Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Під час вивчення цієї теми особливу увагу слід звернути на причини, що зумовили необхідність виокремити управлінський облік із загальної системи бухг...полностью>>
'Реферат'
Малоэтажное жилищное строительство в Алтайском крае развивается в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье...полностью>>
'Документ'
Внимание! В связи с тем, что наборы «Эльба», «Барбара» и «Беатриче» временно выпускаются крайне ограниченными партиями, заказы на них будут удовлетвор...полностью>>
'Документ'
Официальный статус всех выпущенных: Балансовых документарных Активов МПО в форме Простых Векселей МПО «ВОГУЛЬСКИЙ ПАЙЩИК» в рублях и разных валютах (...полностью>>

Факультет филологии и искусств (13)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств

Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины:

код года утверждения

/

код факультета

/

Б3.26

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Новые направления в лингвистике

Основной образовательной программы высшего профессионального образования

Подготовки по направлению

031100

Лингвистика

по профилю

Теоретическое и экспериментальное языкознание

для получения квалификации (степени)

Бакалавр

код дисциплины

Б3.26

по учебному плану

регистр. номер

форма обучения

очная

виды промежуточной аттестации:

Зачётов

Экзаменов

1

Рабочая программа учебной дисциплины может соответствовать одному или нескольким учебным планам образовательных программ, в том числе по различным формам обучения, в этом случае все соответствующие коды, виды и количество процедур промежуточной аттестации указываются на титульном листе

Трудоёмкость учебной дисциплины

4

зачётных единицы

Санкт-Петербург

2009

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель курса состоит в том, чтобы приблизить научный горизонт бакалавра- выпускника, специализирующегося в области теоретической лингвистики, к сегодняшним очертаниям лингвистической парадигмы. Задача курса – познакомить слушателей с новыми и новейшими тенденциями в области теоретической лингвистики. Она определяется прежде всего тем, что лингвистика принадлежит к числу бурно развивающихся наук и четырехлетний период, в течение которого студенты слушают фундаментальные курсы по различным аспектам лингвистической теории, обычно вполне достаточен для появления заслуживающих рассмотрения теоретических новаций. Кроме того, стабильные курсы по морфологии, синтаксису и т.д. не всегда имеют возможность вместить новейшие тенденции, характерные для последних десятилетий и тем более – лет. Соответственно, данный курс мыслится как постоянно обновляемый, «реагирующий» на значимые явления в развитии мировой лингвистической мысли.

В результате освоения слушатели должны ориентироваться в важнейших концепциях, представляющих на сегодняшний день «лицо» современной лингвистической теории, уметь применять к разнообразному языковому материалу методы современных теорий и сравнивать результаты анализа.

.

1.2. Язык(и) обучения — русский

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) — среднее образование, курсы Введение в языкознание, Теоретический синтаксис, Теоретическая морфология, Основы типологии

1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)

ОК-1 - готовность к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ПК-1 - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теоретической лингвистики и основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, лингвистического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития языкознания

ПК-2 - знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества

ПК-6 - способность применять полученные знания в области языкознания и изучаемого иностранного языка (языков), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

ПК-16 - умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс

ПК-17 - владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины

— должны ориентироваться в важнейших концепциях современной лингвистики

— уметь применять к разнообразному языковому материалу методы современных теорий.

— навыки приобрести устойчивые навыки грамматического анализа

1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

При заполнении раздела 1.7 рекомендуется указывать распределение трудоёмкости и объёмов учебной работы, а также рекомендуемые границы наполняемости учебных групп по модулям и видам учебной работы в форме таблицы:

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

без участия
преподавателя

по формам обучения

 Б3.26.1

48

10

10

12

32

4

10 - 15

10 - 15

10 - 15

10 - 15

ИТОГО:

48

10

10

12

80

4

При заполнении раздела 1.7 рекомендуется указывать виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и видам учебной работы в форме таблицы:

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период
по учебному
графику

Промежуточная аттестация

Всего
зачётов и
экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

по формам обучения

Б3.26.1

02 – 05

Экзамен

 май

 1

1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

Разделы курса

1. Современные направления в фонологии

2. Современные направления в морфологии

3. Генеративизм

4. Функционализм

5. Когнитивная лингвистика

6. Проблемы типологии

7. Семантика и интегральное описание языка

Темы и краткое содержание:

2.1.Современные направления в фонологии

2.1.1. Неогенеративистские и постгенеративистские направления в фоноло­гии: нелинейные фонологии и понятие геометрии признаков, теория оптимальности.

2.1.2. Фонологические аспекты восприятия речи; модель когорты и ее модификации, дискуссии вокруг коннекционистских теорий, неомоторная теория и теория прямого восприятия, модель Shortlist и др.

2.2. Современные направления в морфологии.

2.2.1. «Протоморфология» и естественная морфология. Концепции Дж. Байби и др. Работы И.А.Мельчука по формализации концептуального аппарата морфологии.

2.3. Генеративизм

2.3.1.Теория управления и связывания; «принципы и параметры».

2.3.2.Минималистская программа как развитие и модификация теории управления и связывания.

2.4. Функционализм.

2.4.1.Пражский фунционализм и школа А.Мартине.

2.4.2 Референциально-ролевые грамматики.

2.4.3. Теория С.Дика.

2.5. Проблемы типологии

2.5.1.Выбор модели грамматического описания применительно к задачам типологии.

2.5.2.Обзор основных направлений в современной лингвистической типологии.

2.6. Когнитивная лингвистика

2.6.1. Полемика представителей когнитивной лингвистики с лингвистами генеративного направления.

2.6.2. Обзор теорий нативизма. Современное состояние теории лингвистической относительности.

2.7. Семантика.

2.7.1.Семантика и интегральное описание языка.

2.7.2. Языки семантических примитивов

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины

2.1.1.

Методическое обеспечение аудиторной работы

Касевич В.Б. 1) Генеративизм — неогенеративизм — постгенеративизм // Матер. XXVII Межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. Вып.13. Секция общ. языкозн.: Тезисы докл. СПб., 1998; 2) О когнитивной лингви­стике // Общее языкознание и теория грамматики. СПб., 1998

2.1.2.

Методическое обеспечение самостоятельной работы

Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики. СПб., 2000.

Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.

Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления. М., 2006.

Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989

2.1.3.

Методические материалы для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Отсутствуют

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

2.2.1.

Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

Преподаватели должны иметь базовое образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

2.2.2.

Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным
персоналом

Не требуется

2.2.3.

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса

АНКЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

1. Удовлетворены ли Вы полученными знаниями, умениями и навыками? Способствовал ли курс повышению Вашего образования?

2. Вызвал ли курс интерес к предмету изучения? Какие аспекты курса вызвали у Вас наибольший интерес?

3. Захотели ли Вы изучать родственные по тематике курсы и литературу по данной теме? Способствовал ли курс обдумыванию и обсуждению предмета вне учебных занятий?

 4. Отметьте сильные и слабые стороны курса. Стали бы Вы рекомендовать курс другим студентам и почему? 

5. Ваше общее мнение о преподавателе. Прокомментируйте отличительные качества преподавателя, определившие Вашу оценку. Стали бы Вы рекомендовать этого преподавателя другим студентам и почему?

 6. Ваши дополнительные комментарии или пожелания:

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

2.3.1.

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Для проведения лекционных и занятий – аудитория вместительностью не менее 10-15 человек.

2.3.2.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Отсутствуют

2.3.3.

Требования к специализированному оборудованию

Отсутствуют

2.3.4.

Требования к специализированному программному обеспечению

Отсутствуют

2.3.5.

Требования к перечню и объёму расходных материалов

Отсутствуют

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

2.4.1.

Список обязательной литературы

Касевич В.Б. 1) Генеративизм — неогенеративизм — постгенеративизм // Матер. XXVII Межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. Вып.13. Секция общ. языкозн.: Тезисы докл. СПб., 1998; 2) О когнитивной лингви­стике // Общее языкознание и теория грамматики. СПб., 1998.

Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.

Мельчук И.А.. Курс общей морфологии. Т.1. Введение. Москва; Вена, 1997; т.2. Морфологические значения. 1998..

2.4.2.

Список дополнительной литературы

Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики. СПб., 2000.

Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.

Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления. М., 2006.

Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989

2.4.3.

Перечень иных информационных источников

Онлайн- энциклопедия «Кругосвет». Гуманитарные науки: Лингвистика /enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/

Филологический портал /

Библиотека Гумер - языкознание - /bibliotek_Buks/Linguist/Index_Ling.php

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение

рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Касевич Вадим Борисович

д.ф.н.

проф.

профессор

kasevich@vk13937.spb.edu, kasevich@, genling.spb@

(7 812) 328 95 10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы

образовательных программ, установленных приказом первого проректора

по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень
(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

 Кафедра общего языкознания

 11.11.2009

 

 

 

второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Факультет филологии и искусств (6)

    Документ
    Цель курса: рассмотреть историю русской литературы 20-го века как целостную систему, охарактеризовать литературный процесс, дать представление о развитии различных эстетических систем.
  2. Факультет филологии и искусств (23)

    Документ
    Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о важнейших явлениях русской литературы революционной эпохи (между первой и второй мировыми войнами).
  3. Факультет филологии и искусств (22)

    Документ
    Рабочая программа учебной дисциплины может соответствовать одному или нескольким учебным планам образовательных программ, в том числе по различным формам обучения,
  4. Факультет филологии и искусств (24)

    Документ
    Цель курса состоит в том, чтобы расширить и углубить подготовку студентов-филологов в области отдельных балканских культур (албанской, новогреческой, румынской, болгарской, македонской и сербской) и заложить фундаментальные знания
  5. Факультет филологии и искусств (2)

    Документ
    Цель курса: представить сложную картину литературной жизни России в 20 веке, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать динамику процессов литературного развития.
  6. Факультет филологии и искусств (26)

    Документ
    Цель курса: представить сложную картину литературной жизни России в 20 веке, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать сложную динамику процессов литературного развития.

Другие похожие документы..