Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, сроки проведения краевой викторины, посвященной 200-летию победы России в Отечественной войне 1812...полностью>>
'Документ'
Знаменитый британский актер Хью Лори, воодушевившись литературными успехами своего друга и коллеги Стивена Фрая, написал пародийный боевик. Элегантный...полностью>>
'Лекция'
Координаторы подпрограмм: Генетика растений – Князев Андрей Николаевич, кандидат биол. наук, доцент; биотехнология растений – Калашникова Елена Анато...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие составлено в соответствии с разделом дисциплины «Разработка управленческого решения». Содержит анализ теории и практики социального п...полностью>>

Рабочей программы учебной дисциплины история искусств Уровень основной образовательной программы (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История искусств

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление (я) подготовки: Дизайн

Профили: графический дизайн, дизайн среды, дизайн костюма

Форма обучения: очная

Кафедра: Дизайн

Разработчик канд. философских наук_Кириченко О.В.

Трудоемкость дисциплины (модуля)______10_______ зачетных единиц

Количество часов ______360______

В.т.ч. аудиторных ______152_______; внеаудиторных _______181___________

Форма (ы) отчетности зачет, экзамен

г. Воронеж – 2011 г.

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины являются: ознакомление с сущностью произведений мирового искусства, с закономерностями возникновения и развития национальных и мировых стилей и художественных направлений, влиянием искусства на другие сферы культурной и общественно-политической жизни, значением искусства как культурного феномена в истории и в современном мире.

Цель данного курса связана с реализацией инновационной образовательной программы, построенной на концепции всеобщего эстетического образования и направленной на формирование современного научного мировоззрения и воспитания духовной культуры выпускников на основе самых лучших достижений мировой культуры.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1.

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ОК-6

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК-8

  • способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия ОК-10

  • осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способен принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; ОК-12

  • осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ОК-14

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ВВЕДЕНИЕ.

Искусство как форма общественного сознания. Искусствознание наука об искусстве. История искусств, всеобщая история искусств. Изобразительные искусства. Монументальное искусство, станковое искусство, декоративное искусство. Рисунок. Цвет. Пластика. Светотень.

Содержание и форма изобразительного искусства. Содержание и форма – как философские категории. Художественное мышление. Предмет и форма. Идея Тема. Сюжет. Художественный образ. Композиция.

Виды изобразительного искусства. Архитектура и скульптура, декоративно-прикладное искусство. Понятие архитектуры, как вида искусства, ее функции и изобразительные средства. Архитектурный образ. Ансамбль.

Скульптура как вид изобразительного искусства, ее назначение. Круглая скульптура. Виды рельефа. Скульптура малых форм. Основные технические приемы скульптуры.

Декоративно-прикладное искусство как вид творчества. Человек и вещь в аспекте художественных идеалов эпохи. Керамика. Резьба. Роспись. Чеканка. Инкрустация. Вышивка. Ковроткачество. Ювелирное искусство. Костюм как ансамбль.

Живопись и графика. Живопись как вид изобразительного искусства. Краски, пигменты, химический состав. Масляная живопись. Акварель, гуашь. Темпера. Клеевая живопись. Пастель. Разновидности фрески. Мозаика. Энкаустика. Минеральная живопись. Графика как вид изобразительной деятельности.

Рисунок как разновидность художественной графики. Материалы графики. Гравюра и основные этапы ее выполнения. Разновидности гравюры. Книжная иллюстрация. Плакат.

Понятие картинной плоскости, история развития перспективного изображения. Эскиз. Разновидности основы и грунта. Понятие о красочном слое и его технически характеристики

Жанр в изобразительном искусстве. Понятие жанра. Мифологический жанр. Батальный, исторический, бытовой — особенности и тематика. Портрет. Пейзаж. Анималистический жанр. Натюрморт. Интерьер. Карикатура.

Эпоха и стиль. Понятие стиля и его образующих элементов. Основные стилистические образования. Эстетический идеал и метод творчества.

ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. Искусство и первобытная магия. Наскальная живопись. Искусство палеолита. Графика на камне и кости, скульптура из рога и камня. Особенности первобытного реализма и его границы. Переход к неолиту и эпохе бронзы. Сюжетные композиции, схематизация, стилизация. Росписи и петроглифы Африки, Франции. Карелии. Развитие орнамента. Появление керамики. Бронзовый и железный века в Европе. Мегалитическая архитектура: погребальные и культовые постройки, дольмены , менгиры, кромлехи. Художественная обработка металла, кости, дерева и рога.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества (мифологические представления, заупокойный культ и его связь с искусством. Канон и его особенности). Периодизация египетского искусства.

Додинастический период 4 тыс до н.э.- период разложения родового строя, характерные сосуды с геометрическим орнаментом (плита Нармера), упорядоченность, построчность композиции, подчинения рисунка письму, подчеркивание в искусстве общественного неравенства.

Искусство Древнего царства. Образование примитивного рабовладельческого государства с деспотической властью фараона. Возникновение и развитие монументального строительства .Пирамиды Джосера, ансамбль в Гизе, сложение заупокойного храма. Скульптура Древнего царства и ее связь с заупокойным культом, с магическими представлениями. Портретные статуи Хефрена, Каапера, Кан, Рахотепа и Нофрет. Рельефы и роспись.

Искусство Среднего царства. Объединение Египта под властью Фив. Роль реалистических тенденций в искусстве портрета (Аменемхет III,Сенусерт III). Появлекние новых форм в архитектуре (заупокойный храм Ментухотепов IIи III в Дейр-эль-Бахри).

Искусство Нового царства. Ведущее положение Египта, как результат захватнической политики. Сближение с культурами Сирии, Крита, Двуречья. Строительство храма-крепости (Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри). Масштабное разнообразие скульптуры (Колоссы Мемнона, гробница Рамсеса). Искусство времени Эхнатона. Особенности религиозной формы и ее отражение в амарнском искусстве. Портреты Эхнатона и Нефертити. Декоративно-прикладное искусство (гробница Тутанхамона). Искусство эпохи Рамсеса II.

Искусство Позднего времени. Утраты Египтом самостоятельности. Архаизация и обращение к искусству прошлого. Саисский период. Фаюмские портреты. Черты заимствования эллинистической культуры.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. Искусство Шумера и Аккада. Архитектура - как ведущее искусство. Характерные особенности храмовой скульптуры. Печати и рельефы. Зарождение геральдики. Культура Вавилона и Ассирии. Дворцы и зиккураты. Вавилон, Ниневия, Хосабад. Особенности дворцового зодчества в Ассирии. Портальная скульптура. Однотипность образа человека и реализм в изображении животных. Падение Ассрии под напором вавилонян и мидян. Ново-Вавилонское царство- могущество и роскошь города. Крепостные стены, зиккураты, глазированная облицовка. Захват Вавилона персами. Империя Ахменидов и ее культура. Гробница Кира. Искусство Урарту. Обработка камня. Белофоновая роспись. Бронза и слоновая кость в декоративно- прикладном искусстве.

ИСКУССТВО КРИТО-МИКЕН. ЭГЕЙСКОЕ ИСКУСТВО. Роль эгейской культуры в развитии культуры народов Средиземноморья. Греческая мифология и поэмы Гомера. Эгейская культура (Крит, Пелопонес, Троя). Расцвет культуры Крита XVII-XVIвв. до н.э Дворцы в Кноссе и Фесте. Росписи, декоративность , стилизация, светскость, праздничность. Мелкая пластика и керамика Крита. Микенское искусство (Микены, Тиринф, Орхомен). Мегарон как прообраз античного храма. Монументальная скульптура. Росписи дворцов.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Гуманистические основы культуры и искусства Древней Греции. Основные этапы развития греческой культуры. Особый характер греческой религии, антропоморфизм богов. Гомеровский период XI-VIIвв. до н.э.- период разрушения родовой организации греческого общества. Архитектура продолжает традиции мегарона микенской эпохи.. Развитие геометрического художественного стиля. Искусство вазописи. Архаика VII-VI вв. до н.э. Сложение в Греции рабовладельческого строя и возникновение городов государств. Постепенное нарастание реалистических тенденций. Сложение ордерной системы в архитектуре. Типы греческих храмов, храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер. Типы статуй: боги, куросы и коры. Вазопись, ее стили.(геометрический, ориентализирующий стиль, чернофигурный и краснофигурный стили). Ранняя классика. Греко-персидские войны. Значение победы греков и отражение в искусстве. Фронтонные композиции ранней классики храм Афины Афайи, фронтоны храма Зевса Олимпийского. Сложение эстетического идеала. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета. Синтетический характер реализма классики. Расцвет Афин времен Перикла. Ансамбль Афинского акрополя. Фидий и его школа. Скульптуры Парфенона. Поздняя классика Пелопонесские войны. Начало кризиса полиса. Усложнение реалистических исканий в искусстве. Творчество Скопаса и Праксителя. Искусство времен Александра Македонского. Творчество Лисиппа. Искусство эллинизма Распад империи Александра Македонского. Сложность и многоплановость культуры эллинизма. Центры эллинистической культуры. Пергам, Александрия Родос, Греция.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. Искусство этрусков. Ведущая роль культуры этрусков в Италии VIII-IV вв до.н.э. Сложение классового общества, возникновение городов государств, связь с Грецией. Этрусский храм, гробницы-тумулосы. Скульптурный портрет. Роспись этруских гробниц. Искусство Древнего Рима. Периодизация. Культура времен республики и империи. Общественная архитектура, градостроительство, утилитарная архитектура. Инженерные достижения римских архитекторов. Культовая архитектура, переработка греческих ордеров. Живопись.Скульптура и ее зависимость от греческих образцов. Триумфальный характер искусства периода империи. Создание нового типа храма. Пантеон. Расцвет реалистического портрета. Римский исторический рельеф. Искусство римских провинций.

РАНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО. Формирование нового восприятия мира. Нарастание мистицизма. Росписи катакомб. Скульптуры саркофагов. Базиликальная архитектура. Мозаики. Периодизация средневекового искусства.

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Искусство до эпохи иконоборчества. Эпоха Юстиниана. Возвышение Константинополя. Храмовая архитектура св. София. Архитектура и живопись Равенны. Книжная миниатюра. Ранняя икона - сложение иконографии. Мозаики. Византийское искусство после эпохи иконоборчества. Период полного господства феодальных отношений. Оформление всех видов искусства в средневековых эстетических нормах. Крестово-купольная система храма. Принципы иерархической системы монументальной живописи. Мозаики в храмах св. Софии, монастырей Дафни и Хора. Икона эпохи Комнинов и Палеологов («Владимирская богоматерь», «Двенадцать апостолов»). Расцвет миниатюры. Декоративно-прикладное искусство его сложный характер.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО «ВАРВАРСКИХ» ГОСУДАРСТВ И ИМПЕРИИ ФРАНКОВ V-VIIIвв. Разрушение римской цивилизации, установление предфеодального строя. Звериный стиль. Принятие христианства. Каменные церкви. Изображения святых. Простонародность, фольклорность, языческая фантастика, самобытная экспрессия. Распад империи Карла Великого. Искусство Каролингов как пролог романского и готического.

ИСКУССТВО РОМАНСКОЕ XI-XIIвв.Искусство эпохи развитого феодализма. Романская архитектура. Художественные школы: Саксонская, Вестфальская, Рейнская Типы церквей: базиликальные, крестовокупольные, зальные. Французская архитектура и скульптура (Сен-Сернен в Тулузе, Нотр-Дам в Пуатье, Шартр, Отен).

ИСКУССТВО ГОТИЧЕСКОЕ. Роль средневековых городов. Ведущая роль архитектуры. Роль скульптуры в декоративном убранстве. Витражная живопись. Эволюция готического стиля от раннего к позднему. Средневековое представление о красоте. Французские готические памятники архитектуры. Немецкая готика и ее этапы (ранняя, высокая, поздняя). Разнообразные готические стили Европы (Прага, Англия, Италия и др.).

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. Скифы. Славяне. Первобытное искусство на территории Руси. .Искусство скифов. Причерноморье. Приуралье. Сибирь. Славяне, их общественный строй, мифология, культура и искусство. Искусство древнерусского государства XI-XIIвв. Киевская Русь, ее культура как наследие русского, украинского и белорусского народов. Связи Киева с Византией. Сочетание языческих традиций с влиянием христианства. Архитектура. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Мозаики. Иконопись. Книжная графика. Декоративно-прикладное искусство. Искусство периода феодальной раздробленности XII-XIIIвв. Распад Киевской Руси Формирование областных художественных школ .Владимиро-Суздальское княжество его культура и искусство. Искусство Руси XIII-XIV вв. Начало объединения русских земель в борьбе против монголо-татарского ига. Новгород и Псков, архитектура, культура, живопись. Творчество Феофана Грека. Московское княжество. Раннемосковская архитектура.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ..Итальянское искусство XII-XIV вв .Треченто. Формирование раннебуржуазных отношений, нарастание светских элементов в искусстве. Флоренция -очаг передового искусства Италии. Роль Данте и поэтов в становлении нового мировоззрения. Джотто как реформатор итальянской живописи. Сиена- центр культуры и искусства. Дуччо, С. Мартини, Амброджо, П.Лоренцетти. Итальянское искусство XV в. Кватроченто. Гуманизм и его место в культуре Возрождения. Утверждение новых принципов в искусстве. Флоренция Архитектура, обращение к античности. Ф.Брунеллески. Л.Б.Альберти. Скульптура и живопись раннего Возрождения в Италии. Отражение в живописи стремления к познанию мира. Формирование новых принципов изобразительного языка. Флорентийская и тосканская школы XV в. Творчество Мазаччо и П.Учелло. Разработка перспективных изображений. Андреа дель Кастаньо и героико-монументальная живопись. Творчество С. Боттичелли и П.делла Франческа. Своеобразие живописи северной Италии. А.Пизанелло и А. Матенья. Творчество Д.Беллини и В.Карпаччо. Высокое Возрождение в Италии. Своеобразие «синтетического реализма» Высокого Возрождения. Архитектура XVI в. Д.А.Браманте, Д.Виньола, А.Палладио. Творчество Леонардо да Винчи. Творчество Рафаэля. Творчество Микеланджело. Расцвет живописной школы Венеции Джорджоне и Тициан. Творческие поиски П. Веронезе и Я. Тинторетто. Нидерландское Возрождение. Нидерланды - как очаг Возрождения в Северной Европе. Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха. Демократические устремления нидерландского искусства. Творчество Питера Брейгеля Старшего. Немецкое Возрождение. Сложность исторической обстановки в Германии XV-XVI вв. Реформация. Великая крестьянская война. Творчество А. Дюрера. Немецкий портрет. Творчество Л.Кранах, Г.Гольбейна, М. Грюневальда. Французское Возрождение XV-XVI вв. Особенности французского Возрождения. Французская живопись, миниатюра. Творчество Ж.Фуко. Развитие новых форм в архитектуре. Лувр. Скульптура Жана Гужона. Портреты Ф.Клуэ. Школа Фонтебло.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII вв. Искусство Италии XVI-XVII вв. Специфика реализма XVII в. Интерес к индивидуальности, к быту, окружающей среде. Развитие придворного искусства. Италия - центр развития основных направлений в искусстве 17 в. Творчество Караваджо. Братья Караччи и Болонская Академия. Искусство маньеризма. К.Мадерна - архитектор барокко. Творчество Дж.Л.Бернини. Разработка принципов барочного ансамбля. Творчество Ф.Борромини. Фламандская живопись XVII в. Историческая ситуация во Фландрии. Сложение барокко, реализм и могучая жизненная сила фламандского искусства. Творчество П.Рубенса. Творчество А.ван Дейка и Я.Иорданса. А.Броувер и развитие крестьянского жанра. Ф. Снейдерс и специфика фламандского натюрморта. Голландская живопись XVII в. Специфика голландской живописи, расцвет портрета, бытового жанра, натюрморта, пейзажа. Творчество Ф. Гальса. Крестьянский жанр в творчестве А. ван Остаде. Мастера бытового жанра Г. Терборх, п. Де Хох, Я.Вермеер ван Дельфтский. Пейзажисты Я.ван Гойен, М.Гоббема, Я. Ва Рейсдал. Камерный характер натюрморта в творчестве П. Клааса, В. Хеды, А.Бейерена, В.Кальфа. Творчество Рембранда. Испанская живопись XVII в. Противоречивость и сложность искусства Испании 17в.Влияние католицизма, сословных дворянских идеалов. Творчество Эль Греко и Д.Веласкеса. Испанские портретисты Х.Рибера, ф.Сурбаран, Б.Мурильо. Искусство Франции XVII в. Французский абсолютизм. Классицизм, эстетика и ее связь с философией рационализма. Рационалистическое и чувственное начало в творчестве Н. Пуссена. Классический пейзаж. Творчество К.Лоррена. Ж.де Латур и французский караваджизм. Ж.Калло, В.Ленен и развитие крестьянского жанра. Ансамбль Версаля.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСКУССТВА XVIII века. Искусство Франции XVIII в. Эпоха глубокого кризиса абсолютизма, формирование идеологии «третьего сословия». Эстетические принципы Д.Дидро. Сосуществование разнообразных стилей и направлений. Позднее барокко. Дворцово-парковые ансамбли. Творчество Дж.Б. Тьеполо. Своеобразие утонченного светского стиля в творчестве А.Ватто. Искусство рококо. Творчество Ф.Буше, Ж.Бофрана, О.Фрагонара. Поэтизация мира простых вещей в творчестве Ж.Б.Шардена и Ж.Б.Греза. Портреты Ж.А. Гудона. Искусство Англии XVIII в. Развитие бытового жанра в Англии. Связь творчества У. Хогарта с английским просвещением. Английская школа портрета, творчество Дж. Рейнольдса и Т.Гейнсборо. Классицизм и его влияние на искусство Англии.

ЗАПАДНОЕРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XIX вв. Новые тенденции в западноевропейском искусстве к. XVIII нач. XIX вв. Значение Французской буржуазной революции 1789г. Новаторский и бунтарский характер творчества Гойи. Ж.Л.Давид и революционный классицизм. Искусство Европы нач. XIX в. Академизм и романтизм. Ж.Д.Энгр - портретист и рисовальщик. Бунтарский характер революционного романтизма. Творчество Т.Жерико и Э.Делакруа. Реализм в искусстве середины XIX в. Формирование реалистического пейзажа и пейзажа настроения. Дж Констебл, Т.Руссо и барбизонцы. Критический реализм в искусстве. Творчество О. Домье. Противоречивость творчества Курбе. Крестьянский мир Ф.Милле. Эволюция творчества Э.Мане. Импрессионизм. Эстетическая платформа импрессионизма, живописная система. Творчество К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега. Постимпрессионизм. Законы зрительного восприятия в творчестве постимпрессионизма, визуальные схемы и модели. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван-Гога. Реалистическое искусство конца XIX в. Историческая тематика в творчестве Я.Матейки, М.Алеша, М.Мункачи Романтика в скульптуре О.Родена. Тема индустриального труда в творчестве Менье.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Визуальное мышление и искусство модернизма. Основные модернистические течения и направления. Особенности современного. Новые направления современной живописи. Пути развития современной графики. Критика в современной искусстве. Искусство и наука, проблемы и решения..

3. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются разнообразные образовательные технологии:

технология модульно-рейтингового обучения, технология проблемного обучения, технологии организации группового взаимодействия (тех­нология организации дискуссии и др.), технологии метапознавательной деятельности студентов (технология оценки достижений, технология самообразовательной деятельности), технологии контекстного обучения, позволяющие решать профессиональные задачи (технология анализа конкретных ситуаций и др.), стратегические образовательные технологии и тактические (лекционные, исследовательские, практические) образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины применяются также следующие виды учебной работы: лекции – вводная, информация, обзорная, визуализация; практические занятия (семинарские) - традиционное, традиционное с элементами тестирования (в том числе с применением ИКТ), спецсеминар, семинар-обсуждение докладов, и др.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

  1. Искусство первобытного общества:

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. — М., 1970. (Малая история искусства).

  1. Искусство древнего Египта:

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М., 1961, 1970.

  1. Искусство Древнего Востоки:

Афанасьева В.К., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. — М., 1976. (Малая история искусства).

  1. Искусство Эгейского мира и древней Греции:

Вощинина А.И. Античное искусство. — М., 1982.

  1. Искусство Древнего Рима:

Соколов ГИ. Искусство Древнего Рима. — М., 1970, 1996.

  1. Искусство Древней Руси:

История русского искусства: В 2-х т.: Учебник для художественных вузов/ Под ред. М.М.Раковой и И.В. Рязанцева. — М., 1979.

  1. Эпоха Возрождения:

Всеобщая история искусства. — М., 1962. — Т. 3.

4.2. Дополнительная литература

  1. Антес, Р. Мифология в древнем Египте / Р. Антес // Мифология древнего

  2. мира. – М., 1977.

  3. Васильев, Л. С. История Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. – М., 1998.

  4. Древние цивилизации. – М., 1989.

  5. Васильев, А.А. История Византийской империи / А.А. Васильев. – М., 1999.

  6. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М., 1990.

  7. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов (Европейское искусство средних веков) / К. Вёрман. – М., 2000.

  8. Византийское искусство. – М., 1977.

  9. Барокко: архитектура, скульптура, живопись / под ред. Р. Томана. – М., 2000.

  10. Дзери, Ф. Писсарро. (100 великих картин) / Ф. Дзери. – М., 2001.

  11. Дзуффи, С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / С. Дзуффи. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 429 с.

  12. Арган, Дж. К. Современное искусство. 1770–1970 / Дж. К. Арган. – М. : Искусство, Искусство, 1994.

  13. Современная живопись. В поисках свободы от классицизма к авангарду. – М. : АСТ–Астрель, 2002. – Хворостухина, С. А. Шедевры Гауди / С. А. Хворостухина. – М., 2003.

  14. Арсланов, В. Г. История западного искусствознания ХХ в. : учеб. пособие для вузов / В. Г. Арсланов. – М., 2003.

8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины история искусств Уровень основной образовательной программы (2)

    Документ
    Целями освоения дисциплины (модуля) «История искусства» являются: содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра художественного образования путем формирования у студентов представления о логике исторического развития
  2. Рабочей программы учебной дисциплины «история математики» Уровень основной образовательной программы

    Документ
    ОК-4. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.
  3. Рабочей программы учебной дисциплины материальная культура Уровень основной образовательной программы

    Документ
    Целями освоения дисциплины являются: ознакомить студентов с основными сферами предметно- практической и материальной деятельности человека. В ходе изучения материала студенты должны усвоить общие тенденции развития материальной культуры;
  4. Рабочей программы учебной дисциплины «Литературная критика» Уровень основной образовательной программы

    Документ
    Выявление логики развития русской литературной критики в тесной сопряженности с логикой становления общественной мысли (идеологии, социологии) и эстетикой международного творчества.
  5. Рабочей программы учебной дисциплины детская литература Уровень основной образовательной программы

    Литература
    дать целостное представление о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры; изучить рекомендуемую программой художественную и

Другие похожие документы..