс­ном осоз­на­нии це­ли и мо­ти­ва, вы­зы­ваю­щим её, стрем­ле­ние к це­ли при­ня­то на­зы­вать же­ла­ни­ем, но не вся­кое стрем­ле­ние к це­ли но­сит дос­та­точ­но осоз­нан­ный ха­рак­тер.

В за­ви­си­мо­сти сте­пе­ни осоз­нан­но­сти по­треб­но­сти их раз­ли­ча­ют вле­че­ние и же­ла­ние. Ес­ли же­ла­ние осоз­на­но, то вле­че­ние все­гда смут­но, не­яс­но.

Обыч­но лю­ди пе­ре­жи­ва­ют вле­че­ние как спе­ци­фи­че­ское тя­го­ст­ное со­стоя­ние в ви­де тос­ки или не­оп­ре­де­лён­но­сти. По это­му вле­че­ние час­то рас­смат­ри­ва­ют как пе­ре­ход­ное со­стоя­ние. Пред­став­лен­ная в нём по­треб­ность, как пра­ви­ло, ли­бо уга­са­ет, ли­бо осоз­на­ёт­ся и пре­вра­ща­ет­ся в кон­крет­ное же­ла­ние. Пре­ж­де чем же­ла­ние пре­вра­тит­ся в не­по­сред­ст­вен­ный мо­тив, а за тем в цель, оно оце­ни­ва­ет­ся че­ло­ве­ком, т.е. «фильт­ру­ет­ся» че­рез сис­те­му цен­но­стей че­ло­ве­ка и по­лу­ча­ет оп­ре­де­лён­ную эмо­цио­наль­ную ок­ра­ску.

При фор­ми­ро­ва­нии це­ли осо­бую роль иг­ра­ет её со­дер­жа­ние, ха­рак­тер и зна­че­ние. Чем зна­чи­тель­на цель, тем бо­лее мощ­ное стрем­ле­ние мо­жет быть вы­зва­но ею.

Же­ла­ния не все­гда сра­зу пре­тво­ря­ют­ся в жизнь. У че­ло­ве­ка ино­гда воз­ни­ка­ет сра­зу не­сколь­ко не­со­гла­со­ван­ных и да­же про­ти­во­ре­чи­вых же­ла­ний.

Пси­хи­че­ское со­стоя­ние, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся столк­но­ве­ни­ем не­сколь­ких же­ла­ний, при­ня­то на­зы­вать борь­бой мо­ти­вов, ана­лиз всех «за» и «про­тив». За­клю­чи­тель­ным мо­мен­том борь­бы мо­ти­вов яв­ля­ет­ся при­ня­тие ре­ше­ния. При­ни­мая ре­ше­ния че­ло­век, про­яв­ля­ет ре­ши­тель­ность, при этом он, как пра­ви­ло, чув­ст­ву­ет от­вет­ст­вен­ность за даль­ней­ший ход со­бы­тий.

Пять ти­пов ре­ши­тель­но­сти по Виль­я­му Джем­су:

  1. Пе­ре­ход от со­мне­ния к уве­рен­но­сти пе­ре­жи­ва­ет­ся пас­сив­но. Че­ло­ве­ку ка­жет­ся, что ос­но­ва­ния для дей­ст­вия сфор­ми­ру­ют­ся са­ми со­бой.

  2. Ес­ли ко­ле­ба­ния и не­ре­ши­тель­ность слиш­ком за­тя­ну­лись мо­жет на­сту­пить мо­мент, ко­гда че­ло­век ско­рее го­тов при­нять не­вер­ное ре­ше­ние, чем не при­нять ни­ка­ко­го. Че­ло­век как бы под­чи­ня­ет­ся судь­бе.

  3. Че­ло­век дей­ст­ву­ет как бы ав­то­ма­ти­че­ски, про­сто стре­мясь к дви­же­нию впе­рёд. Как пра­ве­ло, этот тип ре­ши­тель­но­сти ха­рак­те­рен для лиц с ки­пу­чим стрем­ле­ни­ем к дея­тель­но­сти.

  4. У че­ло­ве­ка как бы про­ис­хо­дит внут­рен­ний пе­ре­лом (уг­ры­зе­ние со­вес­ти, пе­ре­оцен­ка цен­но­стей и т.д.) и сра­зу воз­ни­ка­ет ре­ши­мость дей­ст­во­вать в кон­крет­ных на­прав­ле­ни­ях.

  5. Ко­гда с по­мо­щью во­ли уси­ли­ва­ет­ся мо­тив, ко­то­рый сам по се­бе не мог бы под­чи­нить ос­таль­ные. В от­ли­чие от пер­во­го слу­чая функ­цию ра­зу­ма вы­пол­ня­ет во­ля.

Для реа­ли­за­ции лю­бо­го дей­ст­вия не­об­хо­ди­мо соз­на­тель­ное во­ле­вое уси­лие, ко­то­рое все­гда свя­за­на со зна­чи­тель­ной тра­той энер­гии. Этот за­клю­чи­тель­ный этап во­ле­во­го дей­ст­вия мо­жет по­лу­чить двоя­кое вы­ра­же­ние. В од­них слу­ча­ях он про­яв­ля­ет­ся во внеш­них дей­ст­вии, а в дру­гих, на­обо­рот – в внут­рен­нем. В во­ле­вом уси­лии внеш­нее дви­же­ние мо­жет быть пред­став­ле­но ми­ни­маль­но, а внут­рен­нее на­пря­же­ние мо­жет быть весь­ма зна­чи­тель­но.

Фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие ин­тен­сив­ность во­ле­вых уси­лий

  1. Ми­ро­воз­зре­ние лич­но­сти, про­яв­ля­ет­ся в от­но­ше­нии к ми­ру.

  2. Мо­раль­ная ус­той­чи­вость, оп­ре­де­ляю­щая спо­соб­ность сле­до­вать по на­ме­чен­но­му пу­ти.

  3. Уро­вень са­мо­управ­ле­ния и са­мо­ор­га­ни­за­ции лич­но­сти.

Во­ле­вые ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка и их раз­ви­тие

  1. Си­ла во­ли, как обоб­щен­ная спо­соб­ность пре­одо­ле­вать за­труд­не­ния (чем серь­ёз­нее пре­пят­ст­вие, ко­то­рое вы пре­одо­ле­ва­ли на пу­ти к по­став­лен­ной це­ли, тем силь­нее во­ля). Про­яв­ле­ние си­лы во­ли яв­ля­ет­ся вы­держ­ка и са­мо­об­ла­да­ние, ко­то­рое вы­ра­жа­ет­ся в уме­нии сдер­жи­вать свои чув­ст­ва, ко­гда это тре­бу­ет­ся.

  2. Це­ле­уст­рем­лен­ность – это стрем­ле­ние че­ло­ве­ка в дос­ти­же­нии по­став­лен­ных це­лей.

Сле­ду­ет от­ли­чать от на­стой­чи­во­сти. На­стой­чи­вость – это стрем­ле­ние че­ло­ве­ка в дос­ти­же­нии по­став­лен­ных це­лей да­же в са­мых слож­ных ус­ло­ви­ях.

От на­стой­чи­во­сти при­ня­то от­ли­чать уп­рям­ст­во. По су­ти, уп­ря­мый че­ло­век не вла­де­ет сво­ей во­лей, т.к. он не уме­ет управ­лять со­бой и свои­ми же­ла­ния­ми.

  1. Ини­циа­тив­ность – это спо­соб­ность к реа­ли­за­ции воз­ник­ших у че­ло­ве­ка идей. Сде­лать пер­вый осоз­нан­ный шаг к реа­ли­за­ции идей мо­жет толь­ко са­мо­стоя­тель­ный че­ло­век.

От са­мо­стоя­тель­но­сти сле­ду­ет от­ли­чать не­га­ти­визм, ко­то­рый про­яв­ля­ет­ся в не­мо­ти­ви­ро­ван­ной, не­обос­но­ван­ной склон­но­сти дей­ст­во­вать на­пе­ре­кор дру­гим лю­дям. Та­кое по­ве­де­ние пси­хо­ло­га­ми рас­це­ни­ва­ет­ся как сла­бость во­ли, вы­ра­жаю­щие­ся в не­уме­нии про­ти­во­сто­ять сво­им же­ла­ни­ям, по су­ти ве­ду­щая к без­де­лью, а без­де­лье свя­зы­ва­ют с ле­нью.

  1. Ре­ши­тель­ность – это от­сут­ст­вие из­лиш­них ко­ле­ба­ний и со­мне­ний при борь­бе мо­ти­вов. Для ре­ши­тель­ных лю­дей ха­рак­те­рен бы­ст­рый и энер­гич­ный пе­ре­ход от вы­бо­ра дей­ст­вий к са­мо­му дей­ст­вию.

От ре­ши­тель­но­сти не­об­хо­ди­мо от­ли­чать им­пуль­сив­ность, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся то­ро­п­ли­во­стью при­ня­тия ре­ше­ний и не­об­ду­ман­но­стью по­ступ­ков.

  1. По­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий че­ло­ве­ка. Все со­вер­шае­мые че­ло­ве­ком по­ступ­ки вы­те­ка­ют из еди­но­го ру­ко­во­дя­ще­го прин­ци­па. По­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий са­мым тес­ным об­ра­зом свя­за­но с са­мо­кон­тро­лем и са­мо­оцен­кой.

Ка­ко­вы ос­нов­ные пу­ти фор­ми­ро­ва­ния во­ли?

Во­ля, как и боль­шин­ст­во дру­гих выс­ших пси­хи­че­ских про­цес­сов, фор­ми­ру­ют­ся в хо­де воз­рас­тно­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

У но­во­ро­ж­ден­но­го пре­об­ла­да­ют реф­лек­тор­ное дви­же­ние. Пер­вые же­ла­ние ре­бён­ка ха­рак­те­ри­зу­ют­ся боль­шой не­ус­той­чи­во­стью. Лишь на 4-м го­ду жиз­ни ре­бён­ка же­ла­ния при­об­ре­та­ют бо­лее или ме­нее ус­той­чи­вой ха­рак­тер.

Ка­при­зы и уп­рям­ст­во, на­блю­дае­мые в ран­нем дет­ст­ве про­ис­хо­дят из-за со­вер­шае­мых ро­ди­те­ля­ми оши­бок в вос­пи­та­нии во­ли ре­бён­ка. Ес­ли ро­ди­те­ли стре­мят­ся во всём уго­ж­дать ре­бён­ку, не при­учая его сдер­жи­вать се­бя, то в по­след­ст­вии у ре­бён­ка мо­жет на­блю­дать­ся не­дос­та­точ­ность во­ле­во­го раз­ви­тия. Не­об­хо­ди­мо вы­ра­ба­ты­вать соз­на­тель­ную дис­ци­п­ли­ну, ко­то­рая не толь­ко по­мо­га­ет по­ни­мать не­об­хо­ди­мость со­блю­де­ния оп­ре­де­лен­ных пра­вил по­ве­де­ния, но и да­ёт ему спо­соб­ность ре­гу­ли­ро­вать и со­пос­тав­лять свои же­ла­ния с ус­ло­вия­ми ре­аль­ной сре­ды. Шко­ла предъ­яв­ля­ет ре­бён­ку ряд тре­бо­ва­ний, ко­то­рые спо­соб­ст­ву­ют обу­че­нию, и фор­ми­ру­ет оп­ре­де­лён­ный уро­вень дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­но­сти.

Боль­шое зна­че­ние для вос­пи­та­ния во­ли у школь­ни­ка име­ет лич­ность учи­те­ля и од­но­класс­ни­ков. Не ме­нее важ­но фи­зи­че­ское вос­пи­та­ние ре­бён­ка, а т.ж. оз­на­ком­ле­ние его с ху­до­же­ст­вен­ны­ми цен­но­стя­ми.

Весь про­цесс вос­пи­та­ния ре­бён­ка оп­ре­де­ля­ет ус­пеш­ность фор­ми­ро­ва­ния во­ле­вых ка­честв лич­но­сти ре­бён­ка. Во­ля – од­на из цен­траль­ных и наи­бо­лее ин­фор­ма­тив­ных ха­рак­те­ри­стик че­ло­ве­ка.

10. Охарактеризуйте основные методы психокоррекции.

Сущностью всех методов психокоррекции, включая психотерапевтические методы, является искусственное изменение значимостей семантических элементов психики. Например, у больного хроническим алкоголизмом — отмена приоритета доминирующего патологического мотива алкоголизации и назначение приоритета мотивации достижения социально приемлемой цели.

Разработанные нами методы используют, по крайней мере, шесть известных ранее направлений, среди которых имеется внушение в гипнозе и других измененных состояниях сознания.

Методы реализованы на компьютерной технике и позволяют осуществлять следующее:

— однократную модификацию психики пациента путем неосознаваемого им ввода

корректирующей программы на фоне действия соответствующих лекарственных препаратов и других медицинских факторов. Применяется при лечении ряда больных психическими, психосоматическими и пограничными заболеваниями, в т.ч. с наркотическими и иными зависимостями;

— аудио-визуальную психокоррекцию путем неосознаваемого внушения во время любой (игровой или профессиональной) деятельность человека на компьютере (основана на принципе «25 кадра» Р.Фишера и используется при лечении больных и для оптимизации функционального состояния здорового человека);

— акустическую психокоррекцию путем неосознаваемого внушения при прослушивании любой акустической информации — речи, музыки или шума радиотрансляции, фонограммы или телефона. (Эта группа методов применяется при лечении больных и коррекции остояния коллективов здоровых людей, например, специально модулированными фонограммами пользовались для снижения вероятности интерперсональных конфликтов участницы рансарктической экспедиции спортклуба «Метелица»).

Технической основой последней группы методов являются средства дельта-модуляции и спектральной модуляции речевого сигнала. При этом формула внушения (суггестивная фабула) подвергается такой переработке, что становится недоступной сознанию человека. Внушаемая информация тем не менее попадает в мозг и там с помощью нейропсихических механизмов декодируется, оказывая мощное корректирующее воздействие.

Помимо медицинского назначения, эти методы могут быть использованы при решении задач социального характера. Так, средства акустической психокоррекции могут оказаться полезными при их использовании во время стихийных бедствий, техногенных катастроф или при ликвидации их последствий, для снижения социальной напряженности и, соответственно, вероятности массовых беспорядков. Кроме того, неосознаваемое внушение, как известно, является мощным моделирующим фактором, который может быть прямо использован с целью обучения человека произвольно изменять собственное функциональное состояние (аналогично программированию в гипнозе и т.п.).

11. Раскройте основные теории темперамента человека

Тем­пе­ра­мент – это ди­на­ми­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Он про­яв­ля­ет­ся в трёх ос­нов­ных сфе­рах:

а) Об­щая ак­тив­ность,

б) мо­тор­ная сфе­ра,

в) эмо­цио­наль­ная сфе­ра.

Темперамент – одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчёркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства.

Темперамент не обуславливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации поведенческих действий.

Темперамент не даёт ценностной оценки личности, её мотивов, потребностей, целей, мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует усвоению этих важных характеристик в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми.

В сфе­ре об­щей ак­тив­но­сти речь идёт об объ­ё­ме и ин­тен­сив­но­сти взаи­мо­дей­ст­вия ин­ди­ви­да с ок­ру­жаю­щей сре­дой.

Свой­ст­ва ин­ди­ви­да:

а) инерт­ность,

б) пас­сив­ность,

в) ак­тив­ность,

г) спо­кой­ст­вие,

д) стре­ми­тель­ность (це­ле­уст­рем­лён­ность) и т.д.

В мо­тор­ной сфе­ре вы­яв­ля­ют час­тич­ные про­яв­ле­ния об­щей ак­тив­но­сти.

Свой­ст­ва ин­ди­ви­да:

  • Темп,

  • Ритм,

  • Бы­ст­ро­та,

  • Об­щее ко­ли­че­ст­во дви­же­ний и т.д.

В эмо­цио­наль­ной сфе­ре вы­де­ля­ют сле­дую­щие свой­ст­ва:

  • Впе­чат­ли­тель­ность,

  • Чув­ст­ви­тель­ность,

  • Им­пуль­сив­ность и т.д.

Под­ход к ис­сле­до­ва­нию тем­пе­ра­мен­та

Су­ще­ст­ву­ет две ли­нии: фи­зио­ло­ги­че­ская и пси­хо­ло­ги­че­ская.

Пер­вое пред­став­ле­ние о тем­пе­ра­мен­те

Пер­вое уче­ние о тем­пе­ра­мен­те бы­ло пред­ло­же­но в V в. до н.э. Гип­по­кра­том и Галеном (гуморальное направление).

Он счи­тал, что тем­пе­ра­мент – это про­пор­цио­наль­ное сме­ши­ва­ние че­ты­рёх жид­ко­стей ор­га­низ­ма.

Гип­по­крат опи­сал че­ты­ре ти­па тем­пе­ра­мен­та по пре­об­ла­да­нию той или иной жид­ко­сти в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

  1. Хо­ле­рик – пре­об­ла­да­ние жел­чи. Че­ло­век бы­ст­рый, им­пуль­сив­ный, вспыль­чи­вый, не­у­жив­чи­вый.

  2. Сан­гви­ник – пре­об­ла­да­ние кро­ви. Под­виж­ный, об­щи­тель­ный, эмо­цио­наль­ный, не по­сто­ян­ный.

  3. Ме­лан­хо­лик – пре­об­ла­да­ние чёр­ной жел­чи. Гру­ст­ный, вдум­чи­вый, по­сто­ян­ный.

  4. Флег­ма­тик – пре­об­ла­да­ние сли­зи или лим­фы. Мед­ли­тель­ный, урав­но­ве­шен­ный, спо­кой­ный, чув­ст­ва его внеш­не поч­ти ни­как не про­яв­ля­ет­ся.

На­уч­ная ли­ния ис­сле­до­ва­ния тем­пе­ра­мен­та

Тен­ден­ция раз­ви­тия фи­зио­ло­ги­че­ской ли­нии в ис­сле­до­ва­нии тем­пе­ра­мен­та:

  1. Кровь – глав­ная жид­кость ор­га­низ­ма.

  2. Ис­сле­до­ва­ние кро­ве­нос­ной сис­те­мы, осо­бен­но­сти об­ме­на ве­ществ, то­нус нерв­ной и мы­шеч­ной тка­ни, всё это спо­соб­ст­ву­ет по­ис­ка фи­зио­ло­ги­че­ских ос­нов тем­пе­ра­мен­та. Ана­лиз фи­зио­ло­ги­че­ских про­яв­ле­ний оп­ре­де­ля­ет пси­хо­ло­ги­че­скую ли­нию ис­сле­до­ва­ния тем­пе­ра­мен­та.

Конституциональный подход к темпераменту

Кон­сти­ту­цио­наль­ная ти­по­ло­гия тем­пе­ра­мен­та Эрн­ста Кречме­ра

В на­ча­ле XX ве­ке поя­ви­лись кон­сти­ту­цио­наль­ные ти­по­ло­гии. В 1921г. В Ев­ро­пе из­вест­ный пси­хи­атр Эрнст Креч­мер опуб­ли­ко­вал свою ра­бо­ту «Строе­ние те­ла и ха­рак­тер». Глав­ная идея за­клю­ча­ет­ся в том, что лю­ди с оп­ре­де­лён­ным те­ло­сло­же­ни­ем име­ют оп­ре­де­лён­ные пси­хи­че­ские осо­бен­но­сти.

Креч­мер про­вёл мно­же­ст­во из­ме­ре­ния час­тей тел лю­дей, что по­зво­ли­ло ему вы­де­лить 4-е кон­сти­ту­цио­наль­ные ти­па:

  1. Леп­то­со­ма­тик. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся хруп­ким те­ло­сло­же­ни­ем, вы­со­ким рос­том, уз­ки­ми пле­ча­ми, длин­ны­ми и ху­ды­ми ниж­ни­ми ко­неч­но­стя­ми.

  2. Пик­ник. Че­ло­век с вы­ра­жен­ной жи­ро­вой тка­нью, чрез­мер­но туч­ный, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ма­лым или сред­ним рос­там, рас­плыв­шим­ся ту­ло­ви­щем с боль­шим жи­во­том и круг­лой го­ло­вой на ко­рот­кой шее.

  3. Ат­ле­тик. Че­ло­век с раз­ви­той мус­ку­ла­ту­рой, креп­ким те­ло­сло­же­ни­ем, ха­рак­тер­ный вы­со­кий или сред­ний рост, ши­ро­кие пле­чи, уз­кие бёд­ра.

  4. Дис­пла­стик. Че­ло­век с бес­фор­мен­ным, не­пра­виль­ным те­ло­сло­же­ни­ем. Ин­ди­ви­ды это­го ти­па ха­рак­те­ри­зу­ют­ся раз­лич­ны­ми де­фор­ма­ция­ми те­ло­сло­же­ния.

На ос­но­ве этих из­ме­ре­ний вы­де­лил три ос­нов­ных ти­па лич­но­сти и один про­ме­жу­точ­ный:

  1. Пик­ник-цик­ло­ти­ник (ма­ниа­каль­но-де­прес­сив­ный син­дром). Пре­об­ла­да­ет го­ри­зон­таль­ное из­ме­ре­ние, эмо­цио­наль­но не­ус­той­чи­вый тип, раз­ви­то чув­ст­во то­ва­ри­ще­ст­ва, об­щи­тель­ный, не­сдер­жан­ный, склон­ный сва­ли­вать от­вет­ст­вен­ность на дру­гих и пред­пи­сы­вать им то, что не же­ла­ет ви­деть в се­бе.

  2. Ат­ле­тик-ши­зо­те­ник (за­бо­ле­ва­ние – ши­зоф­ре­ния). Пре­об­ла­да­ет вер­ти­каль­ное из­ме­ре­ние. По­гру­жен­ность в се­бя, мрач­но­ва­тость, не­реа­ли­стич­ность, за­труд­нен­ный кон­такт с ок­ру­жаю­щи­ми и глу­бин­ное са­мо­до­воль­ст­во.

  3. Ат­ле­тик-ик­со­те­ник (нет за­бе­ли­ва­ния). Нет пре­об­ла­да­ния из­ме­ре­ния. Креп­кий, кос­ти­стый че­ло­век, урав­но­ве­шен­ный, с аде­к­ват­ной са­мо­оцен­кой, ино­гда спо­со­бен взры­вать­ся.

  4. Леп­то­со­ма­тик. Все, кто не под­хо­дит к пер­вым трём ти­пам.

Кон­сти­ту­цио­наль­ная ти­по­ло­гия тем­пе­ра­мен­та Уиль­я­ма Шел­до­на

В США в 40-е го­ды XX ве­ка боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ла кон­цеп­ция тем­пе­ра­мен­тов Уиль­я­ма Шел­до­на. Тео­рия ос­но­ва­на на пре­об­ла­да­нии од­но­го из тёх за­ро­ды­ше­вых лис­тов, из ко­то­рых раз­ви­ва­ет­ся эм­бри­он.

  1. Эн­до­морф. Боль­шой жи­вот, силь­но раз­ви­тие внут­рен­ние ор­га­ны, по­кла­ди­стый, об­щи­тель­ный че­ло­век, сла­бые ко­рот­кие ко­неч­но­сти, оп­ти­мист, лю­бит по­ку­шать, «душ­ка», приветливый, спокойный, терпимый. У это­го ти­па раз­ви­та эн­до­дер­ма, ко­то­рая от­ве­ча­ет за фор­ми­ро­ва­ния пи­ще­ва­ри­тель­ных ор­га­нов.

  2. Ме­зо­морф. Мо­гу­чее те­ло­сло­же­ние, грудь ко­ле­сом, аг­рес­сив­ный че­ло­век, урав­но­ве­шен­ный, уве­рен­ный в се­бе, энергичный, спортивный, предприимчивый, решительный, шумливый, стремление к власти, склонность к риску. Ме­зо­дер­ма от­ве­ча­ет за фор­ми­ро­ва­ние лёг­ких, кос­тей и мышц.

  3. Эк­то­морф. Ху­дой, вы­со­кий, с раз­ви­той нерв­ной сис­те­мой, чув­ст­ви­тель­ный, за­тор­мо­жен­ный и замк­ну­тый че­ло­век, застенчивый,сдержанный, тревожный, скованный, скрытный, социофобия. Эк­то­дер­ма от­ве­ча­ет за фор­ми­ро­ва­ния нерв­ной сис­те­мы, моз­га, ко­жи и во­лос.

Тип телосложения


Висцеротонический

Церебротонический

Соматонический


Констуционально-генетический подход К. Конрада.

Тип телосложения и, следовательно, тип темперамента обусловлены преобладанием в организме индивида специфических генов. Для описания типа телосложения предложены два параметра:

  • Полнота и рост,

  • Пропорции тела.

Изменения пропорций тела (соотношения размеров головы и тела, длины рук и тела и др.) соответствуют изменению телосложения от пикноморфа до лептоморфа, а изменение полноты и роста индивида – изменению телосложения от гипоплазии до гиперплазии. Характеристики лептоморфии аналогичны шизотимии (по Э. Кречмеру), пикноморфии – циклотимии, гипоплазии – астении, гиперплазии – атлетии.

Конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, ибо классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристика телосложения и типом темперамента. Большинство людей попадают в разряд «смешанного» телосложения, для которого трудно дать чёткое описание темперамента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А) тест по курсу «Введение в языкознание» (30 вопросов); б) развернутый ответ на вопрос из следующего списка

    Программа
    Фонологический компонент языка. Сегментная и супрасегментная фонология. Связи фонологии с другими компонентами и уровнями языковой системы. Фонологическая типология языков.
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  3. Море житейское: Ответы на вопросы читателей

    Документ
    Его перу принадлежит множество книг и статей, посвя­щенных и животрепещуще актуальным, и неизбывно вечным вопросам бытия как рядового мирянина, так и всей нашей Право­славной Церкви.
  4. Ответы на экзаменационные билеты по физической культуре. 9 класс

    Экзаменационные билеты
    Причиной получения травм во время выполнения физических упражнений может стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь, отсутствие
  5. Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г.

Другие похожие документы..