Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
- Мухтар Абрарович, несмотря на все Ваши высокие должности и регалии, широкая общественность знает Вас, прежде всего, как ученого. Еще с 80-х годов п...полностью>>
'Документ'
Электрические кабели – это гибкие изолированные проводники, состоящие из защитной оболочки, проводников (жил), изоляции по отношению к земле и между ...полностью>>
'Книга'
Данный труд предназначен для более углубленного проникновения и овладения методом социальной технологии развития. Излагаемая концепция позволит найти...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания по дисциплине «Региональная экономика и управление» для самостоятельной работы студентов всех форм обучения специальности 08050...полностью>>

Ответы на вопросы к гос экзамену

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учи­ты­вать осо­бен­но­сти пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

Эти осо­бен­но­сти вы­де­лил Б.Ф. Ло­мов:

        • Ком­му­ни­ка­тив­ный ха­рак­тер пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

        • Скач­ко­об­раз­ный ха­рак­тер пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. Это дей­ст­вие рас­тя­ну­то во вре­ме­ни, вы­пол­ня­ет­ся по­сте­пен­но. Со вре­ме­нем на­ка­п­ли­ва­ет­ся. Из-за этих по­зи­тив­ных яв­ле­ний и про­ис­хо­дит ска­чёк.

        • Кри­зис­ность раз­ви­тия. Раз­ви­тие про­хо­дит че­рез кри­зи­сы. Не все­гда кри­зи­сы про­яв­ля­ют­ся в пол­ной ме­ре (Ле­он­ть­ев вы­де­лил 11-ть кри­зи­сов в раз­ви­тии, Эрик Эрик­сон вы­де­лил 8-мь кри­зи­сов пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка).

        • На­ли­чие сен­зи­тив­ных пе­рио­дов раз­ви­тия (воз­раст ре­бён­ка от 1-го го­да до 2-ух лет – наи­бо­лее сен­зи­тив­ный пе­ри­од).

        • Не­об­ра­ти­мость пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

В ис­то­рии пси­хо­ло­гии не­ма­ло при­ме­ров в прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции прин­ци­пов раз­ви­тия.

Алек­сей Ни­ко­лае­вич Ле­он­ть­ев ис­сле­до­вал раз­ви­тие пси­хи­ке в фи­ло­ге­не­зе и вы­де­лил че­ты­ре ста­дии в раз­ви­тии

  1. Сен­со­мо­тор­ная ста­дия.

  2. Ста­дия пер­цеп­тив­ной пси­хи­ке,

  3. Ста­дия ин­тел­лек­ту­аль­ной пси­хи­ке,

  4. Ста­дия соз­на­тель­ной пси­хи­ке.

Лев Се­мё­но­вич Вы­гот­ский изу­чая пси­хи­че­ское раз­ви­тие де­тей в учеб­ной дея­тель­но­сти, сфор­му­ли­ро­вал та­кие пред­став­ле­ния о раз­ви­тии как зо­на бли­жай­ше­го раз­ви­тия де­тей и зо­на ак­ту­аль­но­го раз­ви­тия.

Это кон­крет­ные зо­ны раз­ви­тия, при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным учеб­ным дис­ци­п­ли­нам (на­при­мер, ма­те­ма­ти­ка, хи­мия).

Зо­на ак­ту­аль­но­го раз­ви­тия оп­ре­де­ля­ет­ся уров­нем труд­но­сти за­дач, ко­то­рые он ре­ша­ет са­мо­стоя­тель­но на той или иной сту­пе­ни обу­че­ния (на­при­мер, за­да­ча 1-го, 2-го, 3-го клас­са и т.д.)

Зо­на бли­жай­ше­го раз­ви­тия оп­ре­де­ля­ют­ся уров­нем труд­но­сти за­дач (ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, хи­мия и т.д.), ко­то­рые ре­бё­нок не мо­жет ре­шить са­мом­тоя­тель­но, а мо­жет ре­шить при со­дей­ст­вии учи­те­ля.

Он пред­ло­жил учи­те­лям осу­ще­ст­в­лять пре­по­до­ва­тель­скую дея­тель­ность в зо­не бли­жай­ше­го раз­ви­тия де­тей.

Зиг­мунд Фрейд ис­сле­до­вал пси­хо­сек­су­аль­ное раз­ви­тие лич­но­сти в он­то­ге­не­зи.

Вы­де­лил пять ста­дий:

  • Ораль­ный,

  • Аналь­ный,

  • Фо­ли­че­ский,

  • Ла­тент­ный,

  • Ге­ни­таль­ный.

Жан Жак Пиа­же ис­сле­дуя дет­ский ин­тел­лект в он­то­ге­не­зе.

Вы­де­лил че­ты­ре ста­дии в раз­ви­тии:

  • Сен­со­мо­тор­ная ста­дия,

  • Пре­до­пе­ра­ци­он­ная ста­дия (рас­ши­ря­ет­ся круг пред­став­ле­ний об ок­ру­жаю­щем пред­мет­ном ми­ре, ре­бё­нок ов­ла­де­ва­ет ре­чью),

  • Ста­дия кон­крет­ных опе­ра­ций. Опи­ра­ясь на пред­ме­ты, их мо­де­ли или сим­во­лы пред­ме­тов ре­бё­нок обу­ча­ет­ся про­из­во­дить ум­ст­вен­ные опе­ра­ции счё­та (сло­же­ния, вы­чи­та­ния), ана­ли­за, син­те­за, срав­не­ния, обоб­ще­ния.

  • Ста­дия аб­ст­ракт­ных (или фор­маль­ных) опе­ра­ций. На этой ста­дии ум­ст­вен­ные опе­ра­ции как бы от­ры­ва­ют­ся от пред­мет­ной ос­но­вы и ста­но­вят­ся аб­ст­ракт­ны­ми.

Бо­рис Ми­хай­ло­вич Те­п­лов ис­сле­до­вал раз­ви­тие спо­соб­но­стей во вре­ме­ни и вы­де­лил сле­дую­щие уров­ни в их раз­ви­тии:

  • Ода­рён­ность,

  • Та­лант,

  • Ге­ни­аль­ность.

Дан­ный ме­то­до­ло­ги­че­ский прин­цип пред­пи­сы­ва­ет изу­чать пси­хи­че­ские яв­ле­ния в из­ме­не­нии, раз­ви­тии; он тре­бу­ет вы­де­лять тен­ден­ции раз­ви­тия; обос­но­вы­вать про­гноз раз­ви­тия пси­хи­ке и пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний

Вы­даю­щий­ся оте­че­ст­вен­ный пси­хо­лог Лев Се­мё­но­вич Вы­гот­ский в сво­их тру­дах обос­но­вал куль­тур­но-ис­то­ри­че­скую тео­рию раз­ви­тия выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций че­ло­ве­ка.

    1. Прин­цип дея­тель­но­го под­хо­да. Он ори­ен­ти­ру­ет нас на то, чтоб изу­чать пси­хи­че­ско­го про­яв­ле­ния (не­по­сред­ст­вен­но вни­ма­ния, ощу­ще­ния, па­мя­ти и так да­лее) в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка; у дей­ст­вую­ще­го че­ло­ве­ка с точ­ки зре­ния их функ­цио­ни­ро­ва­ния кон­крет­ной дея­тель­но­сти.

Пси­хи­че­ские про­цес­сы че­ло­ве­ка по­ро­ж­да­ют­ся дея­тель­но­стью, раз­ви­ва­ют­ся в дея­тель­но­сти и реа­ли­зу­ют­ся в дея­тель­но­сти.

Ис­хо­дя из это­го прин­ци­па, мож­но со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию ка­ких-ли­бо функ­ций у лич­но­сти, за счёт из­ме­не­ний в её дея­тель­но­сти.

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет че­ло­ве­ка (ис­сле­до­ва­те­ля) на пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз той дея­тель­но­сти, ко­то­рую он ис­сле­ду­ет: на вы­де­ле­ние и опи­са­ния тех дей­ст­вий, из ко­то­рых она со­сто­ит (это дея­тель­ность); тех тре­бо­ва­ний к спе­циа­ли­стам, ко­то­рая она предъ­яв­ля­ет.

Этот прин­цип сфор­му­ли­ро­ван и обос­но­ван Ру­бин­штей­ном и Ле­он­ть­е­вым.

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет:

А) Ис­сле­до­вать пси­хи­че­ские про­яв­ле­ния дея­тель­но­сти лич­но­сти.

Б) В свя­зи с дея­тель­но­стью, вы­яс­нить роль и ме­сто ощу­ще­ния, вос­при­ятия, ха­рак­те­ра, тем­пе­ра­мен­та и т.д. в че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

В) Вы­яс­нить мо­ти­вы, ко­то­ры­ми дан­ная дея­тель­ность по­бу­ж­да­ет­ся, т.е. ис­сле­до­вать мо­ти­вы.

Этот прин­цип тре­бу­ет:

    • Ана­ли­зи­ро­вать дея­тель­ность пси­хи­ки;

    • Вы­яс­нять струк­ту­ру дей­ст­вий, об­ра­зую­щих дея­тель­ность;

    • Ис­сле­до­вать ка­ж­дое дей­ст­вие, вхо­дя­щие в дея­тель­ность;

    • Вы­яс­нять лич­но­ст­ные пред­по­сыл­ки, пре­до­пре­де­ляю­щие ус­пеш­ность дея­тель­но­сти.

Пси­хо­ло­ги­че­ские пред­по­сыл­ки ус­пеш­ной дея­тель­но­сти:

  • Про­фес­сио­наль­ная и управ­лен­че­ская ком­пе­тент­ность.

  • Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ком­пе­тент­ность.

  • Управ­лен­че­ские спо­соб­но­сти.

  • Управ­лен­че­ская на­прав­лен­ность.

  • Вы­со­кие, со­от­вет­ст­вую­щие тре­бо­ва­ни­ям дея­тель­но­сти, чер­ты ха­рак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та.

  • Нор­маль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние пси­хи­ки, по­зна­ва­тель­ных, эмо­цио­наль­ных и во­ле­вых про­цес­сов в дея­тель­но­сти.

  • Эмо­цио­наль­но-во­ле­вая ус­той­чи­вость и ус­той­чи­вость к стрес­сам.

    1. Прин­цип лич­но­ст­но­го под­хо­да (Ис­сле­ду­ем лич­ность дей­ст­вую­ще­го че­ло­ве­ка с его пси­хи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми).

Для обо­зна­че­ния че­ло­ве­ка в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке при­ня­ты сле­дую­щие по­ня­тия:

  • Ин­ди­вид,

  • Лич­ность,

  • Ин­ди­ви­ду­аль­ность,

  • Че­ло­век.

Че­ло­век – это тер­мин, при­ня­тый для обо­зна­че­ния био­ло­ги­че­ско­го ви­да мле­ко­пи­таю­щих жи­вот­ных. Homo sapiens.

Ин­ди­вид – от­дель­ный пред­ста­ви­тель дан­но­го ви­да.

Лич­ность – соз­на­тель­ный ин­ди­вид (нет соз­на­ния, зна­чит не лич­ность), во­вле­чен­ный, раз­но­об­раз­ны­ми ви­да­ми дея­тель­но­сти, в ис­то­ри­че­ски сло­жив­шие­ся фор­мы со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия (ор­га­ни­за­ции) и об­ла­даю­щий лич­но­ст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми.

Ин­ди­ви­ду­аль­ность – это уни­каль­ность, не­по­вто­ри­мость лич­но­ст­ных осо­бен­но­стей.

И по­то­му дан­ный прин­цип тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да в ис­сле­до­ва­тель­ской, кор­рек­ци­он­ной и раз­ви­ваю­щей ра­бо­те с ка­ж­дой лич­но­стью.

    1. Прин­цип сис­тем­но­го под­хо­да (ес­ли че­ло­век в сис­те­ме, то он дол­жен об­ла­дать сис­тем­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, что­бы сис­те­ма его не от­верг­ла).

В ос­но­ве сис­тем­но­го под­хо­да ле­жит прин­цип сис­тем­ной ор­га­ни­за­ции ми­ра и су­ще­ст­вую­щих в нём яв­ле­ний, с по­зи­ции ко­то­ро­го рас­смат­ри­ва­ют­ся все пси­хо­ло­ги­че­ские яв­ле­ния и по­ве­де­ние че­ло­ве­ка. В на­ча­ле XX в. Сис­тем­ный под­ход за­ни­ма­ет цен­траль­ное ме­сто и яв­ля­ет­ся од­ним из ве­ду­щих ме­то­до­ло­ги­че­ских прин­ци­пов.

Ес­ли че­ло­век в сис­те­ме, то он дол­жен об­ла­дать сис­тем­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, что­бы сис­те­ма его не от­верг­ла.

    1. Прин­цип един­ст­ва пси­хи­ки, дея­тель­но­сти и об­ще­ния.

Взаи­мо­связь пси­хи­ки, дея­тель­но­сти и об­ще­ния в их кон­крет­ных, от сту­пе­ни к сту­пе­ни и от мо­мен­та к мо­мен­ту, из­ме­няю­щих­ся фор­мах, яв­ля­ет­ся не толь­ко объ­ек­том, но и сред­ст­вом пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, опор­ной ба­зой всей ме­то­ди­ки.

Един­ст­во пси­хи­ки и дея­тель­но­сти име­ет внут­рен­ние и внеш­ние про­яв­ле­ния, ко­то­рое взаи­мо­свя­за­но ме­ж­ду со­бой. Внеш­ние про­яв­ле­ния не все­гда аде­к­ват­но внут­рен­не­му про­яв­ле­нию. По это­му, за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы аде­к­ват­но вы­явить это от­но­ше­ние и, та­ким об­ра­зом, по внеш­не­му про­те­ка­нию ак­та оп­ре­де­лить его внут­рен­нюю пси­хо­ло­ги­че­скую при­ро­ду.

Пси­хи­ка про­яв­ля­ет­ся в дея­тель­но­сти, дея­тель­ность ха­рак­те­ри­зу­ет пси­хи­ку, а об­ще­ние спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию то­го и дру­го­го.

    1. Прин­цип кон­крет­но­го ис­то­ри­че­ско­го ана­ли­за

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет нас на ис­то­рич­ность под­хо­да к изу­че­нию че­ло­ве­ка, т.е. что­бы по­нять пси­хи­че­ское со­стоя­ние че­ло­ве­ка, по­рой не­об­хо­ди­мо по­нять тен­ден­ции и эта­пы его ста­нов­ле­ния.

Дан­ный прин­цип тре­бу­ет, что­бы прак­ти­че­ский пси­хо­лог уде­лял долж­ное вни­ма­ние ис­то­ри­че­ско­му ас­пек­ту ста­нов­ле­ния лич­но­сти для бо­лее пол­но­го по­ни­ма­ния при­чин то­го или ино­го внеш­не­го про­яв­ле­ния внут­рен­не­го ми­ра лич­но­сти.

    1. Прин­цип един­ст­ва тео­рии, прак­ти­ки и экс­пе­ри­мен­та

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет и тре­бу­ет от нас, что­бы в тео­ре­ти­че­ских из­мыш­ле­ни­ях по тем или иным пси­хо­ло­ги­че­ским про­бле­мам, – ко­то­рые нас ин­те­ре­су­ют – под­твер­жда­лись объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щие прак­ти­че­ские про­яв­ле­ния дан­ной про­бле­мы, а экс­пе­ри­мент тес­но пе­ре­пле­та­ясь с прак­ти­кой, под­твер­ждал или оп­ро­вер­гал тео­рию. В этом и со­сто­ит един­ст­во тео­рии, прак­ти­ки и экс­пе­ри­мен­та.

  1. Про­це­дур­ный уро­вень ме­то­до­ло­гии

Ме­то­до­ло­гия – ми­ро­воз­зре­ние и нор­мы ис­сле­до­ва­ния.

Сре­ди ме­то­дов мож­но вы­де­лить раз­ные груп­пы:

  1. Ме­то­ды ор­га­ни­за­ции ис­сле­до­ва­ния.

А) Срав­ни­тель­ный. Для ис­сле­до­ва­ния бе­рёт­ся экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па (Э.Г.) и кон­троль­ная груп­па (К.Г.). Со­пос­тав­ля­ют­ся и срав­ни­ва­ют­ся ре­зуль­та­ты в Э.Г. по­сле воз­дей­ст­вия и в К.Г.

б) Лон­ги­тюд­ный.

В) Сме­шан­ный или ком­би­ни­ро­ван­ный (эле­мен­ты а) и б)).

  1. Ме­тод ди­аг­но­сти­ки.

    • Со­цио­мет­ри­че­ский ме­тод (рас­смат­ри­ва­ет меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния)

    • Экс­пе­ри­мен­таль­ный ме­тод.

    • Тес­то­вый ме­тод.

    • Ме­тод оп­ро­са. Про­во­дит­ся два ви­да оп­ро­са:

○ ин­тер­вью,

○ ан­ке­ти­ро­ва­ние.

    • Ме­тод на­блю­де­ния.

    • Ме­тод экс­перт­ных оце­нок.

    • Ме­тод бе­сед.

    • Ме­тод ана­ли­за про­дук­тов и про­цес­сов дея­тель­но­сти.

  1. Ме­тод ко­ли­че­ст­вен­ной об­ра­бот­ки дан­ных или ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ния. Все ме­то­ды ма­те­ма­ти­че­ской ста­ти­сти­ки.

  2. Ме­тод ка­че­ст­вен­ной об­ра­бот­ки дан­ных.

  • Ана­лиз,

  • Син­тез,

  • Обоб­ще­ние,

  • Аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние,

  • Кон­кре­ти­за­ция.

  1. Ме­тод раз­ви­тия, кор­рек­ции и пси­хо­ло­ги­че­ской те­ра­пии.

  • Ме­то­ды пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты по Фрей­ду,

  • Ме­то­ды со­ци­аль­но­го обу­че­ния, тре­нин­ги, де­ло­вые иг­ры.

  • Кон­крет­ные ме­то­ды и тех­ни­ки кор­рек­ции (напр.: ре­че­вая кор­рек­ция и т.д.).

  • Кон­крет­ные ме­то­ды и тех­ни­ки те­ра­пии.

  1. Охарактеризуйте основные положения ассоциативно-рефлективной теории учения и преподавания.

В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения.

     Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями.
     1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.

     2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

  • восприятие учебного материала;

  • его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

  • запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

  • применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
     4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

  • формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

  • подачи учебного материала в определенной последовательности;

  • демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

  • применения знаний в учебных и служебных целях и т.п.

Из данных теоретических положений можно сделать следующие практические выводы:
     Во-первых, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы):

  • слуховые;

  • зрительные;

  • двигательные и др.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
     Важно также помнить, что при восприятии учебного материала ученик может удерживать в своем внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

  • выделять главное;

  • использовать подчеркивание;

  • использовать цвет;

  • предложить обратить особое внимание и т.д.

Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.


     Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

  • доступным;

  • логически взаимосвязанным;

  • правильно понятым;

  • актуализированным.

В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.


     В-третьих, в процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. При этом можно использовать как произвольное, так и непроизвольное запоминание.


     Забывание полученной информации у человека идет по нисходящей кривой: вначале забывание интенсивнее, чем в последующем. Следовательно, руководителю занятия необходимо предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его сообщения.
     Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение:

  • составление конспекта изученного;

  • повторение;

  • рассказ;

  • объяснение;

  • показ усвоенного товарищу;

  • применение полученных знаний в практической деятельности.

В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности.


     Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.


     Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются:

  • направленность на активизацию познавательной деятельности;

  • направленность на умственное развитие учеников;

  • формирование у учеников самостоятельного творческого мышления.

Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.

  1. Определите место и роль ощущений и восприятий в человеческой деятельности.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отраже­нии отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внут­ренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражи­телей на соответствующие рецепторы.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А) тест по курсу «Введение в языкознание» (30 вопросов); б) развернутый ответ на вопрос из следующего списка

    Программа
    Фонологический компонент языка. Сегментная и супрасегментная фонология. Связи фонологии с другими компонентами и уровнями языковой системы. Фонологическая типология языков.
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  3. Море житейское: Ответы на вопросы читателей

    Документ
    Его перу принадлежит множество книг и статей, посвя­щенных и животрепещуще актуальным, и неизбывно вечным вопросам бытия как рядового мирянина, так и всей нашей Право­славной Церкви.
  4. Ответы на экзаменационные билеты по физической культуре. 9 класс

    Экзаменационные билеты
    Причиной получения травм во время выполнения физических упражнений может стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь, отсутствие
  5. Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г.

Другие похожие документы..