Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Метою курсу за вибором «Основи комп'ютерної безпеки» є формування в учнів важливої складової інформаційної культури — знань та умінь, необхідних для ...полностью>>
'Документ'
У рамках процесу інтеграції України до міжнародного освітнього простору все більшої актуальності набуває проблема виховання особистості з новим світо...полностью>>
'Урок'
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и н...полностью>>
'Закон'
Оптова торгівля лікарських засобів (дистрибуція) — оптова реалізація дистриб’ютором лікарських засобів, виробів медичного призначення та парафармацевт...полностью>>

Александра Исаевича Солженицына. Вуказатель вошли публикации автора и критическая литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская национальная библиотека

________________________________________________________________________________

Александр Исаевич
Солженицын

Материалы к биобиблиографии

Санкт-Петербург
2007

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.
председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;
С. Д. Мангутова; Е. П. Семенова, канд. ист. наук;
Л. С. Шепелева, канд. филол. наук; В. А. Шошин, д р филол. наук

Издание выпущено при поддержке комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга

СОСТАВИТЕЛИ:

Д. Б. Азиатцев, Н. Г. Левитская, М. А. Бенина. При участии Г. А. Мамонтовой

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР ТОМА

Н. Г. Захаренко

От составителей

Настоящий биобиблиографический указатель представляет материалы, характеризующие 40 лет творческой биографии писателя — лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына. В указатель вошли публикации автора и критическая литература о нем на русском языке с 1962 по 2002 г. (за исключением единичных публикаций 1941 г., 1959 г. и некоторых монографий за 2003 г.).

При составлении библиографической записи использовались ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа» и ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке».

Первый раздел включает книжные издания и произведения А. И. Солженицына, опубликованные в журналах, газетах и неавторских сборниках. Они сгруппированы по жанровому признаку — проза, драматургия, поэзия; при этом в прозаическом ряду, в свою очередь, художественные произведения, мемуары, статьи и выступления на литературные темы отделены от прочих материалов — преимущественно публицистического характера.

Библиографические записи располагаются в хронологическом порядке (по дате выхода из печати). Републикации текста в одном году объединяются в сводное описание.

Вспомогательный указатель к разделу отражает в едином алфавитном ряду (внутри перечисленных ранее жанровых рубрик) все авторские заглавия произведений с отсылкой к номеру соответствующей записи. Произвольные редакционные заглавия (неавторизованные), под которыми печатались многочисленные публицистические тексты, в указатель не включаются; однотипные по характеру материалы подобного рода собираются под ударным смысловым заглавием (беседа, выступление, интервью, пресс-конференция и т. п.).

Во второй раздел — «Литература о жизни и творчестве А. И. Солженицына» — вошли разнообразные по объему и значимости публикации — от монографий, сборников, статей, рецензий, мемуаров до мелких газетных заметок и репортажей,— целиком или частично посвященных писателю. Ввиду большого количества библиографические записи распределяются по годам, далее в пределах года следуют (по хронологии) газетные и журнальные публикации, а в конце — книги и авторефераты диссертаций (в алфавите авторов или заглавий).

Материалы раздела, как правило, не аннотируются, но в необходимых случаях, благодаря системе перекрестных отсылок (полемику и отклики см. …; рец. см. …; полемика со статьей …; рецензия на книгу… и т. п.) отмечается их связь между собой. Ключом к раскрытию содержательного аспекта каждой записи является систематический указатель, названия рубрик которого отражают основные проблемы жизни и творчества А. И. Солженицына, определившиеся в процессе ознакомления составителей с критической литературой de visu. Этот указатель помогает пользователю ориентироваться в большом массиве литературы о писателе, в подборе материалов на интересующую тему.

Завершающий персоналию раздел выборочно представляет сведения о литературных текстах (поэтических, прозаических, драматургических), в которых сам Солженицын является объектом художественного изображения — в качестве главного героя или эпизодического персонажа.

Первоначальной отправной базой указателя послужила картотека Русского Общественного Фонда Александра Солженицына, которая в процессе работы была существенно дополнена материалами, выявленными в фондах библиотек Санкт-Петербурга (Российская национальная библиотека, Библиотека Академии наук, Библиотека Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), Мемориальная библиотека князя Г. В. Голицына и др.) и Москвы (Отдел русского зарубежья РГБ).

Однако представленные материалы лишь видимая часть «айсберга», называемого «Солженицын в печати». Множество публикаций не вошло в указатель по не зависящим от составителей объективным причинам. Главные из них — скудость источниковой базы по данной теме в России и недоступность большинства изданий русского зарубежья. Так, за пределами указателя остался значительный корпус русскоязычной периодики США, Канады, Южной Америки, Австралии, Израиля, стран ближнего зарубежья (в первую очередь, Украины); а также немалое количество публикаций из российских региональных периодических изданий 1990 х гг. Материалы, не просмотренные de visu, отмечены *.

Учитывая вышеизложенное, авторы-составители определяют настоящее издание — первый в России опыт по подготовке масштабного библиографического свода, посвященного А. И. Солженицыну, — как «материалы к биобиблиографии».

Составители благодарят В. Э. Долинина, З. Б. Михайлову, Е. Ц. Чуковскую за помощь в работе.

Замечания и пожелания просим сообщать по адресу: 191069, Санкт-Петербург, Садовая, 18. Российская национальная библиотека. Заместителю генерального директора по научной работе.

Список сокращений, принятых в названиях периодических изданий
(в дополнение ГОСТ 7.12—93)

Веч.

— Вечерний, -ие, -яя

Ком.

— Коммунистический, -ая, -ое

Комс.

— Комсомольский, -ая, -ое

Мол.

— Молодой, -ая, -ое

Рос.

— Российский, -ая, -ое

Соц.

— Социалистический, -ая, -ое



Александр Исаевич Солженицын
(Творческая биография)

Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (по отцу — Исаакиевич) — прозаик, драматург, поэт, публицист — родился 11 декабря 1918 в г. Кисловодске.

Отчество Исаевич — результат милицейской ошибки при выдаче первого паспорта в Ростове-на-Дону в 1934. Отец, Исаакий Семенович Солженицын, выходец из старинной крестьянской семьи, студент-филолог, в самом начале Первой мировой войны ушел добровольцем на фронт (офицер-артиллерист), умер до рождения сына 15 июня 1918 в результате несчастного случая на охоте; выведен в образе Сани (Исаакия) Лаженицына в эпопее «Красное Колесо» (1937, 1969—1973, 1975—1990). После смерти мужа и рождения сына, будущего писателя, его мать, Таисия Захаровна (в «Красном Колесе» — Ксения), дочь зажиточного крестьянина, хорошо знавшая английский и французский языки, а также стенографию и машинопись, не могла устроиться на постоянную и хорошо оплачиваемую работу из-за «соцпроисхождения». В 1924 она перевезла сына в Ростов-на-Дону. Несмотря на постоянные материальные и жилищные трудности, Солженицын в 1936, закончив среднюю школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. К этому же времени (18 ноября 1936) относится и первоначальный замысел романа о революции 1917, будущего «Красного Колеса». Под влиянием университетской среды Солженицын воспринимал революцию с марксистско-ленинских позиций, однако уже тогда возникла идея художественно изобразить истоки этого события, и прежде всего Первую мировую войну, но не описывать ее «целиком», а показать подробно лишь «Самсоновскую катастрофу» 1914.

В 1939, параллельно с учебой в Ростовском университете, Солженицын поступил на заочное отделение МИФЛИ, а 27 апреля 1940 женился на студентке Ростовского университета Наталье Алексеевне Решетовской. В 1941, за несколько дней до начала войны, окончил университет. 18 октября 1941 призван в действующую армию рядовым обоза (ездовой), но в марте 1942 добился перевода в артиллерию. В ноябре 1942 окончил артиллерийское училище в Костроме, получив звание лейтенанта, и как командир звукобатареи 794 Отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона (ОАРАД) был направлен на Северо-Западный фронт; прошел путь от Орла до Восточной Пруссии. Во время выполнения боевых заданий неоднократно проявлял личный героизм, награжден орденами Отечественной войны 2 й степени и Красной Звезды. 9 февраля 1945 арестован за резкие отзывы об И. В. Сталине в переписке со школьным другом Н. Д. Виткевичем. 7 июля 1945 решением Особого Совещания (ОСО) НКВД заочно осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. 18 июля 1946 из лагеря как математик востребован в систему спецтюрем 4 го спецотдела МВД и направлен в г. Щербаков (Рыбинск; сентябрь 1946 — февраль 1947), а затем в г. Загорск (Сергиев Посад; март — июнь 1947). В июле 1947 переведен в Марфино, под Москвой, в спецтюрьму № 16 — «на шарашку» (закрытый НИИ МВД). Эта последняя «шарашка» (с января 1948 — спецтюрьма МГБ) и ее обитатели воссозданы в романе «В круге первом» (1955—1968).

19 мая 1950 Солженицын отправлен в Особый лагерь (г. Экибастуз, Северный Казахстан), описанный в рассказе «Один день Ивана Денисовича» (1959). Здесь работал чернорабочим, каменщиком, литейщиком. В 1951 Решетовская развелась с Солженицыным и вышла замуж за другого. 12 февраля 1952 у Солженицына удалена злокачественная опухоль. 13 февраля 1953, после окончания срока заключения, он был отправлен в «вечную ссылку» в селение Коктерек (Южный Казахстан), где преподавал математику, физику и астрономию в средней школе. Вскоре болезнь возобновилась. В 1954 и 1955 Солженицын получал разрешение провести несколько месяцев в ташкентской больнице в связи с раковой опухолью в желудке. Лечение оказалось успешным — рак отступил. Впечатления от пребывания в этой больнице легли в основу рассказа «Правая кисть» (1960) и повести «Раковый корпус» (1963—1967).

В апреле 1956 Солженицын вместе с другими политическими ссыльными был освобожден (без реабилитации) и в августе переехал в д. Мильцево Владимирской области, где один учебный год преподавал в средней школе. Этот эпизод биографии писателя изображен в рассказе «Матренин двор» (1959; первоначальное авторское название «Не стоит село без праведника»). 2 февраля 1957 Солженицын и Решетовская вновь заключили брак.

6 февраля 1957 Солженицын реабилитирован решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР. Поселившись у жены в Рязани, писатель с июля 1957 по-прежнему преподавал в средней школе. В 1961 через друга по «шарашке», известного германиста Л. З. Копелева, Солженицын передал текст рассказа «Один день Ивана Денисовича» — тогда он назывался «Щ-854. (Один день одного зэка)» — в редакцию журнала «Новый мир», возглавляемую А. Т. Твардовским. В октябре 1962 под личным давлением Н. С. Хрущева Политбюро ЦК КПСС приняло решение о публикации рассказа (Новый мир. 1962. № 11). По настоянию Твардовского и вопреки авторской воле жанр этого произведения был определен как повесть. Рассказ произвел огромное впечатление на читателей в стране и за рубежом. 30 декабря 1962 Солженицын был принят в СП.

В 1963 «Новый мир» опубликовал 3 рассказа писателя: в № 1 — «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка» («Случай на станции Кречетовка», 1962; в связи с тогдашним противостоянием между «Новым миром» и «Октябрем» В. А. Кочетова «Кочетовка» была заменена на «Кречетовку», позже Солженицын вернулся к первоначальному названию); в № 7 — рассказ «Для пользы дела» (1963). 11 сентября 1965 сотрудники КГБ во время обыска у В. Л. Теуша, друга Солженицына, изъяли рукописи части стихов, написанных в лагере, романа «В круге первом», цикла прозаических миниатюр «Крохотки» (1958—1960), а также пьес «Пир победителей» (1951) и «Республика труда» (1954). Особенно опасным для писателя было то, что КГБ распространял «антисоветский» текст «Пира победителей» в среде советской элиты. В 1966 «Новый мир» в № 1 опубликовал рассказ Солженицына «Захар-Калита» (1965). После этого произведения писателя не печатали в СССР 22 года.

16 мая 1967 Солженицын обратился к IV съезду писателей СССР с открытым письмом, в котором призвал к упразднению цензуры. В советской прессе началась прямая травля писателя. В 1968 «Раковый корпус» (без ведома автора) и «В круге первом» (с его ведома) опубликовали за границей. Тогда же писатель тайно передал на Запад микрофильм рукописи 3 томного художественного исследования советской репрессивно-карательной системы «Архипелаг ГУЛаг» (1958—1967; последняя редакция — 1979). 4 ноября 1969 Рязанское отделение СП РСФСР исключило Солженицына из СП.

8 октября 1970 Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе (по предложению Ф. Мориака). Советские власти отнеслись к этому крайне недоброжелательно, участились попытки любым способом очернить писателя.

30 декабря 1970 у Солженицына родился первый сын Ермолай в гражданском браке с Натальей Дмитриевной Светловой. 15 марта 1973 Солженицын развелся с Решетовской и 20 апреля 1973 оформил брак со Светловой. Позже Решетовская, сотрудничавшая с властями, выпустила книгу, направленную на моральную дискредитацию Солженицына (Решетовская Н. А. В споре со временем. М., 1975). Это издание продавалось только за границей, а в СССР его распространяли лишь среди партийной элиты.

5 сентября 1973, узнав о том, что рукопись книги «Архипелаг ГУЛаг» захвачена КГБ, Солженицын разрешил публикацию этого произведения на Западе (1 й том вышел в конце декабря в издательстве «ИМКА-Пресс»). 12 февраля 1974 писатель был арестован и решением Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства. В тот же день обнародована статья Солженицына «Жить не по лжи!» (1972—1973) — призыв к моральному сопротивлению в условиях тоталитаризма. 13 февраля 1974 Солженицын выслан за пределы СССР.

В 1974—1976 Солженицын жил в Цюрихе (Швейцария). 17 июня 1974 основал Русский Общественный Фонд помощи заключенным и их семьям, в который перечисляются все гонорары за издание книги «Архипелаг ГУЛаг» во всем мире. Солженицын — инициатор и составитель сборника «Из-под глыб» (1974), продолжающего традицию сборников 1900—1910 х гг. «Вехи» и «Из глубины». В 1976—1994 Солженицын жил в небольшом имении недалеко от г. Кавендиш (штат Вермонт, США). Все эти годы писатель много и напряженно работал над 10 томной эпопеей «Красное Колесо», а также написал и обнародовал более 150 публицистических произведений. В 1977 основал «Всероссийскую Мемуарную Библиотеку» (ВМБ). Кроме того Солженицын начал выпуск 2 х серий книг: «Исследования новейшей русской истории» (ИНРИ, 1980) и, совместно с женой, «Наше недавнее» (1984). Во 2 й серии публикуются наиболее интересные мемуары из ВМБ.

В 1978 получил почетную степень доктора в Гарвардском университете. Является членом американских Академий (The American Academy of Arts and Sciences; The American Academy of Arts and Letters). В 1983 стал лауреатом Темплтоновской премии («за прогресс в развитии религии»).

Вскоре после высылки из страны писатель неоднократно говорил, что предчувствует свой возврат на родину еще при жизни. В это почти никто не верил. 27 мая 1994 Солженицын вернулся в Россию. В настоящее время живет в Москве. Сыновья писателя — Ермолай, Игнат и Степан — завершили образование на Западе; Ермолай и Степан живут и работают в России; Игнат — известный пианист и дирижер, профессор Филадельфийской консерватории.

29 мая 1997 Солженицын избран действительным членом Российской Академии наук (по отделению литературы и языка).

21 октября 1997 учреждена Литературная премия Александра Солженицына (финансируемая Фондом Солженицына), которая вскоре стала одной из самых авторитетных литературных наград современной России.

Для творческого метода Солженицына характерно особое доверие к жизни, писатель стремится изобразить все, как это было на самом деле. По его мнению, жизнь может сама себя выразить, о себе сказать, надо только ее услышать. В Нобелевской лекции (1971—1972) писатель подчеркивал: «Одно слово правды весь мир перетянет» (Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1995. Т. 1. С. 25). Это предопределило особый интерес писателя к правдивому воспроизведению жизненной реальности как в сочинениях, основанных на личном опыте, так и в эпопее «Красное Колесо», дающей документально точное изображение исторических событий.

Ориентация на правду ощутима уже в ранних произведениях писателя, где он старается максимально использовать свой личный жизненный опыт: в поэме «Дороженька» (1948—1953) —повествование прямо от автора и в неоконченной повести «Люби революцию» (1948, 1958) — автобиографический персонаж Нержин. В этих произведениях писатель пытается осмыслить жизненный путь в контексте послереволюционной судьбы России. Схожие мотивы доминируют и в стихах Солженицына (1946—1953), сочиненных в лагере и в ссылке.

В раковом корпусе ташкентской больницы написан очерк «Протеревши глаза („Горе от ума“ глазами зэка)» (1954), в котором дана оригинальная интерпретация пьесы, во многом полемичная по отношению к замыслу А. С. Грибоедова.

В драматической трилогии «1945 год», состоящей из комедии «Пир победителей», трагедии «Пленники» (1952—1953) и драмы «Республика труда», использован военный и лагерный опыт автора. Здесь в качестве персонажа появляется и полковник Георгий Воротынцев — будущий герой «Красного Колеса». Кроме того, в «Пире победителей» и «Республике труда» читатель встречает Глеба Нержина, а в «Пленниках» — Валентина Прянчикова и Льва Рубина, персонажей романа «В круге первом». «Пир победителей» — это гимн русскому офицерству, не потерявшему достоинство и честь и в советские времена. Французский литературовед Жорж Нива обнаруживает в ранних пьесах Солженицына «стремление быть этнографом племени зэков» (Нива Ж. Солженицын. М., 1992. С. 58). В «Республике труда» лагерные реалии изображены очень подробно, а речь персонажей содержит множество жаргонизмов. Очень важна во всех трех пьесах тема мужской дружбы.

Эта же тема оказывается и в центре романа «В круге первом». «Шарашка», в которой вынуждены работать Глеб Нержин, Лев Рубин (его прототип — Копелев) и Дмитрий Сологдин (прототип — известный философ Д. М. Панин), вопреки воле властей оказалась местом, где «дух мужской дружбы и философии парил под парусным сводом потолка. Может быть, это и было то блаженство, которое тщетно пытались определить и указать все философы древности?» (В круге первом. М., 1990. Т. 2. С. 8). Мысль Солженицына парадоксальна, но не следует забывать, что перед нами лишь «первый круг» полудантовского-полутюремного «ада», где и мучений-то настоящих еще нет, зато есть простор для мысли: в духовном и интеллектуальном отношении этот «первый круг» оказывается весьма плодотворен. Так, в романе описано медленное возвращение Нержина к христианской православной вере, показаны его попытки по-новому осмыслить революционные события 1917, изображено «хождение» Нержина «в народ» — дружба с дворником Спиридоном (все эти мотивы автобиографичны). В то же время название романа символически многозначно. Кроме «дантовского», здесь присутствует и иное осмысление образа «первого круга». С точки зрения героя романа, дипломата Иннокентия Володина, существуют два круга — один внутри другого. Первый, малый круг — отечество; второй, большой — человечество, а на границе между ними, по словам Володина, «колючая проволока с пулеметами… И выходит, что никакого человечества — нет. А только отечества, отечества, и разные у всех…» (Там же. Т. 1. С. 345). Володин, позвонив в американское посольство, пытается предупредить военного атташе о том, что советские агенты похищают из США технологические детали производства атомной бомбы. В романе содержится одновременно и вопрос о границах патриотизма, и связь глобальной проблематики с национальной.

Рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» близки идейно и стилистически, они обнаруживают характерный для всего творчества писателя новаторский подход к языку. В «Одном дне…» показаны не «ужасы» лагеря, а самый обычный день одного зэка, почти счастливый. Содержание рассказа отнюдь не сводится к «обличению» лагерных порядков. Авторское внимание отдано необразованному крестьянину, и именно с его точки зрения изображен мир лагеря. Писатель не идеализирует народный тип, но в то же время показывает доброту, отзывчивость, простоту, человечность Ивана Денисовича, которые противостоят узаконенному насилию уже тем, что герой рассказа проявляет себя как живое существо, а не как безымянный «винтик» тоталитарной машины под номером Щ-854 (таков лагерный номер Ивана Денисовича Шухова).

В центре рассказа «Матренин двор» — кризис советской деревни и неузнанный праведник. Старая, больная, нищая, неграмотная крестьянка не на словах, а на деле самоотверженно помогает ближнему, односельчане беззастенчиво пользуются ее бескорыстием и отзывчивостью, но именно подвижническое служение Матрены уберегает деревенский мир от полной деградации и катастрофы. «Все мы жили рядом с ней,— заключает рассказчик,— и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (Рассказы. М., 1990. С. 158).

И в «Одном дне Ивана Денисовича», и в «Матренином дворе» писатель активно использует форму сказа. При этом выразительность речи повествователя, героев их окружения создается в этих произведениях «не только какими-то необычными словарными „экзотизмами“… а, главным образом, умело используемыми средствами общелитературной лексики, наслаивающейся… на разговорно-просторечную синтаксическую структуру» (Винокур Т. Г. С новым годом, шестьдесят вторым… // Вопросы литературы. 1991. № 11/12. С. 59).

Пьеса «Свет, который в тебе. (Свеча на ветру)» (1960) посвящена проблемам современной технократической цивилизации. Сам автор расценил это произведение как художественную неудачу, вызванную, по его мнению, отказом «от российской конкретности» (Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. М., 1996. С. 18—19).

В рассказах «Правая кисть» (1960), «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Как жаль» (1965), «Пасхальный крестный ход» (1966) подняты важные нравственные проблемы, ощутим интерес писателя к 1000 летней истории России и глубокая религиозность Солженицына.

Особое место в творчестве писателя занимает цикл прозаических миниатюр «Крохотки» (1958—1960, 1996—1999). Солженицын — мастер крупной эпической формы, поэтому «невесомость», «воздушность» этих стихотворений в прозе кажется неожиданной. В то же время акварельно-прозрачная художественная структура выражает здесь глубокое религиозно-философское содержание.

Сценарии «Знаю истину танки!» (1959) и «Тунеядец» (1968) не только демонстрируют мастерство Солженицына-кинодраматурга, но и обнаруживают особые художественные возможности сценарной формы, использованные затем в «Красном Колесе».

В повести «Раковый корпус» перед читателем предстает «мозаика индивидуальных хроник — „личных дел“ героев, центральных и второстепенных, всегда соотнесенных с грозными событиями 20 века» (Темпест Р. Герой как свидетель: Мифопоэтика Александра Солженицына // Звезда. 1993. № 10. С. 186). Все обитатели изображенной в повести палаты для больных раком вынуждены так или иначе решать проблему личного отношения к возможной скорой смерти, исходя из собственного жизненного опыта и своей индивидуальности. Оказавшийся в палате том произведений Л. Н. Толстого заставляет их задуматься над вопросом: «Чем люди живы?». Появление этого мотива на страницах «Ракового корпуса» может натолкнуть на мысль о прямом влиянии на писателя идей Толстого, однако Солженицын подчеркивал, что Толстой никогда не был для него моральным авторитетом и что, по сравнению с Толстым, Ф. М. Достоевский «нравственные вопросы… ставит острее, глубже, современнее, более провидчески» (Публицистика. Т. 2. С. 445). В то же время показательна высокая оценка Солженицыным Толстого-художника, поэтому не удивительно, что в построении крупной эпической формы писатель отчасти следует толстовской традиции. Вместе с тем несомненно влияние на поэтику произведений Солженицына модернистской прозы Е. И. Замятина, М. И. Цветаевой, Д. Дос Пассоса. Солженицын —писатель XX в., и его не страшат новые и необычные формы, если они способствуют более яркому художественному воплощению изображаемой реальности.

Показательно в этом смысле и стремление писателя выйти за рамки традиционных жанров. Так, «Архипелаг ГУЛаг» имеет подзаголовок «Опыт художественного исследования». Солженицын создает новый тип произведения, пограничный между художественной и научно-популярной литературой, а также публицистикой. «Архипелаг ГУЛаг» документальной точностью изображения мест заключения напоминает «Записки из Мертвого дома» Достоевского, а также книги о Сахалине А. П. Чехова и В. М. Дорошевича; однако если раньше каторга была преимущественно наказанием виновных, то во времена Солженицына ею наказывают огромное количество ни в чем не повинных людей, она служит самоутверждению тоталитарной власти. Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о гуманности ленинизма. Сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. Причина и в том, что это произведение — документ большой художественной, эмоциональной и нравственной силы, в котором мрачность изображаемого жизненного материала преодолевается при помощи своего рода катарсиса. По мысли Солженицына, «Архипелаг ГУЛаг» — дань памяти тем, кто погиб в этом аду. Писатель исполнил свой долг перед ними, восстановив историческую правду о самых страшных страницах истории России.

Книга «Бодался теленок с дубом» (1967—1975; последняя редакция — 1992) имеет подзаголовок «Очерки литературной жизни». Здесь объектом изучения является литературно-общественная ситуация в стране 60 х — 1 й половины 70 х гг. XX в. Эта книга рассказывает о борьбе писателя с советской системой, подавляющей какое бы то ни было инакомыслие. Это история о противостоянии правды и официозной лжи, хроника поражений и побед, повествование о героизме и подвижничестве многочисленных добровольных помощников писателя. Эта книга — о духовном освобождении литературы вопреки всем усилиям компартии, государства и карательных органов. В ней множество ярких портретов литературных и общественных деятелей той поры. Особое место в «очерках» занимает образ А. Т. Твардовского. Главный редактор «Нового мира» изображен без идеализации, но с большим сочувствием и щемящей болью. Художественно-документальный портрет Твардовского многомерен и не укладывается ни в какую схему. Перед читателем возникает живой человек, сложный, ярко талантливый, сильный и замученный той самой партией, от которой он, и совершенно искренне, себя никогда не отделял, которой верно и преданно служил.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр Исаевич Солженицын (1)

    Библиографический указатель
    11 декабря 2008 года исполняется 90 лет со Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического движения – Александра Исаевича Солженицына.
  2. Александр Исаевич Солженицын (2)

    Документ
    Писатель родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.
  3. Александр Исаевич Солженицын Публикация Наталии Дмитриевны Солженицыной Пе­да­го­гом на­до ро­дить­ся. На­до, чтоб учи­те­лю урок

    Урок
    Пе­да­го­гом на­до ро­дить­ся. На­до, чтоб учи­те­лю урок ни­ког­да не был в тя­гость, ни­ког­да не утом­лял, — а с пер­вым при­зна­ком то­го, что урок пе­ре­стал при­но­сить ра­дость, — на­до бро­сить шко­лу и уй­ти.
  4. Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным рассказ

    Рассказ
    Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день из жизни Ивана Денисовича», и увлечь
  5. Александра Исаевича Солженицына, предлагаемая современным старшеклассникам, это, конечно, произведения литературы, но все же «здесь кончается искусство и дышат почва и судьба». Отсюда и проблемы, и задачи изучения рассказ

    Рассказ
    — Я очень горжусь тем, что пишу с ним на одном языке. Я считаю его одним из величайших… и отважных людей этого столетия. Я считаю его совершенно выдающимся писателем…

Другие похожие документы..