Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усво...полностью>>
'Документ'
Население республики составляет свыше 1 млн. человек, которое расселено в 300 населенных пунктах, в т.ч. пяти городах. В столице ЧР – г. Грозном прож...полностью>>
'Документ'
Подведены итоги 10 летнего стратегического сотрудничества ИЛТТ с НПП «Лазерные системы», специализирующегося на разработке, производстве и экспорте в...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «3» июля 2009 г. в 9-00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академи...полностью>>

Задачи и упражнения москва  2005 Балашов Л. Е. Философия

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Что такое философия?

Краткий очерк истории

философии

 Философская картина

     мира

Философия человека

 Философия деятельности

Задачи и упражнения

МОСКВА 2005

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным указателем.

В бумажном виде учебник "Философия" издан издательско-торговой корпорацией "Дашков и К" в 2004 г.

ISBN  Балашов Л. Е., 2005 г.

С о д е р ж а н и е

Для чего нужно изучать философию? 10

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 13

ГЛАВА 1. Что такое философия? 13

1.1. Любовь к мудрости 13

1.2. Предмет и «части» философии 18

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 21

1.4. Практическая философия 29

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 32

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 32

2.1. Зачем нужно знать историю философии? 32

2.2. Протофилософия 33

2.3. Ранние греческие философы 33

2.4. Сократ 38

2.5. Платон 40

2.6. Аристотель 42

2.7. Киники 44

2.8. Древняя философия после Аристотеля 44

2.9. Философия средневековья 46

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 49

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 49

3.2. Ф. Бэкон 51

3.3. Р. Декарт 53

3.4. Б. Спиноза 54

3.5. Т. Гоббс 56

3.6. Д. Локк 56

3.7. Г. Лейбниц 58

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 59

3.9. Вольтер и Руссо 60

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 61

3.11. И. Кант 62

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 66

4.1. Гегель 66

4.2. Послегегелевская философия 70

4.3. О. Конт 71

4.4. Л. Фейербах 72

4.5. Марксистская философия 73

4.6. А. Шопенгауэр 83

4.7. С. Кьеркегор 84

4.8. Ф. Ницше 84

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 90

5.1. Общая характеристика русской философии 90

5.2. Западники и славянофилы 92

5.3. П. Я. Чаадаев 93

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 94

5.5. В. С. Соловьев 95

5.6. Н. А. Бердяев 96

5.7. Русский космизм 97

5.8. В. И. Ленин 98

ГЛАВА 6. Философия ХХ века 98

6.1. З. Фрейд 98

6.2. Феноменология 100

6.3. Экзистенциализм 100

6.4. Прагматизм 101

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 101

6.6. К. Поппер 102

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 103

6.8. Постмодернизм 104

6.9. Современная философская мысль 105

Раздел третий. Философская картина мира 106

ГЛАВА 7. Философское понимание мира 106

7.1. Картины мира 106

7.2. Бытие, существование 111

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 115

7.4. Источники построения категориальной картины мира 116

7.5. Категориальная структура мира 118

7.6. О категориальном детерминизме 119

7.7. Категориальная картина мира 121

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135

7.9. Материя и движение 139

ГЛАВА 8. Материя 141

8.1. Структура материи 141

8.2. Качество 147

8.3. Количество 150

8.4. Мера 158

8.5. Виды материи 162

8.6. Тело 165

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 166

8.8. Виды тела 174

8.9. Группа (групповая материя) 176

8.10. Мезоматерия 179

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 181

ГЛАВА 9. Движение 184

9.1. Общая характеристика движения 184

9.2. Пространство 190

9.3. Время 192

9.4. Виды движения 196

9.5. Развитие 204

ГЛАВА 10. Противоречие 210

10.1. Общая характеристика противоречия 210

10.2. Структура противоречия 214

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 223

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 229

10.5. Сложные (органические) противоречия 235

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 235

10.7. Золотая середина 238

10.8. Противоречия в мышлении 240

ГЛАВА 11. Становление 243

11.1. Общая характеристика становления 243

11.2. Становление и развитие 246

11.3. Возможность 250

11.4. Действительность 255

11.5. Закон и явление 258

11.6. Причина — действие — следствие 261

11.7. Вещь — свойство — отношение 269

11.8. Сущность 272

11.9. Форма и содержание 277

11.10. Старое и новое 278

11.11. Эволюция и революция 281

Раздел четвертый. Философия человека 287

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 287

12.1. Что такое человек? 287

12.2. Человек-общество-природа 288

12.3. Сущность человека 289

12.4. Происхождение человека 292

12.5. Организация человека 294

12.6. Типология человека 295

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 298

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 299

13.2. Смерть и бессмертие 304

13.3. Живая связь смертности и бессмертия 310

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 313

13.5. Потенциальное бессмертие 319

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 324

13.7. Активное долголетие 326

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 333

13.9. Человеческое счастье 337

13.10. Любовь 342

13.11. Человеческий смысл творчества 353

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 355

14.1. Гуманизм — философия человечности 355

14.2. Либерализм 359

14.3. Cвобода 364

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 379

15.1. Общество — взаимодействие людей 379

15.2. Структура общества 380

15.3. Государство 382

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 391

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 391

15.6. Отношения между людьми. Справедливость 393

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 394

15.8. Критика идей социализма и коммунизма 397

15.9. Мораль, право, политика 404

15.10. Золотое правило поведения 406

15.11. Добро и зло 414

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 425

15.13. О культуре поведения 429

15.14. Культура 432

15.15. Наука 435

15.16. Искусство 436

15.17. Религия 437

Об атеизме и свободомыслии 443

Мистика 444

15.18. Цивилизация 447

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 448

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 468

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 468

16.1. Деятельность 469

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 475

16.3. Цель, средство, результат 476

16.4. Субъект и объект 480

16.5. Виды человеческой деятельности 484

16.6. Труд, отдых, игра, творчество 489

16.7. Психика 491

16.8. Сознание 496

16. 9. Воля 498

16.10. Язык 499

16.11. Опыт 500

ГЛАВА 17. Мышление 501

17.1. Как мы думаем? 501

17.2. Способности мышления 503

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 512

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 514

17.5. Вероятностное мышление 519

17.6. Ум (интуиция) 521

17.7. Разум (диалектическое мышление) 524

17.8. Категориальный строй мышления 535

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 551

ГЛАВА 18. Творчество 563

18.1. Жизнедеятельность 563

18.2. Сущность творчества 563

18.3. Познание 567

18.4. Индивидуальное и коллективное познание 572

18.5. Формы индивидуального познания 573

18.6. Наука (коллективное познание) 574

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 579

18.8. Практика 580

18.9. Игровая деятельность 586

18.10. Искусство (художественная деятельность) 587

18.11. Спорт 589

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 591

К разделу «Введение. Что такое философия?» 591

К разделу «История философии» 592

К разделу «Философская картина мира» 593

К разделу «Философия человека» 594

К разделу «Философия деятельности» 601

Разное 604

Пояснения и методические рекомендации 606

Литература 608

Книги автора 609

Указатель имен 611

Предметный указатель 615

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.1

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи и упражнения москва  2006 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  2. Задачи и упражнения москва  2009 Балашов Л. Е. Философия

    Учебник
    Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.
  3. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  4. Учебное пособие Электронный вариант (без рисунков, картин и портретов) москва  2005 ббк 87. 817 Б 20

    Учебное пособие
    Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как охоту, стремление, любовь к мудрости, как интересное и занимательное размышление.
  5. Л. Е. Балашов учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20 Л. Е. Балашов.  Этика: Учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.

Другие похожие документы..