Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Выбор способа обезвреживания зависит от состава и свойств отходов лечебно-профилактических предприятий (ЛПУ) конкретных условий реализации технологий...полностью>>
'Документ'
имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной фор...полностью>>
'Лекция'
В 1950 году британский математик Алан Тьюринг опубликовал в журнале «Mind» свою работу «Вычислительная машина и интеллект», в которой описал тест для ...полностью>>
'Документ'
які не включаються до суми валових витрат з метою розрахунку податкового прибутку, але визнаються в бухгалтерському обліку  ( 3) (50) 4  Витрати, які...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «Деньги, кредит, банки» Рекомендуется для направления подготовки 0800100 Экономика

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Деньги, кредит, банки»

Рекомендуется для направления подготовки

0800100 Экономика

Квалификация выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования и денежно-кредитного сектора экономики, а также используемых на данных рынках инструментов.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • изучение особенностей и принципов функционирования денежно-кредитного сектора и кредитно-банковской системы;

  • научить студентов анализировать процессы, происходящие на денежно-кредитных рынках в России и за рубежом, знать и понимать инструментарий их регулирования государством и рыночными методами;

  • приобретение студентами знаний, необходимых для прогнозирования процессов, происходящих на денежно-кредитных рынках;

  • овладение студентами навыками, необходимыми для практической работы на денежно-кредитном рынке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в профессиональный цикл изучаемых дисциплин программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика», читается в шестом семестре и является базой для дисциплин профессионального цикла, читаемых в седьмом семестре данного цикла по профилю «Финансы и кредит».

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины. Дисциплина основывается на знаниях студентов, полученных в результате изучения предшествующих дисциплин профессионального цикла направления: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Финансы», «Теория рисков».

Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь представление об общих закономерностях функционирования экономики.

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

Знания данного курса могут быть использованы в процессе изучения преподаваемых в 7 семестре дисциплин: «Государственные и муниципальные финансы», «Инвестиции», «Финансовый менеджмент», «Рынок ценных бумаг», а также в процессе подготовки дипломной работы, если тема дипломной работы будет связана с особенностями функционирования и регулирования денежно-кредитного рынка.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения (в соответствии с ФГОС ВПО): Чтобы усвоить данную дисциплину, студенты должны обладать следующими компетенциями:

Знать:

- основные нормативные правовые документы,

- основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач;

- закономерности и анализ функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

- основные понятия категории и инструменты экономической теории и изученных прикладных экономических дисциплин;

- методы построения эконометрических моделей, объектов, явлений и процессов;

- основы построения, расчета и анализа современной системы экономических показателей на микро- и макроуровне;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в экономической деятельности;

- ориентироваться в мировом экономическом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в экономике;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов;

- применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические показатели;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- организовать выполнение конкретного порученного этапа работы.

Владеть:

- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;

- навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке;

- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;

- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов;

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

Знания данного курса могут быть использованы в процессе изучения параллельно преподаваемых в 6 семестре дисциплин: «Эконометрика», «Государственное регулирование».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия, категории и инструменты, эволюцию, принципы и закономерности функционирования, а также современную институциональную систему и инфраструктуру денежно-кредитных рынков;

- законодательные и нормативно-правовые основы формирования и регулирования денежно-кредитных рынков;

- методику финансовых расчетов для анализа текущего состояния и прогнозирования развития денежно-кредитных рынков;

- основы функционирования рынков краткосрочных финансовых инструментов, межбанковских кредитных рынков и различных сегментов валютного рынка (биржевых и внебиржевых);

- основы приемов биржевой и внебиржевой торговли, порядок осуществления сделок с денежными ценностями;

- основные методы и инструменты страхования (хеджирования) кредитных и процентных рисков.

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические процессы и институты денежно-кредитных рынков;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, возникающих на денежно-кредитном рынке, предлагать способы их решения с учетом критериев эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- применять знания по теории функционирования денежно-кредитных рынков в своей профессиональной деятельности,

уметь осуществлять рыночные сделки, объективно оценивать кредитные и процентные риски и применять стратегии их страхования;

- выявлять тенденции и видеть перспективы развития денежно-кредитных рынков и их институтов.

Владеть:

-методологией исследования денежно-кредитных рынков и их отдельных сегментов и институтов;

- методами принятия управленческих решений в функционировании денежно-кредитных рынков и осуществлении сделок на них;

- методикой и методами финансовых расчетов;

- методами управления краткосрочными долговыми обязательствами и денежными активами;

-методами анализа финансовых рынков;

- навыками деловых коммуникаций, самоорганизации и организации выполнения заданий в профессиональной деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего

Часов

(6 семестр)

Аудиторные занятия (всего)

90

В том числе:

-

Лекции

42

Практические занятия (ПЗ)

16

Семинары (С)

32

Самостоятельная работа (всего)

126

В том числе:

-

Реферат

14

Аналитическая работа

20

Расчётная работа

17

Итоговая контрольная работа

14

Курсовая работа

25

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

Общая трудоемкость 216 час.

6 зач. ед.

216

6

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование

раздела дисциплины

(дидактической

единицы)

Содержание раздела

1.

Деньги и экономика

1.1. Сущность и функции денег

Сущность денег: деньги как особый финансовый актив Виды активов, понятие актива. Определения денег. Главная функция денег. Деньги и бартер: преодоление деньгами недостатков бартера. Попытки создания безденежной экономики: теоретические прожекты и исторический опыт.

Основные функции денег. Производные функции денег и их взаимозависимость с основными функциями.

1.2. Деньги и бартер

Деньги и бартер: преодоление деньгами недостатков бартера. Попытки создания безденежной экономики: теоретические прожекты и исторический опыт.

1.3. Формы денег и денежные системы

Эволюция форм денег. Содержание и форма денег. Развитие формальных свойств денег. Вещи, выполнявшие роль денег в разное время и в разных обществах. Основные формы (типы) денег: товарно-счетная, товарно-весовая, слитковая, сонетная, бумажная и кредитная. Понятие примитивных денег. Различия между примитивными и современными деньгами. Полноценные и неполноценные деньги.

Денежные системы (стандарты). Денежное обращение и денежная система. Структура денежной системы. Виды денежных систем (стандартов). Металлический стандарт. Биметаллизм и его виды. Монометаллизм и его виды. Неразменные бумажные деньги. Преимущества и недостатки отдельных денежных систем.

1.4. Развитие денежного обращения в России

Денежное обращение России до 1917 года.

Денежное обращение в период плановой экономики. Денежное обращение после 1991 года. Дезинтеграция рублевой зоны. Денежная реформа 1992-1993 гг. Деноминация 1997 года. Современный денежный ряд России.

2.

Кредит и процент

2.1. Сущность кредита и его свойства

Определение кредита. Кредиторы и заемщики.

Равновесие на рынке кредита. Классификация кредита: формы и виды. Экономическое значение кредита, его функции.

2.2. Сущность процента и виды процентных ставок

Основы теории процента. Понятие процента. Номинальная и реальная процентные ставки. Основные теории процента.

Основные виды процентных ставок на кредитном рынке и их взаимозависимость: структура процентных ставок.

3.

Спрос и предложение на рынке денег

3.1. Предложение на рынке денег

Денежная масса и ее структура. Денежная масса и денежный агрегат. Виды агрегатов.

Инструменты финансового рынка. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов по риску и доходности. Линия рынка капитала.

Деньги центрального банка. Деньги центрального банка и денежная база. Понятие минимальных (обязательных) резервов. Избыточные резервы. Денежная эмиссия: «создание» и «уничтожение» денег. Деньги центрального банка со стороны пассивов. Деньги центрального банка со стороны активов. Границы создания денег центральным банком.

Деньги коммерческих банков. Создание денег одним коммерческим банком. Пассивное создание денег. Активное создание денег. Границы создания денег коммерческими банками.

3.2. Спрос на рынке денег

Классический подход к спросу на деньги: версия транзакционных балансов. Факторы спроса на деньги в данной версии. Версия денежных балансов, ее отличие от версии транзакционных балансов. Общий подход классический школы к спросу на деньги. Кейнсианский подход к спросу на деньги. Посткейнсианский анализ

4.

Равновесие и неравновесие на рынке денег

4.1. Механизм равновесия на рынке денег

Кейнсианская теория. Равновесие на рынке денег (модель LM).

Монетарная и фискальная политика в закрытой экономике. Линия платежного баланса (ВР). Внутреннее и внешнее равновесие экономики. Равновесие открытой экономики при равновесном государственном бюджете.

Неравновесный государственный бюджет при фиксированном обменном курсе. Финансирование дефицита государственного бюджета дополнительными деньгами. Финансирование дефицита государственного дополнительными ценными бумагами.

Новая количественная теория.

4.2. Инфляция

Основные теории цены денег. Определение и измерение инфляции. Виды инфляции. Статистическое измерение инфляции. Предпосылки инфляции.

Модели инфляции.

5.

Институты денежно-кредитной политики

5.1. Понятие банковской системы. Банковские системы зарубежных стран.

Понятие банковской системы. Уровни банковской системы. Примерная модель современной банковской системы. Центральный банк: его статус и функции.

5.2. Банковская система России

Зарождение банковской системы (середина XVIII – 1860 г.). Банковская система 1861-1917 гг. Государственный банк и его развитие до 1917 г. Банковская система в период плановой экономики (1917-1991 гг.). Банковская система на современном этапе.

6.

Осуществление денежно-кредитной политики

6.1. Основы денежно-кредитной политики

Понятие денежно-кредитной (монетарной) политики. Стратегическая ДКП и ее носители. Цели и инструменты стратегической ДКП. Текущая ДКП, ее задачи и носители.

Разногласия между монетаристами и кейнсианцами по поводу ДКП. Трансмиссионный механизм в кейнсианской версии. Трансмиссионный механизм в монетаристской версии. Парадокс Гибсона.

6.2. Инструменты денежно-кредитной политики

Регулирующая функция центрального банка. Политика вкладов. Регулирование процентных ставок. Политика «увещевания». Джентльменское соглашение. Политика рефинансирования: учетная (дисконтная политика), ломбардная (залоговая) политика. Политика минимальных резервов. Политика на открытом рынке, количественный тендер, процентный тендер. Внешняя денежно-кредитная политика. Политика своповой ставки. Политика валютной интервенции. Валютные резервы.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Поскольку дисциплина завершает профессиональный цикл изучаемых дисциплин программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика», последующие (обеспечиваемые) дисциплины отсутствуют. Однако знания, полученные студентами, могут быть успешно использованы в процессе изучения параллельно преподаваемых в 8 семестре дисциплин: «Российский рынок ценных бумаг», «Технический и фундаментальный анализ ценных бумаг», а также в процессе подготовки дипломной работы, если тема дипломной работы будет связана с особенностями функционирования и регулирования валютных или денежных рынков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» Рекомендуется для направления подготовки (1)

    Рабочая программа
    раскрыть методику и выработать навыки факторного анализа и объективной оценки финансовой устойчивости, финансовых результатов, издержек, объема производства,
  2. Рабочая программа дисциплины «международный финансовый менеджмент» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование у студента концептуально-аналитического аппарата для усвоения: 1) базовых концепций в международных финансах, 2) принципов и механизмов принятия решений по многовалютным инвестиционным
  3. Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для направления

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «История экономических учений» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание
  4. Рабочая программа дисциплины «Интернет-технологии в коммерческих банках» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Основной целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о принципах автоматизации деятельности банков, специфике использования интернет-технологий в процессе дистанционного обслуживания клиентов, а также
  5. Рабочая программа дисциплины «финансы, денежное обращение и кредит» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – сформировать у студентов базовую систему знаний о финансах, деньгах и кредите; обобщить последние достижения в теории и практике финансов, денежного обращения и кредита; изменения в современной финансовой и кредитной

Другие похожие документы..