Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В этот раз начало было просто на удивление тихим. Не наблюдалось повышенной активности спецслужб, предвещающей визит какого-нибудь Важного Лица, посч...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Благодарненского муниципального района Ставропольского края и бюджетных...полностью>>
'Документ'
«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польско...полностью>>
'Документ'
1. Методика расчета сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению (далее – Методика) разработана для целей определения из...полностью>>

Программа экологического образования детей дошкольного возраста

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО СЕВЕРСК

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РАО г.ТОМСК

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 56 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Я

В Б О Л Ь Ш О М М И Р Е

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

г. С Е В Е Р С К - 2004 год

УДК 37.87.01.45

ББК 74.100.507

Я 11

Программа для дошкольных образовательных учреждений: Непрерывное экологическое образование.

Под ред. Куровского В.Н., доктора педагогических наук, Заслуженного учителя РФ.

П Р О Г Р А М М У П О Д Г О Т О В И Л И:

Плотникова А.Н. кандидат биол. наук, доцент ТГПУ;

Рудский В.Г., Заслуженный учитель РФ, с.н.с. ТОИПКРО.

Худякова Н.С., заведующий МДОУ «Детский сад №56

«Аленький цветочек» ЗАТО Северск;

Мухина А.И., заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад №56 «Аленький цветочек» ЗАТО Северск;

Представленная программа является первой ступенью модели непрерывного экологического образования от 3 до 11 лет. В содержание включены краеведческие сведения, что является важным условием реализации принципа региональности в образовании. Отличительной ее особенностью является опора на элементарные естественнонаучные представления. Программа будет интересна педагогам-дошкольникам и учителям начальной школы, всем, кто интересуется экологическим воспитанием подрастающего поколения.

От авторов.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется все большее внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.

Научно доказано, что экологическое образование человека следует начинать не в школе, а как можно раньше, еще в дошкольный период.

Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.

Авторский коллектив считает, что именно раннее формирование основ экологического воспитания будет способствовать в дальнейшем решению экологических проблем. Это убеждение и побудило нас заняться разработкой системы непрерывного экологического образования, начиная с раннего возраста.

Предлагаемое пособие по экологическому образованию детей от 2 до 7 лет представлено интегрированной программой, в которой обобщен опыт работы коллектива ДОУ № 56 ЗАТО Северск.

Программа построена по концентрическому принципу, с учетом возрастных особенностей и сензитивных периодов развития дошкольников.

К программе прилагаются разработанные занятия в разных возрастных группах, тематика которых отвечает требованиям государственного стандарта для дошкольных учреждений и закладывает фундамент для продолжения экологического образования в школе, устанавливая тесную связь и преемственность в целях обучения, задачах, методах и приемах работы с детьми.

Концепция экологического образования дошкольников

В педагогической практике уже имеются программы экологического воспитания дошкольников.

Есть ли необходимость в создании еще одной? Да, на наш взгляд, такая необходимость есть. Мы считаем, что каждая программа, а тем более, экологическая, должна включать краеведческие знания. Ведь ребенок-дошкольник, в силу особенностей своего мышления лучше усваивает и запоминает то, что непосредственно окружает его, что воздействует на его органы чувств. Поэтому необходимо, чтобы содержание такой программы отражало именно местные условия.

В то же время каждая программа несет в себе авторский взгляд, мировоззрение, выраженное в концепции.

Предлагаем Вашему вниманию нашу концепцию экологической программы для дошкольников.

С момента рождения ребенка окружает мир природы, и первые его ощущения связаны именно с компонентами природы: светом и темнотой, Солнцем и Луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды - ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов, которые ежеминутно вторгаются в мир ребенка. И это раннее ознакомление с окружающим миром, хотим мы этого или нет, естественный процесс и лучше, если он будет совершаться под целенаправленным руководством воспитателя. Многолетний опыт говорит, и в этом теперь уже нет никакого сомнения, что познание окружающего мира должно начинаться с самого раннего детства и происходить на экологической основе. Именно с этого времени должно начинаться формирование экологического мировоззрения, которое в наше время становится основополагающим во всех сферах жизни общества и определяет политику государства, развитие производства, культуры, медицины образования. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.

Предлагаемая программа дошкольного экологического воспитания знакомит детей младшего возраста с основами экологических знаний. Именно об этом написано в Федеральном Законе об охране окружающей среды в статье 72-ой: «В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях независимо от их профиля и организационно- правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний». Этот Закон подписан Президентом и принят Государственной Думой 10 января 2002 года.

Вместе с тем следует отметить, что зачастую занятия с дошкольниками по ознакомлению с природой не соответствуют этому требованию, то есть не соответствует требованию преподавания основ экологии. Не каждое занятие, где дети знакомятся с природой, имеет экологическую направленность. Нередко встречаются занятия, которые не только не является таковыми, но ничего кроме вреда не приносят детям. К ним можно отнести занятия в живом уголке, где «охраняются» дикие животные: белочки, например. Белочка в клетке, лишенная естественных условий, для которых она рождена, испытывает страдания и мучения, к которым дети привыкают.

Экология - наука о взаимоотношениях живых существ между собой и окружающей средой. Именно это предполагается нашей программой для дошкольных образовательных учреждений. В ней рассматриваются такие общие вопросы экологии, как условия жизни и экологические факторы среды жизни, сообщества организмов и их взаимосвязи со средой обитания.

На наш взгляд экологические знания должны опираться на элементарные естественнонаучные представления. Таким образом, у детей формируется определенная система восприятия объектов живой и неживой природы, процессов и явлений, происходящих в ней. На основании восприятий и формируется представление ребенка об окружающем мире, о взаимосвязях в природе, ставится вопрос о его роли в охране природы, при этом внушается правило: «Прежде всего, нужно знать, как и кого охранять» и «охранять - не значит караулить».

Для этого, прежде всего, детям необходимо усвоить связи организма с другими организмами данного сообщества, а также многочисленные его связи со средой обитания. Ведь к гибели растений и животных приводит именно разрушение экологических связей.

Очень часто говорят, что по - настоящему охранять природу может только тот, кто ее любит. Однако это чувство - любовь к природе, зачастую подменяют более простым понятием о красотах природы: красивом пейзаже, красивыми облаками, цветами, птицами и т.д. Любовь к природе не просто любование красотами природы, а понимание гармонии в природе, целесообразности взаимосвязей в природе. И это сложное чувство необходимо воспитывать с малых лет.

Цели и задачи

экологического воспитания детей

Содержание образования во многом зависит от того, какие ставятся цели и задачи. Большинство программ ставят во главу угла образовательные задачи, но мы считаем, что в дошкольном возрасте на первый план выступают именно воспитательные - в этом особенность нашей программы. Исходя из этого, меняется направленность задач. Однако образование ни в коей мере не исключается, т.к. воспитание и обучение тесно переплетены, и их невозможно отделить друг от друга.

В образовательном процессе мы руководствуемся личностно- ориентированным подходом, добиваясь тем самым большего воспитательного эффекта.

В настоящее время нет единого всеобъемлющего определения цели экологического образования, особенно на дошкольном этапе.

Авторы данного пособия определяют цель экологического образования дошкольников как непрерывный процесс развития личности, процесс воспитания и образования, направленный на формирование системы научных знаний и умений, способствующих миропониманию, а также ценностной ориентации нравственно - этических норм, способствующих обеспечению ответственного отношения к окружающей человека среде и его здоровью.

Педагогические задачи экологического образования дошкольников- развитие элементарных естественно-научных экологических представлений об окружающем мире, включающее овладение знаниями о взаимосвязях в природе, о роли человека в ней, формирование элементарных практических навыков деятельности в природе.

Процесс воспитания включает в себя выработку ценностных ориентаций, потребностей и мотивов поведения, установки на разумную деятельность человека в природе с учетом экологических законов, формирование понятий о ценности природы и ценности жизни.

Развитие личности предполагает наличие экологической культуры, гуманного отношения к окружающей природе, милосердия, способности оценивать эстетическое состояние среды, воспитание гражданина, понимающего связи человечества со всем окружающим миром.

В целом экологическое образование нацелено на развитие сознания и мышления, на понимание того, что только знание и правильное использование экологических законов позволит человеку развиваться и, в дальнейшем, в содружестве с природой, эволюционировать.

Система экологического образования дошкольников, является элементом модели непрерывного экологического образования детей от 2 до 10 лет, которое продолжается в средней школе. Для реализации единой модели непрерывного экологического образования необходимо решать комплекс задач, которые, на наш взгляд, включают следующее:

  • формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;

  • воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;

  • усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;

  • формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;

  • развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

В результате выполнения поставленных задач у ребенка формируется миропонимание, он учится правильному отношению к природе, к себе и к другим людям.

Принципы отбора содержания

Дошкольное экологическое образование является базисным в непрерывном экологическом образовании. В дошкольном возрасте ребенок получает знания об окружающем мире, представленные на элементарном уровне с последующим усложнением, соответственно возрастным особенностям. Усложнение содержания должно идти за счет установления различных связей и зависимостей между объектами природы. Педагогами и исследователями ( Выготский Л.С., Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Саморукова П.Г., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., и др.) показано, что дети способны увидеть и понять экологические закономерности, такие как – влияние окружающей среды на жизнь живых организмов, закономерность и причины сезонных изменений в природе, влияние деятельности человека на окружающий мир, на жизнь растений и животных.

При знакомстве детей с окружающим миром, педагог должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности. По этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты. Примером таких знаний могут служить знания о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Осуществляется идея единства живого и неживого в природе: живой организм может существовать, если не нарушены его связи с неживой природой.

Второй принцип, лежащий в основе отбора знаний – принцип доступности. Если материал доступен пониманию ребенка, то он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно – следственные, временные и функциональные связи в природе. Например: стало тепло – снег растаял – появилась лужа – стало еще теплее – лужа высохла. Дети старшего дошкольного возраста могут освоить целые цепочки различных связей в природе.

Третьим принципом отбора экологических знаний следует назвать конкретность. Объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.

Далее очень важный принцип при отборе экологических знаний, особенно для дошкольного возраста, принцип наглядности. Наглядность позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет формировать наблюдательность.

Знания, которые бы позволили дошкольникам успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которой они сталкиваются в повседневной жизни, должны быть системными. Простые сведения о предметах дадут просто представления об этих предметах, в то время, как различные классификации, построенные методом сравнения, позволяют привести детей к обобщениям, дать знания в определенной системе.

Систематизация знаний – сложная умственная деятельность, которая, в свою очередь, опирается на анализ, сравнение, синтез. В дошкольном возрасте идет становление этих процессов. Знания могут быть определены как системные, если они включают:

а) знания о предмете (явлении); б) знания о существовании связи между предметами и окружающей средой (временные, причинно – следственные, функциональные). Система научных знаний об окружающем мире лежит в основе формирования миропонимания. Экологические знания, полученные детьми, определяют их отношение к окружающему миру. Необходимо также использовать краеведческий принцип отбора знаний о природе. Это позволяет маленькому ребенку понимать ценность окружающего его мира, знать обитателей местной природы и осознавать необходимость ее сохранения.

Процесс обучения должен быть интересным и доставлять ребенку радость познания. Воспитателю необходимо развивать устойчивый интерес к природе и давать не только сумму знаний, но и научить ребенка мыслить самостоятельно.

Особое внимание необходимо уделить преемственности экологического образования, которая проявляется в «стыковке» звеньев по содержанию, формам и методам работы. Преемственность предполагает взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, где каждый уровень является непосредственным продолжением предыдущего и основой для последующего, обеспечивая поступательное развитие личности.

Структура программы и способы ее реализации.

Предлагаемая программа имеет концентрическую структуру. В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

Содержание реализуется в разделах:

1.Дом, в котором я живу.

2. Условия жизни на Земле.

3. Растения вокруг меня.

4. Животные в экосистемах.

5. Я - часть природы.

6. Ритмы природы.

7. Природные комплексы.

8. Я живу на планете Земля.

Эти разделы повторяются в программе для начальной школы, однако построены по линейному принципу. В дальнейшем эти знания являются основой для изучения предметов естественнонаучного цикла (биологии, физики, географии и т.д.). Таким образом достигается преемственность в содержании экологического образования, в младшей группе дети осмысливают простые факты, в старшей - пытаются найти их причины, в начальной школе - устанавливают связи между явлениями, в среднем звене - обобщают в логическую цепочку достоверные научно обоснованные факты, выстраивая их в целостную картину мира.

Прохождение разделов программы не привязано к определенным месяцам. Тем не менее, в реализации содержания мы придерживаемся принципа сезонности. Это позволяет тесно связать новые знания с наблюдениями в природе, показать детям растения, птиц, насекомых в естественных условиях. Конечно, не все мы можем показать в условиях городского детского сада. Да и сам город представляет собой искусственную экосистему.

Однако экологические законы действуют везде. И мы их можем продемонстрировать детям в окружающей их среде. Для этого на территории детского сада создана экологическая тропа, включающая 14 объектов. В том числе: уголок луга, леса, огород, разные виды лиственных и хвойных деревьев нашего региона, птичий столб, альпийская горка с водоемом, клумбы, муравейники, пень и т.д.

Особенное значение приобретают целевые прогулки и экскурсии. На них дети не только приобретают новые знания, но и обогащаются новыми впечатлениями, имеют возможность составлять коллекции, разговаривать с разными природными объектами,

Заслуженный учитель РФ Рудский В.Г., один из авторов программы, рекомендует облекать эти разговоры в форму «поклонения», живого обращения к Солнышку, березке, травушке. Предлагает детям задавать им вопросы.

На наш взгляд это воспитывает в детях уважительное, трепетное отношение к природе, которая их окружает.

Структурировать, обобщить полученные знания удобнее на занятии. Но и занятия могут быть разными. Мы отдаем предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями.

Так как в основу экологического образования мы положили элементарные естественно-научные представления об окружающем мире, то это диктует особые формы работы: все, что можно - наглядно демонстрируется детям в ходе опытов и экспериментов. Предпочтение отдается простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы явственно определились изменения объекта. Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В ходе такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей (анализ, синтез, обобщение).

При составлении коллекций отрабатываются также умения классифицировать объекты, находить общий существенный признак отличия и т.д. Все это позволяет решать задачи не только экологического воспитания, но и умственного развития детей. Занятия с детьми проводятся помимо основной сетки занятий, определенной типовой программой воспитания и обучения (согласно последним документам допускается проведение дополнительных занятий не чаще 2 раз в неделю).

Необходимым условием является создание развивающей экологической среды. В детском саду мы решаем эту задачу следующим образом: Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. В нашем детском саду - это эколого - валеологический комплекс (далее ЭВК), включающий в себя экологическую лабораторию, уголок валеологии, мини- планетарий. ЭВК занимает 2 комнаты с разными входами. Здесь могут одновременно заниматься 2 подгруппы детей. С одной из них проводит занятие эколог, с другой - воспитатель.

Оборудование экологической лаборатории направлено на познание закономерностей живой природы: растения различных климатических зон, попугаи, аквариум, как пример искусственной экосистемы. Чтобы показать разнообразие условий на Земле, в экологической лаборатории выделен уголок для влаголюбивых растений - искусственный водоем с фонтаном, а на подоконниках расположены светолюбивые, засухоустойчивые виды растений. Здесь также предусмотрено «рабочее место» для проведения опытов, пересадки растений, составления коллекций и другой деятельности.

В мини - планетарии собраны пособия для ознакомления детей с неживой природой. Здесь дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха, увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение воды и др.). В дошкольном возрасте дети пытаются понять причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует? Чтобы доступно объяснить им это, помочь найти ответы - мы разместили в планетарии макет Солнечной системы, глобус, карту звездного неба и карту мира для малышей, изготовили вместе с детьми макеты разных климатических зон, подготовили коллекции камней, макет телескопа и ракеты.

Уголок валеологии призван воспитать в детях ценности здорового образа жизни. Здесь собраны игры, наглядно- дидактический материал, персонажи и атрибуты, способствующие воспитанию бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. Валеологическое содержание является частью занятия, логично связывая состояние здоровья человека с состоянием окружающей природы.

Каждую неделю дети посещают мини- планетарий и экологическую лабораторию. Чтобы работа велась в системе, организованно - составлена сетка занятий. В ней предусмотрено посещение ЭВК каждой группой, начиная с 1 младшей. Дети приходят по подгруппам - по 8-10 человек, 2 раза в месяц в мини- планетарий, и 2 раза - в экологическую лабораторию.

1 неделя

вторник

подгруппа №1

мини-планетарий

тема №1

четверг

подгруппа №1

экологическая

лаборатория

тема №1

2 неделя

вторник

подгруппа №2

мини-планетарий

тема №1

четверг

подгруппа №2

Экологическая

лаборатория

тема №1

3 неделя

вторник

подгруппа №1

мини-планетарий

тема №2

четверг

подгруппа №1

Экологическая

лаборатория

тема №2

4 неделя

вторник

подгруппа №2

мини-планетарий

тема №2

четверг

подгруппа №2

экологическая

лаборатория

тема №2

Таким образом, в году проходит 36 занятий:

18 - в мини- планетарии,

18 - в экологической лаборатории.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика экологического образования детей дошкольного возраста 9

    Документ
    Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия (несовершеннолетнего, родителей, работников образовательного учреждения)
  2. Программа дисциплины дпп. Ф. 11 Теория и методика экологического образования детей цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Курс теории и методики экологического образования дошкольников является одним из основных курсов в профессиональной подготовке студентов к работе в дошкольных учреждениях и колледжах.
  3. Курс лекций для 646 группы по предмету «Теория и методика экологического образования детей»

    Курс лекций
    Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением.
  4. Тема: Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

    Реферат
    Экология (от греческого слова ойкос – дом, жилище, дом, хозяйство), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
  5. Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста тюменской области

    Образовательная программа
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области

Другие похожие документы..