Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В российском обществе происходит неуклонное омоложение наркома­нии. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился, до 14 лет среди ма...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «20» мая 2011 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.101.04 при Кубанском государственном университете по адр...полностью>>
'Семинар'
Цифровое телерадиовещание: проблемы и перспективы внедрения телевидения высокой четкости в России; итоги регионального семинара «Цифровое радиовещани...полностью>>
'Закон'
Вопрос о том, как передается действие от одного тела к другому, приобрел особую остроту в связи с установлением закона всемирного тяготения. Учение о...полностью>>

Методические рекомендации и практические материал Минск 2007 содержание

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учреждение образования «Национальный центр

Художественного творчества детей и молодежи»

Министерства образования Республики Беларусь

Центральный Совет ОО «БРПО»

Организация работы с пионерами и октябрятами в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания

Методические рекомендации и практические материал

М и н с к 2007

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пионерская смена

  • Планирование смены

  • Примерный план работы летнего лагеря

  • Приложения

  • Сигналы пионерского горна

  1. В помощь педагогу-организатору

  • Спутник педагога-организатора

  • Новичкам

  • Работа с трудными детьми

  1. Копилка педагога-организатора

  2. Из истории пионерской песни

Планирование работы с пионерами и октябрятами

в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания

Главное отличие лагеря с дневным пребыванием от загородного лагеря состоит в том, что дети, находясь в лагере, не попадают в специфические условия временного детского коллектива, оторванного от родительского присутствия, а остаются в семье, прибывая в условиях лагеря в дневное время суток. Воспитательный состав лагеря, как правило, учителя. Но роль педагога-воспитателя меняется: он занимается не организацией жизнедеятельности детского коллектива, а самой деятельностью, стараясь сделать ее максимально разнообразной, творческой, полезной и интересной детям. На второй план уходят бытовые и режимные моменты (подъем, отбой, умывания, душ), основным для педагога становится содержание работы, создание благоприятных условий для привлечения каждого ребенка в работу лагеря. Дневной лагерь относительно немногочислен, что позволяет педагогу лучше сориентироваться в выборе и разработке мероприятий отвечающих интересам и потребностям ребят, соответствующих их возрастным особенностям. Основной контингент – дети младших возрастов, ребят старших классов в лагере бывает значительно меньше. Обычно комплектуются разновозрастные отряды из детей октябрятского и пионерского возраста.

Планирование работы – очень ответственный момент в подготовке лагеря, добавление в план компонента связанного с пионерской и октябрятской составляющей этой работы, делает момент планирования еще более важным. Только педагогически правильно организованная деятельность пионеров и октябрят в лагере позволит создать нужную атмосферу всего детского коллектива. Успеха возможно достигнуть только в том случае, если реализуются интересы детей, а деятельность строится с учетом детской самостоятельности и инициативы. Педагогу предстоит вести работу с организацией, в которую дети идут добровольно и которая действует на основе самостоятельности. Поэтому важно развивать активность ребят, их самодеятельность. Не забывайте, что современная пионерская организация – это организация «самих детей», а не «для детей».

Итак, планирование.

В лагерях дневного пребывания, как правило, бывает двухразовое питание, часто организуется дневной сон. Режим примерно такой:

9.00 – 9.20 Сбор, зарядка

9.20 – 9.35 Линейка, план на день

9.35 – 10.00 Приготовление к завтраку, завтрак

10.00 – 12.00 Разнообразная работа по отрядам и группам октябрят, образовательные секции, кружковая работа

12.00 – 12.45 Прогулки, общелагерные и спортивные мероприятия, работа в библиотеке

13.00 – 13.30 Обед

13.30 – 15.15 Дневной сон, тихие игры, оформление / обновление отрядного уголка, чтение, просмотр кинофильмов

15.15 – 17.00 Игры, массовые мероприятия, спортивные состязания, прогулки

17.00 – 17.20 Подведение итогов дня, уход домой

Основные виды мероприятий в детском лагере:

  • культурно-массовые

  • общественно полезные

  • спортивно-туристские

  • игровые

  • общественно-политические

Последний вид мероприятий возвращается в виде идеологической работы и работы в соответствии с актуальными задачами Белоруской республиканской пионерской организации. Важно, чтобы план обеспечивал гражданскую направленность, систематичность и последовательность проводимых дел, чередование видов деятельности.

Цель планирования – создание жизнеспособной системы деятельности лагеря, наполненной разноплановыми взаимодополняющими компонентами. Условно такую систему можно представить, как дирижабль – достаточно сложная конструкция, построенный на простом принципе – соотношении веса деталей и мощности горелки. «Детали» – это и есть будущие мероприятия лагерной смены, о них мы поговорим позже. Займемся «горелкой», которая представляет собой не только идею будущего лагеря, но и его дух, атмосферу, романтику.

И пионерскому лагерю, и лагерю с деятельностью временного пионерского отряда жизненно необходим дух пионеринга, романтики первопроходцев. Как ни странно, но начинать работу над «горелкой» нужно с взрослых, с тех педагогов, которые будут возглавлять лагерь, вести работу с детьми. Хорошо, если это педагог-организатор, который имеет представления о задачах, принципах и Уставе «Белорусской республиканской пионерской организации». Во всех остальных случаях педагогам необходимо узнать смысл и цели деятельности современной пионерской организации, постараться зарядиться ее настроением, молодостью, неутомимостью. Напрасно полагаться на то, что человек ничего не знающий о современной Пионерии сможет организовать интересную пионерскую работу. Совершенно невероятно, чтобы дети увлеченно делали то, что их принуждают, а не заинтересовывают. Если взрослый со скучающим видом или иронией будет говорить о пионерских поручениях, то дети их будут выполнять с тем же видом, если вообще возьмутся за дело. Чтобы этого не произошло нужно знать хотя бы минимум:

  • БРПО называет своих членов пионерами в первоначальном смысле этого слова – первопроходец, новатор, лидер.

  • Пионерская организация – это дружный коллектив, который всегда интересно и с пользой проводит время в кругу друзей, вместе ходят в походы, устраивает соревнования, игры, вместе работают, узнают окружающий мир.

  • Пионер – открывает для себя мир, открывает новых людей, и открывает миру и людям себя.

  • Пионер – организатор и творец, он стремиться сделать жизнь краше и добрее.

  • Пионер – не боится трудностей и всегда готов протянуть руку помощи человеку, природе и своей Родине.

Очень важно, чтобы педагог действительно в это верил, чаще напоминать об этом ребятам и делал эти принципы фундаментом своей работы и планирования. Пионерский вожатый и вчера и сегодня – это, прежде всего, друг пионеров, который оказался рядом благодаря общей принадлежности и увлеченности идеей пионеринга. К такому человеку всегда можно обратиться за советом и помощью, потому что он любит ребят и хочет помочь им стать настоящими личностями.

Практика показывает, что на смену следует планировать не более 6-8 крупных общелагерных мероприятий, каждое из которых будет требовать тщательной подготовки. Если смена является пионерской – это совершенно не значит, что каждое мероприятие нужно называть пионерским: «пионерская зарядка», «пионерская дискотека», пионерский конкурс «А ну-ка, девочки!» и т.п.. Замыленность этого слова делает смену «пионерской» только на бумаге, обесценивает значимость, стирает границы между развлекательными и истинно пионерскими делами, создает условность и формальность пионерской деятельности. Наоборот п и о н е р с к и м и в лагере должны быть дух, дисциплина, система поручений, организация работы и ряд мероприятий. Эти мероприятия должны носить истинно пионерский характер – содержать элемент преодоления трудностей, соревнование умений и навыков, приобретенных в пионерской организации, применение знания ее истории. Пионерские мероприятия должны о т л и ч а т ь с я от остальных занимательных массовых дел и игр. Они нужны не только для времяпрепровождения детей, развития их способностей, но более важно – для формирования самосознания пионера, гордости за себя, своей команды, своей организации. Пионерские мероприятия должны показывать, что легко называться пионером, но нелегко им быть, это требует подготовки, упорства и творчества. Только реализация и применение в жизни и в играх того, что получил в БРПО, может стимулировать у ребенка стремление и желание быть в организации дальше.

Традиционно пионерскими являются:

  • утренние и вечерние линейки

  • уголок информации

  • военная игра «Зарница»

  • разведка интересных дел

  • полоса препятствий

  • поход

  • костер

  • трудовой десант

  • тематические конкурсы/конкурсы пионерских умений

  • песни

  • и, возможно, самое главное – пионерская атрибутика – форма, галстук, значок (индивидуальная), знамя дружины (общая).

Символика и атрибутика детского движения – предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами и принципами объединения. Символы и атрибуты – важное средство формирования у детей участников организации чувства гордости за принадлежность к ней. В пионерской организации существуют следующие символы: пионерский значок, галстук, салют, знамя дружины. Форма пионера – это определенное удовольствие для ребенка почувствовать себя готовым к чему-то новому – испытанию, походу, важному событию. Прежде всего, форма показывает принадлежность к самому массовому детскому движению в нашей стране. Форма ставит и богатых и бедных в равные условия. Она помогает создать дух коллективизма в дружине. В конце концов, форма приучает ребенка следить за своим внешним видом, содержать ее к чистоте и порядке. Организаторам лагеря с дневным пребыванием важно заранее определить, какие символы будут использованы в работе с пионерами. Практика проведения профильных лагерей пионерского актива подсказывает, что для формирования романтической атмосферы необходимо использование как минимум четырех символов:

  • красный галстук во время пионерских мероприятий или постоянно;

  • пионерский значок постоянно;

  • пионерский салют при поднятии флага Республики Беларусь, принятии к исполнению пионерского поручения;

  • пионерская форма на торжественных мероприятиях.

  • и вне всякой конкуренции идет такой пионерский символ, как костер, но это подходит больше для стационарных или палаточных загородных детских оздоровительных лагерей со специально оборудованными кострищами.

При организации скаутских лагерей Баден-Пауэлл заметил, что стоит ему заметить, что мальчик скаут не отдает салют старшему, он уже знает, что дисциплина в патруле падает, если форма мальчиков в каком-либо патруле выглядит небрежно или частично выходит из ежедневного применения значит, там улетучивается дух скаутизма. Это наблюдение очень верно подсказывает путь создания пионерской атмосферы в лагере – знание символики организации и умелое ненавязчивое использование ее в повседневной жизни. Убедительнее всего на детей действует личный пример педагога, так что вовсе не стоит стесняться носить пионерский значок и галстук на шее, потому что данный пример без лишних слов будет помогать вам добиться того же от ребят.

Если в лагере только часть детей является пионерами педагогу необходимо постараться не допустить разделение на «пионеров» и «не пионеров», не стоит делать культа из символов и самого названия, выдвигать на исключительное место по отношению к остальным. Вероятнее всего можно получить обратный результат – насмешек над пионерами, нежелание участвовать в пионерских делах. В то же время педагог должен больше полагаться на ребят в галстуках, чтобы привлечь внимание остальных к значимости и полезности пионерской организации в целом. Роль педагога не выделить пионеров, а создать такую атмосферу пионерской жизни, которая будет привлекать всех детей своей романтикой, необычностью и новизной. Только полнокровное участие во всех делах лагеря поможет ребенку стать чуть более самостоятельным и уверенным в себе.

Общее планирование смены ведется с учетом особенностей места пребывания детей, расположенной рядом инфраструктурой (парк, театр, кино, площадки, стадион, бассейн и т.п.), целями и задачами лагеря, интересами самих детей и взрослых. В план включаются все виды мероприятий плюс пионерские. Таким образом, двух недельный лагерь с дневным пребыванием может иметь примерную план-сетку:

День

Мероприятие до обеда

Мероприятие после обеда

1

Игры на знакомство детей

Беседа «Режим»

Беседа «Пионерские дела».

Игра «Разведка интересных дел».

Оформление отрядного уголка

Подведение итогов дня

2

Линейка

Игра «100 карточек»

Кружковая работа

Подготовка групп отряда к исполнению поручений.

Беседа «Пионерский галстук»

Подготовка и исполнение первого пионерского дела из «Разведки»

Игры с мячом на улице.

Подведение итогов дня

3

Линейка

Экскурсия на предприятие/в музей, к памятнику

Беседа «Профессия»

Изучение азбуки Морзе

Футбол для мальчиков, сбор гербария для девочек.

Исполнение поручений

Занимательные психологические тесты

Подведение итогов дня

4

Линейка

Кружковая работа / Чтение книг, газет, журналов

Игра в отряде «Я – Личность!»

Игры «Занимательная математика»

Подготовка и исполнение второго Интересного дела из «Разведки»

Спортивные игры

Подведение итогов дня.

5

Линейка

Встреча с работником ГАИ на тему «Правила поведения на дороге»

Пешая прогулка в кино, парк

Беседа «Моя родная Беларусь»

Подготовка поручений

Спортивные состязания

Подведение итогов дня

6

Линейка

Кружковая работа/оформление уголка отряда

Подготовка и исполнение третьего дела из «Разведки интересных дел»

Беседа «Мой характер»

Пионерская игра «Полоса испытаний»

Исполнение поручений

Подведение итогов дня

7

Линейка

Беседа «День вежливости»

Игра «Захват территории»

Кружковая работа/ оформление отрядного уголка

Пионерская игра «Часовой»

Подведение итогов дня

8

Линейка

Кружковая работа/ оформление отрядного уголка

Спортивные состязания, прогулки в парк, лес.

Игра «Битва за горшочек меда»

Исполнение поручения

Подведение итогов дня

9

Линейка

Занятие «Традиции БРПО»

Игра «Я - Пионер»

Исполнение поручений

Кружковая работа/чтение книг

Игра «Все обо всем»

10

Сбор отрядов

Подготовка к торжественному закрытию смены

Конкурс отрядных уголков

Торжественная линейка, награждение пионерского актива

Разговор отряда «Расскажи мне обо мне»

Проведение полюбившихся ребятам игр

Ежедневная линейка, умело организованная заинтересованным педагогом, это вовсе не скучный отчет о проделанной и намеченной работе, а старт новым начинаниям нового дня, она должна заинтересовывать ребят новыми активными действиями. Грамотная линейка, сопровождаемая красивыми пионерскими ритуалами, музыкой, четкими ободряющими словами поднимает настроение ребят. Создает неповторимое чувство пионерского единства. Поэтому очень важно продумать ход самой первой линейки, подобрать уместные стихи и обращения, тщательно отработать ритуалы, чтобы научить детей с уважением относится к ним. Линейка не должна продолжаться более 15 минут, а в присутствии октябрят и того меньше.

Соотношение пионерских и общеразвлекательных мероприятий должно быть 1:2, чтобы сохранить интерес ко всем делам, и одновременно выгодно выделить пионерские дела, поднять их уровень. Педагогу необходимо осваивать новые интерактивные формы работы с детьми, потому, что не секрет, что в информационном плане дети часто бывают более осведомлены, чем мы, и их интересы часто направлены на активные деятельные формы, связанные с использованием техники (фотоаппараты, компьютеры).

Здесь приведен пример общего примерного плана деятельности лагеря. Педагогу необходимо придерживаться возрастного подхода при составлении плана работы. Лекции и занятия с детьми в отрядах должны быть адаптированы восприятию ребенка. Не следует забывать, что младшим школьникам больше интересны не рассказы, а наглядные показы, игры, для этого возраста характерна повышенная моторика движений, что легко направить в нужное русло, организуя соревнования, эстафеты, спортивные игры. Жизнь октябрят целесообразно организовать с элементами минимальной ответственности, им посильно следить за комнатными цветами, клумбами у входа в школу, живым уголком, работой в библиотеке. Малышам интересно вести календарь погоды, собирать гербарии, наблюдать за животными и птицами. Содержание работы октябрятской группы определяется правилами октябрят. Важную роль в этом играют пионеры-вожатые. В лагере должна быть газета «Зорька», книги и пособия, рассчитанные на этот возраст. При включении октябрят в подготовку крупных лагерных мероприятий ни в коем случае не отстранять от дел, а отводить им свою особенную не слишком сложную роль.

Организация работы со средним школьным возрастом стоится на уважении самостоятельности ребят, поддержке их инициативы. В любом детском коллективе появляются лидеры, возглавляющие временные или постоянные группы актива. Становясь на позицию организаторов собственных дел, они на практике овладевают навыками необходимыми активным юным гражданам. Пионерский сбор – собрание пионеров, посвященное обсуждению актуальных проблем, вопросов и предложений, как локального, так и общественного масштаба. На сборе не просто отчитываются о работе или сообщают друг другу новости, а учатся высказывать свое мнение, спорят, обсуждают волнующие их темы. При наличии разнообразных педагогических методик и технологий, пионерских сбор всегда можно разнообразить тренинговыми упражнениями и играми, сделать не заседание политбюро, а живое конструктивное и познавательное общение сверстников и взрослых. Важен не сам факт проведения сбора, а какие отношения формируются у детей к проблеме в результате ее обсуждения.

И еще важно, чтобы педагог организовывал не любую деятельность, а полезную и поучительную для ребенка. Главное внимание педагога должно быть направлено на использование таких методов и форм деятельности, которая будет развивать у детей подлинную заинтересованность и активное стремление к участию и инициативе. Педагог в летнем лагере – это не массовик-затейник, не просто организатор детских игр и развлечений, различных занятий, он – воспитатель и наставник, для которого важнее сориентировать детей в нужном направлении, чем тащить их за собой. Организация лагерной смены с элементами пионерской работы не самоцель, а средство решения определенных воспитательных задач.

Примерный план

работы с пионерами и детьми среднего школьного возраста

в лагере дневного пребывания

1-й день

  1. Встреча детей, знакомство друг с другом. Педагог называет себя, сообщает, что он здесь для того, чтобы помочь ребятам весело и с пользой провести время, и выражает надежду, что данные отряд будет самым дружным в лагере.

  2. Игры на знакомство «Снежный ком»: все садятся в круг, первый игрок говорит: «Меня зовут Миша», Второй «Миша, меня зовут Наташа», третий называет имена предшественников и добавляет свое: «Миша, Наташа.. Меня зовут Кирилл». Если игроки знакомы, то возможен вариант «имя + прилагательное на ту же букву», Мудрый Миша, Находчивая Наташа и т.п.

«Круг знакомств»: Все становятся в широкий круг. Игра состоит из пяти шагов: один ребенок делает шаг вперед, называет свое имя и делает какой-либо жест, шаг назад. Все дети делают шаг вперед, повторяют его имя и жест, стараясь имитировать интонацию и показанное движение. Потом следующий игрок называет и показывает себя. Темп игры постепенно увеличивается.

  1. Беседа «Режим». Желательно предварительно набрать или написать режим на листе бумаге. Озвучить его, рассказывая о каждом моменте.

Игра «Кто правильно запомнил режим?» В классе развешиваются таблички «столовая», «класс», «стадион», «библиотека», «кружки», «линейка». Ребятам нужно правильно пройти весь режим дня. Педагог дает условный сигнал (хлопок, свисток). Затем игра повторяется, но педагог называет вслух время: «13.00!». Детям нужно сориентироваться, что они должны быть в столовой. И т.д.

  1. Беседа «Пионерские дела». Педагог рассказывает, что у нас не обычный лагерь, а пионерский, поэтому ребят ждет увлекательная многодневная игра. У этой игры есть определенные правила. Одно из них, это использование пионерских символов: значка, галстуков, салюта, а так же оформление отрядного уголка. Второе, это пионерские поручения (см. Приложение). И третье, это пионерская линейка (см. Приложение). Педагог рассказывает, что ребята будут играть в интересные пионерские игры, которые потребуют специальной подготовки, знаний и умений.

  2. Обед

  3. Игра «Разведка интересных дел». Педагог рассказывает ребятам, об учреждениях вокруг школы, и кабинетах, которые будут работать во время их смены. Настоящий пионер – это первопроходец и помощник, а разведка интересных дел – это целое приключение. Отряд составляет путевой лист следования и выходит на намеченный маршрут «Детский сад – магазин – почта – остановка – памятник – школа (библиотека)». На каждом остановочном пункте ребята решаю, какое интересное и полезное пионерское дело они могут сделать, чем помочь. Провести несколько игр с малышами, научить их плести венки, делать поделки; ухаживать за клумбой рябом с почтой, написать открытки заболевшим товарищам или своим учителям, которые ушли в отпуск; повесить на остановке плакат «Все хорошие люди любят Наш город!», покрасить скамейку; принести полевых цветов к памятнику, узнать его историю, написать заметку в отрядную газету; подклеить библиотечные книги и учебники, следить за цветами у школы. После записи интересных дел, отряд обсуждает, что и когда они будут делать. Достаточно 3-4 интересных дел, которые педагог впоследствии включает в «Трудовой десант».

  4. Полдник

  5. Оформление отрядного уголка. Подведение итогов дня.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011

    Методические рекомендации
    Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.
  2. Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре»

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре». О значимости и сути этого курса свидетельствует уже его название.
  3. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы [Текст] / В. Н. Кабанов. О. В. Рулева – Волгоград : Изд-во НОУ ВПО ВИБ, 2010.
  4. Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Апрел ь

    Методические рекомендации
    Этот День вполне можно отнести к международным, поскольку он с одинаковым успехом отмечается и в России, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Скандинавии.
  5. Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию

    Методические рекомендации
    День спортивного журналиста отмечается ежегодно 2 июля. В этот день 1924 года в Париже была образована Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС), которая сегодня объединяет почти полторы сотни национальных союзов.

Другие похожие документы..