Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общественное разделение труда, специализации отдельных видов деятельности неуклонно набирает обороты. Все больше и больше различий мы начинаем обнару...полностью>>
'Программа'
Программный комплекс SANTools предназначен для верификации синхронно-автоматных моделей систем управления. Поддерживается моделирование систем любого...полностью>>
'Программа дисциплины'
Дисциплина «Организация и экономика финансово - кредитных операций» входит в программу подготовки бакалавров по направлению 080700 «Бизнес-информатик...полностью>>
'Документ'
кандидат биологических наук по специальности генетика (1966); старший научный сотрудник (1972); доктор биологических наук по специальности генетика (1...полностью>>

Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ГОРБУНОВА Галина Александровна

Инновационные технологии дифференцированного и

индивидуального подхода к развитию художественно-творческих

способностей младших школьников

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московском государственном гуманитарном

университете имени М. А. Шолохова»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор,

ЛОМОВ Станислав Петрович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,

СОКОЛЬНИКОВА Наталья Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

КОРЕШКОВ Валерий Викторович

доктор психологических наук, профессор

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится « 23 » июня 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.136.06 при Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки России:

Автореферат разослан «____» __________ 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н. Р. Геворгян

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время все области науки, культуры, производства, управления, социально-духовной сферы жизни, в том числе педагогики и искусства остро нуждаются в людях, предрасположенных к нестандартному, творческому мышлению, владеющих умением генерировать оригинальные и необычные идеи. Особенно ценится личность, объясняющая иначе, видящая иначе, чем другие; умеющая выделить главное из лежащих на поверхности второстепенных признаков и параметров. Существующие социально-педагогические возможности формирования творческих способностей выпускников общеобразовательных школ далеко не в полной мере удовлетворяют потребности нашего общества и культуры в развитии продуктивной, созидательной деятельности инновативной личности.

В сфере образования успешно работают различные научные учреждения, лаборатории, кафедры, где осуществляется изучение изобразительной деятельности детей. Следует констатировать, что результаты многочисленных научно-практических исследований в области теории и методики обучения и воспитания изобразительному искусству используются лишь в отдельных случаях и редко включаются в целостную систему художественно-педагогического образования общеобразовательных школ.

Исследование, проводимое нами, выявило проблемы и трудности осуществления инноваций на практике обучения изобразительному искусству. Реализация педагогических технологий в общеобразовательных школах в значительной степени затруднялась сложившейся системой образования. Слишком сильными оказались инертность мышления, стереотипы в сознании учителей, распространенная ориентация на формальные результаты обучения. Немногие педагоги имеют целостное видение своего предмета и владеют инновационными педагогическими технологиями организации детского творчества.

Анализ практики преподавания изобразительного искусства в современной школе показал, что у самих учителей, главным образом в начальных классах, не полностью сформирован интерес к урокам, в их работе часто наблюдается односторонний и формальный подход к организации изобразительной деятельности детей, при котором утверждается либо преимущество обучения, либо преимущество воспитания. Это приводит к тому, что занятия рисованием носят пассивный и формальный характер. Рисунок, выполненный учащимися младших классов, рассматривается педагогами как результат изобразительной деятельности без должного обоснования и анализа процессов, лежащих в основе его создания.

Сегодня в школах на уроках предметов эстетического цикла, в лучшем случае осуществляется изучение художественного материала, фактически без внимания остается изучение психологической составляющей возможностей ребенка к изобразительной деятельности. Все это требует преодоления несоответствия в художественном образовании и воспитании в школе: 1) формирование художественно-образного мышления, практической деятельности; 2) воспитание и развитие творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям; 3) обучение основам изобразительной грамотности.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. На основе выполне­ния кратковременных диагностических ра­бот и наблюдений, дети объединяются в группы («сильные», «средние», «слабые») и психологические типы, объединенные по изобразительным способностям и задаткам.

Дифференцированный подход позволяет исправлять наиболее нарушенные процессы художественно-изобразительной деятельности, а значит, дифференцированный подходэто одна из форм корректирующей работы. В результате обучения недостатки (ошибки в рисунках) у учащихся преодолеваются, благодаря чему дети быстрее продвигаются в своем творческом развитии. Формирование и развитие - единый, взаимосвязанный процесс. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы помогают решать задачи развивающего обучения.

Индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, могут наблюдаться и у других, такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей младших школьников происходит в процессе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход-это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.

Назначение дифференцирован­ных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учеб­ных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе рисования.

Решению проблемы дифференцированного и индивидуального подхода в развитии художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения средствами изобразительного искусства (на материале работы с натурными постановками) и посвящено данное исследование, в котором осуществлены разработка, создание и обоснование современной технологии обучения. Методическая система основана на достижениях современной психологии, физиологии, педагогики, философии, искусствознания; на духовно-нравственном воспитании школьников; на художественно-творческих традициях реалистической школы; на анализе исторического опыта обучения учителей изобразительного искусства.

При изучении проблемы дифференцированного и индивидуального подхода развития художественно-творческих способностей школьников автором выявлены важнейшие противоречия, возникшие в системе художественно-педагогического образования: общество требует от образования воспитание и развитие культурного, творческого, креативно-мыслящего человека во всех сферах жизнедеятельности, духовно-нравственного, а с другой стороны отсутствует модель такого воспитания и развития личности и отсутствие достаточного количества учебных часов на предмет изобразительного искусства в школах, где развивается эстетический и творческий потенциал обучающихся;

Многие учителя затрудняются проводить уроки таким образом, чтобы занятия стали продуктивными и интересными для ребенка. Они не видят в них средства развития индивидуальных изобразительных способностей детей. Нарушение триединства педагогического процесса, заключенное в неразрывной связи обучения, развития и воспитания остается и на сегодняшний день проблемой художественного образования и воспитания детей. До сих пор остаются недостаточно изученными условия и специфика возникновения творческого замысла рисунка у ребенка младшего школьного возраста в естественных проявлениях и в условиях педагогического воздействия.

Неотъемлемым условием проявления таланта учителя изобразительного искусства, является высокая профессиональная культура педагога, его художественные специальные способности, художественная техника и педагогическое мастерство. Только творческая личность сможет организовать урок так, чтобы у детей в ходе всего процесса обучения развивались индивидуальные художественно-творческие способности.

Диссертационные исследования последних лет в сфере художественного образования показывают значение основных видов искусства в организации образовательного процесса, раскрывают: проблемы в формировании профессиональных художественных качеств личности учителя (Р.И. Барциц, Ф.Ф. Бундыристый, И.Б. Ветрова, Р.А. Гильман, Д.А. Кемешев, А.А. Ковалев, В.И. Козлов, В.В. Корешков, Е.Ф. Кузнецов, С.П. Ломов, Л.Б. Михаленко, А.А. Прищепа, И.М. Рязанцева, Н.Н.Таранов, И.Н.Туманов и др.); осмысление художественного образования в интеграции изобразительного искусства и др. наук в системе дошкольного, школьного и высшего образования (И.В. Алексеева, С.А. Аманжолов, В.С. Бадаев, Л.В. Ершова, О.С. Нечаева, С.А. Мочалова, О.К. Савельева, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.), вопросы формирования и развития творческих способностей (Л.Б. Ермолаева-Томина, С.Е. Игнатьев, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Д. Максимова, В.А. Пантиков и др.).

При изучении индивидуальных особенностей, их диагностики, составления на их основе типологий школьников огромное значение имеют исследования ученых о свойствах высшей нервной деятельности, об особенностях темперамента И.П. Павлова, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, В.Д. Небылицына, B.C. Мерлина и др., об индивидуальных различиях в психических процессах и познавательной деятельности Б.Г. Ананьева, Д.Н.Богоявленского, Н. А. Менчинской, Е.Н. Кабанова-Меллера, о способностях А.Н.Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе В. А. Крутецкого, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьева, о познавательных интересах Л.И. Божовича, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной Г.И. Щукиной, об индивидуальном стиле учения Е.А. Климова, Н.С. Лейтеса.

На необходимость учета индивидуальных особенностей в обучении изобразительной деятельности детей и взрослых, указывали в своих трудах все ведущие педагоги и педагоги-художники: Н.С. Боголюбов, Д.И. Воробьева, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.В. Джоджуа, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Р.К. Кубышкина, В.С. Кузин, Н.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, С.П. Ломов, Б.С. Мейлах, Н.Н.Ростовцев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.. Большинство авторов сходятся в одном - главная роль в художественном развитии личности принадлежит прежде всего школе. Школа по их мнению, как ни какое другое образовательное учреждение, позволяет системно выстраивать учебный процесс ориентированный на креативное развитие личности, через вооружение детей методическими ключами к изобразительной деятельности.

Важно найти эффективные подходы к оптимизации этого процесса, чтобы дети могли не только с помощью учителя, но и самостоятельно открывать для себя новый мир красоты и гармонии, через эмоциональное эвристическое состояние. ««Эврика» - я увидел это!», вот, что должно сопровождать всю изобразительную деятельность ребенка.

Изобразительное искусство призвано раскрывать индивидуальные графические и живописные возможности и способности каждого младшего школьника. В связи с этим требуется разработка таких эвристических методов и технологий, в которых бы органически сочеталось овладение обучаемыми необходимыми знаниями, умениями и навыками с полным раскрытием и развитием индивидуальных сторон творчества и способностей.

Знание процессов изобразительной деятельности детей в связи с развитием индивидуальных изобразительных способностей ребенка еще не в полной мере реализуется как в подготовке будущего учителя, так и в практике учителей изобразительного искусства. Анализ показывает, что специальных исследований именно по проблеме индивидуального и дифференцированного подхода недостаточно. В частности, в начальных классах на занятиях изобразительного искусства осуществление индивидуального подхода, в качестве самостоятельной проблемы не исследовано, хотя отдельные ее стороны отражены в трудах Б.Г. Ананьева, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Я.А. Пономарева, В.Н. Пушкина, Б. И. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова и другие.

Актуальность данной проблемы заключается в и том, что от ее недостаточной разработанности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развитие художественно-творческих способностей младших школьников, а также уровень подготовки учителей изобразительного искусства и их профессиональной компетенции.

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования инновационных технологий индивидуального и дифференцированного развития художественно - творческих способностей младших школьников различных психологических типов.

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников изобразительной деятельности.

Предмет исследования - методы, приемы и условия развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с учетом их типических и индивидуальных особенностей в условиях инновационного обучения.

Гипотеза исследования. Эффективное развитие художественно - творческих способностей младших школьников возможно при условии определения их художественного психологического типа. На основе этого мы выдвигаем предположение о том, что если в изобразительной деятельности детей использовать технологии интегративного и эвристического обучения и ввода учебно-творческих упражнений – заданий, разработанных с учетом психологических особенностей младшего школьника, - то развитие способностей у детей будет наиболее эффективным потому, что основой данного подхода является:

- учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству в общеобразовательной школе будет организован как индивидуальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование и развитие у младших школьников изобразительных знаний, умений и навыков;

- выявление и анализ наличия предпосылок способностей, проявляющихся в рисунке, с использованием и применении таких выразительных средств изображения, как линия, цвет, форма и т.п.;

- углубленное изучение особенностей изобразительной деятельности (рисование с натуры, по памяти, представлению);

- учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству ориентированный на современные инновационные педагогические технологии;

-установления индивидуальных особенностей художественно-творческого развития школьников в процессе обучения;

- использование разработанной эвристической системы (включающий инновационные методы и приемы обучения), направленной на управление процессами развития изобразительных способностей детей;

- участие педагога, свободно владеющего художественно-графическими средствами, опирающегося на знание дифференцированного художественного психологического типа детей и особенности проявления их способностей в изобразительной деятельности;

- развитие художественных способностей младших школьников в процессе рисования с натуры будет плодотворным, если учитель дифференцированно распределит учебно-творческие задачи, специальные упражнения в ходе обучения изобразительному искусству;

- разработка наглядных учебно-методических пособий, способов овладения изобразительной деятельностью и развития способностей, внедрение учебно-творческих заданий и упражнений, разработанных с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, в практику обучения, приводящих к

формированию творческого отношения к процессу обучения в целом и повышению творческой активности на занятиях по другим предметам.

Основные задачи исследования:

  1. Провести психолого-педагогический и исторический анализ методов преподавания изобразительного искусства в школе и на его основе дать теоретическое обоснование технологий индивидуального подхода в развитии художественно-творческих способностей младших школьников.

  2. Исследовать и проанализировать природу художественно-творческих способностей школьников в контексте рассматриваемой проблемы. Определить наличие и характеристику психологических типов среди младших школьников применительно к изобразительной деятельности («графический», «живописный», «комбинированный» типы; «сильные», «слабые», «средние» группы по выражению способностей в учебно-творческих работах).

  3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность инновационных технологий, методов, форм, средств, условий развития художественно-творческих способностей школьников различных психологических типов и групп.

  4. Обобщить опыт и наблюдения за творческой деятельностью детей, уточнить и разработать критерии оценки изобразительной деятельности и учебно-творческих работ младших школьников и студентов

  5. На практике проверить действенность предлагаемых нами индивидуальных эвристических приемов и технологий в обучении младших школьников, направленных на развитие художественно-творческих способностей детей.

  6. Установить степень влияния предлагаемых индивидуальных упражнений на качество усвоенных младшими школьниками знаний, умений и навыков.

  7. На основе полученных данных, разработать научно - теоретические рекомендации для студентов и учителей школ по организации и проведению учебно-творческих заданий, направленных на развитие индивидуальных художественно-творческих способностей детей в сочетании различных форм обучения.

  8. Оптимизировать организацию уроков изобразительного искусства, разработать теоретические основы и системы инновационных педагогических технологий при подготовке учителей изобразительного искусства на художественно-графическом факультете.

Методологическую основы исследования составили: основные положения дидактики: Я.А. Коменского, В.И. Загвязинский, К.К. Платонова, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинского и мн. др.; основополагающие труды ведущих ученых в области обучения и развития индивидуальных особенностей, детской одаренности, творчества и др.: Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Лаптев, Я.А. Паномарев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.; исследования в области психологии изобразительной деятельности: Р. Арнхейм, Н.Н. Волков; вопросы раскрытия творческого потенциала детей различных возрастных групп отражены в работах Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.С.Кузин; педагогики высшего образования о формировании профессионализма и педагогического мастерства личности учителя: Б.З. Вульфов, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, М.В. Лагунова и др.; системного исследования проблем высшего художественного образования: Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, Л.В. Ершова, В.В. Корешков, В.С. Кузин, И.М. Раджабов, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов и др.; труды в области теории и методики преподавания изобразительного искусства: А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, О.И. Галкина, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, В.С. Кузин, С.Л. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Л.Г. Савенкова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, Е.А. Флерина, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.; труды искусствоведов, педагогов-художников: Ю. Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Ванслов и др.

Теоретическую основу исследования составили: - труды по инновации в педагогике и психологии в области образования представленных в работах Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, А.А. Кузнецова, В.А. Сластенина, В.В. Щипанова, А.В. Хуторского, Н.Р. Юсумбековой и др.

- педагогические, психологические и методические исследования творческой деятельности, воспитание, формирования и развитие изобразительных и профессиональных способностей и качеств личности: Б.Г. Ананьев, Н.Н. Анисимов, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн и др.

- методические системы преподавания изобразительного искусства в школе: В.С. Кузин, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.Н. Ростовцев, А.М. Терентьев, Н. Шабанов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.

- исследования в области учебных, образовательных и педагогических технологий: И.Г. Абрамова, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, А.М. Зимичев, М. Кларк, Г.С. Никифоров, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторского и др.

- исследования проблем развития художественных и творческих способностей в процессе обучения изобразительному искусству: Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, В.И. Козлова, В.К. Лебедко, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.А. Флериной и др.

- труды о комплексном взаимодействии искусств в развитии изобразительных способностей детей: Э.И. Григорьева, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, Л.Г. Савенкова, О.А. Савельева, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретические: анализ научных психолого-педагогических и методических источников по исследуемой проблематике, обобщение опыта подготовки специалистов в области изобразительного искусства, моделирование и типологизация;

  2. Эмпирические: тестирование (рисование на свободную или заданную тему, «Рисунок семьи» В. Вульфа; «Дом-дерево-человек» Дж.Бука; «Нарисуй человека» К.Маховера; «Автопортрет» Р.Берне; рисуночный тест Э. Вартегга, Графический тест «Звезды и волны» У. Аве-Лаллеммант; рисуночный тест Р. Силвер; «Рисунок человека» тесты Ф. Гудинаф, Д. Харриса; «Дерево» К. Коха; цветовой тест М. Люшера; Ж. Пиаже и другие графические методики для выявления проблем и состояния памяти, воображения и т.п.), беседа, интервью и анализ учебно-творческих работ и упражнений младших школьников;

  3. Естественно-педагогические эксперименты - констатирующий, формирующий и контрольный. Опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных школах.

  4. Изучение продукта творческой деятельности младшего школьника.

  5. Анализ результатов и статистическая обработка данных экспериментов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат разослан 20 г (3)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре декоративного искусства факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
  2. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  4. Избранные главы

    Учебно-методическое пособие
    В.И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского;
  5. Формирования креативной компетентности

    Автореферат диссертации
    Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации, важнейшим фактором успешности которых является личность, ориентированная на инновационную деятельность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию.

Другие похожие документы..