Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, ког...полностью>>
'Документ'
Многие люди, напрочь, отрицают алкогольный геноцид нашего народа (России). При этом любые мысли по этому поводу представляются им как смехотворные. Б...полностью>>
'Документ'
ознакомить студентов с эволюцией теоретических взглядов по вопросам формирования цен и ценовыми моделями, используемыми в зарубежной и российской эко...полностью>>
'Документ'
Мародеры, наемные убийцы и бандиты — дно Зоны. Их ненавидят сталкеры, на них охотятся военные, и сами они убивают друг друга. Но все же некоторые выж...полностью>>

Темы и их краткое содержание Тема I. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход Особенности коммуникаций в социальном организме

Главная > Краткое содержание
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федотова Л.Н., доктор социологических наук

Лекционный курс «Социология СМК»

Цель курса

В условиях развития социального организма модернизационного характера необходимым элементом социальной, политической и экономической жизни социума становятся информационные потоки как сфера деятельности средств массовой коммуникации.

Целью данного курса является изучение студентами реального функционирования института СМК в современном социуме, социологических методов изучения этой деятельности, и, в связке с другими дисциплинами специализации в области журналистики, формирование системного комплекса знаний по данному направлению обучения.

Курс "Социология массовой коммуникации" призван дать студентам необходимые знания и навыки по важнейшим аспектам социологического анализа функционирования института СМК, отдельных звеньев коммуникативного процесса и социологических исследований в этой области.

Задачами курса являются:

  • изучение основных представлений о функционировании массовой коммуникации в обществе

  • получение системного комплекса знаний о существовании в современном обществе информационной индустрии как социального института

  • понимание социологического подхода к деятельности СМК, как системы реально функционирующей в широком социальном контексте, включающим исторические модели организации СМК в национальных границах

  • знакомство с социологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках основных звеньев коммуникативной цепи

  • изучение влияния СМК на индивида, социум, общественное мнение.

Темы и их краткое содержание

Тема I. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход

1.1.Особенности коммуникаций в социальном организме

1.2. Коммуникации как способ формирования целей развития: цели развития, обеспечиваемые традиционными видами коммуникации; цели развития, обеспечиваемые массовыми коммуникациями

1.3. Технологические и социальные революции как фактор изменений в средствах и функциях массовой коммуникации

Тема П. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема

1.1.Массовая коммуникация в ее отличии от межличностной и специальной

1.2. Специфика межличностной и специальной коммуникации

1.3. Критерии отнесения к СМК различных информационных органов: физическая и финансовая доступность

Тема Ш. Функции и роли СМК

    1. Функция информирования

    2. Функция воспитания

    3. Функция снятия напряжения

    4. Функция коммуникации

    5. Функция организации поведения

    6. Функция критики и контроля

    7. Исследования функций СМК. Эмпирический и теоретический анализ

Тема 1У. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума

1.1.Сознание индивида и массовое сознание. СМК и индивид. Индивидуальные и социальные интересы

1.2. Место стереотипа, установки, влияния окружения, прошлого коммуникативного опыта в механизме осуществления функций СМК

1.3 Схема коммуникативного процесса как сосуществования докоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной фаз

Тема У. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века

1.1.Тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений. 1.2.Теоретические модели взаимоотношений – одноступенчатая и двухступенчатая модели

1.3. Социологические научные проекты, разрабатывающие эти модели

Тема У1. Проблема эффектов и эффективности СМК

1.1.Понятие цели и результата деятельности

1.2. Цели коммуникатора и цели аудитории. Понятие «дерева целей»

1.3. Эффекты и эффективность коммуникации. Определение эффективности в зависимости от стадии воздействия информационного сообщения на индивида

1.4 Способы измерения эффектов и эффективности коммуникации

Тема УП. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса

1.1.Основные этапы развития социологии СМК как науки. Социальные предпосылки оформления социологии СМК как науки. Научные, прагматические, идеологические факторы развития социологии СМК.

1.2.Коммуникатор и социологические способы его изучения

1.3.Содержание информации и методика его анализа.

1.4. Анализ содержания как социологический метод изучения информационных потоков

1.5. Использование анализа содержания в исследованиях СМК: научный и прагматический интерес

1.6.Цели обращения к анализу содержания – выход на производителя и потребителя информации

1.7. Возможности анализа качественного и количественного моделирования действительности в деятельности коммуникатора для выводов о его стратегии

Тема V1. Исследования аудитории СМК

1.1Факторы, определяющие состав и границы аудитории

1.2. Методы изучения аудитории

    1. Исследования аудитории: анализ «количества» и «качества». Соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов

    2. Анкетирование, интервьюирование, тесты, фокус-группы, лабораторные исследования с применением технических средств, психолингвистические процедуры, метод семантического дифференциала

Тема УП. Особенности изучения теле-, радиоаудитории.

1.1.Технические и «вербальные» способы получения информации о потреблении аудиторией разных телепередач

1.2.Индустрия получения информации о размерах аудитории: опора на постоянство спроса

1.3. Место рекламодателей в корпусе заказчиков

1.4.Аудиметры: плюсы и минусы качества полученной информации

1.5.Основные единицы измерения телеаудитории

Тема УШ. Механизмы взаимодействия аудитории с информацией СМК

1.1. Внимание, понимание, освоение и усвоение как основные стадии в процессе потребления информации

1.2.Понятия акта и процесса коммуникации

1.3. Конвенциональный характер постадийного описания процесса воздействия текста на потребителя

1.4.Потребление информации аудиторией: факторы и барьеры.

Тема 1Х. Конкретные эмпирические исследования СМК

1.1.Сравнительное исследование телевидения СССР-США

1.2.Социологическое исследование телемостов

1.3.Диффузия информации в обществе (международные исследования)

1.4.Отношение российской прессы к рыночным структурам (1992 г.) 1.6.Телеаудитория России

1.5.Политическая карта прессы России (1995 г.)

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

  2. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический способ изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Массовая информация в советском промышленном городе / Под общей редакцией Б.А. Грушина и Л.А. Оникова. М., 1980.

2.Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999.

3.Журналистика и социология / Под общей редакцией Фомичевой И.Д. М., 1995.

4. Федотова Л.Н. Социология рекламы. М.,1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология массовой коммуникации»

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс «Социология массовой коммуникации» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу
  2. Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества

    Документ
    Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества.
  3. Краткое содержание об

    Краткое содержание
    Профессор Джон В. Ньюстром более двадцати лет читает курс лекций по управлению человеческими ресурсами в Школе бизнеса и экономики Миннесотском университете, г.
  4. Массовые настроения в истории и современность 153 дня я сам готов встать на колени, обращаясь к вам с призывом: подождите, дайте нам еще несколько недель

    Документ
    дня я сам готов встать на колени, обращаясь к вам с призывом: подождите, дайте нам еще несколько недель »), охваченная настроением протеста масса не желала слепо подчиняться своему же вчерашнему кумиру1.
  5. Темы семинарских занятий и список литературы. Тема 1: Методы психолингвистики

    Семинар
    Составление таблиц по онтогенезу детской речи, используя данные различных авторов. Сравнение и обобщение полученных результатов. Обработка и оформление материала.

Другие похожие документы..