Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пятая Банковская Конференция «Управление рисками розничного кредитования в Украине» состоится 2-3 июня 2010 года в Киеве, Украина. Конференция пройдет...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Министерства здравоохранения и со...полностью>>
'Документ'
1.1. Правила охорони праці під час технічного обслуговування і ремонту вантажних вагонів та рефрижераторного рухомого складу (далі - Правила) встанов...полностью>>
'Учебное пособие'
Разработка технологической части дипломного проекта: Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания» ...полностью>>

«Из истории народного образования города Москвы»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 10

предмет: История культуры Москвы

Доклад по теме:

«Из истории народного образования города Москвы»

Учащейся группы 11В Чигириновой Светланы

В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров грамоты.

Деловые бумаги того времени – завещательные письма, межкняжеские договоры и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом побоище», и др.

С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве .

Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела. Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие 1339г. В 14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в. около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография». 1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный двор выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные печатную книгу «Апостол» - образец высокого типографского искусства. До конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были светские книги , в том числе – учебники.

В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова, напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники, как Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др. Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях, церквах и частных школ. Открываются школы повышенного образования – грамматические, греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев открывает школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653г. под руководством Епифания Славинецкого начинает работу школа при Чудовом Монастыре, в 1665г. – «школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском мон. за иконописным рядом (Заиконоспасская), в 1668г.греко-латинская в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680г. – правительственная при печатном дворе и др.

В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре открывается первое высшее общеобразовательное учебное заведение – Эллино-греческая академия, образование в которой имело преимущественно гуманитарный характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее руководителями и преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний Лихуды, затем – Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались греческий (основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина, физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились дети знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.

Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской фамилии, придворных и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.

Многие образованные москвичи того времени хорошо владели литературным слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная необходимость и требования повседневной жизни вызвало появление «Домостроя» 16в. – свод правил поведения горожанина, в ряде букварей того времени приводятся образцы деловых бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также светские притчи, изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с 16в. имеется особый книжный ряд.

Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в. и во многом связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл. обр. из дворянских семей, для усовершенствования в науках за границу, но в тоже время основное внимание уделяется созданию своих высших и средних уч. заведений.

После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение крупного политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая академия в 1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую академию, в ней усилена подготовка образованных лиц для церковной и государственной деятельности. Главное внимание в академии уделялось изучению латыни – международного языка науки и дипломатии.

В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных заведений – Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Пушкарская (артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.

Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для других социальных групп некрепостного населения также открывались новые учебные заведения.

Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755г. Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали кроме дворян и детей разночинцев.

Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом императрицы Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г. Первоначально Университет имел факультеты: юридический, медицинский, философский. При Университете действовала гимназия, Благородный пансион и Учительская семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной площади на месте Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б,Никитской и Моховой для него построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара 1812г. перестроенное арх. Жилярди.

В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе строений усальбы 18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).

С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия потеряла былое значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее духовно-сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная академия в Троице-Сергиевой лавре).

В 1764г открывается Воспитательный дом – приют для незаконнорожденных и детей бедняков. Воспитанники находились там до 18 летнего возраста и получали начальное реже среднее образование.»Классические классы» для мальчиков готовили к поступлению на мед.фак. Московского университета, Повивальный ин-т и «французские классы» для девочек готовили акушерок и гувернанток. В 1773г. в интересах купечества при Воспитательном доме открывается Коммерческое уч-ще, классы театрального танцевания, положившие начало созданию Хореографического уч-ща.

В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и ремесленников открываются 5-годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х годичным сроком обучения. В 1-ой пол. 19в. на постановку образования все больше влияют развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках Открыты 2-х годичные нач. уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана), Практическая коммерческая академия, открыта Земледельческая школа для подготовки приказчиков и управляющих помещичьими имениями, открыт Кадетский корпус, для детей промышленников и купцов открыто Мещанское уч-ще – повышенная начальная школа.

К 1839г. в Москве насчитывалось 25 Частных пансионов, где воспитывались дети дворян, крупных промышленников и купцов. Для девочек действовали закрытые привилегированные женские средние учебно-воспитательные заведения – Институты Благородных девиц. Первоначально они предназначались для дочерей потомственных дворян, позднее в них стали принимать также девочек из семей чиновников, купцов, духовенства. Воспитанницы находились в институте с 8 до 18 лет. Потомственные дворянки обучались бесплатно, остальные платили 400 руб. в год. Значительное место отводилось изучению иностранных языков, танцев, музыки. Девочек недворянского происхождения готовили к роли гувернанток и экономок.

Во 2-ой пол.19 и нач. 20 вв в Москве открываются – Петровская земледельческая и лесная академия ( сельхоз академия им. Тимирязева), Коммерческих ин-т ( Финансовая академия им. Плеханова), Институт путей сообщения (МИИТ) . Педагогические кадры готовятся в московском университете, Учительском ин-те, Учительской семинарии, Епархиальном женском уч-ще, в 8-х педагогических классах женских гимназий.

Женщины не имели права обучаться в высших учебных заведения и для продолжения образования вынуждены были уезжать для учебы за границу. В 1869г. в Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее женское учебное заведение. Срок обучения был 3 года. Имелись факультеты : Естественно-исторический, медицинский, физико-математический с химико-фармацевтическим отделением.

В 1866 г. на базе музыкальных классов Московского отделения Русского музыкального общества по инициативе Н.Рубенштейна открыта Московская Консерватория.

Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.

Однако правом на образование в высших и средних учебных заведениях ( Университете, гимназиях, реальных и коммерческих уч-х) пользовались дети обеспеченных слоев населения. В связи с этим неграмотность снижалась медленно –в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.

После Октябрьской революции создается новая система народного образования. Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым наркомом с 1917 по 1929г. был Луначарский.

В 1920 году создан Московский отдел народного образования. Первоочередными задачами стали задачи ликвидации неграмотности, борьбы с детской беспризорностью, увеличение числа школ и подготовка к введению всеобщего обязательного начального образования детей. Создавались школы и кружки ликбеза, начала работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих, кустарей-ремесленников и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе была ликвидирована.

В настоящее время в системе народного образования выделяют: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование,среднее специальное образование и высшее образование.

Дошкольное воспитание.

До 1917г в Москве работало 12 частных детских садов, среди них – 2 бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные средства. Первый советский детский сад был открыт в 1918г, для детей рабочих миусского трамвайного депо, а затем и при фабриках «Трехгорная мануфактура», «Большевик», заводе «Динамо».

К 1920г в Москве насчитывалось уже 266 д/с.

В настоящее время в городе существуют как государственные муниципальные, так и частные детские сады.

Общеобразовательная школа.

Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х годах расширилась сеть общеобразовательных школ. К 1930 году в Москве было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей и начало вводится всеобщее обязательное семилетнее образование. В связи с нехваткой школьных зданий занятия проходили в три смены, но уже к 40-му году в Москве было построено дополнительно 379 школ и это дало возможность ликвидировать трехсменность занятий. Во время войны в зданиях многих школ размещались госпитали для раненых, а большинство школьников было эвакуировано в глубь страны. После 43 года началось возвращение школ из эвакуации и возобновление занятий.

К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее обучение.

В настоящее время, кроме средних общеобразовательных государственных школ, существуют также лицеи, многопрофильные гимназии и частные школы.

Профессионально-техническое образование.

В 20-40 годах основным типом профессионально-технической школы была школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду с профессиональной подготовкой давалась и общеобразовательная. В 40-м году были созданы Государственные трудовые резервы СССР, которые объединяли в себе 80 ремесленных училищ и 45 школ фабрично-заводского обучения, которые с 59 года были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).

Среднее специальное образование.

С 20 года на базе семилетней школы был создан новый тип средней профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов средней квалификации для всех отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения, а с 37 года техникумы непроизводственных профилей стали называться училищами. Это медицинские, педагогические, музыкальные, военные, художественные училища и в том числе Московское фармацевтическое уч-ще.

Высшее образование.

После революции появилась возможность получить высшее образование широким слоям населения. Для подготовки к обучению в Вузах создавались рабочие факультеты (Рабфаки). Первые рабфаки начали действовать в 1919 году в Москве при институте народного хозяйства и Московском Государственном Университете.

В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт, Текстильный институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде вузов открывается аспирантура.

В довоенные годы в Москве создаются новые институты и академии, в которых готовился руководящий состав для различных отраслей народного хозяйства.

В Московских Вузах студенты обучались на дневных, вечерних и заочных отделениях. Во время войны большинство Московских Вузов работало в эвакуации, продолжая подготовку специалистов.

В 60-70 годы в столице открываются Вузы по новым направлениям науки и техники: Электронной Техники, Электронного машиностроения, Электроники и Автоматики и др. В настоящее время наряду с государственными высшими учебными заведениями в Москве существует большое число высших учебных заведений других форм собственности, в т.ч. и коммерческие.

Москва в наши дни продолжает оставаться крупнейшим в стране центром высшего образования.

Реферат: Митина Ася, 9 кл "A", шк. 1106 Вариант для устного доклада.

"Историко - географические предпосылки формирования

облика города, застройка и происхождение названий улиц Москвы."

1. Москва. Общие сведения.

1.1. Географическое положение, рельеф.

Москва расположена в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на 55° 45' северной широты и 37° 37' восточной долготы, на реке Москве, в среднем на высоте 180 м над уровнем моря.

Самые высокие точки его находятся на юго-западе, и на северо-западе Самые низкие точки города расположены

в восточной и юго-восточной его частях,

1.2. Историческое представление о географии местности

Москва стоит на семи холмах: Кремлевском, Сретенском, Пресни, Трехгорье, Таганском, Лефортовском, Воробьевых горах. Однако, утверждение это не совсем верное: возвышенности назвать холмами в строго географическом понимании этого слова, нельзя. Цифра "семь" в диалектах значит "много". Истинная топография древнейшей Москвы

неизвестна.

Легенда родилась в конце XV -начале XVI вв, когда Москва стала столицей Русского государства, по

аналогии с Римом, стоявшем на семи холмах.

1.3. Общие сведения о современном рельефе.. С территории города исчезали ручьи, речки, пруды, овраги, болота, появлялись валы, каналы, железнодорожные и автомобильный насыпи, водохранилища. Какие-то возвышенности становились низменностями, какие-то низменности - возвышенностями; какие-то речки превращались в улицы, а какие-то овраги - в скверы и проспекты.

1.4. Реки.

Москва-река пересекает территорию с северо-запада на юго-восток на протяжении почти 80 м. Река иногда показывала "характер", затопляя в паводок близлежащие улицы города. Сооружение канала им. Москвы (1932-1937) укротило норов Москвы- Самые крупные притоки реки, находящиеся в пределах города, - Яуза и Сетунь. Кроме того, в нее впадают несколько мелких речек и ручьев - Неглинная, Пресня, Ходынка и др. Большинство заключено в трубы.

2. Граница современного города. Площадь, население.

2.1. Граница современного города.

Площадь ее равна почти 900 км^2. Со времен революции территория города увеличилась в 6 раз

В течение восьми веков Москва развивалась по радиально - кольцевой моноцентрической системе, предусматривающей сочетание кольцевых улиц, с радиальными, идущими от одного центра

2.1. Площадь, заселение современного города.

. С каждым годом все больше москвичей покидают центр и переселяются в новые районы, Общая плотность населения по Москве, около 10 тыс.

3. Исторические предпосылки формирования облика города.

3.1. Происхождение названий радиальных улиц.

К концу XV века Москва сделалась столицей создающегося единого русского государства. Перестройка Кремля, выросла ее территория, достигла границ современного Бульварного кольца. Ее основой стали радиально расположенные улицы, ведущие к дорогам, связывавшим Москву с основными русскими землями.

Основные улицы Занеглименья вели : на Тверь (Тверская, позднее ул. Горького); на Дмитров (Юрьевская, за пределами города - Малая Дмитровка, ныне ул. Чехова), на Волоколамск и Новгород (Волоцкая, позднее Никитская, ныне ул. Герцена), на Можайск и Смоленск (Арбат, позднее Воздвиженка, ныне проспект Калинина и Арбат).

3.2. Радиальные улицы Замоскворечья.

На исходе XV века уменьшилась опасность татарских набегов, начало заселяться Заречье. Отсюда шли дороги: на юг - Ордынская (Большая Ордынка), на Серпухов (Большая Полянка), на Коломну и Калугу (Большая Якиманка, ныне ул. Димитрова). Здесь же находились татарские слободы (между Большой Ордынкой и Большой Якиманской), где жили переводчики - толмачи. Далее тянулись городские поля и луга (Лужники),

3.3. Укрепление центра столицы.

В XVI веке расширилась территория Москвы, что потребовало создания новых укреплений, был укреплен центр столицы, получивший название "Китай-город". В 1534 г. в целях обороны правительство малолетнего Ивана IV приступило к сооружению земляной крепости, а позже в 1585 - 1591 гг. под руководством выдающегося строителя Федора Коня были воздвигнуты уже каменные сооружения. Земляной вал был с огромным плетнем, основу которого составляли вертикально

вбитые деревянные жерди. Вот тогда-то и стал называться бывший Большой посад Китай-городом.

3.4. Новые укрепления по линии современного Садового кольца.

В 1591 году после набега Крымского хана Казы Гирея к самым окрестностям столицы, сразу же приступили к сооружению новой линии укреплений - Деревянного города, или Скородома. Эта линия шла по современному Садовому кольцу, включая в свои пределы и Замоскворечье.

3.5. Беды от огня и набегов.

21 июня 1547 года в год торжественной церемонии венчания на царство Великого князя Ивана IV (Глинского), постигло страшное бедствие - начались большие пожары. Еще в апреле выгорела часть торга в Китай-городе, но июньский пожар превзошел все случавшиеся до той поры. Современники называли его "великим". Начавшись на Арбате

он, из-за ветреной погоды распространился на территорию всего города. В течение 10 часов сгорела почти вся столица до черты позднейшего Земляного города. Выгорело 25 тыс. дворов. Начался голод.

Майский пожар 1626, причинивший огромный ущерб Китай - городу и Кремлю, что подтолкнуло власти к дальнейшему возведению построек из кирпича и камня.

3.6. Культура и ее влияние на архитектуру в XVII веке.

В XVII веке значительно возросло экономическое значение столицы. В 1687 году возникла Славяно - греко - латинская академия. Время расцвета русского барокко.

3.7. Правление Петра I.

Москва лишилась титула столицы, но не утратила свое значение. В 30-40 годах возвели земляной вал с заставами. Этот вал получил название Камер - коллежского, Он имел 16 застав. Устройству подвергаются водоемы и набережные Москвы. По старому руслу Москвы - реки провели канал, перекинули мосты: Крымский, Краснохолмский и др.

Поганые пруды близ Покровских ворот почистили и они стали называться Чистыми прудами.

3.8. Открытие первых учебных заведений.

В 1701 году в Москве открыто первое учебное светское заведение - Школа математических и навигационных наук, которую разместили в Сухаревой башне.

1755 год - открытие первого университета страны.

3.9. Война с Наполеоном.

Наполеон рвался овладеть Москвой, но не успели французские войска стряхнуть там дорожную пыль и отдохнуть, как начался Московский пожар. О его причинах до сих пор спорят историки.

3.10. Восстановление после 1820 года.

Москва сохраняла сложившийся радиально - кольцевой принцип. Снесли Земляной вал и открыли Садовое кольцо. Засыпали рвы вокруг Кремля и Китай - города. Реку Неглинную заключили в трубу.

3.11. XIX век.

Рядовая застройка "послепожарной" Москвы становилась более упорядоченной и однородной. . Дворянская крепостная Россия дряхлела. Общий упадок затягивал в свою сферу и зодчество.

Развитие капитализма, получившего в России формы варварские и хищнические, привело к росту территории и населения Москвы. Лихорадочное разрастание города стало в полном смысле неуправляемым. Важнейшим элементом планировки Москвы стали железные дороги.

В городе пропускная способность радиальных улиц становилась недостаточной. Сложившееся подобие радиально - кольцевой системы железных дорог Московского узла имело центр, резко смещенный к северу относительно центра сложившейся планировочной системы города. В результате система Москвы потеряла ясность,

3.12. Современная столица.

Свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. 11 марта 1918 года правительство переехало в Москву. Вновь Москве была возвращена роль столицы государства.

Сложившаяся радиально - кольцевая система дополнялась новыми кольцевыим магистралями. Новые жилые районы намечались как города - сады, расположенные среди зеленого кольца, . Перестройкой окраин было положено начало коренной реконструкции города

Вместе с тем поспешные решения привели к гибели некоторых значительных памятников архитектуры, и в их

числе Сухарева башня Но были еще более смелые точки зрения - создать новую Москву на месте, расчищенном от всего, как предлагал французкий архитектор Ле Корбюзье. Лишь Кремль предполагалось оставить, как архитектурный

заповедник.

Основным принципом нового генерального плана было необходимость " исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети

городских улиц и площадей".

Радиально - кольцевая система Москвы была приведена в соответствие с уровнем потребностей города. За короткое время была осуществлена реконструкция. Недостаток необходимого опыта привел, однако к потерям историко - культурных ценностей, которых можно было бы избежать.

Жилищное строительство начало стремительно нарастать после 1954 года. Высота застройки была в основном ограничена пятью этажами.

Генплан 1971 года предусматривал завершение застройки и благоустройства площадей центра Москвы и окончательное формирование четырнадцати радиальных проспектов, ведущих от центра к кольцевой автодороге.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад по теме: «Из истории народного образования города Москвы»

    Доклад
    В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов из монахов и светских доброхотов.
  2. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования города Москвы, с 13 по 19 июня 2011 г

    Документ
    Совещание с заместителями начальников окружных управлений образования по вопросам капитального ремонта, материально-технического обеспечения, проведения аукционов и т.
  3. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования города Москвы, с 12 по 18 декабря 2011 г

    Заседание
    Заседание Рабочей группы по проверке обоснованности размещения государственного заказа с начальной (максимальной) ценой контракта от 3,0 млн. руб. в системе Департамента образования города Москвы
  4. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования города Москвы, с 6 по 12 февраля 2012 г

    Документ
    Выездной установочный семинар – тренинг участников городского этапа Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания
  5. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования города Москвы, с 21 по 27 марта 2011 г

    Документ
    Выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий образовательными учреждениями и организациями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств

Другие похожие документы..