Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Приветственное слово – ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская ...полностью>>
'Бюллетень'
Желчнокаменная болезнь (ЖКБ), или холелитиаз, – болезнь современного цивилизованного общества, которая перестала быть казуистикой в детском возрасте. ...полностью>>
'Документ'
С целью повышения Вашей профессиональной компетентности и продвижения, передовых бизнес - технологий на Российский рынок Вы можете совершенно бесплат...полностью>>
'Документ'
UA-01034, Киев-034, ул. Рейтарская, 8/5а, тел. редактора: 38 (044) 270-6570 (80), fax: (044) 270-6569, e-mail: slv@interfax.kiev.ua отдел продаж/марк...полностью>>

Ответы на вопросы к гос экзамену

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает ок­ружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохра­няются и воспроизводятся в дальнейшем. Память — совокупность процес­сов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоя­щим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставал­ся бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память «крае­угольным камнем развития».

Память является сложной психической деятельностью, в которой выде­ляют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информа­ции, которая может быть безвозвратной, полной или частичной. Существу­ет много подходов к классификации видов памяти. Прежде всего можно выделить 2 формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенети­ческую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в за­висимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 4).

Рассмотрим последовательно основные виды онтогенетической памяти. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произволь­ную память. Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни. Например, в опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок испытуемыми в ходе деятельности, целью которой была их клас­сификация, оказалось большим по объему, чем в случае, когда была постав­лена специальная задача запоминания. В целом, преимуществами непроиз­вольного запоминания является больший объем и большая прочность запо­минания. Однако непроизвольное запоминание характеризуется неполнотой, неточностью, зачастую — искажением действительности. Как показали опыты Смирнова, лучше запоминается то, что составляет цель действия. Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла. Другим составным моментом запоминания являются приемы механичес­кие, которыми человек успешно пользуется при запоминании исторических дат, номеров телефонов, адресов и т. п. Механическое запоминание являет­ся мало продуктивным, как было показано немецким психологом Эббингаузом, который предъявлял испытуемым для заучивания 13 бессмысленных слов, добивался 100% воспроизведения и обнаружил, что уже через час они забы­ли 56% информации, дальше забывание происходило медленнее, тем не ме­нее через 2 дня сохранилось всего 27,8%, а через месяц только 21% инфор­мации (рис. 5).


Таким образом, механическое заучивание, «зубрежка» весьма мало эффек­тивны. Гораздо более эффективным является логически осмысленное запо­минание. Во многих исследованиях показано, что гораздо лучше запомина­ются и воспроизводятся списки слов, поддающиеся естественной логической группировке, осмысленные предложения, а не набор слов; слова, а не бессмысленные слоги. Доля воспроизведения осмысленного текста через 6 дней рав­няется примерно 70%. Поэтому важнейшим условием эффективного заучи­вания является использование рациональных приемов запоминания, к кото­рым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, установление свя­зей между этими частями.

Прочность запоминания во многом зависит от повторения. При этом ко­личество повторений, необходимых для заучивания, растет гораздо быстрее, чем объем информации (например, если испытуемый за одно предъявление правильно воспроизводит 6-7 слогов, то для воспроизведения 12 ему уже потребуется 16 предъявлений). Поэтому, заучивая большие объемы матери­ала, их нужно делить на части и заучивать по частям, соединяя затем в це­лое. Для успешного запоминания необходима определенная организация запоминаемого материала, его заучивание, которое носит характер целена­правленной деятельности. На эффективность заучивания положительное вли­яние оказывает интерес, эмоциональная вовлеченность человека в заучивае­мый материал, что обеспечивает высокий уровень активации мозга и боль­шую эффективность мнемической деятельности. При повторениях заучивае­мого возникает узнавание, и это создает ложное чувство знакомости, кото­рое может создать уверенность в том, что человек уже знает материал, прочно его усвоил. Между тем проверить по узнаванию нельзя, можно проверить лишь полным самостоятельным воспроизведением.

Важными факторами успешного запоминания являются также: установ­ка на длительное запоминание и чередование разных по содержанию, непо­хожих видов деятельности, так как тем самым снижается действие ретроак­тивного торможения. Оно проявляется в том, что деятельность, следующая сразу после заучивания, оказывает тормозящее влияние, при этом уменьшает­ся процент воспроизведенной информации по сравнению со случаями, когда . после заучивания следовал отдых или деятельность, отличная, противополож­ная по содержанию и характеру от заучивания. При запоминании действует так называемый краевой эффект, проявляющийся в том, что лучше запомина­ются начало и конец, информация, которая была в середине, запоминается хуже. В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того — незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершен­ные. Влияние на эффективность заучивания оказывает также объем инфор­мации, не следует стремиться запоминать сразу большие объемы информации, так как процент запомненного обратно пропорционален объему предъявлен­ной информации. Чтобы облегчить запоминание и увеличить объем запоми­наемой информации, часто прибегают к использованию специальных техник мнемотехник. Вот некоторые из них: установление ассоциаций между зау­чиваемым материалом и элементами ситуации, обстановки («размещение ин­формации в пространстве»), создание образов при запоминании слов, пере­кодирование — можно использовать при запоминании цифр, слов, формул. Каждый со школьной скамьи помнит, как заучивалась, например, последова­тельность цветов в радуге, зашифрованная во фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Процесс забывания протекает во времени неравномерно. Наибольшие потери происходят сразу же после заучивания (как это видно также из кри­вой Эббингауза), в дальнейшем забывание идет медленнее. При этом для осмысленного материала характерным является то, что забытое сразу же после восприятия (при первом воспроизведении) может восстанавливаться через 1-2 дня (при отсроченном воспроизведении). Это явление называется реминис­ценцией (смутное воспоминание). С ним, по-видимому, сталкивалось боль­шинство студентов, когда на следующий после экзамена день (то есть через день после окончания заучивания) информация воспроизводилась в памяти особенно полно, отчетливо и ясно. Реминисценция объясняется эмоциональ­ным торможением, а также, по-видимому, в большей мере тем, что происхо­дит внутренняя, иногда неосознаваемая, работа по осмыслению материала, его упорядочиванию, переводу в долговременную память, что и обусловли­вает более полное воспроизведение информации.

Ари­сто­тель вы­де­лил три спо­со­ба за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции:

  1. По смеж­но­сти (ас­со­циа­ции, воз­ни­каю­щие у че­ло­ве­ка по по­во­ду то­го или ино­го пред­ме­та или яв­ле­ния).

  2. По сход­ст­ву фор­мы или со­дер­жа­нию.

  3. По кон­тра­сту.

Ас­со­циа­ция – (лат. Association – при­сое­ди­не­ние, при­об­ще­ние) Воз­ни­каю­щая в опы­те ин­ди­ви­да за­ко­но­мер­ная связь ме­ж­ду дву­мя со­дер­жа­ния­ми соз­на­ния (ощу­ще­ния­ми, пред­став­ле­ния­ми, мыс­ля­ми, чув­ст­ва­ми и т.п.), ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в том, что по­яв­ле­ние в соз­на­нии од­но­го из со­дер­жа­ний вле­чет за со­бой и по­яв­ле­ние дру­го­го. Яв­ле­ние ас­со­циа­ции опи­са­но еще Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем, од­на­ко тер­мин "ас­со­циа­ция" был пред­ло­жен Дж. Лок­ком в ХVII в.( Наи­бо­лее из­вест­ная его кни­га – «Вос­пи­та­ние Джент­ль­ме­нов».)

В кон­це XIX на­ча­ле XX сто­ле­тия на­блю­да­ет­ся рас­цвет пси­хо­фи­зио­ло­гии (Се­че­нов, Бех­те­рев, Пав­лов) в то же вре­мя в пси­хо­ло­ги­че­ской шко­ле про­цве­та­ет би­хе­вио­ризм и учё­ные счи­та­ли что па­мять ра­бо­та­ет по прин­ци­пу «сти­мул –ре­ак­ция», че­рез по­сле­до­ва­тель­ное под­кре­п­ле­ние ре­ак­ци­ей про­ис­хо­дит за­по­ми­на­ние.

За­по­ми­на­ние име­ет кор­ни в ин­стинк­тив­ном по­ве­де­нии жи­вот­ных и лю­дей.

Ви­ды па­мя­ти:

  1. По ха­рак­те­ру пси­хи­че­ской ак­тив­но­сти.

    • Дви­га­тель­ная (или мо­тор­ная) – память на движения, эта память имеет значение при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма), трудовых, танцевальных движений, во всех видах мотор­ного научения.

    • Эмоциональная, или аффективная память — память на эмоции, чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. При этом лучше всего запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную эмоциональную окраску.

    • Об­раз­ная – это па­мять на пред­став­ле­ния, кар­ти­ны при­ро­ды и жиз­ни, а так­же на зву­ки, за­па­хи, вкус и др. В основе образной памяти лежат ощущения, восприятия, представления. В зависимости от того, какая сенсорная область служит ос­новой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память. Ведущий тип памяти опре­деляется индивидуальными особенностями человека и зависит от ведущего органа чувств в структуре сенсорной организации. Чистые типы памяти встре­чаются редко, обычно наблюдается сочетание: зрительно-двигательная, зри­тельно-слуховая, двигательно-слуховая. Запоминание будет эффективнее и полнее, если человек активизирует все виды памяти: например, не только прочтет информацию, но и запишет, и проговорит ее вслух. Это подтверж­дается опытами с бимодальным предъявлением информации на зрительный и слуховой канал, что позволило увеличить информационную емкость крат­ковременной памяти на 30%.

    • Сло­вес­но-ло­ги­че­ская па­мять вы­ра­жа­ет­ся в за­по­ми­на­ние и вос­про­из­ве­де­нии на­ших мыс­лей. Мы за­по­ми­на­ем и вос­про­из­во­дим мыс­ли, воз­ник­шие у нас в про­цес­се об­ду­мы­ва­ния, раз­мыш­ле­ния, пом­ним со­дер­жа­ние про­чи­тан­ной кни­ги, раз­го­во­ра с друзь­я­ми. Словесно-логическая памятьпамять, в основе которой лежит опери­рование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Сис­тема закрепления знаний в процессе их усвоения включает развитие этой высшей формы памяти, свойственной только человеку.

  2. По ха­рак­те­ру це­лей дея­тель­но­сти.

  • Не­про­из­воль­ная па­мять – это за­по­ми­на­ние и вос­про­из­ве­де­ние, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски, без во­ле­вых уси­лий че­ло­ве­ка, без кон­тро­ля со сто­ро­ны соз­на­ния.

  • Про­из­воль­ная па­мять – это за­по­ми­на­ние ма­териала, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре вни­ма­ния, и осо­бен­но то­гда, ко­гда свя­зан­на с ним оп­ре­де­лен­ная ум­ст­вен­ная ра­бо­та.

  1. По про­дол­жи­тель­но­сти со­хра­не­ния ин­фор­ма­ции.

  • Крат­ко­вре­мен­ная па­мять – характеризуется очень кратким (около 20 сек) сохранением ин­фор­ма­ции. (7 ± 3 эле­мен­та, а дли­тель­ность со­хра­не­ния око­ло 3 су­ток.) после однократного непродолжительного восприятия и немед­ленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

  • Дол­го­вре­мен­ная, вторичная па­мять – объ­ём не ог­ра­ни­чен, длительное сохранение инфор­мации (начиная от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после мно­гократного повторения и воспроизведения.

  • Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохра­нение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

  • Опе­ра­тив­ная па­мять – это та па­мять, с ко­то­рой че­ло­век ра­бо­та­ет не­по­сред­ст­вен­но, ко­гда нуж­но удер­жать какие-либо эле­мен­ты на ко­рот­кое вре­мя. (Объ­ём 7±3 эле­мен­та, а дли­тель­ность, без по­вто­ре­ния, 12-20 се­кунд.). Оперативная памятьэто мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговре­менной и кратковременной памяти. Например, в процессе профессиональ­ной деятельности человек оперирует наличной информацией текущего мо­мента, находящейся в кратковременной памяти, и извлекает из долговре­менной памяти информацию, содержащую профессиональные знания, опыт.

Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную инфор­мацию на протяжении всей жизни.

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность.

Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость — время, в течение которого человек способен запомнить оп­ределенный объем информации.

Прочностьдлительность сохранения информации.

Точностьправильность и полнота воспроизведения информации.

Готовностьумение своевременно вспомнить требуемое.

Эти характеристики используют обычно, когда хотят оценить память че­ловека как хорошую или плохую, соответствующую норме или отклоня­ющуюся. На показатели памяти существенное влияние оказывают возраст­ные особенности. Известно, что у детей ведущим типом памяти является об­разная, которая достигает оптимальных показателей в возрасте 8-11 лет и подвержена наименьшим возрастным изменениям. Вербальная память таких оптимальных показателей достигает в 16 лет (Рыбалко) и сохраняется на относительно постоянном уровне до 35 лет, после чего наступает ее постепен­ное снижение. Однако необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллек­туальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у де­тей, но и у взрослых.

Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное со­стояние организма. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, за­трудняется запоминание и воспроизведение. Память снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях, сопровожда­ющихся интоксикацией организма.

Фор­мы за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции – это важ­ный фак­тор оп­ре­де­ляю­щий на­шу ин­ди­ви­ду­аль­ность.

Про­цесс за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции за­ви­сит от субъ­ек­тив­ной зна­чи­мо­сти.

Уров­ни вос­про­из­ве­де­ния ин­фор­ма­ции де­лят­ся на (по Зинченко):

  1. Ин­фор­ма­ция без смыс­ла – вос­про­из­во­дит­ся в объ­ё­ме 33%.

  2. Кон­крет­ная ин­фор­ма­ция – вос­про­из­во­дит­ся в объ­ё­ме 66%.

  3. Ло­ги­че­ская ин­фор­ма­ция – вос­про­из­во­дит­ся в объ­ё­ме 95%.

Ис­сле­до­ва­ния дол­го­вре­мен­ной хра­ни­лищ па­мя­ти за­ни­ма­лись Шеф­рин и Ат­кинс.

Бы­ло ус­та­нов­ле­но, что раз­ме­ще­ние ин­фор­ма­ции в дол­го­вре­мен­ной па­мя­ти по­хо­жа на биб­лио­теч­ную сис­те­му.

В дол­го­вре­мен­ном хра­ни­ли­ще па­мя­ти ин­фор­ма­ция на­хо­дит­ся в пол­ном объ­ё­ме, как она бы­ла вос­при­ня­та, но да­ле­ко не все­гда она мо­жет быть вос­тре­бо­ва­на в про­цес­се при­по­ми­на­ния, по раз­ным при­чи­нам.

Тул­винг вы­де­лил прин­цип спе­ци­фич­но­сти ко­ди­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции.

Три спо­со­ба ко­ди­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции:

  1. Эпи­зо­ди­че­ский (по сво­ей су­ти) – это па­мять ав­то­био­гра­фич­на, по­мо­га­ет ус­та­но­вить связь ме­ж­ду про­шлы­ми и на­стоя­щи­ми со­бы­тия­ми.

  2. Се­ман­ти­че­ская (нау­ка о сим­во­лах) свя­зан­на с ре­чью дру­го­го, раз­ли­че­нию под­тек­стов, ко­то­рый по­ни­ма­ет­ся за­по­ми­наю­щим.

  3. Про­це­дур­ный. В на­стоя­щие вре­мя про­це­дур­ная па­мять сла­бо раз­ви­та так как тра­ди­ции в куль­ту­ре не зна­чи­тель­ны, её не­об­хо­ди­мо раз­ви­вать, та­ким об­ра­зом мож­но умень­шить гра­ни­цу не по­ни­ма­ния ме­ж­ду по­ко­ле­ния­ми.

Эф­фек­ты за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции

  1. Эф­фект не за­вер­шен­но­го дей­ст­вия. Мы луч­ше за­по­ми­на­ем то, что нам в своё вре­мя не уда­лось за­вер­шить до кон­ца.

  2. Эф­фект ин­тер­фе­рен­ции (от­но­сит­ся к геш­таль шко­ле) – со­хра­не­ние в па­мя­ти че­го-ли­бо час­то пре­пят­ст­ву­ет по­сле­до­вав­шей или пред­ше­ст­вую­щий за этим со­бы­ти­ем. В со­хра­не­ние ин­фор­ма­ции струк­ту­ра и фор­ма дан­ной ин­фор­ма­ции иг­ра­ют мень­шую роль, чем субъ­ек­тив­ная зна­чи­мость.

  3. Эф­фект за­мо­ти­ви­ро­ван­но­го за­бы­ва­ния из па­мя­ти вы­тес­ня­ет­ся всё не же­ла­тель­ные вос­по­ми­на­ния.

Ос­нов­ные фор­мы вос­про­из­ве­де­ния или из­вле­че­ния из дол­го­вре­мен­но­го и кратко­вре­мен­но­го хра­ни­ли­ща па­мя­ти.

  1. Уз­на­ва­ние воз­ни­ка­ет при по­втор­ном вос­про­из­ве­де­нии со­бы­тий (до сих пор не вы­яс­не­ны при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния эф­фект «де­жа вю»).

  2. Вос­по­ми­на­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии вос­при­ятия кон­крет­но­го объ­ек­та или ма­те­риа­ла.

  3. При­по­ми­на­ние воз­ни­ка­ет как от­вет­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка на по­став­лен­ные пе­ред ним за­да­чи, за­ви­сят от яс­но­сти и кон­крет­но­сти по­ста­нов­ки за­да­чи.

  4. Ре­ми­нис­цен­ция – это не про­из­воль­ное вос­про­из­ве­де­ния ран­не­го при­об­ре­тен­но­го опы­та.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А) тест по курсу «Введение в языкознание» (30 вопросов); б) развернутый ответ на вопрос из следующего списка

    Программа
    Фонологический компонент языка. Сегментная и супрасегментная фонология. Связи фонологии с другими компонентами и уровнями языковой системы. Фонологическая типология языков.
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  3. Море житейское: Ответы на вопросы читателей

    Документ
    Его перу принадлежит множество книг и статей, посвя­щенных и животрепещуще актуальным, и неизбывно вечным вопросам бытия как рядового мирянина, так и всей нашей Право­славной Церкви.
  4. Ответы на экзаменационные билеты по физической культуре. 9 класс

    Экзаменационные билеты
    Причиной получения травм во время выполнения физических упражнений может стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь, отсутствие
  5. Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г.

Другие похожие документы..