Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прогнозирование будущего направления цен возможно методом технического анализа. Он представляет собой изучение динамики рынка с помощью графиков изме...полностью>>
'Книга'
Аннотация издательства: В своей новой книге известный журналист и историк Лев Безыменский, автор целого ряда книг по вопросам военной истории XX века...полностью>>
'Документ'
Збірник наукових праць Уманського державного педагогічного університету імені Павла Тичини / Гол. ред.: Мартинюк М.Т. – Умань: РВЦ «Софія», 2007. – 2...полностью>>
'Литература'
4. К.-Г. Юнг - ученик и продолжатель дела 3. Фрейда. Архетип и символ в мировоззрении К.-Г. Юнга и знаменитого немецкого писателя XX века - Германа Г...полностью>>

Лекция № Тема: Содержание и основные понятия дисциплины «Прокурорский надзор»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Структура Генеральной прокуратуры.

Коллегия ГП

Ген. прокурор

Научн. кон. совет

Секретарь

Приемная

Центр

Зам. ФО

Зам. ГП

Зам. гл. воен.

ГСУ

Орг. и контр.

Кадров

ОРД надз.

Орг. обесп.

Третий

Эконом.

План. контр.

Пенсион.

Бандитизм

Стат. анализ

Федер. безоп.

Уголовные дела

Налог. закон.

Н/л и молод.

Гражд. дела

Прав. обесп.

2 упр. (в/г)

Арбитр. проц.

Уп-ние делопр.

Межд.-прав.

Тр-т и таможн.

Упр-ние делами

Надз. зак. зак.

Гл. военная прок.

Угол. наказан.

Пр.и св. гр.

Субъ. РФ

Отделы пр. упр.

Эконом.

Район.

Безопасности

Пр. актов

Реаб.жер.пол.реп.

Природоох

Криминалистики

Писем

Структура прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур имеет большое сходство со структурой генпрокуратуры, хотя может быть, и ограничена в размерах в силу различия компетенции.

Структура и численность состава конкретной прокуратуры субъекта федерации, города, района или приравненных к ним прокуратур зависит от социально-экономической характеристики региона, на территории которого действует прокуратура, численности населения и других факторов.

3. Организация деятельности прокуратуры РФ.

Под организацией прокуратуры понимается установленный порядок назначения на должность прокурорских работников, а также порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры.

Ч.2 ст.129 Конституции РФ предусматривает, что Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Это положение конкретизировано в ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ». Если кандидатура, предложенная Президентом РФ не получает требуемого количества голосов членов Совета Федерации, в течение 30 дней Президент РФ представляет новую кандидатуру и т.д. Но, к сожалению, в этом законе не прописано количество выходов Президента РФ в Совет Федерации с подобным предложением, если его кандидатуры будут отклоняться, а равно как при освобождении Генерального прокурора от должности. Эти проблемы в законе, как показали события недавнего времени, имеют существенное социально-политическое значение. Временное отстранение Генерального прокурора от должности осуществляется только в случае возбуждения против него уголовного дела по постановлению конституционного Суда РФ от 1 декабря 1998 года Президентом РФ (ФЗ «О прокуратуре РФ» не имеет урегулирования этого вопроса).

Согласно п.3 ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ» назначенный Генеральный прокурор РФ обязан принять присягу (ст.40 Ф. Закона), текст которой отличен от текстов присяги остальных прокуроров.

Срок полномочий Генерального прокурора – 5 лет.

Количество назначений одного и того же лица на эту должность, количество пятилетних сроков и порядок освобождения по окончанию срока пребывания Генерального в должности ФЗ «О прокуратуре РФ» не регулируется. Первый заместитель и заместители прокурора согласно п.2 ст.14 ФЗ «О прокуратуре РФ» назначаются на должность и освобождаются от нее Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Остальное законом не регулируется.

Генеральный прокурор РФ назначает на должность своим приказом и освобождает от нее следующих работников:

В генеральной прокуратуре

- Начальников главных управлений, управлений и отделов; а также их заместителей;

- Советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ;

- Помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;

- Старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений, отделов;

- Старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов;

- Старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Субъекты РФ (ч.3 ст.129 Конституции РФ, ст.13).

- прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ (законодательные собрания, думы и т.д., а также главами администрации субъекта РФ);

- заместителей этих прокуроров.

Города и районы.

- прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур.

Научное направление.

- директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений и их заместителей.

Заместители Генерального прокурора РФ назначают неперечисленных раннее работников аппарата Генеральной прокуратуры РФ.

Прокурор субъекта РФ и приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от нее:

- работников аппарата соответствующих прокуратур, за исключением своих заместителей (см. перечень номенклатуры в Генеральной прокуратуре);

- иных работников аппарата прокуратуры субъекта РФ;

- работников прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур.

Директора (ректоры) научных и образовательных учреждений назначают и освобождают от должности весь штатный персонал руководимых ими учреждений, кроме своих заместителей. Прокуроры городов, районов приравненных к ним прокуратуры назначают на должность всех остальных работников этих прокуратур, не занимающих прокурорские и следственные должности. Важнейшим организационным моментом в деятельности прокурора любого звена является подбор и расстановка персонала, от чего практически зависит успешное и результативное выполнение функций возглавляемой им прокуратуры. В этой связи, к лицам, назначаемым на прокурорские, следовательские и иные должности предъявляется ряд формальных и нравственно-этических требований, а также определенных запретов.

В соответствии с приказом: Генерального прокурора РФ № 66 от 11 ноября 1996 года «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры РФ» формальными требованиями к кандидатам в прокуроры являются:

- гражданство (гражданин России);

- возраст не моложе 25 лет (25-30);

- образование высшее юридическое (при неоконченном высшем образовании и среднем юридическом до 6 месяцев испытательного срока);

- стаж юридической деятельности (не менее 3-5 лет);

- присяга.

Нравственно-этические требования:

- объективность;

- справедливость;

- беспристрастность;

- неподкупность;

- принципиальность;

- честность; непримиримость; инициативность;

- житейский опыт и др.

Запреты (п.2 ст.40 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

- гражданин иностранного государства;

- лицо, признанное судом недееспособным или частично недееспособным;

- лишенное судом права занимать государственные должности;

- имеющее заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению служебных обязанностей;

- близкое родство и свойство (родители, супруги, братья, сестры, дети – обоих супругов);

- предпринимательство;

- членство в партии, депутатство, участие в забастовках, совместительство (кроме науки и образования).

4. Внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры РФ.

Помимо основных принципов деятельности органов системы прокуратуры, в том числе и специализированных, для повышения эффективности их деятельности определены внутриорганизационные принципы (зональный и предметный).

Они используются, в качестве организационных начал и в соответствии с ними, осуществляется распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем ее, возложенный на структурные подразделения, распределяется по территориальным зонам между работниками прокуратуры. Количество, административных территориальных, входящих в состав зон зависит от численности штатов прокуратуры. Зональный прокурор (уровень прокуратуры субъекта РФ) в пределах компетенции прокурора субъекта РФ и применительно к определенному направлению (отрасли) прокурорского надзора:

- изучает состояние законности в регионе (на основе имеющейся статистики и т.д.);

- отслеживает организацию работы органа прокуратуры порученной ему зоны ответственности;

- контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ;

- участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, оказывая при этом практическую помощь;

- на основе анализа официальных данных и собственного изучения состояния прокурорской деятельности вносит предложения об устранении выявленных недостатков и совершенствовании деятельности;

- контролирует исполнение данных им указаний;

- организует работу по повышению квалификации прокуроров и прокурорских работников прокуратур, входящих в зону;

- свою работу строит в тесном контексте с другими зональными прокурорами;

- ведет рабочее производство (наряд) в котором концентрируются все документы или копии документов, касающихся каждой прокуратуры зоны.

На основе зонального принципа организации работы осуществляется прокурорский надзор по:

- разрешению жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций;

- участию в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д.

Термин «предметный принцип» происходит, по существу, от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами служат сферы правового регулирования, т.е. определенные группы нормативно-правовых актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточения усилий всех структурных подразделений на решения важнейших приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

Анализ и обобщение материалов по определенному предмету прокурорского надзора (доклады, представления, протесты, обзоры, методические письма, решения коллегии и др.) составляют сушь предметного принципа. На их основе разрабатываются предложения по совершенствованию организации прокурорского надзора, координации деятельности правоохранительных органов и взаимодействию с государственными и общественными организациями.

В настоящее время получил распространение предметно-зональный принцип организации работы органов прокуратуры. Его суть состоит в закреплении за зональными прокурорами еще и определенных предметов ведения. Такой подход способствует развитию специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов на приоритетных направлениях деятельности, а также комплексному проведению аналитической работы и выработке на ее основе более эффективных методических указаний в реализации прокурорского надзора.

Решение вопроса о распределении обязанностей в структурном подразделении (согласно, означенных выше внутриорганизационных принципов) оформляется письменным распоряжением руководителя подразделения и находит свое отражение в положении о структурном подразделении органа прокуратуры.

5. Основы управления органами прокуратуры РФ.

Эффективность деятельности органов прокуратуры во многом зависит от управленческого воздействия их вышестоящих структур на нижестоящие. При этом роль управления в деятельности прокуратуры выражается двуединой задачей. Управление, с одной стороны, создает и регулирует оптимальный процесс организации и осуществления прокурорского надзора, предварительного следствия и иных функций прокуратуры, а с другой стороны, призвано совершенствовать реализацию этих функций разрабатывать и внедрять в деятельность прокуратуры рекомендации тактического и методического характера, технологию и технику обработки информации о состоянии законности и деятельности по ее укреплению, совершенствованию правового регулирования организационной структуры органов прокуратуры и их аппаратов. Таким образом, управлением органами прокуратуры является многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения функций и задач, возложенных на них ФЗ «О прокуратуре РФ» и иными нормативно-правовыми актами.

Управляющее воздействие осуществляется:

- принятием нормативно-правовых актов обязательных к исполнению;

- выдачей конкретных заданий (осуществить проверку …);

- направлением информационных писем (об опыте или недостатках на конкретном участке деятельности прокуратур);

- отчета прокурора по результатам проверки или за определенный период времени;

- выработкой и корректировкой критериев оценки деятельности прокуратур и прокурорских работников;

- выбором конкретных приоритетных направлений на основе анализа их деятельности и рациональных средств повышения активизации и действенности мет укрепления законности на этих направлениях;

- использованием в управлении зонального и предметного принципов.

Наукой и практикой управленческой деятельности выработаны и широко применяются, в т.ч. и в органах прокуратуры, следующие функции управления:

- аналитическая функция, которая состоит в истолковании и объяснении процессов, происходящих в состоянии законности в соответствующих регионах, сферах правовых отношений, в деятельности самих органов прокуратуры по ее укреплению. Осуществлению этой функции способствуют методы статистики, криминологии, криминалистики и теории управления.

К задачам аналитической деятельности относятся:

- оценка оперативной обстановки;

- установление процессов и тенденций состояния законности и определения факторов способных воздействовать на эти изменения;

- определение необходимости в изменениях организационной структуры органов прокуратуры.

К объектам аналитической деятельности следует отнести:

- оперативную обстановку состояния законности на определенный период;

- состояние законности в регионе в целом, в его различных частях, по определенным видам преступлений и правонарушений за определенный период;

- состояние работы органа прокуратуры, как во всем комплексе, так и по выполнению отдельных функций прокуратуры, ее деятельности в отдельных сферах правовых отношений (экология, налоги и т.д.).

Для осуществления анализа приведенной выше деятельности используются методы аналитической функции и виды статистической отчетности и документированной информации (справки, спецдонесения, отчеты, жалобы и т.д.).

- прогностическая функция, осуществляется, как силами научных подразделений прокуратуры, так и сотрудниками самих прокуратур, функционально ответственными за это направление деятельности. Функция прогнозирования рассматривается, как средство, позволяющее на основе соответствующего анализа с достаточной степенью обоснованности: - формировать перспективные конкретные задачи на определенный период деятельности прокуратуры:

- планировать мероприятия для решения этих задач;

- маневрировать прокурорскими кадрами;

- обосновать потребности в обеспечении деятельности прокуратуры;

- вносить аргументированные предложения в федеральные программы мер по усилению борьбы с преступностью;

- оказывать помощь в планировании законопроектных работ;

- определения очередности разрабатываемых и принимаемых законопроектов.

На основе аналитической и прогностической функций базируется функция планирования работы органов прокуратуры.

Важнейшими их элементами являются конкретность и рациональность.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответствен-ность

Форма исполн.

Отметка

об исполн.

Начало

Окон-чание

1

2

3

4

5

6

7

Учитывая тот факт, что вертикаль управления органами прокуратуры опускается «Сверху вниз», в планы, по мере их продвижения по структуре органов прокуратуры, включают в себя, помимо обязательных к исполнению пунктов планов, вышестоящих прокурорских инстанций, свои собственные, связанные с необходимостью учета специфики конкретной территории.

Различаются три вида планирования:

- перспективное (на полугодие);

- календарное (месяц, три месяца - в зависимости от уровня органа прокуратуры);

- текущее на конкретный краткосрочный период работы.

Проекты плановых мероприятий обсуждаются на коллегиях, совещаниях и т.д., согласовываются при необходимости с другими правоохранительными и иными структурами управления. После этого утверждаются соответствующим прокурором.

Функция взаимодействия органов и структурных подразделений прокуратуры состоит в установлении и поддержании целесообразного соотношения их действий для оптимального достижения декларируемых целей укрепления законности и правопорядка с наименьшими затратами сил и средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы контрольных работ по дисциплине «Прокурорский надзор» Концепция

    Документ
    Мельников H.B. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М.: Изд-во «Юристъ», 2003.
  2. Иванов Антон Викторович доцент кафедры уголовного права и процесса Института социальных и гуманитарных знаний п прокурорский надзор : учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 021100 030501 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Прокурорский надзор для направления/ специальности 030501 «Юриспруденция» подготовки специалиста Составитель Кречетов Д. В

    Учебно-методический комплекс
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Программа дисциплины «Прокурорский надзор» цикл гос впо: опд. Р. 02, входящие в число общепрофессиональных дисциплин регионального компонента Специальность (1)

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности «Юриспруденция».

Другие похожие документы..