Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Компания «Элемент Лизинг» и ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ» разработали совместную программу по финансированию Легких коммерческих автомоб...полностью>>
'Закон'
Федеральное законодательство в области налога на доходы физических лиц должно быть более гибкое. Необходимо иметь возможность применять, как плоскую ш...полностью>>
'Документ'
Меня очень заинтересовала повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и мне очень понравился старик Сантьяго, который смог добиться того, чего искренне...полностью>>
'Реферат'
Вино — это алкогольный напиток, полученный путем полного или частичного сбраживания сока свежего, завяленного или частично заизюмленного винограда, с...полностью>>

Дипломная работа (40)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО И БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНТАЛИТЕТОВ И КУЛЬТУРА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Советскую культуру отличали волевой характер, командные интонации в лирике, навязчивая нравоучительность прозы, гигантомания в скульптуре, брутальность архитектуры, которые были адекватным воплощением духа времени и потребностей институтов политической и экономической власти. Был разработан механизм подчинения культуры нуждам идеологии. 13

Культура складывается под влиянием многих факторов, но основной из них  – менталитет создающих её народов. Менталитет народа – это исторически возникшие склад ума, мироощущение, миропонимание и социальная психология его типичного представителя. 13

Вхождение белорусской этнической территории в состав Российской империи, включение в общероссийский рынок, рост миграций, развитие путей сообщения, рост числа контактов с окружающими регионами и народами России способствовало этнокультурной интеграции белорусов, развитию национального самосознания. 14

В материальной и духовной культуре жителей российско-белорусского пограничья наблюдается большое сходство. Это, например, отчетливо выражается в традициях питании населения (состав и названия блюд, приемы приготовления), которые носят не этнический, а региональный характер. Сходные черты наблюдаются также в системе расселения, в культуре строительства традиционных жилых и хозяйственных построек, планировке усадебного комплекса. 14

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях многократно возросшей значимости фактора этничности, на фоне непростой этнополитической ситуации, сложившейся после распада СССР, этнокультурное взаимодействие русского и белорусского народов с образованием двух суверенных государств выходит на качественно иной уровень отношений, имеет решающее значение в деле, рассматриваемом двумя странами как строительство общей государственности. Анализ связанных с этим проблем, попытка раскрыть структуру и спрогнозировать развитие этих отношений приобретают в высшей степени актуальный характер.

Проблема межгосударственного единения, крайне важная для переживающих модернизационный кризис социумов, ставит перед русским и белорусским народами принципиальные вопросы, касающиеся всей взаимодействующей системы в целом. Отсюда вытекает острая необходимость в эффективном регулировании российско-белорусского взаимодействия для целенаправленного воздействия на процессы интеграции.

Несмотря на важность проблемы, не определена корреляция этнокультурного взаимодействия и межэтнической интеграции русских и белорусов — с одной стороны, и их межгосударственного единения — с другой. Существует противоречие между необходимостью применения политолого-конфликтологического, цивилизационно-культурологического, историко- и социоэтнологического подходов к анализу взаимосвязи интеграционно-полититических процессов и отсутствием соответствующих методик.

Восходящие к древнеиндийской философской традиции современные культурологические и социопсихологические изыскания активно используют слова «ментальный» и «менталитет», вкладывая в них порой различное содержание. Поэтому раскрыть содержание данных терминов для цели и задач настоящей работы представляется важным.

Анализ терминов в словарях европейских языков позволяет сделать вывод, что в Европе склонны выводить этимологию слов «ментальный» и «менталитет» из позднелатинского mens, mentis - «сознание, мышление, ум, рассудок», в чем можно удостовериться, заглянув в любой словарь латинского языка. Этим латинизмам родственны немецкое «die Mentalitat» (образ мысли, склад ума), английское «mentality» (умственное развитие, склад ума, умонастроение), французское «mentalite» (направление мыслей, умонастроение, направленность ума, склад ума) и т.д. Из всего этого многообразия для нас важно зафиксировать изначальную этимологическую привязанность понятия к человеческому сознанию, мышлению, умственной деятельности.

В СССР, а затем в России понятие «ментальность» впервые появляется в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века в публикациях Ю.Н. Афанасьева1, А.Я. Гуревича2, Ю.Л. Бессмертных3 и других авторов.

А.Я. Гуревич, например, определяет ментальность как общую категорию для всего общества (язык и религия обычно служат главными цементирующими ментальность силами). По его мнению, она и дифференцируется в зависимости от его социально-классовой и сословной структуры, от уровня образования и принадлежности к группам, имеющим доступ к книге и образованию или лишенным доступа и живущим в ситуации господства устной культуры, от половозрастных и религиозных различий. Поэтому историки говорят не о «ментальности» (в единственном числе), а о «ментальностях» (во множественном числе)4.

Многие авторы глубоко изучают этническую ментальность. Традиция изучения русского национального характера была заложена выдающимися историками России XIX в. Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским. Выработать философское и психологическое обоснование для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии» попытались К.М. Бэр, Н.И. Надеждин и К.Д. Кавелин. Яркий след в развитии этого направления оставили работы таких отечественных религиозных философов конца XIX - начала XX вв., как Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Л.П. Лосский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, В.В. Зеньковский и др.

В качестве исходного материала современные исследователи используют значительное число этнографических и антропологических, культурологических и этнологических, лингвистических и географических определений этносов5. Этническая общность «имеет всегда перед собой историческую природу и природную историю»6. «Члены этнического сообщества, - пишет Б.Дж. Сингер, - объединены общей культурной перспективой, то есть традицией, включающей в себя комплексы норм, которые зачастую бывают независимыми как от политического строя, так и от географического местоположения сообщества»7.

В литературе можно встретить использование как синонимов категорий «менталитет» и «ментальность» (что вполне допустимо при недостаточной философско-методологической разработанности проблемы), так и характеристику указанных дефиниций с помощью понятий «национальный характер», «этническое сознание», «психический склад нации», «мировоззрение», «психология» и т.д. В то же время отдельные исследователи предпринимали попытки установить содержание и соотношение терминов «менталитет» и «ментальность»8.

Различные взгляды на ментальность позволяют сделать вывод, что как явление оно фокусируется чаще всего на таких факторах, как дух, воля, самосознание, общность языка, национальные чувства, психологический склад, отношение к жизни и смерти, семье, детству и старости и т.д.

Категорию менталитет предварительно можно определить как особый культурно-исторический феномен, отражающий индивидуально (социально)-психологическую специфику и духовное состояние субъекта (личность, социальная группа, этнос и т.д.) социально-исторического бытия.

Можно также сказать, что менталитет - это свойственная определенной группе (общности) людей система неосознанных регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающая из соответствующей ментальности и, в свою очередь, поддерживающей эту ментальность.

В Беларуси на протяжении веков были актуальны вопросы поиска своей идентичности, вдохновляющей национальной идеи.

Поиск духовной идеи развития Беларуси и её места в мире шёл на протяжении большей части ХІХ и ХХ веков. Особенно остро этот вопрос поднимался в переломные моменты развития общества. В генезисе этнического развития и становления самосознания белорусов можно выделить несколько качественных этапов. Они совпадают с основными историческими периодами, в поток событий которых были вовлечены жители нынешней территории Беларуси.

Суть содержания самосознания белорусов на каждом из таких этапов следующая:

  • в период Киевской Руси – осознание себя русскими людьми славян, населяющих в то время нынешние белорусские земли;

  • в период Великого Княжества Литовского – формирование на основе славяно – православной культуры белорусского этноса и его самосознания;

  • в период Речи Посполитой – осознание белорусами своей славяно – православной цивилизационной идентичности, этнического и культурно – исторического родства с великороссами (русскими) и малороссами (украинцами);

  • в период Российской империи – формирование белорусской национальной идеи, постановка в повестку дня общественной жизни задачи национального самоопределения белорусов.

В начале ХХ века национальная идея белорусов была предельно ясно сформулирована поэтом Беларуси Янкой Купалой. Суть её выражена словами: « Мы – беларусы ». В стихотворении « А хто там ідзе? » поэт объявил миру о существовании белорусов как самобытного народа и тут же заявил об их праве на уважительное отношение к себе. Формула “ Мы – беларусы ” есть послание миру о белорусах как самобытном народе, а именно как об особой разновидности славяно-русской общности. Позднее данная идея была трансформирована в практическую задачу конституирования белорусов в качестве нации – государства в составе федеративного (союзного) государства.

В дореволюционной Беларуси основным интегративным фактором была христианская религия (православие, католицизм). Общность религиозных убеждений преимущественно белорусского населения сумела обеспечить необходимую степень общественной консолидации и интеграции в Беларуси. Христианское мировоззрение стали изживаться в начале ХХ века, когда доминирующей стала коммунистическая идеология: историческая миссия пролетариата, мудрость и безальтернативность марксистско-ленинского учения и др.

Однако следует отметить, что в определённые исторические моменты, например, в годы Великой Отечественной войны, такая идеология выплнила свою интегрирующую и мобилизующую функцию. Таким образом, советский период характеризовался поиском формулы национального самоопределения, конституированием белорусов в качестве нации – государства, становлением институтов белорусской государственности.

Постсоветский период характеризуется поиском белорусами государственной формы, адекватной их цивилизационной идентичности и историческому опыту, путей дальнейшего общественного развития в глобализирующемся мире, новым всплеском интереса к теме белорусской национальной идеи, белорусскому пути развития.

Цель исследования состоит в том, чтобы дать по возможности полную картину этнокультурного взаимодействия русского и белорусского народов как основного фактора интеграции и единения. Этой цели подчинены частные задачи исследования:

• раскрыть с позиций социологии, культурологии, истории, этнопсихологии и лингвистки в качестве социокультурного феномена
позитивную объединительную природу российско-белорусского взаимодействия, проявляющуюся через поиск в социальном и этническом многообразии всеми разделяемых общих системных целей;

• выявить, учитывая объединительное начало как культурной нормы в культурах русского и белорусского народов, роль социокультурной модернизации в интеграционном процессе;

• обосновать с позиций ценностного подхода конструктивный, функциональный характер конфликта и на этой основе раскрыть этнокультурное взаимодействие русских и белорусов как фактор интеграции и единения;

Научная разработанность проблемы. Для осмысления поставленной научной проблемы и поэтапного продвижения к её решению потребовался комплексный подход в работе, обращение к известному кругу авторов, исследующих роль социокультурных и этнополитических процессов в государственном строительстве на основе этнонациональной консолидации полиэтнического общества.

Основанием общетеоретической базы исследования служат фундаментальные работы по цивилизационно-культурологическому, историко-философскому и конфликтологическому анализу общественного и государственного развития ряда признанных авторов. К ним относятся В. Ключевский9, М. Довнар-Запольский и др., представляющие классическую историческую школу; ГЛ Вернадский10, Л. Гумилев, Н. Данилевский11, Г. Лебон и др. — цивилизационный анализ.

Формирование интеграционно-объединительной парадигмы этнокультурного взаимодействия потребовало обращения к научным разработкам, раскрывающим истоки исторической общности и этногенетического сходства двух народов с позиций не только российских, но и белорусских авторов как дореволюционной поры, так и советского периода, таких как Дашдамиров А.Ф12., И. Чаквин13, В. Климчук14.

Объектом исследования является этнокультурное взаимодействие русского и белорусского народов как фактор интеграции и единения. Исследуется взаимодействие как результирующая системы этнокультурных, цивилизационно-культурных, социальных, этнопсихологических, лингвистических и других детерминатив, задающих процессы территориальной локализации единения, выделенного в исследуемой сфере в качестве специфической предметной области.

Предметом исследования выступают проблемы, возникающие в процессе культурного сближения России и Белоруссии.

В основе исследования лежит «конфликтуалистская парадигма» как относящаяся к специфическому принципу методологии изучения общественных явлений, в которых признается их природная противоречивость. На общих принципах связи и взаимосвязи, исторического детерминизма и преемственности, научной объективности и последовательности в работе применены методы научного анализа: аналогия, сравнение, обобщение и абстрагирование. Для повышения уровня объективности осуществлен анализ статистических и социологических данных.

Эмпирическую базу исследования, несмотря на малую разработанность темы, составил широкий круг источников, что обусловлено, к сожалению, далеко не всегда достаточно глубоким отражением в них специфики российско-белорусского этнокультурного взаимодействия, её влияния на объединительные процессы в постсоветский период. Во многих из них рассматриваемая проблематика представлена фрагментарно, без всесторонне и обстоятельно проведенного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что это одна из первых работ, в которой предпринята попытка комплексного подхода к решению проблемы. Работа представляет собой попытку выявить корреляцию этнокультурного взаимодействия, интеграции и межгосударственного единения русских и белорусов.

Результаты исследования дают основания полагать, что данная корреляция установлена как взаимосвязь единения с интеграцией через процесс этнокультурного взаимодействия.

Привлечено внимание к структуре взаимодействия русского и белорусского народов как внутренне потенциально-конфликтной: с усилением интеграции и переходом её в фазу политической реализации конкретных форм единения из-за различия интерпретаций государственности в русской и белорусской традициях, из-за отличий в картинах мира и разных, зачастую конфликтующих между собой ценностных ориентации, конфликтность взаимодействия обостряется.

Научную новизну представляет раскрываемая картина взаимодействия, где русский и белорусский народы в ходе социокультурной модернизации и в силу модернизационного потенциала культур сохраняют возможность через формирование новых общественных институций (и благодаря им) конструктивной деятельности. Отсюда впервые обосновывается конструктивный (а не деструктивный), функциональный характер конфликта как структуры российско-белорусского взаимодействия, специфика которой обусловлена сходством культур двух близких народов.

Впервые показана в свете выявленной конфликтно-функциональной специфики взаимодействия возможность искомой стыковки интерпретаций (в русской и белорусской традициях) государственности как результат действия интегрирующей общество социальной силы. На этом обосновывается вывод о возможности реальной перспективы единения в имплицитно присущем взаимодействующей системе процессе интеграции.
Акцентируется внимание на интеграции как процессе и поле политических, социальных, этнокультурных, цивилизационных взаимодействий российской и белорусской идентичностей. Отмечается зависимость направления процесса совмещения, замещения или расхождения идентичностей от социальных ресурсов интеграции россиян и белорусов, действующих в этом поле. Установлена роль, как системообразующей институции, средних слоев российского и белорусского социумов в обеспечении этих ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы провели исследование этнокультурного взаимодействия русского и белорусского народов.

Важной особенностью формирования древнерусской культуры было уникальное сочетание верхнего слоя аристократической христианской культуры и древних языческих народных традиций. В “двумирной” средневековой культуре христианское постничество, благочестие, величие церемониала при княжеском дворе существовали одновременно с буйством “смехового” гротеска в ритуале народных земледельческих праздников. Христианские ценности и образы постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, но чаще перемешиваясь с ним.

Яркая и многогранная культура беларуских земель в ІХ–ХІІІ вв., стоящая в шеренге передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры.

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер. Однако в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Советскую культуру отличали волевой характер, командные интонации в лирике, навязчивая нравоучительность прозы, гигантомания в скульптуре, брутальность архитектуры, которые были адекватным воплощением духа времени и потребностей институтов политической и экономической власти. Был разработан механизм подчинения культуры нуждам идеологии.

Культура складывается под влиянием многих факторов, но основной из них  – менталитет создающих её народов. Менталитет народа – это исторически возникшие склад ума, мироощущение, миропонимание и социальная психология его типичного представителя.

Основными чертами русского менталитета можно назвать следующие:

1. Талантливость

2. Высокая адаптационная способность

3. Русская смекалка

4. Коллективизм и соборность

5. Чувство несправедливости социального неравенства

6. Религиозность русского народа

8. Национальная и религиозная терпимость.

9. Русский патриотизм.

Основные черты белорусского менталитета:

1. Дисциплинированность, ответственность перед коллективом, способность и желание жить в коллективе.

2. У значительной части белорусов отсутствуют выпячивание собственного “я”, стремление поставить себя над другими, себе подобными.

3. Патриотизм.

4. Сочетание дисциплины со стремлением к свободе.

5. Излишний гуманизм.

6. Чуткость, открытость.

7. Национальная и религиозная терпимость.

Необходимым компонентом и одновременно катализатором единения России и Белоруссии является межэтническая интеграция, обусловленная ростом этнокультурного взаимодействия русского и белорусского народов в сферах общественной жизни, отражающих, прежде всего, своеобразие их культур.

Анализ группы теорий, представляющих попытку объяснить причины возникновения этнических компонентов белорусского этноса, показывает наличие в них множества разнообразных, порой «взаимоисключающих схем». В целом из всех элементов компонентной структуры этноса в историографии проблемы был выделен значительный ряд этнических признаков, характеризующих, по мнению различных исследователей, белорусскую народность. Среди них были названы язык, территория, название (иногда самоназвание), материальная и духовная культура, вероисповедание, экономическая общность.

Вхождение белорусской этнической территории в состав Российской империи, включение в общероссийский рынок, рост миграций, развитие путей сообщения, рост числа контактов с окружающими регионами и народами России способствовало этнокультурной интеграции белорусов, развитию национального самосознания.

В материальной и духовной культуре жителей российско-белорусского пограничья наблюдается большое сходство. Это, например, отчетливо выражается в традициях питании населения (состав и названия блюд, приемы приготовления), которые носят не этнический, а региональный характер. Сходные черты наблюдаются также в системе расселения, в культуре строительства традиционных жилых и хозяйственных построек, планировке усадебного комплекса.

В конфессиональном отношении белорусов и русских пограничья объединяет православие. Оно оказало заметное влияние на формирование самосознания и культурных особенностей местного населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический сборник. Вып. 2. СПб., 1854. С. 111-268.

  2. Антонович В.Б. Монография по истории западной и юго-западной Руси. Киев, 1882.

  3. Атлас народонаселения Западно-русского края по исповеданиям. СПб., 1863. изд. 2. 1865.

  4. Анучин, Д.Н. К вопросу о белорусской территории / Д.Н. Анучин // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 87 – 100.

  5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1889.

  6. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М, 1996.

  7. Безклубая С.А. Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества // Социально – гуманитарные знания, 2001 г., № 5, с. 161 – 167

  8. Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование: Монография / Отв. ред. Р.А. Григорьева, М.Ю. Мартынова. М., 2005. 378 с.

  9. Борисенок Ю.А. Белорусско-русское пограничье в условиях российской империи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 116–122.

  10. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

  11. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М. Наука. 1973.

  12. Верняев И.И. Русские: историко-этнографическая характеристика: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2006. 44 с.

  13. Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в ХIХ - начале ХХ в. Труды института этнографии. Т. ХХХI. М., 1956.

  14. Гнатенко П.И. Национальный характер; мифы и реальность. М., 1981.

  15. Гринблат М.Я. Белорусы: Очерки происхождения и этнической истории. Минск, 1968.

  16. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука. 1990.

  17. Довнар-Запольский М.В. Исследования и статьи. Т. 1. Этнография и социология, обычное право, статистика, белорусская письменность. Киев, 1909.

  18. Довнар-Запольский М.В. Народное хозяйство Белоруссии 1861-1914 гг. Минск, 1926.

  19. Довнар-Запольский М.В. СССР по районам. Западный район (Белорусская ССР и Западная область РСФСР). М.-Л., 1928.

  20. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

  21. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. 511 с.

  22. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995.

  23. История Беларуси Мн. БГУ, 1993г.

  24. Карский Е.Ф. Белорусы. Т. 1-3. Варшава, 1903; М., 1916; Пг., 1921-1922.

  25. Кефели И.Ф., Миронов А.В. Социокультурные факторы устойчивого развития российской цивилизации // Социально – гуманитарные знания, 2001 г., № 5, с. 59 – 68

  26. Коялович М.О. Лекции по истории западной России. М., 1864.

  27. Крачковский Ю.Ф. Быт западного русского селянина. (Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1873. Кн. 4 [87]) М., 1874.

  28. Климчук В.Д, Некоторые данные диалектологии в отношении к проблеме этногенеза белорусов. - В кн.: этногенез белорусов: Тез. докл. на конференции (Минск, 3-6 дек. 1973 г.). Минск, 1973.-С. 153-157.

  29. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. В 9 тт. Т.1 - М., 1987, - С. 83-84

  30. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

  31. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. -.М., 1997.

  32. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

  33. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.

  34. Левяш И.Я. Культурология, Мн., 1998.

  35. Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. Ч. 1. М., 1927.

  36. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур. Избранные статьи, т.1, Таллинн, 1992.

  37. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / Под общ. ред. И.Г. Дубова. М., 1997.

  38. Народы Европейской части СССР. Т. 1 / Под ред. В.А. Александрова и др.(Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы мира. Этнографические очерки / Под общей редакцией С.П. Толстова). М.: Наука, 1964. 984 с.

  39. Основы идеологии белорусского государства: Учеб.-метод. пособие. В.В.Шинкарёв, Л.В.Вартанова, В.А.Зенченко и др. – Мн., БГПУ, 2004.

  40. Папков А. Братства. Очерк истории западнорусских православных братств. М., 1900.

  41. Сахарова А.Н.“История Беларуси с начала XVIII до конца XIX века”. Учебное пособие для студентов вузов по спец. “История”. М: АСТ. 1996 г.

  42. Силищенский // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 294 – 304.

  43. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

  44. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. 1-3.

  45. Пичета, В.И. История белорусского народа / В.И. Пичета // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 1 – 86.

  46. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1931.

  47. Чаквин И.В. Проблемы происхождения белорусской народности: (Историография и опыт изучения процесса этнического формирования): Дис... канд. ист. наук: 07.00.07. — Минск, 1981. - 228 с

  48. Чепурковский, Е.М. Антропология белорусов / Е.М. Чепурковский // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 145 – 151.

  49. Шаповалов А.И. История ментальностей: проблемы методологии. - М.: Социум, 1996.

  50. Янчук, Н.А. Этнографический очерк Белоруссии / Н.А. Янчук // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 152 – 184.

  51. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003.

1 См: Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики: Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. - М., 1980; Афанасьев Ю.Н. Эволюция теоретических основ школы «Анналов» // Вопросы истории, 1981, N 9 и др.

2 См: Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология// Вопросы философии, 1988, N 1; Гуревич А.Я. Школа "Анналов" и проблема исторического синтеза. – М., 1992; Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990, N 4 и др.

3 Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки - демографической истории Франции - М.: Наука, 1991.

4 Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра / Послесловие к книге Л. Февра «Бои за историю». – Л: Наука, 1991.- С. 536. См. также Шаповалов А.И. История ментальностей: проблемы методологии. - М.: Социум, 1996.

5 См., например, Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М. Наука. 1973.; Гусейнов Г. и др. Этнос и политическая власть. // Век ХХ и мир. 1989 N 9.

6 Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука. 1990. - С. 13.

7 Бромлей Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики.// Советская этнография. 1989. N 6. - С. 4.

8 Дашковский П.К. Историческая психология и некоторые проблемы изучения менталитета // Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия. СПб., 1999.

9 Ключевский В.О. Курс русской истории. - Соч.: В 8 т. М.: Госполитиздат, 1956, т. I, ч. I. - 427 с

10 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Сер. «Мир культуры, истории и философии». СПб: Изд-во «Лань», 2000. -320 с

11 Данилевский НЛ. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. - СПб. Издательство С. Петербургского университета, Издательство «Глаголь», 1995. - 552 с

12 Дашдамиров А.Ф. Национальное самосознание и этноидеологические процессы/ЛЗопросы национальных и федеративных отношений. - М., 2002. - С. 3-19

13 Чаквин И.В. Проблемы происхождения белорусской народности: (Историография и опыт изучения процесса этнического формирования): Дис... канд. ист. наук:07.00.07. — Минск, 1981. - 228 с

14 Климчук В.Д, Некоторые данные диалектологии в отношении к проблеме этногенеза белорусов. - В кн.: этногенез белорусов: Тез. докл. на конференции (Минск, 3-6 дек. 1973 г.). Минск, 1973.-С. 153-157



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа (65)

    Диплом
    кая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости объектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
  2. Дипломная работа (1)

    Диплом
    1.9. Обязанности работодателей в рамках налогового законодательства по учету сумм начисленных (выплаченных) доходов, начисленных и удержанных сумм налога -39-
  3. Дипломная работа (44)

    Диплом
    Актуальность проблемы. Современная Россия стремительно осваивает политическое разнообразие идеологий и концепций, возникших в послеперестроечный период.
  4. Дипломная работа (47)

    Диплом
    1.9.Понять понимание, почувствовать чувство… Использование игр и упражнений для развития синестезии, творческого воображения, ассоциативности, эмпатии.
  5. Дипломная работа: выполнение и защита методические рекомендации

    Диплом
    Методические рекомендации составлены на основе учебно-методического пособия: Дипломная работа: выполнение и защита. Учебно-методическое пособие / Автор-сост.

Другие похожие документы..