Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Швейцарский богослов Карл Барт видит в богословии картину, прорисованную в тончайших деталях. По его мнению, оно похоже на тосканский или умбрийский л...полностью>>
'Документ'
Московский институт открытого образования совместно с Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Мос...полностью>>
'Документ'
Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Невольно спрашиваешь себя: что это - дань моде или потребность времени? Первое, что приходит на у...полностью>>
'Доклад'
Официальная пропаганда утверждает, что кризис — продукт, сделанный в США и именно просчеты экономической политики американских властей — причина всех...полностью>>

Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в китае и россии ( сравнительный анализ ) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЦЗЯН СЯОЯНЬ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КИТАЕ И РОССИИ

(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Казань – 2009

Работа выполнена в лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО

Гузел Валеевна Мухаметзянова

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Зямил Газизович Нигматов

кандидат педагогических наук, доцент

Ирина Зиновьевна Шахнина

Ведущая организация: Учреждение Российской академии

образования «Институт теории и

истории педагогики»

Защита состоится 17 марта 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» 17 февраля 2009 года: http://www.kcn.ru/tat_ru/science/ispo_rao

Автореферат разослан 17 февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения в профессиональной школе, являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя.

Сравнительное исследование модернизации профессионального образования в Китае и России представляет особый интерес. Во-первых, в Китае до «культурной революции» профессиональное образование было организовано по советскому варианту и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики. Сегодня китайское правительство, исходя из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и стратегии продолжительного развития, придает модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало в области образования курс: «В развитии образования – лицом к модернизации, внешнему миру, будущему». В информационно-статистическом справочнике «Китай» издательства «Синьсин» отмечено, что к настоящему времени 91 % районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99 % детей школьного возраста ходят в школу. Число неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 7 %. Во-вторых, в обеих странах в системе образования активно развиваются интеграционные процессы, направленные на формирование единого образовательного пространства профессиональной школы, производства и науки, устранение дефицита квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В-третьих, в России и Китае перед модернизацией систем профессионального образования поставлены общие стратегические цели, обусловленные требованиями рынка труда к высокому качеству подготовки кадров необходимой квалификации, децентрализацией управления системой профессионального образования и реструктуризацией учреждений профобразования на принципе оптимизации. Таким образом, можно обозначить поле общих интересов в исследовании профессионального образования в обеих странах, которое позволит избежать многих реорганизационных ошибок.

Анализ специальной литературы показал, что проблемам модернизации профессионального образования в России и Китае посвящён ряд исследований. Теоретические основания профессионального образования в России отражены в исследованиях С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднева, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, Г.М. Романцева, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и др. Проблемы управления качеством профессионального образования рассмотрены в трудах А.И. Байденко, В.П. Беспалько, А.А. Вер­бицкого, А.А. Доб­рякова, И.А. Зимней, В.В. Ищенко, В.М. Приходько, Н.А. Се­лезнева, В.А. Сластенина, А.И. Субетто, В.Д. Шадрикова и др. Закономерности и особенности становления специалиста в условиях модернизации профессионального образования в России установлены Н.С.  Глуханюк, Г.Н. Жуковым, А.Б. Кагановым, Е.А. Климовым, А.К. Марковой, В.Д. Шадриковым и другими учеными. Проблемам сравнительной педагогики посвящены работы У.И. Бражник, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Н.Н. Иванова, Н.Д. Никандрова, Гу Миньюань, Щан Синьминь, Чжу Щутон и др. Теоретические основы профессионального образования в Китае представлены в трудах Лю Гуйлинь, Лю Чуньшин, Щи Чанфа, Юй Цзугуан и др.

История становления профессионального образования Китая отражена в трудах Ван Бинцзао, Вэнь Юсинь, Ян Цзинмэй и др. Особенности модернизации профессионального образования в Китае раскрывают Тань Сунхуа, Ма Шуцао, Цзян Даюаня, Чэн Сивэй, Хуа Яо, Ян Цзиту и др. Сравнительный анализ развития систем профессионального образования в Китае и России проведен Н.Е.Боревской, О.А.Машкиной, Ян Куанюнь и др.

Таким образом, к настоящему времени в науке накоплен достаточный материал по сравнительной педагогике в области развития профессионального образования в Китае и России. Однако, предметом проведенных исследований является какой-либо один уровень образования или один из его аспектов. В современной научной литературе не выявлены и не обоснованы этапы становления и развития системы профессионального образования в Китае; на основе сравнительного анализа процесса модернизации систем профессио­нального образования в России и Китае не выявлены особенности и общие тенденции.

Актуальность исследования вызвана противоречием между объективной потребностью в использовании опыта модернизации систем профессионального образования в Китае и России для их взаимного обогащения и развития и отсутствием сравнительных исследований в этой области.

Проблема исследования: каковы основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России.

Цель исследования: выявить и обосновать основные тенденции модернизации систем профессионального образования в России и Китае.

Объект исследования: процесс модернизации профессионального образования в Китае и России с начала 1990-х годов по 2008 г.

Предмет исследования: основные тенденции процесса модернизации профессионального образования в Китае и России.

Гипотеза исследования: основные тенденции процесса модернизации профессионального образования в Китае и России можно считать выявленными и обоснованными, если:

- определены стратегии развития профессионального образования в едином международном образовательном пространстве;

- выявлены общие тенденции процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае;

- выяснены особенности процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

– определить стратегии развития профессионального образования в едином международном образовательном пространстве;

– дать характеристику российской системы профессионального образования и выявить основные тенденции и принципы ее модернизации;

– выявить и обосновать этапы становления и развития системы профессионального образования в Китае и определить основные тенденции ее модернизации;

– провести сравнительный анализ процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае для установления особенностей и общих тенденций.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют признанные философские и педагогические концепции и теории образования, познания личности:

– диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особен­ного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства много­образия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров, В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф.Энгельс);

– системный подход к исследованию общественных явлений (В.Г.Афанасьев. И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.);

– сравнительно-исторический подход к изучению педагогических процессов (Б.Л. Вульфсон, С.И.Гессен, А.Н. Джуринский, Н.Д.Никандров, И. Кэпдл, М.А.Жюльен, Н.А.Ганц, Гу Миньюань, Щан Синьминь, Чжу Щутон).

Зарубежную источниковедческую базу исследования составили научные обзоры и аналитические работы специалистов по проблемам развития систем профессионального образования в Китае и России Лю Гуйлинь, Лю Чуньшин, Щи Чанфа, Юй Цзугуан и др.; законодательные акты и постановления по вопросам модернизации систем профессионального образования в Китае и России; Интернет-источники.

Для решения обозначенных задач нами были использованы следующие методы исследования: исторический и системно-структурный анализ; изучение и анализ материалов китайской педагогической и обществен­но-политической печати; педагогических, исторических, философских публикаций китайских и российских исследователей, нормативно-законодательных актов Российской Федерации и Китайской народной республики по проблемам развития и модернизации профессионального образования.

Исследование проводилось с 2002 по 2008 гг. и состояло из трёх этапов.

На первом этапе (2002-2005 гг.) имело место изучение материалов китайской педагогической и общественно-политической литературы; педагогических, исторических, философских публикаций китайских и российских исследователей, нормативно-законодательных актов Российской Федерации и Китайской народной республики по проблеме исследования; определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования.

На втором этапе (2005-2007 гг.), на основе исторического и системно-структурного анализа научной литературы и нормативно-правовых актов, были определены стратегии развития профессионального образования в международном образовательном пространстве; дана характеристика российской системы профессионального образования и выявлены основные тенденции и принципы ее модернизации; выявлены и обоснованы этапы становления и развития системы профессионального образования в Китае, определены основные тенденции ее модернизации.

На третьем, завершающем этапе (2007-2009 гг.) проведены систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования; сравнительный анализ процесса модернизации систем профессионального образования в России и Китае и выявлены особенности и общие тенденции; уточнены теоретические выводы, определены перспективы изучения исследуемой проблемы.

Научная новизна исследования заключаются в том, что:

- выявлены и обоснованы этапы (1 – становление системы профессио­нального образования (последняя четверть XIX века – 1949 г.); 2 – форми­рование системы профессионального образования (1949 – 1978 гг.); 3 – развитие системы профессионального образования с (1978-1996 гг.); 4 – модернизация системы профессионального образования (1996 год – по настоящее время)) и закономерности (эффективность развития профессионального образования в Китае достигается при условии изучения опыта организации профессиональной подготовки в зарубежных странах и внедрения передовых технологий в практику; профессиональное образование является фактором развития производственных ресурсов при условии его интеграции с производительным трудом; уровень качества подготовки специалистов повышается при условии выполнения требований субъектов народного хозяйства регионов) становления и развития системы профессионального образования в Китае;

- на основе сравнительного анализа процесса модернизации систем профессионального образования установлены его особенности в Китае (развитие многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных средних профессиональных учебных заведений; повышение социального имиджа системы профессионального образования; повышение квалификации педагогических кадров; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; нормативно-правовое обеспечение повышения социального статуса преподавателей профессионального образования и поддержки малообеспеченных учащихся, обучающихся в системе профессионального образования, увеличение доли практико ориентированной подготовки за счет создания при учебных заведениях профобразования собственной базы практик; введение профессиональных стандартов) и России (непрерывность и стандартизация профессионального образования; профилизация обучения в старших классах общеобразовательной школы; интеграция образования, науки и производства);

- определены общие тенденции процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России (формирование нормативно-правового обеспечения реформирования профессионального образования; децентрализация управления профессиональным образованием; повышение социального имиджа начального и среднего профессионального образования; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; формирование современной системы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования; укрепление материально-учебной базы учреждений профобразования и создание системы финансовой поддержки учащихся и педагогов; дифференциация учреждений профессионального образования по типам и видам).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлён историко-педагогический и системно-структурный анализ процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России, обогащающий теорию профессионального образования новыми данными о системе, структуре, основных тенденциях и особенных признаках процесса модернизации начального, среднего, высшего профессионального образования в Китае и России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что учет выявленного положительного опыта процесса модернизации профессио­нального образования в Китае и России является условием совершенствования профессиональной подготовки специалистов в этих странах. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и научно-методических материалов по тематике международного и сравнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным и целостным подходом к изучению проблемы; опорой на современные философские и педагогические концепции по данной проблеме; большой зарубежной источниковедческой базой, в том числе широким кругом материалов китайской педагогической и общественно-политической печати; методо­логической обоснованностью исходных теоретических позиций; использова­нием научных методов исследования, адекватных его задачам и логике.

Апробация и внедрение результатов исследования в профес­сионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на методологиче­ских семинарах в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе» (Самара, 2008); «Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста» (Казань, 2008); «Формирование академической мобильности студентов в контексте международной образовательной интеграции» (Зельнодольск, 2008); «Философское и педагогическое наследие / Вторые Махмутовские чтения: Материалы международного симпозиума» (Казань, 2008); «Профессиональное образование и производство: проблемы социального партнёрства, профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников» (Казань, 2007); «Школа будущего в Москве» (Москва, 2007); Международной конференции, посвящённой пятидесятилетию Центральной академии педагогических исследований Китая (Пекин, 2007); Тринадцатом созыве Всекитайской ассоциации сравнительной педагогики (Шанхай, 2006). Результаты исследования отражены в 14 публикациях автора.

На защиту выносятся:

1. Общие тенденции процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России.

2. Особенности процесса модернизации систем профессионального образования в Китае и России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 1 рисунка и 7 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении сформулирована проблема исследования и обоснована ее актуальность; определены основные характеристики исследования – объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологические подходы и концептуальные положения; охарактеризованы этапы; основные результаты, выносимые на защиту; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Модернизация системы профессионального образования в России» определены стратегии развития профессионального образования в едином международном образовательном пространстве; дана характеристика российской системы профессионального образования и выявлены основные тенденции и принципы ее модернизации.

Темпы развития современной экономики, науки и информационных технологий выдвигают на первый план проблему поиска новых подходов к организации работы в области профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов. Модернизация профессио­нального образования в мире основывается на нормативно-законодательных актах и декларациях Болонского и Копенгагенского процессов, которые определяют основные стратегии развития профессионального образования:

- повышение качества профессионального образования, как одного из факторов взаймодействия спроса и предложения в сфере профессионального образования;

- развитие мобильности студентов и выпустников учреждений профессионального образования;

- развитие социального партнерства в сфере профессионального образования, обеспечивающего его гибкое и оперетивное реагирование на быстрые изменения потребностей рынка труда;

- повышение привлекательности и имиджа профессионального образования посредством оказания различных дотаций и степендий учащимся заведений профессионального образования; обеспечения трудоустройства выпустников заведений профессионального образования; открытия для выпускников перспектив по учёбе и карьере.

Интеграция российской системы профессионального образования в мировую образовательную систему – одна из приоритетных задач образова­тельной политики российского государства. Это обусловлено тем, что в современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны и обеспечивает ее конкурентоспособность. Основным капиталом любого государства является человеческий капитал.

Ведущей идеей модернизации профессионального образования в России является ориентация потенциала и ресурсов учреждений профессионального образования на конечный результат – профессиональное развитие и самораз­витие специалистов. Основные направления модернизации профессионального образования в России составляют: регионализация управления профессиональным образованием; дифференциация учреждений профессионального образования по типам и вида; стандартизация профессионального образования; развитие социального партнёрства учреждений профессионального образования с производством; профилизация обучения в старших классах средней школы, обеспечивающая преемственность между общим и профессиональным образованием.

Развитие выделенных направлений модернизации профессионального образования в России основано на следующих принципах:

1. Принцип интеграции, который включает межпредметную и внутрипредметную интеграцию; интеграцию учебно-воспитательных задач; интеграцию образования с наукой и производством (учреждениями отрасли), с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности, как на уровне содержания образования, так и на институциональном уровне.

2. Принцип непрерывности профессионального образования, который предполагает многоуровневость и многоступенчатость системы образования; преемственность общих и профессиональных образовательных программ.

3. Принцип взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, который направлен на рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.

4. Принцип опережающего обучения, обеспечивающий подготовку высоквалифицированных кадров, организацию системы повышения квалификации; развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг.

Совокупность этих принципов обеспечивает качество профессионального образования, проявляющееся в системной целостности образования, науки и производства; интеграции научного знания, в том числе и в области профессиональной педагогики; взаимовлиянии рыночной экономики и профессионального образования; государственной поддержке и преемственности законодательной базы в системе «образование, наука, производство»; едином образовательном пространстве профессиональной школы в союзе с производством и наукой; структурно-функциональном взаимодействии и интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли; развитии гибких технологий профессионального обучения.

Во второй главе «Становление и развитие системы профессионального образования в Китае» выявлены и обоснованы этапы становления, формирования и развития системы профессионального образования в Китае; определены основные тенденции ее модернизации.

Профессиональное образование в Китае появилось в шестидесятые годы 19-го века в период династии Чци и его история насчитывает 140 лет. В диссертации выделено четыре этапа в истории системы профессионального образования Китая: реформирование традиционной системы образования, создание профессиональной школы (последняя четверть XIX века – 1949 г.); формирование системы профессионального образования (1949 – 1978 гг.); развитие системы профессионального образования с (1978 – 1996 гг.); модернизация системы профессионального образования (1996 год – по настоящее время).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Бурятском государственном университете по адресу: 67 ,
  2. Публичный доклад федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Доклад
    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  3. Ван Ци СтанОвление и развитие государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования китая

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре профессионального образования и педагогического управления ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
  4. Высшая средняя школа китая в условиях современных реформ образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре физики, теории и методики обучения физике физико-математического факультета ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  5. Патриотизм на службе россии

    Документ
    Авторы обращаются к историко-культурному наследию зарубежных и отечественных мыслителей с целью выявления генезиса идеи служения Отечеству и ее трансформации в принцип, отражающий единство личностных, коллективных, общественных и

Другие похожие документы..