Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта Росси...полностью>>
'Документ'
Львов- Прага –Итальянская Швейцария- Лугано- Генуя-Ницца- Антиб- Сан-Поль де Ванс- Канны- Монако- Монте-Карло- Вильфранш-сюр-Mep- Ментон -Венеция-Вен...полностью>>
'Документ'
Алкоголь присутствует в жизни почти каждого человека. За последние 20 лет потребление алкоголя в мире удвоилось. Злоупотребление алкоголем является о...полностью>>
'Тезисы'
Для участия в работе конференции просим выслать заполненную регистрационную форму (прилагается) и тезисы выступления по адресу: 199034, Санкт-Петербу...полностью>>

Конституция Российской Федерации учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 7. Избирательное право и избирательная система в РФ

Авакьян, С. Какая избирательная система лучше? / С. Авакьян // Российская Федерация сегодня. 2004. № 23.

Анохина, Н.В. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай / Н.В. Анохин, Е.Ю. Мелешкина // Полис. 2007. № 5.

Безруков, А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 23.

Бузин, А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними / А.Ю. Бузин. М., 2007.

Воробьев, Н.И. Конституционность реформы избирательной системы / Н.И. Воробьев // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: энцикл. Справ. / сост. А.А. Танин-Львов. М., 2001.

Гаджиева, К. Некоторые правовые аспекты избирательных технологий / К. Гаджиева // Закон и право. 2007. № 10.

Дюдина, П.А. Кто заплатит за «бесплатный» эфир? / П.А. Дюдина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 20.

Ерыгина, В.И. Политико-правовые тенденции возрастания роли политических партий в избирательном процессе / В.И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19.

Иванченко, А.В. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы / А.В. Иванченко, А.В. Кынев, А.Е. Любарев. М., 2005.

Избирательное право России / под ред. В.О. Лучина. М., 2007.

Карапетян, Л.М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

Лучин, В. Избирательное право России. Правовые позиции Конституционного Суда РФ / В. Лучин, Т. Пряхина // Закон и право. 2007. № 10–12.

Любарев, А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.Е. Любарев. М., 2006.

Макаренко, Б. Новый закон о выборах и эволюция режима / Б. Макаренко // Pro et contra. 2006. № 1.

Макаркин, А. Смешанная система выборов в регионах России / А. Макаркин // Pro et contra. 2006. № 1.

Малиновский, В.А. Международное наблюдение за выборами: обеспечение объективности или правовая основа для политических манипуляций / В.А. Малиновский // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

Нудненко, П.В. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов на пропорциональных выборах / П.В. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12.

Худолей, Д.М. О принципе равного избирательного права / Д.М. Худолей // Конституционное и муниципальное право 2007. № 5.

Тема 8. Конституционно-правовой статус Президента

Российской Федерации

Авакьян, С.А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса / С.А. Авакьян // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. № 1.

Зазнаев, О. Индексный анализ полупрезидентских государств Европы и постсоветского пространства / О. Зазнаев// Полис. 2007. № 2.

Колбая, С.Г. Отставка Президента / С.Г. Колбая // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.

Колбая, С.Г. О преемственности поста президента / С.Г. Колбая // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

Коровникова, Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля права / Е.А. Коровникова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17.

Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика / Л.А. Окуньков. М., 1996.

Окуньков, Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2.

Панов, А.А. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации: общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти / А.А. Панов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.

Радченко, В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / В.И. Радченко: под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов, 2000.

Сахаров, Н.А. Институт президентства в современном мире / Н.А.Сахаров. М., 2004.

Скобликов, П.А. Об иммунитете Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий / П.А. Скобликов // Право и политика. 2000. № 12.

Тихон, Е.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека / Е.А. Тихон // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.

Черкасов, К.В. Федеральные округа как территориальная сфера деятельности полномочных представителей Президента РФ: состояние и перспективы развития системы права / К.В. Черкасов// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.

Чиркин, В.Е. Президентская власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. 1997. № 5.

Тема 9. Федеральное Собрание – парламент Российской

Федерации

Абрамова, А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования / А.И. Абрамова // Журнал российского права. 2007. № 2.

Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России / С.А. Авакьян. М., 1999.

Амиантов, А.А. Конституционные принципы парламентаризма // Конституционное и муниципальное право / А.А. Амиантов. 2007. № 18.

Арутюнян, А.Ш. Проблема соотношения классического парламентаризма и постсоветского парламентаризма / А.Ш. Арутюнян // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22.

Васькова, Л.Г. Партийный императивный мандат – новая модель взаимоотношений депутата и избирателей / Л.Г. Васькова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.

Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. 2006. № 2. (I).

Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. 2006. № 3. (II).

Гранкин, И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания / И.В. Гранкин // Журнал российского права. 2003. № 1.

Гранкин, И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

Колюшин, В.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ / В.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.

Краснов, Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: пути совершенствования / Ю.К. Краснов. – М., 2004.

Кудрявцев, В.Н. и др. Конституция – это закон и для Государственной Думы / В.Н. Кудрявцев и др. // Государство и право. 2007. № 5.

Кондрашев, А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве / А.А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.

Мартышин, О.В. Столетие учреждения Государственной Думы и судьба парламентаризма / О.В. Мартышин // Государство и право. 2007. № 2.

Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.

Романов, Р.М. Российский парламентаризм: история и современность / Р.М. Романов: науч. ред. А.И. Яковлев. М., 2000.

Советников, И.В. Новеллы законодательства о статусе депутата Государственной Думы / И.В. Советников // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.

Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / под ред. О.Н. Булакова. М., 2005.

Тема 10. Конституционно-правовой статус Правительства

Российской Федерации

Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. 1997. № 3.

Государственный аппарат. «Власть» подводит итоги административной реформы // Коммерсантъ-Власть. 2007. № 50.

Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы. М., 2004.

Исполнительная власть в Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

Новиков, А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы В РФ / А.Б. Новиков // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10.

Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

Тема 11. Конституционные основы судебной системы.

Конституционное правосудие

Авакьян, С.А. Конституционная нелегитимность. Опус первый: исход Конституционного Суда РФ из столицы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.

Витрук, Н.В. Конституционное правосудие в России (1991–2001): очерки теории и практики / Н.В. Витрук. М., 2002.

Волкова, Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева. М., 2005.

Зорькин, В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. 2004. № 12.

Зыкова, Н.С. Структура Конституционного Суда РФ: актуальные проблемы / Н.С. Зыкова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.

Митюков, М.А. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: правовые дискуссии при разработке и принятии / М.А. Митюков // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12.

Савельева, О.А. Понятие и общая характеристика правых позиций Конституционного Суда Российской Федерации / О.А. Савельева // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 21.

Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд / Б.С. Эбзеев. М., 1997.

Тема 12. Конституционные основы организации системы

органов государственной власти субъектов РФ

Жуков, А.П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) / А.П. Жуков // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14.

Евдокимов, В.Б. О конституциях и уставах субъектов Российской Федерации / В.Б. Евдокимов // Чиновник. 1998. № 3.

Елисеев, Б.П. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности / Б.П. Елисеев. М., 1997.

Малый, А.Ф. Организация областного парламента / А.Ф. Малый, М.А. Гмырин. Архангельск, 2001.

Проблемы формирования регионального законодательства: сб. науч. Ст. / под ред. А.Ф. Малого. Архангельск, 2001.

Синякова, С. Формирование парламентов по партийным спискам и эффективность государственной власти в регионах России / С. Синякова // Власть. 2007. № 6.

Шхагапсоев, З.Л. Конституционные основы судебной власти в субъектах РФ / 3.Л. Шхагапсоев, Л.А. Тхабисимова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.

Щербаков, С. Проблемы повышения эффективности законодательной ветви власти на региональном уровне / С. Щербаков // Власть. 2007. № 10.

Тема 13. Конституционно-правовые основы местного

самоуправления

Автономов, А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки) / А.С. Автономов. М., 2002.

Акмалова, А.А. Модели местного самоуправления / А.А. Акмалова. М., 2001.

Антонова, Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления / Н.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.

Ежкова, А. К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления /А. Ежкова // Право и жизнь. 2003. № 62 (10).

Желтухова, Н.А. Финансово-экономическая организация территориального общественного самоуправления / Н.А. Желтухова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.

Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. А.В. Иванченко. М., 2004.

Кузнецов, С.П. Принципы построения местных бюджетов / С.П. Кузнецов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.

Лобода, Т.И. Реформа местного самоуправления в России / Т.И. Лобода // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

Макарова, Т.Б. Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / Т.Б. Макарова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.

Мерсиянова, И. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи / И. Мерсиянова // Власть. 2007. № 1.

Помещикова, С.А. Учет мнения населения в градостроительной деятельности / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7.

Сергеев, А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия / А.А. Сергеев. М., 2005.

Симонян, Г.Р. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления / Г.Р. Симонян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.

Синцов, В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия / В.Н. Синцов// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.

Степанова, А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.

Усманова, Р.М. Население как субъект местного самоуправления / Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.

Ресурсы Интернета

Система «Гарант»: правовые базы российского законодательства – www.garant. ru;

общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-плюс) – www.consultant. ru;

сервер «Российской газеты» – www.rg. ru;

официальный сервер органов власти Российской Федерации – http:// www.gov.ru/;

официальный сервер уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – http:// www.ombudsman.ru/

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Активное избирательное право – право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Антиконституционность – противоречие закона, иного нормативно-правого акта конституции.

Асимметричная федерация – федеративное государство, субъекты которого имеют неодинаковый юридический статус.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Вето президента – отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись.

Вотум (от лат. – воля, желание) – выражение представительным органом доверия или недоверия правительству, отдельному его члену, иному исполнительному органу, должностному лицу исполнительной власти.

Выборы – процедура формирования посредством голосования состава государственного органа, органа местного самоуправления или наделение полномочиями должностного лица.

Высший Арбитражный Суд РФ – инстанция, возглавляющая систему арбитражных судов, в компетенцию которых входит разрешение экономических споров и иных дел, преимущественно в сфере предпринимательской деятельности.

Гарантии депутатской деятельности – устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий.

Гарантии прав и свобод граждан – материальные, организационные, духовные и правовые условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться правами, установленными конституцией и законами.

Глава государства – высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент), часто – глава исполнительной власти.

Глава правительства – обобщенное наименование лиц, возглавляющих правительство государства (председатель правительства, председатель совета министров, председатель кабинета министров, премьер-министр, канцлер).

Государственная власть – деятельность государства по осуществлению функций управления и руководства обществом, определяемая волей всего общества или отдельных его социальных слоев.

Государственное единство – принцип организации государства, заключающийся в признании государства как единого целого всеми его частями.

Государственная Дума – одна из палат российского парламента (Федерального Собрания), формируемая путем общенациональных прямых выборов.

Государственное устройство – территориальная организация государства, обуславливающая правовое положение его отдельных частей и характер взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Государственная целостность – один из принципов построения Российской Федерации; он означает, что территория государства едина и неделима, субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, власть органов РФ распространяется на всю ее территорию.

Государственный суверенитет (см. Суверенитет).

Государственный язык – язык органов государственной власти, учреждений, предприятий, на котором осуществляется судопроизводство, ведется обучение в школах и вузах государства.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Дееспособность – установленная (признанная) в законе возможность лица собственными действиями осуществлять свои права и обязанности.

Демократическое государство – это государство, в котором единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью.

Денонсация – официально оформленный отказ государства от ранее заключенного международного договора.

Депутат – лицо, избранное в парламент или представительный орган местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа.

Депутатская неприкосновенность (депутатский иммунитет) – предусмотренная законом невозможность ареста депутата, привлечения его к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат.

Депутатский индемнитет – непривлечение к ответственности депутата за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций.

Депутатский запрос (то же, что интерпелляция) – обращение депутата к определенным органам или должностным лицам, предложение (требование) дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в их компетенцию.

Договор нормативный – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.)

Достоинство личности – категория, закрепленная в ст. 21 Конституции РФ, под которой понимается обладание человеком определенными нравственными и интеллектуальными качествами, соответствующими общепринятым моральным ценностям.

Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Закон – нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый парламентом и имеющий общеобязательную силу.

Законодательная власть – избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.

Законодательный процесс – осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц, направленная на принятие законов и введение их в силу.

Избирательное право – совокупность норм, регламентирующих порядок организации и проведения выборов, а также право конкретного гражданина избирать и быть избранным (субъективное право).

Избирательный процесс – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательная система – 1) в широком смысле слова – совокупность общественных отношений, возникающих по поводу проведения выборов; 2) в узком смысле слова – система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Институт права – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Импичмент (англ. недоверие, обвинение) – особый порядок привлечения к ответственности или отстранения от должности главы государства и других должностных лиц исполнительной и судебной власти.

Императивный мандат (лат. повелительный) – форма взаимосвязи депутата со своими избирателями, предполагающая обязанность депутата выполнять наказы избирателей и нести перед ними ответственность за свои действия.

Исполнительная власть – назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовывать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

Кворум – установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.

Кодификация – форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, юридически и логически цельный законодательный акт с изменением их содержания.

Комитеты и комиссии Государственной Думы – органы с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые из числа депутатов Государственной Думы.

Компетенция – совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативно-правовыми актами.

Конституция (лат. установление) – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основы устройства государства и общества.

Конституционализм – 1) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость демократического устройства государства на основе конституции; 2) наличие политического режима, адекватного конституции, закрепляющей демократические институты: свободу личности, демократические права и свободы граждан, участие народа в осуществлении функций власти, избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов, демократический порядок формирования государственных органов, наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический плюрализм и многопартийность.

Конституционно-правовая ответственность – установленная нормами конституционного права ответственность государственных органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичной власти.

Конституционность – соответствие общественных отношений, актов и действий органов государства основному закону страны – Конституции, имеющей высшую юридическую силу.

Конституционное Собрание – орган, предусмотренный Конституцией РФ и созываемый для решения вопросов, связанных с пересмотром Конституции РФ.

Конституционный строй – отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Конституционный контроль – проверка на соответствие Конституции законов и других нормативных актов, а также действий органов государственной власти.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конфедерация – временный союз государств (т.е. международно-правовое объединение), образуемый для достижения экономических, политических, военных и прочих целей.

Легислатура – срок полномочий представительного органа власти. В нашей стране более употребителен термин созыв.

Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, ее права подчинять.

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Неприкосновенность личности – запрет совершать произвольно какие-либо действия, посягающие на жизнь, здоровье, свободу, личную жизнь и другие блага, принадлежащие человеку и гражданину.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Общественная власть – власть общественных объединений и групп граждан как средство их самоорганизации (самоуправления).

Общественное объединение – объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства.

Обязанность – необходимость определенного поведения.

Октроирование (фр. жаловать, даровать) – дарование конституции от имени главы государства, выступающего в качестве учредительной власти.

Омбудсман – должностное лицо, назначаемое парламентом и имеющее задачей защиту прав и свобод человека и гражданина. В России – уполномоченный по правам человека Российской Федерации.

Оптация (выбор гражданства) – способ приобретения или изменения гражданства при изменении государственной принадлежности территории.

Основы конституционного строя – закрепленные в Конституции РФ исходные принципы территориальной, политической, социальной и экономической организации государства и общества, приоритеты общественного развития.

Основы местного самоуправления – совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории РФ.

Ответственность правительства 1) юридическая ответственность связана с законностью действий правительства: 2) политическая ответственность правительства касается целесообразности проводимой правительством политики и принимаемых им мер. Ответственность правительства связана с процедурами голосования о доверии или недоверии, а также институтом отставки, что определяется характеристиками взаимоотношений правительства с парламентом.

Отставка правительства – прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого правительства, по инициативе президента, в случае политического конфликта с парламентом в форме вотума недоверия или отказа в доверии, выраженных парламентом.

Парламент – высший выборный законодательный орган государственной власти.

Парламентская республика – форма правления, характеризующаяся тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти.

Парламентское расследование – одно из контрольных полномочий парламента, осуществляемое специально создаваемыми парламентскими (следственными) комиссиями временного характера.

Парламентаризм – система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве парламента по отношению к другим государственным органам.

Парламентарий – депутат, член парламента.

Парламентские слушания – публичное обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы, проводимое парламентом.

Партийные списки списки кандидатов, выдвигаемых политическими партиями и избирательными объединениями в представительные органы власти на выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе.

Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Подзаконный акт – наименование всех правовых актов, стоящих в иерархии правовых актов ниже законов.

Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические права – группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными делами.

Политический плюрализм – возможность существования различных идеологических течений и представляющих их общественных объединений, в том числе политических партий и движений.

Политический режим – система методов, способов, форм осуществления государственной власти, определяющих реальное состояние политических отношений и конституционного строя в целом.

Права и свободы человека – мера возможного поведения человека в обществе, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормативных юридических актах.

Правосудие – форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.

Правоспособность – установленная (признанная) в законе возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правосубъектность – признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении.

Правящая партия – политическая партия, получившая большинство депутатских мандатов по итогам парламентских выборов и способная в силу этого влиять на формирование правительства.

Представительная демократия – осуществление власти народом через своих выборных полномочных представителей.

Президент – глава государства в республиканских странах.

Президентская республика – форма правления, отличительными признаками которой являются: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

Прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел.

Принципы избирательного права (субъективного) – закрепленные в правовых нормах исходные начала, определяющие условия обладания избирательными правами и их реализации (всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование).

Промульгация закона – издание президентом специального акта (указа), содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона.

Равноправие – основополагающий принцип статуса человека и гражданина, включающий в себя три аспекта: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины.

Разделение властей – предполагает, что основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной корреспондируют соответствующие органы государства. С целью предотвращения злоупотребления властью все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Указанный принцип предполагает взаимодействие и сотрудничество различных ветвей власти в осуществлении единой государственной власти.

Ратификация (лат. утвержденный, имеющий законную силу) – утверждение высшим органом государственной власти международного договора, после чего договор обычно приобретает юридическую силу для этого государства.

Реализация конституции – система средств и приемов, обеспечивающих практическое действие основного закона

Регламент – нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Республика (лат. общественное дело) – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Российская Федерация (Россия) – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Прежнее наименование государства – РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Наименование «Российская Федерация» введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г., с апреля 1992 г. включено в Конституцию. Наименования Российская Федерация и Россия – равнозначны.

Светское государство – конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

Свобода личности – возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности, поведения в условиях данного государства и общества.

Свободный мандат – форма взаимосвязи депутата со своими избирателями, при которой он юридически не связан наказами своих избирателей и не может быть отозван ими.

Сецессия – выход из состава государства какой-либо его части в одностороннем порядке. Конституцией РФ, как и конституциями других стран, не допускается.

Символы государства – внешние официальные знаки, дающие представление о сущности государства и тех ценностях, которых оно придерживается. Главными символами государства являются государственные флаг, герб, гимн. Они устанавливаются конституцией государства, неуважение к символам государства влечет административное или уголовное наказание.

Система сдержек и противовесов – разделение компетенции между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга.

Совет Безопасности РФ – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Содержание конституции – ее нормы и связи между ними.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Совет Федерации – одна из двух палат Федерального Собрания РФ, предназначенная для представительства субъектов РФ, отражения их позиций и интересов в законодательной деятельности на федеральном уровне и при решении других общегосударственных дел.

Структура конституции – последовательное расположение внутренне согласованных частей конституции.

Субъекты Российской Федерации – входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования – автономная область, автономные округа, а также территориальные образования – края, области, города федерального значения.

Суверенитет верховенство, независимость. В зависимости от того, кто является носителем суверенитета, выделяют суверенитет народа, суверенитет государства, суверенитет нации.

Суверенитет государства – независимость государственной власти в отношениях с другими государствами и ее верховенство внутри страны.

Суверенитет народа – всевластие народа, народовластие, определяемое общей волей граждан, которая реализуется во всех сферах жизни.

Суверенитет нации – верховное, неотчуждаемое право нации на самоопределение в государственной, экономической, духовной сферах.

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Судебную систему РФ составляют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) и суды субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции – суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды.

Сущность конституции – ее социально-политическое содержание.

Толкование конституции – даваемое уполномоченным конституцией органом общеобязательное разъяснение содержащихся в тексте конституции понятий, формулировок, норм.

Унитарное государство – единое (простое) государство, большинство частей которого не имеют статуса государственных образований, а являются единицами административно-территориального деления, которые управляются на основе законов, принимаемых центральными органами.

Устав (в конституционном праве РФ) – основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с гражданами.

Федерализм – совокупность идей, в том числе нашедших конституционное закрепление, о федеративной форме государственного устройства, а также практика их реализации.

Федеральное Собрание – высший представительный и законодательный орган (парламент) РФ, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования.

Федеральная интервенция – вмешательство федеральной власти с использованием средств государственного принуждения в случаях, когда ситуация в одном или нескольких субъектах федерации выходит за рамки конституционного правопорядка.

Федеральный закон – закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Федеральный конституционный закон – закон особой значимости, принимаемый по вопросам, специально оговоренным в тексте Конституции РФ и отнесенным ею к ведению федерации; имеет более высокую юридическую силу по сравнению с федеральными законами.

Федеративный договор – соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации. Подписан 31 марта 1992 года.

Федерация – сложное (союзное) государство, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государственных образований, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

Форма конституции – способ организации правового материала, составляющего основной закон.

Юридические свойства конституции – ее признаки как правого акта, позволяющие раскрыть правовую природу, показать особенности данного документа.

Юридические функции конституции – основные направления воздействия конституционных норм на общественные отношения.

Юрисдикция – объем компетенции правоприменительного органа публичной власти.

(Интересующие студента понятия можно найти в следующих изданиях: Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. М., 1998; Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. автор. коллектива С.А. Авакьян. М., 2000.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БНА РФ Бюллетень нормативных актов министерств, ведомств, федеральных органов исполнительной власти.

ГД РФ – Государственная Дума РФ

МСУ местное самоуправление.

РФ Российская Федерация.

САПП Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

СБ РФ – Совет Безопасности РФ.

ФЗ федеральный закон.

ФКЗ – федеральный конституционный закон.

ФС РФ – Федеральное Собрание Российской Федерации.

СЗ РФ Собрание законодательства Российской Федерации

ЦИК – Центральная избирательная комиссия РФ.

Схема 1

Таблица 1

Система основных прав и свобод человека и гражданина

Гражданские

Политические

Экономические

и социально-культурные

Право на жизнь

Право на выбор гражданства

Право на личное достоинство

Право на свободу

и личную неприкосновенность

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Право на неприкосновенность жилища.

Право на указание

и определение своей национальной принадлежности

Право на пользование родным языком

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания

и жительства

Свобода совести

и вероисповедания

Свобода мысли

и слова

Право на информацию

Право на объединение

Право на манифестации

Право на участие

в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления

Право избирать и быть избранным

Право обращаться непосредственно, направлять обращения

в государственные органы

и органы местного самоуправления

Право участвовать

в отправлении правосудия

Право на свободное осуществление экономической деятельности

Право частной собственности

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду

Право на индивидуальные трудовые споры и забастовку

Право на отдых

Право на защиту материнства, детства

и семьи государством

Право на социальное обеспечение и социальную защиту

Право на образование

свободу литературного, художественного научного, технического и других видов творчества, преподавание

Право граждан и их объединений иметь

в собственности землю

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Схема 5

Схема 6

Схема 7

Назначение с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ

Принятие решения об отставке Правительства РФ

Назначение на должность и освобож-дение от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров

Схема 8

Схема 10

Схема 11

Полномочия Конституционного Суда РФ

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ Федеральных законов

и иных нормативных правовых актов

Разрешает споры о компетенции между соответствующими структурами государственной власти

Проверяет конституционность закона, который применен или подлежит применению в конкретном деле

Дает толкование Конституции РФ

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ

Выносит на рассмотрение высших органов законодательной власти РФ законопроекты по вопросам своего ведения

Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ

и федеральными конституционными законами


а 12

Схема 13

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ, ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам федеральной, совместной с федеральной и собственной компетенции

Не вступивших в силу международных договоров РФ

Схема 14

Схема 15

Схема 16



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, учебно-методической, научно-исследовательской и иной литературы. При изложении теоретической части работы необходимо использовать учебники

    Учебники
    Курсовая работа ставит своей задачей проверку знаний студента по отдельным вопросам курса Общей и Особенной части уголовного законодательства и права.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения неюридических факультетов вузов

    Учебно-методическое пособие
    Аграрный сектор Алтайского края во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов ХХ века [Текст]: монография /Д.С. Орлов; Бийский пед. гос. ун-т им.
  3. В г. Красноярске муниципальное право российской федерации Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) -Юриспруденция. Красноярск: филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г.
  4. В. И. Ульянова-Ленина Юридический факультет кафедра конституционного права и прав человека конституционное право российской федерации учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» разработан на основе Государственного образовательного стандарта, в рамках Основной Образовательной Программы (ООП) и с учётом особенностей учебного
  5. Учебно-методическое пособие «Развитие страхового дела» «Развитие страхового дела»

    Учебно-методическое пособие
    Корни страхования лежат в глубокой древности. Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование применялось еще в Древнем Риме.

Другие похожие документы..