Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены За...полностью>>
'Инструкция'
В целях обеспечения сохранности материальных ценностей ЗАО настоящая Инструкция устанавливает права, обязанности, а также ответственность работников з...полностью>>
'Документ'
Марс – от греческого Mas – мужская сила – бог войны, в римском пантеоне почитался как отец римского народа, охранитель полей и стад, позднее – покрови...полностью>>
'Доклад'
На рассмотрение государственной экзаменационной комиссии предлагается дипломный проект на тему: «Проект швейного предприятия по изготовлению комплект...полностью>>

Кладь Алла Николаевна учитель биологии 2009 2010 учебный год пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования г. Калуга МОУ «Средняя школа № 50

имени 70-летия Великого Октября» г. Калуга

Рассмотрено Утверждаю
ШМО Директор

Руководитель: Андрианова Н.Е. Якушев Н.Н.

«___»__________200__г. «____ »________200__г.

Элективный курс

«Экология человека »

Автор: Кладь Алла Николаевна

учитель биологии

2009 – 2010 учебный год

Пояснительная записка.

В настоящее время происходят глобальные изменения окружающей среды, увеличиваются темпы жизни, растёт экологическое напряжение. Всё это не может не сказываться на функциональном состоянии здоровья современного человека, резервах его организма.

Курс «Экология человека» направлен на формирование у школьников представлений о тесной взаимосвязи организма человека со средой обитания. Эффективность обучения зависит не только от усвоения теоретического материала не менее важно овладеть и практическими умениями. Школьник, выполняющий собственное экспериментальное исследование, получает первые навыки практического решения проблем. Обязательным компонентом обучения становится научно-исследовательская работа школьника.

Предложенная программа элективного курса предназначена для учащихся 9-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В качестве активных методов обучения рекомендуется уроки-семинары; уроки-практикумы; написание рефератов, творческих проектов. Для проведения семинарских занятий и лекций необходимо использовать ряд видеофильмов.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- оценивать влияние окружающей среды на здоровье человека

-определять степень адаптации организма к изменяющимся условиям среды;

- владеть навыками и приемами простейших исследований,

- осознавать необходимость охраны и изучения природных явлений с целью оценки и принятия решений;

- работать с научной литературой эколого-биологического содержания, составлять и оформлять сообщения, рефераты, защищать свои работы, выступать с докладами.

Обучение по данному курсу поможет учащимся овладеть основами эколого-биологических знаний, сформировать свой взгляд на экологические проблемы, осознать ответственность за свое здоровье, здоровье нашей планеты.

Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Цели курса:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся к экологии на материале, выходящем за рамки школьной программы

  2. Сформировать у учащихся знания о тесной взаимосвязи организма человека со средой обитания;

  3. Развитие культуры исследовательской деятельности;

  4. Профориентация школьников.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать представление об экологии человека как о комплексной междисциплинарной науке, определяющей пространственно-временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире.

2. Определить адаптивные возможности человеческого организма в условиях меняющейся окружающей среды.

3. Знакомство с методами оценки показателей здоровья, их соответствия возрастным нормам.

4. Выявить основные стрессогенные факторы среды.

5. Изучить методы оценки показателей здоровья, их соответствия возрастным нормам.

Содержание программы.

  1. Введение

    1. Определение экологии человека как науки. Окружающая среда и этические нормы. Методы исследования экологии человека

  1. Основные принципы планирования и организации исследований.

    1. Основные принципы планирования экспериментов и анализа результатов.

    2. Построение таблиц, диаграмм, графиков.

  1. Взаимодействие организма со средой обитания.

    1. Факторы воздействия окружающей среды. Общие закономерности адаптации Определение адаптационного потенциала организма. Адаптивные формы поведения Механизмы адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация. Экологические аспекты заболеваний. Зависимость адаптивных процессов от длительности проживания в изменённых условиях среды. Оценка состояния здоровья по вегетативному тонусу.

  1. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям.

    1. Природные факторы и их воздействие на организм. Радиация. Магнитные поля. Метеорологические факторы и их влияние на организм. Исследование реакции организма человека на изменение температуры окружающей среды.

Экологические аспекты хронобиологии. Биологические ритмы. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам.

  1. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.

    1. Характеристика экстремальных факторов окружающей среды и адаптация человека к ним. Влияние вращательных движений на состояние вестибулярного аппарата человека.

  1. Социальная адаптация.

    1. Адаптация к городским и сельским условиям. Проблема стресса. Умеете ли вы справляться со стрессом? Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работ. Определение физической работоспособности. Определение умственной работоспособности. Ортостатическая и клиностатическая проба. Влияние различных видов деятельности на латентные периоды двигательных реакций.

  1. Возрастные аспекты экологии человека.

    1. Возрастные аспекты экологии человека. Биологический возраст и уровень соматического здоровья. Влияние антропогенных факторов функциональное состояние организма ребёнка. Оценка физического развития детей.

8. Представление и обсуждение результатов исследований.

Учебно-тематический план.
Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Тема

Всего

часов

Аудиторные занятия

лекции

семинар

Практическая

работа

1

Введение

3

2

1

2

Основные принципы планирования и организации исследований

2

1

1

3

Взаимодействие организма со средой обитания

8

5

1

2

4

Адаптация к природным и климатогеографическим условиям

6

3

2

1

5

Адаптация человека к экстремальным условиям среды

2

1

1

6

Социальная адаптация

7

2

5

7

Возрастные аспекты экологии человека

4

2

2

8

Представление и обсуждение результатов исследований

2

2

итого

34

16

5

13

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Экология человека»

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечание

1

Введение

3

1

Определение экологии человека как науки.

2

Окружающая среда и этические нормы.

3

Методы исследования экологии человека

2

Основные принципы планирования и организации исследований

2

4

Основные принципы планирования экспериментов и анализа результатов.

5

Построение таблиц, диаграмм, графиков

3

Взаимодействие организма со средой обитания.

8

6

Факторы воздействия окружающей среды.

7

Общие закономерности адаптации

8

Определение адаптационного потенциала организма

9

Адаптивные формы поведения

10

Механизмы адаптации (нервная, гуморальная).

11

Кратковременная и долговременная адаптация. Экологические аспекты заболеваний.

12

Зависимость адаптивных процессов от длительности проживания в изменённых условиях среды.

13

Оценка состояния здоровья по вегетативному тонусу.

4

Адаптация к природным и

климатогеографическим условиям.

6

14

Природные факторы и их воздействие на организм .Радиация. Магнитные поля.

15

Метеорологические факторы и их влияние на организм.

16

Исследование реакции организма человека на изменение температуры окружающей среды.

17

Экологические аспекты хронобиологии. Биологические ритмы.

18,

19

Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам.

5

Адаптация человека к экстремальным

условиям среды.

2

20

Характеристика экстремальных факторов окружающей среды и адаптация человека к ним.

21

Влияние вращательных движений на состояние вестибулярного аппарата человека.

6

Социальная адаптация.

7

22

Адаптация к городским и сельским условиям.

23

Проблема стресса. Умеете ли вы справляться со стрессом?

24

Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работ.

25

Определение физической работоспособности.

26

Определение умственной работоспособности.

27

Ортостатическая и клиностатическая проба.

28

Влияние различных видов деятельности на латентные периоды двигательных реакций.

7

Возрастные аспекты экологии человека.

4

29

Возрастные аспекты экологии человека.

30

Биологический возраст и уровень соматического здоровья.

31

Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребёнка.

32

Оценка физического развития детей.

8

33,

34

Представление и обсуждение результатов исследований.

2

итого

34

Библиографический список.

  1. Е.П Гора «Экология человека» - М.:Дрофа, 2008-314с.

  2. Е.П Гора Экология человека. Практикум- М.:Дрофа, 2008-127с.

  3. Г.А.Нечаева Экология в экспериментах: 10-11 классы: Методическое пособие.- Вентана-Граф. 2006-112с.

  4. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статейатериалы по дополнительному экологическому образованию учащихся ()обие.-щей среды и профориентации школьника.иков.окружающем ми). Выпуск I/Под ред. В.В Королёва

Э.А Поляковой- Калуга: изд-во КГПУ им.К.Э Циолковского 2004-199с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  2. Назначение программы, цели ее разработки 3 Информационная справка о школе 10 Анализ выполнения плана работы

    Закон
    Оптимизировать созданную модель школы на основе удовлетворения образовательных потребностей жителей района. Соединение основного и дополнительного образования.
  3. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей
  4. Российские сми о мчс мониторинг за 26 января 2011 г

    Руководство
    Вячеслав Дудка принял участие во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (, 25.
  5. Новости 7 (4)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: С главой ЦИК Владимиром Чуровым Дмитрий Медведев сегодня обсудил итоги прошедших выборов. Как сообщил Чуров, всего в ЦИК поступило около 3 сотне жалоб на различные нарушения.

Другие похожие документы..