Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
У. Второй год вы изучаете историю литературы. Вы познакомились с произведениями жителей Древнего Египта, Шумера, Вавилонии, Древней Греции; узнали, ч...полностью>>
'Документ'
8 февраля 2012 года, в День российской науки, известный в прошлом политик и государственный деятель, заведующий кафедрой мировой экономики факультета...полностью>>
'Документ'
    Речь здесь пойдет не об открытии ранее не известной ученым и читателям древней рукописи. Название статьи не претендует на сенсационность, напроти...полностью>>
'Документ'
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как инструмент бюджетного процесса Цена государственного (муниципального) контракта как раз...полностью>>

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

О.М. Чикова

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов специальности 050706.65

«Педагогика и психология»

Издательство

Тюменского государственного университета

2008

УДК : 378.016 : 159.9 (075.8)

ББК Ч 486. 61 я 73

Аз: Ч 605

О. М. Чикова. Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа по дисциплине для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008, 77 стр.

Учебно-методический комплекс, содержит рабочую программу, методическое обеспечение дисциплины, списки литературы по каждой теме, информацию о порядке проведения промежуточных и итоговых аттестаций. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: режим доступа , свободный.

Комплекс «Методика преподавания психологии» рекомендован к печати Учебно-методической комиссией Ученого совета Института педагогики, психологии и управления и одобрен Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент кафедры ВПП

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Т.А. Глухих, к.п.н., доцент кафедры возрастной физиологии ИППСУ ТюмГУ

Р.А. Атаханов, д. психол. н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии ИППСУ ТюмГУ

© Тюменский государственный университет, 2008

© Издательство Тюменского государственного университета, 2008

© О.М.Чикова, 2008

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………

4

  1. Трудоемкость дисциплины «Методика преподавания психологии» в академических часах»…………………………………………………...

7

  1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной деятельности………………………………………………………………..

8

3.1.Историко-дидактическое введение в предмет……………………

8

3.2.Дидактический аспект предмета…………………………...............

17

3.3.Управление самостоятельной работой студентов при изучении психологии……………………………………..........................................

38

3.4.Основы педагогического контроля в процессе преподавания психологии…………………………………………………………………...

55

  1. Контрольные вопросы к зачету…………………………………………..

71

  1. Ключ к оценке тестовых заданий по темам курса…………………….

73

Пояснительная записка

Курс «Методика преподавания психологии» представлен в учебном плане как дисциплина национально-регионального (вузовского) компонента. Введение ее в учебный план как дисциплины по выбору связано с тем, что психология стала изучаться не только в педагогических высших и средних специальных учреждениях, но и в ряде других учебных заведений, готовящих социальных работников, юристов, менеджеров, врачей, государственных служащих, экономистов и других специалистов, поэтому возникла необходимость дополнить знания студентов по методике преподавания различных отраслей психологии.

Цель курса - представить студентам обобщенную и систематизированную информацию о дидактических аспектах психологии: о том, как через характеристику отдельных образовательных проектов, сформировавшихся на базе психологии, получают воплощение и общие тенденции, и уникальные моменты процесса психологического образования.

Преподавание курса направлено на формирование у будущих специалистов профессионального психологического мышления и умения творчески применять психологические знания в практической деятельности преподавателя, развитие потребности действенного участия в продуктивной профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1. Научить студентов дифференцировать научную и дидактическую проблематику психологии для ориентации в будущей профессиональной деятельности.

  2. На основе анализа межпредметных связей разных отраслей знания обозначить место курса «Методика преподавания психологии» в ряду педагогических и психологических дисциплин.

  3. Показать необходимость освоения студентами научного понятийно-терминологического аппарата психологии и формировать способность к анализу используемых терминов.

  4. Выработать у студентов способность видения психологических явлений через поиск и обнаружение в их многообразии единства, выкристаллизованного наукой и практикой.

  5. Научить воспроизводить в собственном индивидуальном сознании студента идеи, которые явились результатом совокупных усилий предшествующих поколений, отраженные в теориях и взглядах выдающихся философов, педагогов, психологов.

  6. Ознакомить студентов с приемами проведения всех форм преподавания психологии с использованием дидактических технологий в прикладном и инструктивно-репертуарном аспекте.

  7. Сформировать навыки будущей учебно-методической деятельности через знакомство студентов с техникой работы с учебной документацией для обеспечения психологии, как дидактической единицы учебного плана.

  8. Прививать потребность в создании авторских, более эффективных методик преподавания различных курсов психологии.

Требования к уровню усвоения содержания курса

В результате изучения курса «Методика преподавания психологии» студенты должны иметь четкое представление о ключевых проблемах классической и современной психологии и дидактических путях их решения. Конечные результаты освоения курса предполагают знания студентов в организации обучения в преподавании различных отраслей психологии, освоение методов и форм обучения психологии, получения навыков оснащения психологии нормативно-дисциплинарным сопровождением, методической грамотностью в переводе науки психологии на дисциплинарный язык учебного предмета.

Программа предусматривает проработку учебного материала на трех взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном, семинарском, практическом. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, обсуждение монографий классиков психологии, проведение самостоятельных занятий (лекционных и практических), создания самостоятельных дидактических проектов, защиту разработанной учебной документации по одной из отраслей психологии. Впервые для освоения этого курса предлагаются тестовые задания для проверки полученных знаний.

Итоговая форма контроля в конце семестра  это зачет, предусмотренный учебным планом. Формы текущего контроля достаточно разнообразны: устный опрос на семинарских занятиях, аналитическая работа с учебной документацией, оснащение выбранного предмета психологии всеми формами учебной документации, публичная защита дисциплинарного оснащения выбранного предмета, демонстрация умения владеть всеми формами преподавания психологии, владение методами диагностики профессионально-личностных качеств преподавателя психологии.

С графиком и конкретным содержанием межсессионных форм контроля студенты знакомятся в начале девятого семестра. Итоговая оценка формируется показателями по каждой из форм текущего контроля и выставляется за совокупный результат:

  • самостоятельной работы по освоению содержания учебной дисциплины;

  • качества подготовленности и активности работы студента на семинарских и практических занятиях;

  • уровень осмысления монографий теоретиков и практиков в области преподавания психологии;

  • качества усвоения концептуального содержания учебного курса;

  • анализ и оценка тестов контроля знаний студентов.

Трудоемкость дисциплины «Методика преподавания психологии» в академических часах

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самост.работа

В том числе

Лекция

Практ.з.

1

Историко-дидактическое введение в предмет: «Методика преподавания психологии»

14

2

2

10

2

Дидактический аспект предмета «Методика преподавания психологии»

2.1. Лекция как основная форма передачи знаний по психологии.

2.2. Практическое, семинарское, лабораторное занятие как форма преподавания психологии.

20

20

4

4

4

4

12

12

3

Управление самостоятельной работой студентов при изучении психологии

18

4

4

10

4

Основы педагогического контроля в процессе преподавания психологии

18

4

2

12

Итого

90

18

16

56

Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной деятельности

Раздел 1. Историко-дидактическое введение в предмет «Методика преподавания психологии»

Тема 1. Историко-дидактическое введение в предмет «Методика преподавания психологии»

Характеристика основных понятий предмета «Методика преподавания психологии»: методология, методология науки, методология педагогики и психологии, знания науки «Психология» и ее отрасли «Методика преподавания психологии». Дифференциация предмета психологии, как науки и предмета методики преподавания психологии.

Характеристика психологии как учебного предмета. Учебный предмет как композиция знаний. Психологическое знание: сущность, специфика, типология. Источники получения знаний по психологии. Зависимость знания по психологии в образовательных процессах и в адекватной им педагогической деятельности от культурных позиций: теоретика, автора учебника, преподавателя, практика. Учебная книга, как форма представления знаний.

Психология как учебная дисциплина: нормативно-деятельностный аспект. Характеристика нормативных компонентов дисциплины: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.

Теории учения и обучения, как методологическая основа преподавания психологии.

Требования к процессу преподавания психологии.

Практическое занятие 1.1. Историко-дидактическое введение в предмет Методика преподавания психологии»

  1. Характеристика основных понятий курса: «Методика преподавания психологии»: методология, методология науки, методология педагогики, методология современной психологии; метод, методика.

  2. Дифференциация предмета знания науки «Психология» и ее отрасли «Методика преподавания психологии».

  3. Характеристика психологии как учебного предмета.

  4. Психологическое знание.

  5. Психология как учебная дисциплина: нормативно-деятельностный аспект.

  6. Теории учения и обучения, как методологическая основа преподавания психологии.

  7. Требования к методике преподавания психологии.

Задания к занятию

  1. Анализ основных документов образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа с позиций преподавания психологии.

  2. Выбор дисциплины цикла «психология» для дальнейшего создания студентом авторской программы.

  3. Самостоятельная разработка программы по одному из разделов дисциплин психологии с последующим представлением их для рецензии преподавателя и обсуждения на практическом занятии.

В содержании программы студент должен представить 1-2 темы курса, ориентируясь на показатели оценки ее качества, чтобы показать свое понимание и знание дисциплинарных образовательных технологий.

Показатели оценки качества учебной программы

  1. Определение места программы в системе существующей документации.

  • Соответствие названия предмета содержанию программы.

  • Определение области знаний, излагаемых в программе.

  • Соответствие материала учебной программе.

  1. Соответствие содержания рабочей программы нормативным требованиям к ее структуре:

  • Наличие пояснительной записки.

  • Наличие требований к освоению содержания курса и формы текущего и промежуточного контроля.

  • Наличие целей учебной программы.

  • Наличие тематического плана.

  • Наличие контрольных вопросов по темам.

  • Наличие списков основной и дополнительной литературы.

  • Наличие вопросов к экзамену и зачету.

  1. Качество представленной программы:

  • Наличие выделительных шрифтов в тексте.

  • Сочетание теоретического и практического материала.

  • Адресность и доступность языка изложения.

  • Правильность использования терминологии предмета.

1.2. Тестовые задания для контроля знаний

Задание 1

Упражнение для освоения дисциплины «Методика преподавания психологии»

Познавательный трагизм психологических наук (а вместе с этим психологов, психологически образованных людей) состоит в том, что виды активности людей очень разнообразны и сложны. Из-за этого ошеломляющего разнообразия взрослых, детей, стареющих, больных и здоровых людей разных культур, традиций и социальных ролей психология должна объяснить все, что просто невозможно.

Раз вечные проблемы психологии остаются нерешенными, то неудивительно, что и основные психологические термины не могут иметь сколь-нибудь удовлетворительных определений. Привычной стала ситуация, когда существуют сотни противоречащих друг другу определений одного и того же понятия, с чем вы не раз сталкивались при изучении разных психологических дисциплин. Отсутствие точного терминологического аппарата можно

объяснить сложностью объекта изучения, аналогами из житейских понятий, сходством психологического содержания с биологическим, техническим, информационно-технологическим, художественным.

Поколения теоретиков психологии стремились провести этимологический анализ терминов. Сегодня, начиная курс «Методика преподавания психологии», постараемся (каждый по-своему) осуществить эти стремления. Это поможет нам оживить знания по психологии и систематизировать их, исходя из знаний, полученных за весь период обучения.

Проведем познавательную игру, позволяющую определить интеллектуальную инициативу и профессиональную образованность каждого из вас.

Первое упражнение:

Составьте перечень обозначений явлений психики. Старайтесь избегать в перечислении психологических явлений смешений с биологическим, физиологическим, информационно-технологическим, социальным и т.п. содержанием, но не игнорируйте житейские.

Второе упражнение:

Разделите Ваш список терминов на две группы:

- научные и - житейские.

Третье упражнение:

Сгруппируйте отобранные научные обозначения явлений психики на относящиеся к:

- чувственному познанию,

- репрезентативному познанию (то, чего нет в зоне активности органов чувств т. е. представления, память, эмоции и т.п.),

- логическому познанию.

Показателями интеллектуальной инициативы и профессиональной образованности являются:

  1. Количество терминов, воспроизведенных в первом и втором упражнении и их соотношение (естественно, что доминировать в количественном отношении должен показатель «научные психологические термины»);

  1. Правильность группировки научных терминов, что можно проверить с помощью учебников, словарей или мнения и оценки преподавателя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Л.В.Федина Организация и техника консультирования: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа. Методические указания для студентов очной формы обучения специальности «Педагогика и психология».
  2. Программа дисциплины Возрастная психология Специальность «050706. 65 Педагогика и психология» Специальность «050711. 65 Социальная педагогика»

    Программа дисциплины
    Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, опреде­ляющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития.
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    О.А.Мальцева. "Психологическое консультирование: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики ,социального
  4. Программа дисциплины дифференциальная психология (Курс по выбору дпп. В. 01) Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    «Дифференциальная психология» относится к блоку курсов по выбору студента, предназначена для студентов специальности «050706.65 - Педагогика и психология» - осваивается на IV курсе в VII семестре, является логическим практико-ориентированным
  5. Учебная программа дисциплины «теория обучения» Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина относится к блоку ДПП (федеральный компонент) и изучается на 3 курсе (5 и 6 семестр). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 270 часов, из которых: 66 часов отводится на лекционный курс; 66 часов – на семинарские занятия;

Другие похожие документы..