Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В.Юрьев. – г. Новосибирск, 009. – с. Белескина Е.В., Ярыгина В.С. Девушка из Брянского леса. В гостях у Анастасии Зиновьевны / Е.В.Белескина, В....полностью>>
'Документ'
Виконання контрольної роботи студентами заочної форми нав­чання є складовою частиною навчального процесу, активною фор­мою самостійної роботи студент...полностью>>
'Документ'
Слово «информация» происхо­дит от латинского слова information, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Если попробовать ответит...полностью>>
'Документ'
И.О.) и название номинации, поощрения, врученного кафедрой 1 3 4 5 1 Панарин Антон Юрьевич Пути формирования национальной инновационной системы России...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «Модели систем управления качеством» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Модели систем управления качеством»

Рекомендуется для направления подготовки

080200 «Менеджмент»

Квалификация выпускника - бакалавр

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – сформировать компетенции, направленные на обоснование выбора, моделирования и внедрения на предприятии системы управления качеством (СУК).

Задачи дисциплины:

  • обеспечить комплекс знаний в области моделей систем управления качеством;

  • сформировать навыки, позволяющие оценивать состояние деятельности предприятия в области управления качеством и анализировать потребности предприятия в СУК;

  • сформировать умения в области планирования разработки и внедрения СУК.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, предлагается для изучения в 6-м семестре.

Необходимые знания, умения и компетенции студента, представлены в следующих предшествующих учебных дисциплинах:

  • Управление качеством и конкурентоспособностью

  • Методы принятия управленческих решений

  • Информационные технологии в менеджменте;

  • Природопользование;

  • Современные технологические системы

  • Теория менеджмента

  • Корпоративная социальная ответственность

  • Управление изменениями

  • Управление проектами

  • Экономика и организация предприятия и производств

  • Экономико-математические методы в управлении качеством продукции

  • Пакет прикладных программ в управлении качеством

  • Эволюция управления качеством

  • Стандартизация и сертификация продукции и услуг

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

  • реорганизация и моделирование бизнес процессов

  • оценка стоимости предприятия

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Способность выбирать модель системы управления качеством (СУК);

  • Способность моделировать систему управления качеством

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • Модель системы менеджменты качества ИСО 9001:2008;

  • Модель управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) ИСО 14001:2007;

  • Отраслевые модели СУК (ИСО 22000, TL 9000, AS 9100, GMP, СТО Газпром 9001, и др.);

  • Модель СУК на основе стандартов безопасности и охраны труда;

  • Модель СУК на основе стандартов социальной ответственности;

  • Модель интегрированной систем менеджмента;

  • Модель самооценки EFQM (модель делового совершенства);

  • Процессный и системный подходы в управлении;

  • Принципы и подходы к интеграции международных стандартов в системе менеджмента;

    Уметь:

  • Оценивать состояние деятельности предприятия в области управления качеством;

  • Анализировать потребности предприятия в СУК;

  • Охарактеризовать основные модели СУК, их достоинства и недостатки;

  • Формировать политику и цели СУК;

  • Планировать разработку и внедрение СУК;

  • Идентифицировать и моделировать процессы СУК;

  • Составлять документальное оформление СУК в соответствии с выбранной моделью.

Владеть:

  • Принципами TQM (Всеобщее управление качеством);

  • Методикой проведения самооценки деятельности предприятия в области качества;

  • Основными навыками анализа состояния деятельности предприятия в области обеспечения качества продукции (услуг);

  • Алгоритмом разработки СУК;

  • Методами оценки показателей результативности и эффективности процессов СУК;

  • Методическими основами проведения внутреннего аудита СМК.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Аудиторные занятия (всего)

90

90

В том числе:

-

-

Лекции

42

42

Практические занятия (ПЗ)

48

48

Самостоятельная работа (всего)

126

126

В том числе:

-

-

Аналитическая работа

18

18

Контрольная работа 1

18

18

Контрольная работа 2

18

18

Презентация

18

18

Расчетно-графическая работа

18

18

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

216

216

6

6

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

    Модель системы менеджменты качества ИСО 9001:2008;

Назначение, терминология, состав и ситуации применения международных стандартов ИСО серии 9000:2008.Структура стандартов ИСО 9001:2008, ИСО 9004:2009. Принципы TQM. Процессный и системный подходы в управлении. Классификация процессов СМК. Внешние и внутренние предпосылки внедрения СМК соответствующей МС ИСО 9001.Документальное оформление СМК в соответствии с МС ИСО 9001

2.

Модель управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) ИСО 14001:2007

Назначение, терминология, состав и ситуации применения международных стандартов ИСО серии 14000:2007.Структура стандартов ИСО 14001:2007, ИСО 14004:2007. Модель экологического менеджмента (СЭМ). Схема внедрения стандартов МС ИСО 14001:2007 на предприятии. Документальное оформление СЭМ в соответствии с МС ИСО 14001.

3.

Модель самооценки EFQM;

Критерии Модели совершенства EFQM. Методика RADAR. Постановка SMART целей. Внедрение улучшений на основе методологии DMAIC. Матрица делового совершенства. Проведение самооценки деятельности предприятия в области качества в соответствии с моделью EFQM.

4.

Отраслевые модели СУК и модели на стандарты социальной ответственности, здоровья и безопасности

ИСО13485:2003 (медицинская промышленность)

ИСО 22000 (пищевая промышленность),

HACCP (пищевая промышленность)

TL 9000 (телекоммуникации)

ИСО 16949 (автомобильная промышленность).

AS 9100 (аэрокосмическая промышленность

GMP (фармацевтическая промышленность)

СТО Газпром 9001 (газовая промышленность)

OHSAS 18001-99 «Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда.

SA 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента».

5..

Модель интегрированной систем менеджмента

Понятие интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Преимущества ИСМ. Варианты моделей ИСМ. Принципы и подходы к интеграции международных стандартов в системе менеджмента. Области синергии ИСМ. Документальное оформление ИСМ.

6.

Моделирование системы управления качеством

Потребности предприятия в СУК. Политики и цели СУК. Планирование разработки и внедрения СУК. Алгоритм разработки СУК. Идентифицирование и моделирование процессов СУК. Методы оценки показателей результативности и эффективности процессов СУК;

Документальное оформление СУК в соответствии с выбранной моделью. Методические основы проведения внутреннего аудита СУК (СМК).

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (параллельными) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Реорганизация и моделирование бизнес процессов

х

х

х

х

х

2.

Оценка стоимости предприятия

х

х

х

х

х

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Все-го

час.

1.

    Модель системы менеджменты качества ИСО 9001:2008;

8

10

21

39

2.

Модель управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) ИСО 14001:2007

6

10

21

37

3.

Модель самооценки EFQM;

6

8

21

35

4.

Отраслевые модели СУК и модели на стандарты социальной ответственности, здоровья и безопасности

8

8

21

37

5..

Модель интегрированной систем менеджмента

8

6

21

35

6.

Моделирование системы управления качеством

6

6

21

33

6. Лабораторный практикум: не предусмотрено

7. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

  1. 1.

1.

    Модель системы менеджменты качества ИСО 9001:2008;

10

  1. 2.

2.

Модель управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) ИСО 14001:2007

10

  1. 3

3.

Модель самооценки EFQM;

8

  1. 4

4.

Отраслевые модели СУК и модели на стандарты социальной ответственности, здоровья и безопасности

8

  1. 5

5.

Модель интегрированной систем менеджмента

6

  1. 6

6.

Моделирование системы управления качеством

6

8. Примерная тематика курсовых работ: не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

    а) основная литература

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2007. -240 с.

  2. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. -384 с.

    б) дополнительная литература

  1. Замедлина Е. А. Управление качеством. – Ростов/Д.: Феникс, 2008.

  2. Михеева Е. Н., Сероштан М. В. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2009.

  3. Салимова Т.А.Управление качеством: учеб. По специальности «Менеджмент организации»/Т.А.Салимова. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 414 с.

  4. Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ Джеймс Р.Эванс; пер. с англ. под ред. Э.М.Короткова; предисловие Э.М.Короткова . – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2007. – 671 с.

в) программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, Microsoft Word

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: www.Google.ru, www.Yandex.ru, www.Consultant.ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

мультимедийный проектор, компьютер

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Раздел 1. Модель системы менеджменты качества ИСО 9001:2008

  1. Усвоить назначение, терминологию, состав и ситуации применения международных стандартов ИСО серии 9000:2008.

  2. Рассмотреть структуру стандартов ИСО 9001:2008, ИСО 9004:2009.

  3. Дать понятия принципов TQM, процессного и системного подходов в управлении. Классификации процессов СМК.

  4. Изучить внешние и внутренние предпосылки внедрения СМК

Рекомендуется использование тестирования для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Тестирование знаний проводится в аудитории. Целью тестирования является проверка знаний основных понятий раздела.

Пример оценочного теста по разделу 1:

Выберите правильные ответы:

Какие принципы лежат в основе международных стандарта ИСО 9001:2008:

а) лидерства руководителя

б) приоритет производителя

в) вовлечение работников

г)процессный подход

д) функциональный подход

е)постоянное улучшение

Раздел 2. Модель управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) ИСО 14001:2007

  1. Усвоить назначение, терминологию, состав и ситуации применения международных стандартов ИСО серии 14000:2007.

  2. Рассмотреть структуру стандартов ИСО 14001:2007, ИСО 14004:2007.

  3. Изучить модель экологического менеджмента (СЭМ).

  4. Рассмотреть схему внедрения стандартов МС ИСО 14001:2007 на предприятии. 5. Усвоить документальное оформление СЭМ в соответствии с МС ИСО 14001.

Рекомендуется использование тестирования для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Тестирование знаний проводится в аудитории. Целью тестирования является проверка знаний основных понятий раздела.

Пример оценочного теста по разделу 2:

Выберите правильные ответы:

Обязательными элементами модели экологического менеджмента соответствующей требованиям МС ИСО 14001 являются:

а) политика в области качества

б) экономическая политика

в) анализ со стороны руководства

г) планирование

д) FMEA-анализ

Раздел 3. Модель самооценки EFQM

1. Изучить критерии Модели совершенства EFQM.

2. Изучить методику RADAR и выполнить практическое задание по ее применению на конкретном примере деятельности предприятия.

3. Рассмотреть алгоритм постановки SMART целей и механизм внедрения улучшений на основе методологии DMAIC. Выполнить упражнение по использованию DMAIC.

4. Усвоить понятие матрицы делового совершенства.

5. Выполнить задание по проведению самооценки деятельности предприятия в области качества в соответствии с моделью EFQM (оценка результатов).

Самостоятельная работа

Контрольная работа предполагает выполнение индивидуального задания. Преподаватель выдает индивидуальное задание студентам, подготовка которого осуществляется самостоятельно.

Контрольная работа выполняется на белых листах бумаги формата А4 с одной стороны в машинописном или рукописном варианте. Листы должны быть скреплены и не должны распадаться. За работы, оформленные неправильно и/или небрежно, снижается общая оценка. Работа сдается на кафедру лаборанту. Работа должна быть сдана не позднее срока, указанного преподавателем. Работы, сданные позже указанного срока, к проверке не принимаются.

Пример задания для аналитической работы по разделу 3:

На основе данных отчета компании X, сформированного на основе критериев самооценки EFQM, используя методику RADAR, оцените сильные стороны компании и выявите области для уточнения (в рамках конкретного подкритерия модели EFQM).

Раздел 4. Отраслевые модели СУК и модели на стандарты социальной ответственности, здоровья и безопасности

  1. Исследовать предпосылки разработки отраслевых моделей СУК.

  2. Провести сравнительный анализ МС ИСО 9001 и отраслевых версий международных стандартов

  3. Изучить особенности применения ИСО13485:2003 (медицинская промышленность).

  4. Провести сопоставимый анализ ИСО 22000 (пищевая промышленность) и HACCP (пищевая промышленность)

  5. Рассмотреть преимущества применения ИСО 16949 (автомобильная промышленность).

  6. Изучить GMP (фармацевтическая промышленность) и их применения в России

  7. Изучить стандарты OHSAS 18001-99 «Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда и SA 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента».

Самостоятельная работа

Аналитическая работа предполагает выполнение задания в малых группах (3-4 чел.). Преподаватель индивидуально выдает каждой группе задание, подготовка которого осуществляется самостоятельно.

Аналитическая работа выполняется на белых листах бумаги формата А4 с одной стороны в машинописном или рукописном варианте. Листы должны быть скреплены и не должны распадаться. За работы, оформленные неправильно и/или небрежно, снижается общая оценка. Работа сдается на кафедру лаборанту. Работа должна быть сдана не позднее срока, указанного преподавателем. Работы, сданные позже указанного срока, к проверке не принимаются.

Пример задания для аналитической работы по разделу 4:

Провести сравнительный анализ МС ИСО 9001 и AS 9100. Выявить их схожесть и различие.

Раздел 5. Модель интегрированной систем менеджмента

  1. Изучить понятие интегрированной системы менеджмента (ИСМ).

  2. Рассмотреть преимущества ИСМ.

  3. Проанализировать варианты моделей ИСМ.

  4. Усвоить принципы и подходы к интеграции международных стандартов в системе менеджмента.

  5. Выполнить практическое задание: определить области синергии ИСМ на основе интеграции МС ИСО 9001, МС ИСО 14001, . OHSAS 18001-99 «Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда»

  6. Рассмотреть документальное оформление ИСМ.

Самостоятельная работа

Расчетно-графическая работа заключается и формировании причинно-следственной диаграммы Исикавы, иллюстрирующей факторы влияющие на экономию затрат при создании ИСМ, и в расчете экономического эффекта от интеграции международных стандартов в ИСМ.

Расчетно-графическая работа выполняется на белых листах бумаги формата А4 с одной стороны в машинописном или рукописном варианте.

Листы должны быть скреплены и не должны распадаться. За работы, оформленные неправильно и/или небрежно, снижается общая оценка.

Работа выполняется в малых группах (3-4 чел.). Преподаватель индивидуально выдает каждой группе задание.

Работа сдается на кафедру лаборанту. Работа должна быть сдана не позднее срока, указанного преподавателем. Работы, сданные позже указанного срока, к проверке не принимаются.

Раздел 6. Моделирование системы управления качеством

  1. Проанализировать потребности предприятия в СУК.

  2. Рассмотреть варианты Политик и целей СУК на примере конкретных компаний.

  3. Усвоить алгоритм.планирования разработки и внедрения СУК.

  4. Изучить механизм идентифицирования и моделирования процессов СУК.

  5. Усвоить методы оценки показателей результативности и эффективности процессов СУК

  6. Изучить варианты документального оформления СУК в соответствии с выбранной моделью.

  7. Усвоить методические основы проведения внутреннего аудита СУК (СМК).

Самостоятельная работа

Презентации готовятся самостоятельно в малых группах (3-4 чел.) в виде слайдов программе Power Point. Преподаватель индивидуально выдает каждой группе задание.

Презентация представляется группой студентов на занятии.

Оценка результатов самостоятельной работы студентов

По результатам выполнения самостоятельной работы выставляется балльная оценка. Максимально возможное количество баллов – 100.

Самостоятельная работа

Количество баллов

минимум

максимум

Аналитическая работа

15

25

Контрольная работа 1

10

20

Контрольная работа 2

10

20

Расчетно-графическая работа

10

15

Презентация

10

20

Итого

55

100

Оценка за экзамен складывается из баллов, полученных за самостоятельную работу + баллы, полученные на экзамене.

Шкала оценки:

55-70 – «удовлетворительно»

71-85 – «хорошо»

86-100 – «отлично»

Соотношение семестровых баллов и баллов экзамена составляет 80:20.

Примерные вопросы к экзамену:

  1. Назначение, терминология, состав и ситуации применения международных стандартов ИСО серии 9000:2008.

  2. Структура стандартов ИСО 9001:2008, ИСО 9004:2009.

  3. Принципы TQM.

  4. Процессный и системный подходы в управлении.

  5. Классификация процессов СМК.

  6. Внешние и внутренние предпосылки внедрения СМК соответствующей МС ИСО 9001.

  7. Документальное оформление СМК в соответствии с МС ИСО 9001

  8. Назначение, терминология, состав и ситуации применения международных стандартов ИСО серии 14000:2007.

  9. Структура стандартов ИСО 14001:2007, ИСО 14004:2007.

  10. Модель экологического менеджмента (СЭМ).

  11. Схема внедрения стандартов МС ИСО 14001:2007 на предприятии.

  12. Документальное оформление СЭМ в соответствии с МС ИСО 14001.

  13. Критерии Модели совершенства EFQM.

  14. Методика RADAR. Постановка SMART целей.

  15. Матрица делового совершенства. Проведение самооценки деятельности предприятия в области качества в соответствии с моделью EFQM.

  16. ИСО13485:2003 (медицинская промышленность)

  17. ИСО 2200 (пищевая промышленность)

  18. HACCP (пищевая промышленность)

  19. TL 9000 (телекоммуникации)

  20. ИСО 16949 (автомобильная промышленность).

  21. AS 9100 (аэрокосмическая промышленность).

  22. GMP (фармацевтическая промышленность)

  23. СТО Газпром 9001 (газовая промышленность)

  24. OHSAS 18001-99 «Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда

  25. SA 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента».

  26. Понятие интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Преимущества ИСМ.

  27. Принципы и подходы к интеграции международных стандартов в системе менеджмента. Области синергии ИСМ. Документальное оформление ИСМ.

  28. Потребности предприятия в СУК. Политики и цели СУК.

  29. Планирование разработки и внедрения СУК. Алгоритм разработки СУК.

  30. Идентифицирование и моделирование процессов СУК.

  31. Методы оценки показателей результативности и эффективности процессов СУК.

  32. Документальное оформление СУК в соответствии с выбранной моделью.

  33. Методические основы проведения внутреннего аудита СУК (СМК).

Разработчик:

Кафедра ЭиУК зав. каф., профессор Горбашко Е.А.

Эксперт:

СПбГЭУ (ЛЭТИ) зав.кафедрой менеджмента Степанов С.А.

и систем качества,

к.э.н., доцент



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «современные методы внутрифирменного планирования» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Современные методы внутрифирменного планирования» является изучение методологических и методических вопросов планирования экономической деятельности компании, а также приобретение практических навыков разработки
  2. Рабочая программа дисциплины «транспортная инфраструктура северной европы» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель дисциплины - формирование у студентов общего понимания тенденций и проблем развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства в странах Северной Европы, знания особенностей государственного управления развитием транспортных
  3. Рабочая программа дисциплины «аудит и контроллинг персонала» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    «Аудит и контроллинг персонала» относится к дисциплинам специализации по направлению «Управление персоналом» в профиле «Персонал-технологии». Для успешного овладения знаниями и умениями в рамках данной дисциплины студент должен изучить
  4. Рабочая программа дисциплины «Ценообразование и оценка бизнеса» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью данного курса является ознакомление студентов с основами ценообразования и оценочной деятельности, освоение базовых понятий, умения анализировать информацию, обучение методологическим основам формирования цен (стоимости) и формирования
  5. Рабочая программа дисциплины «Информационное обеспечение маркетинговой деятельности» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    1. Цель и задачи изучения дисциплины приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для активного применения в практике бизнеса и предпринимательства принципов, средств и методов, обеспечивающих эффективное использование

Другие похожие документы..