Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Представлена программа, реализующая дисциплину “Математические методы в экономике” для экономических специальностей – “Экономика и управление на пред...полностью>>
'Документ'
Законом України "Про телекомунікації" визначено повноваження Національної комісії з питань регулювання зв’язку України (далі - НКРЗ) щодо в...полностью>>
'Доклад'
В настоящее время во многих городах и регионах России, как и во всем мире, разработаны и осуществляются программы развития. Общепризнанно, что этот и...полностью>>
'Урок'
Класс делится на 3 команды. Каждой команде предлагается карточка с заданиями. На коллективное обсуждение даётся три минуты. Затем команды по очереди ...полностью>>

Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ г. Томск- 2009

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования Томской области

ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»

Томский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

ОГОУ «Томский государственный педагогический колледж»

Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ

г. Томск- 2009

ББК 74.580.20

С 781

УДК 378

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОИПКРО

Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ-Томск, 2009.

Авторы- составители:

Шушпанова О.В., к.п.н., доцент, нач. отдела развития Департамента общего образования Томской области

Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент ГОУ ВПО «ТГПУ», зав. лаб. ТОИПКРО, зам. дир. ОГОУ «ТГПК»

Лахтикова Н.А., зам. нач. отдела развития Департамента общего образования Томской области

Пекарских Н.И., нач. РМЦ Управления образованием Администрации Асиновского района

Тоболкина И.Н., к.п.н., директор МОУ Академического лицея г. Томска

Огнева Н.Р., к.п.н., директор МОУ ДОД ЦДОД «Планирование карьеры»

Рецензенты:

д.ф.н., профессор ГОУ ВПО «ТГПУ» Дмитриенко В.А.

к.п.н., доцент, зав. каф. общей педагогики и психологии Беляева Л.А.

©ДОО Томской области

©ТОИПКРО

© ОГОУ «ТГПК»

©ГОУ ВПО «ТГПУ»

©Коллектив авторов

Содержание

1. Образовательная программа: общая характеристика

2. Требования к структуре образовательной программы

3. Технология разработки школьной и сетевой ООП.

4. Литература

5. Приложение 1. Письмо Управления образованием Администрации Асиновского района

6. Приложение 2. Дополнительная образовательная программа раздела внеучебной деятельности «Научно-познавательная деятельность» «Юный исследователь» (для обучающихся в 1-4 классах начальной школы)

7. Приложение 3. Дополнительная образовательная программа внеучебной деятельности раздела «Общественно-полезный труд» «Подготовка к практической жизни» (для обучающихся в 10-11 классах)

8. Приложение 4. Диагностическая карта «Оценка качества проектирования образовательных программ»

  1. Образовательная программа: общая характеристика

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В современном российском образовании выделяется несколько подходов к содержанию образования, в том числе деятельностный, инновационный (С.Г. Баронене, С.Г., Зоткин А.О., Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. и др. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Барнаул-Томск, 1997), коммуникативный (Петрова Г.И. Современные тенденции изменения содержания образования: опыт становления философии образования в образовательных практиках. – Томск, 2001. – 124 с.), компетентностный (А.И. Адамский, Н.Д. Никандров, В.В. Козлов, А.А. Кузнецов, А.М. Кондаков, М.В. Рыжаков, В.Р. Кучма, В.Д. Шадриков и др.(htt.:). Классическую формулировку понятию «содержание образования» дают И.Я. Лернер (Лернер, И. Я. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер Учебный предмет, тема, урок. – М.: Знание, 1988), В.С. Леднев (Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1994. – 224 с.).

В педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования:

  1. содержание школьного образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности;

  2. содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их жизненной позиции;

  3. содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки;

  4. содержание школьного образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными предметами;

  5. в содержании образования должны находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом;

  6. содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся;

  7. общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся.

В условиях модернизации образования одним из актуальнейших проблем является вопрос о пересмотре как методологических подходов (со знаньевого до компетентностного), так и самого содержания образования. Этот процесс связан с принятием ГОС ОО второго поколения. Модернизация же сельских МОС в рамках важнейших структурных изменений должна обеспечить равный доступ к вариативным образовательным программам различного вида.

Задачи развития содержания образования должны быть связаны с разработкой максимально возможного разнообразия образовательных программ, отвечающих реальному многообразию образовательных запросов населения и обеспечивающих возможность реализации индивидуальных потребностей и интересов личности; преемственных учебных планов ОУ МС на основе дифференцированных требований по видам обучения, создание единых учебных программ по профилям, построение образовательно-профессиональных траекторий в рамках МС, обеспечивающего возможности социальной, академической, профессиональной и территориальной мобильности.

В Законе «Об образовании» дается следующее определение данному понятию: «Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования». Образовательные программы совместно с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (2004), примерными программами начального, общего, среднего образования определяют содержание школьного образования. Для решения данной задачи необходимо провести историко-педагогический анализ, теоретическое обоснование, разработку технологии использования и апробации понятия образовательных программ в целом, сетевых в частности.

Дать полный анализ по состоянию проектирования образовательных программ в условиях средней школы достаточно сложно по объективным причинам, так как в настоящее время педагогическое проектирование как научно-педагогическая область сегодня переживает этап становления, обобщения эмпирического опыта и результатов исследования (И.Ю. Малкова, 2008). Можно выделить работы известных специалистов Е.С. Заир-Бек, В.И. Зверевой, Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной, Л.Г. Осетровой, Н.Г. Стрикун, В.А. Сластенина, С.А. Смирновой, И.Ф. Харламова, A.M. Моисеева, Л.Ю. Монаховой, Г. Корнетова, О. Лебедева, Т.В. Стецюк и т.д.

В работах В.И. Зверевой [22] определены требования к разработке образовательных программ средних образовательных учреждений. Н.Г. Стрикун, Л.Г. Осетрова [36] изложили некоторые подходы к созданию, реализации, оценке и коррекции образовательной программы, распространенных на Западе и в России.

В настоящее время дается анализ проблематики проектирования социальных систем (Т.В. Стецюк [21]), характеристика базовых моделей образовательного процесса (Т.И.Боровкова, И.А.Морев [10]), проектирование систем управления школой (А.А. Моисеев [31]), о разработке образовательных программ как управленческой задаче (О. Лебедев [23]) и т.д.

Необходимо отметить учебное пособие Т.И. Боровковой и И.А. Морева [10] «Мониторинг развития системы образования» (Владивосток, 2004), где дается определение образовательной программы и его структуры. Однако, авторы несколько смешивают понятие программы развития и образовательной программы, а также нечетко разводят понятия образовательной программы (комплекс предметных (и воспитательных согласно проектам ГОС ОО второго поколения) и предметных программ.

Большое значение в разработке понятия образовательной программы сыграли работы Т.А. Фральцовой (посвященные формированию образовательных программ внутри образовательного округа [37]), Л.А. Богдановой [8].

Таким образом, в современных исследованиях изучены некоторые аспекты формирования образовательных программ: педагогическое проектирование образовательных программ как условие эффективности развития образовательных систем; как основание по подготовке учителя к инновационной деятельности; как фактор становления личностно-профессионального становления будущего учителя; как компонент профессионально-педагогической деятельности; как способ индивидуализации обучения; как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса; как условия развития личностных качеств старших школьников. В то же время само понятие ОП в условиях современной массовой сельской школы изучена недостаточно.

Изучение литературы по проблеме исследования позволяет предложить систематику образовательных программ (и сетевых в частности) (см. табл. 1).

Таблица 1

Систематика образовательных программ

Основание

Систематика

Уровни усвоения программ

  • Общие;

  • Профессиональные.

Форма организации содержания и педагогической деятельности

  • Комплексные программы - соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в целое;

  • Интегрированные программы объединяют в целое несколько самостоятельных программ на основе единства целей и задач;

  • Модульные программы составлены из самостоятельных устойчивых, целостных блоков;

  • Сквозные программы - соизмерение материалов с учетом возрастных особенностей детей, их численности в группе и приобщенности к нескольким программам.

Целевое обеспечение индивидуальных, частных потребностей творческого развития обучающегося в системе дополнительного образования

  • Познавательные программы, которые направлены на углубление знаний по изучаемой дисциплине, развитие интеллектуальных способностей;

  • Программы научно-исследовательской ориентации нацеленные на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы;

  • Общеразвивающие образовательные программы ориентированы на решение задач формирования общей культуры ребенка.

По нацеленности на мир человеческих эмоций, поведенческих установок и нравственных качеств

  • Программы социализации, основная цель которых освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей, выработка ценностных ориентации;

  • Профессионально-прикладные программы ориентированы на профориентационые цели, навыки и умения в актуальной области науки или практической деятельности;

  • Программы досуговой культуры, задачей которых является заполнение активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время ребенка.

Принцип систематизации

  • Научное;

  • Технологическое;

  • Гуманитарное.

Длительность разрешения задач обучения

  • Краткосрочная, перспективная образовательная программа, основное назначение которой поиск дополнительных резервов совершенствования и условий роста их эффективности путем пересмотра содержания, определения уровня методического обеспечения и педагогической результативности;

  • Долгосрочная, перспективная образовательная программа, цель которой -определение содержания образования школьников по основным сферам самоопределения личности;

  • Образовательная, перспективная программа учебного заведения повышенного уровня - ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей;

  • Образовательная программа школы на год предопределяет необходимость одновременной разработки и тактики деятельности школьного коллектива по их реализации.

Уровень образованности (по О.Е. Лебедеву, А.П. Тряпицыной)

Ориентированные на:

  • Грамотность;

  • Функциональную грамотность;

  • Компетентность.

Уровни образованности

Программы для младших школьников (предлагают уровень усвоения - грамотность, т.е. они удовлетворяют познавательный интерес, представленный на начальной ступени учебной деятельностью и не требующей сложных, специализированных средств.

Программы повышенного уровня (образовательные программы II и III ступени средней школы, призванные удовлетворить творческий потенциал учащихся и их умение решать как теоретические, так и практические проблемы).

Программы для старших школьников (старший подростковый и юношеский возраст) профильной направленности (преобладание исследовательской деятельности, что позволяет учащимся сделать осознанный выбор профессии и успешно решать широкий спектр теоретических и прикладных задач)

Основная направленность по (Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казаковой)

  • Ориентационные, цель которых формирование личностных ориентации учащихся в той или иной области;

  • Фундаментальные, назначение данных программ освоение фундаментальных знаний в той или иной предметно-научной области;

  • Прикладные (технологические) эти программы способствуют созданию условий для овладения учащимися определенной совокупностью умений и способов действий;

  • Информационные учебные программы предоставляют в распоряжение ученика поле информации в какой либо области.

По области использования в рамках БУП

  • Базовая предметная образовательная программа (ориентирована на достижение детьми уровня знаний, умений, навыков (согласно стандарту), с традиционной формой организации оценочного этапа - зачет, экзамен, контрольная работа и т.д.)

  • Предметная расширенная образовательная программа (нацелена на расширение знаний о мире и о себе, на информированность в отдельной образовательной, области обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы; содержание и объем учебного материала по предмету дополняются введением национально-регионального компонента, содержанием концептуально-новых учебно-методических комплексов и введением в процесс обучения предметных технологий, позволяющих повысить ее эффективность);

  • Предметная профильная образовательная программа (направлена на раскрытие и развитие способностей, углубление компетентности и приобретение специальных знаний, умений в избранном профиле).

По уровню сетевого взаимодействия

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС;

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей;

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.);

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС;

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС;

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС;

  • Образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетях МКШ.

Кроме образовательных программ, реализуемых в отдельных ОУ, можно выделить сетевые образовательные программы, т.е. систематику образовательных программ (совокупности учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, требований к условиям их реализации и другие материалы, создающие условия для освоения содержания образования), формируемых на основании запросов сельского социума в соответствии с возрастными, личностными особенностями обучающихся и возможностей педагогических коллективов ОУ МС.

Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих МС:

  • образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселений;

  • образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящихся к одному или нескольким муниципальным образованиям»;

  • образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром);

  • образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС – есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС;

  • образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС;

  • образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС – есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации ученых дисциплин среднего полного общего образования;

  • образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.

Образовательная программа (на основе требований Закона «Об образовании», БУП–1998 г., 2004 г.) разрабатывается на основании ФК Государственного образовательного стандарта в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и включает: квалификационную характеристику выпускника; требования к уровню подготовки выпускников; рабочий учебный план; рабочие программы учебных дисциплин; организацию промежуточной аттестации; программу итоговой аттестации; обеспечение образовательного процесса (доступность к библиотечному фонду, компьютерной базе, к наличию учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и видам занятий, а также к обеспечению наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами; кадровое обеспечение и проч.). Проекты ГОС ОО второго поколения уточняют содержание образовательной программы.

Рис. 1. Место образовательной программы в деятельности ОУ и МС

В рамках модернизации МОС формирование образовательных программ является ключевым элементом. Именно образовательные программы формируют «лицо» ОУ, его уникальность, они являются основой для разработки подходов к развитию МС и самой МОС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях г. Томск 2009

    Методические рекомендации
    1. Шушпанова О.В., Сартакова Е.Е., Н.А.Лахтикова Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях Томской области на 2009-2010 учебный год
  2. Методические рекомендации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни 1

    Методические рекомендации
    Закон Владимирской области от 29.12.2009 № 185-ОЗ «О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на 2010 год»;
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Задача
    Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  4. «Методических рекомендаций по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики»

    Доклад
    ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА МОУ СОШ № 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа Стрежевой.
  5. Методические рекомендации по организации расходования финансовых средств в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области

    Методические рекомендации
    Приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся,

Другие похожие документы..