Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Французский профцентр «Форс увриер» утвердил на эту дату лозунг «Для нас кризис не прошёл», имея в виду продолжение борьбы за равноправие трудящихся ...полностью>>
'Документ'
А.В. Чебикін (голова), І.Д. Безгін, Ю.П. Богуцький, А.А. Бокотей, М.П. Мащенко, М.Ю. Рєзникович, В.Д. Сидоренко, М.А. Стороженко, О.С. Тимошенко, О.К...полностью>>
'Документ'
Почти каждая семья, живущая на постсоветском пространстве, пострадала во время Великой Отечественной войны. Моя семья не является исключением. 9 Мая –...полностью>>
'Документ'
Перевірки фінансово-господарської діяльності суб’єктів підприємницької діяльності органами виконавчої влади регламентуються Указом Президента України...полностью>>

Активное воспитание, а не "цветочек и две руки"

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

От : Зиновий Тененбойм.

Вы зашли на : /doc/Egerman-na-putyah.doc

Активное воспитание, а не "цветочек и две руки".

ZT. Важны не звёзды-имена на педагогическом небосводе, а важны: структурные решения.

Именно поэтому-то А.С. Макаренко и заявлял-то: ничего нет!, пустое место!

Как ничего нет? - Всё педагогическое небо вообще, и даже, как бы, и педагогическое небо конкретно и именно педагогики воспитания – всё ведь в исторических звездах-именах.

Да, может и медицинское небо тоже в исторических звездах-именах, но в медицине в итоге наработаны и упорядочены структуры-методы.

То же – в металлургии.

И т.д.

А в педагогике лишь "ура!" - всё небо педагогики вообще и педагогики воспитания в частности - в звездах-именах.

Но вот ясных упорядоченных структурных наработок как руководств к широко-плодотворному практическому действию в педагогике воспитания - кот наплакал...

Хватит в педагогике воспитания коллекционировать "блистательные", или даже действительно блистательные имена.

Надо переходить к коллекционированию ясных структурных наработок как руководств к широко-плодотворным практическим действиям для любого,

лишь входящего в сферу педагогики воспитания,

начинающего...

03.03.2010 ZT. В действительности, как показала реальность, не имело и не имеет особого смысла собирать практиков и рассказывать им об А.С. Макаренко, как это мы в нашей макаренковской секции СПб 2 или 3 раза по моей инициативе делали. Теперь мне стыдно, что я обзванивал практиков, приглашал их, они приезжали и в сущности зря теряли время.

Не много для практиков даст и покупка ими Нового собрания сочинений А.С. Макаренко на DVD-пластине (НСС): практикам некогда будет из этого огромного массива текстов вычленять что-то ясно-конкретное именно для практики.

Валентина Максакова> Хорошо бы практические материалы излагать по единому алгоритму: проблема (что было не так, как хотелось, трудности) - стратегия - конкретные методы - результаты.

ZT. Тут штука такая. Все интернатные учреждения,

- с производственно-трудовым или без него, -

и все производственно-трудовые для подростков и юношей учреждения,

- с интернатом или без него, -

работали и работают в конкретном "контексте" доставшихся им условий, и этот "контекст" весьма разбросан, весьма различен.

И именно из-за различия условий скорее всего бесперспективно пытаться осуществить алгоритм вычленения: проблема (что было не так, как хотелось, трудности) - стратегия - конкретные методы - результаты.

И в этом смысле меня особенно привлекает путь журнала "Детский дом" 1928-31 гг. Там, как правило, практики не занимались общими рассуждениями, а: 1) описывали "контекст" своей работы и 2) описывали свои методы достижения лучших результатов в условиях этого "контекста".

Ведь методы, которые сработали в рамках одного "контекста", могут даже не иметь смысла в ином "контексте".

Вывод:

1) Приложить к электронному НСС А.С. Макаренко дайджестное электронное переиздание журнала "Детский дом" 1928-31 гг. Вообще, разные выдержки из этого журнала найдутся на разных страницах моего огромного сайта / , и добавления подобного от меня там ещё, может быть, будут, ибо я собираюсь снова пролистывать журнал "Детский дом" 1928-31 гг., да, кроме того, кое-что такое есть у меня в черновой электронной базе (ждет выкладывания в интернет).

Можно на пластине НСС сделать отсылку и на данное моё: /doc/Egerman-na-putyah.doc

2) В эту же DVD-пластину НСС Макаренко вставить и практико-ориентированный дайджест журнала военного ведомства по его интернатным учреждениям "Педагогический сборник" СПб 1864-1918.

ZT. 04.07.2010 . Надо "коллекционировать" систематизировать реальные в истории педагогики истинного социального воспитания приблизительно сходные "начальные контексты", и иллюстрировать: как конкретные в истории практики истинно социального воспитания начинали реально действовать в соответствующих "начальных контекстах", как они преодолевали трудности и достигали успехов...

ZT. 04.07.2010. -

1) Надо "коллекционировать" и систематизировать реальные в истории педагогики истинного социального воспитания приблизительно сходные "начальные контексты", и иллюстрировать: как конкретные в истории практики истинно социального воспитания начинали реально действовать в соответствующих "начальных контекстах", как они преодолевали трудности и достигали успехов...

2) Надо стратегически отклонить сведение педагогики воспитания только к "цветочек и две руки" = Надо стратегически отклонить сведение педагогики воспитания только к так называемому "развитию". Так называемое "зомбирование" – это проработка мозгов. Но даже если вы проповедуете ребятам толерантность = антиксенофобию, - то вы всё равно прорабатываете мозги. Но ( см. в /doc/prorabotka-natur.doc ): надо прорабатывать в ребятках и позитивные волевые качества и позитивные привычки + надо тормозить в натуре тех или иных конкретных ребят те или иные скверные их задатки + надо впрок оснащать (! оснащать !) ребят всем практически позитивным, что а) совершенно необходимо или б) очень может пригодиться ребятам в их будущем.

Значит. –

Сведению педагогики воспитания только к "цветочек и две руки" = только к идее так называемого "развития" – наш макаренковский бой!

--

В /doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23. ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( /doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения.

а.с. макаренки, включая таких, как Филипп Иванович Егерман, - это разработчики ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОСНАЩАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВСЕРЬЁЗ.

Лично Ф.И. Егерман, как кажется, исходил из разработок ЦИТа = из разработок Гастева Алексея Капитоновича (1882-1938), но и из других так сказать близко-макаренковских установок 1920-х гг.

А.С. Макаренко примерно в 1922 .. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .. (т.1, М.1983, с.13).

I) Главные утверждения А.С. Макаренко из материалов к "Педагогической поэме" и II) вечный двигатель и вечный же педагогический идиотизм немакаренковцев.

I) А.С. Макаренко. - .. Великое разгильдяйство нашей интеллигенции сочетается с обильным разгильдяйством наших воспитанников именно в малых делах. / Это же стремление к великим делам так назойливо заставляло нас выпускать художников, писателей и артистов вместо обыкновенных здоровых людей. / …Детские дома почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. Беспризорное детство искусственно изолируется и поэтому всегда сохраняет свой анархизм. Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно ..

ZT. Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

А.С. Макаренко ПП-2003 .. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, .. , нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство (с.111). .. Ученый педагог будет говорить .. Можно улыбаться до самого утра, если думать об этом ученом педагоге. Он, этот промотавшийся интеллигент, этот последовательный последователь всех “великих” педагогов .. (с.348). .. С илистого дна растут древние, как ихтиозавр, проблемы человеческого поведения. На длинных-предлинных стеблях качаются среди водяных тростин красивые бледные цветы, прекрасные слова и мысли великих людей и великих педагогов. / По долгу службы и, кроме того, из приличия я обязан ходить вокруг этих цветов осторожно… оказывать им знаки почтения и время от времени убедительным голосом выражать восторг перед “вековым наследством”… (с.505).

ZT. Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения М.: 1991 .. Пошлость от Викниксора: "Возраст второклассников и третьеклассников соответствует, согласно гипотезе о повторении развитием человека главных этапов в истории всего человечества, тому состоянию людей, когда начал образовываться племенной быт и война, грабеж, разбой и воровство вовсе не считались отрицательными качествами. Поэтому, как показывает G.H. Schneider, дети любят совершать походы на чужие сады и огороды, любят воровать ягоды и вообще иначе относятся к воровству, чем мы, взрослые, — похищение чужой собственности вызывает в их душе отголосок того торжествующего, счастливого чувства, которое испытывал наш предок, первобытный дикарь, возвращаясь домой после удачного грабежа или воровства. В известный период детского возраста .. ребенок не может равнодушно смотреть на соседний сад, его тянет к воровству .." (с.39, с.127).

ZT. Столь же пиететно Викниксор и Крупская рассуждали и о Фрейде тогда, когда этот пресловутый Фрейд в начале 20-го века был в большущей моде.

То есть: что какая-либо умничащая книжка или какое-либо массовое последнее увлечение неким умничаньем скажет, то Викниксору сверху на мозги и ляжет. А так как Викниксор читал много, то помимо замысловато-умничащего он читал и здраво-реалистическое, и соответственно у него так сказать вопиюще неправильное перемешивалось с вопиюще же правильным, и обратно. Тексты и самого Викниксора насквозь пронизаны фрагментами невыносимого (же) кокетливого умничанья.

Отличное от Макаренко - это разнообразное респектабельное умничанье вне представления о задаче больших чисел и о задаче проработки натур ( /doc/prorabotka-natur.doc ). Вот пример такого респектабельного умничанья в духе и стиле С.Д. Ахапкина ("УГ" 10.10.1989).

[ Лернер Павел Сем. , С.Д. Ахапкин, А.Г. Войтов и др. ПРЕДЛОЖЕНИЯ по основным направлениям перестройки трудового воспитания в школе – М. ВНИК "Школа" 1988.17 350 экз. NLR Шифр 89-4/11794 / (Лернер П. С. и др.) Трудовое начало школы. Концепция труд. воспитания –2-я ред., перераб. И доп. М. ВНИК "Школа" 1990.44 1000 экз. NLR Шифр 90-4/3719 ]

Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" ( /winrar/vikniksr.rar ), из главки 8 .. Что такое труд? Это - целенаправленное превращение одного материала в другой. Это - столь же целенаправленное применение энергии, физической или душевной. Это, наконец, превращение мысли человека в вещь, в предмет ..

ZT. В отличие от массы А.С. Макаренко умел не ловиться на приманку респектабельного умничанья и не очаровываться им.

Бейлин А. Подготовка кадров в СССР за 15 лет 1932.55. / Подготовка кадров в СССР 1927-1931 гг. М.-Л. 1933.259. / Профили специалистов социалистической промышленности: рабочих (ФЗУ), техников (техникумы) и инженеров (втузы) Сб. 1931.216. / Рец. Марков В. Беспомощность сектора кадров ВСНХ // Коммунистическое просвещение 1931,15 с.68-78.

ZT. и тому подобное. А ведь есть ещё проблема преодоления, - в широких размерах, - молодёжного хулиганства и преступности. О такого рода проблемах именно больших чисел мещане от педагогики не задумывались.

ZT. Область биения мысли – вот что важно. Биение мысли может быть многодесятилетно бурным, рекламируемым, со всевозможными Академиями и НИИ, с докторами наук, с десятками развеликих имён и с их (этих развеликих) портретами и памятниками, с соответствующими регулярными юбилейными чтениями и изданиями. А.С. Макаренко в ПП, в гл. "Чернильницы по-соседски" : "Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время .." ZT. для собственно практиков вся эта странично многотонная масса в конце концов оказывается нулём без палочки. И тогда образуется отдельная область биения мысли: биение мысли собственно практиков ориентированное, соответственно, собственно и специально опять же на и для практиков. Это последнее и есть А.С. Макаренко и журнал "Детский дом" 1928-1931 гг. Указанный журнал ( "Детский дом" ) весь переполнен биением мысли о педагогически позитивной организации микросреды в детском доме, в семье. То же - у А.С. Макаренко. У рутинеров же (имя им - легион) микросреда жизни "ребёнка" берётся как таковая во всём её разбросе, и муссируется "обще-закономерное", - без биения мысли о педагогически позитивной организации микросреды в детском доме, в семье.

А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах. И если все-таки что-то получалось из наших детей, то только потому, что вообще из ребенка что-то должно получиться, и потому, что вообще в жизни больше хорошего, чем плохого .. (с.13). В том же томе .. Наши предки-педагоги надеялись на одно спасительное обстоятельство: "В жизни хорошего больше, чем плохого, а потому из воспитания всегда что-нибудь да выйдет" (с.177). В том же томе, в письме М. Горькому 10.02.1926 .. Условия создаются многочисленными усилиями разных секретарей, делопроизводителей, помощников бухгалтеров, всеми теми, кто никакого отношения ни к какой идеологии не имеет, но которые способны сбить с толку любую идеологию. Все это приводит к тому, что на деле никакого нового воспитания у нас просто нет, а все строится по формуле Стоюнина [1826-88]: "Все же в жизни больше хорошего, чем плохого, и из каждого человека что-нибудь да выйдет" (c.227-8).

А.С. Макаренко т.4 М.1984 Во фрагменте "Что значит воспитать ребенка?" .. Пути воспитания. Конечно, на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных, марксистски освещенных знаний. Знания приходят из учебы и еще больше из замечательного советского опыта, из газеты, книги, из каждого нашего дня. Многим кажется, что этого достаточно. Это действительно много. Наша жизнь производит самое могучее впечатление на человека и действительно воспитывает его. (Примеры.) Но мы не можем останавливаться на этих достижениях, мы прямо должны сказать, что без специальной заботы о человеке, заботы педагогической мы многое теряем. Правда, получаются хорошие результаты, но мы ими довольны только потому, что не знаем, какими грандиозными они могут быть. Я - сторонник специальной воспитательной дисциплины .. (с.364-5).

С конца 1978 я, ZT, увлекся А.С. Макаренко, а в нём - популярной в то время (в 1920-е) идеей, что только (только!) здорово поставленный детдом может в общем случае дать настоящее воспитание и оснащение, хотя, конечно, в некоторых не общих случаях это получается и у семьи. А.С. Макаренко при этом говорил: надо в здорово устроенные интернаты не только не имеющих родителей, но и подростков, имеющих родителей, причём, это можно устроить так, чтобы не образовался полный отрыв и отчуждение ребят от семьи.

"Учебная лодка разбилась о неумение организовать быт", разбилась просто о не взятие быта подопечных в профессионально-воспитательные интернатные педагогические руки. Но и лодка морали разбивается об это же.

ZT. Тут вначале мои маленькие претензии к

выдающемуся теоретику и практику,

Филиппу Ивановичу Егерману.

Сам текст брошюры Ф.И. Егермана – чуть ниже.

В отличие от А.С. Макаренко у Ф.И. Егермана встречаются

ДЕЖУРНЫЕ РЕВЕРАНСЫ

в сторону расхожих установок московских педагогических писак 1920-х - 1930-х гг.

Но после этих

ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ

у Ф.И. Егермана как правило тут же следует нечто реалистическое = макаренковское.

1) Так у Егермана - при его рассказе на стр. 9 о детском суде.

2) Так у Егермана - и при его рассуждении о педологии на стр. 62 : после реверансов в сторону педологии у Егермана там: ".. Необходимости углубленной педологической работы по изучению личности детгородок не ощущал. Гораздо целесообразнее в условиях Кр. городка создать психотехнический кабинет для изучения учащихся с точки зрения профориентации ..".

ZT. Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

Завзятые темы, в русле = в колее которых вьются как мухи налетевшие туда писаки и говоряки. Плюс: завзятые имена. Например, восторгаются Ф.М. Достоевским не потому, что вот когда-то лично = автономно = самостийно наткнулись на его (Достоевского) тексты .. (как это у меня, ZT, в 1978 случилось с текстами А.С. Макаренко) .. и стали их (тексты Ф.М. Достоевского) листать-читать, и вот в итоге самолично и автономно пришли в неисходимый = в нескончаемый восторг от этого самого Ф.М. Достоевского. Нет. - Ф.М. Достоевский - это имя, вокруг которого как бы сверху спущена = как бы сверху директирована обязанность: изливаться в завзятых восторгах, кои не есть итог собственно личностных, независимых, автономных впечатлений от лично читаемых текстов указанного писателя, а (см. выше).

И, безусловно, тысячелетия ещё в большей степени указанное относится к текстам так называемых "священных (ух ты!) писаний" и к главным персонажам этих самых священных (ух ты!) писанин. Тут тысячелетия завзятая некритичность была всегда ужасная.

Но, как говаривали когда-то: кто в иудействе, в христианстве и в исламе "умный", тот в Одессе едва-едва дурак...

Религиозное - это общественный официоз. Все знают, что бывает государственный официоз. Например, при Сталине государственный официоз был достаточно противен. Но всегда = во все времена наиболее противным был общественный официоз. Скажем, - беря близкое время, - культ В.А. Сухомлинского, и/или культ Игоря Петровича Иванова, и/или культ пресловутого же Викниксора, и/или многое тому же (в жёлтой интеллигенции) подобное, так вот, беря и рассматривая указанное, мы говорим, что всё это суть общественный официоз. Широко-общественное, - и лишь в частности - религиозное, - предполагает слепо, - как эхо или как "хоровое пение", - принимаемые имплицитные аксиомы и постулаты, которые индивидуальные критические умы для себя эксплицируют, пропускают их через реальную, а не усечённую информацию, пропускает их через трезвый и реальный здравый смысл, и (!) - элементарнейшим образом ну никак не могут принять установившуюся бодягу дежурных реверансов и славословий. Атаки на индивидуальное враньё терпятся. Атаки на враньё интеллигентских групп поклонников Сухомлинского ( /suhml-uh.htm ), и/или поклонников И.П. Иванова ( /ivanov-i.htm ), и/или поклонников Викниксора ( /doc/shkid-uh.doc ) "терпятся" уже с огромным скрипом и брюзжанием. Атаки же на враньё для масс (на религиозное) - крайне не терпятся, объявляются кощунством, объявляются оскорблением чувств, объявляются чего-то там "разжиганием", а для большей же гарантии на такого рода масс-враньё нацепляют словечко: "священное"...

Рутинная склонность к ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ суть многодесятилетняя убогая черта наших патентованных "макаренков" и "макаренковедов" прошлого и настоящего.

Повторю:

Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

Заниматься в религиях "миссионерством" и вводить в школах подобие "Закона Божьего" - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

Преподавать в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах Историю педагогики - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

И в религиозном, и в Истории педагогики против этого и произвёл ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ Антон Семенович Макаренко.

Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня тех, кто в московском Музее А.С. Макаренко (ул. Поклонная 16) повесили рядом три совершенно несовместимых портрета: Ушинского, Сухомлинского и Макаренко ..

Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня Светланы Сергеевны Невской и/или супругов Соколовых в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах, или не знаю где ещё, были уж прозомбированы на как эхо безвникающие и в сущности бессмысленно-рефлексные повторения ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.

То есть, со времён убогой на голову Марии Петровны Павловой (1896-1984) и до Анатолия Аркадьевича Фролова, дежурно повторяющего в адрес пресловутого Игоря Петровича Иванова "последователь Макаренко", 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою склонность к ненавидимым А.С. Макаренко ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ.

То есть, 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою в сущности глубоко антимакаренковскую натуру...

[ ZT. Пример правильно организованной жизни подростков см.и в файле /doc/yunaya-respulika.doc ]

Итак. – Егерман Филипп Иванович. На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка). Саратов 1930.78. РНБ 30.10/1991. БАН 1930б/2989.

--

Стр.3

[Эпиграф] Если бы мы избавились от нашей нищеты, я бы сказал, что детский дом — лучшая форма воспитания детей, воспитания подлинно социалистического, вырывающего ребят из семенной обстановки и ее мещанского уклада.

А. Луначарский.

Война, разруха и голод создали целую армию беспризорных детей, почти до единого выходцев из нуждающихся, трудовых, пролетарских слоев населения. Борьба с беспризорностью стала задачей государственной важности, т. к. борьба с беспризорностью — это спасение от гибели десятков и сотен тысяч детей и освобождение в будущем трудового государства от неминуемо - в дальнейших условиях беспризорности — изуродованных, дезорганизованных и развращенных граждан. Для этой борьбы создана целая сеть учреждений социального воспитания — детдомов. Детские дома работали в чрезвычайно тяжелых условиях. Не говоря про материальную необеспеченность, не было опыта, не было методики этой работы. Все пришлось творить на практике, идти ощупью, создавать свою практику, вырабатывать свою методику. Много было промахов и ошибок. Сейчас, на 13-м году революции, детдома кончают первый этап своего развития. Накоплен определенный опыт, почти ликвидирована уличная беспризорность. Следующая задача детдомов — окончательно изжить уличную беспризорность и пропустить через свои стены смену беспризорных — безнадзорных, — этот громадный резерв беспризорности. Это — второй этап развития работы детдомов. На этом более спокойном периоде работы детские дома должны учесть опыт—практику своей работы и на основании этой практики выработать теорию социального воспитания. Только после установки всей работы в детдомах на основании проверенной на практике и признанной трудящимися массами подлинно марксистско-ленинской теории социального воспитания, детдома постепенно превратятся в учреждения общественного воспитания для всех детей [ ZT. для всех детей, то есть и для детей, имеющих родителей ] трудящихся масс. Осветить опыт и практику работы одного из крупных учреждении в сети детских домов Союза - цель и задача нижеследующего очерка.

--

Стр.4

ЗАРОЖДЕНИЕ КРАСНОГО ГОРОДКА.

Саратов — крупный город в центре Поволжья. В годы гражданской войны сюда стремились, как к хлебному району, беспризорные из голодных северных и центральных губерний. Голод в Поволжье увеличил в несколько раз в Саратове армию беспризорных. Здесь сотнями и тысячами искали убежища от надвигающегося призрака голода и смерти дети заволжских степей. Целыми эшелонами в 1921-м году отправляли из Саратова детей на Украину и в центральную Россию. Но всех не отправить. Заволжская степь постепенно в течение всей зимы, группами и по одиночке, пешком и на вагонных подмостках неумолимо наводняла Саратов голодными детьми. Прошел голод, но не сразу ожила степь, не сразу приняла она своих изгнанников. У многих сотен детей родители погибли голодной смертью, для них родина была потеряна, путь к возвращению отрезан. Они осели в саратовских детдомах и в приемниках. Не хватало у города средств, чтобы все детдома и приемники обеспечить нормальными условиями жизни, учебы и труда. Вот картина 3-го саратовского детприемника по статье в саратовских "Известиях" от 23/ХII–[19]23 г.:

Поднимаюсь по лестнице от парадной двери во 2-й этаж. В лицо стремительным зловонным потоком пахнуло ароматами выгребной ямы, под ногами сырой, липкий пол. Открываю первую попавшуюся дверь: на сыром полу в изорванной рубашонке, от грязи - серо-землянистого цвета, уснула съежившись, девочка. К шуму, холодному полу, к постоянным толчкам шагающих через нее она привыкла. Как видно, такое положение сидящего ребенка нормально. "Комиссия, комиссия", - закричали дети, обступив тесным кольцом вошедшего. Все 200 человек детей, находящихся в комнате - босы, на три четверти голые, все иззябшие, бледные и все почесываются. Несмотря на это, радостная встреча, какая-то надежда, громкие приветствия: "Здравствуйте, здравствуйте, дядя комиссия, долго нас будете держать здесь. Мы в детский дом хотим, здесь холодно, нас заедают вши, мы три месяца не ходим на улицу, нас не мыли с октября, мы голодны". Жалобы росли. В голове от спертого воздуха мутилось. А где вы спите? - "Вот здесь, прямо на полу, друг на дружке, оно теплее". - Постели нет, есть несколько десятков матрацев, набитых соломой, они не в состоянии обслуживать тысячу детей. Мальчики посильнее отбирают их у "мелочи", распарывают, забираются во внутрь в солому и таким образом с комфортом ночуют. Вхожу в трахомное отделение. Три четверти детей приемника больны заразной болезнью глаз - трахомой. Раздают ужин. Около ведра с мутной жижицей из

--



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тененбойм Не "церковь учит"

    Документ
    Да, структура личности перспективно определяется / предопределяется не чем-то одним, а всем контекстом, всей раскладкой, всем калейдоскопом, всей совокупностью этапо-возрастных обстоятельств бытия дитя, подростка, юноши.
  2. Воспитание к свободе”

    Книга
    Встречи с людьми, участие в семинарах, организация обучающих групп родителей, студентов, педагогов привели к тому, что необходимо стало создать доступные и популярные тексты для дальнейшего ознакомления с вальдорфской педагогикой.
  3. Две жизни (1)

    Документ
    Я читаю маленькую книжку Герде. Наш отъезд из Общины. Первый день путешествия по пустыне. Оазис, встречи в нём. Ночь, проведённая у костра. Прощание И.
  4. Две жизни (2)

    Документ
    Первый завтрак в новой столовой. Школа. Я передаю письмо Франциска матери больного ребёнка. Помощь И. в моём знакомстве со скитом трудных строптивцев.
  5. Не нам, не нам, а Имени Твоему

    Документ
    РЕЗЮМЕ: В предлагаемых для обсуждения в сообществе психологов и поднимаемых вопросах утверждается, что: 1) мозговой штурм и мозгов личностей, и в манипуляции мозгами безликого общества для его не только успешности, а простого осуществления

Другие похожие документы..