Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Экскурсия “Только во Львове…”. Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время По узеньким улочкам разливается аромат утреннего к...полностью>>
'Документ'
Национальный парк «Беловежская пуща» внесён в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Это древнейший в Европе массив девственного леса, своего рода лесная к...полностью>>
'Реферат'
Широко распространенные на территории России, обитающие в различных экологических условиях, мелкие млекопитающие служат важным звеном в циркуляции пар...полностью>>
'Решение'
Решение Ростовского областного суда от « » 20 г. отменить (изменить) полностью (или в части) и принять по делу новое решение (вариант: отменить решен...полностью>>

Рабочая программа по неврологии и психиатрии Для специальности №040800 Квалификация врач-биохимик

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«УТВЕРЖДАЮ»

Волгоградский государственный медицинский университет

Проректор по учебной работе

______________профессор В.Б. Мандриков

« » 2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по неврологии и психиатрии

Для специальности № 040800

Квалификация – врач-биохимик

Факультет – медико-биологический

Кафедра детских болезней педиатрического факультета

Курс – пятый

Семестр – IX-X

Лекции – 70 часов (IX семестр – 38 часов, X семестр – 32часа)

Экзамен – X семестр

Практические занятия – 108 часов (IX семестр – 38часов, Х семестр – 70 часов)

Всего часов -178

Самостоятельная работа – 89 часов (IX семестр – 38 часов, Х семестр – 51 час).

Волгоград 2006 г.

Рабочая программа составлена на основании примерной программы по неврологии и психиатрии РГМУ для специальностей 040800 – медицинская биохимия, 040900 – медицинская биофизика, 041000 – медицинская кибернетика. Программа утверждена – 16.06.2001 г. Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования и рекомендована в качестве примерной типовой программы для данных специальностей.

Составитель рабочей программы – доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ к.м.н. Марушкин Д.В.

Рецензент – зав. кафедрой неврологии ВолГМУ профессор Рыбак В.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ “ 24 “ февраля 2006 г. Протокол № 8.

Заведующий кафедрой профессор Е.И. Волчанский

Одобрено Учебно методической комиссией медико-биологического факультета ВолГМУ.

2 марта 2006 г. протокол № 3

Председатель профессор М.Ю. Капитонова

Секретарь С.В. Туркина

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, ИХ МЕСТО В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОМ

ФАКУЛЬТЕТЕ.

ЦЕЛИ преподавания неврологии и психиатрии на медико-биологическом факультете:

- углубленное изучение раздела заболеваний нервной системы, влияний на нервную систему неблагоприятных экологических факторов, интоксикаций, заболеваний связанных с нарушением обмена веществ и методов их диагностики;

- ознакомление с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической психиатрии и неврологии организацией неврологической, психиатрической и наркологической помощи в России;

- выяснение конкретных механизмов реализации наследственной конституции человека и роли наследственных факторов в патологии человека;

Место неврологии и психиатрии в учебном процессе.

Неврология и психиатрия изучается студентами пятого курса медико-биологического факультета (IX – X семестр) после освоения программ по общей биологии, неорганической и органической химии, биохимии, нормальной анатомии и физиологии, а также после прохождения основного курса по патологической анатомии и патологической физиологии.

Неврология является одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования и основывается на морфологических и клинических дисциплинах (биология, нормальная анатомия, нормальная и патологическая физиология, биологическая химия).

Задачи изучения неврологии и психиатрии.

Согласно поставленным целям, и исходя из требований к подготовке кадров, целевыми задачами обучения являются:

1. Освоение студентами методики обследования нервной системы здоровых и больных людей, изучение важнейших аспектов клиники, методов диагностики и профилактики заболеваний нервной системы.

2. На лекциях и занятиях основным объектом изучения должен стать больной человек.

3. Знать важнейшие функциональные образования и проводящие пути нервной системы, основы нейрохимии.

4. Уметь обследовать нервную систему и выявить основные симптомы ее поражения.

5. Выработать навыки правильной диагностики, последовательной постановки синдромального, топического, патогенетического, этиологического и клинического диагнозов.

6. Освоить основные методы диагностики заболеваний, связанными с нарушением обмена веществ и проявляющихся неврологическими и психическими нарушениями.

7. Приобретение студентами пропедевтических навыков для правильного анамнеза и осмотра больного с целью осмотра описания фенотипа.

8. Овладение знаниями о природе наследственных заболеваний человека – этиологии, механизмов патогенеза, причин клинического полиморфизма в использовании этих знаний для дифференциальной диагностики.

9. Обучение навыкам по проведению адекватных профилактических мероприятий – влияние групп повышенного риска среди населения.

10. Обучение элементарным практическим навыкам в области цитогенетической, биохимической и пренатальной диагностики.

11. Научиться своевременно распознавать психические расстройства и изучить основные формы психических заболеваний, наркомании и токсикоманий, в соответствии с международной классификацией (МКБ-Х).

12. Уметь выявить, изучить и проанализировать основные психопатологические симптомы и синдромы с учетом сравнительно-возрастных особенностей и уяснить механизмы, лежащие в их основе у психически и соматически больных.

13. Изучить основные методы профилактики психических заболеваний, трудовой и социальной реадаптации и реабилитации; освоить способы оказания неотложной психиатрической помощи при наиболее тяжелых и опасных расстройствах (психомоторное возбуждение, эпистатус, отказ от еды и прочее); уметь осуществить организацию надзора, удержание и транспортировку возбужденного больного; владеть элементами психотерапии в беседе с больными.

Перечень практических навыков:

1. Знать основные клинические проявления, уметь диагностировать и знать принципы оказания экстренной помощи при:

а) поражении периферической нервной системы;

б) внутриутробных инфекционных поражениях нервной системы;

в) гидроцефалии;

г) неврозах;

д) эпилептических пароксизмах;

е) неэпилептических пароксизмах;

ж) невралгиях;

з) полиневропатиях;

и) пучковой (кластерной) цефалгии;

к) вегето-сосудистой дистонии;

л) церебральном гипертоническом кризе;

м) бульбарном синдроме;

н) отеке мозга;

2. Исследовать функции нервной системы - произвольные движения, чувствительность, координация движений, равновесие:

а) выявить степень пареза мышц;

б) исследовать мышечный тонус (спастический, пластический);

в) исследовать сухожильные и периостальные рефлексы;

г) исследовать кожные рефлексы;

д) исследовать рефлексы со слизистых (корнеальные, глоточные);

е) выявить патологические рефлексы (со стоп, с лицевой области);

ж) исследовать координацию движения (выявить атаксию, определить нистагм);

з) исследовать поверхностную, глубокую и сложные виды чувствительности.

3. Исследовать функции черепных нервов:

4. Выделить симптомы и сгруппировать их в синдромы расстройства функции нервной системы, понять принципы топической диагностики.

5. Исследовать менингиальные симптомы (Кернига, Брудзинского, ригидность мышц затылка).

6. Исследовать функции вегетативной нервной системы (рефлекс Ашнера и др.).

7. Оценивать неврологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста.

8. Обследовать больного, заподозрить или выявить у него врождённое или наследственное заболевание (собрать анамнестические данные, описать фенотип, провести клинико-генеалогическое обследование).

9. Оценить клинико-генеалогические и лабораторные (включая цитогенетические и биохимические) данные обследования больного, выделить ведущие симптомы, поставить диагноз основного заболевания (из наиболее распространённых).

10. Изложить полученные данные при исследовании в данные истории болезни с картой клинико-генеалогического обследования.

11. Дать прогноз развития наследственного заболевания у пробанда и его родственников.

12. Выделить семьи и группы лиц с повышенным риском развития того или иного заболевания с наследственным предрасположением.

13. Проводить профилактические мероприятия, предупреждающие возникновение наследственных и врождённых болезней.

14. Своевременно выявлять наиболее острые психические расстройства, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих.

15. Оказать неотложную психиатрическую помощь (купирование психомоторного возбуждения и эпилептического статуса).

16. Грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больным различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов.

Перечень дисциплин

С указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения неврологии и психиатрии (на основе рабочих программ по указанным дисциплинам):

Учебная дисциплина

Разделы (темы), необходимые для изучения

неврологии и психиатрии

1. Биология

Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие: типы, периоды. Основы генетики: типы наследования, наследственные заболевания, методы исследования в генетике (генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, дерматоглифический, цитогенетический, биохимический).

2. Нормальная анатомия

Строение и функции нервной системы. Топографическая анатомия головного и спинного мозга, черепно-мозговых нервов. Вегетативная нервная система: симпатический и парасимпатический отделы. Строение сенсорных систем.

3. Нормальная физиология

Физиология вегетативных и соматических рефлексов. Функции головного и спинного мозга. Функции сенсорных систем. Клиническая анатомия и физиология мозгового кровообращения.

4. Биологическая химия.

Биологически активные вещества в органических жидкостях человека – роль в формировании патологии обмена веществ и методы их обнаружения.

5. Педиатрия

Осмотр больного ребенка, оценка соматического статуса. Осмотр детей грудного возраста. Физиологические рефлексы новорожденных.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Настоящая программа курса неврологии и психиатрии составлена для студентов медицинских институтов и учитывает реальные практические задачи работы врача различного профиля, так как в своей деятельности им непременно придется в том или ином объёме сталкиваться с диагностическими и организационными вопросами ведения неврологических и психических больных.

На медико-биологическом факультете в течение курса углубленно изучается раздел метаболических заболеваний нервной системы, влияние на нервную систему неблагоприятных экологических факторов, интоксикаций, заболевания периферической нервной системы.

На лекциях и практических занятиях основным объектов изучения должен стать больной человек. Особое внимание на практических занятиях должно уделяться освоению студентами навыков обследования, постановке топического и клинического диагноза и выбора методики наиболее адекватного обследования.

При клинических разборах необходимо уделять внимание вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, а также трудоустройства больных с заболеваниями нервной системы и нарушений психики.

Приобретение знаний по проблеме аспектов клинической генетике в неврологии и психиатрии является крайне необходимым при подготовке врачей общей практики. Без понимания роли генетических факторов в природе заболеваний нельзя эффективно проводить диагностику не только редких наследственных форм патологии, но и широкого круга заболеваний с наследственной предрасположенностью, таких как сахарный диабет, язвенная и гипертоническая болезни, шизофрения, эпилепсия и другие. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности должен стать не только больной, но и его семья.

Современный врач должен уметь на основании методов клинико-генетического обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь должны стать объектом соответствующих профилактических мероприятий.

В программе особое внимание уделено общей психопатологии, без чего невозможно изучение отдельных нозологических форм психических расстройств. Изучение психопатологических симптомов и синдромов должно увязываться с клинической картиной болезни, сущность которой составляют не только нарушения психической деятельности, но и соматической сферы. Следует подчеркнуть, что до установления нозологического диагноза точное определение ведущего синдрома является основой тактики врача и должно быть использовано для формирования плана дальнейшего обследования больного.

Уделено внимание соматоформным проявлениям психических заболеваний. В курс частной психиатрии включены наиболее часто встречающиеся в практической деятельности врача заболевания. Среди психозов это, в первую очередь, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Следует подчеркнуть разнообразие клинических форм, типов течения и прогноза при этих заболеваниях, возможности терапии и реабилитации больных.

Подробно должны быть изучены, тесно связанные с общей медицинской практикой, экзогенные, экзогенно-органические и эндогенно-органические заболевания (инфекционные, интоксикационные, травматические и сосудистые поражения головного мозга и эпилепсия).

Разделу неврозов, психопатий и других пограничных психических расстройств должно быть уделено особенно большое внимание в практическом и лекционном курсе психиатрии. Для усвоения студентами клинического содержания, методов диагностики, лечения и профилактики неврозов, реактивных состояний и психопатий следует использовать амбулаторные приемы с клиническим разбором больных.

Следует уделить внимание правилам использования психофармакологических препаратов, поскольку они широко применяются врачами самых различных специальностей в качестве основных или дополнительных средств. Следует обсудить как терапевтические возможности этих препаратов, так и проблемы связанные с их употреблением (соматические и неврологические побочные эффекты, формирование зависимости, влияние на плод и др.).

На медико-биологическом факультете, деятельность выпускников которого неразрывно связана с проведением диагностических мероприятий при изучении клиники и течения нервно-психических заболеваний, основное внимание должно быть уделено биохимическим аспектам в формировании психических заболеваний, а также их методам выявления.

В лекционных курсах должны излагаться основные теоретические и наиболее сложные разделы психиатрии. На практических занятиях в условиях клиник, больниц и диспансеров при изучении общей и частной психиатрии студенты, в первую очередь, должны на примере преподавателя освоить способы установления контакта с больным и навыки правильного психотерапевтического общения, методику доверительной недирективной беседы с целью выявления патологической симптоматики. В дальнейшем следует предоставить обучающимся максимально возможную самостоятельность (беседы с больными, соматические и психопатологические обследования с последующей клинической оценкой, постановкой диагноза и прогноза).

В конце практического курса рекомендуется проведение итогового занятия и диспансерного приема больных группой студентов под руководством преподавателя. Заключительное занятие цикла целесообразно провести под руководством профессора или доцента с разбором больных при активном участии студентов. Такие занятия будут способствовать закреплению знаний основных разделов психиатрии, необходимых будущим врачам любой специальности, лучшей ориентации в вопросах организационной помощи и врачебной тактики больным с обнаруженными нарушениями психической деятельности.

В течение X семестра студенты выполняют учебно-исследовательскую работу (УИРС). УИРС выполняется индивидуально каждым студентом, носит теоретически-исследовательский характер. Темы УИРС отражают аспекты работы врача-биохимика. Отчет о проведенной УИРС представляется доценту или профессору. Проведение УИРС позволит простимулировать исследовательскую работу, выработать навыки поиска необходимого материала по интернету и навыки самостоятельной работы, что необходимо в работе врача- биохимика.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ

для студентов 5-го курса медико-биологического факультета в IX семестре

ЛЕКЦИЯ 1

РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Основные этапы развития неврологии. Онтогенез и филогенез нервной системы. Принципы строения и функции нервной системы. Классификация заболеваний нервной системы.

ЛЕКЦИЯ 2

ПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА – СТРОЕНИЕ И РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ

Анатомия и функции пирамидной системы. Произвольные движения и их расстройства. Альтернирующие синдромы. Симптомы поражения кортико-спинального пути (параличи, парезы). Особенности клинической картины поражения центрального и периферического нейронов пирамидного пути на различных уровнях. Методы исследования пирамидной системы.

ЛЕКЦИЯ 3

ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА – СТРОЕНИЕ И РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ.

Анатомия и функции экстрапирамидной системы. Координация движений и их расстройства. Классификация гиперкинезов. Синдромы поражения экстрапирамидной системы: стриарный, паллидарный, мозжечковый. Этиопатогенез, особенности клиники синдромов поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования экстрапирамидной системы.

ЛЕКЦИЯ 4

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – СТРОЕНИЕ И РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ.

Простая и сложная чувствительность. Путь поверхностной чувствительности. Путь глубокой чувствительности. Виды нарушений чувствительности по клинике, по степени выраженности и по характеру болевых нарушений. Топические виды нарушений чувствительности по территориям. Методы исследования поверхностной и глубокой чувствительности.

ЛЕКЦИЯ 5

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СТРОЕНИЕ И РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ.

Высшие мозговые функции (речь, гнозис, праксис, память, мышление), их локализация в коре головного мозга. Расстройства высших мозговых функции: агнозия, апраксия, афазия, алексия, аграфия, амнезия. Методы исследования расстройств высших мозговых функций.

ЛЕКЦИЯ 6

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА– СТРОЕНИЕ И РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ.

Анатомия и функции вегетативной нервной системы. Особенности строения вегетативной нервной системы. Вегетативная нервная система: сегментарный и надсегментарный отделы. Классификация заболеваний вегетативной нервной системы. Методы исследования вегетативной нервной системы. Гипоталамические синдромы. Периферическая вегетативная недостаточность. Тазовые расстройства.

ЛЕКЦИЯ 7

МОЗГОВОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ – ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ.

Функциональная анатомия, физиология мозгового кровообращения. Актуальность проблемы НМК. Классификация НМК (церебральные сосудистые кризы, преходящие НМК, инсульты). Этиология инсультов. Острые нарушения мозгового кровообращения.

Дифференциальная диагностика ишемических и геморрагических инсультов. Основные методы лечения НМК и профилактика. Понятие о хронической недостаточности мозгового кровообращения.

ЛЕКЦИЯ 8

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Энцефалиты (клещевой, герпетический): этиология, патогенез, особенности клинической картины, диагностика, лечение. НейроСПИД и нейросифилис: этиология, патогенез, особенности клинической картины, диагностика, лечение.

ЛЕКЦИЯ 9

ПОНЯТИЕ О БОЛИ. ГОЛОВНЫЕ И ЛИЦЕВЫЕ БОЛИ.

Этиология и патогенез головных и лицевых болей. Особенности клинической картины: характер боли, локализация, время возникновения, продолжительность, наличие или отсутствие связи с провоцирующими факторами (физическая нагрузка, стресс и т.д.), какие мероприятия купируют боль или боль проходит сама собой. Биохимия болевого синдрома. Врачебная тактика при головных и лицевых болях.

ЛЕКЦИЯ 10

ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Заболевания периферической нервной системы: этиология, патогенез, особенности клинической картины в зависимости от уровня поражения, диагностика и лечение. Полиневропатия. Мононевропатии. Невралгии.

ЛЕКЦИЯ 11

ОПУХОЛИ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА.

Классификация опухолей головного мозга по локализации, по этиологии. Общая клиническая картина опухолей головного мозга (гидроцефальный и гипертензионный синдромы; общемозговые, дислокационные и очаговые неврологические симптомы). Клиника поражения отдельных долей головного мозга и различных отделов спинного мозга. Методы диагностики опухолей.

ЛЕКЦИЯ 12

МЕСТО ПСИХИАТРИИ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-БИОХИМИКА.

Предмет и задачи психиатрии, история развития психиатрии и современное ее состояние. Место психиатрии среди других медицинских дисциплин и практической деятельности врача-биохимика. Распространенность психических расстройств. Организация психиатрической службы. Основы законодательства о психиатрии. Понятие нозологии, симптома и синдрома в психиатрии. Этиология психических заболеваний. Классификация психических расстройств.

ЛЕКЦИЯ 13

СОЗНАНИЕ И ЕГО НАРУШЕНИЯ.

Этиология, патогенез, особенности клиники различных форм нарушения сознания. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диагностика ком. Шкала комы Глазго. Врачебная тактика ведение больных находящихся в коматозном состоянии. Проблема «сознание и бессознательное».

ЛЕКЦИЯ 14

НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Проблема нарушений познавательной деятельности. Актуальность данной проблемы. Расстройства восприятия и мышления: этология, патогенез, клиническая картина, диагностика и методы коррекции нарушения восприятия и мышления. Социальные аспекты расстройства восприятия и мышления.

ЛЕКЦИЯ 15

ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.

Патология памяти и интеллекта: этология, патогенез, клиническая картина, методы диагностики и лечения. Классификация нейрометаболических лекарственных средств. Классификация, критерии умственной отсталости. Олигофрения. Деменция. Синдромы, сопровождающиеся умственной отсталостью: синдром Корнелии де Ланге, синдром Коффина-Сириса, синдром Коффина-Лоури, синдром Рубинштейна-Тейби, синдром Мартина-Белла (фрагильной Х-хромосомы), синдром Ангельмана («счастливой куклы»), синдром Барде-Бидля.

ЛЕКЦИЯ 16

БИОХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ..

Роль нарушений обмена веществ в формировании умственной отсталости. Клиническая характеристика и классификация заболеваний нарушений обмена веществ с умственной отсталостью. Критерии биохимической диагностики.

ЛЕКЦИЯ 17

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА.

Эмоциональные и двигательно-волевые расстройства: этология, патогенез, клиническая картина, методы диагностики и лечения.

ЛЕКЦИЯ 18

ЭНДОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ШИЗОФРЕНИЯ.

Эндогенные психические заболевания: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, лечение. Шизофрения: этиология и патогенез. Генетические аспекты шизофрении. Общая клиническая характеристика. Возрастные особенности клинической картины и дебюта заболевания. Диагностика, лечение и профилактика шизофрении.

ЛЕКЦИЯ 19

ПСИХОГЕНИИ. НЕВРОЗЫ И РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ.

Актуальность проблемы психогений. Неврозы: этиология и патогенез, генетические аспекты. Общая клиническая характеристика и виды неврозов. Возрастные особенности. Диагностика, лечение и профилактика неврозов. Реактивные психозы. Маниакально-депрессивный психоз.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ

для студентов 5-го курса медико-биологического факультета в X семестре



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новые поступления в фонд библиотеки Май июнь 2010

    Документ
    История медицины : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология",

Другие похожие документы..