Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В целях повышения профессионального мастерства, обобщения опыта специалистов, пропаганды современного направления моды в парикмахерском искусстве, вы...полностью>>
'Документ'
Для опубликования материалов и включения в сборник Вам необходимо предоставить их до 01 октября 2009 года в соответствии со всеми указанными ниже тре...полностью>>
'Документ'
Рефлексотерапия.- 2007.- №1 (19).- с.26-28.Ш. Х. Арифджанов, Х.Абдусаттарова Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи, г. Ташкент, ...полностью>>
'Документ'
До роботи психологом навчального закладу (далі психологом) допускаються особи, які мають спеціальну педагогічну освіту, підтверджену документом устан...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Право Европейского Союза" Для направления/специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семинары литература контрольная работа зач. вопросы темы курсовых

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Кафедра Теории и истории государства и права

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

“Право Европейского Союза”

Для направления/специальности 030500.65 –Юриспруденция;

030501.65 - Юриспруденция

Составители рабочей программы: к.ю.н., доцент Орлов А.С.

Рассмотрено и переутвержден на заседании кафедры от «__11___» мая 2010 г.

Зав. кафедрой _______________________/ М.А.Мокшина /

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ «20» сентября 2010 г.

ИЖЕВСК

2010

Введение

Государственный образовательный стандарт (ГОС) по специальности 030501 – «Юриспруденция» предъявляет следующие общие требования к образованию дипломированного специалиста в рамках курса, отражающего федеральный компонент:

  • имеет представление о сущности, характере и специфике европейского права, основных этапах его возникновения и развития, особенностях и перспективах развития;

  • знает нормативный и фактический материал, отражающий основные положения и функционирование отраслей и институтов европейского права;

  • понимает особенности, место и роль европейского права в международной и национальных правовых системах, значение европейского права в свете интересов государств, физических и юридических лиц;

  • умеет использовать полученные знания в правоприменительной практике;

  • способен к оценке и творческому подходу к осмыслению нормативного и фактического материала, разрешению конкретных правовых ситуаций.

В качестве самостоятельной учебной дисциплины право Европейского Союза (или «европейское право») преподается сейчас во всех ведущих юридических учебных заведениях и факультетах Западной и Восточной Европы, США. В силу ряда исторических и политических факторов в Российской Федерации данная учебная дисциплина начала вводиться в качестве отдельного курса только в конце 90-х годов и пока находится на этапе становления.

Необходимость изучения права Европейского Союза в России обусловлена в первую очередь потребностью в повышении общей правовой культуры отечественных юристов, важной составляющей которой является знание основных концепций, понятий, категорий зарубежного права.

Не меньшее значение имеет также возможность использования полученных знаний в практической работе. В силу географической близости и тесных исторических, экономических, культурных связей народов России и зарубежной Европы интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, в том числе правовая интеграция, непосредственно затрагивают важные интересы нашей страны и ее граждан. В качестве примера можно указать, в частности, такие отрасли и институты права Союза, как право общего рынка, таможенное право, право экономического и валютного союза (включая правовой режим «евро»), право Шенгенских соглашений, энергетическое право ЕС и др.

Целый ряд концепций и юридических конструкций «европейского права» могут быть использованы в ходе регулирования интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР и при осуществлении дальнейших шагов правовой реформы в Российской Федерации.

Право Европейского Союза (Европейское право) – самостоятельная правовая система. Ее возникновение и развитие связано с процессами полномасштабной социально-экономической и политической интеграции, которые происходят в современной Европе. Во многом по этой причине в учебной и научной литературе право Европейского Союза все чаще именуют в последнее время «европейским правом» (последний термин, однако, имеет и другие значения).

С 1 января 2007 г. нормы права Союза регулируют общественные отношения на территории 27 европейских стран, являющихся государствами-членами организации Европейский Союз (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония) а также (частично) на территории Исландии, Лихтенштейна и Норвегии – государствах-участниках Европейского экономического пространства и Шенгенского пространства (Исландия и Норвегия).

В ближайшие годы территориальная сфера действия права Союза возможно еще более расширится благодаря вступлению Сербии, Хорватии, Македонии, Турции и ряда других государств.

В качестве форм текущего и промежуточного контроля знаний используются опросы на практических занятиях, выполнение контрольных и курсовых работ, подготовка докладов и рефератов, а также другие формы, допускаемые в учебном процессе. По итогам студенты сдают зачет.

Учебный курс «Право Европейского Союза» ставит перед собой в качестве главных целей ознакомление студентов:

– во-первых, с правовыми основами формирования, устройства и деятельности организации Европейский Союз;

– во-вторых, с системой источников и норм права Европейского Союза, регулирующих многообразные виды общественных отношений с участием государств-членов и граждан Союза, других физических и юридических лиц.

Предмет курса – право Европейского Союза – как самостоятельная правовая система имеет комплексную юридическую природу. Она сочетает в себе черты, характерные как для международного, так и для внутригосударственного права; содержит нормы разных отраслей и правовых институтов (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, экологическое, таможенное, банковское, налоговое право и др.); имеет своеобразное и уникальное структурное деление (право Европейских сообществ, правовые основы общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере и др.).

Неоднозначную правовую природу имеет и организация Европейский Союз, которая включает в себя две других организации (Европейское сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии). Созданный в соответствии с международными договорами (Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ), Европейский Союз в настоящее время обладает признаками не только международной организации, но также конфедерации и федерации. Это обусловлено главным образом наличием у Союза достаточно широких властных полномочий, добровольно переданных ему государствами-членами.

Сложный характер юридической природы Европейского Союза и его правовой системы обусловливает междисциплинарный характер учебного курса «Право Европейского Союза». В процессе его изучения студент должен опираться на знания в области теоретических, исторических и специальных (отраслевых) юридических наук: теории государства и права, конституционного права, международного публичного, международного частного права, гражданского права и др.

Структура курса складывается из Общей и Особенной частей. В Общей части рассматриваются правовые основы формирования, устройства и деятельности организации Европейский Союз в целом, общие вопросы построения его правовой системы, юридический статус органов Европейского Союза.

В ходе изучения Особенной части студент получает представление об отдельных направлениях правового регулирования общественных отношений со стороны Европейского Союза, важнейших положениях учредительных документов, законодательства и прецедентного права Европейского Союза, закрепляющих порядок создания и функционирования общего рынка ЕС, регулирующих статус юридических лиц, вопросы трудового, авторского права на территории Европейского Союза, единую валюту ЕС (евро) и др.

Для успешного освоения всех разделов программы курса студенты должны изучить необходимые учебные и нормативные материалы.

В соответствии с программой по курсу предусмотрено 48 аудиторных часа, лекции – 32 часов, практические (семинарские) занятия – 16 часов, контрольная работа, по окончании изучения курса итоговая проверка осуществляется в форме «зачета».

Тема

Количество часов

лекции

семинары

1

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ЕВРОПЕ

4

2

2

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА:
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ, СИСТЕМА

4

2

3

КОМПЕТЕНЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

4

2

4

ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

4

2

5

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

2

2

6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

2

2

7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

2

8

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЫ

2

-

9

ОСНОВЫ ШЕНГЕНСКОГО ПРАВА

2

2

10

законодательство европейского
союза в сфере борьбы с преступностью и
международным терроризмом

2

-

11

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

2

-

Итого 48 часов

32

16

Программа учебной дисциплины

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ЕВРОПЕ

1.1. Предмет, задачи и методы права Европейского Союза.

Право Европейского Союза как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина. Необходимость и цели изучения права Европейского Союза в России. Важность познания права Европейского Союза в процессе профессиональной подготовки юриста. Источники и методы познания права Европейского Союза. Информационно-правовые системы и базы данных Европейского Союза.

Право Европейского Союза – комплексная область научных знаний. Роль общетеоретических, исторических и отраслевых юридических наук в изучении права Европейского Союза. Основные научные школы права Европейского Союза в России и за рубежом.

Учебная дисциплина «право Европейского Союза». Предмет и система курса. Теоретические и прикладные аспекты дисциплины. Использование знаний в области права Европейского Союза в практической деятельности юристов. Основные подходы к преподаванию права Европейского Союза в России и других странах Европы.

Соотношение курса «право Европейского Союза» с другими учебными дисциплинами (всеобщая история государства и права, конституционное право зарубежных стран, международное публичное право, международное частное право, сравнительное правоведение и др.).

1.2. Европейский Союз: состав, территория, население

Государства-члены Европейского Союза: краткая характеристика. Европейское экономическое пространство и Российская Федерация.

Территориальная сфера деятельности Европейского Союза. Территории государств-членов, не вошедшие в состав Европейского Союза. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» (Часть четвертая Договора о Европейском сообществе «Ассоциация с заморскими странами и территориями»).

Европейский Союз – интеграционное объединение государств и народов Европы. Концепция «Европа граждан». Институт гражданства Европейского Союза и его значение. Пространство свободы, безопасности и законности.

Официальные языки Европейского Союза. Система официальных символов Европейского Союза (гимн, флаг и др.).

Европейский Союз и Совет Европы. Общность задач и сходства в развитии. Различия в методах и формах осуществления интеграции в рамках двух объединений. Взаимодействие Европейского Союза и Совета Европы на современном этапе.

Финансы и бюджет Европейского Союза. Отличие от бюджета международной организации. Понятие «собственных ресурсов», порядок их установления и изменения. Система доходной и расходной части бюджета Европейского Союза (таможенные пошлины, НДС и т.д.)

1.3.Предпосылки и концепции европейской интеграции. Интеграционные проекты и объединения, предшествующие образованию Европейских сообществ

Историческая обусловленность интеграционного процесса в Европе и мире. Интернационализация и глобализация хозяйственных связей и мировой рынок – экономическая основа Европейского Союза. Политические и культурные предпосылки образования Европейского Союза.

Европейская идея: понятие, значение, эволюция. Концепции образования политического союза в Европе в средние века и новое время. Первая мировая война и лозунг Соединенных Штатов Европы.

Попытки осуществления западноевропейской интеграции в период между двумя мировыми войнами (1919–1939 гг.).

Планы интеграции и построения федеративного государства в Западной Европе в период второй мировой войны и первые годы после ее окончания (1941–1950 гг.).

План Маршалла и Организация европейского экономического сотрудничества. Создание Совета Европы и подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Холодная война» и образование НАТО. Причины неудач интеграционных проектов в Западной Европе до Второй Мировой войны. Интеграция и государственный суверенитет.

1.4. Основные этапы формирования Европейских сообществ и Европейского Союза

План Шумана 1950 г. Понятие «коммунитарный метод», его отличие от метода межправительственного сотрудничества. Влияние федералистских концепций на прошлое и настоящее Европейского Союза.

1950-е годы: создание Европейских сообществ. Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Неудавшиеся интеграционные проекты (Европейское оборонное сообщество и Европейское политическое сообщество). Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

1960-е годы. «Договор о слиянии» 1965 г. и завершение процесса создания единых руководящих органов (институтов) Сообществ. «Кризис пустого кресла» и Люксембургский компромисс 1966 г.

Развитие Европейских сообществ в 1970-е и 1980-е годы. Присоединение Великобритании, Дании и Ирландии (1973 г.), Греции (1981 г.), Испании и Португалии (1986 г.). Создание Европейского политического сотрудничества (1970). Единый европейский акт 1986 г. (ЕЕА).

«Маастрихтский договор» 1992 г. и учреждение Европейского Союза. Преобразование ЕЭС в Европейское сообщество (ЕС).

1.5. Европейский Союз на современном этапе

Присоединение к Европейскому Союзу Австрии, Финляндии и Швеции (1995 г.)

Амстердамский договор 1997 г.: причины подписания, порядок подготовки и вступления в силу. Расширение предметов ведения Европейского сообщества и Европейского Союза. Изменения в правовом статусе Европейского парламента и других институтов Союза. Изменения в правовой системе Европейского Союза (инкорпорация Шенгенского права, упрощение учредительных документов и др.).

Конференция по институционной реформе и заключение Ниццкого договора 2001 г. Цели, предмет и содержание Ниццкого договора. Принятие Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. Структура организации Европейский Союз, ее особенности. Три «опоры» Европейского Союза и их соотношение друг с другом. Европейское сообщество - главный элемент в структуре Европейского Союза. Гарантии организационного единства Союза.

Процедура принятия новых государств-членов. Страны-кандидаты на вступление в Союз. Географические, экономические, политические и юридические требования к странам-кандидатам. Процедура принятия новых членов.

Договор о присоединении от 16 апреля 2003 г. и присоединение к Европейскому Союзу 10 государств Восточной Европы и Средиземноморья (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония)

Присоединение к Союзу 2007 года(Болгария, Румыния). Государства-кандидаты на присоединение к Союзу (Хорватия, Турция и другие). Проблемы и перспективы присоединения к Союзу стран СНГ и Балканского полуострова (Украина, Сербия и Черногория и др.).

Правовая природа Европейского Союза. Основные итоги и тенденции интеграционного процесса в Европе. Федерализация как главное направление политико-правовой интеграции в рамках ЕС.

1.6. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы 2004 г. – новый учредительный документ Европейского Союза. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г.

Предпосылки разработки «Европейской конституции». Резолюция Европейского парламента 1997 г. «О Конституции Европейского Союза». Декларация «О будущем Союза» от 15 декабря 2001 г. (Лаакенская декларация).

Европейский конвент 2002 – 2003 гг.: причины созыва, задачи и полномочия. Состав и порядок формирования Европейского конвента. Руководящие и вспомогательные органы Европейского конвента.

Процедура подготовки Европейским конвентом проекта Договора, устанавливающего Конституцию для Европы (Конституции Европейского Союза). Основные трудности и разногласия при разработке Конституции.

Межправительственная конференция 2003 – 2004 гг. и завершение работы над текстом Конституции. Порядок вступления в силу Договора, устанавливающего Конституцию для Европы.

Основные положения Конституции для Европы. Ее структура и содержание. Причины невступления ее в силу.

Основные положения Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г., призванного внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС, заменить не вступившую в силу Конституцию ЕС.

Лекция 2. ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА:
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ, СИСТЕМА

2.1. Понятие права Европейского Союза

Определение понятия «право Европейского Союза». Признаки, характеризующие его социальную и юридическую сущность. Соотношение терминов «право Европейских Сообществ», «право Европейского Союза» и «европейское право». Гетерогенность права Европейского Союза: сочетание источников, имеющих международную и внутригосударственную природу.

Право Европейского Союза, внутригосударственное (национальное) право и международное право: соотношение и взаимодействие. Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза. Соотношение права Европейского Союза с международным публичным и частным правом.

Воздействие правовых традиций стран Европы на правовую систему Европейского Союза и правовые последствия участия государств в Европейском Союзе. Элементы романо-германской (континентальной) и англосаксонской правовых семей в праве Европейского Союза.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
  3. Комплекс по курсу «право европейского союза» для студентов всех форм обучения на 2011-2014 учебные годы

    Реферат
    Этот проект осуществлен при финансовой поддержке Европейской комиссии. Публикация выражает только позиции авторов, и Комиссия не несет ответственности за использование информации, содержащейся в данной публикации.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономика отраслевых рынков» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» для направления 050400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры №

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в становлении ценностного отношения будущего учителя к достижениям Человечества, к духовным традициям

Другие похожие документы..