Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Укрепление здоровья школьников, их нормального физического развития и психического самочувствия в Национальной образовательной инициативе «Наша новая...полностью>>
'Документ'
Во исполнение приказа управления образования от 24.10.2008г. № 420/3 «Об утверждении плана мероприятий по разработке и введению новых систем оплаты т...полностью>>
'Памятка'
Ваш вылет состоится на основании выписанных авиабилетов. Регистрация рейса начинается за 3 часа до вылета. Прилет в аэропорт Пулы. Время в пути 3 час...полностью>>
'Документ'
2. Цель программы: подготовка высококлассных специалистов в области разработки, создания и применения приборов и систем неразрушающего контроля и тех...полностью>>

Инструкция по составлению, оформлению и согласованию рабочей программы учебной дисциплины

Главная > Инструкция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТРУКЦИЯ

по составлению, оформлению и согласованию

рабочей программы учебной дисциплины

Санкт–ПЕТЕРБУРГ

2007

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

ИНСТРУКЦИЯ

по составлению, оформлению и согласованию

рабочей программы учебной дисциплины

Санкт – ПЕТЕРБУРГ

2007

Составители: Ю.В. Протасов, канд. техн. наук, доц.;

В.Ю. Емельянов, канд. техн. наук, доц.

Под редакцией А.С. Зайцева, д-ра. техн. наук, проф.

Настоящая инструкция является методическими указаниями и рекомендациями по составлению, оформлению и согласованию рабочих программ учебных дисциплин, разрабатываемых кафедрами в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ.

Предназначается для преподавателей и других сотрудников университета и сторонних организаций, разрабатывающих рабочие программы учебных дисциплин по соответствующим ГОС ВПО, реализуемым на кафедрах БГТУ «ВОЕНМЕХ».

Подписано в печать ……….2007. Формат бумаги 6084/16. Бумага документная.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. ______. Уч-изд. л. ______.Тираж _______ экз. Заказ №

Балтийский государственный технический университет

Типография БГТУ

190005, С.-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1

БГТУ, С.-Пб, 2002.


1. Общие положения

    1. Настоящая инструкция устанавливает требования по содержанию, оформлению и порядку согласования и утверждения рабочих программ учебных дисциплин по всем рабочим учебным планам подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров, соответствующим Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

    2. Рабочая программа является основным обязательным элементом учебно-методического комплекса учебной дисциплины.

    3. Рабочие программы по дисциплинам федерального компонента ГОС разрабатываются кафедрами Университета в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, представленном в ГОС, как правило, раздельно по дневной и очно – заочной (вечерней) форме обучения.

    4. Программы учебных дисциплин для разных направлений (специальностей) подготовки, как правило, разрабатываются и оформляются раздельно.

По согласованию с выпускающими кафедрами и методическими комиссиями факультетов, как исключение, допускается разработка единых программ одноименных дисциплин, совпадающих по фактическому содержанию и объёму, но ориентированных на разные направления или специальности (специализации) подготовки.

    1. Программы учебных дисциплин подписываются преподавателями – разработчиками и рассматриваются на заседании кафедры. Авторские программы подписываются только авторами и являются их интеллектуальной собственностью. При этом согласование и утверждение программы для использования в учебном процессе БГТУ выполняется в соответствии с устанавливаемым данным документом порядке.

    2. После согласования и утверждения проректором по учебной работе Университета рабочей программы ее первый экземпляр и электронная версия хранятся на кафедре-разработчике, бумажная копия в обязательном порядке передается на выпускающую кафедру, электронная копия – в методический отдел Университета. Предоставление рабочей программы в сторонние организации допускается только по согласованию с ее авторами.

    3. Рабочие программы ежегодно анализируются и при необходимости корректируются с учётом новых сведений в соответствующей предметной области, изменения требований к подготовке специалистов, рабочих учебных планов, состава учебно-методического комплекса учебной дисциплины и т.п.

2. Общие требования к содержанию

    1. Рабочие программы должны содержать:

  • формулировку целей изучения дисциплины, соотнесенных с общими целями основной образовательной программы;

  • четкое определение места учебной дисциплины в структуре учебного плана по направлению подготовки или специальности (специализации);

  • последовательную реализацию внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами соответствующего учебного плана подготовки;

  • рациональное распределение учебного времени внутри дисциплины по семестрам, темам и видам учебных занятий;

  • рекомендации по использованию имеющихся технических средств, учебно-лабораторного оборудования, вычислительной техники, аудио-визуальной аппаратуры, различных иллюстративных материалов и необходимой учебно-методической литературы;

  • рекомендации по организации СРС - самостоятельной работы студентов (в пределах выделенного на дисциплину бюджета времени СРС), обеспечения техническими средствами (в том числе средствами вычислительной техники), учебной литературой, необходимыми иллюстративными материалами и учебными лабораторными макетами, стендами и пр.

    1. Разрабатываемые рабочие учебные программы специальных дисциплин могут иметь гриф секретности, определяемый в установленном порядке.

    2. Изменения и дополнения, вносимые в содержание рабочей программы, оформляются в соответствии с Приложением 10.

3. Структура рабочей программы учебной дисциплины

    1. Структурными составляющими рабочей программы учебной дисциплины являются:

  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ С ТАБЛИЦЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЁМА по видам учебной работы;

  • ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ;

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ учебной ДИСЦИПЛИНЫ;

  • СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ;

  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (при наличии в рабочем учебном плане);

  • АУДИТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (при наличии в рабочем учебном плане);

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ;

  • ФОРМЫ И СРОКИ ТЕКУЩЕГО МЕЖСЕССИОННОГО КОНТРОЛЯ;

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ;

  • СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (при наличии);

  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (при наличии);

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ;

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ;

  • СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЯХ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ;

  • ЛИСТЫ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ (при необходимости).

4. Структурные элементы рабочей программы учебной дисциплины

    1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ С ТАБЛИЦЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЁМА по видам учебной работы

      1. Титульный лист является первой обязательной страницей рабочей программы и содержит необходимые реквизиты, определяющие принадлежность программы соответствующему рабочему учебному плану. Вид, структура и содержание титульного листа приведены в Приложении 1.

      2. Наименование учебной дисциплины федерального компонента указывается в соответствии с ГОС и рабочим учебным планом.

      3. Индекс и наименование направления подготовки или специальности указывается в соответствии с «Общероссийским классификатором специальностей по образованию» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Для единых программ одноименных дисциплин, совпадающих по содержанию и объёму, необходимо указывать все индексы и наименования направлений подготовки или специальностей.

      4. Факультет указывается по принадлежности к нему выпускающей кафедры.

      5. Для кафедры, составившей и реализующей рабочую учебную программу, указывается принятый в Университете индекс и её полное наименование.

      6. Сводная таблица, приводимая в нижней части титульного листа, включает распределение общего объема дисциплины в часах по курсам и семестрам обучения, а также по видам учебной работы (аудиторные занятия или самостоятельная работа студентов) в соответствии с рабочим учебным планом.

      7. В начале титульного листа выделено поле для утверждения рабочей учебной программы проректором Университета после выполнения всех установленных данной инструкцией согласований.

      8. На титульном листе выделено поле для согласования рабочей программы учебной дисциплины в методическом отделе Университета.

    1. Лист согласования

      1. Лист согласований содержит информацию о рассмотрении содержания учебной программы на заседании кафедры – разработчика, о согласовании содержания программы с соответствующими методическими комиссиями факультетов – заказчика и разработчика программы, о согласовании содержания программы с выпускающей кафедрой или кафедрами (если их несколько), а также о результатах проверки обеспеченности учебной дисциплины литературой, рекомендуемой студентам в качестве основной для изучения данной дисциплины (см. раздел 4.9).

      2. В процессе согласования обязанностью разработчиков программы является учет требований факультета – заказчика программы, выпускающей кафедры и администрации библиотеки.

      3. Лист согласования размещается на обороте титульного листа. Форма, структура и содержание листа согласования приведены в Приложении 3.1 (или 3.2). Структурно выделяются три составляющие: а) собственно согласование с кафедрами и методическими комиссиями; б) согласование с библиотекой, в) указание на принадлежность учебной дисциплины к циклу дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД), к федеральному, национально-региональному (вузовскому) компоненту, к дисциплинам по выбору студента, устанавливаемым вузом, к дисциплинам специализации или к факультативным дисциплинам.

      4. Согласование единых программ одноименных дисциплин, совпадающих по фактическому содержанию и объёму, но ориентированных на разные направления или специальности (специализации) подготовки выполняется на всех кафедрах и факультетах, реализующих соответствующие программы подготовки.

      5. В нижней части листа согласований учебной дисциплины, входящей в состав федерального компонента учебного плана, приводится выдержка из ГОС ВПО по направлению и /или специальности, определяющая минимум содержания программы рассматриваемой дисциплины с указанием её принадлежности к соответствующему циклу и установленного ГОС общего объёма в часах (см. приложение 3.1).

В ином случае следует указать, к какому из циклов и компонент учебного плана дисциплина принадлежит (см. приложение 3.2):

  • к национально-региональному (вузовскому) компоненту;

  • к дисциплинам по выбору студентов, устанавливаемых вузом;

  • к дисциплинам специализации;

  • к факультативным дисциплинам.

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

      1. В этом разделе раскрывается роль и значение дисциплины в системе подготовки специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом, ее цели и задачи в формировании определенных навыков и умений, в приобретении определенной суммы знаний. Как правило, требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым в результате изучения конкретной дисциплины, могут быть выделены из аналогичных требований, закрепленных в ГОС.

      2. В разделе указывается перечень дисциплин рабочего учебного плана направления или специальности, к которому относится данная учебная дисциплина, или их разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

      3. В разделе указываются дисциплины рабочего учебного плана направления или специальности, к которому относится данная учебная дисциплина, теоретический и практический материал которых базируется на материале данной дисциплины.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

      1. В данном разделе раскрывается содержание учебного материала (всех видов и форм учебных занятий, включая самостоятельную работу студента) с выделением стержневых проблем, базовых положений, навыков и понятий дисциплины (основной блок), обязательных для усвоения и последующего практического использования в деятельности специалиста. В программе наряду с учебным материалом основного блока знаний рекомендуется предусмотреть разделы и темы, обеспечивающие индивидуализацию обучения с учетом специализации студентов, а также изучаемые по их выбору дополнительные темы учебной дисциплины.

      2. Для учебных дисциплин, входящих в федеральный компонент учебного плана, содержание дисциплины в обязательном порядке должно содержать все вопросы, предусмотренные для данной учебной дисциплины разделом «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» соответствующего ГОС ВПО.

      3. Данный раздел программы можно представить в виде двух подразделов: а) укрупненное содержание учебной дисциплины с распределением общего числа часов между видами учебной работы и формами учебных занятий; б) содержание тем дисциплины с более подробным представлением их наполнения.

      4. Раздел «Содержание дисциплины» рекомендуется оформлять в виде таблицы (Приложение 4), в которой названия тем указываются либо в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания, установленным ГОС, либо, если таковые отсутствуют, в соответствии с представлениями разработчика программы и установившимися современными представлениями.

      5. Указанная таблица (Приложение 4) раскрывает распределение бюджета времени (в часах) между отдельными разделами учебной дисциплины по видам учебной работы и формам учебных занятий в соответствии с темами обязательного минимума содержания, изложенного в ГОС. В пределах указанной темы, охватывающей логически завершенный материал, необходимо определить: объем в часах каждого из видов учебных занятий; распределение их по курсам и семестрам обучения; распределение часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов вне расписания, в том числе на индивидуальное консультирование, ориентированное на индивидуальную работу преподавателя со студентами во время выполнения плановых расчетно-графических и курсовых работ, курсовых проектов, домашних заданий (для студента это время - составная часть общего времени самостоятельной работы).

    1. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

      1. Данный раздел содержит перечень тем рабочей программы учебной дисциплины, сопровождаемых лабораторными работами, ориентированными на подтверждение теоретических положений учебной дисциплины, на изучение принципов функционирования элементов, узлов и аппаратуры конкретной предметной области знаний и диагностирования их технического состояния.

      2. Для каждой указанной в п. 4.5.1 темы приводится перечень лабораторных работ с указанием их трудоемкости (аудиторные часы и часы самостоятельной работы студентов, требуемые для подготовки к лабораторным работам, оформления отчетов и подготовки к их защите).

      3. Раздел «Лабораторный практикум» рекомендуется представить в виде таблицы (Приложение 5).

    1. АУДИТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

      1. Данный раздел определяет тематику и содержание практических аудиторных занятий (или семинаров), которые могут проводиться, в том числе и в классах, оснащенных средствами вычислительной техники. Содержание таких занятий, как правило, направлено на привитие навыков решения задач и выполнения расчётных работ в определенной научной или предметной области знаний, на реализацию отдельных этапов современных компьютерных технологий при постановке и решении конкретных (модельных) задач, на приобретение навыков грамотного ведения обсуждений, дискуссий, на приобретение устойчивых навыков принятия грамотных организационно-административных и управленческих решений на основе анализа множественной информации.

      2. В разделе определяется полный перечень тем и содержания практических аудиторных занятий по дисциплине, а также тематика, время проведения и вид мероприятия межсессионного контроля знаний студентов (коллоквиумы, контрольные работы, тестовые проверки, семинары, собеседования и т. п.…), которые реализуются в часы аудиторных практических занятий. Указанный перечень практических аудиторных занятий рекомендуется представить в виде таблицы (Приложение 6).

    1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

      1. Самостоятельная работа студентов (СРС) включает в себя время, необходимое для освоения теоретического материала учебной дисциплины (работа с лекционным материалом и литературой), выполнения учебных заданий (домашних заданий, расчётно-графических работ, рефератов, обзоров, исследовательских работ и т.п.), выполнения курсовых работ и курсовых проектов.

      2. В данном разделе дается общая характеристика содержания самостоятельной работы студентов со ссылками на методические указания и другие учебно-методические материалы, предназначенные для самостоятельной работы студентов и включенные в соответствующие перечни в разделах 4.10-4.11.

    1. ФОРМЫ И СРОКИ ТЕКУЩЕГО МЕЖСЕССИОННОГО КОНТРОЛЯ

      1. В данном разделе устанавливаются:

  • перечень и сроки мероприятий межсессионного (текущего) контроля по дисциплине (учебных заданий и контрольных мероприятий);

  • краткая характеристика содержания и оценка трудоемкости учебных заданий;

  • критерии промежуточных и итоговой аттестаций по дисциплине.

      1. В число мероприятий межсессионного (текущего) контроля входят учебные задания (домашние задания, лабораторные работы, рефераты, расчетно-графические работы, этапы курсовых работ, проектов и УИРС, и пр.), а также контрольные работы, контрольные тестирования, коллоквиумы и другие мероприятия, обеспечивающие текущий контроль качества усвоения студентом теоретического и практического материала учебной дисциплины.

      2. Установленный в данном разделе перечень учебных заданий и контрольных мероприятий должен однозначно определять условия получения студентом допуска к экзамену или зачета по итогам семестра. Перечень оформляется в виде таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) с обязательным указанием сроков прохождения мероприятий межсессионного контроля и является основой для подготовки деканатом семестровых графиков контрольных мероприятий. Таблица имеет число строк по числу семестров, в которых предусмотрено изучение данной учебной дисциплины. Количество столбцов в таблице должно соответствовать количеству недель в семестре в соответствии с рабочим учебным планом направления или специальности.

      3. Краткую характеристику содержания учебных заданий, для которых не предусмотрен поэтапный контроль выполнения, рекомендуется оформлять в виде таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

      4. Для курсовых проектов и курсовых работ рекомендуется использовать таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Разработчику программы учебной дисциплины следует отвести на выполнение студентом курсового проекта не менее 25 часов, а на выполнение курсовой работы не менее 15 часов из бюджета времени СРС. Время, выделенное на выполнение конкретного учебного задания (КП/КР), необходимо грамотно распределить между этапами выполнения задания (от формулировки задания до защиты выполненной работы не позднее предпоследней недели семестра).

    1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

      1. Данный раздел разрабатывается на учебную дисциплину в целом и содержит списки основной и дополнительной литературы, включая методические пособия, указания, рекомендации, справочные и статистические материалы, в том числе доступные студентам в форме электронных ресурсов.

      2. Авторам рабочей программы следует исходить из того, что включаемые в рабочую программы списки литературы – это не списки использованных автором источников и не результаты библиографического обзора. Здесь должны быть указаны источники, непосредственно пригодные для изучения тем, включенных в рабочую программу дисциплины и доступные студентам.

      3. При формировании списка основной литературы необходимо учитывать следующие требования Минобрнауки РФ:

  • в списке основной литературы в обязательном порядке должны содержаться источники, с момента издания которых истекло:

  • для общегуманитарных и социально-экономических дисциплин – не более 5 лет;

  • для математических и естественнонаучных дисциплин - не более 10 лет;

  • для общепрофессиональных дисциплин – не более 10 лет;

  • для специальных дисциплин – не более 5 лет;

  • в список основной литературы включаются только источники, имеющиеся в наличии в библиотеке Университета в количестве не менее 0,5 экз. на обучаемого студента.

      1. Допускается включение в списки основной и дополнительной литературы источников, содержащих теоретические или методические материалы и предоставляемых студентам в форме электронных ресурсов, если к ним обеспечен свободный доступ студентов.

      2. При формировании списков основной литературы для дисциплин федерального компонента учебных планов рекомендуется преимущественно ориентироваться на соответствующий перечень учебной литературы, рекомендуемый учебно-методическим советом комиссией) по направлению подготовки (специальности).

    1. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      1. В этом разделе представляется перечень организационно-методических, обучающих, контролирующих и расчетных компьютерных программных средств, а также различных видеоматериалов учебного характера из числа имеющихся в подразделениях Университета и на кафедре – разработчике рабочей программы.

      2. Перечень различных видеоматериалов в содержании раздела распределяется по темам и разделам рабочей программы учебной дисциплины с краткой аннотацией конкретных аудио-, видео-, теле- и иных материалов и оценкой возможности их использования в определенных видах аудиторных занятий или в методическом обеспечении самостоятельной работы студентов.

    1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (27)

    Рабочая программа
    Подготовка выпускников к деятельности в области организации бухгалтерского учета на предприятиях, формирования отчетности, выбора системы бухгалтерского учета, составления учетной политики организации, оптимизации работы бухгалтерской
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 федеральное агенство по образованию

    Рабочая программа
    Цель: ознакомить студентов с основными положениями по оценочной деятельности и оценке стоимости имущества предприятий; изучить законодательную базу оценочной деятельности, а так же вопросы правового регулирования оценочной деятельности;
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 федеральное агентство по образованию (3)

    Рабочая программа
    Цель: формирование у обучающихся знаний и умений в области теории и практики прогнозирования явлений и процессов, происходящих в социально-экономической системе.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию (1)

    Рабочая программа
    Содержание: определение интегрирующей функции маркетинга предприятия в условиях рыночной конкуренции; сущность и уровни (корпоративный, функциональный, инструментальный) управления маркетингом; технология разработки маркетингового
  5. Рабочая программа учебной дисциплины документоведение (название дисциплины)

    Рабочая программа
    Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации.

Другие похожие документы..