Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
"Книга о табу" – возможно, наиболее известная из книг Алана Уотса. В ней автор исследует не признаваемое, однако довольно сильное табу – на...полностью>>
'Документ'
1. Добродетель теплоты преисполнена и не только угли желания раздуть, но и самую душу в огонь превратить способна; может она и ум окрылить, отторгнув ...полностью>>
'Документ'
Многие люди, а не только спортсмены, могут вспомнить то время, когда, случайно подойдя к гире и, пытаясь самостоятельно потренироваться, долго испыты...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Фун...полностью>>

Ответы на вопросы к гос экзамену

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощуще­ния и восприятия называют чувственными образами, потому что они возни­кают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются посто­янным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения свя­заны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечи­вается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощуще­ния связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регу­лирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации. Сенсорная депривация, которую испытывают младенцы, поме­щенные в дома ребенка, или долгое время находящиеся в больнице, где приток сенсорных стимулов, их разнообразие существенно снижены, ведет к разви­тию «синдрома госпитализма», который проявляется в задержке психичес­кого развития ребенка, нарушении его эмоционального развития и снижении темпов интеллектуального развития. В то же время, ранняя сенсорная сти­муляция оптимизирует и ускоряет психическое развитие. Влияние сенсорной депривации на взрослых людей было изучено и описано в связи с подготов­кой космических полетов. Так, Кузнецов и Лебедев приводят данные о том, что в условиях длительной сенсорной изоляции (например, в барокамерах) у кандидатов в космонавты возникали обманы чувств, эмоциональные нару­шения, изменения сознания и другие эффекты. Таким образом, адекватная ориентация человека в окружающей среде и в самом себе требует определен­ного набора ощущений.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством – сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения.

Классификация ощущения

В зависимости от видов стимулов-раздражителей:

  • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)

  • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов),

  • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

  • зрительные,

  • слуховые,

  • вкусовые,

  • обонятельные

  • осязательные и т.д.

Классификация восприятия

Свойства восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

В зависимости от активности работы анализатора:

Анализаторы:

Тип восприятия:

  • Зрительный

  • зрительное

  • слуховой

  • слуховое

  • мышечный

  • кожный

  • осязательное

  1. Охарактеризуйте мышление личности при решении учебной и практической задачи.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

  • подготовка;

  • созревание решения;

  • вдохновение;

  • проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация (желание решить проблему).

  2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

  3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению":

    1. высокая увлеченность проблемой;

    2. вера в успех, в возможность решения проблемы;

    3. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

    4. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

  1. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

  2. Реализация решения.

  3. Проверка найденного решения.

  4. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".

Из лекции Азарнова Н.Н.

Деятельность состоит из действий. Прежде чем осуществить преобразование предмета в соответствии с целью (процесс, подчинённый достижению личностью какой либо цели), человек осуществляет ряд, предшествующих предметному действию, умственных действий, а именно:

  • действия по уяснению задачи и оценки условий её решения;

  • умственное действие (действие по решению задачи);

  • действие по планированию будущего предметного действия;

  • предметное действие.

Таким образом, предметные действия человека соотносятся с задачей, а задача соотносится с мышлением.

Всё, что вы делаете наперёд – это воображение, а когда уже сделаете – воображение трансформируется в представление.

Таким образом, действие личности соотносится с задачей.

В своей повседневной деятельности (профессиональной, в различных бытовых деятельностях: стирка, утюжка, уборка и т. д.) человек в разных местах, в разные промежутки времени осуществляет привычные действия, решает соответствующие им задачи (однотипные). Вследствие этого обстоятельства в психике человека возникает автоматизированная схема решения задачи. И многие задачи решаются на основе этих автоматизированных схем.

Автоматизированная схема – это не что иное, как автоматизм, навык решения и, одновременно, стереотип.

Мышление, в том числе и стереотипное, проявляется в самом простом акте человеческой активности при узнавании (осознании) предметов, вещей, людей.

Задача – есть цель будущего действия, данная человеку при определённых условиях.

Цель – психический образ будущего продукта деятельности, не просто образ, а означенный образ будущего предмета действия.

Условия могут быть:

  1. Благоприятные.

  2. Неблагоприятные. В случае, если условия неблагоприятные, то человек исследует это условие, уясняет задачу, связанную с преобразованием этого условия в благоприятное, решает эту задачу, планирует действия и осуществляет предметные действия и, только затем, возвращается к решению первоначально поставленной задачи.

  3. Условия, относящиеся к самой личности (могут быть благоприятными и неблагоприятными):

    • Профессиональная компетентность

    • Способности (способны произвести продукт или не способны)

    • Психические состояния (усталость, стресс и т. п.)

    • Мотивы деятельности

    • Темперамент, характер

  4. Условия, относящиеся к предстоящим предметным действиям:

    • Наличие сырья

    • Наличие орудий труда (количество и качество)

    • Место работы

    • Освещённость, экология

    • Время (к какому сроку необходимо произвести продукт)

  5. Условия, относящиеся к другим людям – будущим партнёрам по взаимодействию:

    • Межличностные отношения с партнёрами

    • Профессиональная компетентность партнёров по взаимодействию

    • Их способности и т.д.

Указанные условия существуют у личности в виде представлений, являющихся продуктом предшествующих его действий по решению этих задач или задач подобного типа. Действуя всякий очередной раз, на основе прошлого опыта, человек выделяет эти условия, а затем исследует их, изучает, удостоверяясь в наличии их в данном месте, в данное время, в данной организации.

Примечание: Человек общается и действует в изменяющейся обстановке и, в силу этого обстоятельства, условия изменяются и, нередко, реальные условия (предметные условия) не совпадают с его собственными представлениями. Вот почему личность должна всякий раз обследовать условия решения задач, выявлять и находить новые и, с учётом их, решать поставленную задачу.

Следует учитывать, что личность уясняет стоящую перед ним задачу и, в первую очередь, условия её, нередко в ситуации взаимодействия с людьми за счёт их содействия. А поскольку психика людей субъективна, то они могут умышленно или неумышленно вводить личность в заблуждение, допускать ошибки осознанно или неосознанно. В силу этого обстоятельства личность будет решать задачу, располагая искажёнными условиями. С учётом этого она решит задачу, мысленно спланирует будущее действие, осуществит его и, в итоге, продукт этого действия окажется несоответствующим стандартам (бракованным).

Некоторые, наиболее компетентные, люди, в том числе и руководители, изучают важнейшие условия задачи непосредственно на месте, обследуя сырьё, оборудование и т.д.

Вследствие действий по уяснению (выполнению) задачи, которые осуществляет личность, в её психике возникает означенный образ этой задачи, который включает: образ цели, образ условий её достижения; при этом указанные образы взаимосвязаны между собой.

Следует подчеркнуть, что человек в повседневной жизни решает самые разнообразные задачи:

  • В зависимости от вида деятельности

  • В зависимости от количества условий

  • Так называемые длинные задачи, включающие в себя большое количество элементов, шагов решения

  • Бывают задачи обычные и необычные (ранее не решаемые)

  • Сложные для человека и простые (примечание: психика личности субъективна; для кого-то сложные задачи являются простыми, а для кого-то нерешаемые)

  • Задачи бывают учебные и профессиональные

  • Задачи бывают творческие, которые решаются далеко не всеми людьми, а решаются крайне редко.

Суждения являются продуктом обобщения (поэтому только отдельно словесно-логического мышления нет, оно не может быть оторвано от образов).

Уяснив задачу человек, начинает оценивать условия её решения (исследует окружающую обстановку). А это означает, что он соотносит образ какого-либо условия (при изучении этого условия) задачи с образом цели (образом будущего продукта) и заключает: способствует ли это достижению цели или нет. В случае, если условие не способствует достижению цели, то человек исследует его далее, формирует новую задачу, решает её мысленно (опираясь на представления), мысленно планирует действия, а затем осуществляет действия в ситуации взаимодействия с другими людьми, тем самым он преобразует неподходящие условия в условия, способствующие решению задачи. Т.е. он возвращается к прерванным действиям. Так происходит по каждому условию задачи (т.е. оценивает каждое из условий).

Примечание: нередко некоторые личности в организации (напр., руководитель) уясняют задачу, оценивают условия их решения (предметные) в ситуациях взаимодействия с другими людьми, которые могут умышленно или неумышленно вводить их в заблуждение. И вследствие этого обстоятельства в психике личности возникают искажённые образы задач, несоответствующие действительности. В дальнейшем, с учётом этого обстоятельства (искажённого образа), личностью будет решена задача, спланированы действия подчинённых, организован их труд. В какой-то момент времени деятельность подчинённого будет приостановлена (напр., из-за отсутствия необходимого сырья).

Уяснив условия задачи (за счёт действия или ряда действий предметных или протекающих в процессе взаимодействия) человек приступает к решению задачи (это новое действие, которое осуществляет личность в определённом месте, в определённом промежутке времени), целью которого является умственный план или психический образ действия человека по достижению поставленной цели при заданных условиях (процесс решения задачи связан с поиском достижения поставленной цели. Образ того «как» следует решать. Когда этот образ возникает – задача решена).

Также как и при уяснении задачи, при её решении проявляется вся психика личности (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, представление). В условиях есть много воображаемого.

Как правило, решение задачи осуществляется следующим образом:

  1. Класс сходных задач. Когда задачи являются типичными и решаются в повседневной жизни каждый день. Как правило, эти задачи решаются с опорой на имеющиеся представления о задачах данного класса (эти представления используются при решении задач). Личность сравнивает образ актуальной задачи с представлениями о задачах данного класса и в случае сходства психических образов этих 2-ух задач (актуальной и представляемой), она мысленно переносит образ действия и представляемой задачи на актуальную. В дальнейшем личность конкретизирует образ действия применительно к конкретным условиям актуальной задачи. Но это уже новое действие (действие планирования будущего предметного действия). Таким образом, задача решается на основе имеющихся у человека автоматизированных схем решения задач.

Психологическое содержание переноса способа действия из представляемой задачи на актуальную:

Память

Условия

Образ действия

Условия

Психический образ актуальной задачи

Цель

Этого не хватает

(образ действия)


Вначале человек мысленно выделяет образ цели из актуальной задачи (анализ и абстрагирование), затем мысленно отделяет образ цели из представляемой задачи (анализ) и сопоставляет их (сравнение), а в случае сходства этих образов – обобщает соответствующим суждением их сходство (обобщение). Затем сходные составляющие целей вновь включаются в эти задачи (синтез).

Примечание:

    • Когда мысленно отделяют образную составляющую из актуальной задачи – это есть анализ и в то же время это есть абстрагирование как мыслительная операция.

    • Описанные выше мыслительные операции с обеими задачами осуществляются по каждой образной составляющей (по каждому условию).

    • В случае сходства актуальной задачи с представляемой задачей (представляемыми задачами), человек относит актуальную задачу к задачам определённого класса (или определённой группы – классификация).

    • При сходстве образных составляющих задач личность мысленно переносит образ действия из представляемой задачи на актуальную.

    • В этом случае мыслительные операции (анализ, синтез, перенос) совершаются мгновенно, свёрнуто и человек не выражает результата сравнения, анализа … с помощью слов на основе автоматизированных схем решения типовых задач (т.е. на основе представлений).

  1. Задачи, которые личность не решала в своей деятельности. В этом случае личность инициирует взаимодействие с более компетентной, более способной личностью, выражая ей в ситуации взаимодействия с помощью вербальных и невербальных средств, тактильных, предметных движений, т.е. действует. А другая личность уясняет задачу, мысленно решает её, а затем, с помощью вербальных и невербальных средств, выражает своё представление о способе действия (для другой личности) для партнёра по взаимодействию.

Образ желаемого объекта есть мотив.

Таким образом, в результате действия по уяснению задачи, у человека возникает означенный образ этой задачи. И, затем, приступает к решению задачи.

Примечание: Бывает так, что в период уяснения задач в момент наличия только определённых представлений, человек мгновенно решает эти задачи. В основе этого лежит такое психическое явление как предвидение.

Решение задач может идти в соответствии со специальными схемами:

  • Образ актуальной задачи мгновенно сравнивается с означенными представлениями о подобных задачах, и в случае сходства, образ действия из представляемой задачи мысленно переводится на актуальную. Но это не значит вовсе, что это чисто механический перенос – он осуществляется мгновенно и за ним стоит целый мыслительный процесс.

Прежде чем мысленно перенести образ действия из представляемой задачи на актуальную, человек должен осуществить операции сравнения образов обеих задач, абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения и т.д. И в случае сходства образных составляющих осуществить перенос.

  • Задача может решаться также путём выдвижения гипотез, предполагаемых образов будущего действия, и эти образы человек также мысленно переносит с тех задач, которые он решал в прошлом, вернее, с представлениями об этих задачах.

В последующем, человек начинает действовать предметно в соответствии с выбранным образом, проверяя их каждый раз на практике. И этот образ действия, который привёл к производству продукта, соответствующего стандартам становится не гипотезой, а реальным способом решения задач. Другими словами, человек действует методом проб и ошибок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А) тест по курсу «Введение в языкознание» (30 вопросов); б) развернутый ответ на вопрос из следующего списка

    Программа
    Фонологический компонент языка. Сегментная и супрасегментная фонология. Связи фонологии с другими компонентами и уровнями языковой системы. Фонологическая типология языков.
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  3. Море житейское: Ответы на вопросы читателей

    Документ
    Его перу принадлежит множество книг и статей, посвя­щенных и животрепещуще актуальным, и неизбывно вечным вопросам бытия как рядового мирянина, так и всей нашей Право­славной Церкви.
  4. Ответы на экзаменационные билеты по физической культуре. 9 класс

    Экзаменационные билеты
    Причиной получения травм во время выполнения физических упражнений может стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь, отсутствие
  5. Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г.

Другие похожие документы..