Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственная служба занятости населения создана для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения граж...полностью>>
'Классный час'
Ведущий 1. Слышите, это звучит колокол памяти, колокол скорби. Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших г...полностью>>
'Публичный отчет'
+ + + + |Номер | Наименование статей | Денежные потоки | Денежные потоки | | | | за отчетный период | за предыдущий | | п/п | | | отчетный период | +...полностью>>
'Пояснительная записка'
Элективный курс «Web-дизайн» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов является расширением темы «Основы языка разметки гипертекста». Курс рас...полностью>>

1. Анкетирование учащихся. Вопросы анкеты: Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ ООШ №21

Копейск

Родительское собрание

«Правила и приемы, помогающие успешному общению со старшеклассниками»



Цели:

оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми старшего школь­ного возраста.

Задачи:

  1. побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, их потребностях, заботах, тревогах;

  2. познакомить родителей с советами психологов, педагогов-специалистов по общению с детьми, научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с детьми стар­шего школьного возраста.

Предварительная подготовка к собранию:

1. Анкетирование учащихся. Вопросы анкеты:

  • Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?

  • Чувствовал (а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?

  • Чье внимание для тебя важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?

  • С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?

  • Хотел (а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?

2. Изготовление памятки для родителей «Умеете ли вы общаться с детьми?»

3. Оформление классной комнаты с помо­щью учащихся (столы ставятся по кругу, го­товятся плакаты, схемы).

Ход собрания

В начале собрания классный руководитель обращается к родителям со вступительным словом (приветствие, сообщение темы собрания, краткое обоснование ее актуальности, задачи, которые предстоит решить в процессе совместной работы).

Классный руководитель:

В старших классах большая часть юношей и девушек ощущают настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают. По данным анкеты, которую я провела в нашем классе перед собранием, потребность в общении со взрослыми ощущают 10 человека из 15.

Основной смысл доверительного общения старшеклассников со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Для юношей и девушек главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Старшеклассники, как правило, любят своих родителей. Любых. Но на вопрос анкеты: «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители?» положительно ответили 25 человек из 28. Отвечая на вопрос: «Чье внимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», большинство детей поставили на первое место родителей.

Но в то же время, на вопрос: «Чувствовали вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» дали положительный ответ 11 из 15человек. В чем же проблема?

Согласитесь, что если, к примеру, юноши не считают возможным быть откровенными с родителями, виноваты в значительной степени старшие.

Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «я - мысли» (я хочу есть, я люблю это делать и т.д.). Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако, в силу определенных традиций, мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я - высказывания» в разговоре превращаются в «ты - высказывания» (вместо «я чувствую, что со мной поступают несправедливо», мы говорим партнеру — «ты - плохой» и т. п.). «Ты - высказыванием» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение превратить «я - высказывания» в «ты - высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении. Самое опасное, повторюсь, состоит в том, что ответственность перекладывается на собеседника. Это вызывает неприятие им вашего утверждения, активное или пассивное. Под «я - высказыванием» будем понимать такой способ выразить словами свои чувства, мысли, переживания, которые являются альтернативными «ты - высказываниям», традиционно применяемым при конфликтах. Если «ты - высказыванием» перекладывается ответственность на другого, то «я - высказывание» позволяет обозначить проблему и принять ответственность на себя. Потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я - высказывания». Для удобства работы каждый из вас имеет небольшую методичку, которая поможет вам.

Например, при невыполнении некоторых домашних обязанностей распространенным является следующее «ты - высказывание»: «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестал что-либо делать по дому!» Для того чтобы получить «я - высказывание», вам необходимо дать точное определение своего чувства в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. «Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся, что я не пустила тебя на дискотеку?» — это уже «я - высказывание».

Работа родителей в группах по преобразованию «ты - высказывания» в «я - высказывание».

«Ты - высказывание»

«Я - высказывание»

Почему все должна делать я? (Обида)

Мне нужна твоя по­мощь... (Без обиды)

Ты выполнил свои домашние задания?

Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь?

Когда ты перестанешь поздно приходить домой?

Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься

Где ты был?

Тебе все равно, что я думаю

Итак, «я - высказывания» — условие прямоты и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению, новым возможностям в улучшении взаимоотношений.

Рассмотрим еще одну сторону общения. Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, язык программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык. Это язык жестов, мимики и телодвижений человека.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляются за счет невербальных средств выражения (позы, жесты, мимика, звуки, интонации) и только 20—40% передается с помощью вербальных (слов). С помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов — различное отношение к ней. Эти данные заставляют нас обратить внимание на значение жестов и мимики человека.

Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютнее, соблюдайте хорошее правило: «Держи дистанцию». Социальные психологи выделили следующие зональные пространства:

  1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон она самая главная, поскольку именно ее человек охраняет как свою собственность. Допускается проникновение в эту зону только тех лиц, которые находятся в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.

  2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках, приемах и т.д.

  3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.

  4. Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуем свое сообщение большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории (объяснение иллюстрируется соответствующим схематическим изображением на плакате). Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов является сигнал, передаваемый ладонью человека. Существуют три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указывающего перста. Рассмотрим различие между этими тремя положениями на следующем примере: предположим, вам надо попросить кого-либо поднять коробку и переставить ее на другое место в комнате. Допустим, что использовать при этом мы будем одни и те же слова, говорить их одним тоном и с одним выражением лица. Меняться будет только положение ладони. Положение открытой ладони вверх — есть доверительный, не угрожающий жест. Человек, которого вы попросили передвинуть коробку, не почувствует никакого давления, он воспримет это как просьбу с вашей стороны. Когда ладонь повернута вниз, в вашем жесте немедленно появится оттенок начальственности. У человека, которому вы адресовали просьбу, возникнет ощущение, что он получил приказ передвинуть коробку, и может даже почувствовать враждебность к вам. Еще одно значение имеет перстоуказывающий жест. Это жест, с помощью которого человека принуждают к подчинению. Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь от нее избавиться, избрав положение ладони вверх или вниз, и вы увидите, что добьетесь больших успехов в отношениях с другими людьми.

Испокон веков ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью, доверчивостью. Когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной.

А вот другая ситуация: ребенок, спорящий со своими родителями. Какой жест используется чаще? Папа стоит в позе «руки на пояс». Это один из наиболее характерных жестов, используемых для передачи агрессивного отношения. Поза усиливается, если ноги расставлены широко, а пальцы сжаты в кулаки. Пиджак расстегнут и откинуты полы — чисто агрессивная поза, застегнутый пиджак при агрессивной позе выражает сильное расстройство.

Я рекомендую вам познакомиться с книгой Алана Пиза «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» (М., 1997), которая дает первичные знания о языке телодвижений, и предлагаю заняться собственным исследованием, чтобы пополнить свои знания и практические умения.

В заключение попробуйте решить педагогическую задачу, используя ту информацию, которую вы сегодня получили.

Ситуация. Дочь пришла из школы и обращается к маме.

Дочь:

Мама, я хочу тебе рассказать что-то важное.

Мама:

Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова.

— Как вы бы ответили и что бы сделали на месте мамы?

(Классный руководитель принимает все точки зрения, не комментируя их, и, конечно, благодарит за работу).

— А теперь закончите фразы:

«Теперь я знаю...»

«В вопросах общения с ребенком я буду...»

«Мне больше всего запомнилось...»

«Я нашел ответ на...»

Думаю, мы с вами решили сегодня несколько трудных вопросов, возникающих в процессе общения. С социально-психологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни: как человек общается — во многом такова и его судьба. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях с другими. К сожалению, в повседневном общении родители нередко выступают в роли сурового оценщика и судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом или жестом, внимательным выслушиванием, стремлением вникнуть и понять. Последнее не означает согласия. Но на основе понимания позиции ребенка можно строить и возражения, если они возникли. Увы, возражения иному мнению нередко предшествуют его пониманию. Вряд ли можно ожидать в этом случае развития диалога, общения-сотрудничества.

Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко «Милый Эп»: «...Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!» Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современный подросток – кто он?

    Документ
    Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
  2. «Современный подросток кто он?»

    Документ
    Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
  3. Вопросы и задания (3)

    Учебное пособие
    Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Ли Кэрролл, Джен Тоубер – Дети индиго. 10 лет спустя

    Документ
    Дети индиго — яркие, живые, сильные и жизнерадостные — стали символом нового времени, эпохи роста осознанности и раскрытия внутренних сил человека. За прошедшие десять лет Дети индиго превратились в подростков.
  5. Содержание Введение (11)

    Литература
    По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Другие похожие документы..