Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Команда делится на две подгруппы: обе должны создать самоходную тележку. Вскоре они понимают, что чтобы изобретения Леонардо Да Винчи работали, детал...полностью>>
'Документ'
Редакционный совет: Кулажанов Т.К., Мухаметкалиев Т.М., Оспанов А.Б., Нурахметов Б.К., Абинова Г.Д., Курманалиев М.К., Абдрахимов О.Т., Кизатова М.Ж....полностью>>
'Анализ'
Миссия Министерства культуры и информации – выработка и эффективная реализация государственной политики, направленной на предоставление качественных ...полностью>>
'Методические рекомендации'
- привитие слушателям заочной формы обучения навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной...полностью>>

Лекция № Тема: Содержание и основные понятия дисциплины «Прокурорский надзор»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом получается, что образовавшийся «вакуум» после ликвидации царской прокуратуры был немедленно заполнен различными временными революционными инспекциями и комитетами, и могло ли произойти иначе? Наиболее вероятным представляется, что нет, потому как глубокий анализ функций прокуратуры позволяет с полной уверенностью утверждать, что прокуратура в России со времен своего образования в 1722 году является жизненно важным элементом государственного механизма в России, без которого и без того не малые проблемы бюрократизации государственного аппарата, взяточничества, казнокрадства, и пр. стали бы неразрешимой проблемой, породив полнейший беспорядок и анархию в сфере государственного управления всех уровней.

Формированию единой прокуратуры и укреплению ее органов немало способствовало то обстоятельство, что следственный аппарат к этому времени в основном был передан в ее систему в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК от 3 сентября 1928 года «О внесении изменений в Положение о судоустройстве РСФСР». До этого момента аналогичную судьбу имели и органы следствия, которым пришлось побывать в системах самых различных ведомств: губернской власти, Министерства юстиции Верховного Суда. Существует мало данных о том, что короткое время органы следствия были самостоятельной структурой при органах исполнительной власти, т.е. Следственным комитетом при СНК. На Следственный комитет указывают многие исследователи как на более совершенную структуру построения следственного аппарата в стране, однако конкретных ссылок на законодательство, послужившее основанием к созданию указанного Комитета, они не дают. Нет достаточной информации и том, по каким причинам нахождение следственного аппарата в Комитете не оправдало себя на практике, в результате чего Следственный Комитет при СНК был ликвидирован. Отметим, что весь период отыскания места для органов следствия знаменуется тем, что фактическим ее организатором, оперативным руководителем и надзорной инстанцией являлась прокуратура, которой и предстояло в конечном итоге принять следственный аппарат в свою систему, так как органы прокуратуры были более всего близки к следственному аппарату и следствию.

Решение проблемы о месте следственного аппарата было не менее длительным и не безболезненным. По утверждению историков-криминалистов, реформирование следственного аппарата в первые годы существования РСФСР происходило медленно и нерешительно. Так, например, И.Ф. Крылов указывает НАТО, что с начала 1918 до 1934 года было принято более восьми законодательных актов, определяющих место того или иного следственного подразделения в системе правоохранительных органов. Разумеется, от частой перестановки в следственном аппарате высокий деловой уровень кадрового состава, специалистов следственного дела сохранить было трудно. Между тем бурное развитие страны требовало немалых сил, сдерживающих противостояние государственным установкам, выраженным в ужесточенных нормах законодательства. Надо сказать, что в этих условиях нестабильность статуса следственного аппарата не смогла причинить делу борьбы с преступностью серьезного вреда только потому, что УПК 1922 и 1923 гг. придавали особое значение прокурорскому надзору за следствием и дознанием. По существу, следователи в своей деятельности всегда чувствовали направляющую роль прокуратуры, что помогало им успешно выполнять сложные и ответственные задачи.

8. Учреждение самостоятельных органов в СССР.

Интеграция органов прокуратуры и следствия придала новый мощный импульс их единой деятельности в борьбе с преступностью. Исполнились надежды лучших теоретиков и практиков ленинского толка на их единство. К подобному единению, например, стремился нарком юстиции Д.И. Курский, который в докладе на IV съезде деятеле советской юстиции подчеркивал, что прокуратура должна быть едина «как орган, концентрирующий в своих руках организацию следствия, наблюдающий за розыском; ибо эта область и раньше принадлежала, бесспорно прокуратуре, а в условиях нашего параллелизма, известной расхлябанности создание такого органа поможет нам взять в свои руки следственные органы и следственное производство».

Ключевым моментом в истории современной прокуратуры явилось Постановление ЦИК СНК СССР от 20 июня 1933 года о создании Прокуратуры СССР, которое сыграло серьезную роль в укреплении организационного единства органов прокуратуры и усиления ее роли в деятельности всех правоохранительных органов.

С годами деятельность органов прокуратуры совершенствовалась, прокуратура заняла свое особое место в системе государственных органов, основное предназначение которой состояло в осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Начиная с 1926 года, органы прокуратуры по существу приобретают монопольное право производства предварительного расследования преступлений. Утвержденное 19 ноября 1926 года ВЦИК «Положение о судопроизводстве РСФСР» определяет правовой статус следователей органов прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельность при принятии конкретных решений и в то же время поднадзорность органам прокуратуры при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В «Положении» сформулированы определенные требования профессионального и морально-этического характера, которым должны отвечать лица, назначаемые на должность народных следователей, старших следователей и следователей по важнейшим делам.

Таким образом, нахождение следственного аппарата в подчинении прокуратуры исторически оправдало себя наилучшим образом. Подтверждением данного вывода являются периоды суровых испытаний войной и послевоенного времени, когда в тяжелых условиях восстанавливалось разрушенное народное хозяйство.

Несмотря на большую роль прокуратуры в деле организации следствия, государственные власти не сразу передали его в систему прокуратуры, а лишь после успешного завершения эксперимента, проведенного в Московской области, где следственный аппарат был передан в подчинение прокуратуры. Законодательное оформление данная перестройка получила в результате Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года, которым внесено соответствующее изменение в Положение о судоустройстве РСФСР. Все это указывает на то, как серьезно решался вопрос о месте следственного аппарата в государственной структуре.

Дальнейшее становление органов прокуратуры, и в частности создание прокуратуры СССР (1933), а также централизация прокуратуры (1936), еще более положительно влияли на состояние следствия и дознания. Давая научную оценку преобразованиям прокуратуры и связанным с ней органам следствия, В.М. Савицкий правильно отмечал, что «организационное укрепление прокуратуры оказало большое влияние на усиление активности прокуроров и в такой важной отрасли прокурорского надзора за соблюдением социалистической законности, какой является надзор за законностью действий органов дознания и предварительного следствия. Прокуроры все больше и больше сосредоточивали в своих руках руководство, органами расследования, объединяя и направляя их действия по борьбе с преступностью.

9. Военный период деятельности прокуратур.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

Главное содержание деятельности органов прокуратуры состояло в надзоре за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств.

Прокуроры и следователи многое сделали в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Находясь на военном положении, прокуратура обеспечивала четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла.

Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительной дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или в партизанские отряды. Немало из них погибло в баях с немецко-фашистскими захватчиками.

Прокуроры и следователи проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным комитетом по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

В послевоенное время работники Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур РСФСР, УССР и БССР провели огромную по свои масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных территориях Союза ССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года.

Главным обвинителем от СССР выступил Р.А. Руденко, занимавший в то период пост Прокурора Украины, а затем был назначен на пост Генерального прокурора ССР.

На Нюрнбергском судебном процессе была воочию разоблачена сущность фашизма. Главные военные преступники понесли заслуженное наказание. Законный, обоснованный и справедливый приговор в Нюрнберге служит и поныне грозным предостережением для агрессоров любого масштаба.

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый лан выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии выполнил приказ Генерального прокурора СССР к № 128 от 17 июня 1946 года «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», в котором были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона.

Одновременно с общим надзором совершенствовались и другие отрасли надзора, а также производство расследования совершенных преступлений. Приказом Генерального прокурора СССР № 131 от 28 июля 1949 года вводится участковая система работы следователей органов прокуратуры. За каждым из следователей закрепляется определенный участок района или города, - практически эти участки соответствовали территориям отделений милиции. Все уголовные дела принимались следователем к своему производству по территориальности. Следователь был тесно связан с органами дознания и оперативно-розыскной службой органов внутренних дел, дислоцированных на его участке. Это способствовало более полному и быстрому раскрытию преступлений, а также их полному, объективному и всестороннему расследованию. Расследование наиболее сложных по доказательствам и степени социальной опасности преступлений поручалось старшим следователям или следователям по особо важным делам.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР 19 марта 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименование Генерального прокурора СССР».

Необходимость реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в период культа личности, потребовала расширения надзорных полномочий местных судебных органов, а вместе с этим и активизации деятельности прокуроров в этом направлении.

10. Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992 года).

В послевоенное время работники Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур РСФСР, УССР и БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях Союза ССР. Высококвалифицированные прокуратуры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившими в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года.

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономике. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии народных ресурсов. Важную роль в усилении прокурорского надзора в сфере экономики выполнил приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 года «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», в которым были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные правонарушения закона.

Одновременно с общим надзором совершенствовались и другие отрасли надзора, а также производство расследования совершенных преступлений. Приказом Генерального прокурора СССР № 131 от 28 июля 1949 года. Вводится участковая система работы следователей органов прокуратуры. За каждым из следователей закрепляется определенный участок района или города, - практически эти участки соответствовали территориям отделений милиции. Все уголовные дела принимались следователем к своему производству по территориальности. Следователь был тесно связан с органами дознания и оперативно-розыскной службой органов внутренних дел, дислоцированных на его участке. Это способствовало более полному и быстрому раскрытию преступлений, а также их полному, объективному и всестороннему расследованию. Расследование наиболее сложных по доказательствам и степени социальной опасности преступлений поручалось старшим следователям или следователям по особо важным делам.

Учитывая важное государственное и политическое значение органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР 19 марта 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Необходимость реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в период культа личности, потребовала расширения надзорных полномочий местных судебных органов, а в месте с этим и активизации деятельности прокуроров в этом направлении.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года в совете Верховных судов союзных республик, краевых, областных судов, судов автономных областей образованы Президиумы, полномочные рассматривать надзорные протесты соответствующих прокуроров и председателей судов.

Президиум Верховного Совета СССР принимает также Указ от 25 апреля 1955 года «О порядке рассмотрения дел Президиумами судов».

Установленный порядок рассмотрения Президиумами судов надзорных протестов прокуроров и председателей судов, полномочия этих судов, ревизионное начало их деятельности, - все это нашло впоследствии закрепление в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 года.

Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестованию незаконных и необоснованных решений, как судов, так и внесудебных органов, провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших в период культа личности.

К тому же периоду относится и принятое такого важного законодательного акта, как Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года.

Разработка и принятое Положение о прокурорском надзоре в СССР имели целью восстановить принципы организации и деятельности органов прокуратуры, наделить Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.

В Положении содержалось весьма важное требование к организации деятельности прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также из закрепленных в Положении отраслей надзора. Это способствовало организации более четко отлаженной деятельности прокуроров по каждой из отраслей надзора, установлению параллелизма в работе прокуроров различных подразделений и повышению ответственности прокуроров на качество выполненной работы.

Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении было сформулировано весьма важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного ценза: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли быть назначены следователями и прокурорами только с согласия Генерального прокурора СССР. Речь шла о тех, кто обучался заочно в высших правовых учебных заведениях. Для прокуроров краев, областей, городов и районов был определен возрастной ценз-25 лет.

В связи с принятием Положения о прокурорском надзоре в СССР, когда был закреплен правовой статус следственного аппарата и прокуроров различного профиля, потребовалось более четко определить структуру центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных и автономных республик, краев и областей, объем полномочий прокуроров по различным отраслям их деятельности.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 года «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» вводятся отделы по отраслям надзора и различные подразделения по выполнению функциональных задач, обеспечивающих успешное осуществление такого надзора.

Генеральный прокурор СССР в приказе 3 54 от 10 апреля 1956 года утверждает структуру центрального аппарата Прокуратуры СССР и прокуратур республик, краев и областей. При этом в пределах штатной численности органов прокуратуры и выделенных ассигнований устанавливаются излишние звенья и вводятся подразделения, предусмотренные постановлением «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР».

Вопросы правового, оперативного и кадрового характера решались в органах Прокуратуры СССР, прокуратурах республик и нижестоящих прокуратурах на оперативных совещаниях при руководителе прокуратуры. Фактически решение по обсуждаемому вопросу принимал не состав оперативного совещания, а сам руководитель. С учетом требований демократизации, коллегиальности и гласности в деятельности государственного аппарата в органах прокуратуры учреждаются коллегии. Коллегии были образованы при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик.

На заседания коллегий выносятся вопросы, связанные с подбором, расстановкой и воспитанием прокурорско-следственных кадров, выполнением приказов и указаний Генерального прокурора СССР, организацией контроля исполнения в органах прокуратуры, отчеты прокуроров. Подчиненных Генеральному прокурору, о проведенной работе по укреплению законности и организации борьбы с преступностью и другие важные вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры. Решения коллегий проводятся в жизнь указаниями Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик.

В качестве совещательного органа при генеральном прокуроре СССР создается Методический Совет, возглавляемый заместителем Генерального прокурора СССР. Состав Методического Совета утверждается Генеральным прокурором СССР. В него входят прокуроры, следователи и ученые-юристы. Решения Методического Совета имеют рекомендательный характер. На заседания Совета выносятся наиболее сложные вопросы законодательного, организационного и теоретического характера, относящиеся к деятельности органов прокуратуры.

Важное значение в укреплении трудовой и исполнительской дисциплины в органах прокуратуры имело Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1964 года. В Положении подчеркивается, что советские прокуроры и следователи должны быть образцом высокой сознательности, принципиальности и трудолюбия: в нем установлен перечень поощрений и взысканий и порядок их объявления. Приказ о поощрении или взыскании приобщается к личному делу каждого работника прокуратуры.

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Следует подчеркнуть, что ни одна из прежних Конституций нашего государства не уделяла такого большого внимания и не отводила такого значительного места прокуратуре как одному из государственных органов страны. Достаточно сказать, что прокуратуре была отведена самостоятельная глава-глава 21, в которой были раскрыты основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов прокуратуры.

В Конституции было закреплено положение о том, что «органы прокуратуры осуществляют, свои полномочия независимо от каких бы то ни было, местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР». Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на территории Советского государства.

Конституция СССР возлагала на органы прокуратуры обязанность осуществлять надзор не только за точным, но единообразным исполнением законов. Необходимо отметить, что ни в Конституции СССР 1936 года, ни в Положении о прокурорском надзоре 1955 года не было указано на обязанность органов прокуратур осуществлять надзор за единообразным исполнением законов. Между тем для нашего государства с его разветвленной экономикой и особенностями национальной культуры весьма важно, чтобы на всей территории СССР соблюдались требования по «единой» законности, каких бы проблем законность не затрагивала.

Весьма значительно, что Конституция возложила на органы прокуратуры осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов. Если Конституция СССР 1936 года возлагала высший надзор только на Генерального прокурора СССР, то Конституция 1977 года эту обязанность возложила как на Генерального прокурора СССР, так и на всех подчиненных ему прокуроров (разумеется, что осуществление высшего надзора каждым из прокуроров реализовывалась в пределах его компетенции). Понятие высшего надзора означало, что он осуществляется прокурорами от имени держателя верховной власти в государстве – Верховного совета СССР на основе принципов законности, централизации и независимости прокуроров от различного рода местных влияний.

Устанавливается единый для прокуроров всех уровней прокурорской системы – Генеральная прокуратура СССР, прокуроров союзных, автономных округов, районов и городских прокуроров – пятилетний срок пребывания в должности (по Конституции СССР 1936 года срок полномочий Генерального прокурора СССР составлял семь лет, других прокуроров – пять лет). Важной конституционной новеллой было включение в Основной Закон СССР положения о том, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется Законом о прокуратуре СССР.

Закон о прокуратуре СССР был принят 30 ноября 1979 года. По этому закону работала российская прокуратура в последующие годы вплоть до распада СССР. Закон состоит из четырех разделов:

  1. Общие положения;

  2. Система органов прокуратуры и их организация;

  3. Прокурорский надзор;

  4. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

Следует отметить, что «надзорный» третий раздел включал четыре главы, раскрывавших содержание основных отраслей прокурорского надзора:

- общего надзора;

- надзора за исполнением органами дознания и предварительного следствия;

- надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

- надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Характеризуя законодательство о развитии прокурорского надзора, принятое в конце 80-х-начале 90-х гг., нельзя не обратить внимания на то, что в это время существенно расширяется предмет и пределы прокурорского надзора. В связи с этим следует сослаться на Закон СССР, принятый Съездом народных депутатов СССР 26 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления», которым в предмет прокурорского надзора были включены законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий и массовых движений.

История прокуратуры была бы неполной, если бы в ней не нашла отражения роль Закона «О прокуратуре СССР», принятого 30 ноября 1979 года Верховным Советом СССР с целью усиления прокурорского надзора.

Принятие закона «О прокуратуре СССР» было обусловлено тем, что Положение о прокурорском надзоре в ССР, принятое в 1955 году, во многом устарело и не отвечало требованиям жизни, практика прокурорского надзора за исполнением законов выработала новые средства реагирования на установленные нарушения закона. За этот период были приняты Основы законодательства по различным отраслям права (около двадцати основ), уголовные, уголовно-процессуальные, гражданские и гражданские процессуальные кодексы союзных республик, в которых с учетом современных требований определялись сущность и содержание прокурорского надзора в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Все эти нововведения были отражены в Законе «О прокуратуре СССР».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы контрольных работ по дисциплине «Прокурорский надзор» Концепция

    Документ
    Мельников H.B. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М.: Изд-во «Юристъ», 2003.
  2. Иванов Антон Викторович доцент кафедры уголовного права и процесса Института социальных и гуманитарных знаний п прокурорский надзор : учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 021100 030501 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Прокурорский надзор для направления/ специальности 030501 «Юриспруденция» подготовки специалиста Составитель Кречетов Д. В

    Учебно-методический комплекс
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Программа дисциплины «Прокурорский надзор» цикл гос впо: опд. Р. 02, входящие в число общепрофессиональных дисциплин регионального компонента Специальность (1)

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности «Юриспруденция».

Другие похожие документы..