Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до частини першої статті 6, пункту 2 частини першої статті 13, статті 17, пункту 9 статті 39 Закону України «Про місцеві державні адмініст...полностью>>
'Документ'
РАЗРАБОТАНЫ институтом Проектхимзащита Минмонтажспецстроя СССР (В.А. Соколов, канд. техн. наук В.П. Шевяков, В.Э. Радзевич, В.Д. Любановский, О.К. Со...полностью>>
'Программа'
МИССИЯ: защита Прав Человека и поддержка правозащитных и гражданских инициатив; объединение правозащитников и гражданских активистов для совместной ра...полностью>>
'Лекция'
Модель с распределенными лагами: , где  экзогенный (стационарный) процесс. Ничего нового, обычный МНК. Проблемы, в основном, технические: сколько выб...полностью>>

Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПАХОМОВА Татьяна Григорьевна

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ

В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

Российской международной академии туризма.

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Голованов Виктор Петрович.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук Константинов Юрий Сергеевич;

кандидат педагогических наук, доцент

Смирнов Дмитрий Витальевич.

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Защита состоится «05» февраля 2011г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Октябрьская, 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, зал диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, 7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.

Автореферат разослан «30» декабря 2010 г. и размещен на сайте Российской международной академии туризма www.rmat.ru

Ученый секретарь

диссертационного совета В.Ю. Питюков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена происходящими в обществе существенными преобразованиями, определяющими развитие современной индустрии туризма, а главное, востребованностью не только рекреационных ресурсов, капитала, инновационных технологий, но и, самое главное, – профессиональных кадров в сфере туризма. Одна из тенденций современного развития отечественной системы образования связана с ростом востребованности специалистов, способных реализовать принцип «образование через всю жизнь».

Эффективно организованная пропедевтическая (начальная) адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в вузе в условиях нового образовательного пространства «ССУЗ (КОЛЛЕДЖ) - ВУЗ» позволяет минимизировать риски и оптимизирует процесс эффективности обучения в вузе. В этих условиях первоочередная цель любого образовательного учреждения среднего и высшего профессионального образования туристского профиля – подготовить специалистов высокого уровня, способных работать в различных предприятиях и организациях туристской сферы. В системе непрерывного туристского образования высшее образование для студента среднего профессионального туристского образовательного учреждения (колледжа) должно стать той ступенью профессионального становления, на которой он получает мощный импульс развития своего образовательного потенциала, стимулирования процессов саморазвития и самообразования, активного формирования интеллектуальных, познавательных и профессиональных мотивов. Но к такому образовательному процессу в вузе студент колледжа должен быть адаптирован. К сожалению, «борьба» за контингент при наборе абитуриентов способствует тому, что многие вузы принимают студентов колледжа с низким уровнем готовности к продолжению обучения в высшей школе, нуждающихся в пропедевтической адаптации.

Дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие студента колледжа, как будущего специалиста индустрии туризма во многом зависит от успешности создания системы пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе. Именно среднее и высшее профессиональное туристское образование как никакая другая область объективно нуждается в теоретическом осмыслении системной связи между идеями современной педагогической науки и концепциями теории и практики индустрии туризма. Без этого невозможна интеграция и взаимопроникновение содержания среднего и высшего профессионального туристского образования как основания для продолжения обучения студента колледжа в вузе. В этой связи возникает объективная потребность исследования пропедевтической (начальной) адаптации студентов колледжа (учреждения среднего профессионального образования) к продолжению обучения в высшем учебном заведении. В условиях модернизации российского образования открываются образовательные учреждения, реализующие программы профессионального туристского образования начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного образования. Происходит взаимосвязь и взаимодействие среднего и высшего профессионального туристского образования с производителями туристских услуг: организована сеть профильных вузов и колледжей, готовящих специалистов для индустрии российского туризма.

В связи с этим особенно важным становится необходимой пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе, которая рассматривается как неотъемлемый компонент профессионального становления и развития личности студента, как единый процесс и результат согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, приспособления к условиям производства и социума. Успешное обучение студентов в колледже, рассматривается нами как фактор, обеспечивающий их успешную пропедевтическую адаптацию к продолжению обучения в вузе, является их успешное обучение в колледже. По данным проведенного нами исследования, 95% студентов, прошедших обучение на подготовительных курсах и в колледже МГИИТ, утверждают, что на уровень их начальной адаптации к продолжению обучения в вузе благоприятное воздействие оказала подготовка, которую они прошли на довузовском уровне в колледже.

В нашем исследовании пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в вузе рассматривается как процесс последовательной подготовки к переходу от среднего профессионального образования к высшему профессиональному образованию, при котором внедряется углубленное содержание специальных дисциплин туристского вуза, сохраняя заложенную на начальном уровне колледжа базовую основу.

Изложенные обстоятельства делают создание в образовательном пространстве «ССУЗ – ВУЗ» системы пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, чрезвычайно актуальным.

Анализ психолого-педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме адаптации студентов в образовании.

Различные аспекты социальной адаптации личности рассматриваются в педагогической науке. Так, И.А.Милославова, С.В.Овдей А.В.Сахно, М.А.Славина, М.И.Скублий исследуют разновидности социальной адаптации личности на разных жизненных этапах; вопросы формирования социальной адаптивности в вузе, в процессе обучения изучали Д.А.Андреева, В.И.Брудный, Г.П.Медведев, А.П.Просецкий; адаптации молодого специалиста с последовательным изложением теории и практики данного вопроса посвящены работы М.П.Будякиной, Э.Ф.Зеера, Г.И.Мельниковой, Л.М.Растовой, А.Д.Розенберга, А.А.Русалиновой; способы педагогической коррекции психологических состояний студентов рассматривали в своих работах Б.Г.Ананьев, Ф.В.Березин, Л.И.Божович, Л.Н.Захарова, В.Я.Кряквин, С.Л.Рубинштейн, Т.И.Шамова и др.

Профессиональное развитие в значительной степени определяется уровнем адаптированности личности к воздействующим факторам внешней образовательной среды, внутренней среды (готовности к преодолению трудностей) - В К.Бальсевич, А.А.Бодалев, А.А Деркач, Ю Д Железняк, В.С.Макеева, В.В.Черняев, и др. считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, развитии коммуникативных навыков, функциональной подготовленности.

Тем не менее, анализ литературы показал дефицит работ, комплексно раскрывающих развитие системы пропедевтической адаптации студентов среднего профессионального учреждения (колледжа) к продолжению обучения в туристском вузе, а также систему профессиональной подготовки туристских кадров в условиях взаимодействия среднего и высшего профессионального туристского образования. И, в первую очередь, недостаточно внимания уделено проблеме пропедевтической адаптации студентов на уровне обучения в колледже туристского сервиса.

Возникает противоречие между стоящей перед вузами проблемой адаптации студентов к вузовскому обучению и недостаточной разработанностью в теории и методике профессионального образования педагогического сопровождения пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе.

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования – каким образом необходимо осуществить пропедевтическую адаптацию студентов колледжа для того, чтобы по ее результатам студент был готов к освоению образовательных программ вуза на более высоком уровне. Актуализация этой педагогической проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе».

Цель исследования – разработка содержания, форм и методов пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе.

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов в условиях образовательного пространства «колледж – вуз».

Предмет исследования - процесс пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе.

Гипотеза исследования состоит в том, что пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в вузе может быть успешно реализована, если:

- ее реализация будет осуществляться с учетом особенностей перехода от обучения в колледже к обучению в вузе;

- готовность студентов колледжа к продолжению обучения в вузе будет оцениваться совокупностью критериев, определяющих когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный аспекты;

- на основе личностно-деятельностного подхода будет разработана структура пропедевтической адаптации студентов колледжа к обучению в вузе;

- системным представлением процесса и результата пропедевтитческой адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе будет модель, раскрывающая во взаимосвязи и целостности цель, содержание, методы и формы.

В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. Провести анализ теории и практики пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе и выявить ее особенности.

  2. Выявить критерии готовности студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе.

  3. Определить структуру пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе.

  4. Разработать и экспериментально проверить модель пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические, педагогические идеи гуманизма (А.Маслоу, К.Роджерс, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Э.Фромм, и др.); деятельностный (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, и др.) и полисубъектный (М.М.Бахтин, В.С.Библер, и др.) подходы.

При рассмотрении формирования содержания среднего и высшего профессионального образования мы исходили из компетентностного (В.А.Адольф, А.Л.Бусыгина, Ю.В.Варданян, И.В.Гришина, О.Л.Жук, Э.Ф.Зеер, Н.В.Кузьмина, и др.), культурологического (М.Н.Берулава, Е.Н.Бондаревская, Ю.М.Лотман, и др.) и личностно ориентированного (Д.А.Белухин,И.Д.Демакова, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская, и др.) подходов.

Особую значимость в контексте нашей диссертации имели также исследования в области педагогики высшей школы (С.И.Архангельский, Е.П.Белозеров, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, А.А.Орлов, В.А.Ситаров, В.А.Сластенин, Н.А.Шайденко, Т.И.Шамова, и др.); теории целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, М.А.Данилов, и др.); научное знание о мотивации учения и труда (О.С.Гребенюк, В.С.Ильин, А.К.Маркова, С.Я.Батышев, и др.); теория оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, и др.); естественнонаучные, социологические и психолого-педагогические концепции адаптации (П.К.Анохин, Н.Е.Введенский, И.Д.Калайков, Д.Н.Узнадзе, и др.); принципы адаптивности (Н.М.Баранова, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбург, и др.). Для нашего исследования также важны психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды (Б.Г.Ананьев,В.В.Антипов, В.Н.Бородулин, Ж.Годфруа,В.В.Гриценко,А.А.Жаренков, Е.А.Клыгина, М.В.Меньшикова, И.М.Мнацаканян, В.В.Пархомчук и др., социально-психологические аспекты адаптации (А.А.Бодалев, Л.П.Гримак, Я.Л.Рубинштейн, В.Я.Яблонко и др.). Педагогические аспекты адаптации студентов (В.Т.Ащепков, В.Л.Бозаджиев,Т.П.Браун, И.А.Варламова, С.А.Дмитренко, Т.И.Иванушкина, И.М.Леготина и др.). Организационно-педагогические основы адаптации (Т.Ю.Дорохова, Л.И.Исмагилова, Е.А.Осипов, О.В.Пополитова, Н.Н.Савина, Т.А.Степанова и др.).

Проблемы пропедевтической адаптации как формы начальной (довузовской) подготовки, как системы дополнительного образования, способствующей успешной адаптации студентов в вузе, были отражены в работах Л.В.Анисимовой, О.Н.Викарчук, В.Ф.Глушкова, Н.М.Голубевой, Л.Г.Демченской, Т.М.Дерендяевой, М.С.Капелевич, В.И.Ковалева, Л.Н.Мазаевой, О.А.Осипенко, Н.М.Самаркиной, К.В.Степаненкова, Е.В.Степановой, Т.С.Сумской, Д.Е.Филиппова, Н.Н.Чеснокова, и др.

Для нашего исследования имеет особое значение исследовательский материал по профессиональной педагогике (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.А.Сластенин, В.А.Фокин, и др.), по проблемам дидактики высшей школы (Ю.К.Бабанский, А.А.Орлов, В.Г.Подзолков, М.Н.Скаткин, В.В.Сохранов, И.Л.Федотенко, Н.А.Шайденко, Л.А.Ядвиршис, и др.), по вопросам формирования содержания профессионального образования (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, О.Иванова, В.Н.Руденко, и др.), по теории и методике профессионального образования в сфере туризма (В.Гворыс, М.А.Жукова, И.В.Зорин, Л.Н.Ивлева, В.А.Квартальнов, Э.Р.Неофитиди, В.С.Сенин, Л.И.Титова, А.Д.Чудновский, и др.).

Формирование содержания среднего и высшего профессионального туристского образования как научной проблемы составило сферу исследовательских интересов при подготовке конкретных специалистов туризма (Д.В.Ермилова, Т.Н.Ефимцева, В.А.Квартальнов, А.Н.Кузнецов, Л.В.Курило, В.Н.Лебедев, О.Ю.Маркова, В.Е.Матвеев, Т.Н.Пироженко, Н.В.Табунова, Е.А.Удольская, и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации федерального и регионального уровней, государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и пособий туристского вуза, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

База исследования: основной опытно-экспериментальной базой стал колледж «Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству», который осуществлял подготовку специалистов для гостинично-туристского комплекса Москвы по программам среднего профессионального образования. С 2000 г. ГОУ ВПО города Москвы «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса, государственное образовательное учреждение при Правительстве Москвы», обеспечивающее реальную возможность формирования на базе одного образовательного центра многоступенчатой системы непрерывного профессионального образования, включающей подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов туристской индустрии, стимулирования развития самых разнообразных видов деятельности, неотъемлемо с ней связанных и призванных ускорить рост ее эффективности. Сегодня - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича» (ГОУ ВПО МГИИТ), а также ряд туристских фирм и гостиниц Москвы. В опытно-экспериментальной работе приняли участие около 500 студентов и 20 преподавателей ГОУ ВПО МГИИТ.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2004 – 2005 гг.) - поисково-диагностический: осуществлялось изучение состояния разработанности проблемы пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения вузе; изучалось состояние данной проблемы в теории и практике профессионального туристского образования; проводился теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования; уточнялись понятия «адаптация», «пропедевтическая адаптация», «взаимодействие среднего и высшего профессионального образования»; была сформулирована тема исследования, определены ее цели, задачи, гипотеза, логика исследования; проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы; разработана экспериментальная программа курса «Ступени роста» (Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе).

Второй этап (2006-2008 гг.) - экспериментально-аналитический: проведено исследование сущности и содержания основных понятий по теме исследования; разработана и апробирована модель пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения вузе; выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную адаптацию студентов колледжа к продолжению обучения в вузе. Осуществлялся сбор, обработка и анализ предварительного материала.

Третий этап (2009-2010 гг.) – контрольно-обобщающий: проверялась эффективность системы пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, как новой формы организации педагогического процесса вуза; осуществлена апробация организационно-педагогических условий, позволяющих повысить эффективность пропедевтической адаптации студентов к продолжению обучения в вузе; систематизированы результаты исследования и на их основе сформулированы основные выводы; внедрена в вузовскую практику программа курса «Ступени роста» (Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе). Результаты исследования оформлены в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены особенности пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе: формирование у студентов колледжа социального опыта и системы ценностей высшего учебного заведения; улучшение морально-психологического климата в учебной группе, повышение сплоченности, устойчивости и стабильности; адаптированная личность приобретает такие черты, как осознание единства своих и коллективных интересов, целеустремленность, взаимоподдержка, сочувствие, сопереживание, большая продуктивность учебной деятельности.

2. Выявлены критерии готовности студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, такие как: сформированность у студентов колледжа базовых общеучебных умений; владение студентами колледжа приемами самостоятельной учебно-познавательной деятельности как готовности выходить за пределы заданного, расширять области знания; сформированность у студентов колледжа коммуникативных умений как способности к установлению межличностных отношений; учебно-познавательная мотивация студентов колледжа; интеллектуальная саморефлексия как умение целенаправленно строить процесс самообучения и самовоспитания.

3. Определена структура пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, включающая следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий.

4. Разработана модель пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, системно представляющая процесс и результат пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, включающая цель, компоненты пропедевтической адаптации, содержание и технологии, совокупность критериев и показателей, а также организационно-педагогические условия реализации модели в образовательном пространстве «колледж-вуз».

5. Выявлены педагогические условия, направленные на эффективность реализации модели пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в теорию и методику профессионального образования предложено целостное представление процесса и результата пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, раскрывающее во взаимосвязи ее цели, компонентный состав, сущность, критериально-оценочный аппарат, условия эффективности процесса пропедевтической адаптации.

Практическая значимость состоит в том, что разработана программа курса «Ступени роста» (Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе), которая может быть использована в подготовке студентов в образовательном пространстве «колледж – вуз». Предложенные научно-методические рекомендации, разработанная программа «Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в вузе» успешно внедрены в систему профессиональной подготовки будущих специалистов туристского сервиса ГОУ ВПО МГИИТ.

Материалы исследования могут быть использованы и в образовательном процессе ВПО и СПО, а также в системе повышения квалификации и переподготовки работников индустрии туризма.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе - специальная форма организации образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования (колледже), целенаправленная, осознанная, личностно значимая деятельность, направленная на продуктивную мотивацию студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, которая характеризуется рядом особенностей, направленных на оптимизацию процесса развития творческих возможностей, активности личности и ее самоутверждения, выявления нравственно-психологического потенциала личности, формирования структуры самосознания личности студента колледжа.

  2. В качестве базовых критериев пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе принимается: сформированность у студентов колледжа базовых общеучебных умений; владение студентами колледжа приемами самостоятельной учебно-познавательной деятельности как готовности выходить за пределы заданного, расширять области знания; сформированность у студентов колледжа коммуникативных умений как способности к установлению межличностных отношений; учебно-познавательная мотивация студентов колледжа; интеллектуальная саморефлексия как умение целенаправленно строить процесс самообучения и самовоспитания.

  3. Структура пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, включающая следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий.

  4. Сущность и особенность пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе проявляется во взаимодействии среднего и высшего профессионального туристского образования, а также в разработке и внедрении в непрерывный образовательный процесс модели пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе, включающей в себя: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат. Модель является системным представлением процесса и результата пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе и раскрывает во взаимосвязи цель, компоненты пропедевтической адаптации, содержание и технологии, совокупность критериев и показателей, условия реализации в образовательном процессе колледжа.

  5. Эффективность реализации модели пропедевтической адаптации студентов колледжа к продолжению обучения в вузе обеспечивается совокупностью педагогических условий, таких, как: создание в вузе на учебных занятиях и во внеаудиторной работе специальной атмосферы творчества; проведение систематической работы по формированию у студентов колледжа мотивационной готовности к продолжению обучения в вузе, в целях совершенствования профессиональной подготовки туристских кадров; внедрение в учебный процесс программы курса «Ступени роста» (Пропедевтическая адаптация студентов колледжа к продолжению обучения в туристском вузе); широкое использование производственной профессиональной практики студентов как важного средства формирования профессиональной готовности к продолжению обучения в вузе; осуществление диагностики исходного состояния и динамики формирования у студентов факультета туристского сервиса профессиональных умений и навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования содержатся в научных статьях, докладах и выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях института, а также региональных и всероссийских научно-методических мероприятиях. Результаты регулярно заслушивались и обсуждались на заседаниях кафедры туризма, Ученом совете, Учебно-методическом совете ГОУ ВПО МГИИТ, на заседаниях кафедры педагогики и психологии РМАТ. Внедрение результатов исследования было осуществлено в процессе подготовки будущих специалистов туристского сервиса к профессиональной деятельности на факультете туристского сервиса ГОУ ВПО МГИИТ.

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Н и нн в прилагательных» 154

    Документ
    3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. 2002 г.
  2. Ственный институт наука и студенты: новые идеи и решения Сборник материалов viii-й внутривузовской научно-практической студенческой конференции Кемерово 2009

    Документ
    Н-34 Наука и студенты: новые идеи и решения. Сборник материалов VIII-й внутривузовской научно-практической студенческой конференции; (Кемерово, 23 апреля 2009 г.
  3. В. М. Юрьев Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл моногр. /колл авт. /под ред. Г. В. Козловой; Министерство образования и науки рф, гоувпо тамб гос ун-т им

    Книга
    Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой; Министерство образования и науки РФ, ГОУВПО «Тамб.
  4. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  5. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).

Другие похожие документы..