Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У навчальному посібнику подаються основні поняття теорії і практики організації туристичної діяльності в Україні, розкриваються можливості розвитку ту...полностью>>
'Методические указания'
Основная часть состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследуемой проблемы. Во второй главе анализируется практиче...полностью>>
'Документ'
Формы докладов: устные (пленарные, секционные), стендовые. Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов для включения в программу. Отклоненные...полностью>>
'Документ'
Содействие малому и среднему предпринимательству находится в центре внимания РСПП и его Координационного совета на Дальнем Востоке. В ряде региональн...полностью>>

Основы менеджмента (учебный курс)

Главная > Учебный курс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

(УЧЕБНЫЙ КУРС)

ГЛАВА I

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА


Изучив эту главу, Вы сможете:

  • Дать определения основных понятий менеджмента (артменеджмента) и его места среди научных дисциплин.

  • Назвать основные школы менеджмента и рассказать о развитии менеджмента как науки.

  • Дать определение целей и задач артменеджмента.

  • Рассказать, что представляет собой полный производственный цикл и полный цикл процесса управления.

  • Уточнить для себя, что такое уровни управления;

  • Дать определение принципов менеджмента.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Англоязычный термин ''менеджмент'' (management), в последние годы все чаще противопоставляется русскому слову ''управление'', тем самым, подчеркивая различие между ''управлением'' вообще и управленческой деятельностью в условиях рыночной экономики, заключающейся в том, чтобы способствовать повышению эффективности (от лат. еffectys – исполнение, действие) работы фирмы в рамках заданной свободы, проявляя максимум инициативы, и не забывая об ответственности, что может быть представлено в виде схемы, См. Рис. 1.1.

Особо хочется подчеркнуть определение ''в условиях рыночной экономики'', поскольку в недалеком прошлом, термины ''руководство и управление'' широко использовались в нашем обществе, однако несли совсем другую - не принятую в международной практике нагрузку. ''Управление'' не подразумевало коммерческой деятельности, и в первую очередь это относилось к сфере культуры и искусства, где особенно чувствовалось идеологическое давление.

Рис 1.1.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ


Первоначально термин менеджмент употреблялся в приложении исключительно к сфере промышленного производства. Когда же принципы и законы менеджмента стали применяться и в других областях человеческой деятельности, для разграничения этих понятий, в обращение был введен термин ''артменеджмент'' (artmanagment) который указывает на тот факт, что в данном случае речь идет о сфере непромышленного производства (сфера услуг, здравоохранение, сфера искусства и т.д.) Именно поэтому, в данном учебном курсе, мы и в дальнейшем будем употреблять термин ''артменеджмент'', поскольку рассматриваемая нами сфера не является промышленной в употребляемом контексте.

Таким образом, если управление как процесс является функцией любых организованных систем (партии, армия, наука и т.д.), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то,

''Артменеджмент'' трактуется как управление социально – экономическими процессами в (непромышленном производстве) в условиях рыночной экономики, с целью получения экономического эффекта.

В английском языке слово ''менеджмент'' имеет еще одно значение. Помимо того, что этим термином называется сам процесс управления, он еще употребляется для обозначения административно – управленческого персонала (совокупность менеджеров различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением) т.е. специфическим органом коммерческой организации.

Понятия ''менеджер'' (данный термин применяется и для сферы артменеджмента) означает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В связи с этим следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек, независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний обязательно наличие определенных личных качеств. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Иными словами управленческая работа принадлежит числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств (врожденных, либо воспитанных), делающих конкретную личность профессионально пригодной, а отсутствие таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Менеджеры – это специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие) действующие в условиях рыночной экономики, обеспечивающие своим трудом координированные действия всех членов коллектива, способствуя тем самым эффективному функционированию организации (подразделения).

Менеджер – это самостоятельная профессия с собственными специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результаты всей организации достигались объединенными усилиями самих сотрудников.

Необходимость в менеджерах появляется тогда, когда в результате специализации и разделения труда возникает необходимость к координации деятельности отдельных специалистов. Пока производство и реализация, какого – либо изделия (товара) осуществляется индивидуумом, необходимость в менеджменте – отсутствует (поскольку он осуществляется самим изготовителем). Однако, как только процесс производства (кинопроизводство, организация выставки, изготовление ювелирных изделий, модельной одежды и т.д.) требует объединения усилий различных специалистов (min - 3), возникает необходимость в координации их деятельности, т.е. менеджменте.

Управленческий процесс, осуществляется людьми, наделенными определенной властью, обладающими специфическими знаниями и опытом и может протекать только в рамках какой – то структуры, имеющей взаимосвязанные подразделения (иерархическая организация). Из этого следует, что труд менеджера является определяющим во всей цепи производства и охватывает не только внутренние связи в организации, но и обеспечивает взаимодействие организации с внешним миром. Причем чем выше уровень менеджера, чем большим числом внутренних связей он руководит, тем больше его ответственность за связи организации с внешними связанными группами (поставщики, государственные структуры, клиенты и т.д.). Схематично составляющие артменеджмента могут быть представлены в виде следующей схемы См. Рис. 1.2. Из схемы следует, что менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теория, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук (в конце ХХ века именно эта составляющая начинает играть доминирующую роль);

  • как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления коллективами людей, трудовыми процессами и целыми государствами;

  • как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требуют высокой степени умения и мастерства.

Рис. 1.2.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Хорошие результаты менеджмента наблюдаются тогда, когда руководитель в полной мере владеет информацией о процессах и событиях происходящих на рынках и связанных группах, может квалифицированно организовать процесс качественного производства, имеет достаточно знаний и опыта для адекватного реагирования на изменения, происходящие внутри организации и за ее пределами.

За последние 20 – 30 лет, в международном опыте артменеджмента произошли столь разительные изменения, вызванные динамичность развития общества, что современным менеджерам этой сферы, для сохранения конкурентоспособности на рынках, приходится постоянно переосмысливать подходы в реализации своих функций. Многое из того, что еще недавно обеспечивало благополучие в работе, сегодня безвозвратно устарело, и не обеспечивает дальнейшего роста организаций. В таблице, на Рис 1.3. представлены методы эффективного воздействия менеджера на сотрудников на современном этапе и недалекого прошлого.

Рис 1.3.

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ

В
ЛИЯНИЯ МЕНЕДЖЕРА НА СОТРУДНИКОВ

В условиях постоянно обостряющейся международной конкуренции во всех сферах производства и в сфере культуры и искусства в частности, от современного менеджера, требуются результаты лучше и многообразнее прежних. Результатом квалифицированного артменеджмента будут доходы, качество жизни, благополучие, занятость, дружба, постоянные рабочие места и т.д.

Факторы, определяющие результативность работы современного менеджера могут быть сгруппированы и представлены в виде следующей схемы. См. Рис. 1.4.

Рис. 1.4.

ФАКТОРЫ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА

К сожалению, в условиях современной Армении, наиболее слабым звеном из приведенной схемы является ''опыт работы в качестве менеджера'', и вызвано это вполне объективными обстоятельствами, поскольку речь идет не просто о руководящей должности, а о работе в качестве менеджера способного эффективно функционировать в условиях жесткой конкурентной борьбы. Однако именно этот факт и должен предопределить более серьезное внимание и отношение к трем остальным, в т.ч. и к изучению зарубежного опыта.

Общеизвестно, что до последнего времени в Армении, в высшей школе не подготавливали специалистов – профессионалов не только в сфере артменеджмента, но и менеджмента вообще, и лицам желающим стать квалифицированными управленцами, в прошлом, приходилось заниматься самообразованием, либо приобретать эмпирические знания в процессе трудовой деятельности, которые не всегда соответствовали международному опыту.

    1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматривая развитие и практики управления, в литературе выделяют несколько периодов.

I период. – период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX – VII тысячелетия до н.э. и продолжается примерно до XVIII века. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно – общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящее хозяйство). Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в области управления.

В древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государством и государственным хозяйством. В период (3000 – 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и обслуживающая его прослойка (чиновники, писцы и пр.).

О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумер (III тысячелетие до н.э.) содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления, т.е. единого подхода к решению задач эффективности в различных областях деятельности.

Потом об управлении мы читаем у Платона (428 – 348 гг. до н.э.), который доказал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Другой великий мыслитель – Аристотель (384 – 322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономики) в рамках которой указывал на необходимость разработки ''господской науки'', обучающей рабовладельцев навыкам общения с рабами, искусству управления ими.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – управления.

II период. – индустриальный период (1776 – 1980 гг.) Наибольшая заслуга в развитии представления о государственном управлении в этот период принадлежит шотландскому экономисту и философу А. Смиту. Он является не только представителем классической политэкономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государства и его руководителя.

Большое влияние на формирование многих сложившихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение английского социалиста – утописта Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

III период – период систематизации научно - практических знаний (1856 – 1960 гг.) Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяются и совершенствуются научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX веке. Возникновение фабрик, как первичного типа производства во всех сферах деятельности (одежда, обувь, ювелирное дело, производство мебели и др.), разделение труда и необходимость обеспечения согласованных действий больших групп людей для получения конечного продукта означало, что индивидуальные владельцы больше не могли одинаково эффективно наблюдать за деятельностью всех работников одновременно. В результате были выбраны лучшие работники, которых дополнительно обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики, и в конечном итоге мы можем представить это развитие в виде последовательно – параллельного доминирования различных школ:

  • школа научного управления (1885 – 1920 гг.);

  • административная (классическая) школа (1920 – 1950 гг.);

  • школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.);

  • школа поведенческих наук (1950 – по наст время);

  • школа науки управления (1950 – по наст время);

Различные авторы дают неодинаковые временные периоды, объединяют или дифференцируют различные школы.

Первый взрыв интереса к менеджменту был отмечен в 1911 г., когда Ф.У. Тейлор опубликовал свою книгу ''Принципы научного управления'', традиционно считающуюся началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Естественно, понимание того, что организацией нужно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей не возникло в один момент. Концепция эта развивалась в течении длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20 – х годов XX века.

Рис. 1.5.

ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ШКОЛ В РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Научные школы

Представители

Вклад в развитие управленческой мысли

Школа научного управления

Ф.Тейлор, Ф.Гилбрет,

Л.Гилбрет,

Г.Гант

  • использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

  • отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;

  • обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

  • систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

  • отделение плановой и организационной работы от производственной.

Классическая школа управления

А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни,

А.Райли.

  • развитие принципов управления;

  • описание функций управления;

  • систематизированный и комплексный подход к управлению всей организацией

Школа человеческих отношений и школа пове-денческих наук

М.Фоллет, Э.Мэйо,

А.Маслоу

  • применение приемов управления к межлич-ностным отношениям для повышения степени удовлетворенности работников и роста произ-водительности труда;

  • применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом

Школа науки управления

С.Черчмен, Д.Марч, Г.Саймон, Д.Форестер, Х.Райфа

  • углубленное понимание сложных управленческих процессов благодаря разработке и применению моделей (в т.ч. экономико-математических);

  • развитие количественных методов, помогающих менеджерам оперативно принимать решения в сложных ситуациях


Основной силой, которая первоначально вызвала интерес к управлению, была промышленная революция в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех любой организации, впервые зародилась в США. В таблице на Рис. 1.5. представлены различные школы менеджмента, основные представители этих школ и вклад различных направлений в развитие практического менеджмента.

Развитие менеджмента как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, положения которых часто совпадали. Объекты управления это в первую очередь люди и факторы производства. Следовательно, успехи в развитии теории менеджмента всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях знаний (экономика, психология, право, инженерные науки, информатика и др.). По мере того, как развивались эти области знаний исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успешное функционирование организации.

В последние годы ХХ века в США широкое распространение получила доктрина ''производственной демократии'', или как ее еще называют, ''демократии на рабочих местах''. Суть ее в том, что наемный труд, будучи законным ''акционером'' организации, может и должен играть несравненно большую роль в управлении производством. ''Производственная демократия'', по мнению американского социолога Д. Найтингейла, - это форма соучастия, дающая работникам всех уровней организации право участвовать в решениях затрагивающих их интересы.

Появление подобного рода новаций в американском менеджменте не случайно. Еще в середине 60-х годов ХХ века у многих экспертов и теоретиков менеджмента сформировалось убеждение, что частные предпринимательские организации не достигают своих целей и желаемой эффективности из-за игнорирования социальных проблем и противоречий. Иными словами, менеджмент столкнулся с необходимостью быстро воспринимать множество сигналов, поступающих из быстро меняющейся социально-экономической среды, с необходимостью разрабатывать свою активную стратегию, а не замыкаться только на вопросах совершенствования внутренней структуры организаций. Концепция ''производственной демократии'' как раз и возникла из стремления удовлетворить эту потребность. Ее можно рассматривать как попытку примирения и согласования интересов бизнеса с все более настойчивыми требованиями работников, касающимися улучшения их положения, как в экономическом, так и в социальной сферах. Основоположники этой концепции (Дж. Коул и А. Гоц,), доказали на практике возможность соуправления частных корпораций контролируемыми работниками и производственными советами. (аналогично кружкам качества в Японии).

Концепция ''производственной демократии'' отличается от предшествовавших ей доктрин ''человеческих отношений'' и ''управления человеческими ресурсами'' тем, что в своем практическом осуществлении она менее зависима от произвола менеджеров, поскольку отношения между менеджерами и работниками поставлены на более прочную правовую основу.

Перечисленные выше школы, направления и течения в менеджменте еще не стали в полной мере востребованными в нашей современности (Армения начала ХХI века). Однако изучение этого опыта позволит не только избежать ошибок, которые допускали в прошлом многие предприниматели, но и значительно сократить сроки прохождения переходного периода в становлении рыночной экономики в республике.

    1. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Уфа 2006 удк 658 Пашкина Т. И. Основы менеджмента/ Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2006. 113 стр., табл. 4, рис. 22

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение по менеджменту. Составитель рассматривает методологические основы менеджмента, дает рекомендации по изучению курса.
  2. Курсы по бизнес-коммуникациям: «Активные продажи» 4 (1)

    Документ
    Описание: В этом курсе полностью приведены этапы, через которые продавец последовательно проводит клиента. Вскрыты механизмы того, как клиент рассуждает во время совершения сделки и та логика аргументов, которая должна приводиться
  3. Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш шк., 2001. 271 с. Isbn 5-06-003755-Х

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие является первым опытом научного и практиче­ского осмысления проблем социального управления как самостоятельной отрасли научного знания.
  4. Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет

    Учебная программа курса
    Предназначена для студентов III курса специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 060800Т «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» всех форм обучения.
  5. Программа курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент»

    Программа курса
    Учебный курс «Сравнительный менеджмент» является весьма важной частью общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент при подготовке бакалавров со знанием иностранного языка, способных успешно работать в зарубежных компаниях.

Другие похожие документы..