Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Подарите своему любимому человеку отдых в день всех влюбленных и проведите это время только друг с другом, а мы сделаем все, что бы оно прошло РОМАНТИ...полностью>>
'Анализ'
Анализ проблемной ситуации. Экономическое, политическое, научное и культурное состояние общества определяется уровнем интеллекта людей, являющихся по...полностью>>
'Документ'
27 мая 2011 года в г. Минске завершила работу Региональная конференция российских соотечественников Белоруссии, Молдавии и Украины. Участниками конфе...полностью>>
'Литература'
В целях рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансового состояния предприятия . Это связано с тем, что предприятия приобретают самос...полностью>>

Задачи и упражнения москва  2006 Балашов Л. Е. Философия

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Что такое философия?

Краткий очерк истории

философии

 Философская картина

     мира

Философия человека

 Философия деятельности

Задачи и упражнения

МОСКВА 2006

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2006. — с. 664.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным указателем.

На обложке — картина М. А. Врубеля «Философия»

ISBN  Балашов Л. Е., 2006 г.

С о д е р ж а н и е

Для чего нужно изучать философию? 10

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 13

ГЛАВА 1. Что такое философия? 13

1.1. Любовь к мудрости 13

1.2. Предмет и «части» философии 18

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 21

1.4. Практическая философия 29

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 32

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 32

2.1. Зачем нужно знать историю философии? 32

2.2. Протофилософия 33

2.3. Ранние греческие философы 33

2.4. Сократ 38

2.5. Платон 40

2.6. Аристотель 42

2.7. Киники 44

2.8. Древняя философия после Аристотеля 44

2.9. Философия средневековья 46

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 49

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 49

3.2. Ф. Бэкон 51

3.3. Р. Декарт 53

3.4. Б. Спиноза 54

3.5. Т. Гоббс 56

3.6. Д. Локк 56

3.7. Г. Лейбниц 58

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 59

3.9. Вольтер и Руссо 60

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 61

3.11. И. Кант 62

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 66

4.1. Гегель 66

4.2. Послегегелевская философия 70

4.3. О. Конт 71

4.4. Л. Фейербах 72

4.5. Марксистская философия 73

4.6. А. Шопенгауэр 83

4.7. С. Кьеркегор 84

4.8. Ф. Ницше 84

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 90

5.1. Общая характеристика русской философии 90

5.2. Западники и славянофилы 92

5.3. П. Я. Чаадаев 93

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 94

5.5. В. С. Соловьев 95

5.6. Н. А. Бердяев 96

5.7. Русский космизм 97

5.8. В. И. Ленин 98

ГЛАВА 6. Философия ХХ века 98

6.1. З. Фрейд 98

6.2. Феноменология 100

6.3. Экзистенциализм 100

6.4. Прагматизм 101

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 101

6.6. К. Поппер 102

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 103

6.8. Постмодернизм 104

6.9. Современная философская мысль 105

Раздел третий. Философская картина мира 107

ГЛАВА 7. Философское понимание мира 107

7.1. Картины мира 107

7.2. Бытие, существование 112

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 116

7.4. Источники построения категориальной картины мира 116

7.5. Категориальная структура мира 118

7.6. О категориальном детерминизме 119

7.7. Категориальная картина мира 122

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135

7.9. Материя и движение 139

ГЛАВА 8. Материя 141

8.1. Структура материи 141

8.2. Качество 147

8.3. Количество 150

8.4. Мера 158

8.5. Виды материи 162

8.6. Тело 164

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 165

8.8. Виды тела 174

8.9. Группа (групповая материя) 175

8.10. Мезоматерия 179

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 180

ГЛАВА 9. Движение 184

9.1. Общая характеристика движения 184

9.2. Пространство 189

9.3. Время 193

9.4. Виды движения 196

9.5. Развитие 203

ГЛАВА 10. Противоречие 209

10.1. Общая характеристика противоречия 209

10.2. Структура противоречия 213

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 220

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 227

10.5. Сложные (органические) противоречия 232

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 233

10.7. Золотая середина 236

10.8. Противоречия в мышлении 238

ГЛАВА 11. Становление 241

11.1. Общая характеристика становления 241

11.2. Становление и развитие 244

11.3. Возможность 248

11.4. Действительность 253

11.5. Закон и явление 256

11.6. Причина — действие — следствие 259

11.7. Вещь — свойство — отношение 267

11.8. Сущность 270

11.9. Форма и содержание 275

11.10. Старое и новое 276

11.11. Эволюция и революция 279

Раздел четвертый. Философия человека 285

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 285

12.1. Что такое человек? 285

12.2. Человек-общество-природа 286

12.3. Сущность человека 287

12.4. Происхождение человека 290

12.5. Организация человека 292

12.6. Типология человека 293

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 296

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 297

13.2. Смерть и бессмертие 302

13.3. Живая связь смертности и бессмертия 308

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 311

13.5. Потенциальное бессмертие 317

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 322

13.7. Активное долголетие 324

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 331

13.9. Человеческое счастье 335

13.10. Любовь 340

13.11. Человеческий смысл творчества 351

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 353

14.1. Гуманизм — философия человечности 353

14.2. Либерализм 358

14.3. Cвобода 363

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 378

15.1. Общество — взаимодействие людей 378

15.2. Структура общества 379

15.3. Государство 381

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 389

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 390

15.6. Отношения между людьми. Справедливость 391

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 393

15.8. Критика идей социализма и коммунизма 396

15.9. Мораль, право, политика 403

15.10. Золотое правило поведения 404

15.11. Добро и зло 413

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 424

15.13. О культуре поведения 428

15.14. Культура 431

15.15. Наука 434

15.16. Искусство 435

15.17. Религия 436

Об атеизме и свободомыслии 442

Мистика 443

15.18. Цивилизация 446

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 447

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 467

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 467

16.1. Деятельность 468

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 474

16.3. Цель, средство, результат 475

16.4. Субъект и объект 479

16.5. Виды человеческой деятельности 483

16.6. Труд, отдых, игра, творчество 488

16.7. Психика 490

16.8. Сознание 495

16. 9. Воля 497

16.10. Язык 498

16.11. Опыт 499

ГЛАВА 17. Мышление 500

17.1. Как мы думаем? 500

17.2. Способности мышления 502

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 511

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 514

17.5. Вероятностное мышление 519

17.6. Ум (интуиция) 520

17.7. Разум (диалектическое мышление) 523

17.8. Категориальный строй мышления 534

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 551

ГЛАВА 18. Творчество 562

18.1. Жизнедеятельность 562

18.2. Сущность творчества 563

18.3. Познание 566

18.4. Индивидуальное и коллективное познание 574

18.5. Формы индивидуального познания 575

18.6. Наука (коллективное познание) 576

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 581

18.8. Практика 582

18.9. Игровая деятельность 588

18.10. Искусство (художественная деятельность) 590

18.11. Спорт 591

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 594

К разделу «Введение. Что такое философия?» 594

К разделу «История философии» 595

К разделу «Философская картина мира» 596

К разделу «Философия человека» 598

К разделу «Философия деятельности» 605

Разное 608

Пояснения и методические рекомендации 611

Литература 613

Книги автора 614

Указатель имен 616

Предметный указатель 620

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  2. Л. Е. Балашов учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20 Л. Е. Балашов.  Этика: Учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  3. Книга предназначена прежде всего для философов и ученых, занимающихся методологическими проблемами. Она может служить также в качестве учебного пособия по основам философии для студентов и аспирантов (1)

    Книга
    В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта версия, с одной стороны, продолжает линию Аристотеля-Гегеля в разработке философских категорий (исследовании категорий
  4. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (28)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (29)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.

Другие похожие документы..