Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Всем наверное было бы любопытно заглянуть , подсмотреть , подслушать , что творится в кабинете психолога ?! В первой части книги представлены различн...полностью>>
'Исследовательская работа'
Человек есть то, что он ест. И многие наши болезни - результат неправильного питания. Современный человек, к сожалению, часто не прислушивается к сво...полностью>>
'Конкурс'
Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и пер...полностью>>
'Документ'
Сивчиков Петр Егорович (орден Дружбы), 1957 года рождения, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций общества с ограниченной ответст...полностью>>

Приказ № от 2008 г. / С. А. Колбина/ программа дошкольного образования «Академия для будущих первоклассников»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла № 58 города Томска

Согласовано «Утверждаю»

на заседании научно-методического Директор МОУ СОШ

совета с углубленным изучением предметов

Протокол №____ художественно-эстетического

«___»__________ 2008 г. цикла № 58 г.Томска

_____________/О.В. Бакуревич/ Приказ № ____ от

«____»_____________2008 г.

_______________/С. А. Колбина/

ПРОГРАММА

дошкольного образования

«Академия для будущих первоклассников»

(модифицированная)

Составители:

Лыскова Р. В., заместитель директора

по УВР в начальной школе,

учитель высшей квалификационной категории;

Муштукова Е.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории;

Лепёшкина Е.Г., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Томск 2008

Область модификации

Программа дошкольного образования «Академия для будущих первоклассников», составлена на основе образовательных программ и проектов дошкольного образования:

  • Образовательный проект «Подготовка к школе» под руководством

М.М. Безруких

  • Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», автор Виноградова

  • Программа «Преемственность», подготовка к школе. Н.А. Федосова

Пояснительная записка

Новая Концепция развития образования на 2006-2010 годы определила одну из стратегических целей грядущих изменений – выравнивание стартовых возможностей стоящих на пороге школы детей. Предполагается, что предшкольное образование будет призвано решать проблему подготовки к школе тех детей, которые не посещают ДОУ.

Данная программа реализуется через группу кратковременного пребывания, функционирующую на базе школы, и предлагает разнообразные формы организации вхождения детей в образовательную среду.

Возраст детей в данной группе 5,5-6,5 лет. Программа предшколы рассчитана на год. В процессе реализации программа позволяет решать приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в Концепции:

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.

  • Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

  • Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности в различных видах деятельности.

  • Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Цель программы «Академия для будущих первоклассников»: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного вхождения будущих первоклассников в непрерывный образовательный процесс.

Для достижения данной цели содержание программы направленно на решение следующих значимых задач:

  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом индивидуальных потребностей и возможностей детей этого возраста.

  • Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.

  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.

  • Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей данного возраста должен, прежде всего, определяться тем, что они только готовятся к систематическому обучению.

Исходя из этого, программа «Академия для будущих первоклассников» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.

Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:

  • Реальный учёт особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний , умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.

  • Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.

  • Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка.

  • Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

  • Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.

  • Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомление с доступными областями культуры.

Содержание образования

Содержание занятий способствует знакомству детей друг с другом и учителем, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Занятия проводятся в занимательной, игровой форме с использованием дидактических, наглядных, речевых, настольных игр, что позволяет детям успешно овладевать всесторонними знаниями. В процессе занятий они учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. При проведении занятий рекомендуется использовать разные формы организации деятельности: работа в парах, в группах. Во время занятий по развитию речи и театрализации проводить речевые разминки, которые включают ряд упражнений: дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные. Учебный материал должен подаваться детям в сравнении, сопоставлении, тем самым, побуждая детей к рассуждениям, анализу, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов, отстаивать своё мнение.

Учебный план по данной программе разработан в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями по организации образовательного процесса в группах предшкольного образования.

Вопрос о формах и методах работы с детьми на этапе предшкольного образования регламентируется Положением о группах временного пребывания. Основной вид деятельности ребёнка – игра, поэтому необходимо использовать игровые формы коммуникативной познавательной творческой деятельности.

Работа с детьми в системе дошкольного образования должна быть направлена на комплексное развитие ребёнка, включающее:

  • социальное развитие

  • личностное развитие

  • формирование мотивов поведения

  • развитие механизмов организации деятельности

  • совершенствование речевого развития

  • интеллектуальное развитие

  • развитие внимания, памяти, мышления

  • развитие зрительно-пространственного восприятия

  • развитие интегративных познавательных функций

  • формирование творческой и познавательной активности.

Именно поэтому мы считаем целесообразно на занятиях «Подготовка к письму» использовать комплект «Азбука» (авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова), рекомендованного Министерством образования РФ. Цель данного комплекта – комплексная подготовка к школе, развитие значимых функций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, тонко координированные движения, фонематический слух, внимание, память, мышление.

Занятия «Развитие речи» обеспечивают обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка в процессе игровой деятельности.

Введение курса «Конструирование» (автор В.И.Романина) обусловлено решаемыми им задачами:

  • подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определённом порядке

  • обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, с целью сравнения, выделения признаков, анализа условия практической задачи для получения конечного результата

  • развитие у ребёнка самоконтроля

  • развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, фантазии, творческого подхода

  • развитие речи

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления доводить начатое дело до конца

  • подготовка детей к работе в паре, группе

Так как в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, мы вводим занятие «Театральное искусство» (автор Е.В.Ермоленко). Основной целью театрализованных игр является обучение общению со сверстниками, умение высказывать свои мысли, движение активизирует умственную деятельность детей. Театрализация способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления. Действуя от имени разных персонажей сказок, дети незаметно для себя учатся передавать характер, текст, настроение героя. В ходе театрализованных игр совершенствуется звуковая культура, интерес к слову, к его эмоциональной окраске. Для реализации занятий разработан ряд упражнений и заданий на развитие актёрских способностей, раскрытие творческой индивидуальности каждого ребёнка, раскрепощение личности и тела.

Так как основным принципом построения образовательных программ для начальной школы является принцип постепенного погружения в школьную действительность, важным становится внедрение предмета «Окружающий мир». В рамках предмета будет использоваться УМК «Окружающий мир» (авторы Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина). Занятия направлены на развитие экологической грамотности ребёнка, на расширение его представлений об окружающем мире, о законах природы. Основные сведения подаются в виде образов, сюжетных рисунков, композиционных панорам.

Курс «Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребёнка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.)

Содержание этого курса способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

  • принятие и удержание учебной задачи;

  • самостоятельный выбор средств для достижения результата;

  • точное выполнение инструкции (правила) игры и т.д.

Содержание данного курса реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневной динамической паузы.

Организация образовательного процесса

Продолжительность обучения для дошкольников: 33 учебных недель (начало занятий с 1 сентября). Общее число занятий – 420:

  • развитие речи – 56;

  • подготовка к письму – 56;

  • познание окружающего мира, природа – 56;

  • конструирование – 28;

  • «Математические ступеньки» - 56;

  • «Волшебные ручки» - 84;

  • театральное искусство – 28;

  • физическая культура – 56.

Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Продолжительность урока составляет 30 минут с перерывами не менее 10 минут и 1-часовой динамической паузой между 2 и 3 занятием.

Учебный план (недельный) основных занятий

в дошкольной группе кратковременного пребывания

с пятидневной учебной неделей

Учебные занятия

Количество часов в неделю

Развитие речи

2

Подготовка к письму

2

Познание окружающего мира, природа

2

Конструирование

1

«Математические ступеньки»

2

«Волшебные ручки» (рисование, лепка, аппликация)

3

Театральное искусство

1

Физическая культура

2

«Играем и фантазируем»

Во время динамической паузы, а также в рамках занятий

Итого

15 часов


Учебно-тематическое планирование занятий

Развитие речи

2 часа в неделю

56 часов за год

занятия

Тема занятия

Количество занятий

Время

проведения

Примечание

1

2

3

4

5-6

7

8

9-12

13

14

15

16-17

18-19

20-21

22

23

24-25

26

27-28

29-31

32-33

34-35

36

37

38

39-40

41

42-43

44

45

46

47

48-49

50

51-52

53

54-56

Знакомство.

Что такое общение.

Для чего люди общаются.

Устное общение.

Письменное общение.

Здравствуй осень золотая!

Плохо одному.

Учимся вежливости.

Кто? Кому? Зачем? Как?

Твой голос.

Тихо или громко?

Поспешишь – людей насмешишь.

Не сломай язык.

Каким тоном?

«Идет волшебница зима…»

Какой ты слушатель?

В гостях у автора. С.Маршак.

От чистоговорки к скороговорке.

Загадки.

Слушаем сказку.

В гостях у автора. А.Барто.

Просьба. Благодарность.

Можно ли общаться без слов?

«В окно повеяло весною…»

Отгадай, что я сказал!

Правила общения.

Разговор по телефону.

В гостях у автора. К.Чуковский.

«День рожденья только раз в году».

В магазине.

На почте.

Слово веселит, огорчает, утешает.

В гостях у автора. С.Михалков.

Давайте договоримся.

Поиграем вместе.

Скоро лето!

Играем и вспоминаем.

1

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

2

1

3

01.10

06.10

08.10

13.10

15.10-20.10

22.10

05.11

10.11-24.11

26.11

01.12

03.12

08.12-10.12

15.12-17.12

22.12-24.12

29.12

12.01

14.01-19.01

21.01

26.01-28.01

02.02-16.02

18.02-25.02

02.03-04.03

09.03

11.03

16.03

18.03-01.04

06.04

08.04-13.04

15.04

20.04

22.04

27.04

29.04-04.05

06.05

11.05-13.05

18.05

20.05-27.05

К концу обучения дети должны знать:

  • нравственные аспекты речевого поведения;

  • речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);

  • средства выразительности устной речи (интонация, громкость звучания, тембр и др.);

  • правила культурного слушателя;

  • детских авторов и их произведения для детей;

  • невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).

Дети должны уметь:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;

  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  • подробно отвечать на вопросы и задавать их;

  • пересказывать литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, правильно выбирая средства выразительности;

  • сочинять сюжетные рассказы по картинкам, из опыта и т.д.;

  • владеть своим голосом;

  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

  • соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Подготовка к письму

2 часа в неделю

56 часов за год

занятия

Тема занятия

Количество занятий

Время

проведения

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46-56

Звуки и буквы.

Слова. Звуки.

Звук [А].

Звук [О].

Звук [Э].

Звук [И].

Звук [Ы].

Звук [У]. Гласные звуки.

Согласные звуки. Слоги.

Твердые и мягкие согласные.

Звук [М]. Звук [М'].

Звук [Н]. Звук [Н'].

Звук [П]. Звук [П'].

Звук [Т]. Звук [Т'].

Звук [К]. Звук [К'].

Звук [Х]. Звук [Х'].

Звук [Ф]. Звук [Ф'].

Звук [Й'].

Двойные звуки. Звук [Й'У].

Двойные звуки. Звук [Й'О].

Двойные звуки. Звук [Й'Э].

Двойные звуки. Звук [Й'А].

Закрепление изученного.

Звук [Л]. Звук [Л'].

Дифференциация звуков [Л'] и [Й'].

Звук [В]. Звук [В'].

Дифференциация звуков [В] - [Ф], [В']-[Ф']. Звонкие и глухие согласные.

Звук [Ч']. Звук [Щ'].

Дифференциация звуков [Ч']-[Щ'].

Звук [Б]. Звук [Б'].

Дифференциация звуков [Б]-[П],[Б']- [П'].

Звук [Д]. Звук [Д'].

Дифференциация звуков [Д]- [Т],[Д']- [Т'].

Звук [С]. Звук [С'].

Звук [Ц].

Дифференциация звуков [Ц]- [С], [Ц- [Ч'].

Звук [Г]. Звук [Г'].

Дифференциация звуков [Г]-[К], [Г']- [К'].

Звук [З]. Звук [З'].

Дифференциация звуков [З]- [С], [С']- [З'].

Звук [Ш].

Дифференциация звуков [Ш]- [С], [Ш]- [Щ'].

Звук [Ж].

Дифференциация звуков [Ж]- [Ш], [Ж]- [З].

Звук [Р]. Звук [Р'].

Дифференциация звуков [Р]- [Л], [Р']- [Л'].

Страна Азбука. Играем – повторяем.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

01.10

06.10

08.10

13.10

15.10

20.10

22.10

05.11

10.11

12.11

17.11

19.11

24.11

26.11

01.12

03.12

08.12

10.12

15.12

17.12

22.12

24.12

29.12

12.01

14.01

19.01

21.01

26.01

28.01

02.02

04.02

16.02

18.02

25.02

02.03

04.03

09.03

11.03

16.03

18.03

01.04

06.04

08.04

13.04

15.04

20.04-27.05

К концу обучения дети должны знать:

  • звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие;

  • акустические характеристики звука.

Дети должны уметь:

  • вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

  • различать гласные и согласные звуки, вычленять их в словах;

  • проводить слоговой анализ слова;

  • соотносить буквы и звуки;

  • читать слоги, слова.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  2. Публикации 2008 года Монографии

    Урок
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  3. Выборка информации бд “инфотека”

    Документ
    С момента создания управления в 1967 году ни один объект крупнейшего в городе и области треста не был сдан без участия СУОР. Полы, окна, двери, стены, потолки, облицовочная плитка – закончив свою работу на одном объекте, сразу переходили на другой.

Другие похожие документы..